Странствующие рыцари в романах Томаса Мэлори

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 34 34 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 17.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Образ странствующего рыцаря в романе Т. Мэлори
Оглавление
Введение
Глава 1 : Становление рыцарского романа и образ странствующего рыцаря в нем
Глава 2: Странствующие рыцари в «Смерти Артура» Томаса Мэлори
Глава 3: Характерные черты странствующих рыцарей в романе Т. Мэлори «Смерть Артура»
Заключение

Фрагмент для ознакомления

Свободный воин становится представителем определенного сословия – рыцарства, а его свобода трансформируется в свободу выбора своего господина. Помимо совершения подвигов на рыцаря налагается функция несения определенных нравственных норм. Об этом также говорится в статье Н. Макуни, в которой она показывает, что наложение определенного церемониала и идеологии на образ воина было следствием «коллективной саморефлексии целого сословия». Об этом также говорит и Ж. Флори, утверждая, что репрезентация рыцаря в средневековых романах была обусловлена потребностями церкви и феодального сословия. Жизненный путь рыцаря, его мотивы и поведение в рыцарских романах обусловлены влиянием ряда внешних акторов, которые использовали данный идеализированный образ для трансляции собственных идей и видений в массы. Образ рыцаря можно расценивать как квинтэссенцию добродетелей высших сословий. Иными словами рыцарь на страницах романов содержал себе только положительные черты, которые были присущи духовенству и феодалам. Упор на позитивных характеристиках нивелировал прочие, не настолько лицеприятные черты данных сословий.Теперь стоит обратиться непосредственно к образам странствующих рыцарей, которые были рассмотрены в предыдущей главе и выделить их характерные особенности. Для начала стоит обратиться к такому явлению, как сословное общество. В рыцарских романах можно выделять несколько проявлений «Сословности». О сословной ориентации произведений можно судить по основным действующим лицам – рыцарям, феодалам и прекрасным дамам. Все эти персонажи принадлежат к феодальной верхушке, они все являются землевладельцами. Подобная социальная принадлежность основных героев позволяет говорить об аудитории романа, как о принадлежащей к классу феодалов. Это также подтверждает и тот факт, что на страницах романов практически не встречаются описания крестьян, ремесленников и прочих зависимых сословий. Собственно главные герои повествования также, как и читатели, являются выходцами из знатных родов. Все ключевые персонажи принадлежат к землевладельцам разного порядка. Являясь представителями военного сословия, рыцари были наделены рядом характерных черт, которые служили их неким общим знаменателем. Основополагающей чертой изображения рыцаря в романе является его этос. Рыцарская этика и добродетель являются определяющими чертами в образе рыцаря. У Т. Мэлори встречается ряд персонажей, которые носят титул рыцаря, но только номинально, как например Тарквин. И основная причина подобного – отсутствие этого специфического комплекса идей и мировоззрения. Поэтому рассматривать феномен странствующих рыцарей также имеет смысл именно через призму рыцарского этоса. Представления о ценностях и добродетелях рыцарства в Средние века, имели дальнейшее широкое распространение, дойдя практически без изменений до наших дней. Они оказали значительное влияние на этику военного сословия и на всю европейскую культуру в целом. Современное продолжение этого можно найти в различного рода актов, касающихся прежде всего военных действий, таких как правила их ведения и защита прав человека во время войны. Идеал средневекового рыцаря был сформирован под воздействием нескольких факторов. В изображении рыцаря переплелись античные представления о добродетелях воина, христианская этика и сословная саморепрезентация. Интересным является тот факт, что нередко христианские и античные идеи, носителем которых выступал герой произведения оказывались противоречивы друг другу. В период средневековья формируется целая иерархия рыцарских добродетелей, которая является итогом переплетения трех различных комплексов идей. Поскольку средние века являются периодом практически безграничной церковной власти, во главу данной иерархии ставятся истинно христианские добродетели. На первых местах стоят проявления кротости нрава, веры, любви и надежды, после них идут отражения античных взглядов – мужество, справедливость и мудрость. Завершают данную иерархию отражения феодальных измышлений – рыцарь должен быть любезным, правдивым, честолюбивым и, самое главное, верным. Христианские добродетели занимают отдельную позицию в рыцарском этосе. Так, вера в Бога двигала рыцаря на борьбу со злом, здесь уместным будет упомянуть, что зло, против которого выступал верный Богу рыцарь, в реальной жизни имело свой прототип. Появление этого мотива в рыцарском этосе напрямую связано с начавшимися в конце XII века Крестовыми походами, аизображение рыцаря, как персонажа, который с при помощи веры и Бога одолевает своих врагов имело пропагандистский смысл. Здесь можно проследить явное влияние церкви и ее стремление посредством такого благородного примера мотивировать массы людей на борьбу против иноверцев. В романе Т. Мэлори мотивы веры присутствуют перманентно, однако образ врага четко не выделен. Вера и Бог являются постоянными элементами, которые настолько плотно вошли в жизни рыцарей, что рассматриваются уже как нечто естественное.Отражение и смешение античных и христианских черт придало рыцарскому этосу его неповторимые особенности. Так, любовь, которая изначально имела религиозное значение как в античности, так и в христианстве со временем трансформируется в поклонение Прекрасной Даме. Эта трансформация в дальнейшем станет основой «новой» куртуазной любви. Поклонение и подчинение рыцаря прекрасной даме может быть рассмотрено с нескольких позиций. Так, с одной стороны, это взаимоотношения вассала и господина, который берет на себя обязательства бескорыстной и преданной службы. С другой стороны, как отмечают Ю. В. Назарова и И. В. Величко, это также может быть связано с христианством. По их мнению в поклонении Прекрасно Даме можно проследить культ Девы Марии. Дамы, которым поклоняются рыцари Т. Мэлори всегда изображаются как чистые и непорочные существа, которые делают помыслы людей, среди которых они находятся чище и благороднее. Такой была например, королева Гвиневра для Ланселота. Еще одним углом зрения, под которым можно рассматривать поклонение Даме – проявления античной платонической любви. Именно этим фактом можно объяснить отсутствие в большинстве своем плотских отношений между рыцарем и его дамой. Взаимоотношения рыцаря и его Дамы может быть рассмотрено с нескольких точек зрения, но в большинство своем их изображение их взаимоотношений – нечто комплексное. В чувствах Ланселота и Гвиневры присутствуют и платоническая любовь, и поклонение ей как божественному созданию и плотские отношения. Единственным аспектом, который можно выделять отдельно – является вассальная преданность Ланселота. Его преданность настолько сильна, что когда его возлюбленная отвергает его, по причине его отношений с околдовавшей его девой, он сходит с ума. Вассальная верность – одна из основ отношения рыцарей с их дамами. Куртуазность в романах можно рассматривать как попытка приближения рыцаря к чему-то возвышенному, что может быть расценено как Божественное начало. Дама – некий проводник рыцаря, который приближает его к Божественному. Под влиянием подобных идей, этический смысл добродетелей воина также претерпевает значительные изменения. В античной и раннесредневековой традициях воин должен обладать смелостью и решительностьюТак, согласно Аристотелю, обладающие добродетелью мужества спокойны, но решительны. В античной традиции и культуре, где статус воина подтверждается силой оружия, смелость считается высшей добродетелью. В рыцарской интерпретации античные понятия значительно гиперболизируются. Безрассудство в бою и отвага, которая иногда бывает бессмысленной, только приветствовались в сообществе воинов Средних веков. Нежелание рыцаря показаться остальным недостаточно храбрым в бою иногда приводило к печальным последствиям. Так, например, в «песни о Ролланде» главный герой погибает в бою не по причине невозможности спасения, а по причине нежелание звать подмогу. Любопытно, что именно такая крайняя форма отваги, которая нередко доходила до безумия, была свидетельством крайней формы мужества рыцаря. Подобное безрассудство имело под собой ряд оснований, так, по словам автора «артурианы» Кретьена де Труа «нет смысла делать добрые дела, если им суждено остаться неизвестными». Вместе с тем, рыцарь обязывался соблюдать данные им обещания и принятые обеты несмотря ни на что. Поскольку служение господину – рыцарский долг, то и погибнуть во время его выполнения считалось за честь. В качестве подтверждения можно привести примеры двух братьев рыцарей, которых убил Бомейн в начале своего путешествия. Они не отступили, хоти имели все возможности сделать это, их смерть после преподносилась автором, как славный поступок. Они погибли, выполняя свой долг, и это считается почетным. Чем ярче поступок рыцаря, тем он заметнее и позволяет многим обратить на него внимание. Рыцарское поведения в романе Т. Мэлори в большинстве своем носит показательный характер. О совершенных деяниях рыцарей должно было узнать как можно больше людей. Именно этим обусловлен приказ Бомейна побежденным рыцарям явиться ко двору его господина короля Артура. Добродетели честолюбия, щедрости, самопожертвования, справедливости и дружбы обретают в рыцарском этосе специфические черты. Наибольшее проявление этих черт выявляется при рассмотрении куртуазности в романе. Нередкие противоречия античного и христианского начал в рыцарской этике, оказали влияние на формирование новых, исключительно рыцарских добродетелей. Несмотря на то, что они произошли благодаря переплетению христианских и античных идей, при рассмотрении их в контексте античной и христианской этике они могли оказаться пороками. Подобные противоречия легли в основу парадоксального характера всего этоса рыцарства. Основной его конфликт заключался в конфронтации рыцарских идеалов и существующими реальными нравами людей. Именно рыцарский идеал и особый этос привнесли в культуру Европы не только ряд основ учтивого поведения, но и позволил начаться полемике и конфронтации между внутренними чувствами и способами их выражения. Рыцарство на страницах романах было рефлексией авторов о рыцарстве, которое они наблюдали в повседневности. Образ странствующего рыцаря призван был быть средоточием всего рыцарского этоса и добродетелей. Именно поэтому странствующий рыцарь всегда оказывался представителем благородных кровей. Как представитель верхушки феодального общества рыцарь должен был обладать набором качеств, которые позволят ему спокойно находиться в светском обществе. В романе Т. Мэлори подобным обществом преимущественно выступает двор короля Артура, в котором и собирается «цвет» феодальной знати. Знание хороших манер и учтивость также были обязательными качествами странствующего рыцаря, поскольку в своих странствиях он регулярно встречается с представителями феодального сословия, которые обязательно приглашают его на устраиваемый ими прием. Рыцарям не пристало отказывать от ночлега и теплого приема, поэтому соглашаясь на подобные приглашения рыцарь должен был проявить себя как грамотный и учтивый собеседник, а также благодарный гость. Благодарность рыцаря приютившему его хозяину заключается в том, чтобы оказать ему какую-либо услугу. Помимо учтивости и умения вести себя в светском обществе, рыцарь, как представитель военного сословия должен владеть различными видами оружия. Преимущественно это «благородное» оружие – меч и копье. «Благородство» оружия заключается в том, что исход схватки с его применением зависит от навыков сражающихся. Это оружие позволяет показать воину свое искусство обращения с ним. Все сражения, в которых участвуют странствующие рыцари, происходят по образу и подобию турниров. Сначала рыцари сражаются копьями, сидя на конях, после столкновения, если победитель не определен, то спешиваются и продолжают уже на мечах. В описаниях сражений рыцарей присутствует определенный «сценарий», которого негласно придерживаются обе стороны поединка. И последовательность действий в ходе сражения довольно четко обозначена. Неиспользование луков или арбалетов обусловлено как раз их «неблагородством», поскольку это оружие позволяет поразить соперника, не вступая с ним в прямой контакт. Подобное было недопустимо для рыцаря, который соблюдал определенный, присущий ему, военный церемониал. Соблюдение определенного церемониала следствие еще одной характерной для рыцарства (не только странствующего) черты – его негласного кодекса чести. Поскольку рыцарь является воплощением некоего идеального средневекового персонажа, его образ сочетает в себе все признаки благородного воина, преданного вассала, смиренного христианина. Рыцарский кодекс чести заключался скорее в комплексе определенных идей, и мог быть довольно вариативным. Он складывался под воздействием нравов средних веков, влияния церкви и рефлексии феодалов. Именно поэтому в рыцарском этосе нашли отражение и христианские добродетели и античные и производные их взаимодействия. Воинские добродетели дошедшие со времен Иллиады имели существенное воздействие на представления о рыцарском воинском идеале, как о бесстрашном воине, который сражается несмотря ни на что. Слава для воина – лучшая награда, подобная античная установка интегрировалась в образ рыцаря, который странствует и совершает свои подвиги. Рыцарство имеет установку, что жизнь воина не имеет смысла, если его имя не покрыто славой и боевыми заслугами. А смерть на поле боя – одна из самых почетных и желанных смертей, что обусловило некоторую долю безрассудства в поведении ряда рыцарей на страницах романов. Христианские же добродетели, которые были приняты рыцарством наоборот активно продвигали идеи умеренности, что в контексте боевых заслуг вступало в конфронтацию с античными. Именно из-за этого противоречия христианские начала в образе рыцаря претерпели уникальные изменения и интегрировались в целостный рыцарский этос. Именно этот этос и является главной характеризующей чертой персонажей рыцарских романов.Подобное сочетание добродетелей из различных традиций обусловило создание уникального по своей глубине персонажа – странствующего рыцаря. Несмотря на то, что в рыцарских романах рыцари совершают различные подвиги, находятся территориально в различных локациях и даже, в различных вселенных их объединяет именно их этос. Подобный комплекс идей и черт, которыми наделен рыцарь позволяли данному персонажу находить отклик у различных групп средневековых читателей. Так, служитель церкви будет восхищен чистотой, непорочностью и смиренностью Парсифаля, дама будет восхищаться скромностью и учтивость сэра Гарета, а землевладельцы и воины будут вдохновляться поступками Ланселота. ЗаключениеВ ходе работы были рассмотрены одни из ключевых персонажей произведения – Ланселот и ГаретОркнейский. На основании анализа романа и пути данных персонажей были сделаны следующие выводы:Во-первых, их изображение и образ в повествовании Томаса Мэлори были обусловлены специфическим рыцарским этосом. Этот этос – символическое ядро любого рыцаря в романе, это те самые характерные черты, с которыми до сих пор ассоциируются представители военного сословия. Все качества, которым наделены персонажи романа стали следствием синтеза античной, христианской и светской традиций. Именно благодаря сочетанию добродетелей из совершенно разных сфер образ странствующего рыцаря получается настолько глубоким, емким и запоминающимся читателю. Античные традиции находят сове отражение в моменты описания сражений и мужества героев на поле боя, христианские мотивы можно заметить в кротости и покорности героев своей судьбе и бескорыстности их помыслов, а также бесконечно светлой любви к Даме. Светские мотивы проявляются в ярко выраженном чувстве верности, которое перманентно присутствует у всех героев Т. Мэлори и всех рыцарских романов. Во-вторых, одной из целей романа следует выделить попытку авторов создания «идеальной» модели общества. Сразу стоит оговориться, что только феодального общества, о низших и зависимых сословиях в романах не сказано ни одного слова. Попытки рефлексии на тему «идеального правителя» привели к созданию одного из самых известнейших циклов средневековых романов – о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Данный цикл характеризуется его утопичностью. При дворе Артура собраны только самые благородные и достойные рыцари, а те, кто не принадлежит к их числу, чаще всего оказываются обладателями негативных характеристик. Двор короля Артура представляет собой пример идеальных вассальных отношений своему сеньору. Каждый рыцарь верен своему правителю, и в подтверждение этой верности совершает невероятные подвиги. Именно подвиги рыцарей «Круглого стола» обеспечивают спокойствие и процветание Артура.Среди перспектив данного исследования можно выделить узкие направления поисков, которые будут сосредоточены как раз на рецепции рыцарским образом идей и ценностей разного рода культур и сословий. Можно рассмотреть именно религиозный аспект в изображении странствующего рыцарства или наоборот, проанализировать данный образ с позиции социальной иерархии средних веков. Список источниковВольфрам Фон ЭшенбахПарцифаль. М.: Художественная литература, 1974.Песнь о Ролланде. М.- СПб.: ACADEMIA, 1934.Томас Мэлори. Смерть Артура // lib.ru URL: http://lib.ru/INOOLD/MELORY/arthur_death.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 03.06.2019).Список использованной литературыEliot J. H. Revolution and Continuity in Early Modern Europe // Past and Present. 1969. №42. P. 35-56.Trim D.J.B. The Chivalric Ethos and the Development of Military Professionalism. Leiden: Brill, 2003.Величко И. В., Назарова Ю. В. Нормативно-ценностные аспекты рыцарского этоса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (75).Жозеф-Франсуа М, История рыцарства. М.: Эксмо, 2008Кенигсбергер Г. Европа Раннего Нового Времени 1500 - 1789. М.: Весь Мир, 2006.Кертман Л. Е. География История и Культура Англии. М.: Высшая Школа, 1979Ким О. В. Война и социальная трансформация в Европе Раннего Нового времени // Вестник КемГУ. 2013. № 2. С. 70-75Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2000.Ле Гофф Жак «Средневековый мир воображаемого» М.: 2001Макуни Н. Эволюция образа рыцаря в средневековой литературе: от героя к человеку и обратно // Эстезис URL: https://aesthesis.ru/magazine/may17/knight (дата обращения: 03.06.2019).Михайлов А. Д. «Французский рыцарский роман». М.: Наука, 1976Нефедов С. А, Теория Военной Революции: Полвека спустя // Известия Уральского Федерального Университета. 20013. № 3. С. 134-141.Флори Жан - Повседневная жизнь рыцарей в Средние века // Libking URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-history/285221-zhan-flori-povsednevnaya-zhizn-rytsarey-v-srednie-veka.html (дата обращения: 29.05.2019).

Список источников

1. Вольфрам Фон Эшенбах Парцифаль. М.: Художественная литература, 1974.
2. Песнь о Ролланде. М.- СПб.: ACADEMIA, 1934.
3. Томас Мэлори. Смерть Артура // lib.ru URL: http://lib.ru/INOOLD/MELORY/arthur_death.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 03.06.2019).
Список использованной литературы

1. Eliot J. H. Revolution and Continuity in Early Modern Europe // Past and Present. 1969. №42. P. 35-56.
2. Trim D.J.B. The Chivalric Ethos and the Development of Military Professionalism. Leiden: Brill, 2003.
3. Величко И. В., Назарова Ю. В. Нормативно-ценностные аспекты рыцарского этоса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (75).
4. Жозеф-Франсуа М, История рыцарства. М.: Эксмо, 2008
5. Кенигсбергер Г. Европа Раннего Нового Времени 1500 - 1789. М.: Весь Мир, 2006.
6. Кертман Л. Е. География История и Культура Англии. М.: Высшая Школа, 1979
7. Ким О. В. Война и социальная трансформация в Европе Раннего Нового времени // Вестник КемГУ. 2013. № 2. С. 70-75
8. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2000.
9. Ле Гофф Жак «Средневековый мир воображаемого» М.: 2001
10. Макуни Н. Эволюция образа рыцаря в средневековой литературе: от героя к человеку и обратно // Эстезис URL: https://aesthesis.ru/magazine/may17/knight (дата обращения: 03.06.2019).
11. Михайлов А. Д. «Французский рыцарский роман». М.: Наука, 1976
12. Нефедов С. А, Теория Военной Революции: Полвека спустя // Известия Уральского Федерального Университета. 20013. № 3. С. 134-141.
13. Флори Жан - Повседневная жизнь рыцарей в Средние века // Libking URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-history/285221-zhan-flori-povsednevnaya-zhizn-rytsarey-v-srednie-veka.html (дата обращения: 29.05.2019).

Вопрос-ответ:

Какую роль играют странствующие рыцари в романах Томаса Мэлори?

Странствующие рыцари в романах Томаса Мэлори выполняют роль героев и исследователей, их истории отражают идеалы рыцарства и постоянную борьбу добра со злом.

Какие черты характерны для странствующих рыцарей в романах Томаса Мэлори?

Странствующие рыцари в романах Томаса Мэлори обладают таинственностью, благородством, мужеством и верностью своим идеалам. Они воплощают рыцарский идеал, представляя силу и справедливость.

Какова роль странствующих рыцарей в романе "Смерть Артура" Томаса Мэлори?

Странствующие рыцари в романе "Смерть Артура" Томаса Мэлори играют важную роль в сюжете и развитии персонажей. Они помогают Артуру в его стремлении установить правило справедливости и защиты слабых.

Чем отличается свобода странствующего рыцаря от свободы других героев?

Свобода странствующего рыцаря отличается от свободы других героев тем, что она связана с выбором и самопожертвованием. Странствующий рыцарь не принадлежит ни одному господину, но готов самоотверженно служить и защищать слабых и несправедливо обиженных.

Какие идеалы и ценности воплощает образ странствующего рыцаря в романах Томаса Мэлори?

Образ странствующего рыцаря в романах Томаса Мэлори воплощает идеалы благородства, верности, справедливости и мужества. Он борется за правду, защищает слабых и борется со злом, демонстрируя высокие моральные ценности и рыцарские идеалы.

Кто такие странствующие рыцари?

Странствующие рыцари - это рыцари, которые путешествуют по земле, выполняя рыцарские обязанности и исполняя рыцарские обеты. Они ищут приключений, сражаются с врагами и защищают слабых и угнетенных.

Какие романы Томаса Мэлори описывают странствующих рыцарей?

Странствующие рыцари описываются в романе "Смерть Артура" Томаса Мэлори. Этот роман является классическим произведением о рыцарстве и средневековой культуре.

Каковы характерные черты странствующих рыцарей в романе Томаса Мэлори "Смерть Артура"?

Странствующие рыцари в романе Томаса Мэлори обладают такими чертами, как храбрость, благородство, верность своему господину, искренность и готовность жертвовать своей жизнью ради благородных идеалов.

В чем заключается свобода странствующих рыцарей в романе Томаса Мэлори "Смерть Артура"?

Странствующий рыцарь в романе Томаса Мэлори обладает свободой выбора своего господина. Он сам решает, кому быть преданным и кому служить. В то же время, он также обязан соблюдать рыцарские обязанности и исполнять рыцарские обеты.

Какой образ странствующего рыцаря сформировался в рыцарском романе и особенно в романе Томаса Мэлори "Смерть Артура"?

Образ странствующего рыцаря в рыцарском романе и особенно в романе Томаса Мэлори "Смерть Артура" стал символом благородства, чести и верности. Странствующий рыцарь борется за справедливость и заботится о слабых и угнетенных. Он является примером идеала рыцарства и воплощением рыцарской чести.

Какие рыцари описывает Томас Мэлори в своих романах?

Томас Мэлори описывает странствующих рыцарей в своих романах.