Средний класс как потребитель
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой работы с поведением потребителей 4
1.1. Факторы, влияющие на поведение потребителей 4
1.2. Методы исследования потребительских предпочтений 6
ГЛАВА 2. Особенности среднего класса как потребителя 10
2.1. Понятие и особенности среднего класса как потребителя 10
2.2. Маркетинговые подходы в работе со средним классом 15
ГЛАВА 3 Исследование потребительских предпочтений среднего класса на примере спортивных кроссовок 22
3.1. Описание исследования 22
3.2. Анализ результатов исследования 23
Заключение 25
Список литературы 26
Приложения 28
Таким образом, можно говорить, что применение принципов дизайн-мышления в маркетинге на сегменте среднего класса может быть особенно эффективно за счет высокой восприимчивости этого сегмента к решениямс творческим подходом.При организации маркетинговой деятельности на сегменте среднего класса необходимо учитывать факторы, оказывающие сдерживающее влияние на принятие решения о покупке. 1.Финансовые: как правило, потребитель должен распланировать ограниченный личный или семейный бюджет таким образом, чтобы были реализованы все повседневные нужды (питание, одежда, транспорт, лекарства) и обеспечены обязательные платежи: коммунальные и обязательства по кредитам. Если покупка не вписывается в число обязательных, финансовый фактор становится одним из сдерживающих. 2.Информационные: часто недостаток информации о товаре мешает принятию решения о покупке. Недостаток может быть следствием некорректно составленных рекламных материалов, личностными барьерами восприятия потребителя, либо недостатком информации о продукте на рынке в целом.3.Факторы среды: включает в себя климатические условия, особенности городской инфраструктуры, глобальные финансовые тенденции и тп. Например, удаленность точки продаж от основных городских магистралей может стать препятствием для решения о покупке. Как уже отмечалось, в условиях финансового кризиса россияне приняли решение экономить на большинстве категорий товаров повседневного спроса. При этом, как отмечают исследователи, решение об экономии принималось представителями среднего класса не только на фоне фактического снижения доходов, но и «профилактически», из-за высокой финансовой неопределенности в будущем [1]. 4.Социокультурные: сдерживающее влияние могут оказывать культурные установки социального окружения. Например, традиции в питании, обусловленные религиозными установками, могут быть барьером для употребления в пищу тех или иных продуктов и соответственно их покупке. По аналогичным причинам потребитель может отказываться от покупки определенных видов, цветов и фасонов одежды, растений, книг итп. 5.Личностные - группа с самым мощным влиянием на решение о покупке, как положительным, так и отрицательным, и, при этом, менее всего подверженная внешнему влиянию. Личностные факторы, перечисленные выше как положительные, в случае, если характеристики продукта не воспринимаются положительно личностными установками, будут оказывать негативное, сдерживающее влияние той же силы.ГЛАВА 3 Исследование потребительских предпочтений среднего класса на примере спортивных кроссовок3.1. Описание исследованияЗадачей исследования было выявить потребительские предпочтения покупателей кроссовок элитных брендов Nike, Adidas и Reebok и определить, насколько кроссовки этих брендов удовлетворяют этим предпочтениям. Исследование проводилось по методу «идеальной точки». Суть метода заключается в том, что покупателя просят составить описание «идеального», по его мнению, товара из нескольких атрибутов (наиболее важных характеристик товара), а затем оценить исследуемые марки на по тем же атрибутам. Для исследования составляется шкала оценки атрибутов. На ней респонденты размещают оценку идеального товара или услуги, и на ней же – оценку товара исследуемого. Чем ближе оценка товара к оценке товара идеального, тем лучше исследуемый товар соответствует ожиданиям покупателей. При исследований по методу «идеальной точки» применяется униполярная шкала, то есть начинающаяся с нуля. Это делается для верной оценки важности выбранных атрибутов. Оценка «абсолютно не важен» соответствует значению «ноль» на шкале. Для обработки результатов при исследовании используется формула 1. (1)где Ао - установки относительно объекта;Wi - значимость атрибутаi;Ii - идеальное значение атрибутаi;Xi - представление о фактической величине атрибутаi;n - число значимых атрибутов.Последовательность проведения замеров по методу идеальной точке следующая: Определение перечня важных для покупателей характеристикОпределение идеальных значений характеристикОценка исследуемых марок по величине важных характеристикИдеальная, или утопическая точка в данном случае –это идеальный, по мнению покупателя, товар, обладающий сразу всеми важными идеальными характеристиками. При исследовании по методу «идеальной точки» измеряются следующие показатели:мнение потребителей о значении атрибута марки товарауровень важности атрибутов для покупателейзначение атрибутов идеальной марки в представлении покупателяИсследование по данной методике позволяет выявить представления покупателей о желаемых характеристиках товара, определить насколько исследуемая марка соответствует идеальному профилю и по каким параметрам отличается от него. Исследование проводилось путем опроса 10 респондентов. Принадлежность респондента к среднему классу определялась путем фильтрующих вопросов: расходы на питание менее 50% и интеллектуальный (не физический) труд в качестве основного профессионального занятия. Опрос проводился в 2 этапа: на первом этапе выявлялись атрибуты, важные для потребителей при выборе спортивных кроссовок. Опросный лист приведен в Приложении 1. Для дальнейшего исследования выбирались атрибуты, набравшие не менее 10% голосов при первом опросе. использовались опросные листы для определения идеальной точки, важности каждого из атрибутов и оценка атрибутов каждого из выбранных брендов Nike, Adidas и Reebok. Опросные листы приведены в Приложении 2. 3.2. Анализ результатов исследованияПо результатам первого опроса были выделены шесть атрибутов, отмеченных потребителями как наиболее важные при выборе кроссовок:Современный и модный дизайнДышащийЭргономичная подошваМягкиеПрочныеДоступные по ценеПо этим атрибутам был проведен второй опрос для оценки атрибутов. Данные приведены в таблице1. Таблица 1. Данные исследования брендов кроссовок по методу идеальной точки.АтрибутВажность (Wi )Идеальная точкаПредставления (Xi) (Ii)AdidasNikeReebok ВСовременный и модный дизайн5,33,65,34,84,4Дышащий4,35,44,55,14,2Эргономичная подошва3,94,344,33,6Мягкие4,13,93,73,94,3Прочные5,54,54,14,54,7Доступные по цене3,74,93,74,34,3 Итого21,519,8717,09Как видно из данных таблицы, минимальное отклонение от идеальной точки показал бренд Nike (9,87). Результаты исследования брендов спортивных кроссовок графически представлены на рисунке 4. Рисунок 4. Результаты исследования брендов кроссовок по методу идеальной точки. Наибольшее отклонение от идеальной точки показал бренд Adidas (21,51), а бренд Reebok на средней позиции – 17,09. ЗаключениеВ работе рассмотрены основные признаки, характеристики и потребительские особенности представителей российского среднего класса. Установлено, что к среднему классу в РФ нужно относить семьи, которые тратят на питание менее 50% своего дохода и в которых работающие члены семьи заняты интеллектуальным трудом и обладают высокой степенью профессиональной квалификации. Показано, что в связи с необходимостью экономить, с которой столкнулся средний класс из-за финансового кризиса и роста потребительских цен, продолжающимся с 2014 года, необходимо искать новые маркетинговые подходы по работе с этим сегментом – например, применение дизайн-мышления при разработке товаров для этого сегмента. В работе проведено исследование трех премиальных брендов спортивных кроссовок по методу идеальной точки. Установлено, что наиболее важными атрибутами для представителей среднего класса являются: Современный и модный дизайнДышащийЭргономичная подошваМягкиеПрочныеДоступные по ценеПо итогам исследования , минимальное отклонение от идеальной точки показал бренд Nike, то есть можно утверждать, что именно он наиболее соответствует ожиданиям исследованных респондентов – представителей среднего класса. Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены. Список литературыАникеева Ольга Александровна Социальная стратификация современного российского общества и задачи социальной политики // Сервис в России и за рубежом. 2012. №1.Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. — СПб.: Изд-во Питер, 2007. 944 с.Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С.147-156.Дементьева И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. 2018. №1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-potrebitelskogo-povedeniya (дата обращения: 03.06.2019). Ильиных Е.М. Актуальные подходы к трактовке понятия "потребительское поведение" // Скиф. 2018. №3 (19). Ильиных С.А. Средний класс: критериальные показатели и стратегии поведения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. №3 (3). Кольган М.В., Пахоменков А.Е., Кунчубак Уулу Э. Исследование поведения потребителей и факторы, влияющие на них // Молодой исследователь Дона. 2016. №1. Маркеева А.В., Гавриленко О.В., Трансформация потребительских практик: новые сценарии потребительского поведения и способы организации торговых пространств // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. №2. Пецольдт К., Лукичева Т.А., Воробьева И.В. Российский средний класс: потребление в условиях рыночной нестабильности // ПСЭ. 2016. №4 (60).Попова Н.В., Соснова О.В. Поведение потребителей и маркетинговые коммуникации: ценностный подход // Traektoriâ Nauki = Path of Science. 2015. №5. Платонова Е.Н. Страна приросла бедностью, http://www.gazeta.ru/business/2015/06/12/6838965.shtml.Рагульский А.Д. К вопросу о предпочтениях потребителя: психологические установки и динамическое моделирование // Экономический анализ: теория и практика. 2014. №41 (392). Стеркин Ф., Базанова Е. PwC: Россияне не откажутся от кризисной привычки экономить // Ведомости. 19.06.2015. http:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/06/19/597045.Хачатуров А. Стабильно бедные // Новая Газета. 31.07.2016 № 83, http://www.novayagazeta.ru/economy/74024.html.Якорева А., Воронина А. Настоящая инфляция: как и на чем экономит средний класс // Журнал РБК. — 2016. — № 2Barton D., Yougang Ch., and Amy J. Mapping China's middle class. June 2013, .http://www.mckinsey.com/quarterly/overview.Chen Chen, and Qin Bo. The emergence of China's middle class: Social mobility in a rapidly urbanizing economy. Habitat International, 44, 2014, рр. 528-535 Li H. Emergence of the Chinese middle class and its implications. Asian Affairs: An American Review. Vol. 33, Iss. 2, 2006, pp. 67-83. Mthulli N., Lufumpa C.L., and Kayizzi-Mugerwa S. The Middle of the Pyramid: Dynamic of the Middle Class in Africa. AfDB Working Paper. Abebe. 2011The EU in the world 2015 — A statistical portrait, http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/The_EU_in_the_ world.Приложение 1Опросный лист для определения важных атрибутов товара «кроссовки»ВопросУкажите Ваш возраст23-27 лет27 - 35 лет37-45 лет46-55 летстарше 55 летУкажите Ваш полМужскойЖенскийПриобретаете ли вы спортивные кроссовки для личного использованияДА (продолжаем опрос)Нет (заменяем респонддента)Перечислите от 5 до 7 критериев, которые важны для вас при выборе кроссовокПриложение 2Опросный лист для исследования атрибутов марок Опросный лист 1W-важность атрибута0123456Современный и модный дизайнДышащийЭргономичная подошваМягкиеПрочныеДоступные по ценеОпросный лист 2I -Идеальная оценка01234567Современный и модный дизайнДышащийЭргономичная подошваМягкиеПрочныеДоступные по ценеОпросный лист 3Оценка атрибутов кроссовок Nike01234567Современный и модный дизайнДышащийЭргономичная подошваМягкиеПрочныеДоступные по ценеОпросный лист 4Оценка атрибутов кроссовок Adidas01234567Современный и модный дизайнДышащийЭргономичная подошваМягкиеПрочныеДоступные по ценеОпросный лист 5Оценка атрибутов кроссовок Reebok01234567Современный и модный дизайнДышащийЭкологичное производствоЭргономичная подошваМягкиеПрочныеДоступные по цене
1. Аникеева Ольга Александровна Социальная стратификация современного российского общества и задачи социальной политики // Сервис в России и за рубежом. 2012. №1.
2. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. — СПб.: Изд-во Питер, 2007. 944 с.
3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С.147-156.
4. Дементьева И.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. 2018. №1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-potrebitelskogo-povedeniya (дата обращения: 03.06.2019).
5. Ильиных Е.М. Актуальные подходы к трактовке понятия "потребительское поведение" // Скиф. 2018. №3 (19).
6. Ильиных С.А. Средний класс: критериальные показатели и стратегии поведения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. №3 (3).
7. Кольган М.В., Пахоменков А.Е., Кунчубак Уулу Э. Исследование поведения потребителей и факторы, влияющие на них // Молодой исследователь Дона. 2016. №1.
8. Маркеева А.В., Гавриленко О.В., Трансформация потребительских практик: новые сценарии потребительского поведения и способы организации торговых пространств // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. №2.
9. Пецольдт К., Лукичева Т.А., Воробьева И.В. Российский средний класс: потребление в условиях рыночной нестабильности // ПСЭ. 2016. №4 (60).
10. Попова Н.В., Соснова О.В. Поведение потребителей и маркетинговые коммуникации: ценностный подход // Traektoriâ Nauki = Path of Science. 2015. №5.
11. Платонова Е.Н. Страна приросла бедностью, http://www.gazeta.ru/business/2015/06/12/6838965.shtml.
12. Рагульский А.Д. К вопросу о предпочтениях потребителя: психологические установки и динамическое моделирование // Экономический анализ: теория и практика. 2014. №41 (392).
13. Стеркин Ф., Базанова Е. PwC: Россияне не откажутся от кризисной привычки экономить // Ведомости. 19.06.2015. http:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/06/19/597045.
14. Хачатуров А. Стабильно бедные // Новая Газета. 31.07.2016 № 83, http://www.novayagazeta.ru/economy/74024.html.
15. Якорева А., Воронина А. Настоящая инфляция: как и на чем экономит средний класс // Журнал РБК. — 2016. — № 2
16. Barton D., Yougang Ch., and Amy J. Mapping China's middle class. June 2013, .http://www.mckinsey.com/quarterly/overview.
17. Chen Chen, and Qin Bo. The emergence of China's middle class: Social mobility in a rapidly urbanizing economy. Habitat International, 44, 2014, рр. 528-535
18. Li H. Emergence of the Chinese middle class and its implications. Asian Affairs: An American Review. Vol. 33, Iss. 2, 2006, pp. 67-83.
19. Mthulli N., Lufumpa C.L., and Kayizzi-Mugerwa S. The Middle of the Pyramid: Dynamic of the Middle Class in Africa. AfDB Working Paper. Abebe. 2011
20. The EU in the world 2015 — A statistical portrait, http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/The_EU_in_the_ world.
Вопрос-ответ:
Какие факторы влияют на поведение потребителей?
Факторы, влияющие на поведение потребителей, могут быть различными, включая социальные, демографические, экономические, психологические и культурные факторы. Например, социальные факторы могут включать влияние роли, статуса и группы принадлежности на потребительское поведение. Экономические факторы могут включать доход, цены и доступность товаров и услуг. Психологические факторы могут включать мотивацию, восприятие, убеждения и предпочтения. Культурные факторы могут включать ценности, нормы, обычаи и традиции, которые могут варьироваться в разных культурах.
Какие методы используются для исследования потребительских предпочтений?
Для исследования потребительских предпочтений могут использоваться различные методы, включая анкетирование, опросы, наблюдение за поведением потребителей, фокус-группы и эксперименты. Анкетирование позволяет собрать данные о предпочтениях, мнениях и характеристиках потребителей. Опросы могут быть структурированными или полуструктурированными и позволяют получить более подробную информацию о предпочтениях и мнениях потребителей. Наблюдение за поведением потребителей позволяет изучать их реальное поведение при покупках. Фокус-группы позволяют получить более глубокое понимание мотиваций, убеждений и предпочтений потребителей. Эксперименты могут использоваться для изучения влияния различных факторов на потребительское поведение.
Что такое средний класс как потребитель?
Средний класс как потребитель - это группа людей с определенным уровнем дохода и образом жизни, которые имеют возможность приобретать широкий спектр товаров и услуг. Средний класс обычно характеризуется стабильным доходом, образованием и заботой о качестве жизни. Они стремятся к доступным ценам, надежным брендам и хорошему качеству товаров и услуг. Средний класс часто является ключевым сегментом рынка для множества отраслей, включая розничную торговлю, туризм, образование и здравоохранение.
Какие факторы влияют на поведение потребителей?
На поведение потребителей влияют различные факторы, включая социальные, психологические, культурные и личностные. Например, социальные факторы включают влияние семьи, друзей и коллег, а психологические факторы связаны с мотивацией, восприятием и установками. Культурные факторы могут включать влияние национальных традиций, ценностей и обычаев. Все эти факторы могут формировать предпочтения и поведение потребителей.
Какие методы используются для исследования потребительских предпочтений?
Существует несколько методов исследования потребительских предпочтений. Одним из наиболее распространенных является опрос, при котором потребители отвечают на вопросы о своих предпочтениях и покупательных привычках. Также используются методы наблюдения и анализа данных, например, анализ покупательской истории или поведения пользователей на интернет-площадках. Некоторые компании также проводят фокус-группы или индивидуальные интервью для получения более глубокого понимания потребительских предпочтений.
Что такое средний класс как потребитель?
Средний класс как потребитель - это группа людей, которые обладают средним уровнем дохода и покупательной способности. Они обычно имеют стабильную работу и достаточный уровень дохода для покупки товаров и услуг среднего уровня. Средний класс как потребитель имеет свои особенности и предпочтения, которые могут отличаться от других групп потребителей.
Какие маркетинговые подходы используются в работе со средним классом?
В работе со средним классом используются различные маркетинговые подходы. Один из них - это сегментация рынка, при которой средний класс разделяется на подгруппы в зависимости от таких факторов, как доход, возраст, интересы и т.д. Также важным маркетинговым подходом является создание доступных ценовых предложений и акций для среднего класса. Компании также могут использовать персонализированный подход, обращаясь к потребностям и предпочтениям среднего класса.
Какие факторы влияют на поведение потребителей среднего класса?
Факторы, влияющие на поведение потребителей среднего класса, могут быть разными. Одним из таких факторов является уровень дохода и финансовая устойчивость. Кроме того, важную роль играют ценности и предпочтения потребителей, их образ жизни, образование, профессия, семейное положение и другие социальные и демографические показатели.
Какие методы исследования потребительских предпочтений среднего класса можно использовать?
Для исследования потребительских предпочтений среднего класса можно применять различные методы. Например, проводить опросы с помощью анкетирования или интервью, анализировать данные о покупках и потребительском поведении, использовать фокус-группы или наблюдение за потребителями в магазинах. Новые технологии, такие как сбор данных с помощью интернета или мобильных приложений, также могут быть полезными в исследовании предпочтений среднего класса.
Какие особенности характеризуют средний класс как потребителя?
Средний класс как потребитель имеет свои особенности. Во-первых, он часто ориентирован на качество товаров и услуг, так как имеет достаточно средств для приобретения более дорогих и качественных товаров. Во-вторых, средний класс часто стремится к повышению своего статуса и социального признания, поэтому может быть склонен к покупкам, которые демонстрируют его успех и достаток. Однако средний класс также может быть более бюджетноориентированным, искать акции, скидки и экономить на покупках.
Какие маркетинговые подходы можно использовать в работе с средним классом?
Существует несколько маркетинговых подходов, которые можно использовать в работе с средним классом. Например, одним из эффективных подходов является предоставление потребителям среднего класса различных программ лояльности, скидок и бонусов. Также важным является создание качественного и привлекательного продукта или услуги, который будет соответствовать потребностям и ожиданиям среднего класса. Кроме того, важно учесть особенности коммуникации с потребителями среднего класса, например, использовать доступные и понятные форматы рекламы и информации.