Основные направления и проблемы международного военно-технического сотрудничества России на современном этапе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 06.09.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Основные направления международного военно-технического сотрудничества России на современном этапе 7
1.1. Понятие и сущность института военно-технического сотрудничества 7
1.2. Международные договоры с иностранными государствами в области военно-технического сотрудничества 11
2. Проблемы и перспективы развития международного военно-технического развития России 16
2.1. Анализ международного военно-технического сотрудничества России 16
2.2. Основные проблемы и тенденции развития международного военно-технического сотрудничества на современном этапе 19
Заключение 26
Список используемой литературы 28


Фрагмент для ознакомления

Следует заметить важность ВТС в политическом контексте, но помимо всего прочего оно обеспечивает пополнение Федерального бюджета иностранной валютой, сокращения безработицы за счет занятости персонала в отраслях оборонно-промышленного комплекса, создание технологий двойного назначения, обеспечивая продукцией не только Вооруженные Силы, но и гражданские отрасли экономики, способствуя развитию инфраструктуры оборонных отраслей. Укрепление этих позиций будет способствовать повышению национальной безопасности, нивелируя риски и угрозы в этой сфере.Новая стратегия военно-технического сотрудничества с иностранными заказчиками, о которой говорил Путин, должна повысить эффективность данной деятельности. Известно, что новая стратегия должна скоординировать меры финансово-экономического, технического и политико-дипломатического характера. При этом конкретные детали стратегии для широкой общественности остаются пока что неизвестными. По мнению Путина, новым вызовом, которому должен соответствовать российский оборонно-промышленный комплекс, является увеличивающаяся заинтересованность иностранных заказчиков в локализации производства продукции военного назначения на собственной территории и вовлеченность в совместную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу. Россия стремится соответствовать новым вызовам. «За последние пять лет объем совместных НИОКР с целью разработки новых образцов вооружений и модернизации уже имеющейся техники увеличился на 35 процентов. Данную практику необходимо развивать, особенно успешный опыт кооперации в производстве военной техники и различных вооружений. В тех случаях, когда это отвечает взаимным интересам, необходимо также заниматься совместными опытно-конструкторскими работами и рассматривать возможность передачи иностранным заказчикам российских технологий», – отметил российский президент. Наибольших успехов в этой области Россия добилась сегодня со своим давним партнером – Индией. В Индии успешно собираются и российские основные боевые танки Т-90С, и многофункциональные истребители четвертого поколения – Су-30МКИ (поставлено 230 комплектов для лицензионной сборки). Одновременно с этим Россия и Индия совместно работают над ракетой БраМос морского и воздушного базирования, а также гиперзвуковой ракетой БраМос-2. Также отдельной строкой сотрудничества России и Индии в военно-технической сфере является передача Дели в аренду атомных подводных лодок. По словам, индийских военных, подобными технологиями Россия, готова делиться лишь с Дели. Первая атомная подводная лодка «Нерпа» была предана в лизинг индийской стороне сроком на 10 лет в 2012 году. Лодка вошла в состав ВМС Индии под новым названием «Чакра».Также новым вызовом для ВТС России являются иностранные санкции, в первую очередь американские. Санкции не привели к падению объемов поставок российской продукции военного-назначения, но совершенно точно мешают росту экспорта подобной продукции. Об этом сегодня можно говорить прямо. По словам директора Центра анализа стратегии и технологий Руслана Пухова, санкции США могут быть угрозой, которая ведет к сокращению клиентской базы России на международном рынке вооружений. К примеру, представители Филиппин уже публично заявили о том, что из-за введенных США санкций не могут переводить денежные средства, поэтому не будут приобретать российские вооружения при всем желании. Еще один пример – Кувейт, который заморозил крупный контракт на поставку российских танков Т-90МС. Кувейтские военные говорят о том, что контракт не отменен, но отложен. Судьба данной сделки также лежит в плоскости действующих санкций, в условиях которых должна работать российская оборонка и дипломаты. При этом именно Кувейт должен был стать стартовым заказчиком модернизированной версии танка Т-90, а количество приобретаемых машин оценивалось в 146 штук.Правда, в некоторых аспектах санкции, которые вводят США, могут играть и на руку России. Так может произойти в ситуации с Турцией. Анкара, которая приобрела комплексы ПВО С-400 «Триумф», вызвала гнев Вашингтона, в Белом доме всерьез обсуждают возможность отказа от сотрудничества с Турцией по выпуску самолета пятого поколения F-35 и аннулированию контракта на поставку истребителей ВВС Турции. В этих условиях турецкие официальные лица не раз заявляли о том, что если США откажутся продавать Турции истребители пятого поколения F-35, Анкара будет всерьез рассматривать возможность закупки боевых самолетов в России. При этом Турция готовится к возможным санкциям со стороны Вашингтона, закупив запасные части к оружию, которое было приобретено в США, сообщает Bloomberg.Еще одним вызовом России на международном рынке вооружений является рост предложений со стороны стран, которые еще совсем недавно не являлись серьезными игроками на данном рынке. Число стран, которые в состоянии выпускать конкурентоспособные образцы вооружений и военной техники, растет каждый год. Китай, который совсем недавно являлся главным покупателем российского оружия, постепенно разворачивает собственное производство и активно продвигает на экспорт высокотехнологичные образцы вооружений и военной техники, которые конкурируют с российской продукцией.Также большой рывок сделали Южная Корея и Турция. Южная Корея, помимо удачных самоходных артиллерийских систем, активно продвигает на мировом рынке боевые корабли и технику для флота, а Турция активно продвигает на рынке беспилотные системы, в том числе ударные беспилотники, которые в России лишь находятся в стадии испытаний. При этом Турция активно продает и легкобронированную колесную технику, иные образцы которой ни в чем не уступают российским, а по ряду позиций превосходят отечественную технику. Все это говорит о том, что конкуренция на мировом рынке вооружений только возрастает.ЗаключениеОдной из важных из функций государства в процессе торговли вооружениями является организация и поддержка научно-исследовательских работ, что требует значительных затрат – временных, человеческих, 209 организационных и финансовых. В то же время чрезмерное вмешательство государства в технологические разработки, по мнению ряда исследователей, является фактором, препятствующим инновационным прорывам 1 . В этом вопросе необходимо найти золотую середину, чтобы государство контролировало процесс, но вложения осуществляли и государство, и бизнес, а наука не была бы поставлена в узкие рамки госзаказа. Гибкость государства является одним из залогов успеха в этой сфере.Военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами является средством обеспечении безопасности государства и укрепления его позиций на мировой арене. Поставки вооружения на внешние рынки осуществляются Россией на основе всестороннего анализа складывающейся международной обстановки, ситуации в различных регионах мира в целях недопущения и ликвидации конфликтов на начальных этапах.Россия будет активно развивать военно-техническое сотрудничество со всеми заинтересованными странами, в том числе в самых высокотехнологичных сегментах, оставляя за собой проверенную временем репутацию честного, делового партнера, строго соблюдающего контрактные и международно-правовые обязательства. Однако вопросы глобальной безопасности будут превалировать над коммерческими интересами.военно-техническое сотрудничество в условиях обострения борьбы за власть, территории и ресурсы становится одним из важных факторов мировой политики, а значит, действенным и значимым инструментом влияния. Проведенный анализ доказал – у России есть все необходимое для превращения торговли вооружениями в эффективный инструмент влияния, что является залогом расширения и укрепления своих позиций не только на экономически и политически важном мировом рынке оружия, но и на международной арене в целом.Список используемой литературыВоенная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976. URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdfОб образовании научно-технического совета по реализации мероприятий в области развития оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской ФедерацииСовещание о выполнении госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы 19 июня 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/18368.Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (19 июля 1998 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_73213/Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Российская газета: интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/gazeta/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-doc.htmlВоенно-политические аспекты прогнозирования мирового развития: аналитич. доклад / Рук.авт. коллектива А.И. Подберезкин. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 167 с.Военно-политические исследования в России. Справочник / под ред. И.С. Иванова – М.: РСМД, Весь мир, 2014. – 352 с.Долгосрочное прогнозирование развития международной обстановки: аналитич. доклад / Рук.авт. коллектива А.И. Подберезкин. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 105 с.Ильин М.В. Слоеный пирог политики: порядки, режимы и практики // Полис. – 2014. – № 3. – С. 111-138.Информационно-аналитическая система стратегического планирования противодействия угрозам национальной безопасности: аналитич. доклад / Рук.авт. коллектива П.М. Шмелев. – М.: МГИМОУниверситет, 2014. – 159 сКарпович О.Г. Глобальные проблемы и международные отношения. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. – 503 с.Карякин В.В. Военно-политические стратегии США и угрозы России // Аналитические обзоры РИСИ. – 2014. – Вып. 2. – 32 с. URL: http://www.riss.ru/images/pdf/ao/2014/2.pdfКачаев И.В. Развитие экономических механизмов офсетной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами // Актуальные проблемы государственного управления. Таможенные чтения – 2014. – СПб.: СанктПетербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014. – С. 151-159.Подберезкин А.И., Соколенко В.Г., Цырендоржиев С.Р. Современная международная обстановка: цивилизации, идеологии, элиты. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 464 с.Пономарева Е.Г. Проект «Косово»: мафия, НАТО и большая политика. – М.: КМК, 2015. – С. 331-522.Пономарева Е.Г., Рудов Г.А. «Принцип домино»: мировая политика на рубеже веков. – М.: Канон+, 2016. – 312 с.Текеев А.Р. Политические технологии энергетического сотрудничества России и стран балканского региона. Диссер. к. полит.н. – М.: МГИМО, 2014. – 245 с.Фененко А.В. Международное соперничество за освоение больших пространств // Международные процессы. URL :http://www.intertrends.ru/twenty-second/003.htmФененко А.В. Современные военно-политические концепции США // Международные процессы. URL: http://www.intertrends.ru/nineteenth/007.htmЧемезов С.В. Актуальные проблемы стратегического управления и инновационного развития ГК «Ростехнологии». – М.: МГИМОУниверситет, 2014. – 59 с.Юмашева Е.В., Тимонов Д.А., Иванушкин С.А., Соловьёв А.А., Юмашев Д.В. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 3. – С. 98-105Кадры для ВПК. «Оборонка» выходит из обороны. Электронный журнал об образовании. 2013. № 64 [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/kadry_dla_vpk.html (дата обращения: 05.10.2016).Седов В. С. Роль ОПК в инновационном развитии экономики страны: дисс. … канд. экон. наук: СПб., 2014Латышенок Д. К. Современное состояние оборонно-промышленного комплекса России // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-oboronno-promyshlennogo-kompleksa-rossii (дата обращения: 07.10.2016)Улько А.В. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5

Список используемой литературы

1. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976. URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf
2. Об образовании научно-технического совета по реализации мероприятий в области развития оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
3. Совещание о выполнении госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы 19 июня 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/18368
4. .Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (19 июля 1998 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_73213/
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Российская газета: интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/gazeta/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-doc.html
6. Военно-политические аспекты прогнозирования мирового развития: аналитич. доклад / Рук. авт. коллектива А.И. Подберезкин. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 167 с.
7. Военно-политические исследования в России. Справочник / под ред. И.С. Иванова – М.: РСМД, Весь мир, 2014. – 352 с.
8. Долгосрочное прогнозирование развития международной обстановки: аналитич. доклад / Рук. авт. коллектива А.И. Подберезкин. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 105 с.
9. Ильин М.В. Слоеный пирог политики: порядки, режимы и практики // Полис. – 2014. – № 3. – С. 111-138.
10. Информационно-аналитическая система стратегического планирования противодействия угрозам национальной безопасности: аналитич. доклад / Рук. авт. коллектива П.М. Шмелев. – М.: МГИМОУниверситет, 2014. – 159 с
11. Карпович О.Г. Глобальные проблемы и международные отношения. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. – 503 с.
12. Карякин В.В. Военно-политические стратегии США и угрозы России // Аналитические обзоры РИСИ. – 2014. – Вып. 2. – 32 с. URL: http://www.riss.ru/images/pdf/ao/2014/2.pdf
13. Качаев И.В. Развитие экономических механизмов офсетной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами // Актуальные проблемы государственного управления. Таможенные чтения – 2014. – СПб.: СанктПетербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014. – С. 151-159.
14. Подберезкин А.И., Соколенко В.Г., Цырендоржиев С.Р. Современная международная обстановка: цивилизации, идеологии, элиты. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 464 с.
15. Пономарева Е.Г. Проект «Косово»: мафия, НАТО и большая политика. – М.: КМК, 2015. – С. 331-522.
16. Пономарева Е.Г., Рудов Г.А. «Принцип домино»: мировая политика на рубеже веков. – М.: Канон+, 2016. – 312 с.
17. Текеев А.Р. Политические технологии энергетического сотрудничества России и стран балканского региона. Диссер. к. полит. н. – М.: МГИМО, 2014. – 245 с.
18. Фененко А.В. Международное соперничество за освоение больших пространств // Международные процессы. URL : http://www.intertrends.ru/twenty-second/003.htm
19. Фененко А.В. Современные военно-политические концепции США // Международные процессы. URL: http://www.intertrends.ru/nineteenth/007.htm
20. Чемезов С.В. Актуальные проблемы стратегического управления и инновационного развития ГК «Ростехнологии». – М.: МГИМОУниверситет, 2014. – 59 с.
21. Юмашева Е.В., Тимонов Д.А., Иванушкин С.А., Соловьёв А.А., Юмашев Д.В. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 3. – С. 98-105
22. Кадры для ВПК. «Оборонка» выходит из обороны. Электронный журнал об образовании. 2013. № 64 [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/kadry_dla_vpk.html (дата обращения: 05.10.2016).
23. Седов В. С. Роль ОПК в инновационном развитии экономики страны: дисс. … канд. экон. наук: СПб., 2014
24. Латышенок Д. К. Современное состояние оборонно-промышленного комплекса России // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-oboronno-promyshlennogo-kompleksa-rossii (дата обращения: 07.10.2016)
25. Улько А.В. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5

Вопрос-ответ:

Какие основные направления международного военно-технического сотрудничества России на современном этапе?

Основные направления международного военно-технического сотрудничества России на современном этапе включают в себя продажу вооружений и военной техники, обмен опытом в области обороны, совместные исследования и разработки, участие в международных военных учениях и тренировках, а также оказание военной помощи и поддержки другим государствам.

Что представляет собой институт военно-технического сотрудничества?

Институт военно-технического сотрудничества представляет собой систему взаимодействия между государствами в области заимствования, закупки и обмена военной техники и технологий. Он включает в себя различные формы сотрудничества, например, заключение международных договоров, организацию совместных проектов, проведение военных учений и обмен опытом в области обороны.

Какие международные договоры с иностранными государствами заключает Россия в области военно-технического сотрудничества?

Россия заключает международные договоры с иностранными государствами в области военно-технического сотрудничества, которые регламентируют сотрудничество в области военной техники, технологий, научных исследований, обмена информацией и опытом в области обороны. В таких договорах могут быть установлены правила по экспорту военной продукции, взаимному использованию баз и территорий, оказанию военной помощи и поддержки другим государствам.

Какие основные направления международного военно-технического сотрудничества существуют у России на современном этапе?

Россия ведет международное военно-техническое сотрудничество в нескольких основных направлениях. К ним относится продажа российского вооружения и военной техники, совместное производство с другими странами, обмен опытом и технологиями, а также предоставление военной помощи и военного обучения.

Что представляет собой институт военно-технического сотрудничества?

Институт военно-технического сотрудничества означает установленные правила и процедуры, по которым государства сотрудничают в области военной техники и вооружения. В рамках этого института происходит обмен информацией, подписываются договоры и принимаются решения о сотрудничестве в области военно-технической сферы.

Какие международные договоры о военно-техническом сотрудничестве подписывает Россия с иностранными государствами?

Россия активно заключает международные договоры с другими государствами в области военно-технического сотрудничества. Эти договоры регулируют продажу и поставку российской военной техники, сотрудничество в разработке и производстве нового оружия, а также обмен опытом и обучение военному персоналу.

Существуют ли какие-либо проблемы и перспективы в развитии военно-технического сотрудничества России?

Развитие военно-технического сотрудничества России сталкивается с рядом проблем. Одна из главных проблем - это политические ограничения со стороны некоторых стран, которые мешают заключению договоров и сотрудничеству. Однако, несмотря на это, у России все еще есть перспективы в развитии военно-технического сотрудничества, особенно с развивающимися странами.

Что такое институт военно-технического сотрудничества и в чем заключается его сущность?

Институт военно-технического сотрудничества представляет собой систему отношений, закрепленных международными договорами, организационные формы и механизмы, которые обеспечивают сотрудничество государств в области разработки, производства, закупки и использования военной техники и вооружений. Сущность института военно-технического сотрудничества заключается в сотрудничестве государств в военно-технической сфере с целью укрепления своей обороноспособности, обеспечения национальной безопасности и поддержания международного баланса сил.