Деятельность педагога-психолого в ПМПК

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 26 26 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 29.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы деятельности педагога-психолога в ПМПК 5
1.1. Понятие и деятельность ПМПК 5
1.2. Задачи и принципы деятельности педагога-психолога ПМПК 12
2. Направления деятельности педагога-психолога ПМПК 15
2.1. Диагностика и психологическое обследование 15
2.2. Консультативная, просветительская деятельность и супервизерство 20
Заключение 23
Список литературы 25








Фрагмент для ознакомления

По результатам диагностики психологом ПМПК разрабатываются и предлагаются родителям (законным представителям) рекомендации по подбору адекватных образовательных условий для ребенка, характеру психологической помощи в соответствии с современным уровнем развития. Рекомендации чаще всего высказываются психологом на доступном для родителя (законного представителя) языке.2.2. Консультативная, просветительская деятельность и супервизерствоКонсультации педагога-психолога ПМПК проводятся для:а) детей и подростков (непосредственная коррекционная работа и оказание помощи в «трудных» жизненных ситуациях);б) родителей (вопросы воспитания и обучения детей, информация по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия;в) педагогов и специалистов образовательных учреждений (психолого-педагогическая методическая помощь и поддержка в работе с детьми с отклонениями в развитии).Консультирование рассматривается, прежде всего, как коммуникативный процесс, в рамках которого клиент получает необходимую психологическую информацию с целью овладения стратегией и тактикой выстраивания детско-родительских отношений, понимания конкретных проблем ребенка и способов для их преодоления. Использование психологических приемов и техник позволяет говорить как о конфиденциально-личностной деятельности, ориентированной на конкретную семью или ребенка, что и отличает процесс консультирования от просветительской и психопрофилактической деятельности.Запрос педагогов на консультацию к психологу часто касается проблем успеваемости ученика и поведенческих проблем. За последнее время чаще всего педагогов волнует неадекватное поведение, социальнаядезадаптация в виде проявления агрессивности, конфликтами с учителем и сверстниками. В основе такого поведения – несформированность произвольной регуляции, слабость нейродинамического и эмоционально-волевого компонента, обусловленного как внешними социальными условиями, так и внутренней дефицитарностью подкорковых образований. Эффективной зарекомендовала себя групповая работа с педагогами после изучения психологом личностных особенностей представленных детей. С целью повышения психолого-педагогической культуры населения и изменения отношения общества к детям с отклонениями в развитии психолог ПМПК проводит лекции, беседы по вопросам воспитания и обучения данной категории детей, выступления на родительских собраниях и в СМИ. Выступления на родительских собраниях, педагогических советах чаще всего проводится по запросу педагогического коллектива, администрации образовательной организации. Данное направление осуществляется в рамках мониторинга развития детей, имеющих рекомендации ПМПК, через психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации. По каждому критерию имеются показатели динамики развития детей: положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная. При наличии отрицательной или недостаточной динамики развития после проведенных коррекционных мероприятий, ПМПК оформляет коллегиальное заключение на ребенка, и рекомендует родителям (законным представителям) повторно обратиться в ПМПК. Мониторинг развития детей специалистами ПМПК позволяет более целенаправленно и эффективно выстраивать коррекционную работу с детьми, а также исключить риск профессиональной ошибки в части постановки психологического диагноза и выбора образовательного маршрута.Анализ получаемых сведений о динамике развития ребенка помогает своевременно корректировать образовательный маршрут и создавать адекватные условия для его адаптации в образовательном пространстве.Таким образом, можно сделать следующие выводы. Педагог-психолог ПМПК осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: диагностика, психологическое обследование, консультативная, просветительская деятельность и супервизерство.По результатам диагностики психологом ПМПК разрабатываются и предлагаются родителям (законным представителям) рекомендации по подбору адекватных образовательных условий для ребенка, характеру психологической помощи в соответствии с современным уровнем развития. Рекомендации чаще всего высказываются психологом на доступном для родителя (законного представителя) языке.В психологическом обследовании на первый план выдвигаются когнитивные показатели развития: восприятие, память, продуктивное внимание, все аспекты психической деятельности, мышление и речь, уровень пространственно-временных представлений. Консультирование рассматривается, прежде всего, как коммуникативный процесс, в рамках которого клиент получает необходимую психологическую информацию с целью овладения стратегией и тактикой выстраивания детско-родительских отношений, понимания конкретных проблем ребенка и способов для их преодоленияМониторинг развития детей специалистами ПМПК позволяет более целенаправленно и эффективно выстраивать коррекционную работу с детьми, а также исключить риск профессиональной ошибки в части постановки психологического диагноза и выбора образовательного маршрута.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является экспертной службой в решении вопросов, связанных с реализацией прав на образование детей с проблемами в обучении и нарушениями развития в возрасте от 0 до 18 лет. Деятельность ПМПК направлена на разработку психолого-медико-педагогического заключения по результатам медицинского, психолого-педагогического обследования ребенка и разработку индивидуально ориентированных рекомендаций. Педагог-психолог является одним из членов ПМПК. В литературе выделяют следующие принципы, которыми должен руководствоваться педагог-психолог ПМПК: семейной центрированности, партнерства, междисциплинарного взаимодействия, добровольности, открытости, конфиденциальности, уважения личности ребенка и родителя, профессиональной ответственности, информированного согласия. Основной функцией педагога-психолога ПМПК следует считать экспертно-диагностическую.Педагог-психолог ПМПК осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: диагностика, психологическое обследование, консультативная, просветительская деятельность и супервизерство.По результатам диагностики психологом ПМПК разрабатываются и предлагаются родителям (законным представителям) рекомендации по подбору адекватных образовательных условий для ребенка, характеру психологической помощи в соответствии с современным уровнем развития. Рекомендации чаще всего высказываются психологом на доступном для родителя (законного представителя) языке.В психологическом обследовании на первый план выдвигаются когнитивные показатели развития: восприятие, память, продуктивное внимание, все аспекты психической деятельности, мышление и речь, уровень пространственно-временных представлений. Консультирование рассматривается, прежде всего, как коммуникативный процесс, в рамках которого клиент получает необходимую психологическую информацию с целью овладения стратегией и тактикой выстраивания детско-родительских отношений, понимания конкретных проблем ребенка и способов для их преодоленияМониторинг развития детей специалистами ПМПК позволяет более целенаправленно и эффективно выстраивать коррекционную работу с детьми, а также исключить риск профессиональной ошибки в части постановки психологического диагноза и выбора образовательного маршрута.Список литературыНормативные правовые актыПриказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242)// Российская газета, N 247, 01.11.2013Научная и учебная литерататураАлехина С. В., Вачков И. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 5. - С. 97-104. Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий// Сибирский педагогический журнал -№3 - 2015 Алмазова, О. В. А 51 Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб.пособие / О. В. Алмазова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007. – 227 с.Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 352 с.Грибанова Г. Психолого-методико-педагогическая комиссия: рекомендации по организации деятельности // Школьный психолог. -2002. - № 2. - С. 25-30.Делибалт В.В., Дегтярев А.В. Вариативные модели деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте работы с несовершеннолетними с девиантным поведением // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: сб. материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С 117–118.Елецкая О. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи/О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. - 2012Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ // Под общ.ред. Е.Н. Кутеповой, М.М. Семаго. М.: Изд-во. МГППУ, 2017. 324с.Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016.Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 95–109.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.Семаго М. М. Методология деятельности ПМПК // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 23-25 сентября 2015). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 48-55. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –СПб.: Речь, 2005.Слюсарева Е. С., Козловская Г. Ю. Методы психологической диагностики (учебно-методическое пособие) – Ставрополь, 2009

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242)// Российская газета, N 247, 01.11.2013
Научная и учебная литерататура
2. Алехина С. В., Вачков И. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 5. - С. 97-104.
3. Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий// Сибирский педагогический журнал -№3 - 2015
4. Алмазова, О. В. А 51 Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие / О. В. Алмазова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007. – 227 с.
5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 352 с.
6. Грибанова Г. Психолого-методико-педагогическая комиссия: рекомендации по организации деятельности // Школьный психолог. -2002. - № 2. - С. 25-30.
7. Делибалт В.В., Дегтярев А.В. Вариативные модели деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте работы с несовершеннолетними с девиантным поведением // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: сб. материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С 117–118.
8. Елецкая О. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи/О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. - 2012
9. Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ // Под общ. ред. Е.Н. Кутеповой, М.М. Семаго. М.: Изд-во. МГППУ, 2017. 324с.
10. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016.
11. Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 95–109.
12. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
13. Семаго М. М. Методология деятельности ПМПК // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 23-25 сентября 2015). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 48-55.
14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –СПб.: Речь, 2005.
15. Слюсарева Е. С., Козловская Г. Ю. Методы психологической диагностики (учебно-методическое пособие) – Ставрополь, 2009

Вопрос-ответ:

Каково понятие и деятельность ПМПК?

ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия) - это организация, занимающаяся обследованием, диагностикой и консультированием детей с особыми образовательными потребностями. Деятельность ПМПК направлена на оказание помощи детям с различными нарушениями развития в вопросах обучения и воспитания.

Какие задачи ставит перед собой педагог-психолог в ПМПК?

Педагог-психолог в ПМПК выполняет ряд задач, включающих: проведение диагностики психологического состояния детей, разработку индивидуальных программ развития и поддержки, проведение консультаций для родителей и педагогов, а также организацию совместной работы специалистов.

В каких направлениях проводит свою деятельность педагог-психолог в ПМПК?

Педагог-психолог в ПМПК работает в двух основных направлениях: диагностическом и консультативно-просветительском. В рамках диагностической деятельности психолог проводит психологическое обследование и диагностику детей с особыми образовательными потребностями. В консультативно-просветительском направлении психолог оказывает помощь родителям и педагогам при работе с детьми, проводит консультации и тренинги.

Как выполняется диагностика и психологическое обследование в ПМПК?

Диагностика и психологическое обследование в ПМПК проводятся педагогом-психологом с помощью различных тестов, анкет, наблюдений и бесед с ребенком. В результате диагностики определяется психологическое состояние ребенка, его возможности и потребности, на основе которых разрабатывается индивидуальная программа развития и поддержки.

В чем заключаются задачи и принципы деятельности педагога психолога в ПМПК?

Задачи деятельности педагога психолога в ПМПК включают в себя диагностику и психологическое обследование детей с нарушениями развития, разработку индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы, проведение консультаций с родителями и педагогами, а также супервизию. Принципы деятельности педагога психолога включают индивидуальный подход, системность, комплексность, преемственность и взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Какие направления деятельности осуществляет педагог-психолог в ПМПК?

Педагог-психолог в ПМПК осуществляет диагностику и психологическое обследование детей, консультативно-просветительскую деятельность с родителями и педагогами, а также супервизию. Эти направления деятельности помогают выявлять особенности развития детей, разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы и обеспечивать их успешную реализацию.

Что включает в себя диагностика и психологическое обследование, проводимые педагогом-психологом в ПМПК?

Диагностика и психологическое обследование, проводимые педагогом-психологом в ПМПК, включают в себя анализ психического развития, интеллектуальных и эмоциональных особенностей ребенка, а также его успешности в учебной деятельности. Также в рамках диагностики проводится оценка коммуникативных и адаптивных навыков ребенка.

Чем занимается педагог-психолог в рамках консультативно-просветительской деятельности в ПМПК?

Педагог-психолог в рамках консультативно-просветительской деятельности в ПМПК занимается консультированием родителей и педагогов по вопросам развития и обучения детей с нарушениями развития. Он помогает разработать индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы и предлагает рекомендации по организации образовательного процесса и взаимодействию с ребенком.

Какие задачи выполняет педагог-психолог в ПМПК?

Педагог-психолог в ПМПК выполняет ряд задач, включая диагностику и психологическое обследование детей с особыми образовательными потребностями, консультационно-просветительскую деятельность с родителями и специалистами, а также супервизерство, направленное на поддержку и профессиональное развитие педагогов.

Что такое ПМПК и каковы его задачи?

ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) – это специальная структура, занимающаяся оказанием помощи детям с особыми образовательными потребностями. Задачами ПМПК является проведение диагностики и психологического обследования детей, разработка индивидуальных психолого-педагогических программ, консультирование родителей и специалистов, а также организация супервизии для педагогов.