Основные задачи дефектологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дефектология
  • 14 14 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 08.07.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Общая характеристика основных задач дефектологии 4
2. Содержание наиболее актуальных задач современной дефектологии 8
Заключение 12
Список использованных источников 13
Приложение 14



Фрагмент для ознакомления

Единство обучения и воспитания, аномальных детей — один из основных принципов деятельности специальных школ. Одним из ведущих принципов, обязательным для всех специальных образовательно-воспитательных учреждений, является гуманное отношение к аномальным детям, уважение их человеческого достоинства.В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в образовательный процесс. Семья рассматривается в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание.Интерес к проблемам семьи связан с пониманием значения, которое она имеет для развития общества. Семья является главным институтом воспитания, в котором ребенок получает первый жизненный опыт, учится преодолевать различные трудности на своем пути. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности: в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.Сегодня задачей дефектологии является разработка новых подходов к внедрению инклюзивного образования. Дети, изолированные в спецшколах от детей с обычными потребностями, за стенами школы не могут самостоятельно существовать, тем самым ухудшается их состояние. К каждому ребенку подходить не с той позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с той позиции, что он может, несмотря на имеющееся у него нарушение. Если на предыдущем рубеже эволюции общество придерживалось мнения о создании особых учебных заведений для таких детей, то в современном этапе оно стало рассматривать это как несоблюдение его прав и «навешивание общественного ярлыка» /6, с. 305/.Однако интеграция детей с отклонениями в общеобразовательные учреждения может столкнутся с рядом проблем. Плохо говорящий младший школьник, владеющий низкой скоростью мыслительной деятельности, не всегда верно понимающий значение текста или высказывания, может оказаться предметом насмешек. Трудности могут возникнуть и с усвоением общепризнанных норм и правил общественного поведения, незнание и непонимание важности которых может быть опасным как для психически-эмоционального состояния ребенка, так и для физического здоровья. Например, не слышащие младшие школьники как бы воздвигают стенку между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, в случае если в группе присутствуют малыши с подобными проблемами, образуют отдельную группу.Практика продемонстрировала, что педагог, в начале спрофилированный на работу с нормальными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в рамках интегрированного обучения, не владеет опытом и навыками в специфике работы с детьми с особыми потребностями /7, с. 22/.Вместе с тем, идея инклюзивного образования лежит в основе новых задача дефектологии. Устранение несовершенств инклюзивного образования возможно, но лишь практика покажет, что необходимо видоизменить, а что исключить вовсе.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, дефектология решает теоретические вопросы, разрабатывает средства диагностики, эффективные методики, которые гарантируют надежность результатов отбора детей с умственной отсталостью, составляющих абсолютное большинство всех аномалий детей (при нарушениях зрения, слуха, двигательной системы тоже часто имеют место недостатки в умственном развитии). При этом ранняя диагностика нарушений уровня умственного развития сегодня остается недостаточно совершенной, требует дальнейшей научной разработки и новых подходов к организации деятельности комиссий, занимающихся отбором детей в специальные детские учреждения.Еще одной задачей дефектологииявляется разработка системы осуществления профилактических мероприятий для предупреждения аномального детства. Такая профилактика обеспечивается через здоровые условия труда и быта, квалифицированное медицинское обслуживание, предупреждение заболеваний, охрану материнства и детства. Крайне важную роль для профилактики детских аномалий имеют санитарное воспитание и просвещение, пропаганда среди населениядефектологических знаний.Кроме того, к задачам дефектологии относится усиление эффективности процесса социализации аномальных детей наразличных этапах их развития.В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в образовательный процесс. Семья рассматривается в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание.Сегодня задачей дефектологии является разработка новых подходов к внедрению инклюзивного образования. Дети, изолированные в спецшколах от детей с обычными потребностями, за стенами школы не могут самостоятельно существовать, тем самым ухудшается их состояние. Однако интеграция детей с отклонениями в общеобразовательные учреждения может столкнутся с рядом проблем. Трудности могут возникнуть и с усвоением общепризнанных норм и правил общественного поведения, незнание и непонимание важности которых может быть опасным как для психически-эмоционального состояния ребенка, так и для физического здоровья. Идея инклюзивного образования лежит в основе новых задача дефектологии. Устранение несовершенств инклюзивного образования возможно, но лишь практика покажет, что необходимо видоизменить, а что исключить вовсе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАветисян Н.К. Дефектология: проблемы и перспективы развития. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32797277Айзман Р.И. Медико-биологические основы дефектологии. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с. Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 358 с. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.Горина Е.Н., Селиванова Ю.В., Удовиченко Н.А. и др. Дефектология: современные проблемы и перспективы развития. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – 312 с. Кычкина С.В. Инклюзивное образование как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях МБОУ ДО Детского (подросткового) центра // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т32. – С. 305-310.Лаврентьева Т.Ю. Инклюзивное образование: плюсы и минусы в современном начальном образовании // Ребенок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов Российской студенческой научной конференции при финансовой поддержке проекта № 18-313-10005 Российским фондом фундаментальных исследований. 2018. – С. 22-27.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34847728.ПРИЛОЖЕНИЕСодержание коррекционной работы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аветисян Н.К. Дефектология: проблемы и перспективы развития. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32797277
2. Айзман Р.И. Медико-биологические основы дефектологии. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.
3. Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 358 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
5. Горина Е.Н., Селиванова Ю.В., Удовиченко Н.А. и др. Дефектология: современные проблемы и перспективы развития. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – 312 с.
6. Кычкина С.В. Инклюзивное образование как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях МБОУ ДО Детского (подросткового) центра // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т32. – С. 305-310.
7. Лаврентьева Т.Ю. Инклюзивное образование: плюсы и минусы в современном начальном образовании // Ребенок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов Российской студенческой научной конференции при финансовой поддержке проекта № 18-313-10005 Российским фондом фундаментальных исследований. 2018. – С. 22-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34847728.

Вопрос-ответ:

Чем занимается дефектология?

Дефектология занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и реабилитацией детей с нарушениями психического и физического развития.

Каковы основные задачи дефектологии?

Основные задачи дефектологии заключаются в обеспечении полноценного развития, обучения и социализации детей с нарушениями развития, а также в содействии им в реализации своих способностей и потенциала.

Какие задачи являются наиболее актуальными для современной дефектологии?

Наиболее актуальными задачами современной дефектологии являются интеграция детей с нарушениями развития в общественную среду, создание условий для их самореализации, развитие инклюзивного образования, реабилитация и социализация детей с особыми потребностями.

Какие принципы лежат в основе деятельности специальных школ?

В основе деятельности специальных школ лежат принципы единства обучения и воспитания аномальных детей, гуманного отношения к ним и уважения их человеческого достоинства.

Какие источники были использованы при написании данной статьи?

При написании данной статьи были использованы следующие источники: [список использованных источников].

Что такое дефектология?

Дефектология - это научная и практическая область, изучающая проблемы и особенности развития и обучения детей с ограниченными возможностями.

Какие основные задачи решает дефектология?

Дефектология занимается диагностированием, коррекцией и реабилитацией детей с различными нарушениями развития, помогает разработать индивидуальные образовательные программы и методики обучения.

Какие задачи считаются наиболее актуальными в современной дефектологии?

Среди наиболее актуальных задач современной дефектологии можно выделить интеграцию аномальных детей в образовательную среду, разработку адаптивных технологий для инклюзивного обучения, проведение психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей с особыми потребностями.

Какие принципы являются основными в работе специальных образовательно-воспитательных учреждений?

Одним из ведущих принципов специальных школ является гуманное отношение к аномальным детям, уважение их человеческого достоинства.

Какие источники были использованы для написания статьи?

Для написания статьи были использованы различные научные и практические источники, включая книги и научные статьи по дефектологии и специальной педагогике.