Античные образы в культуре нового времени

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История нового времени
  • 29 29 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 22.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты возникновения образов в античной культуре 5
1.1.Античная культура 5
1.2. Олимпийские боги и герои 9
Глава 2. Античные образы в российской культуре нового времени 18
2.1. Античные образы в русской культуре XVI-XVII веков 18
2.2. Античные образы в русcкой культуре XVIII – начала XX веков 19
Глава 3. Античные образы в зарубежной культуре Нового времени 23
3.1. Античные образы в зарубежной культуре XVI-XVII вв. 23
3.2. Античные образы в зарубежной культуре XVIII-XIX вв. 24
Заключение 27
Список источников и литературы 28
Фрагмент для ознакомления

В акварелях, гравюрах и литографиях ХХ века есть памятники архитектуры, свидетельствующие о восприятии русскими архитекторами культурного опыта Древней Греции и Рима. Это Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор Воронихина, здание Биржи на Васильевском острове Тома де Томона, Камеронова галерея в Царском Селе и многие другие.По словам современника Пушкина Ф.Ф. Вигеля, интерес к «старине» также сказался на отделке помещений русских усадеб. Поэтому в экспозиционных залах домов-музеев можно увидеть мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные под влиянием древности.Произведения русских поэтов, значительная часть их творчества, посвящена переводам древних авторов и подражания имГомера, Софокла, Аристофана и других. Это М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов и другие. Поэты мыслили в терминах аналогий с древностью; даже говоря о самых обычных вещах, они не обходились без упоминания древних божеств.Так, М.В. Ломоносов перевел «Илиаду» Гомера:Внезапно встал Нептун с высокия горы,Пошел, и тем потряс и лесы и бугры;Трикраты он ступил, четвертый шаг достигнулДо места, в кое гнев и дух его подвигнул.Стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям» является одним из сатирических произведений поэта, в котором он обличает вельмож и царей за их бесчестные поступки. Ваш долг есть: сохранять законы,На лица сильных не взирать,Без помощи, без обороныСирот и вдов не оставлять.В XIX веке идеи и образы античности сильно повлияли на воспитание молодых россиян. Их образование включало знакомство с мифологическими персонажами, латинскими эпиграфами и поговорками. Понятия демократии, свободы в рамках закона и гражданской ответственности, возникшие в Древней Греции и Древнем Риме, сделали образ римского республиканца в глазах российских подростков особенно привлекательным.Александр Сергеевич Пушкин ссылался на образы и предметы античной литературы на протяжении всей своей поэтической карьеры - от лицея до последних лет его жизни. Авторы, которые были наиболее значимыми для поэта в разные периоды его жизни: Апулей, Овидий, Тацит, Гораций и другие. В трудах Александра Пушкина есть многочисленные ссылки на сюжеты и изображения древней Греции и Рима.Привлечение фактов, лиц и обстоятельств древней мифологии и истории для изображения и объяснения событий позднейшей истории, т. е. восприятие тех и других в виде единой «исторической материи», представлено не только в полушуточной лирике ранних лет, но также в самых глубоких и важных произведениях Пушкина, таких как «Кинжал» (ср. начальные строки и строфу, посвященную «Кесарю» и Бруту) или «Борис Годунов», первые четыре сцены которого, описывающие ситуацию междуцарствования в России в 1598 г., во многом навеяны гл. 11 — 13 первой книги «Анналов» Тацита.Другая существенная особенность античных реминисценций у Пушкина связана с тем, что трактовка римского материала в его творчестве резко отлична от трактовки греческого, но совсем в ином смысле, чем это было у архаистов. Греческая античность представлена у Пушкина, главным образом, традиционным набором мифологических имен, который именно в силу своей традиционности и универсальности характеризовал не столько отношение Пушкина к эллинской культуре или истории, сколько условный язык поэзии XVIII — начала XIX в. Из 93 древнегреческих имен, упоминаемых в корпусе его сочинений, к поэтам и писателям относятся 13, к мифологическим лицам — 59; реальные деятели греческой истории (их в корпусе семь) обычно просто упоминаются без характеристик или анализа. Напротив того, все (или почти все) содержательные суждения об античной культуре и истории, разборы произведений античной литературы и вариации на их темы, объяснения событий русской истории, исходя из государственно-политического опыта античности, строятся на римском материале. Не случайно также, что среди древних авторов наибольшее число цитат, ссылок, переложений или переводов приходится на долю тех римлян, которые как бы сопровождают поэта на протяжении всей жизни: Горация, Овидия и Тацита.Интерес к древности также сказался на моде, преимущественно женской. Портреты начала XIX века и модные фотографии из журналов того времени дают хорошее представление об этом.Живопись русских художников XIX в., журналы мод свидетельствуют о том, что костюм русской аристократии строго следовал во времени и в формах общему европейскому развитию. Увлечение античностью выразилось в начале века в костюме стиля ампир: женщины носят длинные светлые платья из тонкого шелка на плотном чехле. Рис. 1.Рис. 1. Одежда в стиле «ампир». Россия XIXвекГлава 3. Античные образы в зарубежной культуре Нового времени3.1. Античные образы в зарубежной культуре XVI-XVIIвв.Внутри искусства идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. Вживописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567-1643),написавший оперу «Орфей», которая была поставлена в 1607 г. и стала настоящим шедевром оперного искусства. Музыка в ней впервые не просто дополняет стихи переведенной с древнегреческого языка драмы, но является главным действующим лицом, выражающим смысл всего происходящего на сцене.Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577-1640). Его с полным правом можно назвать универсальной личностью, не уступающей своим масштабом титанам Возрождения. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности — Плутархом. Сенекой, Горацием.Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Традиционные образы народной фантазии давали ему повод для изображения героических чувств и подвигов. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тепа. Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сип. Рассказы о подвигах античных богов и героев – свободные импровизации Рубенса, посвященные прославлению красоты жизни, радости существования.Рубенс написал множество сцен, в которых он энергично и ярко продемонстрировал свое понимание классической мифологии. В последние годы Рубену было поручено украсить охотничий домик короля Филиппа IV под Мадридом серией картин, иллюстрирующих легенды Овидия «Метаморфозы».Рубенс также обратился к Гомеру и Статиусу за вдохновением для своих проектов гобеленов, изображающих жизнь Ахилла. Большинство из этих масляных зарисовок находится в Роттердаме.Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи является французский художник Н. Пуссен (1594-1665). В первый период творчества он много пишет на античный сюжет. Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение характерны для его картин данного периода. Чувственная стихия у него становится упорядоченной, разумной, все обрело черты героической, возвышенной красоты. Например, «Пейзаж с Палифемом». Рис.2.Рис. 2. Пейзаж с Палифемом. Н. ПуссенГероев этой картины Пуссен позаимствовал из поэмы римского поэта Овидия "Метаморфозы".3.2. Античные образы в зарубежной культуре XVIII-XIXвв.Реалистическую тенденцию в искусстве XVII в. представляет прежде всего голландский художник Рембрандт.Благодаря ему в европейской живописи возникло новое направление - психологизм. Рембрандт первым всерьез откликнулся на известный призыв Сократа: «познай самого себя». Он обратил свой взор внутрь себя, и ему открылся огромный и неизведанный внутренний мир, соизмеримый с бесконечной Вселенной. Предметом его искусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека.Мировоззрение, в основе которого лежала идея «общественного договора» и «естественного права» окончательно сложилось в Европе в XVIII в., в эпоху Просвещения.Первые ростки Просвещения появились в конце XVII в. в Нидерландах (Г. Гроций, Б. Спиноза) и Англии (Дж. Локк, И. Ньютон). Отсюда просветительские идеи проникли во Францию (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё), где в середине XVIII в. это течение достигло своего расцвета. Именно во Франции были разработаны основные идеи просвещенческого мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества. Например, Монтескьё обратил внимание на зависимость конкретных форм государства от общего «духа нации» и вслед за античными философами считал, чтореспублика характерна для небольших государств, монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных территорий.Памятники античной литературы не утратили эстетическую значимость и художественную ценность в XVIII-XX веках. Проблемы, конфликты,разрабатываемые античными авторами, далеко выходят за пределы однойлишь античности. Прославление доблести, любви к родине, гармонии,вера в силы человека – отличительные черты античной литературыпериода расцвета.В последней трети XVIII века этот несколько сентиментальный подход к классической мифологии уступил более суровому взгляду на классическое прошлое, в котором высоко ценились моральные уроки, извлеченные из истории. Поэтому в девятнадцатом веке, когда художники в Англии и Франции вернулись к предметам, взятым из классической мифологии, их подход, как правило, был моралистическим, параллельным (насколько искусство можетбыть параллельно литературе) подходу, типичному для Хоторна и Кингсли.Гюстав Моро (1826–1898) и Эдвард Берн-Джонс (1833–1898) были глубоко вдохновлены классической мифологией, и их искусство выходит далеко за рамки морали и символики многих их современников. Великие картины Моро «Прометей», «Эдип» и «Геракл» отражают значение классических текстов и выражают героический гуманизм, соответствующий вызовам его времени. В Англии Берн-Джонс, который поделился с Уильямом Моррисом идеалами движения прерафаэлитов, снова и снова возвращался к классическим мифам, чтобы поддержать его поиски чистоты и красоты в прошлом. В «Данае» и «Медной Башне» он сосредотачивается на чувствах Данаи, когда строится башня, а не на похоти Зевса и гневе Акрисия. В Серии«Пигмалион» и Серии«Персей», Берн-Джонс превращает главного героя из гнева богов и насилия в идеал благочестия, рыцарства и целомудренной любви. Все же эти самые идеалы включают психологическое и сексуальное напряжение, которое начал исследоватьФрейд (1856–1939).Классическая мифология с 1900 года продолжает оставаться источником вдохновения для художников. Особенно во Франции и Испании Жорж Брак (1882–1963) и Пабло Пикассо (1881–1973) часто возвращались к классическим темам. Возможно, самым известным примером такого вдохновения является длинная серия работ Пикассо, включающая легенду о Минотавре, которую он создавал, чтобы прокомментировать ужас и насилие значительной части современной жизни, которые он наблюдал.В первые десятилетия ХХ века художники интерпретировали классические мифы аллегорически, и многие из них находились под влиянием психологических теорий (особенно теории Фрейда).Таким образом, классические античные мифыпродолжали ибудут продолжать вдохновлять всех, кому небезразлично творчествоантичной культуры.ЗаключениеПроведя данное исследование мы пришли к следующим выводам, которые являются решением поставленных задач.На протяжении исторического развития древние Греция и Рим, при всем разнообразии общественных отношений и государственного устройства в каждой из этих стран, создали богатейшую, большую и неповторимое культурное наследие. В истории мировой культуры она определяется как античная, греко-римская культура. Культуры Греции и Рима - это две взаимосвязанные, хотя и не тождественны части одного целого.На основе античной традиции в европейской и российской практике утверждается гуманистическое мировоззрение, ценности земного бытия, идеал совершенной гармоничного человека. Именно сочетание гуманизма, любознательности, рационализма с художественным совершенством делает культуру античного мира одним из ведущих духовных достояний человечества.Греческое искусство и культура - памятники архитектуры, скульптуры, живописи, литература, философия, театр, музыка, художественные ремесла - стали неотъемлемой частью мироощущения и жизнедеятельности мирового социума. Вот почему античное искусство является для нас классикой. Оно вечно, не подвластно времени, потому что воплощает общечеловеческие ценности.Переосмысление феномена античной культуры, шедевры которой относятся к вневременным культурным ценностям, является одним из важнейших способов преодоления насущных проблем, достижения духовного роста для межкультурного взаимодействия, поскольку взаимопонимание народов и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур, единство человеческой литературы. Список источников и литературы

1. Античная живопись (апгрейд). Электронный ресурс https://sarmata.livejournal.com/211650.html
2. Бернатоните А. Миф как форма существования мира.// Киноведческие записки. №66. 2004. Электронный ресурс http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/70/
3. Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.
4. Глушак А.С., Артюх П.И. Боги Тавриды. Севастополь. 1997. – С. 38-39.
5. Джованьоли Р. Спартак. М.: Изд-во «Альфа-Книга». 2016. – 539 с.
6. Есенин С. «Месяц рогом облако бодает». Есенин С.А. «Я знаю будущее...»: Стихотворения. Маленькие поэмы. Статьи / Сергей Есенин; Московский государственный музей С.А. Есенина; [сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Н.Шетраковой; ил. Г.Б.Якулова]. Издательство: Вифсаида. 2015. – 176 с.
7. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Симферополь: Реноме. 1998. – С. 310-314.
8. Рылова О.Н. Русская античность в отечественной литературе: к проблеме культурного диалога.//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-antichnost-v-otechestvennoy-literature-k-probleme-kulturnogo-dialoga
9. Самоделова Е. Обращение к античности в творчестве Есенина // Литературная учеба. 2005. № 6. С. 154-169.
10. Спектакль в античном театре Херсонеса Таврического. Электронный ресурс http://www.evpatori.ru/spektakl-v-antichnom-teatre-xersonesa-tavricheskogo.html
11. Театр античный. Энциклопедия Кругосвет. Электронный ресурс https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR_ANTICHNI.html
12. Шалагинов Б. Б. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.
13. Энциклопедический лексикон. Том 10. ВЕС-ВКУ. Санкт-Петербург. Типография А.Плюшара. 1837. – С.357. – 555 с.

14. Boardman, John; Hammond, N.G.L, eds. (1970). "Preface". The Cambridge Ancient History Volume III, Part 3: The Expansion of the Greek World, Eighth to Sixth Centuries B.C. p. xiii.
15. Gurewitsch, Matthew (July 2008). "True Colors". Smithsonian.com. Smithsonian Institution. Retrieved. 15 May 2018.
16. Brinkmann, Vinzenz (2008). "The Polychromy of Ancient Greek Sculpture". In Panzanelli, Roberta; Schmidt, Eike D.; Lapatin, Kenneth (eds.).
17. Shaw, Brent. Spartacus and the Slave Wars: a brief history with documents (London, Palgrave-MacMillan,2001), p 111. Электронный ресурс https://dailyhistory.org/How_accurate_is_Stanley_Kubrick%27s_%27Spartacus%27%3F
18. Orphée (original title). Country: France. Language: French. Release Date: 29 September 1950 (France). Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
19. Schmadel, Lutz D. (2003). Dictionary of Minor Planet Names. Springer.
20. Byrnes, Mark E. (1994). Politics and Space: Image Making by Nasa. Greenwood Publishing Group. pp. 63–. ISBN 9780275949501. Retrieved 12 December 2012.
21. Lovelock, J.E. (1 August 1972). "Gaia as seen through the atmosphere". Atmospheric Environment. Elsevier. 6 (8): 579–580.
22. Joseph Childers, Gary Hentzi eds. Columbia Dictionary of Modern Literary and Cultural Criticism (New York: Columbia University Press, 1995

Вопрос-ответ:

Какая связь есть между античной и российской культурой?

Связь между античной и российской культурами проявляется в использовании античных образов и мотивов в русской литературе, искусстве, архитектуре и других сферах. Античная культура оказала значительное влияние на формирование культурного наследия России.

Какие античные образы были популярны в России XVI-XVII веков?

В России XVI-XVII веков популярными были образы героев и богов Древней Греции и Древнего Рима. Часто в литературе и искусстве появлялись образы таких богов, как Юпитер, Аполлон, Афродита, а героями были Геракл, Ахиллес и другие.

Какие античные образы были популярны в России XVIII - начала XX веков?

В России XVIII - начала XX веков популярными были античные образы, связанные с идеями классицизма и романтизма. Фигуры богов и героев были использованы в литературе, искусстве и архитектуре, воплощая идеал красоты, гармонии и величия.

Какие античные образы были популярны в зарубежной культуре XVI-XVII веков?

В зарубежной культуре XVI-XVII веков популярными были античные образы богов и героев. В искусстве и литературе активно использовались образы Юпитера, Аполлона, Афродиты, Геракла и других, символизирующих различные качества и идеалы.

Какие античные образы были популярны в зарубежной культуре Нового времени?

В зарубежной культуре Нового времени популярными были античные образы, отражающие различные идеи, эстетические представления и социальные ценности. Примерами могут служить образы богини Венеры, бога Диониса, героя Одиссея и других, которые воплощали красоту, любовь, приключения и стремление к знанию.

Какие аспекты новой культуры восходят к античной культуре?

Новая культура черпает вдохновение из античной культуры во многих аспектах, таких как искусство, литература, философия, архитектура. Античные образы и идеи оказывают значительное влияние на формирование новых культурных течений.

Каким образом античные боги и герои проникали в российскую культуру XVI-XVII веков?

Античные боги и герои были активно переняты в российской культуре XVI-XVII веков. Они стали персонажами литературных произведений, купеческих домов, марочных знаков, а также украшением церковной архитектуры.

Какие античные образы были популярны в русской культуре XVIII-начала XX веков?

В русской культуре XVIII-начала XX веков популярными были античные боги и герои, такие как Аполлон, Геракл, Афина, Венера. Они воплощались в скульптуре, живописи, литературе и не только. Античные образы служили символом красоты, мудрости и силы.

Какие античные образы были популярны в зарубежной культуре XVI-XVII веков?

В зарубежной культуре XVI-XVII веков популярными были античные боги и герои, такие как Зевс, Афродита, Гермес. Они являлись объектами изучения и воспевания в литературе, искусстве и философии того времени. Античные образы символизировали великолепие, красоту и силу.

Каким образом античные образы влияли на зарубежную культуру Нового времени?

Античные образы оказывали огромное влияние на зарубежную культуру Нового времени. Они воплощались в искусстве, литературе, архитектуре, философии и традициях различных народов. Античные образы стали одним из важнейших источников вдохновения для творческих и интеллектуальных усилий людей.