"Доктор Живаго" как психологический роман
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 30.10.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I СВОЕОБРАЗИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА В РОМАНЕ Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» 6
1.1. Психологический анализ образа Юрия Живаго: оценка его духовности и личности 6
1.2. Духовные трагедии героев романа как признак психологической травмы Бориса Пастернака 12
ГЛАВА II СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» 12
2.1. Система образов и параллелизм в структуре персонажей 12
2.2. Композиционный изоморфизм как средство углубления в психологический образ персонажей 14
ГЛАВА III «ДОКТОР ЖИВАГО» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Описывая «резкий знак» на лице «убившегося», Пастернак использует слово «вымарка», лексическое значение которого определяется по действию глагола «вымарать», т. е. вычеркивать. В тексте романа это слово употребляется в прямом значении в контекстах, каждый из которых снова связан с Ларой. «Резкий знак», чернеющий «поперек лба и глаз разбившегося, перечеркивая это лицо словно крестом вымарки» (17) на лбу отца Юрия Живаго, – знак его вычеркивания из жизни. И эта оставленность Богом происходит именно в тот момент, когда его сын забывает «помолиться о своем без вести пропадающем отце, как учила его Мария Николаевна», успокаивая себя тем, что отец «подождет», «потерпит» (15). При этом в параллельно происходящих событиях очевидно противопоставление судеб отца и сына как «добыча смерти» – «несущему жизнь». Отметим, что отца не могут отпевать, как самоубийцу. Юрия не отпевают «в надежде на получение пенсии для детей, в заботе об их школьном будущем и из нежелания вредить положению Марины на службе» (489). Однако среди тех, кто пришел проводить в последний путь человека, кому он был дорог, была Лара, которой, кажется, не могло не быть, как не могло не быть рядом с Иисусом Христом Марии Магдалины. Никому другому из «порядочного числа людей, знавших умершего в разную пору его жизни и в разное время им растерянных и забытых», кроме Лары, автор не может позволить выразить сожаление о том, «что его не отпевают по-церковному!» (496). Только из ее уст мы слышим строку из молитвы за умерших: «“И целуйте меня последним целованием”» (496). Развивая мысль Ю. Бертнеса о параллелизме двух планов повествования, добавим, что образ Лары тоже сопровождает цитатный план из песнопений по умершим, углубляющий трагедию ее жизненного пути, досказывающий то, что невозможно передать «перечислением житейских событий и обстоятельств». В способах создания внутреннего мира персонажей, таким образом, выражается «идея жизни», которая, словами Пастернака-Живаго, непрерывно себя обновляет, «сама вечно себя переделывает и претворяет» (336).ГЛАВА III.«ДОКТОР ЖИВАГО» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАНИстория доктора Живаго разворачивается на фоне грандиозного исторического события русской революции. Революция меняет нации, реформирует политические альянсы и может даже изменить географические границы и границы. Мир неизбежно навсегда изменится в результате распада правящей власти и ее замены другой. В книгах по истории редко пишут о том, как эти монументальные сдвиги влияют на тех, чья жизнь, вероятно, разыгралась бы почти так же, независимо от того, прожили ли они свое существование полностью при любом правительстве. Единственная причина, по которой их жизнь становится бурной, заключается в том, что они попали в перекрестие самой революции. Доктор Живаго представляет эту реальность как психологический фон для основного повествования.Будучи воспитанным матерью-одиночкой, Юрий считал, что его образ жизни был единственным возможным. Они не были богатыми. После ее смерти он узнал, что он был бы наследником очень большого семейного состояния, если бы его отец не растратил все это уже на расточительные приключения в Сибири. Это открытие было шокирующим для Юрия, потому что богатство в России в то время распределялось совершенно неравномерно и почти целиком зависело от наследия. Так как он был воспитан, полагая, что он беден, он едва мог представить, что его социальная идентичность должна была быть настолько радикальной.Юрий чувствителен к русской классовой борьбе. Основываясь на своем воспитании, он понимает борьбу бедности и ценность тяжелого труда. Видеть, как наивный, богатый светский человек унижает людей рабочего класса, для него личное горе. Это событие вызывает его уже создаваемое отвращение к аристократии, чтобы превратиться в план - организация рабочей забастовки.Юрий художник. Он считает, что он может создавать новые вещи из своего собственного воображения, что доказывает ему, что он обладает божественностью - способностью творить - внутри себя. Интересно, что он не останавливается на достигнутом. Он применяет эту линию мышления ко всей материи, которую он видит вокруг себя, утверждая, что сила не только его, но потому что он и вся другая материя состоят из той же божественной силы. Таким образом, Бог, или божественное, является частью всего.Даже после смерти матери Юрий продолжает слышать ее голос. Открытая и любящая, его мама была для него целым миром, поэтому он с большим трудом пытается справиться с ее уходом. Тот факт, что он слышит слышимые голоса, которых нет, подсказывает, что он может быть шизофреником. Другая интерпретация состоит в том, что наряду с его богословской верой в врожденное распределение божественности по всей материи, он слышит отражение своей матери внутри себя.События романа охватывают довольно большой период времени. Он начинается с событий 1903 года, затем упоминаются события русско-японской войны. Часть романа происходит во время революции 1905 года; в частности, московские события декабря 1905 г. описаны более подробно. Какое-то время эта история, похоже, отходит на второй план и снова вторгается в жизнь героев во время войны 1914 года и последовавшей за этим революции. Все события первой части с 1903 по октябрь 1917 года были записаны с тщательной хронологической точностью. Однако с зимы 1917-1918 гг. До 30-х гг. Исторические события начинают изображаться по-другому: в частности, повествование наполнено анахронизмом.Основной конфликт стоит между интеллигенцией и революцией, потому что автор наиболее точно описывает многие моменты автора в романе. В работе - самая мощная сила - ход революции. Живаго – главный герой произведения – никоим образом не вмешивается во все происходящее и не влияет на ход событий. В этом откровенном и смелом письме о революции есть что-то близкое людям, знакомым с древних времен. Самое главное это его гений. Если бы кто-то поставил задачу создать новый мир, открыть новый календарь, то в первую очередь этому человеку нужно было бы расчистить место для этого. Он будет ждать конца старых лет и эпох, чтобы начать их хронологию после них. Ему понадобится чистый лист, новый абзац.Роман написан в тоне совершенно неизвестного завтрашнего дня, ни один из героев не знает, что делать, чтобы получить определенную уверенность. И предвидеть, как будут развиваться события, очень сложно.Главный парадокс заключается в том, что Живаго, будучи чрезвычайно умным, можно даже сказать, гениальным доктором и умным человеком, оказывается совершенно не в состоянии взять на себя ответственность и решить, когда следует принимать твердые решения.Истинным желаниям доктора Живаго требуется время, чтобы начать заявлять о себе. Однако после подъема коммунизма в России читатель начинает понимать, насколько недоволен Живаго окружающим его миром. Все его друзья перестали думать сами за себя, и все, что они делают, это пытаются принять или отторгнуть коммунистическую пропаганду. Живаго, тем не менее, чувствует, что ему нужно большее чувство свободы, которое он может найти со своей семьей, если они уедут из Москвы в Урал.На этой стадии трагедии довольно часто главный герой зацикливается на каком-то объекте желания, которым, по странному стечению обстоятельств оказывается всегда одна и та же женщина по имени Лара Антипова, сначала девочка, потом девушка и, наконец, замужняя женщина.Когда он переезжает в деревню рядом с городом Лары, у Живаго начинается роман с Ларой. Он чувствует вину за это всякий раз, когда возвращается в свою семью. В то же время он очень счастлив быть с Ларой. Однако, судьба снова разводит их, и теперь уже навсегда.Роман «Доктор Живаго» рассматривают с разных позиций: и как философское произведение, и как историческое, говорят об интерпретациях и символизме романа. Однако, для нас он наполнен глубоким психологическим смыслом, так как каждый герой произведения переживает только ему одному понятные психологические терзания, внешнее проявление которых определяется безысходностью ситуации и бездуховностью общества.Даже такие персонажи как отец и мать Юрия Живаго, упоминающиеся только на первых страницах романа, не могут справиться с тяжелейшей душевной травмой и умирают в страшных душевных мучениях. Роман начинается с похорон матери мальчика Юры, здоровье женщины было подорвано поступком мужа, разорившего семью и предавшего ее как женщину. Справедливое возмездие не дает спокойно жить и отцу Юрия: его собственное предательство разрушило не только семью, но и его самого, терзаясь от этого, он торопится покончить жизнь самоубийством, сбросившись с поезда.Комаровский, уважаемый и преуспевающий адвокат, позволяет себе вольную связь не только с мадам Гишар, женой его друга, но и совращает ее дочь Лару. Осознание содеянного приходит к Комаровскому спустя несколько лет, когда Лара будет стрелять в него. Сама Лара – девочка-подросток, которая и боится и трепетом ждет встреч с Комаровским, взрослым мужчиной, потому что ей льстит его внимание. Понимая это, она старается сбежать, вычеркнуть свое прежнее окружение из жизни. Но однажды ей приходится вернуться, и она видит, что Комаровский увлечен другой юной особой. Масса противоречивых чувств овладевает Ларой – и одно из них – чувство, что ее обманули, предали.Сам Юрий Живаго – через вихрь собственных внутренний ощущений и противостояний приходит к мысли, что все должно быть не так: он не должен быть женат на Тоне, не должен быть врачом, не должен быть с Ларой. Это все есть, но это не правильно. Должно быть как-то по-другому. Но ничего не изменить. Юрий Живаго опустился, стал безучастным ко всему, угнетенное состояние стало его привычным состоянием. Он умирает на улице, отказавшись от всех, так и не справившись со своим внутренним психологическим состоянием, приведшим его к катастрофе.В то время как большинство трагических фигур уходят в сиянии славы, Живаго однажды умирает от случайного сердечного приступа на улице. Патетический характер его смерти помогает Пастернаку показать, насколько бездушным и неэтичным является мир коммунистической России. В этой бесчеловечной машине нет места поэтической смерти.ЗАКЛЮЧЕНИЕРоман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» был опубликован в 1957 году. Он был опубликован не на родине Пастернака в России, а в Италии. СССР не разрешил опубликовать роман, потому что некоторые считали, что он показал «неприятие социалистической революции». Сегодня «Доктор Живаго» считается одним из величайших русских написанных романов. Доктор Живаго - культовое имя не только для России, ведь не напрасно роман Бориса Пастернака, лауреата Нобелевской премии по литературе, переведен на все значимые языки мира.В нашем исследовании мы рассматривали «Доктор Живаго» как глубоко психологический роман, открывающий образы героев и их поступки через глубину душевных переживаний. Перед читателем проходит жизнь многих героев, главных и второстепенных, которая за некоторой недосказанностью, все-таки очень понятна, хотя и сложна.Автобиографический характер романа «Доктор Живаго» – попытка самого Бориса Пастернака переосмыслить то, чему он был свидетелем на протяжении своей долгой и трудной жизни.Психологическое содержание романа появляется в спектре литературных форм, где есть место и прозе, и поэзии. Тем не менее, наиболее явное упоминание человеческого разума можно на страницахпроизведения, ведь оно касается внутреннего опыта, мыслей, чувств, эмоций самого писателя.Роман был организованвокруг того факта человеческого опыта, который вызвал искусство и философию: боль, дисгармонию в духе всех человеческих усилий. Основная миссия литературно-психологического произведения в том, чтобы создать таксономию боли, чтобы извлечь из нее смысл, потому что, если боль ничего не значит, ее нельзя переносить. В то время как литература косвенно указывает на эту миссию, психология выделяет ее впереди и в центре.«Доктор Живаго», с его многочисленными образами, раскрывающимися с точки зрения психологии личности и поступков, привлекает читателя именно той недосказанностью, которая позволяет ему самому принимать решения, оправдывая или осуждая героев романа, невольно примеряя эти образы на себя.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАльфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. - СПб., 2001.-384 с.Белокурова С. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2005. Бертнес Ю. Христианская тема в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Проблемы исторической поэтики. 1994. № 3. С. 367. Бочарова М. Явление изоморфизма в русском терминоведении // Вестн. РУДН. Сер. Иностр. языки и методика их преподавания. 2010. № 3. Бройтман С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя - жизнь». - М., 2007. - 608 с.Буров С. Полигенетичность художественного мира романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Ставрополь, 2011.Веселовский А. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А. Собр. соч.: в 8 т. Т. I. СПб., 1911. Газизова А.А. «Синтез живого со смыслом». - М., 1990. - 48 с.Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. № 3.Замерова О.А. Система экзистенциальных мотивов в лирике Б. Пастернака 1910-1920-х годов: дис. ...канд.филол. наук. - Ставрополь, 2007. Лихачев Д. С. Размышления над романом Б. А. Пастернака "Доктор Живаго" // Перечитывая заново: Лит. - критич. статьи. - Л., 1989.Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Б.Л. Пастернак Собр. соч. В 5 т. - М., 1989.Т. 1.Стихотворения и поэмы 1912-1931.Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста // Ю.М. Лотман О поэтах и поэзии. - СПб., 1999.Малыгина Н. Андрей Платонов и Борис Пастернак в московской литературной жизни 1930-х: пересечение судеб, переклички в творчестве. Ч. 2 // Филологические науки. Науч. докл. высш. шк. 2015. № 6. Обсуждаем роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго": [Подборка материалов] // Вопросы литературы. - 1988. - N 9.Озеров Л. О Борисе Пастернаке. - М„ 1990.Павлова Н. И. Способы создания психологических портретов персонажей в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 1.Павлова Н. Особенности персонажной организации романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (Казань, 4–8 октября 2016 г.). СПб., 2016. Пастернак Б. Полн. собр. соч.: в 11 т. Т. 4. Доктор Живаго. М., 2004. Пастернак Е. Жизнь художника: К 100-летию со дня рождения Б. Пастернака // Литература в школе. - 1989. -N 6.Пастернака: дис. ...канд. филол. наук. - Смоленск, 1997.Романова И.В. Семантическая структура «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа и лирики Б.Тюпа В. Художественное целое // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении / под ред. В. И. Тюпы. М., 2014.Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. - М., 2003.Флейшман Л. К характеристике раннего Пастернака // Л. Флейшман От Пушкина к Пастернаку... М., 2006.Чудаков А. Поэтика Чехова. М., 1971. Энциклопедия православной веры от А до Я (в изречениях святых отцов). СПб. 2009. Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Р. Якобсон Работы по поэтике. - М., 1987. - С. 324-338. Барыкин А.В. Лирика Б.Л. Пастернака 1910-1920 годов: «онтологическая» поэтика метафоры: автореф. дис...канд. филол. наук: 10.01.01. —Тюмень, 2000.
2. Белокурова С. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2005.
3. Бертнес Ю. Христианская тема в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Проблемы исторической поэтики. 1994. № 3. С. 367.
4. Бочарова М. Явление изоморфизма в русском терминоведении // Вестн. РУДН. Сер. Иностр. языки и методика их преподавания. 2010. № 3.
5. Бройтман С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя - жизнь». - М., 2007. - 608 с.
6. Буров С. Полигенетичность художественного мира романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Ставрополь, 2011.
7. Веселовский А. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А. Собр. соч.: в 8 т. Т. I. СПб., 1911.
8. Газизова А.А. «Синтез живого со смыслом». - М., 1990. - 48 с.
9. Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. № 3.
10. Замерова О.А. Система экзистенциальных мотивов в лирике Б. Пастернака 1910-1920-х годов: дис. ...канд.
филол. наук. - Ставрополь, 2007.
11. Лихачев Д. С. Размышления над романом Б. А. Пастернака "Доктор Живаго" // Перечитывая заново: Лит. - критич. статьи. - Л., 1989.
12. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Б.Л. Пастернак Собр. соч. В 5 т. - М., 1989. Т. 1.Стихотворения и поэмы 1912-1931.
13. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста // Ю.М. Лотман О поэтах и поэзии. - СПб., 1999.
14. Малыгина Н. Андрей Платонов и Борис Пастернак в московской литературной жизни 1930-х: пересечение судеб, переклички в творчестве. Ч. 2 // Филологические науки. Науч. докл. высш. шк. 2015. № 6.
15. Обсуждаем роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго": [Подборка материалов] // Вопросы литературы. - 1988. - N 9.
16. Озеров Л. О Борисе Пастернаке. - М„ 1990.
17. Павлова Н. И. Способы создания психологических портретов персонажей в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 1.
18. Павлова Н. Особенности персонажной организации романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (Казань, 4–8 октября 2016 г.). СПб., 2016.
19. Пастернак Б. Полн. собр. соч.: в 11 т. Т. 4. Доктор Живаго. М., 2004.
20. Пастернак Е. Жизнь художника: К 100-летию со дня рождения Б. Пастернака // Литература в школе. - 1989. -N 6.
21. Пастернака: дис. ...канд. филол. наук. - Смоленск, 1997.
22. Романова И.В. Семантическая структура «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа и лирики Б.
23. Тюпа В. Художественное целое // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении / под ред. В. И. Тюпы. М., 2014.
24. Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. - М., 2003.
25. Флейшман Л. К характеристике раннего Пастернака // Л. Флейшман От Пушкина к Пастернаку... М., 2006.
26. Чудаков А. Поэтика Чехова. М., 1971.
27. Энциклопедия православной веры от А до Я (в изречениях святых отцов). СПб. 2009.
28. Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Р. Якобсон Работы по поэтике. - М., 1987. - С. 324-338. Барыкин А.В. Лирика Б.Л. Пастернака 1910-1920 годов: «онтологическая» поэтика метафоры: автореф. дис...
канд. филол. наук: 10.01.01. —Тюмень, 2000.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой роман "Доктор Живаго"?
Роман "Доктор Живаго" Бориса Пастернака является психологическим романом, который представляет собой сложное произведение, в котором автор анализирует внутренний конфликт и психологическую травму главного героя, Юрия Живаго, и других персонажей.
Как оценяется духовность и личность Юрия Живаго в романе?
Духовность и личность Юрия Живаго в романе оцениваются как сложные и противоречивые. Он представлен как глубокий и интеллектуальный человек, однако, его внутренний конфликт и моральные дилеммы свидетельствуют о его нестабильности и духовной разобщенности.
Какие духовные трагедии переживают герои романа?
Герои романа "Доктор Живаго" переживают различные духовные трагедии. Например, Юрий Живаго столкнулся с внутренним конфликтом между своей любовью к Ларисе и своими семейными обязательствами. Другие герои также переживают душевные муки из-за противоречий и непростых жизненных ситуаций.
Какие способы создания психологических портретов персонажей используются в романе?
В романе "Доктор Живаго" Пастернак использует систему образов и параллелизм в структуре персонажей для создания психологических портретов. Он акцентируется на внутреннем мире героев, их мыслях, чувствах и душевных переживаниях, что позволяет читателю полнее понять их психологическую природу.
Какова композиционная особенность романа "Доктор Живаго"?
Композиционной особенностью романа "Доктор Живаго" является параллельная структура, в которой персонажи и события в разных эпохах и местах переплетаются и взаимодействуют. Это создает дополнительные слои значений и раскрывает более глубокие психологические аспекты героев и их отношений.
Что изображает роман "Доктор Живаго"?
Роман "Доктор Живаго" изображает внешний и внутренний конфликт, психологический анализ образа Юрия Живаго и духовные трагедии героев.
Каково своеобразие внешнего и внутреннего конфликта в романе?
Своеобразие внешнего и внутреннего конфликта проявляется в сопоставлении внутренней борьбы героев с внешними событиями и обстоятельствами.
Как оценивается духовность и личность Юрия Живаго?
Духовность и личность Юрия Живаго оцениваются с помощью психологического анализа, который раскрывает его внутренние конфликты и эмоциональный мир.