Брендирование культуры Саха в современной медиасфере

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 30 30 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 24.10.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БРЕНДИРОВАНИЯ 5
1.1. ОСНОВНЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «БРЕНД» В ИССЛЕДОВАНИЯХ КУЛЬТУРЫ 5
1.2. ФЕНОМЕН БРЕНДИРОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ 9
ГЛАВА 2. ИСТОРИОГЕНЕЗ БРЕНДОВ В КУЛЬТУРЕ ЯКУТИИ 16
2.1. БРЕНДЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ САХА 16
2.2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ БРЕНДЫ И ЛОГОТИПЫ КУЛЬТУРЫ САХА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Для развития предпринимательства, создания и развития национальных брендов немаловажную роль играет имидж места.
«Управление имиджем – это непрекращающийся процесс изучения имиджевых изменений и попыток понять их движущие силы» [8, c. 207]. Имидж должен придавать преимущества и уникальные качества, благодаря которым данное место будет выделяться на фоне других.
Все регионы России сейчас активно занимаются имиджевой политикой и стараются привлечь инвесторов. В Республике Саха (Якутия) как для активно развивающегося региона Российской Федерации также принят во внимание данный вопрос. Утверждена концепция имиджевой политики на 2012-2020 гг.
В концепции указывается, что географическое расположение, природные богатства, промышленный и экономический потенциал, история населяющих республику народов придают ей особый статус. Все мероприятия в рамках данной программы должны быть направлены не только на формирование имиджа республики, но и на духовнонравственное развитие ее населения.
Перед республикой стоит задача не только формирования, но и дальнейшего развития своих национальных брендов. Бренд должен служить инструментом для повышения качества жизни, способствовать росту производственных и экспортных способностей региона.
У региона высокие темпы развития. С каждым годом появляются новые производства, создаются рабочие места. Якутия – единственный регион Дальневосточного федерального округа, где регистрируется постоянный прирост населения. Также понемногу развивается туризм, прирост туристов растет с каждым годом, поэтому развитие национальных брендов является одним из приоритетных направлений для региона.
Многие люди по-своему представляют себе главный бренд Якутии. Для кого-то это будет Олонхо (древнейшее эпическое искусство, вершина устной поэзии якутов), кто-то выделит для себя монументальные Ленские столбы или бриллианты Якутии. Это должен быть уникальный культурный объект, который будет известен и узнаваем во всем мире.
Перед нами встает следующий важный вопрос: «Каким именно может быть национальный бренд Якутии?». В связи с этим центр нематериального культурного наследия народов Якутии начал работу над созданием специального реестра объектов культурного наследия. Было предложено несколько вариантов официальных брендов республики: берестяная посуда, ювелирные изделия, древние наскальные рисунки на Ленских столбах, этническая одежда и зимняя обувь.
Все вышеперечисленное, конечно, подходит для именования национальными символами республики, но для того, чтобы стать национальным брендом – вряд ли. Для этого есть несколько причин. Во-первых, мало быть просто национальными символами Республики Саха (Якутия), понятие национальный бренд намного шире и включает в себя несколько факторов.
«Существует классификация брендов: по предметной направленности (товарный, сервисный, социальный, организации, событийный, географический); по территориальному охвату (глобальный, национальный, региональный, локальный); по сфере применения (потребительский, промышленный); по принадлежности (производителя, дистрибьютора или дилера, частный); по иерархическому положению в структуре портфеля (корпоративный, зонтичный, суббренд, индивидуальный)» [9, c. 16, 17].
Во-вторых, для развития национальных брендов желательно использование технологий брендинга с целью создания долгосрочного предпочтения товара или услуги. В-третьих, национальные бренды должны быть понятны и знакомы не только местным жителям, а более широкому кругу людей.
Касаясь темы национальных брендов, стоит рассмотреть несколько из них для анализа их особенностей и характерных черт.
Один из национальных брендов, занимающихся ювелирным искусством – «ЭПЛ Даймонд». Крупные алмазогранильные и ювелирные заводы компании находятся в Якутске. Важно, что эта компания работает на полном цикле производства: от отбора лучшего сырья до огранки и изготовления ювелирного изделия. В производстве используются только якутские бриллианты, что дает нам право отнести компанию к национальным брендам.
Якутская компания «ЭПЛ Даймонд» сегодня стоит наравне с известными ювелирными компаниями мира. За 22 года успешной работы «ЭПЛ. Якутские бриллианты» прочно завоевал статус лидера российского ювелирного рынка. На сегодняшний день компания имеет более 40 салонов, которые расположены в России, Казахстане, Германии, Австрии, Хорватии и США.
Среди национальных брендов Якутии есть компания, занимающаяся производством национальной посуды – «Камелёк», основанная в 2005 г. С помощью своих изделий компания стремится к сохранению якутской культуры и традиций. В ассортименте компании более ста видов продукции из фарфора и стекла. В основном это традиционная утварь якутов и сувениры.
Торгово-производственная компания «Камелек» является одним из брендов Якутии, сохраняющим наследие народа в виде якутской традиционной утвари в более осовремененном виде.
Товары этого бренда часто дарят гостям республики, а также вывозят как подарки и сувениры за границу, знакомя все большее количество людей с этим национальным брендом.
Среди самых молодых национальных брендов республики рассмотрим ООО «Ягоды Якутии», который выпускает свою продукцию под брендом «KYN». Это новый якутский бренд, производящий качественные и экологичные продукты – морс, сироп, варенье из брусники, малины, голубики, красной смородины, черники и черной смородины. Возраст компании всего 2 года, но она активно развивается и расширяет производимую продукцию. Этот бренд отличается своим высоким качеством, новаторскими идеями.
На протяжении ряда лет идет процесс объединения этих известных, но недостаточно артикулированных позиций в единую государственную стратегию.
Так, в 2004 году создана общественная комиссия, а в 2007 году образован Совет по имиджевой политике РС(Я), имеющий целью координацию и повышение эффективности работы органов власти и общественности по продвижению благоприятного образа региона на внутреннем и внешнем рынке, консолидации специалистов сферы общественных коммуникаций для решения актуальных проблем формирования имиджа республики.
С 2008 года проводится Всероссийский фестиваль массовых коммуникаций «Дни PR в Якутии», другие крупные республиканские мероприятия с обсуждением проблем формирования имиджа Республики.
Возникают интересные находки. Вспомним, как в 2009 году проводился республиканский конкурс на разработку брендового названия Республики Саха (Якутия). Поступило 355 вариантов названий, 159 из них от 113 участников вошли в итоговый протокол конкурса. Далее приведем 9 вариантов названий, набравших максимальное количество баллов:
1. Якутия – страна танцующих стерхов.
2. Якутия – жемчужина Севера.
3. Край Полярной звезды.
4. Якутия – сердце Севера.
5. Земля Мамонта.
6. Земля северного сияния.
7. Якутия – Земля Саха.
8. Якутия – алмаз России.
9. Якутия – древняя родина Олонхо.
Конкурсная комиссия не выявила лучшего названия и приняла решение продолжить конкурс. Но, единственное лучшее название, возможно, и не надо выбирать.
Несколько из предложенных названий вполне могут стать символическими обозначениями тех программ, которые были рассмотрены выше. Когда такой идентификатор не найден, стоит продолжать поиск.
Что еще нужно для осязаемого имиджа Республики? Думается, важно, чтобы за каждым тезисом возникал абсолютно конкретный и достойный человек, способный стать символом программы.
И опять согласимся с Е. Борисовым, который говорит, что «это может быть якутский спортсмен, который выигрывает крупные международные турниры и чемпионаты. Это может быть якутская певица, срывающая овации в лучших оперных театрах планеты.
Это может быть якутский ученый, работающий в каком-нибудь авторитетном европейском научном институте. Это может быть простой рабочий, который успешно трудится сегодня в компании «Сургутнефтегаз», показывая высокий профессионализм».
Отметим, что 28 июня 2007 года подписан Указ президента Российской Федерации № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с Указом исключительно посредством измерения общественного мнения, а не формальной статистики оценивается:
- удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных);
- удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных);
- уровень криминогенности (процент от числа опрошенных);
- удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).
28 апреля 2008 года выше еще один Указ президента РФ № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
Посредством измерения общественного мнения оценивается:
- удовлетворенность медицинской помощью (процент от числа опрошенных);
- удовлетворенность качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных);
- удовлетворенность деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).
То есть имиджевое продвижение, достижение реальной удовлетворенности граждан (в дополнение к показателям формальной отчетности, статистики) становятся не благими пожеланиями, а необходимыми действиями. Представляется, что такой подход станет значимым стимулом для дальнейшего развития территориального маркетинга и брендинга в Якутии.

2.2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ БРЕНДЫ И ЛОГОТИПЫ КУЛЬТУРЫ САХА
Центр нематериального культурного наследия народов Якутии по запросу правительства региона начал работу над созданием специального реестра объектов культурного наследия. Официальными брендами республики предложили сделать берестяную посуду, ювелирные изделия, свадебные наряды якутской невесты, древние наскальные рисунки на Ленских столбах и ритуальные кубки — чороны, пишетТАСС.
В советское время многое, связанное с традиционной культурой якутов, шаманизмом, народными ремеслами, было утеряно или забыто, отметила руководитель центра, кандидат филологических наук Агафья Захарова. Например, ритуальный кубок чорон, который в древности имел сакральное значение.
По историческим сведениям, которые сохранились с XVI — XVII веков, самые большие кубки — длиной до полуметра — предназначались для угощения кумысом высших божеств во время ритуального праздника встречи лета у якутов — Ысыах. Были кубки и других размеров, которые также применялись в ритуалах — их размер зависел от социального статуса человека.руководитель Центра нематериального культурного наследия народов Якутии Агафья Захарова. Эксперт считает, что неофициально чорон является национальным брендом Якутии, но он нигде не зарегистрирован. Для этого сейчас учёные описывают предмет: его историю, использование.
По мнению экспертов, помимо чорона национальными символами Якутии должны стать ювелирные изделия с неповторимыми национальными узорами и символикой, берестяная посуда, обладающая уникальными свойствами хранения продуктов, а также этническая одежда и зимняя обувь. Учёные отмечают, что спрос на продукцию с национальной символикой и технологиями в республике растёт, но небольшие мастерские не могут его удовлетворить, чем пользуются предприниматели из Китая. Оттуда возят якутскую традиционную одежду, унты и даже чороны. Поэтому, считает Захарова, нужно задокументировать существующие объекты культурного наследия и взять их под охрану государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев три вышеуказанных национальных бренда Республики Саха (Якутия), можно прийти к выводу, что предприниматели региона стараются сохранять традиции своего народа, используют накопленный опыт для совершенствования своих компаний, опираются на якутскую культуру, создают продукты, способные быть известными не только на местном уровне, но и далеко за пределами республики.
При успешном развитии национальных брендов будет происходить развитие предпринимательской инициативы и туризма в регионе, все больше людей начнут интересоваться республикой, её историей, культурой её народа. Поток туристов увеличит узнаваемость Якутии, повысит её престиж, именно поэтому создание и развитие национальных брендов должно оставаться приоритетным направлением в имиджевой политике региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аакер Д. Создание сильных брендов. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. – 340 c.
Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. – М.: Добрая книга, 2010. – 232 c.
Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности. – СПб.: Гуманистика, 2004. – 448 c.
Брагина Д.Г. Трансформация традиционной культуры якутов: (конец XX – начало XXI в.). – Новосибирск: Наука, 2016. – 120 c.
Васильев К.И., Аргунов К.П., Артемьев В.С., Винокуров Н.Р., Казакова К.Ю., Панков В.Ю. Ювелиры Якутии на рубеже веков. – М.: Комитет по драгоценным металлам и камням РС(Я), 2002. – 200 c.
Егоров Е.Г. Центральная Якутия: потенциал развития территории. Экономико-географическое исследование. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011. – 270 c.
Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.
Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Питер, 2005. – 382 с.
Рожков И.Я. Брендинг: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 331 c.
Тихонов Н.Н. Якутия – уникальная кладовая планеты. – Новосибирск: Наука, 2013. – 328 c.
Черняк В.З. История предпринимательства. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 607 c.
Якутия современный путеводитель. – М.: PressPass, 2014. – 268 c.









14

1. Аакер Д. Создание сильных брендов. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. – 340 c.
2. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. – М.: Добрая книга, 2010. – 232 c.
3. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности. – СПб.: Гуманистика, 2004. – 448 c.
4. Брагина Д.Г. Трансформация традиционной культуры якутов: (конец XX – начало XXI в.). – Новосибирск: Наука, 2016. – 120 c.
5. Васильев К.И., Аргунов К.П., Артемьев В.С., Винокуров Н.Р., Казакова К.Ю., Панков В.Ю. Ювелиры Якутии на рубеже веков. – М.: Комитет по драгоценным металлам и камням РС(Я), 2002. – 200 c.
6. Егоров Е.Г. Центральная Якутия: потенциал развития территории. Экономико-географическое исследование. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011. – 270 c.
7. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.
8. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Питер, 2005. – 382 с.
9. Рожков И.Я. Брендинг: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 331 c.
10. Тихонов Н.Н. Якутия – уникальная кладовая планеты. – Новосибирск: Наука, 2013. – 328 c.
11. Черняк В.З. История предпринимательства. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 607 c.
12. Якутия современный путеводитель. – М.: PressPass, 2014. – 268 c.

Вопрос-ответ:

Какие основные трактовки понятия "бренд" в исследованиях культуры?

Основные трактовки понятия "бренд" в исследованиях культуры включают его как символическую идентичность, как средство коммуникации и как инструмент создания ценности.

Что такое феномен брендирования и как он связан с межкультурным взаимодействием в глобальном мире?

Феномен брендирования относится к созданию и продвижению брендов, которые становятся средством общения и взаимодействия между различными культурами в глобальном мире.

Какие бренды традиционной культуры Саха существуют?

Среди брендов традиционной культуры Саха можно назвать "Якутское серебро", "Кутулу", "Тондар", "Оморика" и другие.

Какие нетрадиционные бренды и логотипы культуры Саха существуют?

В культуре Саха существуют такие нетрадиционные бренды и логотипы, как "Сахалыыкэхр" (Хрустальный колокол), "Хампа Саха - Чанагай", "Эбегэй" (Персональный герб), "Сажан - Демьян" и другие.

Какое значение имеет создание и развитие национальных брендов для развития предпринимательства?

Создание и развитие национальных брендов способствует развитию предпринимательства, поскольку позволяет выделиться на рынке, создать узнаваемость и доверие у потребителей, а также увеличить конкурентоспособность и прибыльность бизнеса.

Что такое бренд и как он связан с культурой?

Бренд - это узнаваемая и оцениваемая публикой марка, которая связывается с конкретным товаром, услугой или организацией. Брендирование культуры означает использование маркетинговых стратегий и инструментов для привлечения внимания и выделения культурного продукта или явления на рынке.

Какое значение имеет брендирование культуры в современной медиасфере?

Брендирование культуры в современной медиасфере позволяет привлечь внимание и интерес публики к конкретной культуре, продукту или явлению. Это способствует развитию предпринимательства, созданию и развитию национальных брендов.

Какие третьи стороны влияют на брендирование культуры?

Брендирование культуры подвержено влиянию различных третьих сторон. Это могут быть государственные органы, медиа, образовательные учреждения, а также компании и предприниматели, которые используют культурные элементы для своих целей.

Какие бренды традиционной культуры Саха известны?

В традиционной культуре Саха известны такие бренды, как "Ойуун Скуппан" (ледовые папахи), "Тойоо Хаата" (кадырочное платье), "Сэрээн" (змеиный пояс), "Ытаах" (деревянное амулетное кольцо).

Какие нетрадиционные бренды и логотипы связаны с культурой Саха?

Среди нетрадиционных брендов и логотипов, связанных с культурой Саха, можно выделить "Салбуурэт" (изображение снеговика), "Олфимаар" (изображение оленя), "Сардык Баайыты" (логотип с тигром), "Чирабит" (изображение черепахи).

Что такое брендирование культуры?

Брендирование культуры - это процесс создания и развития бренда, который представляет определенную культуру или ее элементы. Это включает в себя создание уникального имиджа и идентичности, а также привлечение внимания и интереса культурного наследия и традиций через различные медиаформаты.

Какой феномен является частью межкультурного взаимодействия в глобальном мире?

Феномен брендирования является частью межкультурного взаимодействия в глобальном мире. В современной медиасфере брендирование используется как способ привлечения внимания культурного наследия и создания позитивного имиджа определенной культуры или региона. Это также способ формирования идентичности и отличия от других культурных потоков в мире.