Стадии производства по делу об административном правонарушении

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Административное право
  • 61 61 страница
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 25.10.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Теоретические основы производства по делам об административных правонарушениях 6
1.1. Понятие, принципы и участники производства по делам об административных правонарушениях 6
1.2. Понятие и виды стадий производства по делам об административных правонарушениях 15
2. Характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях 23
2.1. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях 23
2.2 Порядок пересмотра и исполнения решений по делам об административных правонарушениях 43
3. Проблемы, возникающие на отдельных стадиях производства по делам об административных правонарушениях и пути их решения 50
3.1. Проблемы, возникающие на отдельных стадиях производства по делам об административных правонарушениях 50
3.2. Пути решения проблем, возникающих на отдельных стадиях производства по делам об административных правонарушениях 55
Заключение 58
Список литературы 61

Фрагмент для ознакомления

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является наиболее самостоятельной стадией. В связи с ее автономностью, нормы, регулирующие исполнение постановлений по делу об административном правонарушении выделены в отдельный раздел. Выделение для этой стадии отдельного раздела обусловлено наличием у нее новых участников, которые появляются только на этой стадии, появление своих принципов. Данная стадия носит карательных характер и соответственно выполняет функцию наказания и государственного принуждения. Раздел 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из двух глав. Глава 31 раздела 5 КоАП РФ устанавливает общие положения для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, а глава 32 регулирует порядок исполнения отдельных видов наказания по делу об административном правонарушении. На данной стадии лицо, в отношении которого ведется производство по исполнению постановления по делу об административном правонарушении именуется наказанным.Для исполнения постановления по делу об административном правонарушении важное значение имеет момент вступления, исполняемого постановления в силу, исполнение наказания по делу об административном правонарушении, срок давности, установленный для исполнения наказания по делу об административном правонарушении и момент окончания исполнения постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении. Стадия исполнения производства по делу об административном правонарушении состоит из 4 этапов: Обращение к исполнению постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении; Возбуждения исполнительного производства по делу об административном правонарушении; Информирование правонарушителя о постановлении о назначении наказания по делу об административном правонарушении; Непосредственно исполнения постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении. Для возбуждения исполнительного производства по делу большое значение имеет момент вступления постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении в силу, поскольку с момента вступления его в законную силу его нужно начать исполнять. Есть несколько вариантов вступления постановления в силу. Первым случаем вступления в силу постановления о назначении наказания является истечение срока на обжалование или опротестование; Во втором случае постановление о назначении наказания вступает в силу, если пропущен срок на обжалование или опротестовывание решения принятого по жалобе. За исключением случаев, когда постановление, принятое в первой инстанции было отменено; Последним случаем вступления в силу постановления является момент вынесения решения по жалобе или протесту, которое нельзя обжаловать или опротестовать.Исключение составляют случаи, когда таким решением отменяется, вынесенное ранее постановление по делу. Постановление о назначении наказания по делу об административном правонарушении должно быть исполнено органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами таких органов, гражданами и их объединениями, и юридическими лицами. В случае неисполнение такими лицами постановление происходит нарушение задач Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в этом случае лицо будет ощущать свою безнаказанность и будет совершать в дальнейшем правонарушения, а как следствие нарушение задачи о предупреждении правонарушений в будущем.Исполнение постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении обязательно в первую очередь для лица, привлеченного к административной ответственности, для этого устанавливается ему в постановлении разумный срок, а в случае неисполнения им даже в принудительном порядке итогового решения по делу об административном правонарушении означает наступления для него еще более тяжких последствий. Прекращение исполнения административного наказания возможно в случаях, определенных в статье 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к ним относятся: Акт амнистии;Прекращение действий норм, на основании которых было назначено административное наказание, за исключением случаев назначения за это деяния уголовной ответственности;Смерти правонарушителя;Ликвидации юридического лица или признание несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда и внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ;Исключение из ЕРЮЛ юридического лица, привлеченного к административной ответственности;Истечение срока давности, установленного для исполнения постановления о назначении административного наказания;Отмены постановления о назначении административного наказания;Вынесение постановления о прекращении постановления о назначенииадминистративного наказания.Данный перечень является исчерпывающим. В указанных случаях судья, орган или должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания выносят соответствующее постановление о прекращении исполнения наказания. Окончание исполнения административного наказания означает окончание всего производства по делу об административном правонарушении. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает два случая прекращения исполнения административного наказания. В первом случае исполнение наказания прекращается, когда оно исполнено полностью и постановление о назначении уже исполненного наказания возвращается судье, органу или должностному лицу, которые вынесли такое постановление с отметкой об исполнении. Во втором случае постановление о назначении административного наказания возвращается судье, органу или должностному лицу, когда наказание исполнено не полностью или не производилось.Таким образом, обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности – это третья стадия производства, которая не обязательна, а только возможна. Условием ее начала являются не действия органа (должностного лица), принявшего в предыдущей стадии постановление о привлечении нарушителя к ответственности, а. наоборот, инициатива нарушителя или других заинтересованных лиц и органов, полагающих упомянутое постановление ущербным, противоречащим закону.Стадия исполнения предполагает обращение постановления к исполнению и непосредственное исполнение постановления по делу.3. Проблемы, возникающие на отдельных стадиях производства по делам об административных правонарушениях и пути их решения3.1. Проблемы, возникающие на отдельных стадиях производства по делам об административных правонарушенияхАнализ норм действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также соответствующей правоприменительной практики объективно показывает, что необходимо дальнейшее совершенствование производства по делам об административных правонарушениях. Проведённый анализ производства по делам об административных правонарушениях, позволяет выделить следующие основные проблемы: 1. На стадии возбуждения дела одной из проблем является неправильная квалификация административных правонарушений, а также ошибочное заполнение процессуальных документов должностными лицами, что приводит к прекращению производства по делу об административном правонарушении.Так, по привлечении ООО «Порт Углегорский» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении также составлен в отсутствие законного представителя юридического лица.Как следовало из материалов данного дела, Государственным инспектором труда в Сахалинской области производство по делу по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждено в отношении ООО «Порт Углегорский» и исполнительного директора названного юридического лица. Инспекцией оформлено уведомление, адресованное исполнительному директору ООО «Порт Углегорский» о его явке для подписания протоколов об административном правонарушении. При этом, в извещении не конкретизировано в отношении кого будут составлены протоколы. Исполнительным директором названного юридического лица в Инспекцию направлено ходатайство о составлении протокола в отношении него (как должностного лица) в городе Углегорске в связи с невозможностью явки в город Южно-Сахалинск, в удовлетворении которого было отказано. Извещение о составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица не направлялось.В этой связи при отсутствии данных об уведомлении законного представителя ООО «Порт Углегорский» оснований для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении у должностного лица административного органа не имелось.2. Для того чтобы составить протокол об административном правонарушении, уполномоченному должностному лицу необходимо надлежащим образом уведомить нарушителя о дате, месте и времени составления этого протокола. В большинстве случаев такое уведомление направляется по почте и необходимо дождаться, когда письмо будет фактически вручено адресату либо когда оно вернётся в связи с его отсутствием. Только после этого можно составлять протокол в отсутствие нарушителя. Этот процесс занимает около месяца. В случае если дело о данном административном правонарушении рассматривается мировым судьей, после составления протокола материалы направляются соответствующему судье. Зачастую процесс рассмотрения дела и все необходимые процедуры, связанные с этим, занимают более месяца, срок давности истекает. Многие нарушители сознательно стараются затянуть процесс рассмотрения дела, зная о том, что они могут уйти от ответственности.Так, 15.10.2018 года примерно в 17 часов 45 минут на регулируемом перекрестке Димитровградское шоссе и ул. Волжской г. Ульяновска произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого механические повреждения получили автомобили марок ВАЗ-21102, г.р.з. *** 73, под управлением водителя Потапова С.В., БМВ***, под управлением И***, «Опель Вектра», ***, под управлением А***.Постановлением врио начальника УГИБДД УМВД России по Ульяновской области подполковника полиции Лукьянова М.Н. от 26.07.2019 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении по факту дорожно-транспортного происшествия от 15.10.2018 года на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.3. Обращает на себя внимание такая проблема, как исполнение постановления об административном наказании. Так, а сегодняшний день остро стоит проблема неуплаты административных штрафов. Десятки тысяч правонарушителей не уплачивают административные штрафы, а значит, не несут административного наказания. По выводам Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева, реально взыскивается лишь 1/10 наложенных судом штрафов. Безнаказанность правонарушителей создает неприемлемую ситуацию неисполнения законов и настроений вседозволенности. Так, по итогам 2018 года на принудительном исполнении у судебных приставов находилось более 30,4 млн. постановлений о взыскании административных штрафов, выданных органами Госавтоинспекции. Только по штрафам ГИБДД Россияне задолжали более 21,3 млрд рублей. Однако, КоАП РФ не ограничивается административной ответственностью за административные правонарушения в области дорожного движения. Следовательно, показатели задолженности по всем административным штрафам будут в несколько раз больше.Отсутствие системы надлежащего уведомления правонарушителей не только лишает их права на добровольную оплату административного штрафа, но и приводит к незаконному применению в отношении их мер принудительного воздействия. Кроме того, продолжают иметь место факты нарушения уполномоченными органами сроков направления постановлений по делам об административных правонарушениях на принудительное исполнение, предусмотренных административным законодательством. Нарушение данных сроков ведет к массовому одномоментному предъявлению их в службу судебных приставов. В свою очередь, одномоментное поступление большого количества исполнительных документов приводит к физической невозможности своевременной их регистрации, а также существенно сокращает сроки принудительного исполнения. В литературе отмечается, что принудительное взыскание административных штрафов в указанном случае осуществляется формально. Все это создает ситуацию, когда должнику можно не исполнять свои обязательства, так как с большей долей вероятности у судебного пристава не хватит времени на применение в отношении его принудительного исполнения. В итоге нарушенные интересы взыскателя (в случае административного штрафа это государство) остаются незащищенными.Проблемы с надлежащим извещением могут возникнуть вследствие следующего: люди живут не там, где зарегистрированы, возможна временная регистрация, человек может не иметь регистрации; уведомление по почте, при жестких сроках привлечения к административной ответственности, является весьма уязвимым звеном в механизме привлечения к административной ответственности; возможность предоставления заведомо неверной информации о себе лицом, привлекаемым к административной ответственности; лицо не является за получением почтовой корреспонденции. Вследствие вышесказанного, органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, не должны быть поставлены в зависимость от добросовестности лица, привлекаемого к административной ответственности, в вопросах получения соответствующих извещений и уведомлений.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив административную ответственность, предусмотрел и возможность освобождения лиц от этого вида ответственности, а именно законодатель предоставил возможность освобождения правонарушителя от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При этом норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ. Действующее административное законодательство не содержит перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности административных правонарушений, поэтому оценка правонарушения как малозначительного является прерогативой который выносит решение по конкретному правонарушению с учетом всех обстоятельств, признавая его таковым. Негативным моментом является то, что отсутствие законодательно урегулированного понятия «малозначительное административное правонарушение» и критериев малозначительности влечет весьма широкое судейское и административное усмотрение. Таким образом, можно выделить следующие проблемы, возникающие на отдельных стадиях производства по административных правонарушениям:1. Неправильная квалификация административных правонарушений, а также ошибочное заполнение процессуальных документов должностными лицами2. Недостаточность срока давности по делам об административных правонарушениях3. Отсутствие системы надлежащего уведомления правонарушителей об административном наказании4. Отсутствие перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности административных правонарушений3.2. Пути решения проблем, возникающих на отдельных стадиях производства по делам об административных правонарушенияхДля устранения выявленных в предыдущем параграфе проблем предлагаем:1. Решением проблем ошибок при составлении протоколов при возбуждении производства по делам об административных правонарушениях могут выступить следующие условия:- соблюдение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, режима труда и отдыха;- ведение вышестоящими должностными лицами политики, направленной на формирование правильного административного усмотрения, толкования административно-правовых норм;- увеличение или обязательное приостановление сроков давности привлечения к административной ответственности в случае устранения недостатков.2. Необходимо увеличить срок давности по делам об административных правонарушениях до 5-6 месяцев, путем внесения следующих изменений в ч. 1 ст. 4.5. КОАП РФ «1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении пяти месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении шести месяцев) со дня совершения административного правонарушения».3. Пробел исполнения административных наказанийвозможно устранить, указав в законе случаи, позволяющие считать извещение надлежащим при его фактическом неполучении, то есть критерии надлежащего извещения. Нормативное установление требований к извещениям в КоАП РФ будет способствовать соблюдению принципа неотвратимости ответственности, поскольку позволит сократить количество случаев, при которых лицо, злоупотребляя правом и уклоняясь от получения извещения, пытается избежать административной ответственности за совершенное правонарушение.4. Выработка единых критериев понятия «малозначительное административное правонарушение» способствовала бы единообразному применению положений КоАП РФ, правоприменительные органы смогли бы опираться на критерии малозначительности административного правонарушения. Понятие «малозначительное административное правонарушение», являясь оценочным, не может быть восполнено в достаточной степени разъяснениями высших судебных органов, и наиболее оптимальным вариантом решения этой проблемы явилось бы законодательное определение данного понятия.Таким образом, были сформулированы следующие предложения:1. Обеспечить соблюдение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, режима труда и отдыха; ведение вышестоящими должностными лицами политики, направленной на формирование правильного административного усмотрения, толкования административно-правовых норм; постоянное обучение и повышение квалификации должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.2. Увеличить срок давности по делам об административных правонарушениях до 5-6 месяцев, путем внесения следующих изменений в ч. 1 ст. 4.5. КОАП РФ «1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении пяти месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении шести месяцев) со дня совершения административного правонарушения».3. Указать в законе случаи, позволяющие считать извещение надлежащим при его фактическом неполучении, то есть критерии надлежащего извещения. 4. Выработать единые критерии понятия «малозначительное административное правонарушение».Считаем, что реализация указанных предложений будет способствовать совершенствованию действующего законодательства об административных правонарушениях, устранению проблем и ошибок в производстве по делам об административных правонарушениях, а также единообразию судебной практики.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения — это разновидность процессуальной деятельности, сущность которой выражается в выполнении уполномоченными субъектами нормативно урегулированных, последовательных шагов по рассмотрению дел о нарушении правил дорожного движения и применению к нарушителям административных санкций. К принципам административного производства относят: законность, принцип государственного языка, обеспечение права на защиту, открытость, объективность.Стадией производства по делам об административных правонарушениях является относительно самостоятельная часть производства, которая представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, необходимых для реализации ее целей и задач и принятия завершающего процессуального акта, а также достижения общих задач производства по делам об административных правонарушениях. К ее признакам относятся: 1) специальные цели и задачи, которые играют ключевую роль в определении назначения стадии; 2) наличие определенного круга участников; 3) строгий процессуальный порядок действий, регламентированный КоАП РФ; 4) наличие процессуальных актов, завершающих стадию; 5) установленный законом процессуальный срок реализации стадии. Систему стадий производства образуют:1) возбуждение дела об административном правонарушении; 2) рассмотрение дела об административном правонарушении; 3) пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении; 4) исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.В свою очередь, хотелось бы отметить необходимость выделения подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в качестве стадии производства по делам об административных правонарушениях. Данное предложение объясняется как фактической, так и юридической сущностью подготовки к рассмотрению дела. Кроме того, подготовка к рассмотрению дела обладает признаками стадий.Так, целью подготовки к рассмотрению дела является создание всех необходимых условий для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела по существу. Широкий круг задач, ставящихся на стадии подготовки, позволяет их классифицировать в зависимости от функций и в зависимости от реализации общих задач производства по делам об административных правонарушениях. В зависимости от функций задачи стадии подготовки к рассмотрению дела подразделяются на проверочные и распорядительные. В зависимости от реализации общих задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ) можно выделить задачи: 1) способствующие разрешению дела в соответствии с законом; 2) способствующие объективному выяснению обстоятельств каждого дела; 3) способствующие полному выяснению обстоятельств каждого дела.В процессе работы над темой были выявлены следующие проблемы, возникающие на отдельных стадиях производства по административных правонарушениям:1. Неправильная квалификация административных правонарушений, а также ошибочное заполнение процессуальных документов должностными лицами2. Недостаточность срока давности по делам об административных правонарушениях3. Отсутствие системы надлежащего уведомления правонарушителей об административном наказании4. Отсутствие перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности административных правонарушенийДля устранения данных проблем предлагаем:1. Обеспечить соблюдение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, режима труда и отдыха; ведение вышестоящими должностными лицами политики, направленной на формирование правильного административного усмотрения, толкования административно-правовых норм; постоянное обучение и повышение квалификации должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.2. Увеличить срок давности по делам об административных правонарушениях до 5-6 месяцев, путем внесения следующих изменений в ч. 1 ст. 4.5. КОАП РФ «1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении пяти месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении шести месяцев) со дня совершения административного правонарушения».3. Указать в законе случаи, позволяющие считать извещение надлежащим при его фактическом неполучении, то есть критерии надлежащего извещения. 4. Выработать единые критерии понятия «малозначительное административное правонарушение».Считаем, что реализация указанных предложений будет способствовать совершенствованию действующего законодательства об административных правонарушениях, устранению проблем и ошибок в производстве по делам об административных правонарушениях, а также единообразию судебной практики.Список литературыНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» //СПС Консультант ПлюсПриказ МВД РФ от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (утратил силу)//СПС Консультант ПлюсНаучная и учебная литератураАванесян Р.Р. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях // Студенческий: электрон.научн. журн. 2017. № 18(18). URL: https://sibac.info/journal/student/18/87472 (дата обращения: 25.09.2019).Административное право России : учебник. Ч. 1 :Государственное управление и административное право / под ред. А. П. Коренева. М., 2002. С. 222Административно-процессуальное право : учебник / под ред. А. И. Каплу-нова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2017. С. 16. Административные процедуры : монография / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. М., 2017. 240 с. Административный процесс : учеб.длябакалавриата и магистратуры / под ред. М. А. Штатиной. М., 2015. С. 17. Андреев А. А. и др.. Административно-процессуальное право: - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России,2013. - 468 с.. 2013Арзуманян А.А. Административное расследование: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2010. 208 сБахрах Д.Н. Административное право России. – М, 2000. – С. 543.Братановский, С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. – М., 2013.– С. 54.Булгаков А.Н. Административное расследование правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2017. 187 с.Васильев Ф.П. Процессуальность в административной ответственности. М.: Юнити-Дана, 2001. С. 19 – 22.Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование. Воронеж: Воронежский университет, 1976. С. 88 – 90.Гвоздева А.Н. О понятии и особенностях индивидуального административно-правового акта // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Сб. науч. тр. – Киров, 2004. – Ч. 1. – С. 151.Гостев А. С., Школяренко Е. А. Административные наказания в системе мер административного принуждения. Теоретико-правовая характеристика // Мировой судья. 2017. № 2. С. 35—39. Гражданский процесс : учеб.для студентов высших юрид. учеб. заведений / Д. Б. Абушенко и др. ; отв. ред. В. В. Ярков. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2017. 702 с.Громошина Н.А. Кодекс административного судопроизводства или Административный процессуальный кодекс? // Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. Вып. 7. Воронеж, 2013. С. 634.Гулягин А. Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции / под ред. В. П. Рябцева. М., 2012. 144 сДугенец А. С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2012. – 178 с. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. М.: Юридическая литература, 1973. С. 50.Зеленцов А. Б., Ястребов О. А. Судебное административное право : учеб.для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2017. 768 с. ;Зуев Б.Р. Возбуждение дела об административном правонарушении: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 23Канати А.Ю. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных при осуществлении предпринимательской деятельности: Дис. … канд. юрид. наук. Киров, 2010. 191 с.; Клоков Е.А. Административное расследование в органах внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2005. 188 с.; Клюшниченко А.П., Шергин А.П. Административные комиссии. – М., 1975. – С. 76Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2001. С. 307.Макарейко, Н. В. Административное право : учебное пособие для СПО / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 259 сМигачев, Ю. И. Административное право : учебник для СПО / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018Минашкин, Г.Г. Исполнение административного наказания как стадия производства по делам об административных правонарушениях / Г.Г. Минашкин // Юридическая наука. – 2015. – № 1. – С. 74-76.Мурзина, Л.И. Стадии производства по делам об административных правонарушениях / Л.И. Мурзина // Государство, общество, право. – 2014. – № 4. – С. 59-66.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. М., 2012. С. 119. Панова И. В. Юридический процесс : монография. М., 2017. 76 с. ; Ее же. Административно-юрисдикционный процесс : монография. М., 2017. 256 с. ;Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 45 с.; Валеев Д.Х. Исполнительное производство в системе права России // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2001. N 5.Производство по административным правонарушениям: Учебное пособие / Под ред. Д.Н. Бахраха. Свердловск: Свердловский юридический институт им. Р.А. Руденко, 1986. С. 11Пятикова Е.А. Административное расследование по делам о нарушениях таможенных правил: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 220 с.; Распопова А. Камеры наплодили должников // Газета.Ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/auto/2019/01/20_a_10485449.shtml#page5Салищева Н.Г., Якимов А.Ю. Структура производства по делам об административных правонарушениях (стадии возбуждения дела и рассмотрения дела) // Административное право и процесс. 2016. N 5.Сафоненков П. Н. Административная юрисдикционная деятельность : учеб.пособие. М., 2017. С. 5—10 ; Басов С. Л. Участие прокурора в административно-юрисдикционном процессе : учеб.пособие. СПб., 2015. С. 5 ;Скляров И.А., Никифоров М.В. Административная ответственность граждан по законодательству Нижегородской области: Монография. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2000. С. 59.Соловьева О.М. Производство по делам об административных правонарушениях: опыт системного изучения: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 83.Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008. С. 354. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юридическая литература, 1972. С. 166 – 172.Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 236.Тарасов А. А. Эксперт и специалист в уголовном процессе Рос-сии : монография. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2017. 128 с. ; Теоретические основы и прикладные проблемы участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: моно-графия / А. Ю. Винокуров и др. ; Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федера-ции. М., 2017. С. 14. Усенков, И.А. Стадии производства по делам об административныхправовонарушениях / И.А. Усенков // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. – 2016. – № 6. – С. 157-158.Цуканов Н. Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого ОВД: дис… д-ра юр. наук. – Омск, 2011. – 189 сЧмырев, С.Н. Стадии исполнительного производства / С.Н. Чмырев // Вестник Северо-Кавказского ГУ. – 2015. – С. 260-268.Шевченко О. А. К вопросу о начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях // Труды Академии Управления МВД РФ. – 2011. - № 4. – С. 117-121. Шевченко О.А. Возбуждение и административное расследование дел об административных правонарушениях в области дорожного движения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. С. 14 – 15.Материалы правоприменительной практикиПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»// СПС Консультант ПлюсПостановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»//СПС Консультант ПлюсРешение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2019 г. по делу № А19-30294/2018//СПС Консультант ПлюсРешение Сахалинского областного суда от 11.02.2017 по делу № 176-17//СПС Консультант ПлюсРешение Ульяновского областного суда от 21 сентября 2019 года по делу № 7-179/2019//СПС Консультант Плюс

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» //СПС Консультант Плюс
4. Приказ МВД РФ от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (утратил силу)//СПС Консультант Плюс

Научная и учебная литература

5. Аванесян Р.Р. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 18(18). URL: https://sibac.info/journal/student/18/87472 (дата обращения: 25.09.2019).
6. Административное право России : учебник. Ч. 1 :Государственное управление и административное право / под ред. А. П. Коренева. М., 2002. С. 222
7. Административно-процессуальное право : учебник / под ред. А. И. Каплу-нова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2017. С. 16.
8. Административные процедуры : монография / отв. ред. Л. Л. Попов, С. М. Зубарев. М., 2017. 240 с.
9. Административный процесс : учеб.для бакалавриата и магистратуры / под ред. М. А. Штатиной. М., 2015. С. 17.
10. Андреев А. А. и др.. Административно-процессуальное право: - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России,2013. - 468 с.. 2013
11. Арзуманян А.А. Административное расследование: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2010. 208 с
12. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М, 2000. – С. 543.
13. Братановский, С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. – М., 2013.– С. 54.
14. Булгаков А.Н. Административное расследование правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2017. 187 с.
15. Васильев Ф.П. Процессуальность в административной ответственности. М.: Юнити-Дана, 2001. С. 19 – 22.
16. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование. Воронеж: Воронежский университет, 1976. С. 88 – 90.
17. Гвоздева А.Н. О понятии и особенностях индивидуального административно-правового акта // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Сб. науч. тр. – Киров, 2004. – Ч. 1. – С. 151.
18. Гостев А. С., Школяренко Е. А. Административные наказания в системе мер административного принуждения. Теоретико-правовая характеристика // Мировой судья. 2017. № 2. С. 35—39.
19. Гражданский процесс : учеб.для студентов высших юрид. учеб. заведений / Д. Б. Абушенко и др. ; отв. ред. В. В. Ярков. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2017. 702 с.
20. Громошина Н.А. Кодекс административного судопроизводства или Административный процессуальный кодекс? // Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. Вып. 7. Воронеж, 2013. С. 634.
21. Гулягин А. Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции / под ред. В. П. Рябцева. М., 2012. 144 с
22. Дугенец А. С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2012. – 178 с.
23. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. М.: Юридическая литература, 1973. С. 50.
24. Зеленцов А. Б., Ястребов О. А. Судебное административное право : учеб.для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2017. 768 с. ;
25. Зуев Б.Р. Возбуждение дела об административном правонарушении: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 23
26. Канати А.Ю. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных при осуществлении предпринимательской деятельности: Дис. … канд. юрид. наук. Киров, 2010. 191 с.;
27. Клоков Е.А. Административное расследование в органах внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2005. 188 с.;
28. Клюшниченко А.П., Шергин А.П. Административные комиссии. – М., 1975. – С. 76
29. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2001. С. 307.
30. Макарейко, Н. В. Административное право : учебное пособие для СПО / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 259 с
31. Мигачев, Ю. И. Административное право : учебник для СПО / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018
32. Минашкин, Г.Г. Исполнение административного наказания как стадия производства по делам об административных правонарушениях / Г.Г. Минашкин // Юридическая наука. – 2015. – № 1. – С. 74-76.
33. Мурзина, Л.И. Стадии производства по делам об административных правонарушениях / Л.И. Мурзина // Государство, общество, право. – 2014. – № 4. – С. 59-66.
34. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. М., 2012. С. 119.
35. Панова И. В. Юридический процесс : монография. М., 2017. 76 с. ; Ее же. Административно-юрисдикционный процесс : монография. М., 2017. 256 с. ;
36. Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 45 с.; Валеев Д.Х. Исполнительное производство в системе права России // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2001. N 5.
37. Производство по административным правонарушениям: Учебное пособие / Под ред. Д.Н. Бахраха. Свердловск: Свердловский юридический институт им. Р.А. Руденко, 1986. С. 11
38. Пятикова Е.А. Административное расследование по делам о нарушениях таможенных правил: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 220 с.;
39. Распопова А. Камеры наплодили должников // Газета.Ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/auto/2019/01/20_a_10485449.shtml#page5
40. Салищева Н.Г., Якимов А.Ю. Структура производства по делам об административных правонарушениях (стадии возбуждения дела и рассмотрения дела) // Административное право и процесс. 2016. N 5.
41. Сафоненков П. Н. Административная юрисдикционная деятельность : учеб.пособие. М., 2017. С. 5—10 ; Басов С. Л. Участие прокурора в административно-юрисдикционном процессе : учеб.пособие. СПб., 2015. С. 5 ;
42. Скляров И.А., Никифоров М.В. Административная ответственность граждан по законодательству Нижегородской области: Монография. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2000. С. 59.
43. Соловьева О.М. Производство по делам об административных правонарушениях: опыт системного изучения: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 83.
44. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008. С. 354.
45. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юридическая литература, 1972. С. 166 – 172.
46. Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 236.
47. Тарасов А. А. Эксперт и специалист в уголовном процессе Рос-сии : монография. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2017. 128 с. ;
48. Теоретические основы и прикладные проблемы участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: моно-графия / А. Ю. Винокуров и др. ; Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федера-ции. М., 2017. С. 14.
49. Усенков, И.А. Стадии производства по делам об административных правовонарушениях / И.А. Усенков // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. – 2016. – № 6. – С. 157-158.
50. Цуканов Н. Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого ОВД: дис… д-ра юр. наук. – Омск, 2011. – 189 с
51. Чмырев, С.Н. Стадии исполнительного производства / С.Н. Чмырев // Вестник Северо-Кавказского ГУ. – 2015. – С. 260-268.
52. Шевченко О. А. К вопросу о начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях // Труды Академии Управления МВД РФ. – 2011. - № 4. – С. 117-121.
53. Шевченко О.А. Возбуждение и административное расследование дел об административных правонарушениях в области дорожного движения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. С. 14 – 15.

Материалы правоприменительной практики

54. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»// СПС Консультант Плюс
55. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»//СПС Консультант Плюс
56. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2019 г. по делу № А19-30294/2018//СПС Консультант Плюс
57. Решение Сахалинского областного суда от 11.02.2017 по делу № 176-17//СПС Консультант Плюс
58. Решение Ульяновского областного суда от 21 сентября 2019 года по делу № 7-179/2019//СПС Консультант Плюс

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы регулируют процесс производства по делам об административных правонарушениях?

Процесс производства по делам об административных правонарушениях регулируется такими принципами, как презумпция невиновности, независимость и неприкосновенность судьи, равноправие сторон и др.

Кто является участниками производства по делам об административных правонарушениях?

Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются лицо, совершившее правонарушение (административный правонарушитель), орган, проводящий производство (осуществляющий контроль), а также представители сторон (представители административного правонарушителя и органа, проводящего производство).

Какие виды стадий производства по делам об административных правонарушениях существуют?

Существуют следующие виды стадий производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела, его рассмотрение на основании материалов, собранных при проверке и рассмотрение дела с вызовом лица, совершившего административное правонарушение.

Какие особенности есть у стадии возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении?

Стадия возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении характеризуется тем, что на данной стадии проводятся все необходимые мероприятия для установления фактов правонарушения, согласно установленных процессуальными нормами порядку и срокам.

Какие этапы включает процесс производства по делу об административном правонарушении?

Процесс производства по делу об административном правонарушении включает следующие этапы: возбуждение дела, рассмотрение дела на основании собранных материалов и дальнейшее рассмотрение дела с вызовом лица, совершившего правонарушение.

На чем основано производство по делам об административных правонарушениях?

Производство по делам об административных правонарушениях основано на принципах государственности, законности, равноправия, непосредственности и др. Участниками производства являются суды, должностные лица (инспекторы, стражи порядка), лица, которые совершили правонарушение, и их представители.

Какие стадии включает производство по делам об административных правонарушениях?

Производство по делам об административных правонарушениях включает следующие стадии: возбуждение дела, рассмотрение дела, принятие постановления (решения), исполнение постановления и возможность обжалования.

Какие этапы преходит дело об административном правонарушении?

Дело об административном правонарушении проходит следующие этапы: возбуждение дела, рассмотрение дела на заседании, принятие постановления (решения), исполнение постановления и возможность обжалования. Каждый этап имеет свои характеристики и требует определенных процедурных действий.

Какие принципы основывают производство по делам об административных правонарушениях?

Производство по делам об административных правонарушениях основывается на принципах государственности, законности, равноправия, непосредственности, презумпции невиновности и др. Эти принципы обеспечивают соблюдение прав и интересов всех участников производства и предотвращают возможные злоупотребления.

Что включает в себя стадия возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении?

Стадия возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении включает в себя определение состава правонарушения, назначение меры административного наказания, установление обстоятельств дела, выяснение личности лица, совершившего правонарушение, и др. На этой стадии проводятся доследственные мероприятия, собираются доказательства и принимаются процессуальные решения.