Правовое регулирование отношений по защите государственной тайны
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 52 + 52 источника
- Добавлена 03.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Правовое регулирование сведений, составляющих государственную тайну в Российской Федерации 5
1.1 История становления защиты государственной тайны в России 5
1.2 Понятие и правовой режим государственной тайны 7
2 Сведения, содержащие государственную тайну 14
2.1 Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание 14
2.2 Порядок допуска к сведениям, содержащим государственную тайну 19
2.3 Защита сведений, содержащих государственную тайну 23
3 Анализ правоприменительной практики и законодательства о государственной тайне в Российской Федерации 28
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Необходимость таких перемен авторы законопроекта обосновали тем, что существуют ситуации, когда иностранные гражданепо причине своих обязанностей становятся обладателями сведений, составляющих государственную тайну, на законном основании. Между тем,исследование ст. 283 УК РФ, предусматривающей ответственность за разглашение государственных тайн, доказывает, что субъектом данного деяния может быть лишь гражданин Российской Федерации. Таким образом, разглашение такой информации иностранными гражданами, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну, на сегодняшний день не является уголовным преступлением. Введение в Уголовный кодекс нормы, определяющей ответственность за незаконное приобретение информации, составляющей государственную тайну, лицами, которым она не была доверена либо не стала известна на службе или работе, при отсутствии признаков государственных измен либо шпионажа, обеспечит систематическую защиту разных видов информации ограниченного доступа (к примеру, коммерческих, банковских и государственных тайн) и будет содействоватьусилению эффективности защиты государственных тайн от общественно опасных посягательств со стороны граждан, не являющихся ее законными владельцами.Однако, указанные изменения были восприняты российским научным сообществом критически. Так, С.Н. Шевердяев отмечает, хотя объем понятия государственной тайны, как и перечень сведений ее составляющих, в связи с этим не изменился, увеличение нормативного языка преступления, связанного с сохранением секретной информации, привело не к большей, а к еще меньшей определенности, так как это было связано не со специализацией элементов преступления, а скорее с расширением круга деятельности, которая может к нему относиться. Данная позиция может частично разделяться, однако существует убеждение, что определенные недостатки в правовой конструкции статьи 283 УК РФ в виде неточности формулировок, позволяющих осуществлять конкретизацию признаков состава преступления, а также упрощенной конструкции квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления имеют место быть. Исследуя авторские позиции по вопросу правового регулирования норм уголовного права в рамках уголовной ответственности за разглашение государственной тайны можно разделить позицию В.Н. Воронина, которая стала основой для проекта по внесению изменений в содержание статьи 283 УК РФ в следующей редакции: 1. Распространение, а равно незаконное получение с целью распространения либо использования сведений, составляющих государственную тайну (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса). 2. Деяния, предусмотренные частями первой, второй настоящей статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору; б) повлекли наступление тяжких последствий; в) совершены с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;» Часть вторая предлагаемой редакции статьи является квалифицированным составом преступления, где в качестве критерия дифференциации используются признаки специального субъекта — лица, которому разглашаемые сведения стали известны на законных основаниях. Термин «распространение» является родовым по отношению в том числе и к термину «разглашение». В. В. Бендин в своих трудах утверждает, что нынешняя формулировка содержит некоторую тавтологию,поскольку под разглашением теории уголовного права понимают неправомерное разглашение сведений, при котором они передаются другим субъектам. Раскрытие информации невозможно без ее ознакомления другими лицами (посторонними) с лицом, не являющимся владельцем информации или лицами, имеющими к ней доступ, в результате чего эти данные становятся собственностью лиц, не имеющих доступа к государственной тайне. Тем не менее законодатель, формулируя содержание объективной стороны раскрытия государственной тайны, в качестве условия уголовной ответственности включает дополнительную оговорку: «если эта информация стала достоянием других лиц», то необходимо отказаться от этой формулировки.Таким образом, проведя анализ норм уголовно-правого законодательства Российской Федерации, предусматривающего ответственность за разглашение государственной тайны, можно сделать вывод о том, что, несмотря на пристальное внимание законодателя к рассматриваемой проблеме, а также позиций ученых-исследователей и правоприменителей существуют некоторые сложности в рамках конкретизации признаков преступления. Данные проблемы предлагается разрешить путем внесения изменений, которые были предложены В.Н. Ворониным и положены в качестве основы построения позиции по внесению изменений в действующее уголовно-правовое законодательство Российской Федерации.ЗаключениеОбобщая результаты исследования безопасности государственной тайны в Российской Федерации,можно сформулировать ряд выводов и предложений.В первую очередь стоит отметить, что государственная тайна – это сведения, которые защищаются и охраняются государством в различных сферах (военная, экономическая, внешнеполитическая, разведывательная, оперативно-розыскная) и популяризация каковых может принести вред безопасности страны.Правовой режим защиты государственной тайны – совокупность правовых норм и организационных мер на их основе, установление определенного порядка действий (правил поведения) государственных органов, их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в интересах обеспечения безопасности сведений, составляющих государственную тайну. Реализация правового режима защиты государственной тайны в Российской Федерации осуществляется посредством двух групп мер: общих мер, касающихся всех носителей секретной информации, и частных мер, касающихся конкретных носителей секретной информации.Анализ процедуры отнесения сведений к государственной тайне позволяет выделить существенный ее недостаток. На сегодняшний день в практике не разработаны четкие критерии отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности. В некоторых случаях под «тайной» понимается информация, разглашение которой угрожает нанести вред не только национальным интересам, но и интересам конкретного предприятия или учреждения. Под этим штампом сосредоточено наибольшее количество сведений, составляющих государственную тайну, и это связано с большинством случаев необоснованной классификации информации.Анализ порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне позволяет выделить ряд ее недостатков. Во-первых, в настоящее время порядок прекращения доступа гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, четко не регламентирован. Во-вторых, необходимо качественно изменить подход к определению списка лиц, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в особом порядке. В-третьих, Федеральный закон «О государственной тайне» следует дополнить положением, предусматривающим предоставление определенных социальных гарантий гражданина, которому известны сведения, составляющие государственную тайну, право на выезд за границу которых ограничено после его увольнения.Проведя анализ норм уголовно-правого законодательства Российской Федерации, предусматривающего ответственность за разглашение государственной тайны, можно сделать вывод о том, что, несмотря на пристальное внимание законодателя к рассматриваемой проблеме, а также позиций ученых-исследователей и правоприменителей существуют некоторые сложности в рамках конкретизации признаков преступления. Данные проблемы предлагается разрешить путем внесения изменений, которые были предложены В.Н. Ворониным и положены в качестве основы построения позиции по внесению изменений в действующее уголовно-правовое законодательство Российской Федерации.Список использованных источников и литературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации от 30.12.2008г. № 6 – ФКЗ в редакции от 21.07.2014г. № 11 – ФКЗ. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электрон. дан. 2016. 137 ст. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в редакции Федерального Закона от 01.05.2016 № 67-ФЗ. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электрон. дан. 2016. 360 ст. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198907Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электрон. дан. 2016. 423 ст. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191626Федеральный закон «О государственной тайне» от 21. 07.1993г. № 5485-1 в редакции Федерального Закона от 08.03.2015 № 23 – ФЗ. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электр. дан. 2016. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176315ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ в редакции от 10.01.2016. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электр. дан. 2016. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183056Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г., N 1203 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (69 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 в редакции от 13.07.2015 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электр. дан. 2016. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198925Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 г., N 1003 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (5 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.1995 г., N 1050 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (103 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента Российской Федерации от 06.10.2004 г., N 1286 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (34 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.О перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну: утверждён Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.03.1999 г., N 83 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. ( 29 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.ЛитератураБабина Е.Е. История развития законодательства в области защиты государственной тайны в России // Вестник УРФО. Безопасность в информационной сфере. 2013. № 2 (8). С. 6-13.Бачило И.Л. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. монография / под общ. ред. И.Л. Бачило. Издательство Юрайт, 2009. 269 с.Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики: учеб. пос. М., 2003. 250 с.Бендин, В. В. Защита государственной тайны Российской Федерации уголовно-правовыми средствами : автореф. дис. … канд. юрид. наук.: 12.00.08 / Сев.-Кавказ. науч. центр высш. шк. Ростовна-Дону, 2004. 34 с.Букалерова Л.А. Уголовно-правовая охрана официального информационного оборота / под ред. В.С. Комиссарова, Н.И. Пикурова. М.: Юрлитинформ, 2006. 250 с.Власов В.А. Совершенствование правового регулирования сведений, составляющих государственную тайну / В кн. «Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом» / Сост. В. П. Шульц. М.: Наука. 2006. С. 215–237.Воронин, В.Н. Качество уголовно-правовой охраны сведений, составляющих государственную тайну: проблемы конструирования норм и дифференциации уголовной ответственности//Актуальные проблемы российского права. № 7. 2017. С.98-106.Вус М. А., Кондратьев В. В. К вопросу о государственной тайне // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 29-31. Вус М.А., Федоров А.В. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. СПб., 2003. 599 с.Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный), - М., 2009. С. 771.Гатагонова Р.М. Становление и развитие института защиты государственной тайны в Российской федерации. Бизнес в законе. 2010. № 5. С 116-118.Ибатулина, О. В. Уголовно-правовая защита государственной тайны в РФ (некоторые аспекты современной правоприменительной практики). Юридическая наука и практика. 2016. С.93-95.Ирошников Д.В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2011. № 2. С. 65-70.Ищейнов В.Я. Защита конфиденциальной информации / В.Я. Ищейнов. М.: Форум, 2013. 254 с.Казаков В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Казаков В.Н. Электрон. текстовые данные. М.: Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2015. 362 c.Камалова Г.Г. О способе отнесений к информации ограниченного доступа. Вестник Удмуртского Университета. 2015. Т. 25, вып. 2. С. 107-111. Козороиз Н.Л. Законодательство защищает информацию/ Н.Л. Козороиз // Право в вооруженных силах. 2013. № 9. С. 15-20.Корякин В.М. Соблюдение режима защиты государственной тайны (режима секретности) как предмет общего надзора органов военной прокуратуры // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 9-10. С. 15-56.Кузнецов, А.П. Преступления против государственной власти: комментарий к разделу Х Уголовного кодекса Российской Федерации. – М.: Российская академия юридических наук; изд-во «Векор-Тис», 2005. С. 78.Куренков Г.А. Защита военной и государственной тайны в печати во время коренного перелома в Великой Отечественной войне. Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. С 74-87.Куренков Г.А. Организация защиты информации в структурах РКП(б)-ВКП(б). 1918-1941 гг. : автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.02 / Г.А. Куренков. М., 2010. С. 19.Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. 159 с.Мазуров В.А. Тайна государственная, коммерческая, банковская, частной жизни: Учебное пособие. М., 2003. 397 с.Мальцев В.А. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития /В.А. Мальцев // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 4. С.15-19.Мартышин М.Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: диссертация кандидата юридических наук : 12.00.02 / Мартышин Максим Юрьевич.- Москва, 2009. 191 с.Нестеров А. В. Понятие государственной измены в уголовном законодательстве России. Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2017. Т. 5, № 3 (19). С.56 -85.Папеева К. О. Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в Беларуси, Молдове, Украине и России: сравнительное исследование Общество и право. 2017. № 1 (59). С 50-57.Петров К.С. О порядке привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства РФ о государственной тайне. Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15). С. 227-230.Петров К.С. Проблемы правового регулирования обращения сведений, составляющих государственную тайну, и возможные пути их решения // Системность и эффективность правовых актов в современной России: Монография. Тамбов, 2011. 145 с.Понамарева Ю.В. Категории сведений, доступ к которым может быть ограничен в режиме служебной тайны. Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16, № 3, С. 116-120.Соболева Т. А.Предисловие // История шифровального дела в России. – М.: ОЛМА-ПРЕСС : Образование, 2002. 123 с.Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2006. С. 109.Сумин А.А. Комментарий к Закону РФ «О государственной тайне». — М.: НОРМА, 2001. С. 150.Трунов И.В., Трунова Л.К. Правовое регулирование государственной тайны / И.В.Трунов, Л.К. Трунова// Юрист, 2002. №8. С.11Устинков А.В. Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности // Право и безопасность. 2004. № 1. С. 15- 26.Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М., 2001. С. 63.Филиппов Е.М. Анализ понятия «государственная тайна» в конституционном праве Российской Федерации /Е.М. Филиппов// Вестник ПАГС, 2013, С. 48-52.Шевердяев, С. Н. Концепция российского законодательства о доступе к правительственной информации в свете посторонних законодательных влияний // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 13-17.Шигапова К. Р. Правовые основы института государственной тайны в России: эволюция и характеристика // Молодой ученый. 2017. №18. С. 261-263.Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: комментарий к главе 29 УК РФ с постатейным приложением нормативных актов и документов. — М.: Издатель И.И. Шумилова, 2001. С. 187. Юсупов Р. М., Вус М. А. Институт государственной тайны: постсоветское пространство. Управленческое консультирование. 2017. № 4. С. 8-13.
1. Конституция Российской Федерации от 30.12.2008г. № 6 – ФКЗ в редакции от 21.07.2014г. № 11 – ФКЗ. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электрон. дан. 2016. 137 ст. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в редакции Федерального Закона от 01.05.2016 № 67-ФЗ. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электрон. дан. 2016. 360 ст. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198907
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электрон. дан. 2016. 423 ст. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191626
4. Федеральный закон «О государственной тайне» от 21. 07.1993г. № 5485-1 в редакции Федерального Закона от 08.03.2015 № 23 – ФЗ. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электр. дан. 2016. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176315
5. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ в редакции от 10.01.2016. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электр. дан. 2016. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183056
6. Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г., N 1203 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (69 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.
7. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 в редакции от 13.07.2015 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : Справочная правовая система. Электр. дан. 2016. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198925
8. Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 г., N 1003 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (5 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.
9. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.1995 г., N 1050 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (103 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.
10. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента Российской Федерации от 06.10.2004 г., N 1286 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (34 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.
11. О перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну: утверждён Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.03.1999 г., N 83 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. ( 29 Кб). М.: АО Консультант Плюс, 2009.
Литература
12. Бабина Е.Е. История развития законодательства в области защиты государственной тайны в России // Вестник УРФО. Безопасность в информационной сфере. 2013. № 2 (8). С. 6-13.
13. Бачило И.Л. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. монография / под общ. ред. И.Л. Бачило. Издательство Юрайт, 2009. 269 с.
14. Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики: учеб. пос. М., 2003. 250 с.
15. Бендин, В. В. Защита государственной тайны Российской Федерации уголовно-правовыми средствами : автореф. дис. … канд. юрид. наук.: 12.00.08 / Сев.-Кавказ. науч. центр высш. шк. Ростовна-Дону, 2004. 34 с.
16. Букалерова Л.А. Уголовно-правовая охрана официального информационного оборота / под ред. В.С. Комиссарова, Н.И. Пикурова. М.: Юрлитинформ, 2006. 250 с.
17. Власов В.А. Совершенствование правового регулирования сведений, составляющих государственную тайну / В кн. «Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом» / Сост. В. П. Шульц. М.: Наука. 2006. С. 215–237.
18. Воронин, В.Н. Качество уголовно-правовой охраны сведений, составляющих государственную тайну: проблемы конструирования норм и дифференциации уголовной ответственности//Актуальные проблемы российского права. № 7. 2017. С.98-106.
19. Вус М. А., Кондратьев В. В. К вопросу о государственной тайне // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 29-31.
20. Вус М.А., Федоров А.В. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. СПб., 2003. 599 с.
21. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный), - М., 2009. С. 771.
22. Гатагонова Р.М. Становление и развитие института защиты государственной тайны в Российской федерации. Бизнес в законе. 2010. № 5. С 116-118.
23. Ибатулина, О. В. Уголовно-правовая защита государственной тайны в РФ (некоторые аспекты современной правоприменительной практики). Юридическая наука и практика. 2016. С.93-95.
24. Ирошников Д.В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2011. № 2. С. 65-70.
25. Ищейнов В.Я. Защита конфиденциальной информации / В.Я. Ищейнов. М.: Форум, 2013. 254 с.
26. Казаков В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Казаков В.Н. Электрон. текстовые данные. М.: Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2015. 362 c.
27. Камалова Г.Г. О способе отнесений к информации ограниченного доступа. Вестник Удмуртского Университета. 2015. Т. 25, вып. 2. С. 107-111.
28. Козороиз Н.Л. Законодательство защищает информацию/ Н.Л. Козороиз // Право в вооруженных силах. 2013. № 9. С. 15-20.
29. Корякин В.М. Соблюдение режима защиты государственной тайны (режима секретности) как предмет общего надзора органов военной прокуратуры // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 9-10. С. 15-56.
30. Кузнецов, А.П. Преступления против государственной власти: комментарий к разделу Х Уголовного кодекса Российской Федерации. – М.: Российская академия юридических наук; изд-во «Векор-Тис», 2005. С. 78.
31. Куренков Г.А. Защита военной и государственной тайны в печати во время коренного перелома в Великой Отечественной войне. Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. С 74-87.
32. Куренков Г.А. Организация защиты информации в структурах РКП(б)-ВКП(б). 1918-1941 гг. : автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.02 / Г.А. Куренков. М., 2010. С. 19.
33. Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. 159 с.
34. Мазуров В.А. Тайна государственная, коммерческая, банковская, частной жизни: Учебное пособие. М., 2003. 397 с.
35. Мальцев В.А. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития /В.А. Мальцев // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 4. С.15-19.
36. Мартышин М.Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: диссертация кандидата юридических наук : 12.00.02 / Мартышин Максим Юрьевич.- Москва, 2009. 191 с.
37. Нестеров А. В. Понятие государственной измены в уголовном законодательстве России. Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2017. Т. 5, № 3 (19). С.56 -85.
38. Папеева К. О. Уголовная ответственность за посягательства на государственную тайну в Беларуси, Молдове, Украине и России: сравнительное исследование Общество и право. 2017. № 1 (59). С 50-57.
39. Петров К.С. О порядке привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства РФ о государственной тайне. Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15). С. 227-230.
40. Петров К.С. Проблемы правового регулирования обращения сведений, составляющих государственную тайну, и возможные пути их решения // Системность и эффективность правовых актов в современной России: Монография. Тамбов, 2011. 145 с.
41. Понамарева Ю.В. Категории сведений, доступ к которым может быть ограничен в режиме служебной тайны. Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16, № 3, С. 116-120.
42. Соболева Т. А.Предисловие // История шифровального дела в России. – М.: ОЛМА-ПРЕСС : Образование, 2002. 123 с.
43. Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2006. С. 109.
44. Сумин А.А. Комментарий к Закону РФ «О государственной тайне». — М.: НОРМА, 2001. С. 150.
45. Трунов И.В., Трунова Л.К. Правовое регулирование государственной тайны / И.В.Трунов, Л.К. Трунова// Юрист, 2002. №8. С.11
46. Устинков А.В. Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности // Право и безопасность. 2004. № 1. С. 15- 26.
47. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М., 2001. С. 63.
48. Филиппов Е.М. Анализ понятия «государственная тайна» в конституционном праве Российской Федерации /Е.М. Филиппов// Вестник ПАГС, 2013, С. 48-52.
49. Шевердяев, С. Н. Концепция российского законодательства о доступе к правительственной информации в свете посторонних законодательных влияний // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 13-17.
50. Шигапова К. Р. Правовые основы института государственной тайны в России: эволюция и характеристика // Молодой ученый. 2017. №18. С. 261-263.
51. Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: комментарий к главе 29 УК РФ с постатейным приложением нормативных актов и документов. — М.: Издатель И.И. Шумилова, 2001. С. 187.
52. Юсупов Р. М., Вус М. А. Институт государственной тайны: постсоветское пространство. Управленческое консультирование. 2017. № 4. С. 8-13.
Вопрос-ответ:
Какие сведения относятся к государственной тайне в России?
В Российской Федерации к государственной тайне относятся сведения, которые могут нанести вред национальной безопасности страны, ее обороне, внешней безопасности или экономическим интересам.
Каким образом происходит засекречивание и рассекречивание сведений, относящихся к государственной тайне?
Засекречивание и рассекречивание сведений, относящихся к государственной тайне, происходит в соответствии с установленным порядком и процедурой, которые определены специальными органами государственной власти.
Как проходит процесс допуска к сведениям, содержащим государственную тайну?
Процесс допуска к сведениям, содержащим государственную тайну, является сложным и требует соблюдения определенных условий и критериев. Кандидат на допуск должен пройти специальную проверку по его личной и профессиональной надежности.
Какие последствия могут наступить в случае незаконного раскрытия государственной тайны?
Незаконное раскрытие государственной тайны может повлечь за собой серьезные юридические последствия для лица, допустившего такое нарушение. Вплоть до уголовной ответственности, включая лишение свободы.
Каковы основные принципы защиты государственной тайны в России?
Основными принципами защиты государственной тайны в России являются необходимость ее сохранения и нераспространения, контроль доступа к сведениям, внедрение технических средств защиты, надежный контроль за людьми, имеющими доступ к таким сведениям.
Какие сведения относятся к государственной тайне в России?
К государственной тайне относятся сведения, содержащие информацию о военных, экономических, научно-технических, а также иных важных областях деятельности государства, которые могут быть использованы в интересах иностранных государств или организаций, а также для совершения преступных действий против безопасности Российской Федерации.
Какие сведения могут быть засекречены в России?
Засекречиваться могут сведения, которые могут нанести ущерб безопасности Российской Федерации, включая сведения о системах защиты, планы оперативно-разыскной деятельности, сведения о лицах, находящихся под защитой государства, а также другие сведения в соответствии со специальным законодательством.
Каким образом происходит рассекречивание сведений?
Сведения могут быть рассекречены по решению уполномоченных органов власти Российской Федерации, при условии отсутствия угрозы национальной безопасности. Рассекречивание происходит путем лишения сведений статуса государственной тайны и их публикации или предоставления ограниченному кругу лиц с разрешением доступа к этим сведениям.
Какие организации могут иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну?
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, могут иметь только лица, прошедшие специальную процедуру допуска, сотрудники государственных органов, обеспечивающих защиту государственной тайны, а также иные лица, у которых есть необходимость в доступе к этим сведениям для исполнения своих профессиональных обязанностей.
Какие меры принимаются для защиты сведений, составляющих государственную тайну?
Для защиты сведений, составляющих государственную тайну, принимаются различные меры, включая физическую охрану объектов и носителей информации, применение шифрования, контроль за доступом к сведениям, проведение проверок сотрудников и организаций на предмет соблюдения правил защиты государственной тайны.
Какие сведения относятся к государственной тайне?
Согласно законодательству Российской Федерации, к государственной тайне относятся сведения, которые могут создать угрозу национальной безопасности, их разглашение может нанести вред интересам государства.