Модели коммуникативной личности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Филология
  • 11 11 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 24.07.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Структура коммуникативной личности: модели, подходы к определению 4
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Фрагмент для ознакомления

В. И. Карасик считает, что в коммуникативной личности следуетвыделятькогнитивный, ценностный иповеденческий планы.Ценностный план содержит в себе этические и практические нормы поведения, зафиксированные в универсальных высказываниях и текстах, образующихкультурный контекст, доступный для пониманияобычному носителю языка, правилах этикета, оценочных значениях слов,коммуникативных стратегиях вежливости.Когнитивный план демонстрирует картину мира коммуникативной личности.Поведенческий план отличается специфическим диапазоном паралингвистических средств общения. Эти характеристики могут быть рассмотрены в прагмалингвистическоми социолингвистическомаспектах: в социолингвистическомразличают индексы речи женщин и мужчин, взрослых и детей, более или менее образованных носителей языка, индивидов, говорящих на родном и неродном языке, впрагмалингвистическом–интерактивные, речеактовые, дискурсивные ходы в общении индивидов.В. И. Карасик указывает также, что выделенные планы коммуникативной личности могут быть соотнесены с трехчастной моделью языковой личности, но они не тождественны. Модель, предложенная Ю. Н. Карауловым,предусматривает иерархию уровней. Ценностный, когнитивный и поведенческий планы коммуникативной личности соотносятся друг с другом по принципувзаимодополнительности. Это предполагает, что с аксиологических позиций можно рассматривать поведенческие и познавательныехарактеристики общения, с точки зрения ментальных представлений –коммуникативные и ценностные ходы, с точки зрения речевого взаимодействия – этические и иные нормы, которым следуют носители данной культуры, и языковую категоризацию мира. При этом вся совокупностьпланов коммуникативной личности (ценностный, когнитивный и поведенческий) соотносятся с языковыми вербальными и невербальнымиспособами выражения.Таким образом, коммуникативная личность реализует себя в коммуникативном поведении, которое является осмысленной последовательностью коммуникативных действий индивида в качестве, как источника, так и реципиента информации. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены основные модели коммуникативной личности.Коммуникативная личность – это субъект коммуникации, обладающий суммой индивидуальных характеристик, свойств и качеств, которые определяют когнитивные, семиотические, мотивационные предпочтения и коммуникативную компетенцию личности. Определяющую роль для коммуникативной личности играют эмпатия, харизма и коммуникабельность.Различие между языковой и коммуникативной личностью выражается в том, что коммуникативная личность может использовать разные естественные языки в одном и том же коммуникативном поле.Существует несколько моделей коммуникативной личности. В структуре модели коммуникативной личности В. П. Конецкой выделяется мотивационный параметр, когнитивный параметр и функциональный параметры. В структуре модели коммуникативной личности Р. Димблби и Г. Бертонразличают следующие компоненты: потребности; комплекс «знания – верования – стереотипы – предположения – ценности – предшествующий опыт»; обратная связь в ходе коммуникации; самопрезентация; выбор и взаимная оценка ролей; эмоциональное состояние.В модели коммуникативной личности Д. П. Гавравыделяют внешнюю подсистему (коммуникативное поведение человека) и внутреннюю (сознание и подсознание). Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из целемотивационного, абилитационного, когнитивного, операциональногокомпонентов.В моделях коммуникативной личности В. И. Карасика и Ю. Н. Караулова выделяют когнитивный, ценностный и поведенческий планы, причем в концепции Ю. Н. Караулова данные планы располагаются иерархически по принципу взаимодополнительности.Список использованной литературыАрискина О. Л., Дрянгина Е. А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию / О.Л. Арискина, Е.А. Дрянгина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. - № 25 (24). – С. 15-18.Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 288 с.Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – Волгоград : Перемена, 2002. – 477 с.Матурана У., Варела Ф. Древо познания / У. Матурана, Ф. Варела. –Москва : Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.

1. Арискина О. Л., Дрянгина Е. А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию / О.Л. Арискина, Е.А. Дрянгина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. - № 25 (24). – С. 15-18.
2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 288 с.
3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – Волгоград : Перемена, 2002. – 477 с.
4. Матурана У., Варела Ф. Древо познания / У. Матурана, Ф. Варела. – Москва : Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.

Вопрос-ответ:

Что такое модели коммуникативной личности?

Модели коммуникативной личности - это различные концепции, которые позволяют описать структуру и свойства коммуникативной личности человека.

Какие подходы существуют к определению структуры коммуникативной личности?

Существуют различные подходы к определению структуры коммуникативной личности, включая когнитивный, ценностный и поведенческий планы.

Какие планы следует выделять в коммуникативной личности?

В коммуникативной личности следует выделять когнитивный, ценностный и поведенческий планы.

Что включает в себя ценностный план коммуникативной личности?

Ценностный план коммуникативной личности включает в себя этические и практические нормы поведения, зафиксированные в универсальных высказываниях и текстах, образующих культурный контекст.

Что означает понятие "коммуникативные страты"?

Коммуникативные страты - это правила этикета и оценочные значения слов, которые определяют коммуникативное поведение и речь человека в социально-культурном контексте.

Какие планы следует выделять в коммуникативной личности?

В коммуникативной личности следует выделять когнитивный, ценностный и поведенческий планы.

Что содержит ценностный план коммуникативной личности?

Ценностный план коммуникативной личности содержит этические и практические нормы поведения, зафиксированные в универсальных высказываниях и текстах, образующих культурный контекст.

Какие значения охватывает ценностный план коммуникативной личности?

Ценностный план коммуникативной личности охватывает правила этикета, оценочные значения слов и коммуникативные стратегии.