Мода в повседневной культуре России второй половины 20 века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 32 32 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 14.11.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности распространения моды в СССР 6
1.1 Эволюция потребления в СССР 6
1.2. Связь моды в СССР с идеологией 10
Глава 2. Роль моды в повседневной культуре России второй половины XX века 12
2.1 Мода послевоенного времени 12
2.2 Мода периода «оттепели» 17
2.3 Советская мода «Эпохи застоя» 23
2.4 Мода эпохи «перестройки» и в 1990-е гг. 26
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

В 1970-1980-е годы по объемам производства, уровню механизации и эффективности советская швейная промышленность, находившаяся в Минлегпроме, опережала большинство стран Запада. Однако работала она по-прежнему не столько на потребителя, сколько «на себя». И отношение к производству одежды в СССР в принципе мало чем отличалось от производства холодильников или телевизоров. Причем технологически пошив одежды даже проще. Значит, всему виной все же переменчивая и иррациональная по своей природе мода, устроившая кавардак в советской плановой экономике? Конечно, с начала ХХ в. технология пошива современного платья сильно изменилась. Однако, по словам специалистов, на самом деле передовые технологии лишь ускоряют процесс изготовления и улучшают качество одежды, но не компенсируют изменчивость самой моды. Когда в середине XIX в. Карл Маркс предположил, что необходимость использования швейной машинки отомрет вместе с развитием производительных сил, а также после разоблачения «бессмысленных капризов моды», он вряд ли мог представить, что полтора столетия спустя его предсказания так и не оправдаются.





























2.4 Мода эпохи «перестройки» и в 1990-е гг.
В 1985 году с началом «перестройки» «челноки» начинают возить модную одежду из-за границы - из Турции или Китая. Начинается модный бум. Советские женщины носят брюки-бананы, свободные свитшоты и блузки «а-ля летучая мышь», широкие ремни, цветные колготки, яркий макияж. Можно сказать, что в 80-е российские женщины отыгрались за всю монохромность, которая была в стране многие годы.
Мода 80-х похожа на лоскутное одеяло, в ней собрано множество разных элементов. Силуэтом 80-х становятся широкие плечи, тонкая талия и округлые бедра. В одежде было много спорта, сексуальности и чего-то футуристического. Поп-иконы того времени, такие как Мадонна, пытались со сцены показать в своих концертных нарядах сочетания этих трех стилей. Люди уже не знают, как быть более ярким на фоне других. В 80-х это просто невозможно.
Последнее десятилетие XX в. - это мода на болезненную худобу моделей; стиль Гранж, становится особенно популярным у девушек, которые носили джинсы и толстовки свободного кроя. Вторым основным стилем был минимализм. Дизайнеры выбирали спокойные оттенки и лаконичный крой. Уличная мода в стиле минимализм - это простые джинсы и простые однотонные майки без принтов и ярких цветовых акцентов. Очень популярной была одежда из эко-кожи - скусственного материала по основным признакам напоминающего натуральную кожу. Из него шили куртки, юбки и даже брюки. Свою популярность этот материал получил в связи с модой на защиту окружающей среды и пропагандой организации «зеленых».
В постсоветской России из-за дефицита девушки продолжали носить то, что было модно в Европе 80-х. Это были джинсы-варенки, джинсовые мини-юбки, цветные лосины, и, конечно, спортивные костюмы.
К концу 90-х в России появляются первые зарубежные модные журналы Cosmopoliten, Vogue, Elle, из которых россиянки в полной мере узнали о европейской моде. Этот момент, наверно и можно, назвать «моментом слияния» двух миров.
Итогом ХХ века стало изменение общества. Произошла эмансипация женщины. Мужчины стали относиться к женщинам как к равным. Визуально это выражалось, прежде всего, в гардеробе. Женщины заимствуют предметы мужского гардероба: брюки, смокинги, рубашки.
В позднем СССР не было ни развитого потребительского общества, ни высокой культуры потребления (только зачастую приобретавшая гипертрофированные формы потребительская психология). Многие иностранцы, посещавшие СССР, писали, что советские люди с каждым годом одеваются все лучше и лучше. Некоторые наблюдатели во второй половине 1980-х годов подчеркивали, что молодые москвичи одеты по последней западной моде, но, как и раньше, «одинаково модно», отчего бросающийся в глаза иностранцу «эффект толпы» не исчезал.
В последние десятилетия существования СССР было особенно заметно гипертрофированное внимание населения к приобретению модных и престижных вещей, в том числе одежды, особенно - западной. «Доставание» и последующая прилюдная демонстрация «фирмы» для многих превращались чуть ли не в смысл жизни. Во время «перестройки» стремившиеся на советский рынок представители модных мировых брэндов одежды с удивлением обнаружили, что в СССР у них не меньше, а порою и больше горячих поклонников, чем на Западе.
В 1970-1980-е годы престижная одежда стала выполнять небывалую прежде в советском обществе социально-знаковую, символическую функцию, влияя на формирование жизненных ценностей зачастую в большей степени, чем официальная пропаганда. Широкое распространение получил культ западной одежды и заведомо скеп-ическое отношение к изделиям отечественной швейной и обувной промышленности. Так в СССР формировался миф о «западном рае». При этом райская жизнь ассоциировалась преимущественно с изобилием модных потребительских товаров.
На самом же Западе к 1990-м годам в силу общедоступности модная качественная одежда как таковая уже в значительной степени утратила ореол своей престижности и социальной «знаковости». В условиях, когда миллионеры переоделись в джинсы и ездили на велосипедах, пословица «по одежке протягивай ножки» перестала быть актуальной. Именно на этом фоне разочарованного и неудовлетворенного «потребительского джинна, вырвавшегося из бутылки» и начинались процессы распада СССР. Что бы ни говорили с высоты сегодняшнего дня о демократических ценностях и избавлении от тоталитаризма, но для обычного советского человека желание «жить, как на Западе» по тем временам означало, главным образом, «жить в таком же, как на Западе, потребительском изобилии».











Заключение
Как утверждал в начале XX в. социолог Георг Зиммель, главная отличительная черта и основная привлекательность современной моды заключаются в ее новизне и в постоянной изменчивости. Для Зиммеля распространение влияния моды в обществе было, своего рода, «лакмусовой бумажкой» - характерным признаком modernity по сравнению с более статичными прежними эпохами. Оказавшись «у власти» на короткое время, господствующая мода, в известной мере, «регулирует» социальное поведение граждан, все большее количество которых вольно или невольно втягивается в ее орбиту. Но как только мода настигает почти каждого, она «выходит из моды», и на смену ей непременно приходит какая-то другая. Такова, по Зиммелю, «модная диалектика». Вечная смена моды несет в себе важную социальную функцию, поскольку помогает в самоидентификации, которая неискоренима в человеческой природе.
В моде как явлении изначально заложены противоречия, во многом определяющие ее непредсказуемую специфику. Во-первых, она по природе одновременно и крайне изменчива, динамична, «заразительна», революционна, даже эпатажна, и, вместе с тем, глубоко консервативна, склонна к повторяемости форм и стилей. Во-вторых, мода вечно «разрывается» между сугубо индивидуальным и коллективным; между персонифицированностью и оглядкой на других, между «врожденной элитарностью» и стремлением понравиться, максимально расширить число своих почитателей, стать общедоступной и всеми любимой.
Специфика советской моды состояла в том, что определяющее влияние на моду оказывала идеология и политика. В течение всего советского периода в СССР существовал дефицит предметов потребления. Культура потребления определялась типом производства предметов потребления и объёмом их выпуска. Малый объём производства способствовал тотальному дефициту, который характеризовался отсутствием необходимых товаров и услуг, что приводило к «формированию антипотребительской системы общественных ценностей и форм повседневного поведения масс».




































Список литературы

Бартлет Д. Давайте оденем их в беж: мелкобуржуазный мирок официального социалистического костюма//Теория моды. - 2007. - № 3. - С. 187-232
Виниченко И. В. Механизмы трансляции моды в СССР в период «оттепели»//Омский научный вестник.-2008.-№6(74).-С. 50-53
Виниченко И. В. Мода как отражение материальных и духовных ценностей советского общества // Социально-гуманитарные проблемы современности: личность и общество. Кн. 1. - USA. Saint-Louis, 2013. - С. 50-73
Виниченко И. В. Советская повседневность 1950 - середины 1960-х гг. ХХ в.: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике. -Омск, 2010- 234 с.
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения.5-е изд. -М. : КДУ, 2013. -228 с.
Журавлев С. В. Мода и социализм: материалы к обсуждению// Труда института российской истории РАН.-2012.-№10.- С. 343-358
Карпова Ю. Е. Мода как специальный способ коммуникации/Медиареальность России: вчера, сегодня, завтра: сборник научных статей.- Москва, 2019.-С. 126-132
Клинова М. А. Советский модный дискурс второй половины 1970-х-1980-х годов: эволюция транслируемых потребительских стратегий//Вестник Пермского университета. Серия: История.-2014.-№4(27).-С. 140-150
Кондулукова О. В. Мода как способ трансляции ценностей массовой культуры: постановка проблемы//Научные труды Московского гуманитарного университета.-2013.-№3.-С. 48-55
Легко, тепло, удобно // Журнал мод. -1986. -№ 4
Полевич П. И. История развития европейской и российской моды в XX веке//Научная палитра.-2017.-№1(15).-19 с.
Савенкова Т. И. Промышленность и мода (маркетинг и его возможности). -М., 1989.- С. 4
Социально-гуманитарное знание: история и проблемы современности: монография /И.В. Виниченко, Ю.А. Дрыгина, М.В. Зибарев, В.А. Иванченко, О.Я. Клипп, П.Г. Макухин, А.К. Москатова. – St. Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2015. - 160 с.
Стриженова Т. Советская мода на международной выставке// Декоративное искусство. - 1967. - № 8. - С. 10-14
Текст, контекст, интертекст: Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции XV Виноградовские чтения (г. Москва, 3-5 марта 2018 г.): В 3 т. Т. 2: Русская литература. История. Междисциплинарные гуманитарные проблемы/Отв. ред. И. Н. Райкова. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. - 476 с.
Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. -М., 1973. -С. 29
Федченко М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945–1991). -Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009. -231 с.



Виниченко И. В. Советская повседневность 1950 - середины 1960-х гг. ХХ в.: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике. - Омск, 2010- 234 с.

Журавлев С. В. Мода и социализм: материалы к обсуждению// Труда института российской истории РАН.-2012.-№10.- С. 343

Там же.
Журавлев С. В. Мода и социализм: материалы к обсуждению// Труда института российской истории РАН.-2012.-№10.- С. 345
Цит. по: Виниченко И. В. Мода как отражение материальных и духовных ценностей советского общества // Социально-гуманитарные проблемы современности: личность и общество. Кн. 1. - USA. Saint-Louis, 2013. - С. 60

Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. - М., 1973. -С. 29

Савенкова Т. И. Промышленность и мода (маркетинг и его возможности). - М., 1989.- С. 4

Федченко М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945–1991). -Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009. - с. 18

Там же.
Текст, контекст, интертекст: Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции XV Виноградовские чтения (г. Москва, 3-5 марта 2018 г.): В 3 т. Т. 2: Русская литература. История. Междисциплинарные гуманитарные проблемы/Отв. ред. И. Н. Райкова. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. – с. 376

Текст, контекст, интертекст: Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции XV Виноградовские чтения (г. Москва, 3-5 марта 2018 г.): В 3 т. Т. 2: Русская литература. История. Междисциплинарные гуманитарные проблемы/Отв. ред. И. Н. Райкова. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. – с. 379

Бартлет Д. Давайте оденем их в беж: мелкобуржуазный мирок официального социалистического костюма//Теория моды. - 2007. - № 3. - С. 189

Текст, контекст, интертекст: Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции XV Виноградовские чтения (г. Москва, 3-5 марта 2018 г.): В 3 т. Т. 2: Русская литература. История. Междисциплинарные гуманитарные проблемы/Отв. ред. И. Н. Райкова. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. – с. 376

Социально-гуманитарное знание: история и проблемы современности: монография /И.В. Виниченко, Ю.А. Дрыгина, М.В. Зибарев, В.А. Иванченко, О.Я. Клипп, П.Г. Макухин, А.К. Москатова. – St. Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2015. – с. 26

Стриженова Т. Советская мода на международной выставке// Декоративное искусство. - 1967. - № 8. - С. 10

Социально-гуманитарное знание: история и проблемы современности: монография /И.В. Виниченко, Ю.А. Дрыгина, М.В. Зибарев, В.А. Иванченко, О.Я. Клипп, П.Г. Макухин, А.К. Москатова. – St. Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2015. – с. 24

Там же.
Клинова М. А. Советский модный дискурс второй половины 1970-х-1980-х годов: эволюция транслируемых потребительских стратегий//Вестник Пермского университета. Серия: История.-2014.-№4(27).-С. 141

Легко, тепло, удобно // Журнал мод. -1986. -№ 4

Клинова М. А. Советский модный дискурс второй половины 1970-х-1980-х годов: эволюция транслируемых потребительских стратегий//Вестник Пермского университета. Серия: История.-2014.-№4(27).-С. 142
Журавлев С. В. Мода и социализм: материалы к обсуждению// Труда института российской истории РАН.-2012.-№10.- С. 347
Полевич П. И. История развития европейской и российской моды в XX веке//Научная палитра.-2017.-№1(15).-с. 9

Там же.
Журавлев С. В. Мода и социализм: материалы к обсуждению// Труда института российской истории РАН.-2012.-№10.- С. 350
Цит. по: Журавлев С. В. Мода и социализм: материалы к обсуждению// Труда института российской истории РАН.-2012.-№10.- С. 345
Федченко М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945–1991). -Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009. –с. 119













23

1. Бартлет Д. Давайте оденем их в беж: мелкобуржуазный мирок официального социалистического костюма//Теория моды. - 2007. - № 3. - С. 187-232
2. Виниченко И. В. Механизмы трансляции моды в СССР в период «оттепели»//Омский научный вестник.-2008.-№6(74).-С. 50-53
3. Виниченко И. В. Мода как отражение материальных и духовных ценностей советского общества // Социально-гуманитарные проблемы современности: личность и общество. Кн. 1. - USA. Saint-Louis, 2013. - С. 50-73
4. Виниченко И. В. Советская повседневность 1950 - середины 1960-х гг. ХХ в.: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике. -Омск, 2010- 234 с.
5. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения.5-е изд. -М. : КДУ, 2013. -228 с.
6. Журавлев С. В. Мода и социализм: материалы к обсуждению// Труда института российской истории РАН.-2012.-№10.- С. 343-358
7. Карпова Ю. Е. Мода как специальный способ коммуникации/Медиареальность России: вчера, сегодня, завтра: сборник научных статей.- Москва, 2019.-С. 126-132
8. Клинова М. А. Советский модный дискурс второй половины 1970-х-1980-х годов: эволюция транслируемых потребительских стратегий//Вестник Пермского университета. Серия: История.-2014.-№4(27).-С. 140-150
9. Кондулукова О. В. Мода как способ трансляции ценностей массовой культуры: постановка проблемы//Научные труды Московского гуманитарного университета.-2013.-№3.-С. 48-55
10. Легко, тепло, удобно // Журнал мод. -1986. -№ 4
11. Полевич П. И. История развития европейской и российской моды в XX веке//Научная палитра.-2017.-№1(15).-19 с.
12. Савенкова Т. И. Промышленность и мода (маркетинг и его возможности). -М., 1989.- С. 4
13. Социально-гуманитарное знание: история и проблемы современности: монография /И.В. Виниченко, Ю.А. Дрыгина, М.В. Зибарев, В.А. Иванченко, О.Я. Клипп, П.Г. Макухин, А.К. Москатова. – St. Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2015. - 160 с.
14. Стриженова Т. Советская мода на международной выставке// Декоративное искусство. - 1967. - № 8. - С. 10-14
15. Текст, контекст, интертекст: Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции XV Виноградовские чтения (г. Москва, 3-5 марта 2018 г.): В 3 т. Т. 2: Русская литература. История. Междисциплинарные гуманитарные проблемы/Отв. ред. И. Н. Райкова. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. - 476 с.
16. Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. -М., 1973. -С. 29
17. Федченко М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945–1991). -Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009. -231 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности распространения моды были в СССР?

В СССР были свои специфические особенности в распространении моды. В отличие от западных стран, где мода появлялась в модных домах и потом распространялась широкими массами, в СССР мода создавалась централизованно в Министерстве легкой промышленности и затем осуществлялась массовое производство одежды, которая уже была доступна для потребителей. Также в СССР мода была связана с государственной идеологией и служила средством для пропаганды социалистического образа жизни.

Какая связь была между модой и идеологией в СССР?

Мода в СССР была неразрывно связана с государственной идеологией. Одежда и стиль жизни советских граждан должны были отражать принципы социализма и коллективного образа жизни. Государство контролировало создание и распространение моды через Министерство легкой промышленности, что позволяло поддерживать единую стилистику и формировать образ советского человека.

Как менялась мода в СССР в разные периоды?

Мода в СССР менялась в зависимости от периода истории. В послевоенное время важными были сдержанность и простота, чтобы отразить тяжелые времена войны. В период оттепели наряды стали более яркими и узнаваемыми, подвергались влиянию западных тенденций. В эпоху застоя мода стала более консервативной и скромной, с акцентом на советский стиль жизни. Перестроечные и 1990-е годы принесли с собой открытие для новых стилей и тенденций, возможность для экспериментов с модой и влияние западных брендов.

О чем говорит роль моды в повседневной культуре России второй половины XX века?

Роль моды в повседневной культуре России второй половины XX века говорит о том, что мода была важной составляющей жизни советских граждан. Одежда и стиль оказывали влияние на самовыражение и самоидентификацию людей. Мода также служила средством коммуникации и социального ранжирования. Отношение к моде было связано с идеологическими изменениями в стране, экономическими факторами и влиянием западных тенденций.

Какие особенности распространения моды были характерны для СССР?

В СССР мода распространялась в основном через журналы и глянцевые издания, так как доступность импортной одежды была ограничена. Также моду диктовала группа избранных модельеров и стилистов, которые работали в государственных модных домах.

Как мода в СССР была связана с идеологией?

Мода в СССР была тесно связана с идеологией и пропагандой коммунизма. В одежде и стиле обязательно присутствовали элементы символики, отражающие социалистические ценности. Также мода отражала принципы равенства и коллективизма, подчеркивала скромность и простоту внешнего вида.

Какая роль моды играла в повседневной культуре России после Второй мировой войны?

После Второй мировой войны мода стала символом восстановления и процветания. Она позволяла людям выражать свою индивидуальность и вкус, а также подчеркивала социальный статус. В то же время, в условиях дефицита товаров, мода стала своего рода мечтой и роскошью.

Какие особенности были присущи советской моде в период застоя?

В период застоя советская мода стала еще более стандартизированной и однообразной. Множество ограничений и запретов сделали ее скучной и неинтересной. Модные тенденции менялись медленно, а доступ к новым коллекциям иностранных дизайнеров был ограничен.

Как мода менялась в России в период перестройки и 1990-х годах?

В период перестройки и 1990-х годов мода в России испытала революцию. С появлением рыночных отношений и возможности импорта товаров из-за границы, люди стали иметь больше свободы в выборе одежды и стиля. Это привело к бурному развитию модной индустрии и появлению новых модных тенденций.

Какие особенности распространения моды были в СССР?

В СССР распространение моды имело свои особенности. Во-первых, в стране существовала государственно-командная экономика, что влияло на процесс создания и распространения модных товаров. Во-вторых, идеология и политическая система также оказывали влияние на мир моды в СССР. В-третьих, доступность модной одежды была ограничена из-за дефицита и неразвитости модной индустрии. Кроме того, в СССР распространялось понятие "социалистической моды", которая должна была отвечать требованиям идеалов социалистического общества.

Какая связь была между модой и идеологией в СССР?

В СССР мода была тесно связана с идеологией коммунистического общества. Власти стремились использовать моду как инструмент пропаганды и формирования определенного образа жизни. Мода должна была отражать идеалы социалистического общества, подчеркивать принадлежность к коллективу и национальной культуре. Роскошь и индивидуализм не приветствовались, вместо этого акцент делался на простоте, скромности и практичности в одежде.