Методика и элементы педагогической системы Н.И. Тарасова

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 21 21 страница
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 11.10.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Методика и элементы педагогической системы Н.И. Тарасова 3
2. Педагоги и наставники Н.И Тарасова. Творческая и педагогическая деятельность 12
3. Особые методики изучения движений мужских танцев. 15
Заключение 20
Литература 21

Фрагмент для ознакомления

В старших классах Н. Тарасов никогда не перезагружал комбинации. Предельно четко он выделял главное движение, которое тренировалось. Его комбинации всегда были удобными, логичными, одно движение вытекало из другого. М. Лиепа вспоминал, что Н. Тарасов в творчески преобразованном виде многое использовал из опыта Н. Домашева, Н. Легата, В. Тихомирова. Но его методика очень своеобразна и покоится, в основном, на огромном личном опыте. Но этот личный опыт кровно связан с жизнью театра, с тем качественно новым, что вносит сцена в хореографическую лексику, в профессиональный облик актера.За годы обучения его воспитанники обретали способность не только свободно владеть техникой классического танца, но и придавать пластике осознанность, внутренний смысл, образную законченность. Техника танца для Тарасова не существовала в отрыве от художественного начала и сложных актерских задач. Тарасов писал: «Классический танец как учебный предмет не ставит своей целью изучение основ актерского мастерства. Тем не менее, уроки классического танца (с первого до последнего класса) неразрывно связаны с освоением выразительных средств, на которые опирается мастерство балетного артиста. И чем прочнее изучена техника классического танца, тем ближе ученик подходит к познанию выразительного жеста актера балетного театра».В 1946 году в ГИТИСе им. В. А. Луначарского открылся балетмейстерский факультет, затем и отделение, готовящее педагогов хореографии. Впервые в истории мирового балета было учреждено высшее хореографическое образование. Организатор факультета выдающийся балетмейстер Р.В. Захаров сумел найти верных соратников и помощников, способных вести занятия на таком сложном факультете и стать авторами программ по отдельным дисциплинам, организаторами учебного процесса.Единомышленниками Захарова стали деятели балета, связанные с Большим театром и его школой, – Н. Тарасов, М. Васильева-Рождественская, Т. Ткаченко, А. Шатин и др. Н. Тарасов был основателем и душой нового факультета. Он разработал общий учебный план и программу по методике преподавания классического танца. Книга Н. Тарасова «Классический танец» трактует школу классического танца как метод, как систему воспитания и обучения будущего профессионального танцовщика балетного театра.Цель его методики – сценическая интерпретация движений классического танца как элементов органичного языка действующих в балете персонажей. Поэтому, по воспоминаниям автора, уже с первого элемента экзерсиса у станка не было простого движения, а было участие всего исполнительского аппарата танцовщика в предложенном педагогом задании. Сердцевина мужского класса – allegro, о котором Тарасов помнил сам и напоминал ученикам с первых минут урока. Подходя к той части урока, которая отводится на прыжки, Тарасов как бы снимал акцент с этих элементов танца, считая, что в этой части занятий они должны сами получаться. Пожалуй, главная методическая задача обучения в этом разделе урока – это выполнение самих комбинаций, вернее, их умелое построение, а если точнее, по-тарасовски, то насыщенность тем видом прыжков, на котором в данный момент делается главный учебный акцент.Метод Тарасова при обучении прыжкам состоял в подготовке и проработке в ходе урока всех элементов лейтмотивности этого движения в ходе комбинации, в развитии его в разных ракурсах, сочетаниях и ритмических рисунках, обеспечении его техники и сценической формы выверенными позами, движением рук и головы. Н. Тарасов трактует понятие «школа» таким образом: «Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу».Автор выдвигает целую систему требований к исполнительскому мастерству танцовщика. В книге подвергнуты серьезному анализу компоненты музыкальности танцовщика и предлагаются методы ее формирования в процессе обучения классическому танцу. Нет такой области обучения и воспитания танцовщика, которая бы выпала из поля деятельности Тарасова как педагога. Он затрагивает такие редко обсуждаемые вопросы, как ориентировка в пространстве, развитие координации, психологическая подготовленность к танцу и его художественным задачам.Н. Тарасов – один из самых ярких и глубоких деятелей балетного театра, педагог-мыслитель, оказавший огромное влияние на развитие классического танца второй половины ХХ века. Россия – единственная страна на балетной карте Европы, где не только сохранились традиции мужского исполнительского искусства, но и развивалась техника мужского классического танца.В начале ХХ века в мужском исполнительстве обозначались три важнейших направления: первое – сохранение академических традиций мужского танца рубежа ХIX веков; второе – пересмотр старых танцевальных па и сочинение новых с привнесением стихийного, бунтарского начала, столь свойственного времени; третье – совершенствование пластической выразительности танца.Развитие мужского классического танца проходило в 20–40(е годы ХХ века в нескольких направлениях, затронувших раздел прыжков и вращений. Усложнялись традиционные па, вводились новые приемы окончания движений. Коренные изменения в лексике мужского классического танца произошли в результате активизации танцевальных образов в драматургии спектаклей. Интерес к современности приводил к обогащению и обновлению самой танцевальной лексики, постановочных принципов, жанровой природы балетного спектакля. Подводя итоги, можно сделать выводы: – изучение школы классического танца имеет большое значение для тех стран, где балетное искусство находится на стадии развития; – понятие школа – это не только методика преподавания, академические особенности танца, но и художественное кредо искусства, его философские традиции и многообразные жизненные связи; школа развивает классический танец как основное выразительное средство балета и воспитывает артистов балета;Для русской школы типичны совершенная техника, строго академический стиль, простая манера движения, сдержанная и мягкая, свободная от внешний эффектов; – женское исполнительство в русском балете связанно с именами Дидло, Блазиса, Истоминой, Санковской, Иогансона, Павловой;Методическая основа была создана А. Вагановой; – мужской танец в русской школе, так же как и женский, прошел большой путь формирования и связан с именами Иогансона, Гердта, Петипа, Чекетти; Мужское исполнительство методически оформилось в уроках Н. Легата, В. Тихомирова, В. Пономарева, А. Пушкина, А. Мессерера, Н. Тарасова, чье наследие представляет большую ценность для иностранных деятелей балета; – на протяжении многих лет развития русской школы классического танца менялось значение и соотношение мужского и женского танца в балетном спектакле.Если в XVIII веке наблюдалось равенство прав танцовщика и балерины, то в эпоху тальонивского романтизма мужской танец утратил свое значение; – ситуация стала меняться в начале ХХ века и к середине века утвердился новый исполнительский стиль с четким героическим началом и на балетной сцене и в методике преподавания.Балет – такой вид искусства, который опирается на эстетические принципы гармонии, красоты, логики и целесообразности классического танца как языка движений тела. Балет нашего времени – это искусство новых, технически оснащенных исполнителЗаключениеБалет - это искусство музыкального театра» . Именно Н.И.Тарасову принадлежит это определение балета как вида искусства. Он подчеркивал, что основой танцевальной образности является музыка. Словно искусный ювелир, скрепляющий звенья в неразрывную цепь, он соединял в логической последовательности звенья учебных задач по воспитанию музыкально-пластической выразительности.Театр с благодарностью и более успешно завершит эту работу, ибо он является для молодого артиста второй школой, окончательно формирующей его музыкально-актерскую культуру».Ее основные принципы неразрывно связаны с традициями русской школы классического танца, с теми требованиями, которые предъявляет театр каждой эпохи к хореографическому училищу. Безусловно, Тарасов в творчески преобразованном виде многое использовал из опыта Н. Домашева, Н. Легата, В. Тихомирова. Но было бы величайшей ошибкой рассматривать его педагогическую методику как синтез опыта своих предшественников. Методика Тарасова очень своеобразнаи покоится в основном на огромном личном опыте. ЛитератураВалукин Е. П. Система мужского классического танца. Москва, 2015.Дорофеева В.А.,Исаков В.М. Хореографическое искусство и нетиповые проблемы образования артистов балета. // Социокультурные процессы и глобализация. Материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». – СПб., 2008. – С. 98-102.Исаков В.М.Педагогические и правовые проблемы сохранения и развития хореографического образования. // Материалы Х Международной конференции «Ребенок в соврем.мире». – СПб.: СПбГПУ. 2003.Исаков В.М.Управление и организация в хореографическом искусстве. // Искусство и образование. 2009. – №4 (60). – С. 157-162.Тарасов Н. И. Классический танец Школа мужского исполнительства. Москва ; Санкт-Петербург ; Краснодар, 2016.Филановская, Т.А. История хореографического образования в России [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон.дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2016. — 326 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71791 — Загл. с экрана.

Литература

1. Валукин Е. П. Система мужского классического танца. Москва, 2015.
2. Дорофеева В.А.,Исаков В.М. Хореографическое искусство и нетиповые проблемы образования артистов балета. // Социокультурные процессы и глобализация. Материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». – СПб., 2008. – С. 98-102.
3. Исаков В.М.Педагогические и правовые проблемы сохранения и развития хореографического образования. // Материалы Х Международной конференции «Ребенок в соврем. мире». – СПб.: СПбГПУ. 2003.
4. Исаков В.М.Управление и организация в хореографическом искусстве. // Искусство и образование. 2009. – №4 (60). – С. 157-162.
5. Тарасов Н. И. Классический танец Школа мужского исполнительства. Москва ; Санкт-Петербург ; Краснодар, 2016.
6. Филановская, Т.А. История хореографического образования в России [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2016. — 326 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71791 — Загл. с экрана.

Вопрос-ответ:

Каковы основные элементы педагогической системы Н.И. Тарасова?

Основные элементы педагогической системы Н.И. Тарасова включают в себя четкое выделение главного движения, удобные и логичные комбинации движений, а также изучение особых методик движений мужских танцев.

Какие методики изучения движений мужских танцев разрабатывал Н.И. Тарасов?

Н.И. Тарасов разрабатывал особые методики изучения движений мужских танцев, которые помогали тренировать гибкость, координацию и силу танцоров. Он также акцентировал внимание на правильном выделении и отработке главного движения.

Какие принципы лежат в основе педагогической системы Н.И. Тарасова?

В основе педагогической системы Н.И. Тарасова лежат принципы четкости, удобства и логичности комбинаций движений, а также акцентирование внимания на главных движениях. Он также придавал большое значение гибкости и силе танцоров.

Какова роль педагогов и наставников в творческой и педагогической деятельности Н.И. Тарасова?

Педагоги и наставники играют важную роль в творческой и педагогической деятельности Н.И. Тарасова. Они помогают ученикам отработать комбинации движений, обучают технике и стараются выделить и развить особенности каждого танцора. Их задача состоит в том, чтобы развить учеников как танцоров и помочь им достичь высоких результатов в своей деятельности.

Какие особенности работы Н.И. Тарасова с учениками в старших классах?

В старших классах Н.И. Тарасов не перегружал комбинации движений, а сконцентрировался на отработке главного движения. Его комбинации были предельно четкими, удобными и логичными, чтобы танцоры могли эффективно тренироваться и совершенствоваться. Он также уделял внимание правильному выделению главного движения и его отработке.

Каковы основные методики и элементы педагогической системы Н.И. Тарасова?

Основные методики и элементы педагогической системы Н.И. Тарасова включают четкое выделение главного движения при тренировке, создание удобных и логичных комбинаций, разработку особых методик изучения движений мужских танцев и т.д.

Какая роль педагогов и наставников в творческой и педагогической деятельности Н.И. Тарасова?

Педагоги и наставники играют важную роль в творческой и педагогической деятельности Н.И. Тарасова. Они помогают разрабатывать и внедрять новые методики, проводят индивидуальные занятия с учениками, мотивируют их к достижению новых высот в танцевальном искусстве.

Какие методики Н.И. Тарасова использует для изучения движений мужских танцев?

Н.И. Тарасов разработал особые методики для изучения движений мужских танцев. Они включают работу над силой и пластичностью тела, координацию движений, развитие музыкальности и ритма, а также особый подход к изучению техники и стиля танцев.

Какие элементы педагогической системы Н.И. Тарасова использовались в старших классах?

В старших классах Н.И. Тарасов не перезагружал комбинации движений. Он выделял главное движение, которое тренировалось, и создавал удобные и логичные комбинации, где одно движение вытекало из другого.

Где можно найти литературу по педагогической системе Н.И. Тарасова?

Литературу по педагогической системе Н.И. Тарасова можно найти в специализированных книжных магазинах или в онлайн-магазинах. Также, возможно, есть публикации и статьи на эту тему в научных журналах или интернет-ресурсах, посвященных танцам и педагогике.

Каковы основные элементы педагогической системы Н. И. Тарасова?

Основные элементы педагогической системы Н. И. Тарасова включают в себя методику, педагогов и наставников, а также особые методики изучения движений мужских танцев.