картина Девушка с жемчужной сережкой

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Мировая Художественная Культура
  • 25 25 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 08.11.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Жизнь Яна Вермеера 6
Творчество Яна Вермеера 13
Тайна девушки на картине 19
Заключение 23
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Следующее предположение — это любовница мастера. Однако и здесь есть ряд противоречий, но они связаны уже не с возрастом героини. Историки сходятся во мнении, что Вермеер, скорее всего, был верен своей супруге. Наличие 15 детей едва ли ставит под сомнение искренность чувств в их браке. Да и о методах контрацепции в Голландии на тот момент уже кое-что да слышали. И последняя версия говорит нам о том, что «Девушка с жемчужной сережкой» писалась со служанки. Эта предположение стало достаточно популярным, благодаря нашумевшему роману и фильму, снятому по его мотивам. Но биографы считают его несостоятельным и «притянутым за уши». В XVII веке сословное деление достаточно жестко регламентировало положение слуг. Едва ли в столь многочисленной семье простая девушка могла оказаться так близко к хозяину. Роман американской писательницы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой» — вольная трактовка событий XVII века, в результате которых был написан нашумевший портрет. И хотя автор книги подчёркивает, что любые совпадения с действительностью случайны, широкой аудитории полюбилась эта версия.Режиссёр Питер Уэббер снял по мотивам романа одноименный фильм, вышедший в 2003 году. Главную роль в нём исполнила актриса СкарлеттЙоханссон. Вероятно, именно благодаря ей картина была достаточно успешной в прокате. И, разумеется, сыграла свою роль историческая достоверность: создатели фильма не поскупились на реквизит и костюмы, а также постарались точно воспроизвести интерьеры, улицы и весь облик голландского города XVII века. Так или иначе, но эта романтическая сказка не даёт ответа на вопрос, кто же скрывается за персонажем на картине: дочь Вермеера или ее подруга, его жена, любовница, служанка или, быть может, кто-то другой. Вероятно, эта тайна так никогда и не будет раскрыта, как никогда не станет известно, что скрывает загадочная улыбка Лизы дельДжокондо. Как и другие великие картины, «Девушка в тюрбане» имеет многочисленные копии и подражания. Например, американский художник-экспериментатор Адам Листер создал свою версию портрета в стиле 8-битной компьютерной графики. А мексиканец КристиамРамос перенёс изображение загадочной девушки на крыло высушенной бабочки. К сожалению, среди реплик на картину попадаются и пародийные, зачастую нелепые и откровенно глупые. Портрет не единожды подвергался «неуклюжему» высмеиванию пользователей интернета, ведь ни одно, даже самое гениальное произведение искусства не застраховано от невежества.С момента написания самой значимой в голландской живописи картины прошло уже более 300 лет. За это время Ян Вермеер успел кануть в Лету и возродиться спустя два столетия. Его вклад в историю культуры трудно переоценить. «Девушка с жемчужной сережкой» навсегда останется одним из самых культовых произведений голландской и мировой живописи.Следует отметить, что в Королевской галерее в Гааге провели исследование знаменитой картины Яна Вермеера. Современные методы позволили узнать немало подробностей о том, как художник создавал свое полотно, и какое именно украшение дало второе название картине. Репортаж Станислава Анисимова. Этой девушке не привыкать к вниманию широкой публики. Но на этот раз ею заинтересовались специалисты. Картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» впервые с 1994 года подверглась столь детальному исследованию.«Картина много путешествовала по миру. Она была в США, Японии, Италии. Посмотрите, сейчас без рамы она выглядит уязвимой. Наше исследование поможет взглянуть на работу художника под новым углом, увидеть ее в новом свете», ‒ рассказала директор Королевской галереи Маурицхёйс Эмили Горденкер.Проект «Девушка в центре внимания» ‒ это реалити-шоу для ценителей живописи. Две недели историки искусства, реставраторы и ученые исследовали полотно под пристальным взглядом посетителей музея Маурицхёйс – лабораторию развернули прямо в одном из залов. За стеклом. Оказалось, картина, написанная в 1665 году, претерпела изменения. Исследования показали ‒ фон изначально был не черным, а темно-зеленым.«Мы использовали инфракрасные спектрометры и рентгеновские аппараты. Благодаря им мы смогли многое узнать о холсте и красках», ‒ пояснил профессор Делфтского технологического университета Йорис Дик.Исследователи утверждают, что краски на основе масла художник готовил сам. Пигменты ему привозили со всего света. Кармин для алых губ ‒ из Мексики. Ультрамарин для платка – из Средней Азии. Рубашку, глаза, сережку и блик на губах Вермеер написал свинцовыми белилами. А вот с бликами на самой сережке история гораздо сложнее.«Второй блик Вермеер не писал. Это предположили еще в 1994 году. Небольшой кусочек краски отслоился и приклеился к лакированной поверхности задом наперед. Сегодня мы можем это утверждать точно. На рентгене видно: это не белила», ‒ объяснила реставратор Эбби Вандивер.Этот блик мог стать причиной всеобщего заблуждения. Ученые полагают, украшение на картине ‒ вовсе не жемчужная сережка. Возможно, это подвеска из венецианского стекла, олова или перламутра. Такая блестящая догадка может вернуть картине Яна Вермеера ее прежнее название «Девушка в тюрбане».ЗаключениеПовернувшись налево, она внезапно смотрит в нашу сторону, ее мягкое лицо светится, как Луна в ночном небе. На голове у нее пышный сине-желтый тюрбан, а с мочки уха свисает невероятно пухлая жемчужина. Пятнышко яркой влаги украшает уголок ее рта, который открыт, как будто она собирается заговорить. Ее слова, однако, остаются загадкой.«Девушка с жемчужной серёжкой» – самая знаменитая картина Яна Вермеера, которую часто именуют «северной (или голландской) Моной Лизой». Сам живописец, как и его коллеги-современники, не давал названий своим произведениям. Обычно это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «два трони в турецком стиле» (трони – портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки». В 1881 году картину купил на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 долларов США на сегодняшний день) некий коллекционер, после смерти которого она попала в Маурицхёйс. В 1995 году, перед подготовкой к ретроспективе Вермеера в Вашингтоне, полотну и дали название Meisjemetdeparel (GirlwithPerlEarring). Соблазнительное, но молчаливое, это изысканное Безымянное создание известно просто как «Девушка с жемчужной сережкой». Вдохновение для бестселлера исторического романа Трейси Шевалье, который в свою очередь был адаптирован в 2003 году фильм с участием СкарлеттЙоханссон, она была написана около 1665 года Вермеером, одним из мастеров искусства голландского золотого века.В течение последних двух лет шедевр Вермеера путешествовал по миру, посещая Токио, Кобе, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Атланту и Болонью в рамках гастрольной выставки, демонстрирующей владения королевской картинной галереи Маурицхейс в Гааге, где картина была частью постоянной коллекции с 1903 года. Поводом для этой выставки стала реконструкция Маурицхейса стоимостью €30 млн ($41 млн), которая может похвастаться одной из лучших коллекций голландских картин в любой точке мира и недавно вновь открылась для публики.Девушка Вермеера притягивала толпы, которые заставили бы кинозвезду позеленеть от зависти. Когда она появилась в Токио, например, она привлекла больше посетителей, чем любая другая глобальная выставка в этом году. В общей сложности более 2,2 миллиона человек по всему миру отдали дань уважения видению Вермеера, которое было описано как «Мона Лиза Севера».Теперь, когда она благополучно вернулась домой в Гаагу и снова фигурирует в новостях как пин-ап Маурицхи, это своевременная возможность узнать больше об этой загадочной красоте. Правда в том, что несмотря на бешеные домыслы (была ли она дочерью художника или, возможно, его любовницей?), мы, вероятно,никогда не узнаем личность модели для девушки Вермеера — если она вообще была. Сам Вермеер — темная фигура в истории искусства. Когда-то прозванный «Сфинксом из Делфта», родного города, который он никогда не покидал, он произвел мало — только около трех десятков картин. Он также оставил после себя мало биографических следов, хотя мы знаем, что его жена родила ему 15 детей.Он признан как мастер света, который специализировался на живописи женщин в редких домашних интерьерах, и его картины ценятся отчасти потому, что они часто наполнены тайной. В отличие от некоторых своих голландских современников, которые напичкали свои композиции материальными предметами и деталями повествования, Вермеер получал удовольствие, дразня зрителя и скрывая смысл. На одном из его полотен, например, элегантная пара занимается уроком музыки — но является ли джентльмен ее наставником, поклонником или любовником? Мы никогда этого не узнаем.Что касается его девушки, она еще больше озадачивает. Зрители 17-го века смотрели бы на картину Вермеера и видели бы не портрет, а тип картины, известный как «трони». «Трони» — это исследование головы и плеч, одетых в экзотическую одежду. Поддавкой является тюрбан: он придает полотну восточный колорит, перенося зрителей в далекое царство воображения. Хотя возможно, что кто-то смоделировал его, так же, как Рубенс часто рисовал фигуры, которые были похожи на его жену, это не должен быть конкретный человек, но кто-то более обобщенный, вневременной и таинственный — возможно, Сивилла или фигура из Библии.Более того, согласно одной теории, невозможная жемчужина, которая слишком велика, чтобы носить ее в реальности, должна была пониматься как часть бижутерии — таким образом, добавляя к общей атмосфере искусственности и притворства.Для Горденкера это «чувство тайны» и есть то, что привлекает людей к девушке. Но композиция тоже очень умная. Из этого темного фона она появляется в нашем пространстве, выглядя очень живой – и жест является большой частью этого. Ее рот открыт, чего не часто увидишь на голландских картинах, так что кажется, будто она вот-вот заговорит с тобой. Всем до смерти хочется узнать, что она скажет. Образ работает, потому что он неразрешен. Никто и никогда не сможет ответить на вопрос, о чем она думает и что чувствует. Список литературыГиляревский Р. С., Старостин Б. А.  «Иностранные имена и названия в русском тексте»//Справочник. М.: Высшаяшкола, 1985, —129 с.Довгополов Игорь «Мастера и шедевры», том I, Москва, «Изобразительное искусство», 1986 — 56 с.Шнайдер Ноберт. Vermeer. Изд: Одеколон. 1993 — 76 с.Девушка с жемчужной сережкой // artifex.ru URL: https://artifex.ru/живопись/девушка-с-жемчужной-сережкой/ (дата обращения: 07.10.2019).Vermeer // Vrij Nederland. — February 26, 1996. — С. 35–69.Wadum, J. "Contours of Vermeer". In I. Gaskel and M. Jonker (ed.). Vermeer Studies. Studies in the History of Art. Washington/New Haven: Center for Advanced Study in the Visual Arts, Symposium Papers XXXIII. 1998 — pp. 201–223.

1. Гиляревский Р. С., Старостин Б. А. «Иностранные имена и названия в русском тексте»//Справочник. М.: Высшая школа, 1985, —129 с.
2. Довгополов Игорь «Мастера и шедевры», том I, Москва, «Изобразительное искусство», 1986 — 56 с.
3. Шнайдер Ноберт. Vermeer. Изд: Одеколон. 1993 — 76 с.
4. Девушка с жемчужной сережкой // artifex.ru URL: https://artifex.ru/живопись/девушка-с-жемчужной-сережкой/ (дата обращения: 07.10.2019).
5. Vermeer // Vrij Nederland. — February 26, 1996. — С. 35–69.
6. Wadum, J. "Contours of Vermeer". In I. Gaskel and M. Jonker (ed.). Vermeer Studies. Studies in the History of Art. Washington/New Haven: Center for Advanced Study in the Visual Arts, Symposium Papers XXXIII. 1998 — pp. 201–223.