Исследования памяти и внимания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 19.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общие сведения о памяти и внимании 5
1.1. Память как одна из сфер высшей нервной деятельности 5
1.2. Понятие о внимании, его видах 12
ГЛАВА 2. Методы исследования памяти и внимания 17
2.1. Методы исследования памяти 17
2.2. Методы исследования внимания 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Фрагмент для ознакомления

В итоге получается четыре цифры, которые записываются в бланк ответа. Между зачитыванием каждого ряда интервал должен составлять 15 секунд.По завершению эксперимента экспериментатор определяет правильность сумм, подсчитывает среднегрупповое значение и сравнивает его с индивидуальным.Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности по методу П.И. Зинченко предлагается выполнять по карточкам, представленным на рис. 5. Это набор из 16 карточек, которые могут быть поделены на 4 группы. У каждой карточки есть двузначное число. Эксперимент проводится в две серии:1 серия. Испытуемым предлагается мысленно разделить изображения на группы, затем письменно воспроизвести названия предметов и цифры. 2 серия. Испытуемым предлагается в уме распределить числа в порядке возрастания, затем письменно воспроизвести сначала цифры, затем изображения.Экспериментатор определяет число правильно воспроизведенных изображений и чисел, фиксирует результаты в протоколе, на основании полученных данных делает выводы о продуктивности непроизвольного запоминания.Таким образом, можно говорить о том, что для изучения памяти применяется целый ряд методов.Рисунок 5 – Стимульный материал для исследования непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (методика Зинченко П.И.)Чаще всего речь идет о числовых, словесных, графических рядах, с которыми предлагается выполнять различные манипуляции и запоминать их. 2.2. Методы исследования вниманияТакже как и память, внимание изучается с помощью целого ряда тестов. Так, например, избирательное внимание предлагается изучать с помощью методики Мюнстерберга. Для этого испытуемому предлагается буквенный тест, в котором можно выделить отдельные слова. Всего в тесте содержится 25 слов. Испытуемый должен выделить все 25 слов (таблица 4). Фиксируется время выполнения задания. Пример задания: бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабтеорияемтоджебъамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщъбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятиемйцунендшизхъвафыпролдлюбовьабфырплослдспектакльячсинтьюнмюерадостьвуфциеждлшррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйщрепортажэкждорлафывюфбконкурсйфнячыувскапщличностьзжэьеюдшщглоджшзюэпрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпрквкомедияшлдкуйфотчаяниейфплньыячвтлжэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснваниезхжъбекдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйъясмтщзайэъягнтзхтм.Ключом к данному заданию будут слова солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.Успешность прохождения испытания оценивается с помощью формулы 2:А = В + Т, где(2)В = с – m/(с + n), с – общее количество выделенных слов;m – количество ошибочно выделенных слов,n – количество пропущенных слов,Т – поправка на время. Параметр Т оценивается по таблице 4.Таблица 4Поправка на времяВремя выполнения, секТ, баллы122+2122-209+1209-3850385-473-1473-561-2561-649-3649-737-4737-825-5825-6Устойчивость внимания предлагается оценивать по методике Рисса. Испытуемому предлагается бланк, указанный на рис. 6. Рисунок 6 – Стимульный материал по методике РиссаИспытуемому предлагается найти окончание каждой линии, записать соответствующую цифру. Оценивается общее время, затраченное на прохождение теста, время, затраченное на каждую линию, время, затраченное на группы линий (1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25), выявляется количество ошибок. По результатам можно судить об утомляемости испытуемого.Для оценки особенностей переключения внимания предлагается применять таблицы Шульте в модификации Марищука и Сысоева. Таблицы представлены на рис. 7. Рисунок 7 – Таблицы ШультеЭто таблицы с 25 черными и 24 красными числами. Эксперимент проходит в три этапа:Испытуемому предлагается найти в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей последовательности от 1 до 25 и записать их символы. Например, 1 – е, 2 –х, 3 – и, 4 – ц и т.д. Испытуемому предлагается найти в таблице 1 числа красного цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и записать их символы. Например, 24 – е, 23 – м, 22 – о, 21 – Д и т.д.Испытуемому предлагается одновременно в таблице 2 вести счет чисел, попеременно указывая на чистом листе символы черного и красного цвета.например, 1 – о, 24 – в, 2 – л, 23 – ч и т.д.После окончания испытания экспериментатор проверяет верность записей, фиксирует время. Условный показатель переключения внимания оценивается по формуле 3:П1 = S31/S1 (черные числа),П2 = S32/S2 (красные числа), где(3)S1 – первый этап,S2 – второй этап,S31 – третий этап для черных чисел,S32 – третий этап для красных чисел.Подводя итоги, можно говорить о том, что методик изучения внимания также много, как и методик изучения памяти. Эти методики имеют свои цели, задачи, направлены на изучение отдельных компонентов внимания. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении следует отметить, что в рамках курсовой работы нами были изучены особенности памяти и внимания, обобщены сведения о методах изучения памяти и внимания.Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:Память – это процесс восприятия, запечетлевания, хранения, воспроизведения и забывания информации, который имеет четкие анатомо-физиологические основы. Память – необходимый элемент жизни любого индивида, общества, без памяти невозможно обучение, выполнение профессиональных обязанностей. Память имеет целый ряд разновидностей, является стадийным процессом, начинаясь с восприятия сенсорного воздействия, переходя в кратковременную память, затем консолидируюясь и превращаясь в долговременную память.Внимания – это процесс фиксации сознания индивида на том или ином объекте, явлении. Внимание не менее важно при обучении и профессиональной деятельности, чем память.Существует несколько видом внимания, в частности произвольное и непроизвольное. Внимание характеризуется рядом параметров, в том числе устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением, объемом. Каждый из этих элементов представляет собой единую систему, баланс между компонентами которой исключительно важен.Существует несколько методов изучения памяти, каждый из которых направлен на изучение конкретных характеристик памяти, ее видов. Эти методы основаны на предъявлении человеку информации, которую он воспроизводит в пределах возможностей своей памяти.Внимание также изучается с помощью большого числа различных тестов, которые имеют свои цели, направлены на изучение отдельных компонентов, характеристик внимания.Таким образом, цель и задачи курсовой работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгаджанянН.Л., ТельЛ.З., ЦиркинВ.И., ЧесноковаС.А. Физиология человека. – М.: Медицинская книга, Н.Новгорода: Издательство НГМА, 2003. – 528 с. ГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.Зильбернагль С. Наглядная физиология/ С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с анг. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.Каменская М.А. Основы нейробиологии: учебник для вузов/ М.А. Каменская, А.А. Каменский. – М.: Дрофа, 2014. – 365 с.МаклаковаА.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.Марциновская Т.Д. Психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Т.Д. Марциновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.Практикум по общей психологии: учеб.пособие для студ. психологов. Часть II/ Составитель В.П. Иванова, В.В. Еременко; под общ.ред. В.П. Ивановой. – 2-е изд., испр. и доп. – Бишкек: изд-во КРСу, 2014. – 289 с. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие/ Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 137 с.Психологический практикум «Внимание»: Учеб.-метод. Пособие/ Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид/ Под общ.ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003. – 64 с.Психологический практикум «Память»: Учеб.-метод. Пособие/ Составитель Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид; Под общ.ред. Л.И. Дементий. – Омск: Омский гос. ун-т, 2003. – 124 с.Психология: учебник для бакалавров/ Под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 825 с.СтупницкийВ.П. Психология: Учебник для бакалавров/ В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 520 с.Физиология человека: учеб.пособие/ А.А. Семенович; под ред. А.А. Семеновича. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. школа, 2009. – 544 с.

1. Агаджанян Н.Л., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. – М.: Медицинская книга, Н.Новгорода: Издательство НГМА, 2003. – 528 с.
2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
3. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
4. Зильбернагль С. Наглядная физиология/ С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с анг. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.
5. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.
6. Каменская М.А. Основы нейробиологии: учебник для вузов/ М.А. Каменская, А.А. Каменский. – М.: Дрофа, 2014. – 365 с.
7. Маклакова А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
8. Марциновская Т.Д. Психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Т.Д. Марциновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
9. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
10. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студ. психологов. Часть II/ Составитель В.П. Иванова, В.В. Еременко; под общ. ред. В.П. Ивановой. – 2-е изд., испр. и доп. – Бишкек: изд-во КРСу, 2014. – 289 с.
11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 137 с.
12. Психологический практикум «Внимание»: Учеб.-метод. Пособие/ Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид/ Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003. – 64 с.
13. Психологический практикум «Память»: Учеб.-метод. Пособие/ Составитель Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид; Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: Омский гос. ун-т, 2003. – 124 с.
14. Психология: учебник для бакалавров/ Под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 825 с.
15. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров/ В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 520 с.
16. Физиология человека: учеб. пособие/ А.А. Семенович; под ред. А.А. Семеновича. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. школа, 2009. – 544 с.



Вопрос-ответ:

Что такое память и внимание?

Память - это одна из сфер высшей нервной деятельности, которая позволяет сохранять, хранить и восстанавливать информацию. Внимание - это психическая функция, которая позволяет сосредотачивать сознание на определенном объекте или явлении.

Какие существуют методы исследования памяти?

Существует несколько методов исследования памяти, например, экспериментальные методы, методы наблюдения, методы самоотчета и методы заданий с заполнением пропусков.

Какие существуют методы исследования внимания?

Для исследования внимания применяются различные методы, такие как методы наблюдения, методы измерения реакционного времени, методы оценки эффективности выполнения задач и тесты на внимание.

Какие существуют виды внимания?

Существует несколько видов внимания, включая селективное внимание (когда сознание сосредотачивается на одном объекте), разделительное внимание (когда сознание разделяется между несколькими объектами) и устойчивое внимание (когда сознание остается сосредоточенным в течение продолжительного времени).

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи использовались различные источники, но точные ссылки на них не указаны.

Какие сведения об общей памяти и внимании содержатся в главе 1?

В главе 1 содержатся общие сведения о памяти как одной из сфер высшей нервной деятельности, а также понятие о внимании и его видах.

Какие методы исследования памяти описываются в главе 2?

В главе 2 описываются методы исследования памяти, включая методы восстановления, методы распознавания и методы запоминания и воспроизведения.

Какие методы исследования внимания рассматриваются в главе 2?

В главе 2 рассматриваются методы исследования внимания, такие как методы измерения внимания, методы регистрации внимания и методы оценки концентрации внимания.

Какие результаты исследований памяти и внимания приводятся в статье?

В статье приводятся результаты исследований, которые могут отличаться в зависимости от проводимого эксперимента и используемых методов. Однако, обычно результаты показывают, что память и внимание являются взаимосвязанными и обладают определенными ограничениями.

Какие источники были использованы при написании статьи?

В статье были использованы различные источники, но конкретный список использованных источников можно найти в разделе "Список использованных источников".