Благословенный Валаам. (от становления до наст.вр.)
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 29.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Основание Валаамской обители и первые века ее существования 4
Глава 2.Обитель в период с 16 по 18 вв. 7
Глава 3.Монастырь в 18 и 19 столетиях: возрождение Валаама 9
Глава 4.Монастырь в 20 столетии и в современное время 12
Заключение 20
Список литературы 21
12 октября в монастыре прекратили колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте. На Валааме военные действия не велись, но все же, обитель была подвергнута бомбардировкам. 20 декабря 1939 года братию монастыря эвакуировали.Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор, остался цел. После эвакуации при монастыре для присмотра за имуществом остались: помощник эконома монах Симфориан, капитан с парохода "Сергий" монах Ираклий и послушник Владимир Кудрявцев, инженер и два иеромонаха Петр и Павел.13 марта 1940 года Валаамские иноки по радио узнали о подписании мирного договора между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отошли к СССР. В марте 1940 года Валаамский архипелаг передали советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о том, что будет создана единая школа боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров стали прибывать первые курсанты. В конце сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. В ноябре 1941 года игумен Харитон послал пять иноков во главе с иеромонахом Филагpием, чтобы восстановить Валаамское хозяйство. Во время военных действий иноки несколько раз побывали в монастыре. В июне 1944 г. они вновь, после очередного посещения, должны были покинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг в сентябре 1944 года [9]. Начался долгий период запустения Валаама. В 1949 году на острове создали совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984 гг.) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых. В Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки преклоняли колена пред мощами великих Валаамских подвижников, хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскpесенском скиту обосновалась туристическая база. К святыням относились изуверски. В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. Были и другие попытки. В 1979 году природный заказник преобразовали в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторые здания получили статус памятников (1971, 1985 гг.). Первый этап в восстановлении Валаама – это конец 80-х годов 20 столетия. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил "передать в пользование" Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. Наместником обители определили архимандрита Виктора (Пьянкова), впоследствии епископа Подольского.Первые шесть насельников – иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонахВарахиил) – прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года. После приезда монахов начинается возрождение духовной жизни на Валааме. В частности, были возобновлены службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Также нужно сказать о начале монастырских реставрационных работ. 25 мая 1990 года, на Вознесение Господне, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил главный престол нижнего собора. С 1990 года Валаамский монастырь обретает статус ставропигиального, то есть, находится в непосредственном ведениисвященноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С января 1993 г. Главой обители является игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев), который ранее состоял в братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на послушании эконома. Особое внимание нужно обратить на рост числа братии, на тот момент ее численность составляла порядка 150 человек. Новое поколение монахов активно работало над возрождением традиции Валаамского трудового монашества: в частности, речь идет о строительстве и реставрации, флоте, сельском хозяйстве, автохозяйстве, камнерезном, кузнечном и свечном производствах, издании духовной и церковно-исторической литературы.В мае 1991 года братия обители стала обладателем великого духовного сокровища – речь идет о нетленных благоухающих мощахвалаамскогоподвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Таким образом, у Валаамской обители появился еще один молитвенник. Мощи преподобного Антипы Валаамского поместили в раку, установленную в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев [9].В 1996 году в престольный праздник монастыря – день памяти преподобных Сергия и Германа прошли особые торжества. С визитом приехал Патриарх Алексий II и впервые в истории Валаама – глава Поместной Православной Церкви, митрополит всея Америки и Канады Феодосий. Феодосием был принесен великий дар – частица мощей преподобного Германа Аляскинского, соответственно, Патриархом была дарована обители большая икона. 17 июля 2002 года в Валаамском монастыре провели духовное торжество – встречу игумена афонского монастыря Ватопед архимандрита Ефрема с братией и паломниками. Валаам обрел древнюю святыню – крест-мощевик с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона, выкупленный из частной коллекции и переданный в дар Валаамскому монастырю благотворителем. 22 апреля 2004 года на Московском подворье уникальный крест был передан. По благословению Его Святейшества (4 июля 1999 г.) установили Празднование Собора Валаамских святых, на второй день после Преображения, престольного праздника обители. Значительное событие произошло летом 2000 года, когда на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были прославлены 34 преподобномученика XVI в., новомученики и исповедники XX века: святитель Феофан Соликамский (Ильменский), преподобномученикиАрефа (Митренин) и Иеремия (Леонов) [9].В 2002 году Святейший Патриарх освятил первую в России церковь, посвященную Валаамской иконе Божией Матери, устроенную после усердных молитв всего братства в помещении некогда упраздненного Никольского храма во внутреннем каре монастыря, где в 1897 году и обрели чудотворную икону. Новый этап в истории возрожденной обители – это факт создания Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, возглавляемого Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2005 году состоялось завершение реставрационных работ по восстановлению живописи собора на площади свыше 5 тысяч м². Главную святыню монастыря освятил Патриарх19 августа 2005 года, в день Преображения Господня.В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время восстановлено одиннадцать.На сегодняшний день община процветает. Каждый сезон здесь принимают паломников, трудников, волонтеров и просто туристов. На острове есть кафе, гостиницы, много действующих скитов, налаженное производство и многое другое [9].ЗаключениеТаким образом, святая Валаамская обитель была основана преподобными Сергием и Германом. В Валаамском монастыре подвизался преподобный Герман Аляскинский, это есть первый православный миссионер в Америке. Валаам часто называют Северным Афоном, в прошлом Валаам часто посещали русские цари, члены царской семьи, был Валаам любим многими представителями русской культуры: сюда приезжали И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Д.И. Менделеев и многие другие. История Валаама поистине драматична. Он был в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысший расцвет обители – это середина 19 века, когда настоятелем был игумен Дамаскин (Кононов). Что же касается трагического периода, то он приходится на 40–80-е годы 20 века, когда в монастырских стенах разместил школу боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат. То есть, обители находилась в запустении. Возрождение монашеской жизни наступило в 1989 году, с 1991 года монастырь обладает статусом ставропигиального (то есть, в подчинении Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается примерно 200 насельников. В обители сформировался полноценный приход, действуют культурно-просветительский центр и воскресная школа.Список литературыАзбелев С. Н. Когда был основан монастырь на острове Валаам // Тр. кафедры истории России с древнейших времен до XX века / отв. ред. А. Ю. Дворниченко. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.Иоанн Лествичник, прп. Лествица. http://e-libra.ru/read/168771-lestvica.htmlИстория Валаама.// https://valaam.spb.ru/Компанийченко С. Валаамский монастырь. — СПб., 2004. — 372 с. Кондратьев И.К. Святыни Валаамского монастыря.// https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev/svjatyni-valaamskogo-monastyrja/1Коняев Н. М. Свет Валаама. От Андрея Первозванного до наших дней. — Вече, 2009. — 304 с. Маханов О., иеродиакон. Остров Валаам как центр православной жизни русской эмиграции в Финляндии // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами. Сборник научных трудов. — СПб.: Санкт-Петербургский университет культуры и искусств; Санкт-Петербургский информационно-культурный центр «Русская эмиграция». — 2004. — С. 162—180 Мильков В. В., Петров А. Е. Исихазм // Религии народов современной России: Словарь / отв. ред. М. П. Мчедлов. — М.: Республика, 2002. — С. 117—120.Официальный сайт Валаамского монастыря.// https://valaam.ru/monastery/5498/
1. Азбелев С. Н. Когда был основан монастырь на острове Валаам // Тр. кафедры истории России с древнейших времен до XX века / отв. ред. А. Ю. Дворниченко. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.
2. История Валаама.// https://valaam.spb.ru/
3. Компанийченко С. Валаамский монастырь. — СПб., 2004. — 372 с.
4. Кондратьев И.К. Святыни Валаамского монастыря.// https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev/svjatyni-valaamskogo-monastyrja/1
5. Коняев Н. М. Свет Валаама. От Андрея Первозванного до наших дней. — Вече, 2009. — 304 с.
6. Маханов О., иеродиакон. Остров Валаам как центр православной жизни русской эмиграции в Финляндии // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами. Сборник научных трудов. — СПб.: Санкт-Петербургский университет культуры и искусств; Санкт-Петербургский информационно-культурный центр «Русская эмиграция». — 2004. — С. 162—180
7. Официальный сайт Валаамского монастыря.// https://valaam.ru/monastery/5498/
Вопрос-ответ:
Каково основание Валаамской обители и как долго она существует?
Основание Валаамской обители произошло давным-давно, в первые века ее существования, и она продолжает существовать уже много столетий.
Как развивалась обитель Валаам в период с 16 по 18 века?
Валаамская обитель развивалась и процветала в период с 16 по 18 века, становясь одним из крупнейших монастырей России и привлекая множество монахов и паломников.
Что произошло с монастырем Валаам в 18 и 19 столетиях?
В 18 и 19 столетиях монастырь Валаам пережил возрождение и стал центром духовной и культурной жизни, привлекая множество верующих и ученых.
Как развивался монастырь Валаам в 20 столетии и в современное время?
В 20 столетии монастырь Валаам столкнулся с трудностями из-за военных действий и социальных изменений, но продолжал существовать и сохранять свою роль в религиозной жизни. В современное время монастырь Валаам продолжает привлекать паломников и оставаться одним из известных святынь России.
Какие события произошли на Валааме во время военных действий в 1939 году?
Во время военных действий в 1939 году на Валааме был прекращен колокольный звон, а войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте.
Какова история основания Валаамской обители?
Валаамская обитель была основана в XI веке святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Затем монастырь прошел через несколько столетий развития и становления, став одним из крупнейших православных монастырей России.
Какая история Валаамской обители в период с 16 по 18 века?
В период с 16 по 18 века Валаамская обитель приобрела большую известность и стала центром духовной жизни Русской Церкви. В этот период были построены новые храмы и поселения, были созданы условия для развития обители во всех сферах.
Как возрождался Валаамский монастырь в 18 и 19 столетиях?
В 18 и 19 столетиях Валаамский монастырь прошел период восстановления после длительного упадка. Были проведены реставрационные работы, восстановлены здания и храмы. Также монастырь стал центром книгопечатания, здесь были изданы множество духовных и учебных книг.
Как развивался Валаамский монастырь в 20 столетии и в настоящее время?
В 20 столетии Валаамский монастырь стал объектом разных исторических событий. В период Советского Союза монастырь был закрыт, а затем использовался военными. В 1990-х годах монастырь был возвращен Русской Церкви и начал свое возрождение. Сегодня он является одним из популярных туристических и паломнических мест России.
Какие военные действия происходили на Валааме?
Во время Финской войны 1939-1940 годов на Валааме происходили военные действия между войсками Красной Армии и финской армией. Колокольный звон в монастыре был прекращен в октябре 1939 года, а военные действия начались 30 ноября 1939 года. Это привело к разрушениям и потере исторических ценностей монастыря.
Какое основание имеет Валаамская обитель и каковы ее первые века существования?
Валаамская обитель была основана в 10 веке и связана с проповедью христианства на Валаамском острове. В первые века существования монастыря он испытывал различные испытания, приходилось совершать мирские действия, связанные с земледелием и рыболовством.