Деятельность библиотеки формирование экологического воспитания детей среднего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 26 26 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.09.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные аспекты работы библиотек в распространении экологических знаний 5
1.1. Теоретико-методологические основы экологического просвещения в библиотеке 5
1.2. Правовые основы формирования экологического воспитании детей в библиотеке 9
Глава 2. Экологическое просвещение в деятельности детских библиотек 12
2.1. Формы и виды экологического просвещения в деятельности библиотек 12
2.2. Экологическое воспитание в практике работы библиотек (на опыте ЦБС Промышленновского района) 15
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

», устный журнал «Земля заветная», познавательный час «По заповедным местам» прошел в б/ф № 4. Чтобы воспитать поколение людей экологически образованных, считаем необходимым, целенаправленно, постоянно и системно вести деятельность по экологическому просвещению. От уровня экологической культуры молодежи и юношества зависит будущее экоблагополучие планеты, поэтому повышенное внимание библиотеки уделяли в этом году молодежной аудитории. В сентябре проведен цикл мероприятий, посвященных экологической тематике, объединенных в День экологических действий «Цель – чистая планета». Составляющими этого дня стали акции «Дармарка», «Добрые крышечки», лекции «Экозаповеди» и «Полет надежды». Участниками Дня действий стали студенты педагогического колледжа, музыкального колледжа и учащиеся старших классов. Они посетили Музей редкой книги, посмотрели видео презентацию на тему дня, поучаствовали в экологической интеллект-игре. В рамках акции «Дармарка» было собрано много нужных вещей (одежда, обувь, игрушки, посуда, канцелярия или предметы бытовой химии), которые были розданы нуждающимся. А в рамках акции «Добрые крышечки» состоялся сбор крышечек от пластиковых бутылок, полученные средства пошли на оказание помощи детям-инвалидам. Опыт Дня экологических действий показал большую заинтересованность молодежи к экологической тематике. Большая роль в экологическом воспитании молодежи отводится творческим встречам с интересными людьми, путешественниками, экологами. Красота тундры и одновременно невероятный по сложности исполнения маршрут. Рассказ завораживал и вызывал гордость за своих земляков. Более 50 молодых людей после этих встреч расширили кругозор знаний о красоте и хрупкости северной природы, о здоровом образе жизни и невероятной человеческой силе духа. Воспитание экологической культуры сегодня – залог охраны природы в будущем. Ежегодно в библиотеках проходят мероприятия в память о трагедии в Чернобыле, направленные на патриотическое и экологическое воспитание читателей. К годовщине аварии на Чернобыльской АЭС были оформлены следующие тематические выставки: «Долгое эхо Чернобыля», «Зона отчуждения – Чернобыль», «Чернобыль: город-призрак», «Чернобыль – боль Земли», при которых состоялись дискуссии и обсуждения. Заслуживающий внимания час истории «Памяти Чернобыля. Как это было?» прошел в день аварии на Чернобыльской АЭС. Студенты ВГЭК послушали рассказ о страшных фактах этой катастрофы, о ее влиянии на экологическую и демографическую обстановку в мире, о героизме и мужестве ликвидаторов аварии. Посмотрели ребята и отрывок фильма «Чернобыльская битва», в котором документалисты канала Discovery реально представили события того трагического дня. В конце встречи каждый из присутствующих получил памятку о действиях при радиационной аварии. Такого плана информационные мероприятия для подрастающего поколения нужны, так как они способствуют расширению знаний о техногенной аварии на Чернобыльской АЭС, заставляют задуматься молодых людей об их последствиях для окружающего мира и о бережном отношении ко всему живому на нашей планете. К Общероссийским дням защиты от экологической опасности было проведено 32 мероприятия, в которых приняли участие 772 человека. Этих мероприятий объединяет одна общая цель – оказание помощи молодому поколению в формирование экологического сознания, систему ценностей, основанную на бережном отношении к природе, человеку, его здоровью. Деятельность библиотек по экологическому просвещению тесно связана с краеведением. Почти 90 % мероприятий по экологии, непременно содержат элементы регионального компонента. Наиболее интересными стали следующие мероприятия: эколого-туристический десант «Уса глазами участников международного экологотуристического десанта», библиорокарий «Цветочный дресс-код», познавательная встреча «Люби и знай свой снежный край!». Библиотеки тесно взаимодействуют с учреждениями и организациями города. Сложилась определённая система работы со школами, детскими садами, населением города. Широкий спектр разрозненных мероприятий остался в прошлом, создана система экологического просвещения, появились свои традиции. Поэтому Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий ЦБС открыла объявлением конкурса профессионального мастерства «Мир вокруг нас» на лучшее наглядно-дидактическое пособие по экологическому образованию детей дошкольного возраста среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и студентов педагогического колледжа. Цель и задачи конкурса – повышение профессиональной компетенции педагогических работников в вопросах создания, развития и обогащения развивающей предметно-пространственной среды посредством разработки и изготовления наглядно-дидактических пособий в форме книги, направленных на ознакомление детей с животным и растительным миром, распространение позитивного педагогического опыта, воспитание интереса и любви к книге, развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру через книгу. Победителям, занявшим призовые места, были вручены дипломы и ценные подарки, участникам – благодарственные письма. Активный творческий подход участников к созданию экологических пособий для детей подтвердил успех экспозиции книг-самоделок, представленных на этом конкурсе, ее посетило более 100 человек. Этот опыт работы с образовательными учреждениями может послужить примером для внедрения в профессиональную деятельности других библиотек. Выявлять острые проблемы, определять основные направления деятельности по экологическому просвещению позволяют круглые столы, научнопрактические конференции, лектории. Одна из приоритетных задач лектория – экологическое воспитание и просвещение молодежи. В связи с этим, особое место в программе лектория занимал раздел «Молодые – экологической культуре». Раздел был представлен сообщениями учащихся старших классов СОШ школ и студентов. Ребята также показали дефиле костюмов из вторсырья «Мода из отходов». Представив эти наряды и костюмы, выполненные своими руками, ребята дали понять собравшимися, что такую одежду будут носить люди в далеком «будущем», если не станут бережно относиться к природе. К проведению лектория была приурочена выставка методических изданий, участников городского экологического конкурса «Мир вокруг нас», а также фотовыставка. По окончании лектория всем слушателям были вручены авторские фото. Как видно, перечисленные выше задачи по одному из приоритетных направлений – библиотечному краеведению, активно и результативно решались благодаря проведению различных мероприятий, организованных библиотеками ЦБС.Таким образом, можно сделать вывод, что ЦБС Промышленновского района ведет активную работу по экологическому просвещению детей. Для этого. Для этого ЦБС Промышленновского района приняла участие в работе круглого стола «Реализация межрегиональных социально-культурных проектов в Арктической зоне» и в организации международной конференции «Динамика многолетнемерзлотных грунтов и землепользование коренных народов в Большеземельской тундре и на Приполярном Урале: Сопоставление опыта местных землепользователей, экологов и социологов», провела арктический лекторий «Наука и экологическая культура – городу», конкурс профессионального мастерства «Мир вокруг нас»; фестиваль чтения «Новое прочтение. Экология души», а также ряд иных мероприятий по экологическому просвещению детей. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Экологическое воспитание является специфическим способом передачи от поколения к поколению определенного свода норм и правил, регламентирующих производственное и духовно-практическое освоение человеком природы. Роль библиотек в системе экологического просвещения, образования и воспитания экологической культуры, которая должна носить комплексный характер и осуществляться в течение всей жизни человека. Библиотеки должны выступить инициаторами сотрудничества с такими организациями, как комитеты по охране природы, краеведческими музеями, редакциями местных газет и журналов, учебными заведениями и другими заинтересованными организациями. В работе библиотек по экологическим проблемам очень четко прослеживаются три направления: информационное обеспечение, поддержка экологического образования и досуговая деятельность.Правовую основу формирования экологического воспитания детей в библиотеке составляют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон N 78-ФЗ «О библиотечном деле», Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другие нормативно-правовые акты.Основными формами экологического просвещения в деятельности библиотек являются массовые, групповые мероприятия; информационная работа; взаимодействие с другими учреждениями; участие в конкретных практических мероприятиях по охране природы; производство печатной и рекламной продукции; освещение в СМИ; создание информационной продукции по экологии и окружающей среде.ЦБС Промышленновского района ведет активную работу по экологическому просвещению детей. Для этого. Для этого ЦБС Промышленновского района приняла участие в работе круглого стола «Реализация межрегиональных социально-культурных проектов в Арктической зоне» и в организации международной конференции «Динамика многолетнемерзлотных грунтов и землепользование коренных народов в Большеземельской тундре и на Приполярном Урале: Сопоставление опыта местных землепользователей, экологов и социологов», провела арктический лекторий «Наука и экологическая культура – городу», конкурс профессионального мастерства «Мир вокруг нас»; фестиваль чтения «Новое прочтение. Экология души», а также ряд иных мероприятий по экологическому просвещению детей. Список литературыНормативные правовые актыГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019)//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301,Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О библиотечном деле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)// Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, N 1, ст. 2,Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»//Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448,Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды»//Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017)//Российская газета, N 248, 17.11.1992,«Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012)//СПС Консультант Плюс«Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки»//СПС Консультант ПлюсНаучная и учебная литератураБиблиотека и экологическая культура: Сб. метод.материалов / Мурман. гос. обл. универс. науч. б-ка; сост. Э.И. Павлова - Мурманск: МГОУНБ, 2005. - Вып. 2: Из опыта работы ЦБС Мурм. обл. - 113 с. - М-455.Васильчук Ю.В. Правовые основы экологического образования и воспитания//Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2017. № 1. С. 145 – 159Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. Львов: Вища школа, 1988.Романова К.С. Социальная реальность России: проблемы и тенденции модернизации // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2003. № 4.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,А.А. Воротникова; Кулапов В. Л., Матузов Н. И., Малько А. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016Устьянцева О.В. Экологическое образование в системе экологического правопорядка // Гражданин и право, 2010. № 9. С. 42 - 47.Экологическое просвещение населения: Из опыта работы библиотек России и стран СНГ / Хасавюртовская гор. ЦБС; сост. Р. Исаева. - Хасавюрт, 2004. - М-363(Даг.).

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
2. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О библиотечном деле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)// Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, N 1, ст. 2,
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448,
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
5. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017)// Российская газета, N 248, 17.11.1992,
6. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012)//СПС Консультант Плюс
7. «Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки»//СПС Консультант Плюс




Научная и учебная литература

8. Библиотека и экологическая культура: Сб. метод. материалов / Мурман. гос. обл. универс. науч. б-ка; сост. Э.И. Павлова - Мурманск: МГОУНБ, 2005. - Вып. 2: Из опыта работы ЦБС Мурм. обл. - 113 с. - М-455.
9. Васильчук Ю.В. Правовые основы экологического образования и воспитания// Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2017. № 1. С. 145 – 159
10. Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. Львов: Вища школа, 1988.
11. Романова К.С. Социальная реальность России: проблемы и тенденции модернизации // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2003. № 4.
12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,А.А. Воротникова; Кулапов В. Л., Матузов Н. И., Малько А. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016
13. Устьянцева О.В. Экологическое образование в системе экологического правопорядка // Гражданин и право, 2010. № 9. С. 42 - 47.
14. Экологическое просвещение населения: Из опыта работы библиотек России и стран СНГ / Хасавюртовская гор. ЦБС; сост. Р. Исаева. - Хасавюрт, 2004. - М-363(Даг.).

Вопрос-ответ:

Какие основные аспекты работы библиотек в распространении экологических знаний?

Основные аспекты работы библиотек в распространении экологических знаний включают разработку и проведение специальных мероприятий, направленных на осознание и восприятие экологических проблем, формирование экологической культуры, и популяризацию экологической литературы.

Какие теоретико-методологические основы лежат в основе экологического просвещения в библиотеке?

Теоретико-методологические основы экологического просвещения в библиотеке включают применение современных педагогических и психологических методик, активную интерактивную форму работы с читателями, использование инновационных информационных технологий, реализацию принципа участия и самоорганизации.

Какие правовые основы формирования экологического воспитания детей в библиотеке?

Правовые основы формирования экологического воспитания детей в библиотеке включают законодательные и нормативные акты, направленные на развитие экологического образования и просвещения, а также обеспечение доступа к экологическим материалам и ресурсам как для детей, так и для педагогов и родителей.

Какие формы и виды экологического просвещения используются в деятельности детских библиотек?

В деятельности детских библиотек используются различные формы и виды экологического просвещения, включая организацию тематических выставок, проведение экологических игр и конкурсов, чтение экологических сказок и стихов, проведение бесед и дискуссий по экологическим темам, а также создание экологических клубов и кружков, где дети могут активно участвовать в экологических проектах и исследованиях.

Какая роль библиотек в формировании экологического воспитания детей среднего школьного возраста?

Библиотеки играют важную роль в формировании экологического воспитания детей среднего школьного возраста, предоставляя доступ к экологической литературе, организовывая мероприятия, способствующие повышению экологической грамотности и осознанному отношению к природе, а также привлекая детей к активному участию в экологических проектах и исследованиях.

Какие основные аспекты работы библиотек связаны с распространением экологических знаний?

Основные аспекты работы библиотек, связанные с распространением экологических знаний, включают в себя выбор и организацию коллекции экологической литературы, проведение тематических мероприятий (лекции, семинары, экскурсии), создание выставок и информационных материалов, а также сотрудничество с другими организациями и специалистами в области экологии.

Какие теоретико-методологические основы лежат в основе экологического просвещения в библиотеке?

Теоретико-методологические основы экологического просвещения в библиотеке включают в себя принципы и методы педагогики, экологии и информационной деятельности. Библиотекари осуществляют работу с детьми, используя педагогические методы, такие как обучение, игры, дискуссии, чтение и обсуждение книг, а также интерактивные формы работы. Они также применяют методы экологической диагностики, анализа и планирования в своей работе.

Какие правовые основы формирования экологического воспитания детей в библиотеке?

Правовые основы формирования экологического воспитания детей в библиотеке включают в себя законы и нормативные акты, определяющие права и обязанности библиотек и их сотрудников. Кроме того, многие страны имеют специальные законы и программы, направленные на охрану окружающей среды и экологическое воспитание детей. Библиотеки работают в рамках этих правовых актов и осуществляют свою деятельность в соответствии с запретами и требованиями по охране окружающей среды.

Какие формы и виды экологического просвещения используются в деятельности детских библиотек?

В деятельности детских библиотек используются различные формы и виды экологического просвещения. Это могут быть тематические лекции и семинары, литературные путешествия и игры, экологические выставки и чтение книг на экологическую тематику. Также в библиотеках проводятся экологические экскурсии, где дети могут узнать больше о природе и ее охране. Кроме того, библиотеки сотрудничают с экологическими организациями и проводят совместные мероприятия.