Влияние гендерного фактора на создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 62 + 62 источника
- Добавлена 27.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Основы создания предметно-пространственной среды 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 6
1.2. Понятие гендера в педагогике и психологии. Гендерная социализация личности. Особенности проявления половых различий в дошкольном возрасте 22
1.3. Сущность понятия предметно-пространственной среды в психолого-педагогической литературе 34
1.4. Особенности предметно-пространственной среды других стран 40
Глава 2 Характеристика предметно-пространственной среды ДОО 47
2.1. Характеристика деятельности ДОО 47
2.2. Анализ предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО 55
2.3. Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО с учетом гендерного фактора 64
Заключение 72
Список литературы 74
);- важно учитывать как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; - предметно-пространственная среда должна обеспечивать оптимальный баланс совместной и самостоятельной активности детей;- оборудование и материалы, входящие в развивающую предметно-пространственную среду, должны подбираться с учетом возраста и гендера. Дошкольное образовательное учреждение является одним из ведущих факторов, оказывающих существенное влияние на успешность гендерной социализации ребенка. Оно транслирует детям определенные социальные стереотипы, в том числе и гендерные. Изменения, происходящие в современном обществе, очень динамичны, и в этом смысле дошкольные учреждения не всегда за ними успевают: предметно-развивающая, социальная и методологическая среда детского сада меняется значительно медленнее. Набор ролей, традиционных «девчачьих» и «мальчишеских» игрушек, литература для чтения в группе – все это остается практически неизменным вот уже много лет. Таким образом, нам представляется важным разработка методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, основанные на гендерном подходе и учитывающие современный социокультурный контекст.Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного подхода должна учитывать:- специфику гендерного пространства группы (число мальчиков и число девочек);- этапы становления гендерной идентичности;- психолого-педагогические особенности развития дошкольников каждого пола.Таким образом, положительное влияние на детей во многом оказывает то, насколько целесообразно оборудована окружающая среда, от эффективности её наполнения. Специально созданная окружающая обстановка является фактором разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Вместе с тем вносимые коррективы в организацию предметно – развивающей среды с учетом гендерного подхода в группах, не означают «уход» от традиционных принципов её организации, а лишь являются дополнением, что способствует успешной социализации мальчиков и девочек к дальнейшей жизни.Спасибо за внимание!
1. Абибукова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. — 2016. — № 6. — С. 123-125.
2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стерео типов // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 152-158.
3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 176с.
4. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Игровая среда развития в группах детского сада в контексте ФГОС дошкольного образования. Практическое пособие для воспитателей. - М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2014.
5. Алямовская В.Г. Среда развития познавательных действий де-тей 3-7 лет: инновационный аспект. - М.: ЦДО Восхождение, 2014.
6. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: Учебное пособие / О. О. Андронникова. - М., 2013. - С. 114.
7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. – М.: Прометей, 2014–352с.
8. Ассовская А.В., Цветкова Л.А., Яничева Т.Г. Изучение креативности младших школьников // Ананьевские чтения — 97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1997. — С. 56-58.
9. Багичева, Ж. Б. Гендерные отношения как условие социализации личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2009. - № 1. – С. 5-15.
10. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Автореф. дис. канд. наук. — Л., 1981.
11. Басов, Н. Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие для бакалавров / под ред. Н. Ф. Басова. - 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. – 328 с.
12. Белый Б.И. Особенности зрительной перцепции у детей 8-12 лет // Вопросы психологии. — 2013. — № 6. — С. 111-115.
13. Бем, С. Линзы Гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
14. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Питер, 2016. – 351 с.
15. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Просвещение, 2013. – 182 с.
16. Боно Э. Нестандартное мышление / Э. Боно. – М.: Попурри, 2015. – 224 с.
17. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. — 2013. — № 3. — С. 64-69.
18. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А.В. Брушлинский. – М.: Наука, 2012. – 287с.
19. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 2013.
20. Васильев И. А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, О.К. Тихомиров. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 92с.
21. Васильев, И. А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, О.К. Тихомиров. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 92с.
22. Васильев, И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления / И.А. Васильев // Вопросы психологии. – 2014. - № 3. – С. 103 – 104.
23. Воронина, О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе [электронный ресурс] // Юридический портал. – Режим доступа: http://www.laws-portal.ru/lib/socio-cultural-determinants-development.htm
24. Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения: монография / Д. В. Воронцов. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014. – 208 с.
25. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.– .М.: Просвещение, 2012. – 605 с.
26. Гаврюшкина Н.В. Креативность в связи с личностными свойствами и поведенческая активность: Дипломная работа СПбГУ, факультет психологии, 2001.
27. Гаврюшкина Н.В. Креативность в связи с личностными свойствами и поведенческая активность: Дипломная работа СПбГУ, факультет психологии, 2001.
28. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. / М. Гариен. – М.: Астрель, 2014. – 301 с.
29. Гатанов Е.И. Развитие личности, способной к творческой саморегуляции / Е.И.Гатанов // Психологическая наука и образование. –2012.- №1. – С.17-26.
30. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: Уч. пособ. / Л. В. Градусова. - М., 2011. - С. 63.
31. Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности / Л.А. Григорович. – Новосибирск: Издат.НГУ, 2016. – 195с.
32. Гусева, Ю. Е. Гендерная социализация // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2013. – С. 85-90.
33. Джейс, Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. – 2011. - № 1. – С. 144-161.
34. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Девочки и мальчики — два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2011.
35. Ермолин А. В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дис. канд. наук. — СПб.: Речь, 2015. – 81 с.
36. Ерохина, Л. Д. Гендрология и феминология: учеб. пос. / Л. Д. Ерохина и др. – М.: Флинта, 2013. – 384 с.
37. Зуйкова, Е. М. Феминология и гендерная политика / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 208 с.
38. Зуйкова, Е. М. Феминология и гендерная политика / Е. М. Зуйкова. - М., 2012. - С. 208.
39. Ижванова, Е. М. Проблемы мужского и женского в современном мире. Гендерные роли, стереотипы и идентичность / Е. М. Ижванова. - М., 2016. - С. 118.
40. Ижванова, Е. М. Проблемы мужского и женского в современном мире. Гендерные роли, стереотипы и идентичность / Е. М. Ижванова. - 2-е изд., стереотипное. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 118 с.
41. Ижванова, Е. М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте / Е. М. Ижванова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 183 с.
42. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б.Б. Косов. – М.:Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модек», 2016. – 83с.
43. Кузьмина Н.Е. Социально-психологические аспекты креативности подростков // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: Речь, 2016 — С. 178-180.
44. Легенина, Т. Б. Гендерная социализация: понятие и сущность / Т. Б. Легенина. - М., 2014. - С. 38.
45. Легенина, Т. Б. Гендерная социализация: понятие и сущность / Т. Б. Легенина. – М.: Наука, 2014. – 38 с.
46. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО Модек», 2015. – 448с.
47. Назарова, М. А. Особенности социальной идентичности у различных категорий обучающихся в условиях вуза: монография / М. А. Назарова. – Новосибирск: Золотой колос, 2015. – 204 с.
48. Павленок, П. Д. Социология: Учебное пособие / П. Д. Павленок. - М., 2013. - С. 253.
49. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология: Учебное пособи / Р. Г. Петрова. – М., 2012. - С. 98.
50. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся / В.Г. Разумовский. – М.: Наука, 2015. – 168с.
51. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 2017. — № 2. — С. 158-165.
52. Сергеева И.А. Гендерные различия произвольного внимания и памяти старших дошкольников // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. — С. 251-252.
53. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.: Мир, 2012. – 312 с.
54. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М., 2014.
55. Соколова М.В. Право на прогулку, или Опыт организации прогулки в детских садах Швеции // Детский сад: теория и практика. 2011. № 12.
56. Соколова М.В. Детские игровые площадки // Игра и дети. 2015. № 3.
57. Степаненко Н.М. «Выбираем школу: шаги к успешной учёбе» Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 10/2013
58. Степанова, С. Особенности системы образования в детских садах Англии / С. Степанова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 113-117
59. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. - М.: Издательский центр «Академия», Институт психологии РАН, 2015.
60. Тельнюк, И. В. Гендерные подходы в поло-ролевой социализации старших дошкольников // Этнопедагогика: проблемы обучения и воспитания. – 2014. - № 3. – С. 53-60.
61. Фетискин, Н. П. Психология гендерных различий: Учебное пособие / Н. П. Фетискин. - М., 2014. - С. 256.
62. Юркова, Е. В. Социально-психологический анализ гендерных ролей / под ред. И. С. Клецкиной. – СПб.: Питер, 2013. – 211 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы лежат в основе создания предметно-пространственной среды в ДОО?
Основными принципами создания предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях являются: создание комфортной и безопасной обстановки, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, использование разнообразных материалов и игровых элементов, обеспечение свободного доступа к предметам и материалам, стремление к разнообразию и многообразию предметов и игровых ситуаций.
Каково влияние гендерного фактора на создание предметно-пространственной среды в ДОО?
Гендерный фактор оказывает значительное влияние на создание предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Необходимо учитывать и различия между мальчиками и девочками в их предпочтениях и интересах при выборе игровых материалов и организации игровых зон. Это поможет создать комфортные условия для развития детей и стимулировать их активность и творческое мышление.
Какие особенности проявления половых различий в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте проявление половых различий проявляется в предпочтениях и интересах детей. У мальчиков часто наблюдается интерес к играм с активными движениями, конструкторам, автомобилям. Девочки, в свою очередь, отдают предпочтение куклам, раскраскам, играм-имитациям быта. Однако важно помнить, что эти различия не являются абсолютными, и каждый ребенок индивидуален, поэтому необходимо учитывать интересы и предпочтения каждого ребенка в создании предметно-пространственной среды.
Какая роль гендерной социализации в формировании предметно-пространственной среды в ДОО?
Гендерная социализация играет значительную роль в формировании предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Она определяет выбор игровых материалов, организацию игровых зон, развитие творческого мышления и активности детей. Правильно организованная гендерная социализация помогает создать комфортные условия для развития каждого ребенка независимо от его пола и стимулирует его творческое мышление и активность.
Какие основы лежат в основе создания предметно пространственной среды в дошкольных образовательных организациях?
Основы создания предметно пространственной среды включают в себя психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста и понятие гендера в педагогике и психологии. При создании среды учитываются особенности проявления половых различий в дошкольном возрасте.
Что понимается под понятием "гендер" в педагогике и психологии?
Гендер в педагогике и психологии означает социально и культурно конструируемые роли, характеристики, нормы и ожидания, связанные с мужчинами и женщинами. Он определяет, каким образом общество формирует и структурирует гендерную идентичность и роли в различных сферах жизни, включая образование.
Как проявляются половые различия у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста половые различия проявляются в разных областях, включая физическое развитие, когнитивные способности, социальное взаимодействие и предпочтения в играх и игрушках. Например, мальчики чаще проявляют интерес к конструкционным игрушкам, а девочки - к куклам и предметам для заботы.
Какая сущность имеет понятие "предметно пространственная среда" в психолого-педагогической литературе?
Предметно пространственная среда в психолого-педагогической литературе определяется как физическое окружение, в котором происходит обучение и развитие детей. Она включает в себя такие компоненты, как организация помещения, наличие разнообразных материалов и игрушек, а также учет потребностей и особенностей детей.
Какие особенности предметно пространственной среды нужно учитывать при ее создании в дошкольных образовательных организациях?
При создании предметно пространственной среды в дошкольных образовательных организациях необходимо учитывать разнообразие и доступность материалов и игрушек, а также создавать возможности для самостоятельной игры и исследования. Также важно учитывать потребности и предпочтения детей разных полов и возрастов.
Какие основы создания предметно-пространственной среды в ДОО рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основы создания предметно-пространственной среды в ДОО, включая психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста, понятие гендера в педагогике и психологии, гендерную социализацию личности и особенности проявления половых различий в дошкольном возрасте. Также в статье рассматриваются сущность понятия предметно-пространственной среды в психолого-педагогической литературе и ее особенности.
Какие особенности проявления половых различий рассматриваются в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте проявление половых различий может быть связано с предпочтениями в выборе игрушек, типичными интересами и игровыми сценариями. У девочек часто можно наблюдать предпочтение игр с куклами, заботой о "малышах", тогда как у мальчиков чаще встречаются игры с машинками, строительными игрушками. Также отличия могут проявляться в социальных ролях и поведении.
Что такое предметно-пространственная среда?
Предметно-пространственная среда - это сфера материальных объектов и пространственных отношений между ними, которая организована для определенных целей в образовательной среде. Она включает в себя различные предметы, игровые и образовательные материалы, мебель, игровые зоны и прочие элементы, способствующие развитию и обучению детей.