Типология речевых ошибок, характерных для детской речи.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 15 15 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 27.09.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Понятие «речевая ошибка» 4
Обзор классификаций речевых ошибок 6
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Причины:невысокий уровень речевого развития;малый читательский опыт;бедный запас слов.в)Нарушение (фразеологической) сочетаемости употребляемых слов: «Кате выдали благодарность» (верно: объявили).Причины ошибок:1) незнание фразеологических оборотов;малый читательский опыт;бедный словарный запас.г) Употребление слова без учёта его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: «Он почувствовал, что утопает в болоте» (верно: тонет).Причины:непонимание стилистической окраски слова;слабое развитие языкового чутья.д)Употребление просторечных и диалектных слов и оборотов речи: «поклал» (верно: положил), «Петя шёл взади» (верно: сзади).Причины:влияние речевой среды;малый читательский опыт;бедный словарный запас.2 группа: Морфологические ошибки (неправильность в образовании и употреблении форм склонения, спряжения)М. Р. Львов указывает четыре типа ошибки:а)Детское словотворчество: «приречная полоса» (верно: прибрежная);б)Образование диалектных или просторечных форм слов общелитературного языка: «они хочут», «он хотит», «ихний папа», «пришел без пальта».Причины данных ошибок: влияние речевой среды.в) Пропуск морфем (чаще всего суффиксов): «трудяшие» (верно: трудящиеся), «пришел к ему» (верно: к нему).Причины:трудно произносить большие слова;влияние просторечия.г)Образование форм множественного числа имен существительных, употребляемых только в единственном числе: «Съел два супа» (верно: две тарелки супу), «У солдат не хватало оружий».Причина: конкретно - понятийное мышление.3 группа: Синтаксические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях, ненормативно составленные конструкции)М. Р. Львов выделяет семь наиболее частых типов ошибок:а) Нарушение управления: «смеялись с него» (верно: над ним), «мы стали ждать приход поезда».Причины:малый читательский опыт;недостаточно практики.б)Нарушение согласования: «Маше очень понравилось ёлка», «туманная утро».Причины:школьник начал предложение, еще не обдумав, как его закончит;малый объем внимания.в) Неверный порядок слов в предложении:«Только равнодушным остался кот Васька» (верно:Равнодушным остался только кот Васька).Причина: ученик не проговорил полностью предложение.г)Нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают: «Когда Ваня прощался с отцом, он не плакал» ( Коля или отец?).Причина: недостаточно практики самопроверки.д)Удвоение подлежащего с помощью местоимения: «Коля — он был самый смелый из ребят».Причины:запись предложения без предварительной подготовки;влияние разговорного стиля.е)Употребление глаголов в несоотнесенных видовых и временных формах, там, где необходимо употребить одно и то же время, один и тот же вид: «Незнакомка входит в дом и поздоровалась».Причина: низкий уровень речевого развития.ж)Неумение находить границы предложений.Данный тип ошибки встречается в двух вариантах:1. Неоправданное деление сложного предложения на простые: «Когда ребята пришли в лес. Там было много ягод»;2. Неумение делить текст на предложения: «Коля с Петей возвращались из леса, они увидели старушку с ведром воды, бабушке было тяжело, мальчики это заметили, Коля быстро зашагал домой, а Петя бросился помогать бабушке».Рассмотрим неречевые ошибки, к которым М. Р. Львов относит композиционные, логические и искажение фактического материала.Типичная композиционная ошибка — это несоответствие текста плану (изложения, сочинения, рассказа); пропуски в тексте, которые приводят к искажению; нарушение последовательности событий, явлений, фактов. Львов также отмечал, что такая ошибка может возникнуть в результате неумения «владеть материалом, располагать его по предварительному замыслу» [16].Главная причина скрывается в недостаточной подготовке ребенка к тексту: непонимание плана, бессистемный отбор материала, плохое знание содержания текста.К логическим ошибкам М. Р. Львов относит:а)Пропуск необходимых слов, фактов, событий.Автор приводит пример: «Она схватила зубами за шиворот и давай окунать его» (пропущено: одного медвежонка);б)Нарушение логической последовательности: «Легко устраняется при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного»;в)Употребление в одном ряду понятий разных уровней: «Летом Петька купался в речке, а днем с дедом ходил на рыбалку»;г)Нелепые суждения: «Утро клонилось к вечеру».Искажение фактов следует отличать от логических и композиционных ошибок. Пример искажения факта: «Пришел летний месяц май» [8,14].Подход М. Р. Львова является наиболее приемлемым для изучения речевых ошибок в письменной речи младших школьников. В данной классификации изложены различные речевые ошибки, которые встречаются в работах учеников. В основе классификации М. Р. Львова лежит деление речевых ошибок на группы, которые соответствуют уровням языковой системы (лексические, синтаксические, морфологические), что позволяет находить и разграничивать любые ошибки по их типам.Как показывает анализ методической литературы, в практике преподавания русского языка и развития речи существует большое количество различных подходов к классификации речевых ошибок. Каждый автор, берясь за проблему, либо предлагает свою классификацию, либо дополняет, исправляет, совершенствует уже существующую классификацию. В классификации речевых ошибок Т. А. Ладыженская представлены все нарушения требований письменной речи. Классификация М. Р. Львова охватывает довольно большое количество ошибок. Автор выделяет такие группы ошибок, которые не называются Т. А. Ладыженская, помимо вышеперечисленных классификаций. Таким образом, речевые ошибки составляют информативную часть языковой картины мира, которая возникает в сознании людей и отражается в создаваемых ими речевых произведениях. Это позволяет рассматривать типы речевых ошибок и их количественные характеристики как показатель уровня владения языком. Термин «речевая ошибка» в современной методической литературе не получил четкого определения. ЗаключениеРечевая ошибка рассматривается как отступление от норм литературного языка и нарушение правильности речи.Влияние на появление речевых ошибок у младших школьников оказывает множество факторов, например: недостаток знаний, бедность словарного запаса, невыразительность речи, несоблюдение лексической сочетаемости слов, диалектное влияние, малый читательский опыт.Классификации ошибок описаны в трудах Л. О. Бутаковой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, М. С. Соловейчик, Ю. В. Фоменко, С. Н. Цейтлин и многих других авторов. Анализ научной работы показал, что учёные по-разному классифицируют речевые ошибки.В рассмотренной классификации Ю. В. Фоменко представлены всевозможные речевые ошибки: произносительные, лексические,фразеологические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические. При этом ученый указывает на то что, два типа ошибок, фактические и логические, не являются в строгом смысле слова речевыми.Т. А. Ладыженскаяубеждена, что разграничение ошибок от недочетов существенно для методики. Автор подходит к классификации недочетов и ошибок с позиции лингвистики.Л. О. Бутакова утверждает, что логические нарушения по своей природе — свойства речи. По мнению автора, неправомерно выносить логические нарушения за пределы речевых ошибок.Изучив существующие подходы методистов к данной проблеме, можно сделать вывод о том, что классификация М. Р. Львова наиболее полно и логично представляет информацию о речевых ошибках младших школьников. Список использованной литературыБородкина, Е.Ю. Предупреждение речевых ошибок младших школьников в сочинениях и изложениях краеведческой направленности / Е.Ю. Бородкина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Еум. и соц. Науки. - 2011. № 2. - С. 129 - 132.Волошина В.А. Типология речевых ошибок на телевидении // Вестник МГУП. 2015. №2. Грудева Е.В., Иванова Е.М., Бучилова И.А., Дивеева А.А. Типология ошибок в аспекте речевой деятельности детей-инофонов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). Данилова, И. Л. Диалог как средство развития знаний и закрепления умений и навыков в области развития грамотности у детей младшего школьного возраста. - М.: «Икарус», 2013. - С.84.Джальмамбетова И.П. Речевая ошибка в школьных сочинениях: особенности квалификации и классификации // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 авг. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 67-71.Львов М. Р., В. Г. Горецкий, Сосновская О. В. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 2013. - 415 с.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 2015. - 176 с.Никогосян Л.Г. Речевые ошибки и причины их возникновения // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 7-9.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: Мысль, 2014. - 317 сПотапова Л.С. Классификация ошибок письменной речи: неточность употребления терминов. Русский язык в школе. 2015;(10):26-30.Ремпель Е.А. Типология современных речевых ошибок // Бюллетень медицинских интернет конференций. 2013. №3. С. 634-635.Рыбаков М. А. Классификация речевых ошибок и их анализ на занятиях по русскому языку и культуре речи // Русистика. 2005. №1. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Учитель, 2015.Титкова М.Ю. Классификация речевых ошибок школьников: вопрос и вариант решения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – №3.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: уч. пособие. – Изд. 3-е, испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.Юртаев, С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников: учеб.пособие / С.В. Юртаев. - 2-е изд., стер.- М.: ФЛИНТА. 2013. - 238 с.

Список использованной литературы
1. Бородкина, Е.Ю. Предупреждение речевых ошибок младших школьников в сочинениях и изложениях краеведческой направленности / Е.Ю. Бородкина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Еум. и соц. Науки. - 2011. № 2. - С. 129 - 132.
2. Волошина В.А. Типология речевых ошибок на телевидении // Вестник МГУП. 2015. №2.
3. Грудева Е.В., Иванова Е.М., Бучилова И.А., Дивеева А.А. Типология ошибок в аспекте речевой деятельности детей-инофонов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87).
4. Данилова, И. Л. Диалог как средство развития знаний и закрепления умений и навыков в области развития грамотности у детей младшего школьного возраста. - М.: «Икарус», 2013. - С.84.
5. Джальмамбетова И.П. Речевая ошибка в школьных сочинениях: особенности квалификации и классификации // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 авг. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 67-71.
6. Львов М. Р., В. Г. Горецкий, Сосновская О. В. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 2013. - 415 с.
7. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
8. Никогосян Л.Г. Речевые ошибки и причины их возникновения // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 7-9.
9. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: Мысль, 2014. - 317 с
10. Потапова Л.С. Классификация ошибок письменной речи: неточность употребления терминов. Русский язык в школе. 2015;(10):26-30.
11. Ремпель Е.А. Типология современных речевых ошибок // Бюллетень медицинских интернет конференций. 2013. №3. С. 634-635.
12. Рыбаков М. А. Классификация речевых ошибок и их анализ на занятиях по русскому языку и культуре речи // Русистика. 2005. №1.
13. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Учитель, 2015.
14. Титкова М.Ю. Классификация речевых ошибок школьников: вопрос и вариант решения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – №3.
15. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: уч. пособие. – Изд. 3-е, испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
16. Юртаев, С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников: учеб.пособие / С.В. Юртаев. - 2-е изд., стер.- М.: ФЛИНТА. 2013. - 238 с.

Вопрос-ответ:

Что такое речевая ошибка?

Речевая ошибка - это неправильное использование языка, нарушение грамматических правил или неверное произношение слов.

Какая типология речевых ошибок характерна для детской речи?

В детской речи часто можно встретить типологию ошибок, связанных с незнанием фразеологических оборотов, малым читательским опытом и бедным словарным запасом.

Какие причины могут привести к невысокому уровню речевого развития у ребенка?

Причинами невысокого уровня речевого развития у ребенка могут быть малый читательский опыт, бедный запас слов и нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых слов.

Какие причины могут быть у ошибок, связанных с незнанием фразеологических оборотов?

Причины ошибок, связанных с незнанием фразеологических оборотов, могут быть малый читательский опыт, бедный словарный запас и непонимание эмоциональной или оценочной составляющей слов.

Какие типы речевых ошибок можно выделить?

Существует различные классификации речевых ошибок. Одна из них включает ошибки, связанные с неправильным произношением, грамматическими ошибками, ошибками в использовании слова и фразеологическими ошибками.

Какие существуют типы речевых ошибок у детей?

У детей существуют различные типы речевых ошибок, такие как неверное употребление слов, неправильное образование словоформ, ошибки в грамматике и синтаксисе, а также проблемы в произношении звуков.

Что такое речевая ошибка?

Речевая ошибка - это неверное употребление слов, неправильное образование словоформ, ошибки в грамматике и синтаксисе, а также проблемы в произношении звуков.

Какие классификации речевых ошибок существуют?

Существует несколько классификаций речевых ошибок, включающих деление на лексические ошибки, грамматические ошибки, ошибки в произношении и другие. Также можно выделить классификации по возрастным группам и стадиям развития речи.

Какие причины низкого уровня речевого развития могут быть у детей?

Низкий уровень речевого развития у детей может быть вызван такими причинами, как малый читательский опыт, бедный запас слов, недостаточное знание фразеологических оборотов и нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых слов.

Почему дети допускают ошибки в употреблении слов?

Дети могут допускать ошибки в употреблении слов из-за незнания фразеологических оборотов, малого читательского опыта и бедного словарного запаса. Также они могут использовать слова без учета их эмоционально экспрессивной или оценочной семантики.