Адаптация материалов учебников по математике для слепых (слабовидящих) в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 25.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации материалов учебников по математике для слепых (слабовидящих) обучающихся 5
1.1. Психологические особенности учебной деятельности детей с нарушениями зрения и ее организация 5
1.2. Требования к печатной учебной литературе для слепых (слабовидящих) детей 14
Глава 2. Описание методических подходов к адаптации материалов учебников по математике для слепых (слабовидящих) в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» 22
2.1. Адаптация содержания обучения математике слабовидящих первоклассников в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 22
2.2. Методические указания по адаптации и подготовке к изданию учебников математики для слепых (слабовидящих) в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 28
Заключение 36
Список использованной литературы 37
За основу системы Луи Брайля взято шеститочку. Это комбинация из шести выпуклых точек, расположенных в две вертикальных строки, по три точки в каждом [12, с. 30; 5, с. 70].При изготовлении любой печатной продукции для незрячих детей должны прежде всего учитываться особенности их осязательного восприятия, в частности это касается соблюдения размеров и форм рельефных точек. Следовательно, при издании книг рельефно-точечным шрифтом, особенно учебной печатной продукции для детей, необходимо соблюдать размеров шеститочки, высоты точки, расстояния между точками шеститочки и между двумя соседними знаками, расстояний между словами и строками в тексте. Однако, учитывая имеющиеся технические возможности в процессе создания печатной продукции шрифтом Брайля, а также возрастные особенности и специфику познавательной деятельности незрячих школьников, можно прибегать к незначительному варьирования этих параметров, например, выдавая литературу для детей младшего школьного возраста, стоит немного увеличивать интервал, абзацные отступления и т.д. [2, с. 31-32].Учебник для незрячих детей, напечатанный шрифтом Брайля, - это адаптированный рельефно-точечный вариант традиционного плоско печатного учебника для общеобразовательной школы.Адаптация предполагает изменение характера подачи материала в учебнике в форме, доступной для детей с нарушениями зрения, без изменения содержания или концептуальной сложности учебного задания [4, с. 9].Необходимость адаптации учебного материала в учебниках для незрячих детей к их познавательных возможностей вызвана как спецификой осязательно-слухового способа восприятия и познания окружающей действительности, недостаточной сформированности предметно-пространственных представлений, своеобразием методических приемов, применяемых в обучении этой категории школьников, так и особенностями, обусловленными собственно способом рельефно-точечного письма и чтения.Адаптация, как правило, осуществляется специалистами-тифлоло- гаммы (учеными и практиками) и учителями-предметниками и предусматривает:■ изменение характера задач, направленных на визуализированный способ восприятия и поэтому недоступных для незрячих детей; ■ замену графического материала учебника, который не воспринимается на ощупь, текстовыми обозначениями, рельефно-графическими изображениями или описательными конструкциями; ■ перераспределение сложного схематического или текстового материала (таблицы, схемы, задачи), что препятствует целостному восприятию незрячих учеников, на меньшие блоки, без изменения общего смыслового наполнения; ■ принятия дополнительных выделений и отметок в тексте, которые не могут быть отображены с помощью цветной графики (рамки, скобки, знак курсивом и т.д.) [2, с. 42]. Сложные сюжетные рисунки с мелкими деталями, которые подаются в книгах для учащихся с нормальным зрением, в изданиях шрифтом Брайля заменяются хорошо продуманными описательными конструкциями. Если рисунок не имеет какого-то важного дидактического, воспитательного значения и его отсутствие не затрудняет понимание материала, то в таком случае размещения рисунков и ссылок на них следует избегать.Однако все более доступными сейчас становятся и технологии изготовления рельефно-графических изображений с сохранением цвета с помощью специального брайлевского принтеров. Такие изображения уже широко используются в учебниках для незрячих детей, однако еще имеют и ряд недостатков, поскольку рельефное изображение имеет разную высоту точек, в зависимости от насыщенности цвета, и такие точки не достаточно хорошо дифференцированными на ощупь, кроме того, не четко пропечатывается контур, часто наблюдается смещение рельефного и графического контуров. Все это может затруднять работу с изображением как для тотально незрячих детей, так и для детей с остаточным зрением. Такие изображения еще требуют своего усовершенствования в соответствии с офтальмологи-гигиеническими требованиям, предъявляемым к рисунку, однако работа над улучшением этой технологии продолжается до сих пор. Уже в новейших изданиях учебников для незрячих детей изображение более качественным, можно легко проследить не только форму, но и фактурность поверхности, дифференцировать важные детали и тому подобное.Учитывая то, что сейчас учебники для массовой общеобразовательной школы имеют очень разнообразную, разветвленную структуру, это значительно усложняет процесс их адаптации и подготовки к печати шрифтом Брайля. Стоит отметить, что легче учениками с глубокими нарушениями зрения воспринимаются материалы учебников с более простой структурой, в соответствии с которой задачи сгруппированы перед упражнением, а вопрос к тем разделов, параграфов - в конце темы или пункта. Такая структура является более понятной для учащихся и требует меньших усилий на адаптацию материалов учебника.Стоит заметить, что с некоторых учебных предметов (например, информационные технологии, рельефное рисования) недостаточно только адаптации имеющегося сейчас плоскопечатного варианта учебника для обучения детей с нарушениями зрения. Учитывая специфику предмета и особенности работы незрячих на компьютере с рельефной графикой, более целесообразным является создание нового (оригинального) учебника специалистами-Тифлопедагог (в соавторстве ученых и учителей-практиков).Работая с любым конкретным учебником, человек, который осуществляет его адаптацию, встречается с множеством особенностей, связанных с авторской концепцией и структурным построением учебника, спецификой учебного предмета (математика, русский, иностранный язык, история и т.д.), возрастной категории детей, особенностями восприятия и выполнения незрячими тех или иных задач, спецификой передачи учебного материала шрифтом Брайля и тому подобное. Однако можно выделить наиболее общие положения,которые необходимо соблюдать в процессе адаптации учебников для незрячих учеников [12].1. Учебники, напечатанные шрифтом Брайля, как правило, состоят из двух и более частей (книг). В начале каждой части учебника, напечатанного шрифтом Брайля, должны подаваться условные обозначения (если есть), поскольку при изучении определенного материала дети пользуются какой-то конкретной частью (книгой), а не учебником в целом. 2. Графические обозначения стоит заменять текстовые или знаковыми (например, * - задача повышенной сложности). Можно указывать полное название, например "Домашнее задание", или сокращенную - ДЗ. При этом не стоит перегружать текст учебника дополнительными условными обозначениями. 3. При оформлении содержания учебника нужно придерживаться сквозной нумерации страниц и не подавать информацию отдельными блоками. Например: если раздел "Развитие речи" в учебнике подается не отдельным блоком, а размещается среди других глав и параграфов, то и в смысле его не стоит отделять отдельно, а подавать со сквозной нумерацией. 4. Несложные и небольшие по объему таблицы, как правило, не требуют дополнительной адаптации, однако практический опыт показывает, что большинство таблиц и схем трудно размещаются на странице учебника, напечатанного шрифтом Брайля, поскольку они являются громоздкими, а размещение одной таблицы или схемы на нескольких страницах теряет свой дидактический смысл, потому что такая информация целостно не будет восприниматься незрячими учащимися. Поэтому материал таблицы чаще всего трансформируется в текстовую информацию с переформулировкой задачи к ней, например: вместо "Рассмотрите приведенную таблицу" следует написать "Прочитайте представленную ниже информацию". Если в таблице представлены важную информацию, которую необходимо запомнить, то текст, переведенный из таблицы, желательно дополнительно выделить двумя длинными горизонтальными линиями (сверху и снизу) с обязательным пропуском строки перед и после линии. 5. Задача к упражнениям, параграфов, тем т.п. для облегчения восприятия незрячих учеников лучше группировать блоками, например все задачи упражнения размещать перед упражнением или все вопросы и задания к теме - после соответствующего раздела, параграфа и тому подобное. Однако стоит помнить важную вещь: человек, адаптирует и редактирует учебное пособие, не может кардинально менять возбуждать его авторскую структуру. Поэтому задачу можно подавать по логическим принципом, например задачи, которые нужно выполнить в первую очередь, оставлять перед упражнением, а дополнительные задания подавать после упражнения. Нельзя подавать после упражнения задачи типа "Выделите ...", "Отметьте ...", что связано с особенностями работы с текстом и техникой письма шрифтом Брайля. Задание к тем, разделов, параграфов рекомендуется нумеровать, поскольку четкое структурирование материала способствует быстрому поиску и выполнению незрячими учащимися задач. 6. Задачи с изображениями или фотографиями, которые нельзя передать рельефно-графически, заменяются аналогичными, такими, которые не требуют визуализации, передаются описательно, реже опускаются, если изображение не имеет важного дидактического нагрузки или в случае невозможности его описания или замены. 7. Стихи, математические примеры или любая другая текстовая информация размещается на странице учебника, что печатается шрифтом Брайля, только в одну колонку (за исключением таблиц). При этом стихотворение лучше начинать печатать примерно с третьего отступления строки. В случае, если стихотворную строку превышает допустимую в строке количество знаков, то текст переносится на следующую строку ближе к его правому краю, то есть дописывается в конце следующей строки для того, чтобы ребенку не нужно было каждый раз возвращаться к началу строки. Между куплетами, как правило, пропускается строка. 8. Значительные трудности в процессе адаптации учебного материала составляет информация, размещенная на обложках, форзацах или непосредственно в конце плоскопечатного учебника (словари, справочники, таблицы и т.д.). Обычно, человек, который осуществляет адаптацию, в каждом отдельном случае самостоятельно принимает решение о размещении такой учебной информации, зависит от вида конкретного материала. Однако наиболее употребляемым способом воспроизведения такой учебной информации для ее надлежащего восприятия незрячими учащимися является ее переноса в текст, в котором непосредственно упоминается о ней, словари и справочники, как правило, размещаются в конце каждой части (книги) учебника. 9. Ни в коем случае нельзя опускать любых задач, упражнений, другой дидактически важной информации, помогает ученику понять правило, определение, выполнение задания и тому подобное. Поэтому нельзя исключать из текста упражнения, образцы выполнения задач, текстовые иллюстративные примеры, информацию для сравнения и тому подобное. 10. Необходимо также бегло обратить внимание на подготовку плоскопечатного текста к печати рельефно-точечным шрифтом Брайля. Человек, который осуществляет адаптацию учебного материала, должна максимально подготовить текст для его корректного перевода в рельефно-точечный шрифт. Например, необходимо помнить об особенностях расстановку, математических или иных знаков и расстояния между ними. Также при подготовке текста все заголовки нужно писать только с первой большой буквы, ведь это в значительной степени облегчит передачу и дальнейшее редактирование текста шрифтом Брайля. Проверка и редактирование - это анализ, направленный на исправление ошибок в рельефно-точечном тексте макета учебника для его подготовки к публикации шрифтом Брайля. Оптимальное редактирования текстов в учебниках, печатаются шрифтом Брайля, должно осуществляться в тесном сотрудничестве специалиста-тифлопедагога, который выполняет адаптацию материала, и грамотного пользователя шрифта Брайля.Человек, который осуществляет проверку и техническое редактирование текста шрифтом Брайля, может встречаться со следующими типами ошибок.1. Ошибки исходного текста, то есть те, которые встречаются в ори- гинал-макете учебника, напечатанного плоским шрифтом. К ним относятся как авторские погрешности, так и ошибки, допущенные при подготовке оригинал-макета. 2. Ошибки, допущенные при адаптации текста учебника, то есть имеющиеся в тексте, на основе которого и осуществлялись подготовка и перевод материалов учебника рельефно-точечным шрифтом Брайля. 3. Ошибки, допущенные в процессе подготовки и конвертирования плоскопечатного текста в рельефно-точечный шрифт Брайля. Что касается выявления ошибок первого типа, то они в основном не подлежат исправлению лицом, редактирует рельефно- точечный текст, поскольку она не является специалистом в определенной области знаний и не может согласовать возможные исправления с автором.Ошибки второго типа могут иметь прежде всего логико-грамматический характер, их исправления, как правило, соглашается с лицом, осуществлявшим адаптацию соответствующего текста.Третий тип ошибок требует наибольшего внимания корректора и предусматривает осуществление тщательного технического редактирования текста. Особое внимание следует обращать на правильное написание слов, цифр, на отступления в тексте, размещение текста на странице, оформление диалогов, стихотворной речи, передачу таблиц, схем, количество знаков в строке и правильный перенос слов на другую строку, соблюдение правил употребления большой буквы, правил ударения и тому подобное. При этом, редактируя текст, нужно помнить об обозначении больших букв, шрифтом Брайля передаются специальными знаками и относятся непосредственно перед буквой.Человек, который редактирует текст шрифтом Брайля, должен следить за соответствием текста исходным вариантам - оригинал-макета и адаптированном текста. Внесение изменений в адаптированного текста имеет дополнительно согласовываться с человеком, который осуществляла его адаптацию.Непосредственно для редактирования текста используется целая система корректурных знаков, которые должны быть понятными для всех участников процесса подготовки учебника к печати.ЗаключениеУчебники и пособия для детей с особыми образовательными потребностями должны соответствовать их психофизическим возможностям. Содержание, структура, художественное оформление должны учитывать закономерности образовательной практики обучения соответствующей категории учащихся, их психологические особенности, обязательно стимулировать поисково-познавательную деятельность.Адаптация содержания обучения математике по рассмотренным направлениям позволит реализовать коррекционную направленность обучения слабовидящих первоклассников и предупредить возникновение трудностей при формировании учебных навыков.Учитывая уникальность учебника и пособия в системе средств коррекционного обучения и воспитания, их специфическую функциональность, необходимо стремиться к созданию таких учебных изданий, которые стали бы для детей с особыми образовательными потребностями настоящим средством усвоения культурного и духовного опыта родного народа и человечества в целом, фактором их умственного , социального и духовного развития.Достаточно пунктирно изложены методические рекомендации и особенности адаптации и подготовки к изданию учебников для незрячих детей, печатаются шрифтом Брайля, обеспечат возможность облегчить работу над адаптацией и изданием учебников рельефно-точечным шрифтом. Ознакомление с изложенными особенностями специалистов и широкой общественности педагогов поможет осознать необходимость привлечения специалистов-тифлопедагогов, которые собственно и осуществляют адаптацию, к определению перечня учебников, наиболее приемлемых по структуре и содержанию обучения детей с глубокими нарушениями зрения, из числа рекомендованных Министерством образования и науки РФ.Список использованной литературыАндреева Л.В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор / Л.В. Андреева, Д.И. Бойков, В.З. Кантор. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 78 с.Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. — Л., 1981. — 122 с.Гайдукевич С. Е. Особенности интеграции незрячих и слабовидящих младших школьников в систему общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений / С. Е. Гайдукевич // Особенности интегрированного обучения детей с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие для учителей спец. и общеобразоват. шк. / С. Е. Гайдукевич [и др.]; науч. ред. З. Г. Ермолович; Нац. ин–т образования. — Минск, 2004. — С. 3–24. Григорян Л. А. Офтальмо-гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения / Л. А. Григорян // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения: метод. пособие: [сб. ст.] / Рос. акад. образования, Ин-т коррекц. педагогики; под ред. Л. И. Плаксиной. — М., 1995 — С. 29–73. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2000. — 237 с.Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности / А. И. Зотов // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. — Л., 1981. — С. 3–18.Кондратов А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Кондратов. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.Кондратьева С.Ю. Диагностика и профилактика вербальной дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 143-145.Литвак А. Г. Тифлопсихология: [учеб. пособие для пед. ин-тов со спец. № 211 «Дефектология»] / А. Г. Литвак. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.Малых Р.Ф. Обучение математике слепых и слабовидящих младших школьников : учеб. пособие. СПб., 2014.Никулина Г.В. Адаптация содержания образования в контексте реализации ФГОС для слепых и слабовидящих // Там же. С. 4-13.Никулина Г.В., Потемкина А.В. Оптимизация образовательных возможностей слабовидящих учащихся в условиях инклюзивного образования за счет специальной адаптации текстового материала // Школа для всех: образование слепых и слабовидящих : сб. ст. / под общ. ред. Г.В. Никулиной. СПб., 2015. С. 27-30.Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития : сб. научн. ст. / ФГБНУ «Психологический институт РАО» ; сост. Н.А. Борисенко, К.В. Миронова, С.В. Шишкова ; [ответств. ред. Н.А. Борисенко]. — М. : Мнемозина, 2019. — 295 с.Ращикулина Е.Н. Понятийно-синергетический подход в развитии познавательных способностей детей / Е.Н. Ращикулина // Высшее образование сегодня. – 2013. – №7. – С. 72–77.Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.Толстикова И.А. Тактильная книга как дидактический материал и инструмент развития осязания слепых и слабовидящих детей // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://sibac.info//sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 22.09.2019) Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие \ Б. К. Тупоногов — М.: Город Детства, 2008. — 154 с.Хамадеева Р.Х., Большакова Н.Л., Испулова С.Н. Организация обучения и воспитания в школе-интернате для слабовидящих и слепых детей // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 214-218;URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37107 (дата обращения: 22.09.2019).Хомуха К.А. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / К.А. Хомуха, Н.В. Черепкова // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». – Ставрополь, 2014. – С. 5.Hohmann A., Creutzfeldt O.D. Squint and the development of dinocularitu in humans // Nature. 1975. Vol. 254, no. 17. P. 39-46.
1. Андреева Л.В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор / Л.В. Андреева, Д.И. Бойков, В.З. Кантор. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 78 с.
2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. — Л., 1981. — 122 с.
3. Гайдукевич С. Е. Особенности интеграции незрячих и слабовидящих младших школьников в систему общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений / С. Е. Гайдукевич // Особенности интегрированного обучения детей с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие для учителей спец. и общеобразоват. шк. / С. Е. Гайдукевич [и др.]; науч. ред. З. Г. Ермолович; Нац. ин–т образования. — Минск, 2004. — С. 3–24.
4. Григорян Л. А. Офтальмо-гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения / Л. А. Григорян // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения: метод. пособие: [сб. ст.] / Рос. акад. образования, Ин-т коррекц. педагогики; под ред. Л. И. Плаксиной. — М., 1995 — С. 29–73.
5. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2000. — 237 с.
6. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности / А. И. Зотов // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. — Л., 1981. — С. 3–18.
7. Кондратов А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Кондратов. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
8. Кондратьева С.Ю. Диагностика и профилактика вербальной дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 143-145.
9. Литвак А. Г. Тифлопсихология: [учеб. пособие для пед. ин-тов со спец. № 211 «Дефектология»] / А. Г. Литвак. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
10. Малых Р.Ф. Обучение математике слепых и слабовидящих младших школьников : учеб. пособие. СПб., 2014.
11. Никулина Г.В. Адаптация содержания образования в контексте реализации ФГОС для слепых и слабовидящих // Там же. С. 4-13.
12. Никулина Г.В., Потемкина А.В. Оптимизация образовательных возможностей слабовидящих учащихся в условиях инклюзивного образования за счет специальной адаптации текстового материала // Школа для всех: образование слепых и слабовидящих : сб. ст. / под общ. ред. Г.В. Никулиной. СПб., 2015. С. 27-30.
13. Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития : сб. научн. ст. / ФГБНУ «Психологический институт РАО» ; сост. Н.А. Борисенко, К.В. Миронова, С.В. Шишкова ; [ответств. ред. Н.А. Борисенко]. — М. : Мнемозина, 2019. — 295 с.
14. Ращикулина Е.Н. Понятийно-синергетический подход в развитии познавательных способностей детей / Е.Н. Ращикулина // Высшее образование сегодня. – 2013. – №7. – С. 72–77.
15. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
16. Толстикова И.А. Тактильная книга как дидактический материал и инструмент развития осязания слепых и слабовидящих детей // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://sibac.info//sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 22.09.2019)
17. Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие \ Б. К. Тупоногов — М.: Город Детства, 2008. — 154 с.
18. Хамадеева Р.Х., Большакова Н.Л., Испулова С.Н. Организация обучения и воспитания в школе-интернате для слабовидящих и слепых детей // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 214-218;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37107 (дата обращения: 22.09.2019).
19. Хомуха К.А. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / К.А. Хомуха, Н.В. Черепкова // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». – Ставрополь, 2014. – С. 5.
20. Hohmann A., Creutzfeldt O.D. Squint and the development of dinocularitu in humans // Nature. 1975. Vol. 254, no. 17. P. 39-46.
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности учебной деятельности детей с нарушениями зрения и как они влияют на адаптацию материалов учебников по математике?
У детей с нарушениями зрения есть специфические особенности восприятия информации и организации учебной деятельности. Они полагаются на другие органы чувств, такие как слух и осязание, и поэтому требуют адаптации материалов учебников. Например, текстовый материал должен быть переведен в шрифт Брайля или в аудиоформат, чтобы дети могли получить доступ к информации.
Какие требования предъявляются к печатной учебной литературе для слепых и слабовидящих детей?
Учебная литература для слепых и слабовидящих детей должна соответствовать определенным требованиям. Она должна быть выполнена шрифтом Брайля или иметь аудиозапись с текстом. Материал должен быть доступен для ощупывания, с легкими контурами и без острых элементов. Кроме того, материал должен быть четко структурирован, с использованием доступного языка и понятных иллюстраций.
Какие методические подходы используются при адаптации материалов учебников по математике для слепых и слабовидящих детей?
При адаптации материалов учебников по математике для слепых и слабовидящих детей используются различные методические подходы. Например, материал может быть представлен в виде диаграммы или схемы, чтобы дети могли ощупывать и понимать геометрические формы. Также используется аудиозапись с описанием математических операций и задач.
Какая цель адаптации материалов учебников по математике для слепых и слабовидящих детей?
Цель адаптации материалов учебников по математике для слепых и слабовидящих детей - обеспечить равные возможности для освоения математических знаний и навыков. Адаптированный материал должен быть доступен и понятен детям с нарушениями зрения, чтобы они могли успешно учиться и развиваться в области математики.
Какие особенности учебной деятельности детей с нарушениями зрения?
У детей с нарушениями зрения присутствуют особенности восприятия и обработки информации, что может затруднять их учебную деятельность. Они могут испытывать трудности с чтением, письмом, ориентацией в пространстве. Также они часто нуждаются в специальных средствах обучения и поддержке со стороны педагогов и родителей.
Какие требования предъявляются к печатной учебной литературе для слепых и слабовидящих детей?
Учебная литература для слепых и слабовидящих детей должна быть адаптирована для их особенностей восприятия. В ней должны присутствовать увеличенные шрифты, яркие цвета, четкая контрастность. Текст должен быть представлен в брайле, а также с использованием тактильных материалов и аудиозаписей. Также нужно обеспечить доступность материала для ощупывания и независимой работы.
Какими методическими подходами можно адаптировать материалы учебников по математике для слепых и слабовидящих детей?
Существует несколько методических подходов к адаптации материалов учебников по математике для слепых и слабовидящих детей. Один из них - использование брайлевской письменности и тактильных материалов, которые позволяют ощутить и представить графические изображения и формулы. Также используются аудиоматериалы и компьютерные программы с голосовым сопровождением для представления математических заданий.
Какие психологические особенности учебной деятельности детей с нарушениями зрения?
У детей с нарушениями зрения есть определенные психологические особенности, которые могут оказывать влияние на их учебную деятельность. Они могут иметь сниженную мотивацию, испытывать трудности в самостоятельной организации работы, иметь затруднения в концентрации внимания и памяти. Также они могут быть более эмоционально уязвимыми и нуждаются в моральной поддержке.
Какие требования предъявляются к печатной учебной литературе для слепых слабовидящих детей?
Требования к печатной учебной литературе для слепых и слабовидящих детей включают в себя такие аспекты как использование крупного шрифта, простая и понятная структура текста, четкое разделение элементов на странице, наличие рельефной графики и досок, использование ярких и контрастных цветов, а также возможность аудиозаписи или использование Брайля.
Каковы психологические особенности учебной деятельности детей с нарушениями зрения и как они могут быть организованы?
У детей с нарушениями зрения есть свои психологические особенности, которые могут повлиять на их учебную деятельность. Например, такие дети могут испытывать трудности с визуальным восприятием, памятью и концентрацией внимания. Однако, с помощью специальных методик и подходов, обучающиеся с нарушениями зрения могут успешно организовывать свою учебную деятельность. Например, это может быть использование рельефной графики, аудиозаписей, специального оборудования и других адаптивных средств.