Славянское язычество

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Старославянский
  • 26 26 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 23.07.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Восточнославянские боги в языческой мифологии: истоки и значение. Фольклорно-мифологические персонажи 5
Глава 2.Восточнославянская языческая демонология 11
Глава 3.Пантеон восточнославянских богов. Языческие обряды и песни, связанные с мифологией и культом богов 15
Глава 4.Крещение Руси и его оценки 18
Заключение 24
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Это позволяет сделать вывод, что христианская община существовала в Киеве ещё до официального крещения Руси, но она была невелика.Княжение Ольги – это важный этап в истории Руси, эта правительница не стремилась к завоеваниям, соответственно, Русь не была измучена постоянными войнами, она также особенно преуспела в установлении и укреплении прочных политических и торговых отношений с Византией, обменялась посольствами с германским императором ОттономI. Княгиня Ольга, как истинная христианка, заботилась о благе своих подданных, мечтала видеть Русь не языческой, а христианской, убеждала своего сына Святослава принять крещение, но тот упорно отказывался, князь – завоеватель не мог постичь глубинный смысл новой для Руси религии. Как известно, крещение Руси произошло во время княжения Владимира (960-1015 гг.). Обманом убив родного брата, Владимир в 980 году получил власть над всей Русской землёй.Е. Климов и Милютенко полагают, что главной целью принятия христианства является укрепление единоличной власти князя, а также неудача языческой реформы. Исследователи пишут, что сначала князь Владимир начал укреплять свою единоличную власть. Для того чтобы достичь поставленной цели, князь принял решение провести реформу язычества. Он провозглашает Перуна покровителем русских князей и верховным, а именно общегосударственным богом Руси. Но вскоре Князь Владимир понял, что языческая реформа не принесёт желаемого результата укрепления власти и объединения Руси, необходимо в корне менять мировоззрение русичей.Относительно того, как князь Владимир выбирал религию, существует известная легенда, которая описана и у Нестора. Легенда гласит, что князь Владимир отправил послов к мусульманам (волжским булгарам), иудеям (хазарам или евреям-караимам) и католикам (полякам и германцам) для того, чтобы решить, какая из этих религий лучше подойдёт для русского народа. Вернувшиеся из Константинополя послы рассказывали о величии и великолепии Софийского храма, пышности церковных обрядов, прекрасных песнопениях. И тогда бояре напомнили Владимиру, что «если бы закон греческий был плох, то не приняла бы его княгиня Ольга, бабушка Владимира, а она была мудрейшей правительницей. В 988 году Владимир окрестился».Итак, о причинах принятия христианства согласно позиции специалистов. Во-первых, все исследователи едины в том, что христианство должно было поспособствовать объединению славян под властью Киева и киевского князя, укрепить централизованную власть, кроме того, Киевская Русь была окружена странами, в которых исповедовали монотеизм – веру в одного бога: Византия – христианство, в Хазарии было иудейство, а в Волжской Болгарии – Ислам. Соответственно, для укрепления международного авторитета было бы весьма желательно уйти от язычества и выйти на новый уровень развития, - князь Владимир, как дальновидный политик, понимал это. Во-вторых, И. Фроянов отмечает, что сложившиеся отношения киевской военной и купеческой элиты с Византией стали социально-политической предпосылкой для принятия господствовавшей в Византии религии. Наконец, женитьба князя Владимира на греческой царевне Анне сыграла свою роль в выборе христианства как государственной религии. Вместе с новой княгиней в Киев прибыли митрополит Михаил, священники из Константинополя и Корсуня в Крыму, ближайшей к Киеву греческой колонии. История этой женитьбы очень интересна и заслуживает особого упоминания, поскольку это непосредственно связано с крещением Руси и развитием русско-византийских отношений в целом. В 987 году в малоазиатских провинциях Византии вспыхнуло восстание под предводительством военачальника Варды Фоки. В ответ на просьбу императора Василия II оказать военную помощь против восставших Владимир потребовал от византийских императоров согласия на брак с их сестрой, принцессой Анной. Брак с Анной был в большей степени политическим решением: князь имел основания не доверять императорам, в то же время он хотел быть уверенным в прочности союзных отношений с Византией. Также породниться с византийским правящим родом было выгодно, и поднимало международный престиж правителя и его государства. Византийские императоры согласились на брак Владимира и Анны при условии, что русский князь расстанется с язычеством и примет христианскую веру. Владимир в ответ согласился и отправил в Византию шеститысячный русский отряд для помощи в подавлении восстания Фоки, а также и принял христианство. Русское войско приняло участие в битве у Абидоса 13 апреля 989 года. Узурпатор Варда Фока был убит, а мятеж подавлен. Но Византия нарушила договор, и принцессу Анну не отпустили в Киев. В ответ на это князь Владимир занял город Корсунь, и император Византии был вынужден дать согласие на брак Анны с Владимиром. Необходимо отметить, что император нарушил данное слово не по своей злой воле, дело заключалось в том, что у Владимира было много языческих жён и десять сыновей, соответственно, принцесса Анна могла стать христианской женой Владимира только после расторжения языческих браков и закрепления прав на трон за сыновьями от греческой царевны. Но византийский порядок престолонаследия оказался несовместимым со скандинавским семейным правом – для князя Владимира старшие сыновья были опорой власти.По возвращении в Киев русский князь начал активно распространять на Руси христианство. Владимир отдал приказ сжечь деревянные фигуры языческих богов, а идол Перуна сбросить в реку. Идол Перуна привязали к лошадям и тащили по городу до реки, двенадцать людей били его палками, а потом идол был брошен в реку. Жрецы бога Перуна долго бежали по берегу и кричали: «Выдыбай (то есть выплывай), боже! Выдыбай!».Другим актуальным и спорным вопросом остается феномен двоеверия. И. Фроянов, а также А. Кузьмин пишут, что новая религия была принята неоднозначно. Дружина князя и купечество приняли христианство спокойно. Другие слои населения упорно не хотели расставаться с язычеством. Есть свидетельства того, что многих приходилось загонять креститься дубиной. Крещение было проведено насильственно по приказу князя. После ниспровержения кумиров Владимир велел собрать всех жителей Киева на берегу Днепра, где их крестили греки – «царицыны попы» или «корсунские попы». Большинство людей побоялись ослушаться великого князя, и в день крещения у Днепра собралось большое количество народа. Священники из Византии читали молитвы, киевляне заходили в воду реки кто по грудь, кто по шею. Младенцев взрослые держали на руках, дети постарше шли за руку с родителями. Подобный обряд совершался по всей Руси, часто приходилось насильственно крестить людей.Е. Климов отмечает, что одной из главных причин неприятия христианства у большинства населения стало непонимание христианских догм. В связи с тем, что необходимо было сделать эту религию близкой и понятной, пришлось пойти на уступки. Была признано существование всех языческих богов, но они были названы бесами, от которых происходят беды и несчастья. Новые храмы выстраивались на месте старых святилищ и капищ, христианские праздники назначались примерно на те же дни, что и главные языческие. Многие христианские представления изменились под влиянием язычества. Например, прежняя народная любовь к богине Ладе перенеслась на Богородицу.Принятие христианства способствовало укреплению княжеской власти, также значительно улучшились международные отношения, усилился авторитет Киевской Руси. И самое главное, постепенно различные славянские племена объединились в единый русский народ. Сам князь Владимир под влиянием новой религии изменился в лучшую сторону, стал менее мстительным и подозрительным. По его приказу на месте, где находилась статуя Перуна, была воздвигнута церковь святого Василия. Там, где по приказу Владимира были зарезаны христиане, возвели Десятинную церковь. Это название объясняется тем, что князь назначил на её содержание десятую часть своих доходов. С Византии были вызваны художники, которые и украсили новую церковь иконами и греческими надписями.В Киеве была построена деревянная церковь, куда привезли мощи, изъятые из Корсунских храмов. Учредили русскую митрополию с центром в Киеве. И все же, все исследователи едины в аспекте того, что Крещение Руси – это, безусловно, очень значимое историческое событие, определившее судьбу страны и народа на много столетий вперёд. Христианство способствовало развитию феодальных отношений в обществе: Стоит также отметить, что принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть: единая вера – единое государство – один государь. К тому же, крещение Руси повлияло на её международное положение и авторитет. Небывалый расцвет переживали культура и искусство Древней Руси, распространялась грамотность. Князь Владимир распорядился открыть школы, в которых мальчики изучали Святое Писание, переведённое на славянский язык.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Мифология восточных славян тесно связана своими истоками с индоевропейской мифологией. Мифологические языческие представления восточных славян отличались сложностью и некоторой противоречивостью. Вместе с тем, в славянской мифологии четко сложилось разделение мира на три сегмента: нижний мир или мир мертвых, подземных духов, земной мир – мир живых, небесный мир – Космос (семь небес). В славянской мифологии сложился достаточно обширный пантеон богов, среди которых главное место отводилось Перуну громовержцу. Особое место в славянской мифологии отводилось роли Матери Земли, и это не случайно, поскольку культ природы являлся отличительной чертой восточнославянской культуры. Славяне считали, что леса, озера, вся природа наполнены духами, это привело к становлению в славянской мифологии разветвленной демонологии. Даже после принятия христианства эти обычаи продемонстрировали большую устойчивость и долговечность. Относительно принятия христианства следует заметить, что это событие описывается в ПВЛ как одно из важнейших. Эта позиция актуальна и для историков. В частности, следует выделить труды И. Фроянова, который подчеркивал огромное значение принятия христианства для развития государственности и культуры Руси.Такая же позиция высказывается и другими специалистами. Е.В. Климов также оценивает крещение Руси как величайшее событие, а также показывает, что крещение Руси способствовало культурному сближению Руси и Византии. Е. Климов и Н. Милютенко, а также Кузьмин обращают большое внимание на то, что крещение Руси привело к возникновению двоеверия, а также надлому самосознания русичей. Несомненно, двоеверие – это также достаточно сложный и противоречивый культурный феномен, порожденный двоеверием. В некоторой мере эта позиция разделяется и И. Фрояновым, однако он не склонен излишне преувеличивать этот фактор.Список литературыПовесть временных лет.// https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 2009. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.// Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 640 с. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.Климов Е.В. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира I и христианизация Древней Руси. Тверь, 2010.Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т.1. – М., 2002.Кузьмин А.Г. Крещение Руси. М., 2004 http://www.e-reading.club/book.php?book=1020164 Кузьмин А.Г. Крещение Руси: концепции и проблемы/А.Г. Кузьмин//Вопросы религии и религиоведения. - М., 2009. Вып. 1 Часть 2. С. 11-48.Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: древнейшие письменные источники. СПб., 2008 https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/svjatoj-ravnoapostolnyj-knjaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi-drevnejshie-pismennye-istochniki/Пухова Т. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения.// Материалы межвузовской научной конференции. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра теории литературы и фольклора. – Воронеж, 2003. - 153 с. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.// https://www.litmir.me/br/?b=92858&p=1Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2007 http://www.e-reading.club/book.php?book=1006995Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999..

Список литературы

1. Повесть временных лет.// https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1
2. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 2009.
3. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997.
4. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.// Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 640 с.
5. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с.
6. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.
7. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.
8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.
9. Климов Е.В. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира I и христианизация Древней Руси. Тверь, 2010.
10. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т.1. – М., 2002.
11. Кузьмин А.Г. Крещение Руси. М., 2004 http://www.e-reading.club/book.php?book=1020164
12. Кузьмин А.Г. Крещение Руси: концепции и проблемы/А.Г. Кузьмин//Вопросы религии и религиоведения. - М., 2009. Вып. 1 Часть 2. С. 11-48.
13. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.
14. Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: древнейшие письменные источники. СПб., 2008 https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/svjatoj-ravnoapostolnyj-knjaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi-drevnejshie-pismennye-istochniki/
15. Пухова Т. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения.// Материалы межвузовской научной конференции. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра теории литературы и фольклора. – Воронеж, 2003. - 153 с.
16. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.
17. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.// https://www.litmir.me/br/?b=92858&p=1
18. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2007 http://www.e-reading.club/book.php?book=1006995
19. Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.

Вопрос-ответ:

Кто близкий по смыслу персонаж в восточнославянской мифологии к определению ангелов в христианстве?

В восточнославянской мифологии ближайшим аналогом ангелов в христианстве можно считать духов-покровителей. Это высшие небесные силы, которые помогают и охраняют людей.

Какой бог в восточнославянской мифологии считался мужским прародителем?

В восточнославянской мифологии мужским прародителем считался бог Род, который был богом родства и происхождения. Он был поклоняем как мужскими, так и женскими богами.

Какая роль у духа-хозяина в восточнославянской мифологии?

Дух-хозяин был одним из важных персонажей в восточнославянской мифологии. Он считался хранителем домашнего очага и защитником семьи. Люди приносили ему жертвы и совершали обряды, чтобы просить его охраны и благосклонности.

Каково происхождение слова "Бог" в восточнославянской мифологии?

Слово "Бог" в восточнославянской мифологии имеет славянское происхождение и обозначает верховное божество, создателя мира. Оно связано с глаголом "быть", что указывает на его сущностный и трансцендентный характер.

В каких обрядах и песнях связанных с мифологией и культом богов принимали участие восточные славяне?

Восточные славяне участвовали в различных обрядах и песнях, связанных с мифологией и культом богов. Например, они проводили праздник Купала, где прыгали через костер и пели песни в честь богов. Также существовали обряды, связанные с почитанием предков и богов природы, которые сопровождались специальными песнями и танцами.

Оглавление 3 Глава 1: Кто являлись восточнославянскими богами в языческой мифологии?

Восточнославянская языческая мифология включала в себя множество богов и богинь, таких как Перун – бог грома и молний, Дажбог – бог солнца и плодородия, Велес – бог земли и воды, Сварог – бог огня и кузнечного искусства, и многих других. Каждый из них имел свои уникальные особенности и значение в религиозной системе славян.

Фольклорно-мифологические персонажи: Какие персонажи славянской мифологии были наиболее известны и популярны?

Среди популярных фольклорно-мифологических персонажей в славянской мифологии следует отметить Бабу-Ягу – колдунью с необычной внешностью, Лешиху – лесного духа, Русалок – водных нимф, и Родника – духа источников. Они часто встречались в народных сказках и преданиях, и до сих пор являются интересными персонажами для изучения истории и культуры славян.

Глава 2: Какую роль играла восточнославянская демонология в языческой мифологии?

Восточнославянская демонология в языческой мифологии играла важную роль, так как описывала различные демоны и злые существа. Среди них были Лешак, который преследовал людей в лесах, Водяной – дух водоемов, и Домовой – дух дома. Вера в этих демонов была распространена среди населения и сопровождала их в повседневной жизни.

Глава 3: Какие ритуалы и песни были связаны с мифологией и культом восточнославянских богов?

Ритуалы и песни, связанные с мифологией и культом восточнославянских богов, включали в себя козыряние – освящение хлеба и соли, молебны – молитвенные обряды, и песни-гусленды, исполнявшиеся народными скоморошами. Эти ритуалы и песни помогали людям обратиться к богам за защитой и благословением.

Кто является основными богами в славянской мифологии?

Основными богами в славянской мифологии являются Перун, Дажьбог, Сварог, Мокошь, Велес и другие. Они представляют различные силы природы и имеют важное значение в культуре славян.

Какие демоны существуют в восточнославянской языческой демонологии?

В восточнославянской языческой демонологии существует множество демонов, таких как Волкодлак, Леший, Водяной, Русалка и др. Они считаются существами, которые могут причинять вред людям и животным, а также вмешиваться в жизнь людей и природные явления.

Какие обычаи и песни связаны с мифологией и культом богов в восточнославянской культуре?

В восточнославянской культуре множество обычаев и песен связаны с мифологией и культом богов. Например, празднование Купалы, где проводятся обряды с огнем и водой, связанные с великими силами природы. Также существуют множество песен, которые посвящены богам и героям славянской мифологии, в которых рассказывается о их подвигах и силе.