Федеративное устройство России
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 05.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Истоки федеральной государственности России
2. Развитие федеративных отношений с принятием Конституции России 1993 года
Заключение
Список использованных источников
Иными словами, применяется принцип последовательности: сначала федеральная власть издает свой закон, а затем субъект Федерации дополняет его собственным, не противоречащим федеральному, нормативно-правовым актом.
Из принципа разграничения предметов ведения логично вытекает принцип соответствия полномочий того органа государственной власти, который реализует соответствующие предметы ведения, набору и содержанию этих вопросов.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Россия - многонациональное государство, населенное более чем 125 нациями и народностями, различными по численности, языку, быту, верованиям, культуре, письменности и уровню социально-экономического развития. Однако, несмотря на указанные различия, Конституция предоставляет всем народам равные условия для существования и развития, запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку.
Равноправие не исключает возможности для самоопределения каждого народа в условиях своей собственной самобытности и национально-этнических традиций и особенностей. В этих целях Конституция устанавливает дополнительные гарантии для развития малочисленных народов России, гарантирует развитие национальных языков, свободу вероисповедания и иные формы самоопределения.
Часть 1 статьи 5 Конституции РФ устанавливает "горизонтальное" равноправие субъектов, т.е. равенство в правах между собой. А в части 4 устанавливается "вертикальное" равноправие, т.е. равенство прав и возможностей субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Таким образом, отменяется принцип исключительности, действовавший в некоторых случаях на предшествующих этапах развития федеративных отношений. Это означает, что все субъекты Федерации обладают равными правами и обязанностями по отношению ко всем федеральным органам государственной власти.
Заключение
Исследование эволюции федеративных отношений показывает, что путь, который прошла страна от фиктивного советского федерализма до современного федеративного государственного устройства России, является единственно правильным и необходимым для создания стабильного, политически и экономически сильного, единого государства. В связи с этим полностью поддерживаем точку зрения, что "федерация - это не только оптимальная форма государственного устройства, это единственная возможность сохранения и укрепления единства нашей страны". Многие из тех проблем, с которыми сталкивается Россия сегодня, проводя реформирование федеративной системы, объясняются историей формирования федеративных отношений в нашем государстве. Российской Федерации в "наследство" от СССР и эпохи перестройки достались: проблемы национально-этнического характера; сложный субъектный состав; противоречивая нормативная база федеративных отношений, основанная на Конституции РФ и договорной практике; нерешенные вопросы о принадлежности суверенитета и т.д. Данные "недостатки" федеративной модели государства не могла разрешить Конституция РФ, так как, во-первых, они накапливались на протяжении всей истории формирования государственности России и отменить их в одночасье не представляется возможным; во-вторых, все старания руководства страны в данный период были направлены на сохранение целостности государства, форма же его выражения ушла на второй план. Динамично развивающиеся федеративные отношения в стране, реформирование государственного устройства в России обусловили все более возрастающий интерес политиков, ученых, специалистов к проблемам развития федерализма, совершенствованию федерального устройства государства.
Формирование федеративных отношений в России включает в себя несколько этапов:
1918 - 1922 гг. - этап автономизации в рамках суверенного государства - РСФСР;
1922 - 1925 гг. - этап оформления административных единиц и фактическая утрата Россией суверенитета;
1925 - 1990 гг. - этап увеличения числа, развития и укрупнения субъектов в рамках несуверенного государства РСФСР;
1990 - 1993 гг. - демократический этап "парада суверенитетов" самой Российской Федерации и республик в ее составе;
1993 г. - настоящее время - этап преодоления асимметрии в федеративном устройстве и дальнейшего укрупнения субъектов Федерации.
Список использованных источников
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2010)"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 22.09.1999)// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 19.06.2000, N 25, ст. 2728.
Конституция РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 2.
Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Учрежден I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.
Резолюция III Всероссийского съезда Советов "О федеративных учреждениях Российской Федерации" // СУ РСФСР. 1918. С. 215; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 48 - 50.
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн. 1. М.: Республика, 1992. С. 21.
Доленко Д.В. Федеративное устройство России: проблемы и альтернативы // Регионология. Саранск, 1993. С. 52.
Ишеков К.А. Развитие системы разделения властей в субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 12. С. 7 - 9.
Лепешкин А.И. Советский федерализм. М., 1977. С. 77.
Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учеб. пособие. М., 2005.
Причалов Е.М. Семь критериев здоровой Федерации // Российская газета. 1999. 27 января.
Соловьев С.М. Русь изначальная. Кн. 1. Т. 1. Гл. 3. М., 2001. С. 92 - 95.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 60 - 65.
Федеративный договор. Документы. Комментарии. М., 1992. С. 79.
Хакимов Р. Федерализация через стабильность // Панорама-Форум. Казань, 1995. С. 34.
Чистяков О.Г. Становление Российской Федерации. М., 1966.
Шевякин А.П. Разгром советской державы: от "оттепели" до "перестройки". М., 2004. С. 23.
Примечание. Родоначальником теории федерализма считается Иоханнес Альтузиус, который рассматривал государство как некий союз нескольких политических образований, объединенных наличием общих интересов.
См.: Чистяков О.Г. Становление Российской Федерации. М., 1966.
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн. 1. М.: Республика, 1992. С. 21.
Соловьев С.М. Русь изначальная. Кн. 1. Т. 1. Гл. 3. М., 2001. С. 92 - 95.
Резолюция III Всероссийского съезда Советов "О федеративных учреждениях Российской Федерации" // СУ РСФСР. 1918. С. 215; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 48 - 50.
Конституция РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
Лепешкин А.И. Советский федерализм. М., 1977. С. 77.
Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Учрежден I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.
Хакимов Р. Федерализация через стабильность // Панорама-Форум. Казань, 1995. С. 34.
Шевякин А.П. Разгром советской державы: от "оттепели" до "перестройки". М., 2004. С. 23.
Доленко Д.В. Федеративное устройство России: проблемы и альтернативы // Регионология. Саранск, 1993. С. 52.
Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 2.
Федеративный договор. Документы. Комментарии. М., 1992. С. 79.
См.: Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учеб. пособие. М., 2005.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 60 - 65.
Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. N 237.
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П"По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 19.06.2000, N 25, ст. 2728.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2010)"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 22.09.1999)// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
См. Ишеков К.А. Развитие системы разделения властей в субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 12. С. 7 - 9.
Причалов Е.М. Семь критериев здоровой Федерации // Российская газета. 1999. 27 января.
2
1
Список использованных источников
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2010)"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 22.09.1999)// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
3.Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 19.06.2000, N 25, ст. 2728.
4.Конституция РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
5.Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 2.
6.Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Учрежден I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.
7.Резолюция III Всероссийского съезда Советов "О федеративных учреждениях Российской Федерации" // СУ РСФСР. 1918. С. 215; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 48 - 50.
8.Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн. 1. М.: Республика, 1992. С. 21.
9.Доленко Д.В. Федеративное устройство России: проблемы и альтернативы // Регионология. Саранск, 1993. С. 52.
10.Ишеков К.А. Развитие системы разделения властей в субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 12. С. 7 - 9.
11.Лепешкин А.И. Советский федерализм. М., 1977. С. 77.
12.Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учеб. пособие. М., 2005.
13.Причалов Е.М. Семь критериев здоровой Федерации // Российская газета. 1999. 27 января.
14.Соловьев С.М. Русь изначальная. Кн. 1. Т. 1. Гл. 3. М., 2001. С. 92 - 95.
15.Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 60 - 65.
16.Федеративный договор. Документы. Комментарии. М., 1992. С. 79.
17.Хакимов Р. Федерализация через стабильность // Панорама-Форум. Казань, 1995. С. 34.
18.Чистяков О.Г. Становление Российской Федерации. М., 1966.
19.Шевякин А.П. Разгром советской державы: от "оттепели" до "перестройки". М., 2004. С. 23.
Вопрос-ответ:
Каковы истоки федеральной государственности России?
Истоки федеральной государственности России можно найти в историческом развитии страны. Сложившийся в СССР принцип союзной республики после распада советской федерации стал основой для формирования федеративного устройства России. Наследование этого принципа и включение его в Конституцию Российской Федерации позволили установить отношения между федеральным центром и субъектами федерации на принципах равенства и согласия.
Как развивались федеративные отношения после принятия Конституции России в 1993 году?
После принятия Конституции России в 1993 году федеративные отношения начали активно развиваться. Были приняты законы, которые определяли компетенции федеральных органов власти и субъектов федерации. Принцип разграничения полномочий между федеральной и региональными властями стал основополагающим принципом федеративной государственности. Каждый субъект федерации получил возможность разрабатывать и принимать собственные законы, при условии их согласования с федеральным законодательством.
Какие принципы федерального устройства России применяются в законодательстве?
В законодательстве России применяются принципы разграничения предметов ведения и соответствия полномочий. Согласно принципу разграничения предметов ведения, федеральная власть устанавливает законы и нормативно-правовые акты по определенным предметам, а субъекты федерации могут дополнять их своими законами, но не противоречащими федеральному законодательству. Принцип соответствия полномочий подразумевает, что субъекты федерации имеют право на самостоятельное принятие решений только в рамках своих полномочий, определенных федеральным законодательством.
Какие источники использовались при написании статьи?
При написании статьи использовался ряд различных источников, включая официальные документы и законодательство России, научные исследования и публикации экспертов в области федерализма и государственности. Также были использованы источники, посвященные историческому развитию России, включая формирование федеративной системы после распада Советского Союза.
Что такое федеративное устройство России?
Федеративное устройство России - это организация государственной власти в Российской Федерации на основе принципов разграничения полномочий между центральным правительством и субъектами федерации. В рамках федеративного устройства каждый субъект федерации имеет определенную автономию и право на принятие некоторых решений в рамках своего территориального устройства.
Какие истоки федеральной государственности России?
Истоки федеральной государственности России связаны с историческим развитием страны. В связи с территориальным разнообразием и национальными особенностями, Россия всегда стремилась сохранить единство государства, предоставляя субъектам федерации определенную степень автономии. Распад Советского Союза и принятие Конституции России 1993 года стали важными этапами развития федеративных отношений в России.
Как развивались федеративные отношения с принятием Конституции России 1993 года?
С принятием Конституции России 1993 года был закреплен принцип разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Федеральные органы власти получили определенные полномочия, а субъекты федерации стали иметь большую свободу в принятии решений в рамках своего компетенции. Это способствовало развитию федеративных отношений и укреплению государственности России.
Какие принципы федеративного устройства России?
Основными принципами федеративного устройства России являются принцип разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, принцип соответствия полномочий и принцип последовательности принятия нормативно-правовых актов. Согласно принципу последовательности, сначала федеральная власть издает свой закон, а затем субъект Федерации дополняет его собственным актом, не противоречащим федеральному акту.