Методы работы со школьниками с особыми образовательными потребностями в условиях зоологического музея
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 23.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ЗОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ 6
1.1 Методологические основы биологического образования детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.2 Среда зоологического музея в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 11
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ЗООЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ 17
2.1 Экспериментальная работа по организации экскурсии с детьми с особыми образовательными потребностями в зоологический музей 17
2.2 Оценка результатов использования среды зоологического музея в развитии биоэкологической грамотности учащихся с особыми образовательными потребностями 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Таблица 2.2.3Описательные статистики для кластера 1ПараметрыСреднееСтандарт. отклонениеДисперсияИнтерес к природе 2,0000000,0000000,000000Обладание знаниями о природе и способах её защиты2,1428570,3779640,142857Интерес к проблемам взаимодействия человека и природы2,0000000,0000000,000000Интерес к получению новых знаний о природе и её охране2,4285710,5345230,285714Бережное отношение к природе2,0000000,0000000,000000Опыт музейной деятельности2,4285710,5345230,285714Наличие нравственных и эстетических чувств по отношению к природе2,2857140,4879500,238095Обладание творческими способностями2,1428570,3779640,142857Знакомство с произведениями, посвящёнными природе2,2857140,4879500,238095Интерес к творческой деятельности экологической направленности2,1428570,3779640,142857Первый кластер объединяет 7 человек (23,33% учащихся). Их уровень сформированности биоэкологической грамотности может быть охарактеризован как низкий.Они не проявляют интерес к природе и экологической деятельности после посещения зоологического музея, не обладают общими знаниями по данной теме. Этим учащимся не свойственны нравственные и эстетические чувства по отношению к природе, стремление к музейной деятельности. Также проведённое исследование выявило их низкие творческие способности и, соответственно, отсутствие интереса к творческой деятельности экологической направленности после посещения музея.Таблица 2.2.4Описательные статистики для кластера 2ПараметрыСреднееСтандарт. отклонениеДисперсияИнтерес к природе 3,0000000,6666670,444444Обладание знаниями о природе и способах её защиты3,0000000,6666670,444444Интерес к проблемам взаимодействия человека и природы3,1000000,3162280,100000Интерес к получению новых знаний о природе и её охране3,2000000,4216370,177778Бережное отношение к природе2,9000000,5676460,322222Опыт музейной деятельности3,1000000,7378650,544444Наличие нравственных и эстетических чувств по отношению к природе3,1000000,3162280,100000Обладание творческими способностями3,2000000,4216370,177778Знакомство с произведениями, посвящёнными природе3,2000000,4216370,177778Интерес к творческой деятельности экологической направленности3,3000000,4830460,233333Второй кластер включает 10 человек (33,33% учащихся). Результаты исследования позволяют охарактеризовать их как школьников со среднимуровнем сформированности биоэкологической грамотности.Данные учащиеся обладают определёнными знаниями о природе, обнаруживают заинтересованность в получении новой информации экологической тематики. Они осознают необходимость бережного отношения к природе, но имеют небольшой опыт музейной деятельности. При поверхностном знакомстве с художественными произведениями, посвящёнными природе, они проявляют интерес к творческой деятельности экологической направленности после посещения зоологического музея.Таблица 2.2.5Описательные статистики для кластера 3ПараметрыСреднееСтандарт. отклонениеДисперсияИнтерес к природе 1,1538460,3755340,141026Обладание знаниями о природе и способах её защиты1,2307690,4385290,192308Интерес к проблемам взаимодействия человека и природы1,4615380,5188750,269231Интерес к получению новых знаний о природе и её охране1,0000000,0000000,000000Бережное отношение к природе1,0769230,2773500,076923Опыт музейной деятельности1,4615380,5188750,269231Наличие нравственных и эстетических чувств по отношению к природе1,2307690,4385290,192308Обладание творческими способностями1,0769230,2773500,076923Знакомство с произведениями, посвящёнными природе1,1538460,3755340,141026Интерес к творческой деятельности экологической направленности1,1538460,3755340,141026Третий кластер охватывает 13 человек (43,33% учащихся). Их уровень сформированности биоэкологической грамотности был оценен нами как высокий.Представители данного кластера проявляют активный интерес к природе, стремятся к получению теоретических и практических знаний экологического характера, в том числе посредством музейной работы. Им присуще бережное отношение к природе, есть опыт музейной деятельности. Данные учащиеся характеризуются глубокими нравственными и эстетическими чувствами к природе, знакомы с тематическими художественными произведениями. Они обладают ярко выраженными творческими способностями, соответственно, проявляют глубокий интерес к творческой деятельности экологической направленности после посещения зоологического музея.Полученные нами результаты позволяют утверждать, что низкий уровень сформированности биоэкологической грамотности был зафиксирован у 23,33% учащихся, средний уровень – у 33,33%, высокий – у 46,33%. Полученные результаты показали, что экспериментальная работа по организации экскурсии с детьми с особыми образовательными потребностями в зоологический музейоказалась весьма эффективной. Школьники, принимавшие участие в ней приобрели как теоретические, так и практические познания экологической направленности, прочувствовали взаимосвязь между творческой и природоведческой музейной деятельностью. Приобретённые знания, умения и навыки способствовали развитию креативности и экологической компетентности школьников с особыми образовательными потребностями, что, несомненно, положительно скажется на формировании их дальнейшего индивидуального развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗоологический музей – это хранилище биологических ценностей природы, своеобразный исследовательский институт, культурный центр, образовательное учреждение, роль которого в развитии зоологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в Поволжье велика. Особое значение он имеет в инклюзивном образовании региона. Зоологический музей становится средством социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Создавая определенный положительный эмоциональный фон, он укрепляет положительную мотивацию детей, способствует их развитию и социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного большого внимания со стороны общества, образовательной системы.Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:1. Полифункциональность музея как общественного института задает многоаспектность в формировании его отношений с окружающим миром и определяет методологические основы развития экологической культуры личности. Появляясь и развиваясь в определенной социальной среде, музей испытывает ее влияние. При этом он оказывает обратное воздействие, эффективность которого зависит отуровня развития музея, наличия выраженной позиции, программы деятельности, степени интенсивности контактов.2. Важнейшими психолого-педагогическими, дидактическими условиями развития экологической культуры школьников с особыми образовательными потребностями средствами зоологического музея является: создание эколого-развивающей среды зоомузея; ориентация на активные формы и метода организации учебно-воспитательного процесса; механизмы ориентации школьников на экологические ценности в процессе обучения; способы взаимодействия экскурсовода и посетителей); использование интерактивных методов обучения (дискуссии, игры, анализ экологических ситуаций), которые позволяют эффективно включать школьниковс особыми образовательными потребностями в межличностное взаимодействие по обмету ценностями, обеспечивать механизмы развитая экологической культуры.3. Использования средств зоологического музея в развитии экологической культуры школьниковс особыми образовательными потребностями предполагает системный, интегративный, личностно-деятельностный подходы на основе многоуровневых вариативных модулей, позволяющих проектировать и осуществлять образование с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также совокупности этнокультурных, исторических, природно-климатических, экологических, биологических особенностей региона. 4. Результаты исследования, проведенного на базе зоологического музея, показали, что средства зоологического музея, его среда способствуют повышению биоэкологической грамотностишкольников с особыми образовательными потребностями, повышают качество знаний.Школьники приобрели как теоретические, так и практические познания экологической направленности, прочувствовали взаимосвязь между творческой и природоведческой музейной деятельностью. Приобретённые знания, умения и навыки способствовали развитию креативности и экологической компетентности школьников, что, несомненно, положительно скажется на формировании их дальнейшего индивидуального развития.Эффективность предложенной методики доказана, и гипотеза, выдвинутая в ходе исследования, подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАксенова П.В. Музейная педагогика как форма экологического воспитания школьников. – Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2013. – Т. 22, № 4. – С. 171-178.Белянкова Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников //Начальная школа. –2011. –№9. – С.62-64.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985. – 185 с.Введенский О.В. Образовательная деятельность естественнонаучного музея // Ценностно-смысловые ориентиры естественнонаучного образования. Методика как наука и учебный предмет. –Вып. 5. – СПб, 2002. – С. 66-73. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., 1976. – 384 с.Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. СПб, 2001. – С. 7.Комаровская Е. П., Ахунов В.М. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. – 2009. – № 1. – С. 69-72.Концепция и программа деятельности общеобразовательной школы по экологическому образованию: Основные принципы / Под ред. И.Д. Зверева. – М., 1991. – С. 9-13.Красная книга Российской Федерации (животные). – М.: Изд-во Астрель, 2000. – 863 с.Красная книга Самарской области. Т.2. Редкие виды животных / Под ред. чл.- корр. РАН Г.С. Розенберга и проф. С.В. Саксонова. – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2009. – 332 с.Кулюткин Ю.Н. Психологические аспекты развития экологического мышления в системе образования // Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге. – СПб., 1998. – С. 27-46.Львова С.П., Вербицкий А.А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. – М., 1993. – С. 13.Носова Т.М., Шведов В.Г., Колыванова Л.А. Инклюзивное экологическое образование средствами зоологического музея. Учебное пособие для студентов-магистрантов. – Самара: ООО «Порто-принт», 2015. – 340 с.Поляков П.А. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М., 2011. – 347 с.Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания. –СПб., 1993. – 147 с.Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.Шведов ВГ. Зоологический музей в развитии экологической культуры студентов и школьников // Экологическое и биологическое образование: методология, теория и методика обучения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры методики обучения биологии и экологии РГТТУ имени АЛ. Герцена, январь 2002 г. –СПб.: Изд-во РГПУ им. АЛ. Герцена,2002. – С. 95-97.Шведов В.Г., Носова Т.М. Образовательный потенциал в развитии экологической культуры // Проблемы биологической науки и образования в педагогических вузах: Об. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск, 2005. – С. 93-103.Шведов В.Г., Носова Т.М. Зоологический музей СГТТУ в образовании для устойчивого развития. Учебное пособие. – Самара: ОПТУ,2005. – 280 с.Шевцов В.Г. История зоологического музея Самарского государственного педагогического университета. II Краеведческие записки: Выпуск X. – Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им.П.В. Алабина,2003. – С. 244-253.Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Ручин А.Б. Методика преподавания биологии: учебник для студ. учреждений высш. образования – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Общий план музея1. Раковины моллюсков. Кораллы4. Челюстные кости черепа обезьян2. Челюсти акулы. Зубы5. Баран домашний (чучело)3. Перья страуса, павлинаПРИЛОЖЕНИЕ 2Зал №3 – Зал ПТИЦЫПтицы – это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных. Он насчитывает около 9 тыс. видов, распространенных повсеместно. Птицы – превосходно летающие животные. Их приспособления к полету возникли на основе резкого усложнения всех систем органов их предков – пресмыкающихся. Приспособлениеполету наложило отпечаток на все строение тела птиц и все стороны их жизнедеятельности. Птицы – гомойотермные животные. Постоянная (высокая) температура тела поддерживается за счет теплоизоляционных функций покровов и благодаря интенсивности физиологических процессов организма (дыхание, кровообращение и питание). Тело птиц компактное, округлое. Голова небольшая, шея длинная, подвижная. Кожа тонкая, сухая. Единственная кожная железа – копчиковая – выделяет жироподобный секрет для смазки перьев. Перьевой покров – роговые образования эпидермального слоя кожи. Большинство костей пневматичны. Скелет ноги и крыла длинный. В позвоночнике 5 отделов (поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков образуют сложный крестец, к которому прирастают кости тазового пояса). Грудина с высоким килем (у страусоподобных нет), к которому прикрепляются мощные крылодвигательные мышцы. Кишечник длинный, имеется мускулистый желудок. Органы дыхания легкие, связанные с обширными воздушными мешками. Круги кровообращения раздельны. У птиц развиты сложные инстинкты гнездо-строения и заботы о потомстве. В классе птиц выделяют вымерший подкласс древних птиц (представитель которых – археоптерикс) и настоящих современных птиц, которых подразделяют на три надотряда: бескилевых (или ходящих), пингвинов (или плавающих), килевых (или летающих). Птицы играют заметную роль в биогеоценозах. Они регулируют численность насекомых и мышевидных грызунов, вредящих сельскохозяйственным растениям и лесным породам. Многие птицы – объект охоты, одомашненные виды (куры, утки, гуси и т.д.) служат основой птицеводства. Путем селекции выведено около 100 пород только домашних кур. Некоторые из них достигают веса 5-7 кг, других отличает высокая яйценоскость. Животные класса Птиц широко представлены в экспозициях витрин зала №3 зоологического музея.Витрина №1.–Нелетающие птицыАфриканские страусы (Struthioniformessphenisciformes) и нандуобразные (Rheiformes)Витрина №2.–Отряд Ржанкообразные(Charadriiformes)Отряд Аистообразные (Ciconiiformes)Отряд Гагарообразные (Gaviiformes)Отряд Поганкообразные (Podicipediformes)Отряд Пингвинообразные (Sphenisciformes)Витрина №3.– «Кудрявый пеликан»-диорамаВитрина №4.–Отряд Журавлеобразные(Gruiformes)Отряд Гусеобразные (Anseriformes) Витрина №5. «Страус эму у гнезда»-диорамаВитрина №6.–Отряд Кукушкообразные(Cuculiformes)Отряд Голубеобразные (Columbrformes)Отряд Козодоеобразные (Caprimulgiformes)Отряд Стрижеобразные (Apodiformes)Отряд Ракшеобразные (Caraciiformes)Отряд Совообразные (Strigiformes)Отряд Попугаеобразные (Psittaciformes)Отряд Соколообразные (Falconiformes) Витрина №7. «Орлан белохвост у гнезда» –диорамаВитрина №8.–Отряд Воробьинообразные(Passeriformes)Отряд Дятлообразные (Piciformrs)Отряд Курообразные (Galliformes)Витрина №9. «Ток тетеревов» –диорамаВитрина №10. «Охота филина» –диорамаВитрина №11.Коллекция яиц и гнезд
1. Аксенова П.В. Музейная педагогика как форма экологического воспитания школьников. – Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2013. – Т. 22, № 4. – С. 171-178.
2. Белянкова Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников // Начальная школа. –2011. –№9. – С.62-64.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985. – 185 с.
4. Введенский О.В. Образовательная деятельность естественнонаучного музея // Ценностно-смысловые ориентиры естественнонаучного образования. Методика как наука и учебный предмет. –Вып. 5. – СПб, 2002. – С. 66-73.
5. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., 1976. – 384 с.
6. Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. СПб, 2001. – С. 7.
7. Комаровская Е. П., Ахунов В.М. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. – 2009. – № 1. – С. 69-72.
8. Концепция и программа деятельности общеобразовательной школы по экологическому образованию: Основные принципы / Под ред. И.Д. Зверева. – М., 1991. – С. 9-13.
9. Красная книга Российской Федерации (животные). – М.: Изд-во Астрель, 2000. – 863 с.
10. Красная книга Самарской области. Т.2. Редкие виды животных / Под ред. чл.- корр. РАН Г.С. Розенберга и проф. С.В. Саксонова. – Тольятти: ИЭВБ РАН, 2009. – 332 с.
11. Кулюткин Ю.Н. Психологические аспекты развития экологического мышления в системе образования // Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге. – СПб., 1998. – С. 27-46.
12. Львова С.П., Вербицкий А.А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. – М., 1993. – С. 13.
13. Носова Т.М., Шведов В.Г., Колыванова Л.А. Инклюзивное экологическое образование средствами зоологического музея. Учебное пособие для студентов-магистрантов. – Самара: ООО «Порто-принт», 2015. – 340 с.
14. Поляков П.А. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М., 2011. – 347 с.
15. Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания. – СПб., 1993. – 147 с.
16. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
17. Шведов ВГ. Зоологический музей в развитии экологической культуры студентов и школьников // Экологическое и биологическое образование: методология, теория и методика обучения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры методики обучения биологии и экологии РГТТУ имени АЛ. Герцена, январь 2002 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. АЛ. Герцена,2002. – С. 95-97.
18. Шведов В.Г., Носова Т.М. Образовательный потенциал в развитии экологической культуры // Проблемы биологической науки и образования в педагогических вузах: Об. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск, 2005. – С. 93-103.
19. Шведов В.Г., Носова Т.М. Зоологический музей СГТТУ в образовании для устойчивого развития. Учебное пособие. – Самара: ОПТУ,2005. – 280 с.
20. Шевцов В.Г. История зоологического музея Самарского государственного педагогического университета. II Краеведческие записки: Выпуск X. – Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина,2003. – С. 244-253.
21. Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Ручин А.Б. Методика преподавания биологии: учебник для студ. учреждений высш. образования – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.
22. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.
Вопрос-ответ:
Какие основы лежат в основе биологического образования детей с ограниченными возможностями здоровья?
Основы биологического образования детей с ограниченными возможностями здоровья включают адаптацию образовательного процесса к индивидуальным потребностям каждого ребенка, использование специальных методик и технологий, а также развитие самостоятельности и социализации.
Какая роль зоологического музея в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья?
Зоологический музей играет важную роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, так как он предоставляет уникальную среду, где дети могут учиться и исследовать разнообразное животное царство. Это помогает им развивать познавательные и коммуникативные навыки, а также повышать интерес к науке.
Какие методики используются при работе со школьниками с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее?
При работе со школьниками с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее используются различные методики, такие как визуальные пособия, интерактивные игры, моделирование, а также применение специальных технических средств, например, сенсорных панелей или аудиогидов.
Какова роль среды зоологического музея в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?
Среда зоологического музея играет важную роль в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, так как она предоставляет им возможность практического знакомства с различными видами животных. Контакт с реальными объектами помогает им лучше усваивать и запоминать материал, а также развивать наблюдательность и творческое мышление.
Какие навыки развиваются у школьников с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее?
У школьников с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее развиваются различные навыки, включая наблюдательность, умение анализировать информацию, работу в группе, самостоятельное принятие решений и коммуникацию. Они также усиливают интерес к наукам природы и развивают свое творческое мышление.
Какие методы работы используются при работе со школьниками с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее?
Методы работы со школьниками с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее могут включать такие методы, как игровые упражнения, практические задания, обзорные экскурсии, интерактивные мероприятия и индивидуальные занятия с применением специальных образовательных материалов.
Какие методологические основы используются при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в зоологическом музее?
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в зоологическом музее используются методологические основы, основанные на индивидуальном подходе, дифференциации обучения, адаптации заданий и материалов под особенности каждого ребенка.
Какая среда создается в зоологическом музее для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?
В зоологическом музее создается специальная среда, которая способствует комфортному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта среда включает доступность помещений и экспонатов для детей с физическими ограничениями, использование специальных образовательных материалов и технических средств, а также наличие специалистов, способных оказывать необходимую поддержку.
Какие методики используются при работе со школьниками с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее?
При работе со школьниками с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее могут использоваться методики, такие как методика конкретного и наглядного обучения, метод проектов, метод фронтальных занятий и методика взаимодействия с животными. Эти методики позволяют активно вовлекать детей в обучающий процесс и способствуют лучшему усвоению материала.
Какие методы используются при работе со школьниками с особыми образовательными потребностями в условиях зоологического музея?
При работе со школьниками с особыми образовательными потребностями в зоологическом музее используются различные методы, включая визуальные презентации, тактильные и зрительные материалы, интерактивные модели, а также адаптированные задания и игры.
Какие методологические основы используются при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в зоологическом музее?
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в зоологическом музее используются методологические основы, включающие индивидуальный подход к каждому ребенку, адаптацию материалов и заданий, использование разнообразных сенсорных и мультисенсорных возможностей обучения, а также активное взаимодействие с педагогами-специалистами, которые помогают разработать индивидуальные образовательные планы для каждого ребенка.