ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧС НА ОБЪЕКТЕ
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 29 + 29 источников
- Добавлена 18.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
1.Оперативно-тактическая характеристика объекта 9
2.Прогнозирование ЧС природного и техногенного характера 12
2.1. Прогнозирование ЧС природного характера 12
2.2. Прогнозирование ЧС техногенного характера 22
3. Организация ликвидации ЧС 26
3.1. Выбор и обоснование места возникновения возможного ЧС 26
3.2. Выбор и обоснование способа ликвидации ЧС в зависимости от рассматриваемого ЧС 32
3.3. Расчет сил и средств для ликвидации ЧС 35
3.4. Организация ликвидации ЧС 39
4. Разработка мероприятий по защите населения и территорий 58
5. Экономическая часть 63
Заключение 64
Список используемых источников 67
Должностными лицами органа управления проводится анализ полученных данных. В процессе анализа ими проводится сопоставление потребностей в силах и средствах, которые необходимы для осуществления спасательных работ, с возможностями их привлечения. Выполняются расчеты и анализируются варианты использования сил и средств в условиях конкретной обстановки и выбирается самый оптимальный из них [8].Выводы по оценке обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления. В процессе работы они обобщаются и используются руководством органа управления при принятии решения на проведение спасательных и других неотложных работ.Задачи руководителям подчиненных органов управления и командирам формирований определяются исходя из их предназначения, возможностей и сложившейся обстановки. Как правило, задачи ставятся на месте предстоящих работ непосредственно старшим начальником или другим должностным лицом по его распоряжению. При постановке задачи указываются район работ, способы, последовательность и сроки их выполнения, места сосредоточения основных усилий и меры безопасности.Взаимодействие организуется между следующими структурами [1, 8]:- органами управления и формированиями непосредственного подчинения;- ними и специальными подразделениями других ведомств, ведущими работы в их районе;- подчиненными силами и соседями. Взаимодействие между подчиненными формированиями организуется руководителем органа управления в районе проведения работ при постановке задач.При организации взаимодействия предусматривается [1, 8]:- уточнение границ районов или участков работ формированиям;- установление порядка действий на смежных участках, особенно при выполнении задач, которые могут представлять опасность для соседей или каким-то образом повлиять на их работу;- согласование по времени и месту сосредоточение основных усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;- определение порядка обмена данными об обстановке, ее изменениях и о результатах работ на смежных участках;- установление порядка оказания взаимной помощи.Взаимодействие подчиненных органов управления с другими силами, которые выполняют специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач при участии представителей взаимодействующих формирований. Руководитель органа управления должен информировать подчиненных о работах, которые выполняются на их участках взаимодействующими подразделениями, сроках их начала и окончания [8, 24].Взаимодействие между своими силами и соседями организуется руководителем старшего органа управления по той же схеме, но с меньшей детализацией.Обеспечение действий сил и средств осуществляется для создания наилучших условий для выполнения поставленных задач. К ему относится: разведка, транспортное, материальное, техническое, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое и медицинское обеспечение. В ряде случаев используются другие виды обеспечения.Основа системы управления в зоне наводнения – это органы управления территориальных, функциональных и ведомственных подсистем РСЧС. Состав и структура системы управления зависит от масштабов ЧС. Непосредственное руководство спасательными работами осуществляют начальники гражданской обороны через комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) [1].Основные направления действий ОМС и управлений по делам ГО и ЧС при угрозе наводнения представлены:- анализом обстановки, выявлением источников и возможных сроков наводнения;- прогнозированием видов, масштабов и сроков возможного затопления;- планированием и подготовкой комплекса мероприятий по предупреждению наводнения;- планированием и подготовкой к проведению АВР в зонах возможного затопления.Во время угрозы наводнения в режиме повышенной готовности действуют органы управления ГО и ЧС, а также ОМС.В период угрозы затопления на всех уровнях решением руководителей ОМС создается противопаводковая комиссия, председателем которой обычно назначается первый заместитель главы администрации. При угрозе возникновения затопления данная комиссия работает в дежурном режиме и проводит следующие мероприятия[8, 24]:- организует круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, при этом используются посты Росгидромета и свои наблюдатели;- поддерживает постоянную связь и обменивается информацией с комиссиями по ЧС и оперативными дежурными органов управления ГО и ЧС;- проводит учения по тематике, связанной с защитой от паводков, и организует обучение населения правилам поведения и действиям в период наводнения;- отправляет донесения в вышестоящие органы управления;- уточняет и корректирует планы противопаводковых мероприятий исходя из складывающейся обстановки;- по решению руководителя ОМС организует круглосуточное дежурство спасательных сил и средств;- уточняет места временного отселения пострадавших жителей из подтопленных или разрушенных домов;- организует подготовку общественных зданий или палаточных городков для дальнейшего размещения эвакуируемых;- предусматривает обеспечение эвакуируемого населения всем необходимым;- согласует с территориальными органами МВД России и ОМС порядок осуществления охраны имущества, которое оказалось в зоне затопления;- организует круглосуточное дежурство по наблюдению за изменением уровня воды в источниках наводнения;- участвует в организации объездных маршрутов транспорта;- организует работы по укреплению имеющихся и сооружению новых защитных дамб и обвалований;- организует и поддерживает взаимодействие с органами управления МВД России, Минобороны России, территориальным управлением Росгидромета и территориальным подразделением Всероссийской службы медицины катастроф.Пострадавшим первая медицинская помощь оказывается на месте их обнаружения после обеспечения к ним доступа и высвобождения. Целью оказания медицинской помощи является спасение жизни людей. Она достигается устранением продолжающегося воздействия поражающих факторов и приведением пострадавшего в состояние, которое позволяет эвакуировать его из опасной зоны. Первая медицинская помощь также может оказываться на пункте сбора пострадавших после их выноса или вывоза за пределы опасной зоны [24].Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи составляет не более 30 минут после получения травмы. При остановке дыхания время сокращается до 5–10 минут.Оказание первой медицинской помощи начинается с определения состояния пострадавшего: жив он или мертв. Для этого выполняются следующие действия. Сначала определяется, в сознании ли пострадавший. Далее прощупывается пульс на лучевой артерии. При повреждении верхних конечностей пульс прощупывается на бедренных или сонных артериях. Пульс определяется в нижней части предплечья на 2–3 см выше лучезапястного сустава по ладонной поверхности, слегка отступив от ее середины в сторону большого пальца. Если в данном месте пульс проверить невозможно (при наличии раны), то он определяется на боковой поверхности шеи, в средней части плеча на его внутренней поверхности или в середине трети бедра с внутренней стороны [24].Затем устанавливается наличие дыхания у пострадавшего. У здорового человека дыхание осуществляется в виде 16–20 вдохов и выдохов в минуту. У получивших травму оно может быть частым и слабым.Определяется величина сужения зрачков на свет. При отсутствии сознания, пульса, дыхания и широком зрачке, не реагирующем на свет, констатируется смерть. Если определяются два признака из трех при зрачке, который реагирует на свет, человек жив и ему нужно незамедлительно оказать первая медицинскую помощь.В первую очередь необходимо выполнить следующие действия [24, 26]:- освободить голову и грудь пострадавшего от давления различных предметов;- восстановить проходимость дыхательных путей;- очистить рот и глотку от земли, песка и посторонних предметов;- начать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.При появлении самостоятельного дыхания и пульса можно проводить весь объем доврачебной помощи.При повреждении кожи и ранении мягких тканей необходимо остановить кровотечение, использовав давящие повязки или наложив жгут. При ожоге или обморожении накладываются повязки. Обмороженные участки тела согреваются до появления красноты, вводят обезболивающие средства.Обмороженных доставляют в теплое помещение и согревают обмороженные части тела, растирают их куском шерстяной или суконной ткани. Растирание снегом и льдом обмороженных частей недопустимо [24, 26].После оказания первой медицинской помощи пострадавших необходимо эвакуировать.Эвакуация пострадавшие проходит в два этапа: из мест блокирования до рабочей площадки и с рабочей площадки до пункта сбора или непосредственно в лечебные учреждения. Выбор способа эвакуации определяется видом поражения пострадавшего, его состоянием, степенью внешней угрозы для пострадавшего и спасателей, имеющимися транспортными средствами и возможностями их использования, протяженностью путей эвакуации и рядом других условий в зависимости от времени года, времени суток и условий работ.Выбор способа и средств эвакуации пострадавших из затопленных зданий зависит от[24]:- их местонахождения;- их физического и морального состояния;- набора и количества средств у спасателей для проведения эвакуации;- уровня профессиональной подготовки спасателей, степени внешней угрозы для пострадавших и спасателей.Кроме непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют попадание воды в дыхательные пути, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение.При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде, имеющей пониженную температуруу пострадавших наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду замерзание возможно даже при относительно высокой температуре.Время безопасного пребывания человека зависит от температуры воды и приведено в табл. 5 [24].Таблица 5Время безопасного пребывания человека в водеТемпература воды, °СВремя безопасного пребывания, мин.24420-5405-15210-2702-310-15до 25-8Для эвакуации людей из зрительного зала КЦ «Красный» в случае полного затопления подвала и частично первого этажа необходимо осуществить следующие действия:- включение системы оповещения с подачей звукового сигнала о ЧС и необходимости эвакуации из здания;- сбор данных об обстановке;- анализ и оценка обстановки;- поиск пострадавших;- обеспечить доступ спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;- оказание при необходимости пострадавшим первой медицинской помощи;- эвакуацию пострадавших из опасной зоны.Для эвакуации пострадавших из зрительного зала в случае низкого уровня воды на первом этаже осуществляется по лестничным маршам, а в случае высокого уровня воды – через окна с применением спасательных лестниц, автолестниц и спасательных веревок и рукавов.Следует отметить, что спасение людей при помощи спасательной веревкиявляется очень эффективными быстрым способом, ноон требует от спасателей высокой квалификации и высокого уровня физической подготовки [24]. Время спасательной операции поспасанию одного пострадавшегоопределяется следующими отрезками времени:- времени движения спасателей вверх по лестничной клетке на необходимый этаж к месту нахождения пострадавших;- времени, затраченного на вязаниеспасательной петли из спасательной веревки;- времени крепления спасательной петли на пострадавшем;- времени подъема пострадавшего и его перенос за пределы зданиячерез окно;- времени спуска пострадавшего до уровня земли;- времени освобождения пострадавшего от спасательной петли.Для ликвидации ЧС заполним таблицу 6.Таблица 6Организация управления силами и средствами при ликвидации ЧСВремя от начала затопленияВозможная обстановка в зоне ЧСПрименяемый аварийно-спасательный инструмент, ПТВ, техника, ОТВРекомендации РЛЧС (РТП)10.45Полностью затоплены подвальные помещения.Частично затоплены помещения первого этажа. Слой воды на нем составляет 1 м.В зрительном зале находится 300 человек, среди них 100 детей. Физическое состояние нормальное. Наблюдается паника среди пострадавшихСпасательные веревкиАвтолестницыСпасательные рукава1. Эвакуацию взрослых осуществлять по лестничным маршам, на первом этаже – вброд.2. Эвакуацию детей осуществлять с помощью автолестниц, спасательных веревок и спасательных рукавов через оконные проемы до поверхности воды на улице, далее – в плавсредства.3. Обеспечить нахождение в зрительном зале одного-двух спасателей и сотрудника медицинской службы. 4. Разработка мероприятий по защите населения и территорийМеры защиты от наводнений делят на два вида: оперативные, т.е. срочные, и технические, т.е. предупредительные [24].Оперативными мерами в целом не решается проблема защиты от наводнений. Они должны проводиться в комплексе с техническими мерами.Для осуществления технических мер необходимо заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений, которые предполагают значительные материальные затраты.Технические меры борьбы с последствием наводнений представлены следующими мерами:- регулированием стока в русле реки;- отводом паводковых вод;- регулированием поверхностного стока на водосбросах;- обвалованием;- спрямлением русел рек и дноуглублением;- строительством берегозащитных сооружений;- подсыпкой застраиваемых территорий;- ограничением строительства на территориях возможных затоплений.Опыт осуществления данных мероприятий в России говорит о том, что наибольший экономический эффект и надежная защита территорий от наводнений могут быть достигнуты при использовании целого комплекса мероприятий. Также должны быть предприняты соответствующие мероприятия и на самих объектах. И, в первую очередь, это касается путей эвакуации. Их количество должно быть достаточным для осуществления быстрой эвакуации из зданий, в которых наблюдается массовое пребывание людей.Деблокирование пострадавших с верхних этажей затопленного зданияможет осуществляться с применением различных способов [24]:- по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;- с помощью спасательной веревки, спасательного пояса и спасательного;- с применением лестницы-штурмовки;- с использованием канатных дорог.Спасение пострадавших данными способами предполагает в дальнейшем их погрузку вплавсредстваи последующую эвакуацию в безопасное место.Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий, могут также использоваться вертолеты, которые для таких случаев оборудуются специальными средствами.Проведем расчет для эвакуации людей из зрительного зала в случае затопления части здания Дворца культуры. Схема развития ЧС приведена на рис. 2. Рис. 2. Схема развития ЧС в зрительном зале КЦ «Красный»Для расчета времени эвакуации примем:1.Общее количество зрителей: N0 = 12×22+1×20+1×16=300 чел.Ввиду того, что зал в плане симметричный, для расчета принимается один людской поток с половинным количеством зрителей, т. е. N = 150 чел.Параметры движения людских потоков в рядах мест зрительного зала следующие:- плотность D = 0,42 м2/м2;- скорость движений V = 17,76 м/мин.;- интенсивность движения q = 7,46 м/мин.;- пропускная способность Q =4,47 м2/мин.2.Время выхода людей в проход: = 5,5/17,76 = 0,31 мин., (15)где: lo- длина ряда, м.3.Рассчитывается интенсивность движения при слиянии потока из всех рядов: == 31,3м/мин.(16)где: Q - пропускная способность, м2/мин.;m - количество рядов;b - ширина прохода,м.4.Движение в проходе стабилизируется, т. е. его интенсивность становится постоянной в момент выхода всех людей из рядов или при достижении потоком максимальной плотности.Тогда: м2/м2(17)Определяем, что при этой плотности интенсивность движения близка к максимальной - qmax = 10,13 м/мин.На первом участке прохода: м/мин.(18)Этому значению интенсивности соответствует плотность Di = 0,06 м2/м2 и скорость движения потока Vi= 45,16 м/мин. 5.На втором участке прохода:q2= q1+Δq = q1 + q2= 2,23+2,23 = 4,46м/мин.(19)При этом D2 = 0,14 м2/м2; V2= 34,13 м/мин.6.На третьем участке:q3 = q2+Δq = 4,46+2,23=6,69 м/мин.(20)Этому значению интенсивности соответствует D3 = 0,34 м2/м2 и V3 = 19,95 м/мин.7.На четвертом участке:q4 = q3+Δq= 6,69+2,23= 8,92 м/мин.(21)При этом D4 = 0,58 м2/м2 и V4 = 15,67 м/мин.8.На пятом участке:q5 = q4+Δq = 8,92+2,23= 11,15 м/мин.(22)Это значение больше qmax= 10,13 м/мин.Таким образом, дальнейшее движение людей будет проходить с интенсивностью q4 = 8,92 м/мин. при плотности Dj= D4 = 0,58 м2/м2 и со скоростью Vi = V4 = 15,67 м/мин.Время движения потока людей от наиболее удаленного места составит:(23)Учитывая, что общая длина эвакуационного пути от последнего ряда до выхода составляет L=16,5 м, а длина пяти первых расчетных участков равна 4,5 м, то длина остатка пути с четвертым участком, где будет стабилизированная скорость, составит Lост = 16,5-4,5 = 12 м.Таким образом, движение потока до выхода будет продолжаться в течение tрасч= 0,31+0,9/47,07+0,9/35,35+0,9/20,33+12/15,67= 1,70мин.Необходимое (нормативное) время эвакуации из зрительных залов без колосниковых сцен объемом до 5 тыс. м3 в соответствии с требованием СНиП РК 3.02-02-2001 «Общественные здания и сооружения» должно быть не более 2 мин.Следовательно, требование выполнено, безопасные условия эвакуации людей обеспечены: tрасч< tн выполнено.5. Экономическая частьОценка ущерба от ЧС позволяет выполнять анализ эффективности мероприятий, которые направлены на снижение размера ущерба [19].При затоплении будет повреждено оборудование кинотеатра, приведенное в табл. 7.Таблица 7Остаточная стоимость с учетом амортизации№№НаименованиеКол-во, шт.Стоимость за единицу, руб.Общая стоимость, руб.11Кресла5515 000825 00022 Проекционный экран1300 000300 00033Акустические колонки460 000240 000Итого 1400 000Остаточная стоимость здания с амортизацией – 12 000 000 000 рублейЭкономический ущерб, нанесенный промышленному объекту от последствий затопления, составит:Уздания= 12 000 000 000*4%= 480 000 000 руб.Умат= (825 000 + 300 000 + 240000)*4%= 1 400 000 руб.Вывод:Упол= 480 000 + 1 400 000= 1 880 000 руб.ЗаключениеЦелью работы являлось прогнозирование и ликвидация последствий наводнения в дворце культуры «ПКФ Амгунь» г. Комсомольск-на-Амуре.Решены задачи:- дана оперативно-тактическая характеристика объекта; - рассмотрено прогнозирование ЧС природного и техногенного характера; - проанализирована организация ликвидации ЧС; - разработаны мероприятия по защите населения и территорий; - выполнена экономическую часть.Во введении была рассмотрена актуальность темы исследования. Отмечено, что в настоящее время безопасность и устойчивость работы техногенных объектов являются одной из базовых, стратегических проблем человечества на пути к устойчивому развитию. На земном шаре значительно возросло количество как природных, так и техногенных опасностей, угрожающих обществу, окружающей среде: химических, биотехнологических, атомных, оружейных, что существенно расширяет критическую зону для человека и природы. Чрезвычайные ситуации, катастрофы, аварии на гидротехнических, химических и военных производствах, газо - и нефтепроводах, АЭС становятся частым и обычным явлением.Было установлено, что одним из опасных природных ЧС является наводнение. К примеру, анализ наводнения, которое произошло в августе – сентябре 2013 года на р. Амур, показал, что оно относится к катастрофическим наводнениям. Оно охватило огромные территории Дальнего Востока России и северо-востока Китая. По продолжительности, площади распространения, числу пострадавших и нанесенному экономическому ущербу оно стало самым масштабным стихийным бедствием последнего десятилетия не только у нас в стране, но в мире. Амур относится к одной из крупнейших рек мира, а бассейн Амура - к паводкоопасному району, это обусловлено муссонным климатом, главной особенностью которого является резкое преобладание осадков летом и практически полное отсутствие их зимой.В первой главе была дана оперативно-тактическая характеристика объекта. Дворец культуры «ПКФ Амгунь» расположен в центральной части центрального округа города Комсомольска-на-Амуре. Здание ДК – двухэтажное здание, имеется подвал. Для ДК характерно наличие большого количества людей одновременно, что приводит к осложнению при выполнении спасательных работ. Была выполнена оценка инженерной защиты на объекте, которая показала, что она соответствует установленным требованиям.Вторая глава была посвящена вопросам прогнозирования ЧС природного и техногенного характера. Были рассмотрены виды наводнений. Установлены их последствия для людей и объектов экономики. Самым опасным является катастрофическое наводнение. Было установлено, что прогнозировать наводнения можно с помощью гидрологического прогноза, включающего в себя исследования, которые направлены на научное обоснование его характера. Прогнозы бывают локальными и территориальными, краткосрочными, долгосрочными и сверхдолгосрочными.Масштабы и последствия наводнений определяются их продолжительностью, рельефом местности, временем года и погодой, характером почвенного слоя, скоростью движения и высотой подъема воды, составом водного потока, степенью застройки населенного пункта и плотностью проживания населения, состоянием мелиоративных и гидротехнических сооружений, точностью прогноза и оперативностью проведения ПСР в зоне затопления. при наводнениях также возможны вторичные поражающие факторы, среди которых пожары. Наводнения могут наносить как прямой ущерб, так и косвенный. Были проведены примеры катастрофических наводнений. Третья глава была посвящена вопросам организации ликвидации ЧС. Выполнено прогнозирование последствий наводнения для г. Комсомольск-на-Амуре. Расчет показал, что в течение суток 85 % подвалов зданий будет затоплено, на 30 % разрушены уличные мостовые, до 50 % кирпичных зданий будут иметь различные степени разрушения. Было выполнено обоснование способа ликвидации ЧС для рассматриваемого объекта. Определены силы и средства для ликвидации ЧС. Рассмотрены основные действия органов управления при возникновении наводнения и затоплении.В четвертой главе было установлено, что Меры защиты от наводнений делят на два вида: оперативные, т.е. срочные, и технические, т.е. предупредительные. Оперативными мерами в целом не решается проблема защиты от наводнений. Они должны проводиться в комплексе с техническими мерами. Для осуществления технических мер необходимо заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений, которые предполагают значительные материальные затраты.В пятой главе был рассчитан экономический ущерб от последствия ЧС, который составил 1 880 000 руб.В заключение отметим, что для предотвращения ЧС и уменьшения последствий от них, необходимо предпринимать заблаговременно как организационные, так и технические мероприятия.Список используемых источниковНормативно-правовые актыФедеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральный закон от 14.07.1995 №151-ФЗ«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»Федеральный закон 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»Федеральный закон 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»Постановление Правительства РФ от 18.04.1992 N 261 (ред. от 23.10.1993) «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»Методические рекомендации по разработке межрегионального плана действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 28.06.2013 N 2-4-87-10-14)СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90 (с Изменением N 1)СП 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*ЛитератураАлексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. - М.: «Мысль», 1988. - 254с.Артамонов В.С., Латышев О.М., Зокоев В.А., Иванов К.М., Горбунов А.А., Защита в чрезвычайных ситуациях: учебник / под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. – 364 с.Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.Гамидова Г.Г. Методические указания к лекциям и практическим занятиям по дисциплине «Теория прогнозирования ЧС». – Махачкала: НОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГЗМК», 2013. – 48 с.Единая государственная предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учеб. метод. пособие / сост. П.А. Щепин, С.В. Метлушин, С.В. Урванцева, С.В. Широбоков, Д.Р. Мерзлякова. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011.- 112 с.Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004. – 143 с.КамышанскийМ.Ич. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Основы организации и технологии ведения АСДНР с участием нештатных аварийно-спасательных формирований: методическое пособие / М.И. Камышанский, С.В. Кучеренко, В.А. Пантелеев; Институт риска и безопасности (ИРБ). – М.: Изд-во ИРБ, 2009. - 416 с.Клименти Н.Ю. Организация аварийно-спасательных работ: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 2. Организация аварийно-спасательных работ в природных и техногенных условиях / Н.Ю. Клименти, О.С. Власова. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2018. - 285 с.Козлитин А.М., Яковлев Б.Н. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Прогнозирование и оценка. Детерминированные методы количественной оценки опасностей техносферы: Учебное пособие / Под ред. А.И. Попова. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. – 124с.Мы и амурские наводнения: невыученный урок? / Под ред. А. В. Шаликовского. - М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2016. - 216 с.Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Ч. 1, 2. - М.: МЧС России, 2000. – 286 с.Олишевский А.Т. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ: учебное пособие / А.Т. Олишевский; Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). – М.: Проспект, 2015. - 241 с.Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: учеб. пособие / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - 8-е изд., перераб. - М.: Ин-т риска и безопасности, 2013. - 535 с.Справочник спасателя: Кн. 4: Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами. - М.: ВНИИ ГОЧС 2006. – 128 с..Теребнев В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. – М.: Пожкнига, 2004. – 248 с.Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. - 528 с.Харисов Г.Х. Аварийно-спасательные работы. Курс лекций. - М.: АГПС МЧС России, 2005. - 110 с.Интернет-ресурсыhttp://www.mchs.gov.ru/ - официальный сайт МЧС Россииhttps://www.nkj.ru/archive/articles/23592/
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
2. Федеральный закон от 14.07.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»
3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»
4. Федеральный закон 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»
5. Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
6. Федеральный закон 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
7. Постановление Правительства РФ от 18.04.1992 N 261 (ред. от 23.10.1993) «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»
8. Методические рекомендации по разработке межрегионального плана действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 28.06.2013 N 2-4-87-10-14)
9. СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90 (с Изменением N 1)
10. СП 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*
Литература
11. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. - М.: «Мысль», 1988. - 254с.
12. Артамонов В.С., Латышев О.М., Зокоев В.А., Иванов К.М., Горбунов А.А., Защита в чрезвычайных ситуациях: учебник / под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. – 364 с.
13. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.
14. Гамидова Г.Г. Методические указания к лекциям и практическим занятиям по дисциплине «Теория прогнозирования ЧС». – Махачкала: НОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГЗМК», 2013. – 48 с.
15. Единая государственная предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учеб. метод. пособие / сост. П.А. Щепин, С.В. Метлушин, С.В. Урванцева, С.В. Широбоков, Д.Р. Мерзлякова. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 112 с.
16. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004. – 143 с.
17. Камышанский М.Ич. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Основы организации и технологии ведения АСДНР с участием нештатных аварийно-спасательных формирований: методическое пособие / М.И. Камышанский, С.В. Кучеренко, В.А. Пантелеев; Институт риска и безопасности (ИРБ). – М.: Изд-во ИРБ, 2009. - 416 с.
18. Клименти Н.Ю. Организация аварийно-спасательных работ: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 2. Организация аварийно-спасательных работ в природных и техногенных условиях / Н.Ю. Клименти, О.С. Власова. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2018. - 285 с.
19. Козлитин А.М., Яковлев Б.Н. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Прогнозирование и оценка. Детерминированные методы количественной оценки опасностей техносферы: Учебное пособие / Под ред. А.И. Попова. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. – 124 с.
20. Мы и амурские наводнения: невыученный урок? / Под ред. А. В. Шаликовского. - М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2016. - 216 с.
21. Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Ч. 1, 2. - М.: МЧС России, 2000. – 286 с.
22. Олишевский А.Т. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ: учебное пособие / А.Т. Олишевский; Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). – М.: Проспект, 2015. - 241 с.
23. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: учеб. пособие / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - 8-е изд., перераб. - М.: Ин-т риска и безопасности, 2013. - 535 с.
24. Справочник спасателя: Кн. 4: Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами. - М.: ВНИИ ГОЧС 2006. – 128 с..
25. Теребнев В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. – М.: Пожкнига, 2004. – 248 с.
26. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. - 528 с.
27. Харисов Г.Х. Аварийно-спасательные работы. Курс лекций. - М.: АГПС МЧС России, 2005. - 110 с.
Интернет-ресурсы
28. http://www.mchs.gov.ru/ - официальный сайт МЧС России
29. https://www.nkj.ru/archive/articles/23592/
Вопрос-ответ:
Что такое оперативно-тактическая характеристика объекта?
Оперативно-тактическая характеристика объекта - это совокупность данных, позволяющих определить возможные причины и последствия возникновения ЧС на данном объекте, а также способы и средства их предотвращения и ликвидации.
Как происходит прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера?
Прогнозирование ЧС природного характера основывается на анализе и оценке различных признаков, таких как изменение погодных условий, гидрологическая обстановка, геологический фон и другие данные. С помощью математических моделей и методов экстраполяции происходит предсказание возможных последствий и разработка соответствующих мер по предотвращению и ликвидации ЧС.
Каким образом прогнозируются техногенные чрезвычайные ситуации?
Прогнозирование техногенных ЧС основывается на анализе данных о состоянии технического оборудования, технологических процессах, режимах работы и других факторах, которые могут привести к возникновению аварий и ЧС. С помощью различных методов, таких как рисковый анализ, экспертные оценки и симуляция процессов, проводится прогнозирование возможных ЧС и разрабатываются соответствующие меры по их предотвращению и ликвидации.
Каким образом выбирается место возникновения возможного ЧС при его ликвидации?
Выбор места возникновения возможного ЧС при его ликвидации основывается на анализе данных о характере и масштабах ЧС, а также о состоянии окружающей среды и наличии инфраструктуры. Важно выбрать такое место, которое позволит эффективно организовать действия по ликвидации ЧС и минимизировать его последствия.
Как производится расчет сил и средств для ликвидации ЧС?
Расчет сил и средств для ликвидации ЧС осуществляется на основе данных о характере и масштабах ЧС, а также о возможностях и ресурсах, которые могут быть задействованы. В процессе расчета учитываются такие факторы, как доступность исходных данных, оперативность действий, необходимость координации и взаимодействия различных служб и организаций.
Какие характеристики объекта надо учитывать при прогнозировании и ликвидации ЧС?
Для прогнозирования и ликвидации ЧС на объекте необходимо учитывать оперативно-тактические характеристики объекта. Это включает в себя такие факторы, как размеры и форма объекта, его инженерные системы, возможность и эффективность эвакуации, наличие объектов, которые могут способствовать эскалации ЧС и другие параметры.
Какие факторы учитываются при прогнозировании ЧС природного характера?
При прогнозировании ЧС природного характера учитываются такие факторы, как климатические условия, геологическая обстановка, гидрометеорологические показатели, наличие природных резервуаров или водотоков, наличие подземных вод и другие параметры, которые могут влиять на возникновение и развитие ЧС.
Что учитывается при прогнозировании ЧС техногенного характера?
При прогнозировании ЧС техногенного характера учитываются такие факторы, как наличие опасных производственных объектов, техническое состояние оборудования и коммуникаций, наличие систем предупреждения и контроля, возможные нарушения в работе оборудования, замыкания, утечки и другие параметры, которые могут привести к авариям и ЧС.
Как выбрать место возникновения возможного ЧС для организации ликвидации?
При выборе места возникновения возможного ЧС для организации ликвидации необходимо учитывать такие факторы, как удаленность от населенных пунктов, доступность для спасательных служб, высотные и технические особенности местности, наличие коммуникаций и инфраструктуры, возможность подключения к аварийным и спасательным средствам и другие параметры.
Как организовать расчет сил и средств для ликвидации ЧС?
Для организации расчета сил и средств для ликвидации ЧС необходимо учитывать такие факторы, как тип и масштаб ЧС, наличие резервов и резервных сил, способность спасательных служб к оперативному реагированию, наличие необходимого оборудования и техники, доступность транспортных средств и другие параметры. Исходя из этих данных, можно определить необходимые силы и средства для эффективной ликвидации ЧС.