Музеи эпохи Возрождения
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 09.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Достижения эпохи Возрождения. История становления музеев 4
Глава 2. Особенности экспозиции 15
Заключение 25
Список литературы 26
В его оформлении был силен идейный подтекст, присутствовали мусические мотивы, студиоло можно было определить как реминисценциюантичногомусейона.За счет развития коллекционирования происходили изменения в облике студиоло, соответственно, шла смена идеологических программ. Эти изменения демонстрируетстудиоло Изабеллы д’Эсте, супруги правителя Мантуи, маркиза Гонзага. Ее кабинет был украшен не панно, выполненными различными художниками согласно разработанной программе, как это бывало прежде, а картинами знаменитых современных живописцев — Перуджино, Косты, Мантеньи, Корреджо. Сюжеты написанных ими произведений относились к античной литературе, также и придворные гуманисты сочиняли данные сюжеты. Как результат, студиолостановится хранилищем живописной коллекции Изабеллы, в нем же располагалась и ее личная библиотека. Что касается античного собрания мантуанской правительницы, то оно было размещено в особом помещении под кабинетом — Гроте (Grotta). Очевидно, что данное название должно было ассоциироваться с частично засыпанными землями развалин Древнего Рима, которые и назывались гротами (пещерами), откуда происходило извлечение фрагментов античных росписей и различных коллекционных предметов.Однако с самыми кардинальными изменениями относительно предшественников пришлось столкнутьсястудиоло герцога Франческо I Медичи, созданного к 1579 г. во флорентийском Палаццо Веккьо группой художников под руководством Д. Вазари согласно программе, разработанной историком и филологом ВинченцоБоргини. В его декоре осуществлялось использование аллегорических образов. Центр свода был занят композицией «Природа, вручающая Прометею кристалл кварца», вокруг были расположены изображения четырех стихий и связанных с ними элементов и темпераментов, в люнетах — портреты родителей Франческо I. Стены были украшены небольшими, около метра в высоту, картинами с сюжетами о добыче и обработке природных богатств, использовании стихий и их даров. В стенных нишах были установлены 8 скульптур, изображающих персонажей античной мифологии, попарно связанных со стихиями.СтудиолоФранческо I полностью утратил значениe помещения для гуманистических занятий, и в нем разместились уже не только произведения искусства, но также редкости, естественно-научные образцы, рисунки известных художников с изображением экзотических животных, рыб и растений. Итак, на протяжении XV-XVI вв. студиоло эволюционировал от библиотеки и помещения длягуманистических занятий до декорированной сокровищницы. Принципы организации в нем коллекций не позволяют однозначно считать его одной из разновидностей ренессансного музея, с гораздо большим основанием его можно назвать протомузейным учреждением. Студиоло представляли собой очень небольшие, можно сказать, миниатюрные помещения, резко контрастирующие своими размерами с громадными дворцовыми залами, по соседству с которыми они создавались. Во многих из них не было дневного освещения, а коллекционные предметы нередко находились в стенных шкафах с глухими дверцами, украшенными аллегорическими изображениями. Догадаться о том, что скрывают эти дверцы, можно было лишь разгадав тайный смысл аллегорий. Все это говорит о том, что при создании студиоло отсутствовал элемент публичности, его содержимое предназначалось не для стороннего зрителя, а для уединенного созерцания самим владельцем и его ближайшим окружением.Далее следует рассмотреть понятие антиквария.В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещение, в котором оно экспонируется, называли «антикварий» (antiquarium). Одним из первых был основан антикварий на Капитолии в Риме. Некогда политический и культовый центр Рима, Капитолийская площадь в средневековую эпоху служила городским рынком. Здесь стояли извлеченные из мавзолея Августа надгробные памятники супруге и одному из сыновей римского военачальника Германика. Имеющиеся в них углубления использовались в качестве эталона меры для зерна и соли. На лестнице, ведущей в Капитолийский дворец, где проводились судебные заседания, возвышалась скульптурная группа, которая изображала льва, терзающего коня. Она служила символом карающей справедливости, ведь здесь часто оглашали смертные приговоры.Первоначально собрание Капитолийского антиквария экспонировалось достаточно хаотично, без учета окружающего ландшафта и архитектуры. Произведения скульптуры украшали фасады дворцов, а также размещались внутри одного из них — Палаццо деиКонсерватори (Дворец Консерваторов). Но при папе Павле III по проекту Микеланджело начались строительные работы, которые гением великого мастера связали в единый ансамбль Капитолийские дворцы и античную скульптуру. Создание другого римского антиквария связано с именем папы Юлия II (1503— 1513), понтификат которого отличало стремление превратить Рим в культурный и политический центр Италии. Одним из шедевров его коллекции стала скульптурная группа «Лаокоон», которую нашли в 1506 г. во время строительных работ в винограднике, разбитом на месте разрушенных терм императора Тита. Задолго до этого события о скульптуре уже знали из сочинений прославлявшего ее Плиния Старшего, поэтому находку «Лаокоона» восприняли как открытие века. Опасаясь кражи, Юлий II ночь напролет лично сторожил скульптуру, а ее прибытие в Ватикан сопровождалось торжественным колокольным звоном. Другим шедевром папской коллекции была статуя Аполлона работы Леохара (середина IV в. до н. э.)- дошедшая в мраморной римской копии. Юлий II приобрел ее еще в бытность кардиналом, а во время своего понтификата поместил во внутреннем дворике Бельведерского дворца, благодаря чему она и стала называться Аполлон Бельведерский.С создания этого Бельведерского двора, или «Антиквария статуй», и начинается история всемирно известных музеев Ватикана. Идея самостоятельного экспонирования античной пластики получила развитие и за пределами Апеннин, а ее наиболее ярким воплощением можно считать антикварий, созданный в Мюнхене баварскими герцогами Виттельсбахами. Он разместился на нижнем этаже специально возведенного в 1569 г. двухэтажного здания, верхний этаж которого был отведен под библиотеку. В огромной галерее (64,9 х 11,7 м), разделенной на секции, в нишах и на постаментах стояли статуи богов, а также бюсты римских императоров, размещенные в хронологическом порядке. Под каждым произведением скульптуры была закреплена плита с информацией об изображенном лице. Как Галерея статуй изначально создавалась во Флоренции и знаменитая галерея Уффици; лишь со временем в ней появилось собрание универсального характера. Основавший ее род Медичи с небольшими перерывами правил городом, а затем герцогством Тосканским почти 300 лет, и все его представители вносили свою лепту в преумножение художественных сокровищ династии. Непосредственное создание галереи связано с именем Франческо I (1541 —1587), который, став великим герцогом тосканским, приступил к реорганизации семейных коллекций. Часть фамильного собрания он решил разместить в величественном здании административных учреждений — Уффици (ит. Uffizi), возведенном по проекту Д. Вазари для государственных служб — казначейства, канцелярии, трибунала.Приглашенный для проведения дополнительных строительных работ архитектор Б. Буонталенти остеклил одну из лоджий верхнего этажа Уффици, создав тем самым длинный, широкий и хорошо освещенный коридор, названный «Галерея статуй». В 1581 г. здесь разместились без какой-либо хронологической системы античные произведения, в частности 26 скульптур, подаренных Ватиканом, а также работы итальянских мастеров — Донателло, Микеланджело, Бандинелли.Спустя несколько лет в Уффици появились небольшие залы для развески части живописного собрания Медичи, помещение для научных приборов, залы с древним и современным оружием, а главное — восьмиугольный зал Трибуна, работы по созданию которого начались в 1584 г. и завершились спустя три года, уже после смерти герцога Франческо I. Трибуна предназначалась для экспонирования самых ценных экземпляров собрания Медичи, в нее Франческо перенес и основную часть содержимого из разобранного им студиоло.В ту эпоху экономическое и политическое соперничество правящей европейской элиты выражалось в различных формах, включая меценатство, а публичная демонстрация накопленных сокровищ считалась одним из обязательных проявлений абсолютной власти. Галерея статуй, как и студиоло в Палаццо Веккьо, не отвечали политическим задачам великих герцогов. Важнейшим звеном их новой культурной политики становится создание галереи Уффици, и в частности Трибуны, которая, в отличие от студиоло, уже не входила в состав частных апартаментов герцога, а была экспозиционным залом, доступным для обозрения всем желающим. Ее оформление, сочетавшее идейное содержание с «наслаждением для глаз», производило сильнейшее впечатление на умы и души зрителей, в числе которых были как подданные герцога, так и его соседи-правители.Значительная часть содержимого Трибуны — драгоценности, геммы, медали, мелкая пластика, природные редкости — размещалась в многочисленных ящиках, закрепленных на стенах на уровне человеческого роста с помощью консолей. Коллекционные предметы размещались и в многочисленных ящичках двух шкафов-кабинетов черного дерева. Другой кабинет, называвшийся Темпьетто, украшали пластины из позолоченного серебра с рельефами на тему «жития» Франческо Медичи. Он располагался в центре Трибуны и выглядел ее уменьшенной копией.Наконец, как уже отмечалось ранее, в эпоху Возрождения появились кунсткамеры.Слово «кунсткамера» в буквальном переводе обозначает «кабинет искусств», но под «искусством» в данном случае подразумевались лишь необычные и редкие творения, искусно созданные человеком или природой. Конкретное содержание кунсткамер составляли предметы, не соответствовавшие существовавшим в то время представлениям о простом и заурядном.ЗаключениеИтак, главными особенностями эпохи Возрождения стали следующие направления: антропоцентризм (человек – центр мироздания), гуманизм, пантеизм (обожествление мира), воспевание свободы как возможности неограниченного развития человека и его творческих сил. Также стоит отметить особые достижения философов Возрождения в области социальной этики. Все эти достижения положительно сказались на развитии искусства, коллекционирования, стали возникать первые музеи.Главный центр становления музеев – это Италия. Здесь отметим, что коллекции музеев и галерей собирались и заботливо хранились представителями богатых семей Италии, а также важными сановниками, папами и кардиналами, являющимися подлинными ценителями искусства. В Позднее Возрождение стали формироваться музеи под открытым небом и музеи исторического профиля, музеи истории города. Богатейшие коллекции музеев исторического профиля в Риме поистине уникальны. Оформление экспозиций в музеях Возрождения было подчинено определенной эстетической и идейной программе, оно тщательно разрабатывалось, должно было иметь связь с античностью и античными эстетическими идеалами. Помещения для хранения экспонатов в то время назывались студьоло, кабинет или кунсткамера. Многие музеи эпохи Возрождения сохранились до наших дней, в частности, речь идет о выдающихся музеях и галереях Италии, Франции, Германии. Список литературыВозникновение музея как социокультурного учреждения в период Возрождения// http://iskusstvoed.ru/2018/06/11/возникновение-музея-как-социокульту/Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира.// https://studfiles.net/preview/3053187/Дункан П. Рим: Путеводитель. – М., 2005.Линтнер В. Италия. История страны. – М., 2007.Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения./А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982. -624 с.Хаустова Л.Я. Рим в ореоле легенд и преданий. – М., 1998.Художественная галерея. Боттичелли - №18, 2005Художественная галерея. Фра Анджелико. - №46, 2005.Энциклопедия «Википедия» /www.ru.wikipedia.org
1. Возникновение музея как социокультурного учреждения в период Возрождения// http://iskusstvoed.ru/2018/06/11/возникновение-музея-как-социокульту/
2. Грицкевич В.П., Гужаловский А.А. История музеев мира.// https://studfiles.net/preview/3053187/
3. Дункан П. Рим: Путеводитель. – М., 2005.
4. Линтнер В. Италия. История страны. – М., 2007.
5. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения./А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982. -624 с.
6. Хаустова Л.Я. Рим в ореоле легенд и преданий. – М., 1998.
7. Художественная галерея. Боттичелли - №18, 2005
8. Художественная галерея. Фра Анджелико. - №46, 2005.
9. Энциклопедия «Википедия» /www.ru.wikipedia.org
Вопрос-ответ:
Какие достижения были в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения произошло множество значимых достижений в различных областях, таких как искусство, наука, архитектура и литература. В это время возникли такие крупные художественные школы, как фламандская и итальянская, а также были созданы известные произведения искусства, например, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Также в Возрождении произошли значительные открытия и изобретения, которые сдвинули границы знаний, такие как гелиоцентрическая система Николая Коперника и гравитационный закон Исаака Ньютона.
Как исторически развивались музеи?
История становления музеев тесно связана с историей коллекционирования искусств и артефактов. Сначала это были частные коллекции, собранные богатыми семьями или правителями, которые хранили свою редкую и ценную коллекцию в специальных помещениях. Постепенно, с развитием общества и культуры, эти частные коллекции стали доступны публике и стали формировать основу для первых публичных музеев. Появились музеи как институты, которые собирали, сохраняли, исследовали и выставляли произведения искусства и исторические артефакты для образования и удовлетворения интересов широкой аудитории. С течением времени музеи развивались, принимая новые форматы и экспозиционные концепции.
Какие особенности экспозиции музеев эпохи Возрождения?
Экспозиции музеев эпохи Возрождения были оформлены с учетом идейных мотивов и музыкальных тем. Они представляли собой студиоло, которые можно было рассматривать как реминисценцию античного музеона. Внешний вид студиоло и его идеологическая программа менялись вместе с развитием коллекционирования. Например, студиоло Изабеллы д'Эсте, супруги герцога Мантуи, демонстрирует эти изменения и представляет собой интересную историческую экспозицию.
Какие достижения принадлежат эпохе Возрождения?
Эпоха Возрождения принесла с собой множество достижений в различных сферах: искусстве, науке, литературе, архитектуре и т.д. В этот период произошло значительное развитие художественных техник и стилей, открытие новых научных исследований, создание великих произведений искусства. Например, создание скульптуры "Давид" Микеланджело, написание картин Тициана, Леонардо да Винчи и многих других художников.
Какой идейный подтекст присутствовал в оформлении музеев эпохи Возрождения?
В оформлении музеев эпохи Возрождения был сильный идейный подтекст. Они были не только местами хранения художественных произведений, но и символами богатства, культуры и образования. Музеи были созданы для восхищения и воспитания посетителей, а также для прославления исторического и культурного наследия.
В чем заключались особенности экспозиции музеев эпохи Возрождения?
Экспозиции музеев эпохи Возрождения имели свои особенности. Они представляли собой эстетически проработанные помещения, где произведения искусства были выставлены в определенном порядке. В экспозициях можно было наблюдать различные предметы искусства, такие как скульптуры, картины, фрески, барельефы и другие произведения, отражающие разные аспекты культуры и истории.
Какие изменения происходили в облике студиоло эпохи Возрождения?
В облике студиоло эпохи Возрождения происходили изменения в соответствии с развитием коллекционирования и сменой идеологических программ. Начиная с простого кабинета для хранения и изучения коллекций, студиоло превратились в сложные композиции, где каждый предмет искусства имел свое место и значение. Также менялись материалы их отделки, художественные украшения и архитектурные решения.
Какие достижения эпохи Возрождения влияли на создание музеев?
Эпоха Возрождения была характеризована значительными достижениями в области искусства, науки и истории, которые в свою очередь повлияли на создание музеев. Развитие коллекционирования и стремление сохранить и изучить произведения искусства привели к созданию первых музеев. Многие крупные семьи и правители начали собирать коллекции произведений искусства, которые затем стали основой для музеев.
Какие особенности экспозиции музеев эпохи Возрождения?
Экспозиции музеев эпохи Возрождения были особенными и отличались от современных. Они были оформлены с большим вниманием к деталям и имели идеологический подтекст. Многие музеи имели музыкальные мотивы в своем оформлении. Некоторые музеи, такие как студиоло Изабеллы д'Эсте, были реминисценцией античного музеона. Со временем в облике музеев происходили изменения, соответствующие изменениям идеологических программ и развитию коллекционирования.