Организация социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами музыкотерапии
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 04.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ 6
1.1. Понятие детей с ограниченными возможностями 6
1.2. Понятие и сущность социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 10
1.3. Музыкотерапия как технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями 25
Вывод по главе 1. 29
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Комплекс упражнений музыкотерапии для работы с детьми с ограниченными возможностями 48
2.3. Результаты опытно–экспериментальной работы 51
Вывод по главе 2. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Детям показывают лестницу, просят поместить фигурку на определенную ступень, объясняет условия тестирования:верхнюю ступеньку заняли лучшие дети;среднюю ступеньку (вторую, третью) занимают хорошие дети;четвертую занимают ни плохие, ни хорошие;последнюю ступеньку (пятую, шестую) заняли плохие дети.После выполнения тестирования, результаты обрабатываются и делаются выводы. Каждая ступень имеет интерпретацию (истолкование):Первая ступень – показатель завышенной самооценки. Показатель является нормой для дошкольников. Ученику трудно проводить анализ собственной личности. Родители часто его хвалят, говорят: «Ты лучше остальных детей». Доверяя мнению семьи, малыш выбирает верхнюю ступеньку.Вторая - третья ступеньки рассказывают об адекватной самооценке. Дети понимают - они занимают эту позицию, потому что отличаются примерным поведением, помогают родителям, доброжелательно относятся к окружающим, положительно оценивают свои поступки.Четвертая ступень является крайней нормой, говорит про слегка заниженную самооценку. Эту позицию ребенок занимает из-за проблем во взаимоотношениях с людьми, которых считает главными. Ребенок испытывает эмоциональный стресс.Пятая - шестая ступеньки показывают заниженную самооценку. Нужно учитывать факторы, искажающие результаты. Тестирование может проводиться после недавней ссоры, когда ребенок чувствует собственную вину. Скорее всего, через пару дней ребенок даст противоположные ответы. Педагогу нужно провести беседу, выяснить, является ли оценка временной. Возможно, существуют причины, которые заставляют его быть «плохим».Седьмая ступень является показателем критически низкой самооценки. Ребенок испытывает эмоциональное стресс, постоянно выслушивает критику педагогов, осуждения семьи, неодобрение сверстников. Таким детям необходима психологическая помощь. В таблице 3 приведены результаты проведения методики «Лесенка»Таблица 3. Результаты проведения методики «Лесенка»Имя ребенкаРезультатКарина И.4 ступеньИгорь И.4 ступеньВика С.5 ступеньИнга Ф.5 ступеньАрсений П.6 ступеньТаким образом, у 2 детей из 5 слегка заниженная самооценка, у 3 детей - заниженная. В таблице 4 приведено обобщение результатов проведенной диагностикиТаблица 4. Результаты констатирующего экспериментаРисунок семьиЯ в одиночествеЯ среди родственниковОтсутствие Я фигуры221ПаровозикНегативное псих.сост.Негативное псих.сост. низкой степениНегативное псих.сост. средней степениПозитивное псих.сост.1121Лесенка4 ступень5 ступень6 ступень221Таким образом, результаты исследования показали, что для детейс ОВЗ характерны:эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье, высокий уровень тревожности, пониженное настроение, страх, низкая адаптация в новой социальной среде. повышенный уровень агрессии и неуверенности в себе.слегка заниженная и заниженнаясамооценка2.2. Комплекс упражнений музыкотерапии для работы с детьми с ограниченными возможностямиВ практике музыкальной терапии с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, могут успешно сочетаться игровые, психоаналитические методики, метод направленных фантазий, метод внушения и т.д. такое комплексное воздействие позволяет психотерапевту физической сторон детей. Приведём ряд методов, которые могут успешно применяться в работе с дошкольниками, имеющими ОВЗ. Музыка и релаксация - дети нуждаются в том, чтобы их научили воздействовать ан все струны душевной и расслабляться так же, как и взрослых, так как дети бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению. Релаксация может применяться на сеансах музыкальной терапии как в чистом виде, так и в сочетании с другими приёмами. Медитация – один из успешных способов обучения детей расслаблению. Она может использоваться в начале сеанса музыкальной терапии для настройки. Сеанс музыкальной терапии может быть объединён единым сюжетом, и тогда медитация вводит в него ребёнка, настраивает его, позволяет сосредоточиться. Нами был проведен комплекс упражнений музыкальной терапии для детей в ОВЗ.1. Медитативное упражнение «Океан» - детям предлагается закрыть глаза и ощутить себя в океане голубого цвета, почувствовать и поверить, что ребёнок – волна в этом океане или какой-нибудь персонаж подводного мира созерцающий красоты океана, выполняющий простые неторопливые действия (передвижение, плавание, качание и т.д.) Упражнение выполняется в удобной для детей позе, для фона используется музыка для релаксации, которая может включать в себя запись природных шумов – морской прибой, голоса дельфинов, чаек и т.д. Музыку можно с успехом использовать в методе направленных фантазий В.Оклендер. Фантазии чрезвычайно важны и ценны для развития ребёнка. Они применяются как терапевтическое средство, музыка при этом может звучать фоном или органично вплетаться в задание. Фантазировать можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. К фантазиям помимо музыки побуждают и другие виды искусства, которые могут использоваться на сеансах музыкальной терапии, например, живопись. Придуманные детьми истории излагаются: в виде импровизационных сценок-спектаклей с участием детей;в устной форме в виде рассказов;в рисунках, лепке, аппликации;в виде импровизации на музыкальных инструментах;в двигательной, песенной импровизации и др.После фантазий обязательно проводится беседа с ребёнком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т.д. 2. Фантазия «Пещера» - проводится с закрытыми глазами, музыка используется как фон. Музыкотерапевт вводит ребёнка в медитативное состояние, предлагая отправиться в путешествие через горы, лес. На пути встречается пещера, где на дверях есть табличка с именем ребёнка, за дверью – его дом. Ребёнку предлагается пройти в этот дом, осмотреться. Что он там видит? Как себя чувствует? Хорошо там или нет? После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту. Формирование образа «Я» - эта техника создания и анализа ребёнком своего образа предполагает значительные психотерапевтические возможности. Главное в этой технике – научить ребёнка тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям его жизни. Первое упражнение из этой техники: игра «Я весь сотою из звуков». Ребенку предлагается выбрать из окружающих его музыкальных инструментов и звучащих предметов те, звучание которых, на его взгляд, наиболее подходит ему. Все выбранные психотерапевт выясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной инструмент.инструменты раскладываются вокруг ребёнка. При выполнении этого задания могут быть заданы более конкретные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Как ты звучишь?» и т.д. Ребёнок составляет из звучания нескольких инструментов и звучащих предметов свой автопортрет. Игра со своим самоидентификации. Звуковой портрет можно изменять по желанию ребёнка в ходе игры, тогда следует проанализировать, изменился ли звуковой образ и в какую сторону – к лучшему или нет. Второе упражнение – «Составь портрет». Ребёнку предлагается составить звуковым автопортретом способствует экспрессии и портрет мамы, папы, друга и т.д. с помощью ритма. Используются инструменты и предметы, из которых можно извлечь звук. Принцип работы как в предыдущем упражнении.3. Музыкальное моделирование «Морское путешествие» для коррекции состояния агрессии:Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: па-руса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм»)Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде. » (Чайковский «Баркаролла»)Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные! ». (Шостакович «Праздничная увертюра»)4. Терапевтическая игра. Лев охотится, лев отдыхает» Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва»). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев рас-крывает пасть. Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ло-жатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты) Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная»). «Львы засыпают». Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.2.3. Результаты опытно–экспериментальной работыС целью выявления эффективности результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента. Задачами данного этапа исследования являются:1. Выявить изменения (динамику) в психологическом состоянии и состоянии развития детей с ОВЗ;2. Определить качественные новообразования в развитиидетей с ОВЗ.Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим экспериментом и включал в себя следующие методы:1.Рисунок семьи2. Паровозик3. ЛесенкаРассмотрим результаты проведенного исследования:1. Рисунок семьи:1)«Я в одиночестве» – на рисунке присутствует только Я-фигура при полном отсутствии остальных членов семьи (1 человек);2)«Я среди родственников» – ребенок изображает себя среди других членов семьи (4 человека);3)«Отсутствие Я-фигуры» – ребенок не изображает себя на рисунке, что характерно для детей, испытывающих чувство непринадлежности к семье (0 человек).Графически особенности изображения «Я-фигуры» у воспитанников с ОВЗ представлены на рисунке 3.Рисунок 3 - Особенности изображения «Я-фигуры» у воспитанников с ОВЗТаким образом, большая часть испытуемых нарисовали себя в кругу семьи, что позволяет сделать вывод об улучшении эмоционального состояния детей с ОВЗ в кругу семьи.2. Паровозик.На рисунке 4 приведен анализ данных, полученных в результате проведения «Паровозик», для определения психоэмоционального состояния детей.Рисунок 4. – Анализ результатов по методике «Паровозик»Анализ результатов показал, что 2 ребенка находится в позитивном состоянии, 2 ребенка – в негативном психическом состоянии низкой степени,1 ребенок –в негативном психическом состоянии средней степени.Таким образом, в результате проведенного комплекса упражнений существенно снизилось количество детей в негативном психическом состоянии, что позволяет говорить об эффективности музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.3. Лесенка.В таблице 5 и на рисунке 5 приведены результаты проведения методики «Лесенка»Таблица 5. Результаты проведения методики «Лесенка»Имя ребенкаРезультатКарина И.3 ступеньИгорь И.3 ступеньВика С.4 ступеньИнга Ф.4 ступеньАрсений П.3ступеньРисунок 5. – Анализ результатов проведения методики «Лесенка»Таким образом, у 3 детей из 5 (60%) уровень самооценки поднялся до адекватной, у 2 детей (40%) – слегка заниженная самооценка. В таблице 6 приведено обобщение результатов контрольного этапа эксперимента.Таблица 6. Результаты контрольного этапа экспериментаРисунок семьиЯ в одиночествеЯ среди родственниковОтсутствие Я фигуры140ПаровозикНегативное псих.сост.Негативное псих.сост. низкой степениНегативное псих.сост. средней степениПозитивное псих.сост.0212Лесенка3 ступень4ступень32Сравним полученные данные с данными, полученными на этапе констатирующего эксперимента.Полученные результаты приведем в таблице 7.Таким образом, применение методики «Рисунок семьи» на этапе констатирующего эксперимента показало, что количество детей с отсутствием «Я-фигуры» сократилось с 1 до 0, количество детей с «Я в одиночестве»сократилось с 2 до 1 ребенка, количество детей с«Я среди родственников» увеличилось с 2 до 4. Это свидетельствует об улучшении психологического климата в окружении детей с ОВЗ.Применение методики «Паровозик» на этапе констатирующего эксперимента показало, что число детей, находящихся в негативном психическом состоянии уменьшилось с 1 до 0, в негативном психическом состоянии средней степени – с 2 до 1. При этом увеличилось количество детей в негативном психическом состоянии низкой степени – с 1 до 2, и в позитивном психическом состоянии - с 1 до 2.Таблица 7. Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментаКонстатирующий экспериментКонтрольный эксперимент Рисунок семьиРисунок семьиОтсутствие Я фигурыЯ в одиночествеЯ среди родственниковЯ в одиночествеЯ среди родственниковОтсутствие Я фигуры122140ПаровозикПаровозикНегативное псих.сост.Негативное псих.сост. низкой степениНегативное псих.сост. средней степениПозитивное псих.сост.Негативное псих.сост. низкой степениНегативное псих.сост. средней степениПозитивное псих.сост.1121212ЛесенкаЛесенка6 ступень5 ступень4 ступень4 ступень3 ступень12223Применение методики «Лесенка» на этапе констатирующего эксперимента показало, что у 3 детей из 5 уровень самооценки поднялся до адекватной, у 2 детей – слегка заниженная самооценка.Таким образом, можно сделать вывод, что проведенный комплекс упражнений музыкотерапии в целом положительно сказался на психо-эмоциональном положении детей с ОВЗ, улучшил их психологическое состояние и настроение, увеличил уровень самооценки уверенности в себе, снизил степень тревожности, страха и агрессии.Вывод по главе 2.Результаты исследования показали, что для детейс ОВЗ характерны: эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье, высокий уровень тревожности, пониженное настроение, страх, низкая адаптация в новой социальной среде;повышенный уровень агрессии и неуверенности в себе; слегка заниженная и заниженнаясамооценка.Нами был проведен комплекс упражнений, направленные на улучшение психико-эмоционального состояния детей с ОВЗ, который включал в себя: медитативное музыкальное упражнение «Океан», музыкальную фантазию «Пещера»,музыкальную игру «Я весь сотою из звуков», музыкальное упражнение «Составь портрет», музыкальное моделирование «Морское путешествие», терапевтическую музыкальную игру«Лев охотится, лев отдыхает».Проведенный комплекс упражнений музыкотерапии в целом положительно сказался на психо-эмоциональном положении детей с ОВЗ, улучшил их психологическое состояние и настроение, увеличил уровень самооценки уверенности в себе, снизил степень тревожности, страха и агрессии.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Дети с ОВЗ - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.Проблемы детей с ОВЗ приходится решать их родителям, хотя в наши дни общество начинает проявлять внимание к таким семьям. Их развитием – как органическим, так и психическим – необходимо заниматься регулярно, создавать им благоприятные условия для комфортного существования. Социальная поддержка детей с ОВЗ основывается на международных и отечественных правовых нормах.Социальная реабилитация детей с ОВЗ является деятельностью, направленной на то, чтобы восстановить способности детей к полноценному осуществлению их социальных функций. Социальная реабилитация является сложным процессом, который требует большого количества времени и сил, а также правильной организации всех мероприятий и их комплекса.Музыкотерапия - это технология социальной реабилитации детей с ОВЗ, состоящая в контролируемом использовании музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей с ОВЗ. Основной целью музыкотерапии в работе с детьми, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления: коррекция отклонения психоэмоциональной сферы; оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях; коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.); помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение его художественно-эстетических потребностей.Результаты исследования показали, что для детейс ОВЗ характерны: эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье, высокий уровень тревожности, пониженное настроение, страх, низкая адаптация в новой социальной среде;повышенный уровень агрессии и неуверенности в себе; слегка заниженная и заниженнаясамооценка.Нами был проведен комплекс упражнений, направленные на улучшение психико-эмоционального состояния детей с ОВЗ, который включал в себя: медитативное музыкальное упражнение «Океан», музыкальную фантазию «Пещера»,музыкальную игру «Я весь сотою из звуков», музыкальное упражнение «Составь портрет», музыкальное моделирование «Морское путешествие», терапевтическую музыкальную игру«Лев охотится, лев отдыхает».Проведенный комплекс упражнений музыкотерапии в целом положительно сказался на психо-эмоциональном положении детей с ОВЗ, улучшил их психологическое состояние и настроение, увеличил уровень самооценки уверенности в себе, снизил степень тревожности, страха и агрессии.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28, ст. 3359Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг: национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53874-2010 «» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 г. N 254-ст)//СПС ГарантНаучная литератураАкатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 368 с.; Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника [Текст] / Г.И. Анисимова. – Ярославль.: Академия развития, 2005. – 96 с.Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / И.М.Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатова. – 3-е изд., стер. – Москва: «Академия», 2013Аствацатурова М.А., Дзахова Л.Х. Проблемы и противоречия партийного участия в модернизации политической системы современной России //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. №2. С. 11-15.Байматов П.Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дисс. канд. юрид. наук. Тюмень 2016 г.Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 61-66.Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства [Текст] / В.М. Бехтерев. – М.:1916. – 231 с.Бочарова О.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011Вострикова Т.П. Особенности личности подростков с компьютерной зависимостью / Т.П. Вострикова, А.С. Саблина // Информационно-коммуникативное пространство и человек: Материалы международной научно-практической конференции 15–16 апреля 2011года. – Пенза – М. – Витебск: Социосфера, 2011. – С. 24–28.Гапонов И.О. Теоретичесие аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении//Гогоберидзе, А.Г. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. – М, 2010. – №3.– 66 с.Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002Гричук, А.Г. Система показателей оценки деятельности учреждений социального обслуживания / А.Г. Гричук, И.А. Кизина // Чиновник. – 2014. - №3.Дробот Ю.В. Методы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья// Социальная реабилитация детей-инвалидов в рамках комплексной реабилитации. Сборник материалов интернет-конференции. – Ставрополь: Бюро новостей, 2018. – С 48-51Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб.пособие. Балашов: Николаев, 2012. 80 с.;Ефремов А.Ю., Герасимов Н.Л. Психологические особенности консультативной работы по вопросам медико-социальной экспертизы. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 35-37.Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: ИД МГУКИ, 2007. – 480 с.Жукова, Т.Н. Организация межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы в комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / Т.Н. Жукова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 57-60.Журавлева, Г.В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 69-77.Зайфиди, П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания [Текст] / П.К. Зайфиди // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 16-21.Значение медико-социальной реабилитации для восстановления социального статуса людей с ограниченными возможностями [Текст]: учебное пособие / А. Г. Рытов, О. П. Рытова. - Самара: Офорт, 2013. - 130 сКайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка [Текст] / В.И. Кайгородова // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 67-79.Каденкова Е.А. Понятие «социальная реабилитация»: теоретический аспект // Научные исследования: от теории к практике : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 март 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 135-138.Кроткова, А. В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 33-42.Курбатов В.И. Под общей ред. проф. В.И.Курбатова. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 576 сЛапшина, Е.В. Комплексный подход к социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната [Текст] / Е. В. Лапшина // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 78-81.Логинова, Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации инвалидов [Текст] / Н.В. Логинова // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 33-37.Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата / Е. Е. Мачульская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 441 с.Морозова, В.А. Опыт работы педиатрического бюро по социально-педагогической реабилитации детей с инвалидностью / В.А. Морозова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2014. — №4. – С. 10-15.Мюллер Н.В. Индивидуальная программа реабилитации инвалида -инструмент реформирования системы услуг комплексной реабилитации//Новые знания. 2004. -№4. С. 22-26.Назарова Н.М. Специальная педагогика. В 3 томах. Том 2. Общие основы специальной педагогики: учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 352 с.Некоторые вопросы социально-педагогического воздействия при проведении комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / А. И. Рыжков, В. А. Горобцов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2008. - № 2. - С. 53-56.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.Основы реабилитации : учеб.пособие для студ. учреждений сред. мед. проф. образования / М.А.Еремушкин. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. —208 с.; Панов, А. М. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации: этапы формирования, современное состояние и перспективы развития [Текст] / А. М. Панов // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2010. - N 2. - С. 138-148.Сабанов З.М, Психологическая реабилитация инвалидов//Социологические науки - №52-1 – 2016 – С. 33-37Сабанов З.М. Создание доступной среды для инвалидов //Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 182-183.Секретова Л.В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 195. – 2013. – С.47-55.Социологический энциклопедический словарь. -М., 1998.Теория социальной работы : учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. — М. : Издательство Юрайт, 2014– С. 141Холостова, А И. Осадчих. М. Институт социальной работы, М 1996;Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.72-80.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28, ст. 3359
3. Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг: национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53874-2010 «» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 г. N 254-ст)//СПС Гарант
Научная литература
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 368 с.;
5. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника [Текст] / Г.И. Анисимова. – Ярославль.: Академия развития, 2005. – 96 с.
6. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / И.М.Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатова. – 3-е изд., стер. – Москва: «Академия», 2013
7. Аствацатурова М.А., Дзахова Л.Х. Проблемы и противоречия партийного участия в модернизации политической системы современной России //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. №2. С. 11-15.
8. Байматов П.Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дисс. канд. юрид. наук. Тюмень 2016 г.
9. Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 61-66.
10. Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства [Текст] / В.М. Бехтерев. – М.:1916. – 231 с.
11. Бочарова О.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011
12. Вострикова Т.П. Особенности личности подростков с компьютерной зависимостью / Т.П. Вострикова, А.С. Саблина // Информационно-коммуникативное пространство и человек: Материалы международной научно-практической конференции 15–16 апреля 2011года. – Пенза – М. – Витебск: Социосфера, 2011. – С. 24–28.
13. Гапонов И.О. Теоретичесие аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении//
14. Гогоберидзе, А.Г. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. – М, 2010. – №3.– 66 с.
15. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002
16. Гричук, А.Г. Система показателей оценки деятельности учреждений социального обслуживания / А.Г. Гричук, И.А. Кизина // Чиновник. – 2014. - №3.
17. Дробот Ю.В. Методы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья// Социальная реабилитация детей-инвалидов в рамках комплексной реабилитации. Сборник материалов интернет-конференции. – Ставрополь: Бюро новостей, 2018. – С 48-51
18. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб.пособие. Балашов: Николаев, 2012. 80 с.;
19. Ефремов А.Ю., Герасимов Н.Л. Психологические особенности консультативной работы по вопросам медико-социальной экспертизы. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 35-37.
20. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: ИД МГУКИ, 2007. – 480 с.
21. Жукова, Т.Н. Организация межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы в комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / Т.Н. Жукова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 57-60.
22. Журавлева, Г.В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 69-77.
23. Зайфиди, П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания [Текст] / П.К. Зайфиди // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 16-21.
24. Значение медико-социальной реабилитации для восстановления социального статуса людей с ограниченными возможностями [Текст]: учебное пособие / А. Г. Рытов, О. П. Рытова. - Самара: Офорт, 2013. - 130 с
25. Кайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка [Текст] / В.И. Кайгородова // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 67-79.
26. Каденкова Е.А. Понятие «социальная реабилитация»: теоретический аспект // Научные исследования: от теории к практике : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 март 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 135-138.
27. Кроткова, А. В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 33-42.
28. Курбатов В.И. Под общей ред. проф. В.И.Курбатова. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 576 с
29. Лапшина, Е.В. Комплексный подход к социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната [Текст] / Е. В. Лапшина // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 78-81.
30. Логинова, Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации инвалидов [Текст] / Н.В. Логинова // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 33-37.
31. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.
32. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата / Е. Е. Мачульская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 441 с.
33. Морозова, В.А. Опыт работы педиатрического бюро по социально-педагогической реабилитации детей с инвалидностью / В.А. Морозова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2014. — №4. – С. 10-15.
34. Мюллер Н.В. Индивидуальная программа реабилитации инвалида -инструмент реформирования системы услуг комплексной реабилитации//Новые знания. 2004. -№4. С. 22-26.
35. Назарова Н.М. Специальная педагогика. В 3 томах. Том 2. Общие основы специальной педагогики: учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 352 с.
36. Некоторые вопросы социально-педагогического воздействия при проведении комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / А. И. Рыжков, В. А. Горобцов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2008. - № 2. - С. 53-56.
37. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.
38. Основы реабилитации : учеб.пособие для студ. учреждений сред. мед. проф. образования / М.А.Еремушкин. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. —208 с.;
39. Панов, А. М. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации: этапы формирования, современное состояние и перспективы развития [Текст] / А. М. Панов // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2010. - N 2. - С. 138-148.
40. Сабанов З.М, Психологическая реабилитация инвалидов//Социологические науки - №52-1 – 2016 – С. 33-37
41. Сабанов З.М. Создание доступной среды для инвалидов //Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 182-183.
42. Секретова Л.В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 195. – 2013. – С.47-55.
43. Социологический энциклопедический словарь. -М., 1998.
44. Теория социальной работы : учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. — М. : Издательство Юрайт, 2014– С. 141
45. Холостова, А И. Осадчих. М. Институт социальной работы, М 1996;
46. Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.72-80.
Вопрос-ответ:
Какие дети относятся к категории "дети с ограниченными возможностями"?
Дети с ограниченными возможностями - это дети, у которых имеются физические, психические или интеллектуальные особенности, которые могут ограничивать их возможности в учебе, общении или самообслуживании.
Как определить понятие и сущность социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями?
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями - это комплексный подход, который направлен на восстановление и развитие физических, психических и социальных функций детей, а также на их социализацию и адаптацию к общественной жизни.
Как музыкотерапия может быть использована в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями?
Музыкотерапия является эффективным средством социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Она помогает им развивать коммуникативные, когнитивные, моторные и эмоциональные навыки, а также улучшает их самооценку и общение с окружающими.
Какой вывод можно сделать по главе 1 статьи?
Из главы 1 статьи можно сделать вывод, что социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями с использованием музыкотерапии является эффективным методом помощи этим детям. Музыкотерапия позволяет развивать их потенциал, улучшать их качество жизни и облегчать их интеграцию в общество.
Какие технологии социальной работы используются в музыкотерапии с детьми с ограниченными возможностями?
В музыкотерапии с детьми с ограниченными возможностями применяются различные технологии социальной работы, такие как музыкально-игровая терапия, эмоциональная регуляция через музыку, музыкальное импровизирование и другие. Эти технологии помогают детям выражать свои чувства, развивать творческое мышление и участвовать в социальных взаимодействиях.
Что такое социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями?
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями - это процесс обеспечения условий и развития у детей с особыми потребностями навыков, знаний и навыков, позволяющих им полноценно функционировать в обществе и общаться с окружающими. Это включает в себя оказание поддержки в социальной адаптации, образовании, трудоустройстве и включение в различные социальные сферы.
Чем музыкотерапия помогает детям с ограниченными возможностями?
Музыкотерапия помогает детям с ограниченными возможностями в развитии их физических, психических, социальных и эмоциональных навыков. Музыка стимулирует мозг и способствует развитию координации движений, речи, восприятия и самовыражения. Она также способствует облегчению стресса и тревоги, а также улучшает настроение и самооценку детей.
Какие навыки могут быть развиты у детей с ограниченными возможностями с помощью музыкотерапии?
Музыкотерапия может помочь в развитии следующих навыков у детей с ограниченными возможностями: координация движений, речь и коммуникативные навыки, восприятие и понимание музыки, самовыражение и самоанализ, память и концентрация, улучшение физического состояния и моторики. Также музыка может помочь детям в оказании эмоциональной поддержки, улучшении самооценки и социализации.