Лингвокогнитивный анализ образа Андрея Болконского в романе Льва Николаевича Толстого
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава II. Лингвокогнитивный анализ образа А. Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 2
1. Поэтика образа Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 2
2. Лингвокогнитивный анализ образа А. Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 9
2. 1. Анализ речевого строя Андрея Болконского 9
2.2. Лингвокогнитивный образ князя Андрея 13
Список литературы: 28
Помни, что несчастья происходят от бога!».Андрей испытывает сострадание к Марье: «Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику», – думал он.«Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того, чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!».Жизнь Андрея рассыпалась. Он, благородный, умный, гордый, ранимый человек, потерял смысл жизни, «все рассыпалось». Одни бессмысленные явления представлялись князю Андрею».Таков внутренний портрет Андрея перед самым последним этапом его жизни.Андрей умен, Толстой использует этого героя, чтобы его устами и глазами выражать свою позицию относительно взглядов на ход и причины военных действий.«Андрей успел уже вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат даже самые глубокомысленные планы».Вот пример внутренней речи князя Андрея, когда он размышляет о смысле военных действийи о полководцах: «Разве гений тот человек, который вовремя успеет велеть подвезти сухари… Оттого только, что военные люди облечены блеском и властью и массы подлецов льстят власти, придавая ей несвойственные качества гения…Напротив, лучшие генералы, которых я знал – глупые или рассеянные люди.А сам Бонапарте! Я помню самодовольное и ограниченное его лицо на Аустерлицком поле. Не только гения и каких-нибудь качеств особенных не нужно хорошему полководцу, ему нужно отсутствие самых лучших, высших, человеческих качеств – любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения», – мы видим, что в мысли Андрея писатель вкладывает свои личные рассуждения.И, далее, после таких рассуждений князя, вполне логичным выглядит его решение навеки потерять себя в придворном мире, не оставшись при государе, а отправившись в действующую армию. Читатель прекрасно понимает, что такая характеристика Толстым своего героя служит ему лучшей похвалой, так как говорит о чистоте и искренности помыслов князя, о полной бескорыстности.После того, как отдали Смоленск, князь Андрей заехал в Лысые Горы. Он имел разговор с Алпатычем, велел ему уходить в Подмосковную или Рязанскую. Затем, Андрей увидел крестьянских девочек, собиравших сливы. И им овладело чувство, что жизни есть интересы, чуждые ему, но совершенно законные, например, собрать и съесть незаконно чужие сливы. И князь Андрей «искренне желал с ними вместе успеха их предприятию». Так писатель показывает внутреннюю готовность Андрея воспринимать жизнь в ее полноте, которая была утрачена им, к сожалению, только по воле жизненных обстоятельств.И, есть еще один очень важный эпизод, связанный с купанием обнаженных солдат в пруду. Глядя на эти тела, Андрей думает: «Пушечное мясо». И, ведь он прав, этим людям предстоит погибнуть.Мы видим, что Толстой создал образ человека, способного к состраданию, к обостренному восприятию чужого страдания, чужой боли, человека справедливого, принципиального и смелого. Но, к сожалению, гордого, так как в данном случае гордость, гордыня, стала для него также причиной страданий, невозможности обрести счастье и ощущать полноту жизни.Нравственный путь Андрея Болконского продолжался, вот мы видим его накануне сражения, лежащим в раздумье в палатке.Опять портрет Андрея создается при помощи его внутренней речи, его размышлений. Так же, как накануне Аустерлицкого сражения 7 лет назад он себя чувствовал раздраженным и беспомощным. Его жизнь ему казалась ненужною никому. «Мысли самые простые, ясные и потому страшные не оставляли его в покое». Андрей знал, что предстоящее сражение будет страшным. И возможность смерти представилась ему.С высоты этой мысли вся жизнь ему стала казаться «волшебным фонарем, в который он долго смотрел». «Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными. Перед лицом смерти смысл этих понятий размывался, но три главные горя его жизни особенно занимали мысли. Это были:«Его любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие, захватившее половину России». Я думаю, что в этой фразе, в этой мысли Андрея заключается весь его характер, портрет личности, вся гамма переживаний, и вся система ценностей. Несмотря на то, что Лев Толстой пишет распространенными, сложными предложениями, подробно выписывая нюансы портретных характеристик, рассуждений, мнений, характеров, он совершенно гениально уложил весь облик своего героя в такой лаконичной фразе.Андрей думает перед боем о Наташе, о том, что он верил в идеальную любовь. И, тем не менее, накануне боя Андрей еще думает о Наташином поступке, что «всё это ужасно просто, гадко!». Только перед лицом смерти придет к Андрею понимание и прощение, и он переосмыслит свою жизнь окончательно.Читатель видит Андрея полностью разочарованным: «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, … а пришел Наполеон и … как щепку с дороги, столкнул его» «А завтра меня убьет, – думает Андрей, – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги … и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, … и меня не будет».Андрей смотрит на березы и думает о смерти: «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было…».Перед последним боем Андрей встречается с Пьером. В лице Андрея сухость, враждебность, он говорит насмешливо. Говоря о Барклае де Толли, Андрей тонким голосом срывается на крик. Он кричит о том, что «светлейший» не мог понять, что они в первый раз дрались за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого я никогда не видал, … что успех удесятерял наши силы». Андрей говорит, что Барклай не годится теперь именно оттого, что он все обдумывает, он основателен и аккуратен, он немец и не может чувствовать в данной ситуации как русский, и на возражение Пьера с иронией отвечает, что не знает, что значит быть «искусным» полководцем. Андрей прекрасно понимает, как происходят военные действия, он говорит Пьеру, что невозможно предугадать ход событий. Из этого диалога ясно, что Андрей Болконский – настоящий патриот своей отчизны, что он умен и проницателен, и готов сложить голову за свободу своей земли, а то обстоятельство, что у него потерян смысл в жизни только подталкивает его. Хотя, в любом состоянии души, Андрей Болконский пошел бы на смерть ради своей Родины.Толстой описывает бой, и князь Андрей, который был в резервах, стоял вместе с полком под сильным огнем артиллерии, он так же, как и все солдаты, все силы души тратил на то, чтобы удержаться от ужаса положения, в которое они попали. С каждым новым снарядом для стоящих неприкрытыми под градом пуль людей оставалось все меньше возможности выжить.«Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ними».«Неужели это смерть, – подумал князь Андрей. В этот момент, когда его через секунду смертельно ранило, он совершенно новым «завистливым», как пишет автор, взглядом посмотрел на жизнь вокруг, на траву, «на полынь и на струйку дыма». «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, я люблю эту траву, землю, воздух».Мы видим, как Толстой создает портрет своего героя, описывая его состояние и мысли до и во время боя, мысли об одном и том же предмете, о смерти, но, насколько по-разному Андрей ее воспринимает.Накануне Бородинского сражения это разочарованный, и даже обозленный жизнью человек, несправедливость жизни и череда трагедий, происшедших с ним и с его землей выбила у него почву из-под ног.А перед лицом смерти, как свершающегося факта мы видим человека, который всё же понимает, как прекрасна жизнь как он любит ее и не хочет терять.Андрей умирал мучительно и долго.Но, благодаря стойкости таких людей, ка князь Андрей, Наполеон был изгнан из России вместе со своей многотысячной армией и была одержана победа в войне с французами.В госпитале Андрей встретился со своим обидчиком и простил его также перед лицом смерти.Он не просто простил страдающего беспомощного Анатоля, «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, …и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Андрей вспомнил юную Наташу, с тонкой шеей, с тонкими руками, которую он так любил, и ее «готовое на восторг, счастливое и испуганное лицо», свою нежность к ней и любовь. Андрей плакал о людях, о себе, о людских заблуждениях, так как он постиг и прощение, и любовь и сострадание к людям.«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой учила меня княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни».Во время отступления из Москвы, семья Ростовых встретилась с коляской раненого князя Андрея. До последнего вздоха князя Андрея Наташа была с ним.Рассмотрим образы Наташи и Андрея в последние минуты его жизни в эволюции через лингвистический строй речи героев: «Простите», - сказала шепотом Наташа Андрею, – «Простите меня за то, что я сделала».Но, Андрей отвечал: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде».Во времена, когда Андрей приходил в себя от мучившего его бреда, он понял и глубину раскаяния Наташи, и свою любовь к ней и ошибку, он понял всю жестокость своего отказа Наташе, понял ее душу.Внутренняя речь князя Андрея: «Ежели бы мне было возможно еще только один раз увидеть ее».Князь Андрей постиг сущность самой любви. Он понял, что любить ближнего можно человеческой любовью, «но только врага можно любить любовью Божеской».«Да, любовь, – думал он – но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда умирая, я увидел своего врага и всё-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть сама сущность души и для которой не нужно предмета».ЗаключениеВо второй главе курсовой работы был проанализирован лингвокогнитивный образ персонажа романа «Война и мир» Л.Н. Толстого Андрея Болконского. Были выявлены особенности характера персонажа, особенности его многогранного образа, проанализирована эволюция душевного и ценностного мира героя за время действия романа.Были установлены ключевые слова, концепты, относящиеся к образу Андрея Болконского в романе «Война и мир».Были выявлены особенности характера, личности, зависимость их от эпохи, от среды, от семьи и ее традиций, от воспитания, был сделан вывод о сложном и многогранном характере Андрея Болконского, о том, что автор в его рассуждения вкладывал свою концепцию восприятия хода исторических событий, мира, войны, отношений, духовных ценностей.Посредством речевых характеристик: внешней и внутренней речи, ее построения, диалогов, реплик других персонажей по отношению к Андрею Болконскому была составлена портретная характеристика одного из центральных персонажей романа.Актуальность исследования несомненна, как и с точки зрения лингвистики, с точки зрения исследования богатства лексических возможностей языка Л.Н. Толстого, как исследования произведения художественной ценности, так и со стороны морально-нравственного аспекта, так как человеческие ценности, обдумываемые автором в его романе, являются категориями вечными и неизменными.Список литературы:Толстой Л.Н. Война и мир Книга 1 Том 1,2/Л.Н. Толстой [Электронный ресурс] – режим доступа: htpps://fb2-epub.ru/ – 1426 с.Толстой Л.Н. Война и мир Книга 2 Том 3,4/Л.Н. Толстой [Электронный ресурс] – режим доступа: htpps:// fb2-epub.ru/ – 1409 с.Волгин Р.Г. Л.Н. Толстой «Война и мир» / Р.Г. Волгин – М: Родин и Компания, 2005г. – 135с.Гевель О.Е. Долоховский текст творчества Л.Н. Толстого: истоки, семантика, функции, контекст, монография/О.Е. Гевель – М: СФУ, 2017г. – 144с.Гулак А.Т. Трагически высокая жизнь Андрея Болконского/ А.Т. Гулак //Статья – [Электронный ресурс] – режим доступа: /https://docviewer.yandex.ru/ –Дата обращения 11.06.19 г.Ивкова Е.Ю. Особенности композиционного развертывания многокомпонентных сложноподчиненных предложений в речи персонажа художественного текста (на материале романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир») / Е.Ю. Ивкова // Вестник Костромского государственного университета. – Т.23. № 6. – 2015 г. – Стр. 111 – 114. Митяева А. П. К вопросу о лигвокогнитивном и лингвокультурологическом подходах к изучению концептов/А.П. Митяева // Молодой ученый – 2015 г. – №10 –1420-1423 Стр. Образ Болконского в романе «Война и мир» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://obrazovaka.ru/ – Дата обращения 10.06.19г.Рахимбергенова М.Х. Лингвокогнитивные стратегии отражения образа/М.Х. рахимбергенова// автореферат Екатеринбург 2002г. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://elar.uspu.ru/ – Дата обращения 10.06.19г.Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого Literaturus.ru: Мир русской литературы/ [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.literaturus.ru/ –Дата обращения 10.06.19г.
1. Толстой Л.Н. Война и мир Книга 1 Том 1,2/Л.Н. Толстой [Электронный ресурс] – режим доступа: htpps:// fb2-epub.ru/ – 1426 с.
2. Толстой Л.Н. Война и мир Книга 2 Том 3,4/Л.Н. Толстой [Электронный ресурс] – режим доступа: htpps:// fb2-epub.ru/ – 1409 с.
3. Волгин Р.Г. Л.Н. Толстой «Война и мир» / Р.Г. Волгин – М: Родин и Компания, 2005г. – 135с.
4. Гевель О.Е. Долоховский текст творчества Л.Н. Толстого: истоки, се-мантика, функции, контекст, монография/О.Е. Гевель – М: СФУ, 2017г. – 144с.
5. Гулак А.Т. Трагически высокая жизнь Андрея Болконского/ А.Т. Гулак //Статья – [Электронный ресурс] – режим доступа: /https://docviewer.yandex.ru/ –Дата обращения 11.06.19 г.
6. Ивкова Е.Ю. Особенности композиционного развертывания многокомпонентных сложноподчиненных предложений в речи персонажа художественного текста (на материале романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир») / Е.Ю. Ивкова // Вестник Костромского государственного университета. – Т.23. № 6. – 2015 г. – Стр. 111 – 114.
7. Митяева А. П. К вопросу о лигвокогнитивном и лингвокультурологическом подходах к изучению концептов/А.П. Митяева // Молодой ученый – 2015 г. – №10 –1420-1423 Стр.
8. Образ Болконского в романе «Война и мир» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://obrazovaka.ru/ – Дата обращения 10.06.19 г.
9. Рахимбергенова М.Х. Лингвокогнитивные стратегии отражения образа/М.Х. рахимбергенова// автореферат Екатеринбург 2002г. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://elar.uspu.ru/ – Дата обращения 10.06.19 г.
10. Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого Literaturus.ru: Мир русской литературы/ [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.literaturus.ru/ –Дата обращения 10.06.19 г.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
Образ Андрея Болконского в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого обладает рядом характеристик, которые делают его особенным. Он изображается как высоконравственный человек, постоянно ищущий смысл жизни и идеалы. Болконский также представлен как интеллектуал, ученый и философ, который глубоко задумывается над вопросами существования и духовности. Важной чертой его образа является его развитие как личности на протяжении всего романа, от начальной наивности и идеализма до осознания реальности и необходимости изменений в жизни. Болконский также показан как воин, проходящий через войну и испытывающий на себе все ее ужасы и разрушения. Это делает его образ сложным и многогранным, вызывает симпатию и отвращение одновременно.
Какая роль лингвокогнитивного анализа в исследовании образа Андрея Болконского?
Лингвокогнитивный анализ играет важную роль в исследовании образа Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". С помощью этого анализа исследователи могут раскрыть глубинные психологические аспекты образа, а также выявить особенности его речи, которые могут быть связаны с его характером, взглядами и ценностями. Лингвокогнитивный анализ также позволяет изучить использование языковых средств для создания образа и передачи эмоций и настроений персонажа. Таким образом, данный анализ помогает углубить понимание образа Андрея Болконского и обогатить интерпретацию романа в целом.
Какая роль Андрея Болконского в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого?
Андрей Болконский представлен в романе "Война и мир" как один из центральных персонажей. Его образ символизирует поиск смысла жизни и идеала героя.
Каким образом Линвокогнитивный анализ помогает понять образ Андрея Болконского?
Лингвокогнитивный анализ позволяет исследовать языковые и когнитивные особенности речи Андрея Болконского, а также раскрывает его внутренний мир, мысли и эмоции.
Какие элементы речевого строя характерны для Андрея Болконского?
Андрей Болконский характеризуется использованием сложных сентенций, философических размышлений, а также отличается отстраненным и некоторой меланхоличностью в речи.
В чем заключается особенность лингвокогнитивного образа князя Андрея?
Лингвокогнитивный анализ помогает выявить образ князя Андрея как складывающуюся личность, сочетающую в себе отвагу и внутреннюю борьбу со смыслом жизни. Его речевой стиль и мышление отражают его внутреннюю сложность и эволюцию.
Какая роль играет образ Андрея Болконского в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого?
Образ Андрея Болконского служит одной из основных составляющих романа "Война и мир". Он позволяет автору исследовать темы войны, идеала героя, поиска смысла жизни и героического эпоса.
Какая роль лингвокогнитивного анализа в изучении образа Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
Лингвокогнитивный анализ позволяет исследовать языковые единицы, используемые автором для создания образа Андрея Болконского, и установить связь между языком и когнитивными процессами, лежащими в основе формирования образа. Анализ позволяет выявить особенности речевого строя персонажа, его мыслительные процессы, эмоциональное состояние, ценностные установки и другие аспекты создания образа. Таким образом, лингвокогнитивный анализ является важным инструментом для понимания и исследования образов литературных персонажей.
Какие особенности речевого строя Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
В речи Андрея Болконского можно выделить несколько особенностей. Во-первых, он обладает высоким уровнем языковой и речевой культуры, что проявляется в использовании книжного языка, мысленных реплик и фразеологизмов. Он характеризуется точностью и ясностью выражений, а также преимущественно невысоким темпом речи. Во-вторых, речь Андрея Болконского отличается открытостью и искренностью. Он говорит о своих мыслях и чувствах без лишней прикрасы и хитрости. В-третьих, его речевой строй отражает его внутренний мир и эмоциональное состояние. В различных ситуациях его речь может быть наполнена грустью, разочарованием, сомнениями, но также выражать решимость, уверенность и стремление к истине.
Какую роль играет образ Андрея Болконского в романе "Война и мир"?
Образ Андрея Болконского в романе "Война и мир" играет важную роль, представляя собой типичного представителя русского дворянства и отражая темы войны, любви, самоосознания и духовного поиска.