стратегическое управление торговым предприятием

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 82 82 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 30.07.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии управления предприятием 6
1.1. Сущность и содержание стратегии управления предприятием 6
1.2. Этапы и факторы разработки стратегии 10
1.3. Инструменты разработки стратегии 15
2. Анализ инструментария разработки стратегии управления предприятием 26
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ООО «Ковчег» 26
2.2. Оценка факторов внешней и внутренней среды ООО «Ковчег» 32
2.3. Анализ процедур оптимизации используемого набора инструментов для разработки стратегии предприятия 43
3. Разработка стратегии управления ООО «Ковчег» 53
3.1. Определение основного содержания стратегии управления ООО «Ковчег» 53
3.2. Разработка рекомендаций по реализации стратегии управления 56
3.3. Анализ рисков и прогноз эффективности разработанной стратегии 61
Заключение 65
Список используемых источников информации 68



Фрагмент для ознакомления

Ключевым моментом оценки гармоничности стратегии является понимание причин существования ООО «Ковчег», а также экономических оснований, определяющих и поддерживающих предприятие, а затем изучение последствий ключевых изменений.Данная работа ведется постоянно, руководители структурных подразделений, ответственные лиц совместно с отделом по маркетингу ведут работу по исследованию рынка и анализу полученной информации.Немаловажным критерием стратегии является понимание преимуществ их использование, развитие и прогнозирование. Этот критерий позволяет оценить конкурентное преимущество или, другими словами, способность организации удерживать создаваемые ею ценности. Стратегия должна обеспечивать создание и/или сохранение конкурентных преимуществ выделения, так называемых основных направлений/ доминант в развитии на основе одного (или более) из трех источников:- превосходства в навыках и способностях,- превосходства в ресурсах,- превосходства в позиции.Принимая во внимание нестабильную экономическую ситуацию, сложившуюся на современном производственном пространстве РФ, оценка и реализация стратегии ООО «Ковчег», становится неотъемлемой частью дальнейшего существования и развития предприятия.3. Разработка стратегии управленияООО «Ковчег»3.1. Определение основного содержания стратегии управленияООО «Ковчег»Для усиления стратегического потенциала ООО «Ковчег» необходимо предпринимать стратегию интенсивного и углубленного роста. Определим нужные изменения к рыночной стратегии ООО «Ковчег». Результаты оформлены в таблице 15.Таблица 15 – Предложения по корректировке рыночной стратегии ООО «Ковчег»Элемент рыночной стратегииФактически существует на данное времяЧто предлагается?Почему?Аргументирующие факторы маркетинговой средыАргументирующие факторы внутренней среды1. Сегменты рынка, на каких работает компанияВсе сегментыОриентация на сегмент потребителей - коммерческих учреждений и посредниковСамая массовая целевая аудитория при потреблении бронированной продукцииДанный сегмент требователен к качеству, и, обеспечит предприятию стабильный и высокий доход.Ориентация на высокий уровень качества продукции и сервиса позволит повысить стратегический уровень предприятия2. Тип маркетингаНедифференцированныйКонцентрованный маркетингСосредоточение маркетинговых усилий на определенном сегменте.-//--//-Продолжение таблицы 151234563. Рыночное позиционированиеВысокое качество –умеренная ценаВысокое качество –высокая ценаОсновой мотивации к потреблению брендированной продукции является их качествоНа рынке наметились тенденции к требовательности к качественному комплексному обслуживаниюПовышения цен позволит предприятию инвестировать средства в производственное и маркетинговое развитие4. Конкурентная стратегия Ценовая конкуренция (удержание низких цен)Качество продукции предприятия высокое, поэтому устанавливаются высокие цены.Стратегия премиальных ценСосредоточение маркетинговых усилий на товаре с подкрепление, развитие дополнительных сервисных услуг для посредников и конечных потребителейПредложение полного спектра дополнительных сервисных услуг для определенного сегмента потребителей позволит повысить их лояльность и благосклонность к предприятиюОриентация на высокий уровень качества и качества обслуживания позволит повысить стратегический уровень предприятияИсточник: собственная разработкаТаким образом, важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников ООО «Ковчег».Это обеспечит то, что интересы и цели некоторых лиц, принимающих участие в деятельности ООО «Ковчег», будут зависимы от целей компании как целого. Потому после выработки высшим руководством стратегических целей для предприятия, данные цели обязаны быть выражены для всего персонала по цепи команд.Действующая маркетинговая стратегия и действующие маркетинговые инструменты ООО «Ковчег» неэффективны. Таким образом, необходимо непосредственное воздействие на клиента с целью стимулирования к покупке.Данную задачу может решить включение в рекламную кампанию BTL-технологий.ООО «Ковчег» необходимо сконцентрироваться на работе с клиентами. Далее необходимо рассмотреть целесообразность конкретных BTL-технологий для применения в ООО «Ковчег». Оценка предложенных вариантов BTL-технологий для внедрения в маркетинговую стратегию ООО «Ковчег» представлена в таблице 16.Таблица 16 – Оценка предложенных вариантов BTL-технологий для внедрения в маркетинговую стратегию ООО «Ковчег»ВариантыВозможный эффектДлительность эффектаМнение о необходимостииспользование скидок и бонусовПовышение лояльности клиентов, стимулирование к заказу в большем объемеЭффект действует на время предоставления скидок и бонусовРекомендуем к внедрению, не требует дополнительных затратмерчендайзингСоздание удобства для восприятия клиентом предлагаемой продукции и услугДлительный эффектРекомендуем к внедрению, требует дополнительные финансовые и трудозатратыраздача листовокВзаимодействие лично с потенциальным клиентом, знакомство с продукцией и услугами предприятия, стимулирование к покупкеКраткосрочный эффектРекомендуем к внедрению, требует незначительных дополнительных затратПродолжение таблицы 161234демонстрация продукции и услугПовышение лояльности клиента, стимулирование к покупкеЭффект действует на время демонстрацииРекомендуем к внедрению, не требует дополнительных затратконсультации по продукту и услугеПовышение лояльности клиента, снижение отказов от продукта или услуги, повышение продажДлительный эффектРекомендуем к внедрению, не требует дополнительных затратинтернет-маркетингВовлечение большей аудитории, воздействие на потребителя, ознакомление с услугами, напоминание об организацииДлительный эффектРекомендуем к внедрению, требует существенных дополнительных затратИсточник: собственная разработкаПредставленные возможные BTL-технологии, не требующие высоких затрат, обязательно должны быть применены в организации.3.2. Разработка рекомендаций по реализации стратегии управленияВ целом, проект мероприятий для стратегического управленияООО «Ковчег» состоит из следующих рекомендаций:1. Введение должности клиент-менеджера и полная проработка базы клиентов в программе (CRM), т.к. имеющаяся база клиентов в CRM не отработана, многие компании-клиенты давно не существуют, данное действие позволяет должным образом управлять взаимоотношениями с клиентами (теряется информация о ключевых потребностях заказчика, не фиксируется состав заказа, не контролируется удовлетворенность заказчиков).2. Повышение квалификации персонала в сфере маркетинга, обеспечение индивидуального подхода к клиентам3. Проведение рекламных действий, в т.ч. в сети Интернет.Первым направлением повышения удовлетворённости клиентов ООО «Ковчег» является введение должности клиент-менеджера и усовершенствование работы программы CRM.Клиент-менеджер в ООО «Ковчег» ответственен за выстраивание отношений с клиентами, этот специалист представляет интересы заказчика – следит за тем, чтобы услуги были оказаны в соответствии с ожиданиями клиента и требованиями договора.В должностные обязанности клиент-менеджера ООО «Ковчег» входит:- работа с клиентами (поиск, встречи, переговоры, консультации);- обработка входящих звонков и электронных писем;- ведение документации;- заключение контрактов.Для формирования лояльности, выявления предпочтений и потребностей потребителей клиент-менеджеру также необходимо проводить маркетинговые исследования путем анкетирования клиентов.Также необходимо повышение качества обслуживания и коммуникации с клиентами на основе обратной связи от клиентов, полученной при опросе:- улучшение форм отчетности для клиентов;- повышение наглядности результата с помощью презентаций до/после, замера активности посещений сайта клиента, изменения числа заявок/покупок;- разработка новых алгоритмов взаимодействия с клиентами на основе их пожеланий.В рамках данного мероприятия произойдет формирование максимально удобной для клиентов формы оплаты услуг. Введение помесячной оплаты на постоянной основе (не пробный месяц, а регулярная помесячная оплата).Приобретение услуг в кредит на данный момент не предусмотрено, как и у конкурентов ООО «Ковчег». Желательно ввести такую возможность – это расширит охват аудитории.Также необходимо повышение качества предоставляемых услуг (скорости и надежности в получении результата) за счет повышения квалификации собственных сотрудников и привлечения сторонних специалистов (сетевых аналитиков, SEO - специалистов)Параллельно необходимо вести работу на тактическом уровне, снижая издержки предприятия и улучшая показатели финансово-хозяйственной деятельности, такую как повышение тарифов на основные услуги на 20% в год ближайшие 2 года; повышение мотивации и вовлеченности сотрудников с целью сокращения текучести кадров, расходов на обучение новых сотрудников и т.д.Для формирования лояльности клиентов и повышения эффективности внутренних бизнес-процессов в ООО «Ковчег» предлагается внедрить дополнительную программу CRM.Проведенный анализ имеющихся на рынке программ CRM для малого бизнеса в сфере услуг позволил в качестве наиболее оптимальной предложить ООО «Ковчег» программу «Дела Идут». Это CRM система, созданная специально для малого бизнеса и частных предпринимателей. Сервис позволяет управлять взаимоотношениями с клиентами, в том числе вести обсуждения по задачам, беседы, делиться файлами и заходить в «Дела Идут» с любого устройства. Система управления бизнесом старается снизить нагрузку на владельцев бизнеса и клиентов.Используя систему «Дела Идут» можно также увеличить продажи при помощи роста лояльности клиентов, эффективности работы сотрудников, сокращения рисков потери информации и снижения человеческого фактора.CRM система «Дела Идут» отличается от конкурирующих продуктов простотой и одновременно гибкостью, которая предлагает использовать её в различных сферах бизнеса.Следующим направлением совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Ковчег» является проведение обучения персонала основам маркетинговой деятельности и прямым продажам.От качества работы обслуживающего персонала очень зависит успех ООО «Ковчег». Если в привлечении клиентов значительную роль играет реклама, то удержание клиента целиком ложится на плечи обслуживающего персонала. Если из-за собственной неопытности работник не может удержать клиента, то средства на его привлечение оказываются истраченными напрасно.Единственным способом возместить недостаточный опыт в сфере обслуживания является обучение у опытных специалистов. Семинары и тренинги являются возможностью существенного повышения квалификации и приобретение опыта, который приобретался опытными специалистами годами, а так - всего за несколько часов занятий. Деловые игры, детальный разбор внештатных ситуаций с точки зрения менеджера, подготовит персонал к решению необычных ситуаций.Стоит заметить, курсы повышения квалификации будут полезными и для молодых и для опытных работников по причине стабильного развития рекламного рынка и жесткой конкуренции на нем.Для увеличения спроса на услуги ООО «Ковчег» необходимо проведение рекламной кампании, мероприятий по стимулированию сбыта и интернет-маркетинга.Метод реализации коммуникационной политики ООО «Ковчег» - самостоятельный.Рекламную компанию рекомендуется осуществлять посредством таких средств распространения: PR-публикации в прессе, участие в выставках, распространение фирменной полиграфической продукции, интернет-маркетинг.Для освещения деятельности ООО «Ковчег» целесообразно использовать PR-мероприятия:- организация тренингов и семинаров по актуальным вопросам оценочной деятельности (изменения в законодательстве, экономические события, ключевые тенденции на рынках и т.д.);- публикации в деловых изданиях о компании и услугах, комплексном сервисном обслуживании клиентов, в частности, в изданиях: «Бизнес-Журнал», «Дело и право».Функции написания статей и их размещения в специализированных изданиях следует возложить на клиент-менеджера.Дважды в год запланировано участие ООО «Ковчег» в выставках, посвященных рекламных технологиям.Также целесообразно изготовить и распространить листовки, на которых представлены и кратко описаны ключевые преимущества ООО «Ковчег».Оптимизация и раскрутка сайта ООО «Ковчег» - эффективная стратегия позиционирования предприятия в сети.Таким образом, к стратегическим ориентирам совершенствования системы сбыта можно отнести следующий план.Ресурсный план проекта для ООО «Ковчег» представлен в таблице 17.Таблица 17 – Ресурсный план проекта для ООО «Ковчег»Код операцииВиды работОтветственныйКоличество днейПериодАОбщие направления улучшения стратегии развитияРуководитель, начальники структурных подразделений1401.01.2019-14.01.2019БВведение должности клиент-менеджераРуководитель, Специалист по маркетингу2801.01.2019-28.01.2019ВИсследования в сфере интернет-рекламы и BTL-технологийСпециалист по маркетингу1001.02.2019-10.02.2019ГВнедрение CRM системы «Дела Идут»Руководитель2011.02.2019-21.02.2019Продолжение таблицы 1712345ДРекламная кампанияСпециалист по маркетингу2011.02.2019-21.02.2019ЕАнализ результатовСпециалист по маркетингу2011.02.2019-21.02.2019ЖКорректировка целей и утверждение стратегии развитияРуководитель, Специалист по маркетингу1022.02.2019-01.03.2019Источник: собственная разработкаТаким образом, предложены мероприятия по совершенствованию стратегии развития ООО «Ковчег».3.3. Анализ рисков и прогноз эффективности разработанной стратегииЦелесообразно рассмотреть основные риски ООО «Ковчег» в таблице 18.Таблица 18 – Реестр рисков стратегии развитияООО «Ковчег»№ п/пРискОжидаемые последствия наступления рискаМероприятия по предупреждениюДействия в случае наступления риска1СбытовойРиск снижения эффективности сбытовой деятельностиСоздание стратегической системы сбытаПоиск резервов увеличения сбыта2ФинансовыйРиск возникновения кризисной ситуацииСтрогое планирование деятельности, своевременная диагностика кризисного состоянияПоиск резервов дохода для перекрытия расходов3СоциальныйРиск недостаточного стимулирования кадровЧетко продуманная мотивационная модельПересмотр системы мотивацииИсточник: собственная разработкаБалльная оценка рисков представлена в таблице 19.Таблица 19 – Перечень и результаты оценки рисков№ п/пНазвания рисковБалльная оценка рисковПриоритет рисковВес рискаОбщая оценка риска1Сбытовой5010,152Финансовый2530,051,253Социальный2540,010,25Общая оценка по рискам6,5Источник: собственная разработкаКак видно из представленной таблицы основным риском выступает сбытовой, которому необходимо уделить основное внимание, совершенствуя сбытовую деятельность предприятия.Целесообразно провести оценку эффективности предложенных мероприятий по реализации стратегии ООО «Ковчег» и повышению ее эффективности.Затраты на мероприятие 1 (Введение должности клиент-менеджера и полная проработка базы клиентов в программе (CRM)):- оклад клиент-менеджера в месяц – 35 тыс.руб.- социальные отчисления (30%) – 10,5 тыс.руб.Итого 45,5 тыс.руб. в месяц или 546 тыс.руб. в год.Стоимость CRM системы «Дела Идут» составляет 100 руб. за пользователя в месяц. При численности штата 8 чел., стоимость в расчете на год составит:8*100*12 = 9,6 тыс.руб.Программа обучения персонала по обслуживанию клиентов в ООО «Ковчег»:Технологии маркетинга и успешных продаж – 8 чел. 1 неделя – 40000 руб.Тренинг переговоров, в т.ч. по телефону – 8 чел. 1 неделя - 30000 руб.Формирование лояльности клиентов – 8 чел. 1 неделя – 37000 руб.Общая сумма затрат на обучение персонала ООО «Ковчег» представлена в таблице 20.Таблица 20 – Затраты на обучение персонала ООО «Ковчег»Статья затратСумма, тыс. руб.Оплата услуг за семинары и оплата услуг консультантов107,0Итого затрат107,0Источник: собственная разработкаТаким образом, на повышение квалификации персонала в сфере маркетинга, персональных продаж и сервиса необходимо 107 тыс. руб.Средняя стоимость продвижения сайта на год составляет 100 тыс.руб.В таблице 21 представлен бюджет затрат на проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Ковчег».Таблица 21 – Бюджет затрат на проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Ковчег»Статья затратСумма, тыс. руб.Введение должности клиент-менеджера546,0Внедрение CRM системы «Дела Идут»9,6Рекламная кампания430,0Итого:985,6Источник: собственная разработкаТаким образом, разработан комплекс мероприятий стратегического развития ООО «Ковчег», стоимость реализации которых составляет 985,6 тыс.руб.Таким образом, проведена оценка эффективности предложенных мероприятий.В целях реализации продукции в рамках данной стратегии рекомендовано использование BTL-рекламы.Программа продвижения представлена в таблице 22.Таблица 22 – Программа продвижения услуг ООО «Ковчег» на основе BTL-технологий в перспективе обновленной стратегии развитияBTL-технологияСроки реализацииИсполнительОжидаемая эффективностьиспользование скидок и бонусовЕжемесячно в течение 10 дней на различные виды продукции или услугиСотрудники+5% продажмерчендайзингВ течение 6 месяцевАгентствоПросто маркетинг. РФ+15%раздача листовокВ течение года 500 листовокСотрудники+1%демонстрация услуг1 раз в две неделиСотрудники+2%консультации по услугамНа постоянной основеСотрудники+2%интернет-маркетингНа постоянной основеРуководитель посредством заключения договоров+10%Источник: собственная разработкаВ целом осуществимость стратегии представлена в таблице 23.Таблица 23 – Осуществимость стратегии ООО «Ковчег»ХарактеристикаСоответствие/несоответствие (+/-)Модель Джонсона и СкоулзаСоответствие +Осуществимость +Приемлемость +Источник: собственная разработкаТаким образом, усовершенствованная стратегия направлена на укрепление конкурентных позиций ООО «Ковчег» на рынке.ЗаключениеСтратегия представляет собой детальный план, целью которого является осуществление миссии предприятия и достижения ее целей. Разрабатывается данный план с точки зрения перспективы всей организации, а не только владельца. Указанная стратегия должны учитывать ресурсы, которыми располагает фирма (научно-технический потенциал, производственно-сбытовые нужды). Базируется данный план на обширных и всеобъемлющих исследованиях и анализе огромной массы информации об отрасли, в которой работает компания, о рынке, о конкурентах и прочем.Стоит отметить, что количество и содержание этапов составления стратегического плана могут изменяться в зависимости от множества факторов, среди которых форма собственности предприятия; тип предприятия; отраслевая принадлежность предприятия; размер предприятия и прочее. Стратегическое планирование в современных условиях является значимым базовым элементом производительности предприятия. Недопонимание важности и сущности стратегического планирования может привести к ухудшению экономических показателей предприятия, усилению рисков и снижению его конкурентоспособности в условиях рыночных отношений. При этом стоит понимать, что стратегический план не только дает четкое представление о возможных направлениях развития предприятия, но и позволяет гибко и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Не вызывает сомнения, что отсутствие стратегического плана, либо формальный подход к этому процессу лишает предприятие возможности быть адаптированным к внешней среде и провоцирует ряд серьезных проблем в перспективе.Анализ факторов внутренней среды ООО «Ковчег» и его непосредственного окружения позволил определить перспективные направления его развития.Сильные стороны: долговременное присутствие на рынке, прямые контракты с производителями и оптовыми поставщиками, большие объёмы продаж, широкий ассортимент продукцииСлабые стороны: недостаточная гибкость в работе с клиентами, слабая мотивация персонала, конфликты в коллективе.Угрозы заключаются в сильной конкуренции, нестабильной экономической ситуации, девальвационных ожиданиях.Главными преимуществами предприятия по отношению к конкурентам являются гибкая ценовая политика, широкий ассортимент товаров.На основе анализа ситуации в ООО «Ковчег» было рекомендовано придерживаться стратегии развития продукта (товарной экспансии) и использовать следующие альтернативные варианты реализации этой стратегии: добавление потребительских характеристик товара; расширение товарной номенклатуры и ассортимента реализуемой продукции.Для обеспечения успешной реализации выбранной стратегии было рекомендовано руководству ООО «Ковчег»: определить тактику достижения целей, которая будет способствовать их осуществлению; выработать политику, которая будет являться руководством для достижения целей; разработать процедуры, на основе опыта предыдущей работы описать действия сотрудников в определенных, повторяющихся ситуациях; разработать правила осуществления некоторых действий в сложных случаях, когда сотрудники не должны принимать решения самостоятельно, а должны руководствоваться инструкцией и довести их до всех сотрудников, что обеспечит более четкое выполнение стратегии.Для усиления стратегического потенциала ООО «Ковчег» необходимо предпринимать стратегию интенсивного и углубленного роста.Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников ООО «Ковчег». Это обеспечит то, что интересы и цели некоторых лиц, принимающих участие в деятельности ООО «Ковчег», будут зависимы от целей компании как целого. Потому после выработки высшим руководством стратегических целей для предприятия, данные цели обязаны быть выражены для всего персонала по цепи команд.Действующая маркетинговая стратегия и действующие маркетинговые инструменты ООО «Ковчег» неэффективны. Таким образом, необходимо непосредственное воздействие на клиента с целью стимулирования к покупке.Данную задачу может решить включение в рекламную кампанию BTL-технологий. ООО «Ковчег» необходимо сконцентрироваться на работе с клиентами. Далее необходимо рассмотреть целесообразность конкретных BTL-технологий для применения в ООО «Ковчег».Проект мероприятий для стратегического развития ООО «Ковчег» состоит из следующих рекомендаций:1. Введение должности клиент-менеджера и полная проработка базы клиентов в программе (CRM), т.к. имеющаяся база клиентов в CRM не отработана, многие компании-клиенты давно не существуют, данное действие позволяет должным образом управлять взаимоотношениями с клиентами (теряется информация о ключевых потребностях заказчика, не фиксируется состав заказа, не контролируется удовлетворенность заказчиков).2. Повышение квалификации персонала в сфере маркетинга, обеспечение индивидуального подхода к клиентам3. Проведение рекламных действий, в т.ч. в сети Интернет.Усовершенствованная стратегия направлена на укрепление конкурентных позиций и развитие ООО «Ковчег» на рынке.Список используемых источников информацииУчебники, монографии, брошюрыАгабалаева Э.Т., Джиеналиева А.Н. Этапы разработки и реализации стратегии развития предприятия // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. – С. 6-7.Алферова, Т.В. Методические подходы к оценке устойчивого развития промышленных предприятий / Т.В.Алферова, Е.А.Третьякова // Актуальные проблемы экономических, юридических и социально-гуманитарных наук: материалы науч.-практ. конф. Пермь: АНО ВО «Пермский институт экономики и финансов». - 2015. – С.71-73.Ансофф, И. Стратегический менеджмент: Классическое издание. / И.Ансофф. – СПб.: Питер, 2017. – 344 с.Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие / Г.Д.Антонов, В.М.Тумин, О.П.Иванова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 300 с.Базилевич, Л. А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления / Л.А.Базилевич. – М.: Инфра-М, 2015. – 122 с.Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А.Баринов, В.Л.Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 285 с.Басовский, Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник / Л.Е.Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 256 с.Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е.Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 365 с.Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюка, В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 296 с.Быков, В.А. Управление конкурентоспособностью: Учебное пособие / В.А.Быков, Е.И.Комаров. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 276 с.Вахрушина, М.А. Стратегический управленческий учет / М.А.Вахрушина, М.И.Сидорова, Л.И.Борисова. – М.: Рид Групп, 2017. – 192 с.Веснин, В.Р. Стратегическое управление / В.Р.Веснин, В.В.Кафидов. - СПб.: Питер, 2015. - 256 с.Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – 5-e изд., стер. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 576 с.Волкова, К. А. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, дополнительные инструкции / К.А.Волкова. – М.: НОРМА, 2017 – 312 с.Гольдштейн, Г. Основы менеджмента. учебное пособие / Г.Гольдштейн. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. – 455 с.Грушенко, В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие / В.И.Грушенко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 336 с.Гуриева, Л. Стратегия устойчивого развития / Л.Гуриева // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 2. - С. 46-57.Данилин, В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.И.Данилин. – М.: Проспект, 2017. – 370 с.Ершов, Д.М. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений / Д.М.Ершов, А.А.Кобылко // Экономика и математические методы. - 2015. - № 1. - С. 97 - 108.Жилина Е. В. Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой // Экономика, управление, финансы: сб. статей III Международной научной конференции, Пермь, 2016. – С. 44–49.Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2017. – 528 с.Зеткина, О. В. Об управлении устойчивостью предприятия /О.В. Зеткина. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2013. -134 с.Казакова, Н.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Казаковой. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 с.Квасникова, В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В.Квасникова, О.Н.Жучкевич. – М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2017. – 184 с.Козлов, А.В. Менеджмент предприятия: Учеб. пособие / А.В.Козлов, Г.А.Шишкова. – М.: РАКО АПК, 2013. - 248 с.Козлов, А.В. Управленческие решения / А.В.Козлов, Г.А.Шишкова. – М.: РХТУ, 2013. – 108 с.Коробкова, З.В. Экономический механизм устойчивого развития предприятия в условиях растущей хозяйственной глобализации // Функционирование предприятий в российской экономике: проблемы и решения: сб. науч. тр. /Под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. - С. 57-68.Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В.Курлыкова. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 176 с.Марков Д. А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 152-154.Плешаков, Г. Г. Основные тенденции развития малого бизнеса в условиях кризиса / Г. Г. Плешаков // НПЖ. -2016. – № 3 (43). – С. 97–102.Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н.Родионова. – 2-e изд., испр. и перераб. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 80 с.Стратегический менеджмент: учебник / под ред. Петрова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 496 с.Умарова, Д.М. Научные принципы разработки корпоративной стратегии на предприятиях реального сектора экономики / Д.М.Умарова // Материалы научно-практической конференции «Пути усиления привлечения инвестиций в реальный сектор экономики на основе дальнейшего совершенствования корпоративного управления компаниями республики и повышения их конкурентоспособности». –Т.: Филиал РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина в г.Ташкенте, 2016 г.Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 554с.Фридман, Ю. А. Конкурентные стратегии и управление развитием организации / Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Е. Ю. Логинова, Э. В. Алексеенко, Д. В. Крицкий, Ю. А. Писаров // Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием / под ред. А. С. Новоселова: ИЭОПП СО РАН. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. – Гл. 7. – 437 с.Chandler A. Strategy and Structure: chapters in the history of the industrial enterprise, 19th edition, 1995.Периодические изданияБабенко И.А. Оценка экономического эффекта при слияниях и поглощениях / И.А. Бабенко, В.Ф. Бадюков // Вестник тихоокеанского государственного университета. - 2015. - №2(37). – С.186.Бехтина О. Е. Система ключевых показателей эффективности (KPI) как метод антикризис-ного управления // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2016. - №3. - С. 87-91.Булгакова, А. Р. Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации / А.Р.Булгакова // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 366-369.Васильева А.В. Этапы разработки конкурентной стратегии предприятия // Россия и Китай: вектор развития материалы международной научно-практической конференции. 2017. – С. 119-121.Воронин, В. Б. Интеллектуальный капитал: как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее // Молодой ученый. — 2016. — №4. Т.1. — С. 142-145.Воронов, А. С. Устойчивое развитие предприятия, как стратегическая цель маркетинга/ А. Воронов, С. Рубанов //Маркетинг. -2018.- № 3.-с. 31-37.Жемчугов, А.М. Цель как основа стратегии / А.М.Жемчугов, М.К.Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмент. – 2014. - №8.Жильцова Е.Ю., Некрасов К.В. Разработка стратегии предприятия, контроль и оценка ее реализации // Молодежь и наука. – 2018. - № 5. – С. 127.Слива-Щерба, Ю.В. Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия / Ю.В.Слива-Щерба, И.С.Кучеренко // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 511-515.Урманова, Д.Т. Преимущество стратегического планирования инновационных проектов в корпоративном управлении / Д.Т.Урманова, Б.А.Усманов // Молодой ученый. – 2017. – №1.3. – С. 6-10.Хлебенских, Л.В. Автоматизация производства в современном мире / Л.В.Хлебенских, М.А.Зубкова, Т.Ю.Саукова // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 308-311.Ярышевский, Б.М. Основные подходы к формированию стратегии управления компаниями / Б.М.Ярышевский // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 564-567.Ярышевский, Б.М. Формирование стратегии: теоретические основы / Б.М.Ярышевский // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 367-370.Интернет-ресурсыMES в России: проблемы и решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isup.ru/articles/1/428/.

Учебники, монографии, брошюры
1. Агабалаева Э.Т., Джиеналиева А.Н. Этапы разработки и реализации стратегии развития предприятия // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. – С. 6-7.
2. Алферова, Т.В. Методические подходы к оценке устойчивого развития промышленных предприятий / Т.В. Алферова, Е.А. Третьякова // Актуальные проблемы экономических, юридических и социально-гуманитарных наук: материалы науч.-практ. конф. Пермь: АНО ВО «Пермский институт экономики и финансов». - 2015. – С.71-73.
3. Ансофф, И. Стратегический менеджмент: Классическое издание. / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 2017. – 344 с.
4. Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 300 с.
5. Базилевич, Л. А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления / Л.А. Базилевич. – М.: Инфра-М, 2015. – 122 с.
6. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 285 с.
7. Басовский, Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник / Л.Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 256 с.
8. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 365 с.
9. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюка, В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 296 с.
10. Быков, В.А. Управление конкурентоспособностью: Учебное пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 276 с.
11. Вахрушина, М.А. Стратегический управленческий учет / М.А. Вахрушина, М.И. Сидорова, Л.И. Борисова. – М.: Рид Групп, 2017. – 192 с.
12. Веснин, В.Р. Стратегическое управление / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - СПб.: Питер, 2015. - 256 с.
13. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. – 5-e изд., стер. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 576 с.
14. Волкова, К. А. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, дополнительные инструкции / К.А.Волкова. – М.: НОРМА, 2017 – 312 с.
15. Гольдштейн, Г. Основы менеджмента. учебное пособие / Г.Гольдштейн. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. – 455 с.
16. Грушенко, В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие / В.И.Грушенко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 336 с.
17. Гуриева, Л. Стратегия устойчивого развития / Л.Гуриева // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 2. - С. 46-57.
18. Данилин, В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.И.Данилин. – М.: Проспект, 2017. – 370 с.
19. Ершов, Д.М. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений / Д.М. Ершов, А.А. Кобылко // Экономика и математические методы. - 2015. - № 1. - С. 97 - 108.
20. Жилина Е. В. Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой // Экономика, управление, финансы: сб. статей III Международной научной конференции, Пермь, 2016. – С. 44–49.
21. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г.Зайцев, М.И. Соколова. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2017. – 528 с.
22. Зеткина, О. В. Об управлении устойчивостью предприятия /О.В. Зеткина. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2013. -134 с.
23. Казакова, Н.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Казаковой. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 с.
24. Квасникова, В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. – М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2017. – 184 с.
25. Козлов, А.В. Менеджмент предприятия: Учеб. пособие / А.В.Козлов, Г.А.Шишкова. – М.: РАКО АПК, 2013. - 248 с.
26. Козлов, А.В. Управленческие решения / А.В.Козлов, Г.А.Шишкова. – М.: РХТУ, 2013. – 108 с.
27. Коробкова, З.В. Экономический механизм устойчивого развития предприятия в условиях растущей хозяйственной глобализации // Функционирование предприятий в российской экономике: проблемы и решения: сб. науч. тр. /Под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. - С. 57-68.
28. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В.Курлыкова. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 176 с.
29. Марков Д. А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 152-154.
30. Плешаков, Г. Г. Основные тенденции развития малого бизнеса в условиях кризиса / Г. Г. Плешаков // НПЖ. -2016. – № 3 (43). – С. 97–102.
31. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н.Родионова. – 2-e изд., испр. и перераб. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 80 с.
32. Стратегический менеджмент: учебник / под ред. Петрова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 496 с.
33. Умарова, Д.М. Научные принципы разработки корпоративной стратегии на предприятиях реального сектора экономики / Д.М. Умарова // Материалы научно-практической конференции «Пути усиления привлечения инвестиций в реальный сектор экономики на основе дальнейшего совершенствования корпоративного управления компаниями республики и повышения их конкурентоспособности». –Т.: Филиал РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина в г.Ташкенте, 2016 г.
34. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 554с.
35. Фридман, Ю. А. Конкурентные стратегии и управление развитием организации / Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Е. Ю. Логинова, Э. В. Алексеенко, Д. В. Крицкий, Ю. А. Писаров // Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием / под ред. А. С. Новоселова: ИЭОПП СО РАН. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. – Гл. 7. – 437 с.
36. Chandler A. Strategy and Structure: chapters in the history of the industrial enterprise, 19th edition, 1995.

Периодические издания
37. Бабенко И.А. Оценка экономического эффекта при слияниях и поглощениях / И.А. Бабенко, В.Ф. Бадюков // Вестник тихоокеанского государственного университета. - 2015. - №2(37). – С.186.
38. Бехтина О. Е. Система ключевых показателей эффективности (KPI) как метод антикризис-ного управления // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2016. - №3. - С. 87-91.
39. Булгакова, А. Р. Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации / А.Р.Булгакова // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 366-369.
40. Васильева А.В. Этапы разработки конкурентной стратегии предприятия // Россия и Китай: вектор развития материалы международной научно-практической конференции. 2017. – С. 119-121.
41. Воронин, В. Б. Интеллектуальный капитал: как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее // Молодой ученый. — 2016. — №4. Т.1. — С. 142-145.
42. Воронов, А. С. Устойчивое развитие предприятия, как стратегическая цель маркетинга/ А. Воронов, С. Рубанов //Маркетинг. -2018.- № 3.-с. 31-37.
43. Жемчугов, А.М. Цель как основа стратегии / А.М.Жемчугов, М.К.Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмент. – 2014. - №8.
44. Жильцова Е.Ю., Некрасов К.В. Разработка стратегии предприятия, контроль и оценка ее реализации // Молодежь и наука. – 2018. - № 5. – С. 127.
45. Слива-Щерба, Ю.В. Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия / Ю.В.Слива-Щерба, И.С.Кучеренко // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 511-515.
46. Урманова, Д.Т. Преимущество стратегического планирования инновационных проектов в корпоративном управлении / Д.Т.Урманова, Б.А.Усманов // Молодой ученый. – 2017. – №1.3. – С. 6-10.
47. Хлебенских, Л.В. Автоматизация производства в современном мире / Л.В.Хлебенских, М.А.Зубкова, Т.Ю.Саукова // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 308-311.
48. Ярышевский, Б.М. Основные подходы к формированию стратегии управления компаниями / Б.М.Ярышевский // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 564-567.
49. Ярышевский, Б.М. Формирование стратегии: теоретические основы / Б.М. Ярышевский // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 367-370.

Интернет-ресурсы
50. MES в России: проблемы и решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isup.ru/articles/1/428/.