Песнь о Нибелунгах как исторический источник

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 02.10.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ 4
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕРМАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ «ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ» 16
2.1 Простолюдины 16
2.2 Феодальная этика. Честь 17
2.3 Рыцарская служба. Богатство 20
2.4 Бог и судьба 21
ГЛАВА 3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЕНСКИХ РОЛЕЙ В ГЕРМАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Данный переход так же сопровождает характерный для феодалов процесс увеличения собственной власти и военного могущества. Несмотря на то что военные победы германцев часто соотносятся со временем обращения в христианство, из сознания людей язычество полностью не искоренено. Так при удобном случае в «Песне о Нибелунгах» обращенная в христианскую веру Кримхильда, не ожидает того что Бог за неё отомстит и накажет убийц ее мужа, она долго вынашивает месть и в итоге свершает её. Героиня не думает о том какое ждет её наказание перед Богом, за содеянное ею преступление. Так же и Хаген не брезгует убийством Зигфирда.Автор кажется достаточно религиозным, произведение пронизано христианскими обрядами и язычеством. Однако общий дух поэмы и отношение автора к религии усложняет однозначное трактование исследователей в данном вопросе. Некоторые ученые трактуют описывают «Песнь о Нибелунгах» как эпопею ничем не противоречившую христианству, так как в произведении присутствуют многократные упоминания о священнослужителях, церковных ритуалах и обряда и боге. Другая группа исследователей согласна с «вынесенным эпопее приговором Гёте: grund-heidnisch». Она основывается на анализе поступков героев, их жизненных установок, анализе этики.Ввиду присутствия нескольких трактовок, необходимо быть осторожным с различными выводами и интерпретациями с религиозно-идеологическим содержанием «Песни о Нибелунгах»Немалое внимание стоит уделить социальному устройству такого процесса как брак и явления как любовь. Более подробно рассмотрим тему «любви» и отношений между парами в следующей главе.ГЛАВА 3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЕНСКИХ РОЛЕЙ В ГЕРМАНСКОМ ОБЩЕСТВЕВ произведении «Песнь о нибелунгах» прослеживается определенное стереотипное поведение феодального строя являющейся неким звеном всего комплекса феодальных отношений, исходя из этого не является возможным представить данное произведение без куртуазной проблематики.В центре куртуазной литературы – героическая личность: вежественный, т. е. воспитанный, обладающий соответствующими манерами, мудрый и умеренный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги в честь своей дамы. Следование умеренности (maze) крайне важно для рыцаря: ведь помимо служения Прекрасной Даме он не должен забывать о собственной чести (êre). В отличие от героического эпоса, где герой заботился прежде всего о чести своего рода, рыцарский подвиг-авантюра (diu â ventiure) совершается без всякой связи с интересами рода и племени и служит прежде всего для возвышения личной чести рыцаря, а также чести его дамы и его сеньора.В произведении прослеживается типичный архетип двойственности. Явным примером служит строка: «И обошлась лишь с Зигфридом чуть-чуть похолодней». Исходя из данного писания, положение женщины во многом определяется куртуазными традициями, а именно содержанием достаточной свободы в оценке и действиях. Следует отметить следующие строки: «Лишь девства Брюнхильду не лишай.…//И даже если смерти придашь мою жену,//Вовек тебе расправу с ней я не вменю в вину». Данное писание полностью изменяет отношение к женщине в уклон достаточно древнего, дохристианского типа поведения. В любом обществе всё что связано с любовью не может не привлекать внимание читателей и исследователей. Аспекты любви в аристократическом куртуазном обществе обращают на себя пристальный интерес.Немалое внимание «любви» соответственно уделено и в поэме «Песни о Нибелунгах». В начале произведения четко обозначены отношения между описываемыми парами, которые в эпопее обозначают «minne», что безусловно обозначает любовь. В произведении «Песнь о Нибелунгах» большое внимание уделено заключению брачных уз, и описанию отношений Гунтера и Брюнхильды, Зигфирда и Кримхильды, а так же Кримхильды и Этцтеля. Понятие «любовь» применяемое по отношению к данным парам, не органично и не вписывается в современные представления данного понятия. Необходимо квалифицировать достаточно специфичное представление о «любви» в феодальном обществе. Так феодализм неизменно проник и в эту область, так как мы видим, что рыцарь предстает вассалом дамы, женщина господствует над ним.Зарождение культа прекрасной дамы относят к провансальской лирической поэзии. Далее его перенял немецкий миннензаг, он способствовал одухотворению данного чувства в среде высшего общества господ. Вместе с этим у любви появляется другая сторона — чувственная. Теперь трактование слова «любовь» расширено. Представление о том, что «любовь» это не важная часть сделки для брачного союза между знатными родами отходит на задний план.Поэтому это не только служение рыцаря даме, в этом понимании тонкая грань между представлениями о высокой любви и служению рыцаря даме. Здесь так же присутствует чувственная сторона отношений между противоположными полами. В конечном счете в этом и есть разница между «высокой любовью» hohe minne и «любовью» minne.«Высокая любовь» зарождалась в рыцарях задолго до мгновения встречи с объектом любви, именно поэтому сравнение с понятием любви в современном обществе невозможно. Так Зигфирд испытывал hohe minne к Кримхильде задолго до встречи с ней, такая любовь возникает заочно. Так всё что знал герой о объекте своей привязанности это её неземная красота и этого было достаточно для того что бы поехать и добиваться согласия её братьев на брак. Однако следует отменить что в феодальном обществе, рыцарь не совершенен до момента пока не испытает «minne». Присутствие данного чувства и прилагающееся к нему куртуазное поведение делают рыцаря совершенным. Следует предположить, что Зигфирд мечтал испытать данное чувство, задолго до того как услышал о красавице Кримхильде.К понятию minne относят более широкий спектр и сложный комплекс чувств и отношений, исходя из этого их просто не возможно описать и выразить их однозначно. В широкий спектр входят крайняя одухотворенность любви и прямолинейные чувства.«Любовь, как и другие эмоции, в разные эпохи и в различных культурах приобретает специфическую окраску и своеобразные формы.»В конечном счете при различных трактовках и интерпретациях любого литературного произведения это необходимо принимать в расчет. Также необходимо учитывать что описываемые в произведении моменты отдалены от нашего времени.В то же самое время философ Ф. Энгельс отмечал «средневековье начинается с того, на чем остановился древний мир – с прелюбодеяния». По его мнению «Песнь о Нибелунгах» несмотря на взаимное влечение и любовь между Зигфирдом и Кримхильдой она говорит брату: «Вам не нужно меня просить как Вы мне прикажете, так я всегда и буду поступать кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».В Среднее века как и до них как и долгое время после заключение брачного союза было тем делом в котором сами венчающиеся не принимали никакого участия. Как привило брак подразумевал, что родители заранее договариваются относительно будущего союза своих детей. В данном случае главную роль отводится связям, богатству и власти, которые должны укрепить положен молодой пары в обществе или племени.Вначале люди появлялись на свет уже состоящими в браке - в браке с целой группой лиц другого пола. В позднейших формах группового брака сохранялось, вероятно, такое же положение, только при все большем сужении группы. А когда с торжеством частной собственности над общей и с появлением заинтересованности в передаче имущества по наследству господствующее положение заняли отцовское право и моногамия, тогда заключение брака стало целиком зависеть от соображений экономического характера. С течением времени такая форма «барака-купли» изживается себя, но такая форма бракосочетания тем не менее присутствует в больших масштабах. Навешивание ярлыков на мужчину и женщину в зависимости от их богатства, а не личностных качеств в обществе берет верх.В высшем аристократическом обществе изначально казалось фарсом ситуация, когда взаимная симпатия будущих супругов преобладала над их благосостоянием или других соображений. Такие ситуации встречаются лишь в мире романтики, в произведениях или же у простонародья, которые не шли в учетОдним из главных аспектов данного стереотипного поведения являлся общественный жест. Устоявшимся, жест был вплоть до XIII века, при этом имея иное социальное наполнение. Примером жеста служит строка: “И Зигфрид мне признался, что он – простой вассал.//А коли так, вассалом он должен и считаться”. Брюнхильда имела обоснованные претензии к Кримхильде. Так как Зигфрид признал сам себя по средством общественного жеста.Основной уникальной чертой феодальных отношений в произведении является юридический акт. Акт в достаточной мере важен как для социальной практики, так и для произведения в целом. Юридический акт полностью эквивалентен общественному жесту. Подтверждением вышесказанному служит отрывок, в котором описывается появление Брюнхильды и Кримхильды в храме: «Перед тобою первая войду сегодня в храм…». Основной задачей Брюнхильды являлось фиксация в социальной памяти общества факта собственного превосходства.Следующей актуальной проблемой произведения является отношение к смерти. Христианский архетип практически не представлен в источнике, а следовательно рассматривается более древние стереотипы поведения. В строке: «Сражен ты не в бою,//А пал от руки убийцы – ведь щит твой добрый цел» описывается высокая степень важности причины смерти. Женщине важно знать какая именно смерть настигла ее мужа. В разных аспектах данное поведение являлось стереотипным. Например если воин был сражен в честной битве, турнире и т.д. Убийство не считалось серьезным преступлением, если воин одержал победу честно. Но, если убийство планировалось и было весьма подлым, то начиналась кровная вражда.Другой актуальной проблемой являлось положение семьи. В данном случае идет речь о первичной группе. При этом в произведении отношение к детям содержит двойственность: «Ваш долг - со мною ехать: у вас ребёнок есть. //Его осиротите вы, оставаясь здесь…» В средневековом обществе такие понятия как «Дети» и «Детство» являлись относительными. Что для взрослой, что для детской среды поведение в целом не отличалось. В произведении наглядно изображается и фиксируется переход от родовых к семейным отношениям. Например месть Кримхильды братьям.В конечном счете нам представлено сказание о любви и мести. Представленная поэма рассказывает о мести женщины за разбитую жизнь, нанесенные оскорбления. Она мстит не за отца, братьев или мужа, она мстит за себя. В «Песни о Нибелунгах», необходимо отметить, что месть Кримхильды, мало чем отличается от мести Брюнхильды. Если Кримхильда мстит за себя, то Брюнхильда по законам рода за братьев.Одновременно этот героический эпос представляет нам соединение нескольких любящих сердец, основными движущими силами героев является не рыцарская любовь и не культ дамы, а только такие понятия как честь и властолюбие, клятвы закрепленные рукопожатиями и ритуалы. ЗАКЛЮЧЕНИЕНесмотря на то, что в XIX в. «Песнь о Нибелунгах» воспринималась как наконец-то найденное свидетельство национального величия немецкого народа, как национальный эпос, служивший идеологической основой объединения раздробленной социальными, политическими и военными конфликтами Германии, на современном этапе, благодаря его рецепции в изобразительном искусстве, он остаётся прежде всего уникальным произведением, актуальным до сих пор в рамках не только национальной, но и мировой литературы. Это происходит благодаря тому, что она опирается на символы, общие для всего человечества, и образы, которые могут заново интерпретироваться и сегодня.Произведение «Песнь о Нибелунгах» указывает на разного рода архаичные стереотипы поведения, данные стереотипы хитро замаскированы социальной и общественной практиками. Произведение отслеживает субкультурные традиции и феодальные отношения в Германии XIII века.В работе было так же изучено германское общество раннего средневековья. Описан уклад жизни, быт, обычаи и ритуалы. В ходе работы с источником были выяснены информационные возможности данного произведения. Так же выявлены основные принципы устройства социальной структуры германского общества. Описаны основные женские роли представленные в произведении.Список литературы1. Миленкевич Наталья Ивановна, И. В. Саверченко «Песнь о нибелунгах» и героические песни косовского цикла: типологические связи // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2011. №3 (32).2. В.Лушневская. Роль авторского начала в «Песни о Нибелунгах» //ЭБ БГУ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ:Литература. Литературоведение. Устное народное творчество3. Сказание и Песнь о нибелунгах», 1921; русский перевод в кн.: А. Xойслер. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 19605. Гуревич А. Я. Средневековая литература и ее современное восприятие. О переводе «Песни о Нибелунгах» (Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 276-314)6. Николаева И. Ю., Карначук Н. В. История западноевропейской средневековой культуры. Томский государственный университет. Исторический факультет. Учебное пособие, 20017. Френденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1996. - 274 с.8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с9. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2002. - С. 68-69.10. Schulze U. Das Nibelungenlied. Stuttgart, 200611. Hoffmann W. Das Nibelungenlied. 6 überbearb. und erw. Aufl. Stuttgart, 1992

Список литературы
1. Миленкевич Наталья Ивановна, И. В. Саверченко «Песнь о нибелунгах» и героические песни косовского цикла: типологические связи // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2011. №3 (32).
2. В.Лушневская. Роль авторского начала в «Песни о Нибелунгах» //ЭБ БГУ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ:Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
3. Сказание и Песнь о нибелунгах», 1921; русский перевод в кн.: А. Xойслер. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960
5. Гуревич А. Я. Средневековая литература и ее современное восприятие. О переводе «Песни о Нибелунгах» (Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 276-314)
6. Николаева И. Ю., Карначук Н. В. История западноевропейской средневековой культуры. Томский государственный университет. Исторический факультет. Учебное пособие, 2001
7. Френденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1996. - 274 с.
8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с
9. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2002. - С. 68-69.
10. Schulze U. Das Nibelungenlied. Stuttgart, 2006
11. Hoffmann W. Das Nibelungenlied. 6 überbearb. und erw. Aufl. Stuttgart, 1992

Вопрос-ответ:

Какую информацию можно получить из Песни о Нибелунгах в качестве исторического источника?

Песня о Нибелунгах предоставляет нам информацию о социальном устройстве германского общества, роли женщин, феодальных ценностях и этике, боговерии и судьбе. Она также обрисовывает исторические события, происходившие во время гуннского царя Аттилы и его взаимодействие с германскими племенами. Правда, необходимо отметить, что Песня о Нибелунгах не является историческим источником в прямом смысле, а скорее эпическим произведением, основанным на исторических событиях, с добавлением мифологических и легендарных элементов.

Какие особенности и специфика у Песни о Нибелунгах в качестве исторического источника?

Одной из особенностей Песни о Нибелунгах является сочетание исторических фактов и мифологических элементов, что делает ее историческим эпосом. Также стоит отметить, что в Песне о Нибелунгах мы видим отражение социального устройства германского общества и его ценностей, таких как честь, служба и богатство. Песня также отражает и рассказывает о событиях, происходивших во времена гуннского царя Аттилы и его взаимодействии с германскими племенами.

Что узнаем о социальном устройстве германского общества из Песни о Нибелунгах?

Из Песни о Нибелунгах мы узнаем о социальной структуре германского общества, где были ярко выражены классовые различия. Простолюдины занимали самое низшее положение и выполняли тяжелую физическую работу, в то время как феодалы и рыцари пользовались привилегиями и занимали высокое положение. Также в Песне о Нибелунгах пропагандируется рыцарская этика, где честь играет важную роль, а богатство и служба представляют собой ценности, на которых строится общество.

Какова специфика и особенности Песни о Нибелунгах как исторического источника?

Песнь о Нибелунгах является эпическим произведением, которое рассказывает о событиях и легендах древней Германии. Как исторический источник, она имеет свои специфические особенности. Во-первых, она представляет собой литературное произведение, созданное с целью развлечения и морального воспитания. Во-вторых, она содержит элементы мифологии и фантастики, что делает ее не совсем достоверным источником для исследования истории. Однако, несмотря на это, Песнь о Нибелунгах все же отражает определенные аспекты социального устройства германского общества и может быть использована для изучения культурных и общественных норм и ценностей того времени.

Какое социальное устройство германского общества исследуется на примере Песни о Нибелунгах?

На примере Песни о Нибелунгах исследуется социальное устройство германского общества с различными классами и этикой. В статье рассматриваются такие аспекты, как простолюдины, феодальная этика, рыцарская служба и роль бога и судьбы. Все эти элементы помогают понять, каким образом было организовано социальное и политическое устройство германского общества и какими ценностями и нормами жили его члены.

Какие роли выполняли женщины в германском обществе, и как они распределялись?

Женщины в германском обществе имели определенные социальные роли, и их распределение было связано с их положением и статусом. В статье описывается, что женщины могли быть простолюднами, иметь роль домохозяек или быть женами рыцарей. Каждая из этих ролей имела свои особенности и обязанности, которые были определены социальным положением и традициями того времени. Распределение женских ролей в германском обществе было важным элементом его социальной структуры и влияло на жизнь и поведение женщин в то время.

Какую роль играет "Песнь о Нибелунгах" как исторический источник?

"Песнь о Нибелунгах" играет роль исторического источника, который позволяет нам получить представление о социальном устройстве германского общества, его ценностях и роли женщин в этом обществе.

Какова специфика и особенности "Песни о Нибелунгах"?

Специфика "Песни о Нибелунгах" заключается в том, что она сочетает в себе элементы фольклора и исторических событий. Она описывает конкретные события и персонажей, одновременно являясь эпическим произведением. Особенностью стихотворения является его влияние на культуру и историческое сознание немецкого народа.