Маркетинг в образовании
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 15.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы маркетинга в образовании 5
1.1 Маркетинг и маркетинговая деятельность 5
1.2 Особенности отечественной системы образования как сферы применения маркетинга 11
1.3 Взаимоотношения с целевой аудиторией как одно из основных направлений маркетинга в образовании 14
2. Анализ маркетинга в деятельности УрФУ 18
2.1 Маркетинговая среда современного рынка образовательных услуг 18
2.2 Анализ деятельности университета УРФУ 23
2.3 Направление использования целевого маркетинга в деятельности УрФУ 29
Заключение 33
Список литературы 35
Всего в 2018 году с УрФУ работали 35 молодых российских и зарубежных ученых со степенью PhD, которыми было опубликовано более 140 статей в рецензируемых журналах, индексируемых в международных базах данных. Кроме того, в 2018 году в УрФУ были трудоустроены 169 молодых зарубежных ученых и преподавателей (до 30 лет без ученой степени), их них: 136 – в должности инженеров- исследователей, 18 – младших научных сотрудников, 13 – ассистентов, 2 – преподавателя.Рис. 2.2 – Динамика иностранных аспирантов УрФУ за 2014-2018 гг.По итогам приемной кампании в аспирантуру было зачислено 44 иностранца из 17 стран, таких как Армения, Афганистан, Бангладеш, Египет, Индия, Иран, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Украина, Республика Ирак, Республика Гана, Туркменистан, Таджикистан, Сирия, Палестина, Китай. На данный момент обучается 135 иностранных аспирантов на 26 направлениях подготовки.Рис. 2.3 – Динамика научных компетенций УрФУ за 2014-2018 гг. Образовательные услуги в УрФУ предоставляются по следующим направлениям:64 по уровню бакалавриат, 26 по уровню магистратура, 126 по уровню аспирантуре,42 по уровню докторантура. В университете действуют 30 диссертационных советовС 2013 года УрФУ входит в число 15 вузов Российской Федерации, получивших право на дополнительное финансирование в рамках конкурса на вхождение в мировые рейтинги университетов.В настоящее время УрФУ входит в число топ-650 университетов мира согласно QS WorldUniversityRanking, топ-300 по предметному рейтингу QS WorldUniversityRankingbysubject: mathematics и занимает 78 место среди университетов стран БРИКС (QS WorldUniversityRankings:БРИКС), а также 54 место по рейтингу QS Восточной Европы и Центральной Азии.2.3 Направление использования целевого маркетинга в деятельности УрФУУрФУ работает преимущественно с конечным потребителем, то есть студентом. Он создает для потребителя сильные стимулы, и тот начинает больше интересоваться услугой.Рис. 2.4 - Пути реализации «персонализации маркетинга в образовании»Персонализация маркетинга в образования является ведущим трендом развития маркетинга УрФУ (рис. 2.4). Механизмы персонализации маркетинга в образованиидолжен включать в себя:Внедрение персонифицированной системы маркетинговых коммуникаций.Создание модельного центра«персонализации маркетингаУрФУ».Обновление содержания: модернизации перечня маркетинга образовательных программ, их содержания; расширения вариативности услуг образования для различных категорий целевой аудитории маркетинга УрФУ; модернизация инфраструктуры маркетинговых коммуникаций УрФУ.Стимулирование конечного потребителя образовательных услуг УрФУ на получение образовательной услуги осуществляется с помощью всего инструментария продвижения услуг, например, стимулирование потребителей рекламой, PR, интернет – маркетингом. Данные маркетинговые коммуникации УрФУ способны оказывать сильное воздействие на потребителей и откладывается в их сознании. Маркетинговая стратегия должна создаваться и функционировать в соответствии с корпоративной стратегией УрФУ. Она должна способствовать достижению общих целей УрФУ и разрешению задач, стоящих перед ним. Стратегический приоритет УрФУ – дальнейшее укрепление конкурентных позиций университета в международном научно-образовательном пространстве. Управление изменениями в рамках маркетинга УрФУбудет осуществляться посредством использования следующих механизмов: 1) мониторинга рынков образовательных услуг, труда и интеллектуальных продуктов; 2) портфельного анализа и бенчмаркинга образовательных программ и интеллектуальных продуктов; 3) изменения структуры портфеля образовательных программ и интеллектуальных продуктов; 4) прогнозирования развития ключевых направлений научных исследований; 5) организации сетевого взаимодействия вуза с зарубежными партнерами по разработке и внедрению совместных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, ординатуры и проведению совместных научных исследованийНеобходима разработка маркетинговой стратегии, которая бы соответствовала бы стратегическому приоритету УрФУ, а также способствовала достижению стратегических целей вуза. Предлагается внедрение Pull- стратегии маркетинга УрФУ, в рамках которой будут осуществляться следующие мероприятия, основанные на CRM-концепции: 1. Проведение маркетинговых исследований потенциальных и реальных потребителей, международных и региональных рынков образовательных услуг. 2. Формирование базы данных потенциальных абитуриентов. 3. Отслеживание заинтересованных абитуриентов и персональная работа с наиболее перспективными из них. Необходимо отслеживать наиболее способных и талантливых абитуриентов и персонально взаимодействовать с ними и способствовать их привлечению. 4. Повышение лояльности абитуриентов за счет «втягивания» их в жизнь вуза: получение информации о новостях вуза, студенческой жизни, участия в мероприятия, конкурсах, олимпиадах. 5. Заблаговременное информирование абитуриентов о выполнении формальных требований, необходимых для поступления в вуз (профильные ЕГЭ, справки, баллы необходимые для прохождения в вуз на бюджетной и коммерческой основе и т.п.). 6. Разработка рекламной политики – реклама в печатных изданиях, на телевидении, в интернете, рекламные плакаты. 7. Организация встреч с родителями абитуриентов. Выбор вуза, часто осуществляет не самим студентом, а родителями. Соответственно, и стимулировать вузу надо не только студентов, но и их родителей. Такие встречи позволят продемонстрировать возможности и сильные стороны вуза родителям. 8. Развитие социальных связей с потенциальными потребителями в интернет сфере (проведение интернет - опросов, групп УрФУ в социальных сетях, повышение информативности сайта). 9. Развитие практической деятельности в рамках учебной программы вуза – развитее связей с компаниями и другими регионами. 10. Мероприятие по трудоустройству студентов (сотрудничество с работодателями и установление с ними соглашений по трудоустройству наиболее квалифицированных выпускников). 11. Брэндинг. Мероприятия по продвижению бренда вуза. Одним из наиболее важных недооцениваемых нематериальных ресурсов выступает имя бренда. Имена брендов–это актив в виде репутации организации. Ценность бренда заключена в доверии, вызываемом у потребителей.Таким образом, необходимо развитие маркетинговой деятельности УрФУ посредством создания маркетинговой службы и разработки маркетинговой стратегии, которые способствовали бы улучшению конкурентных позиций; привлечению талантливых студентов, как из России, так и из зарубежных стран; повышению общей эффективности деятельности УрФУ.ЗаключениеКак показало исследование, проведенное в первой главе, маркетинговая деятельность - это комплексная деятельностьобразовательных организаций, которая функционально обеспечивает возможность удовлетворения потребности и пожеланияпотребителей предоставления услуг, обладающих потребительским спросом на данный момент деятельности.Для обеспечения эффективной деятельности предприятию необходимо определиться с моделью комплекса маркетинга, оптимизировать его составляющие. Комплекс маркетинга или маркетинг-микс (marketing-mix) – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых образовательная организации использует в «стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка».В этой связи одним из основных целей маркетинга являетсяуправления взаимоотношениями с целевой аудиторией.Как показали результаты исследования второй главы основным способом привлечения студентов, аспирантов и ведущих профессоров и исследователей в вузы является объединение усилий вузов по продвижению их образовательных услуг с помощью инструментов маркетинга. Процессы реформирования вузов связаны не только с демографическими изменениями, но и с необходимостью повышения конкурентоспособности вузов как в сфере образовательных услуг, так и в сфере исследований. Одно из первичных условий достижения нового качества высшего образования – это повышение прозрачности всей системы. С 2012 года ежегодно проводится мониторинг эффективности вузов, результаты которого открыты для общественности. Эти данные не только являются объективным основанием для принятия решений по развитию системы образования, но и востребованы абитуриентам и их родителями при выборе вуза. В настоящее время создана сеть ведущих университетов страны, включающая 41 вуз в крупных городах России, среди которых и национальные достояния – Московский и Санкт-Петербургский университеты, 10 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов. Одним из них являетсяУрФУ. В раках исследования было установлено, что важную роль в деятельности УрФУ играет маркетинг.Маркетинг УрФУ призван решать задачипривлечения внимания к образовательной деятельности болеешироких, чем абитуриенты, слоев. В первую очередь маркетинг УрФУ должен продемонстрировать социальную ответственность ВУЗа перед налогоплательщиками, на чьи, собственно, средства и осуществляется образовательнаядеятельность.В качестве перспективного тренда развития маркетинга УрФУ предлагается использовать концепцию «персонализация маркетинга в образования».В заключение можно сказать, что формирование в России маркетинга в образовании, процесс сложный, но объективно необходимый. Что же касается самого потребителя образовательных услуг то, здесь можно говорить о том, что он быстро меняется, изменяется структура экономики и менеджмента образования, образовательные учреждения отходят от концепции массового маркетинга, все больше ориентируясь на глубокую дифференциацию и понимание потребностей.Список литературыВасильева Е.А. Система маркетинговых исследований и информации в сервисе / Е.А. Васильева, Я.О. Гришанова.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 70 c.Власюк Ю. Совместный маркетинг: теория и практика применения / Ю.Власюк, М.Хватик // Наука и инновации. - 2016. - № 5. - С.49-53.Маркетинговая деятельность в условиях современного экономического развития: сборник научных трудов // по материалам I Международной научно-практической конференции 17 ноября 2017. –г. Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. – 64 c.Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В. А. Галичин. - М. : «Дело» РАНХиГС, 2015. — 60 с.Кибанов, А. Я. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: монография / А. Я. Кибанов, М. В. Ловчева, Т. В. Лукьянова. - Москва : Инфра-М, 2014. - 148 с.Коротков А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 303 c. Пацукевич О. В. Сравнительный анализ международного рынка образовательных услуг некоторых развитых стран / О. В. Пацукевич // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 1012-1022.Павлушкин А.В. Правовые основания мониторинга в сфере образования // Ученый совет. - 2014. - N 4. - С.27-36.Якутин, Ю. В. Становление цифрового управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях: возможности универсальной системы анализа кодированных показателей хозяйственной деятельности [Текст] / Ю. Якутин // Российский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 27-35.Сайт ВШЭМ УРФУ[электронный ресурс]/ https://gsem.urfu.ru/ru/about/vshehm-v-reitingakh/Сайт Будущее образование: глобальная повестка. Доклад Агентства стратегических инициатив, Московской школы управления «Cколково» и Сколтеха[электронный ресурс]/ http:// map.edu2035.org/attachments/7/a52816a4-8139-412c- 809f-74ad18ca5292.pdfСайт Доклад «Двенадцать решений для нового образования» [электронный ресурс]/ https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/04/Doklad_obrazovanie_Web.pdfСайт Высшее образование в Европе образование [электронный ресурс]/ URL: http://www.spbstu.ru/upload/inter/higher-education-europe-2017.pdf (дата обращения: 11.05.2018).Международное высшее образование [электронный ресурс]/ URL: https://www.hse.ru/data/2016/01/21/1137869301/WHE_10_view.pdf Россия в Европейском пространстве высшего образования. [электронный ресурс]/ http://www.acur.msu.ru/docs/Russia_in_european.pdf Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.arwu.org/, http://www.shanghairanking.com/ Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://ranking.heeact.edu.tw/ Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.leidenranking.com/ Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.webometrics.info/Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.umultirank.org/
1. Васильева Е.А. Система маркетинговых исследований и информации в сервисе / Е.А. Васильева, Я.О. Гришанова.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 70 c.
2. Власюк Ю. Совместный маркетинг: теория и практика применения / Ю.Власюк, М.Хватик // Наука и инновации. - 2016. - № 5. - С.49-53.
3. Маркетинговая деятельность в условиях современного экономического развития: сборник научных трудов // по материалам I Международной научно-практической конференции 17 ноября 2017. –г. Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. – 64 c.
4. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В. А. Галичин. - М. : «Дело» РАНХиГС, 2015. — 60 с.
5. Кибанов, А. Я. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: монография / А. Я. Кибанов, М. В. Ловчева, Т. В. Лукьянова. - Москва : Инфра-М, 2014. - 148 с.
6. Коротков А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 303 c.
7. Пацукевич О. В. Сравнительный анализ международного рынка образовательных услуг некоторых развитых стран / О. В. Пацукевич // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 1012-1022.
8. Павлушкин А.В. Правовые основания мониторинга в сфере образования // Ученый совет. - 2014. - N 4. - С.27-36.
9. Якутин, Ю. В. Становление цифрового управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях: возможности универсальной системы анализа кодированных показателей хозяйственной деятельности [Текст] / Ю. Якутин // Российский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 27-35.
10. Сайт ВШЭМ УРФУ[электронный ресурс]/ https://gsem.urfu.ru/ru/about/vshehm-v-reitingakh/
11. Сайт Будущее образование: глобальная повестка. Доклад Агентства стратегических инициатив, Московской школы управления «Cколково» и Сколтеха[электронный ресурс]/ http:// map.edu2035.org/attachments/7/a52816a4-8139-412c- 809f-74ad18ca5292.pdf
12. Сайт Доклад «Двенадцать решений для нового образования» [электронный ресурс]/ https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/04/Doklad_obrazovanie_Web.pdf
13. Сайт Высшее образование в Европе образование [электронный ресурс]/ URL: http://www.spbstu.ru/upload/inter/higher-education-europe-2017.pdf (дата обращения: 11.05.2018).
14. Международное высшее образование [электронный ресурс]/ URL: https://www.hse.ru/data/2016/01/21/1137869301/WHE_10_view.pdf
15. Россия в Европейском пространстве высшего образования. [электронный ресурс]/ http://www.acur.msu.ru/docs/Russia_in_european.pdf
16. Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.arwu.org/, http://www.shanghairanking.com/
17. Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/
18. Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://ranking.heeact.edu.tw/
19. Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.leidenranking.com/
20. Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.webometrics.info/
21. Сайт рейтинга [Электронный ресурс] http://www.umultirank.org/
Вопрос-ответ:
Какие основы лежат в основе маркетинга в образовании?
Основы маркетинга в образовании включают в себя различные теоретические подходы и инструменты, направленные на анализ и удовлетворение потребностей целевой аудитории, формирование уникального предложения и привлечение новых студентов. Кроме того, в основе маркетинга в образовании лежат такие концепции, как сегментация рынка, позиционирование, ценообразование и продвижение продукта.
Какие особенности отечественной системы образования влияют на применение маркетинга?
Отечественная система образования имеет свои уникальные особенности, которые влияют на применение маркетинга. Во-первых, это ограниченный бюджет учебных заведений, что требует эффективного использования ресурсов и привлечения дополнительного финансирования. Во-вторых, это высокая конкуренция между образовательными учреждениями, что требует разработки и реализации эффективных маркетинговых стратегий. В-третьих, это изменение потребностей и ожиданий учащихся и их родителей, что требует постоянного анализа рынка и внедрения новых подходов в образовательный процесс.
Какие взаимоотношения с целевой аудиторией являются важными в маркетинге в образовании?
Взаимоотношения с целевой аудиторией являются одним из основных направлений маркетинга в образовании. Важно установить эффективную коммуникацию с потенциальными и текущими студентами, их родителями и другими заинтересованными сторонами. Это включает в себя проведение маркетинговых исследований, анализ потребностей и ожиданий аудитории, разработку и реализацию индивидуальных программ и услуг, а также поддержку и удовлетворение клиентов от начала до конца образовательного процесса.
Что такое маркетинг в образовании?
Маркетинг в образовании - это совокупность маркетинговых инструментов и методов, применяемых в сфере образования для привлечения учащихся, формирования положительного имиджа учебного заведения, а также удовлетворения потребностей клиентов.
Какие особенности отечественной системы образования делают ее подходящей для применения маркетинга?
Отечественная система образования имеет несколько особенностей, которые делают ее подходящей для применения маркетинга. Во-первых, конкуренция между образовательными учреждениями становится все более высокой, и маркетинг помогает учебным заведениям выделиться на фоне других. Во-вторых, современные родители и учащиеся становятся все более требовательными к качеству образования, и маркетинг помогает учебным заведениям привлечь и удержать клиентов. В-третьих, отечественная система образования находится в процессе модернизации и развития, и маркетинг способствует более эффективному управлению этим процессом.
В чем заключается взаимоотношение с целевой аудиторией в маркетинге образования?
Взаимоотношение с целевой аудиторией - одно из основных направлений маркетинга в образовании. Оно заключается в установлении взаимодействия между учебным заведением и его клиентами - учащимися и их родителями. В рамках этого взаимодействия маркетологи образовательных учреждений используют различные инструменты и методы, такие как проведение рекламных кампаний, организация мероприятий, проведение опросов и исследований, чтобы понять потребности и предпочтения своей аудитории и предложить им наиболее подходящие образовательные услуги.
Какие существуют теоретические основы маркетинга в образовании?
Теоретические основы маркетинга в образовании включают в себя понятия и принципы маркетинга, которые применяются в сфере образования. Это включает в себя исследование рынка, разработку маркетинговых стратегий, привлечение и удержание клиентов, а также изучение потребностей и предпочтений целевой аудитории.
Какие особенности отечественной системы образования делают ее особой сферой применения маркетинга?
Отечественная система образования имеет свои особенности, которые делают ее особой сферой применения маркетинга. Это включает в себя высокую конкуренцию между образовательными учреждениями, необходимость привлечения студентов и поддержания их интереса, а также достижение социальных и экономических целей через образование.
Каким образом взаимоотношения с целевой аудиторией являются одним из основных направлений маркетинга в образовании?
Взаимоотношения с целевой аудиторией являются одним из основных направлений маркетинга в образовании, так как именно благодаря этим взаимодействиям учреждения образования привлекают и удерживают студентов. Это может быть достигнуто через проведение маркетинговых исследований, анализ потребностей студентов, адаптацию программ обучения и создание уникальных предложений.
Какова маркетинговая среда современного рынка образовательных услуг?
Маркетинговая среда современного рынка образовательных услуг включает в себя различные факторы, которые влияют на маркетинговую деятельность учреждений образования. Это включает в себя конкуренцию со стороны других учебных заведений, изменение потребностей и требований студентов, развитие технологий и доступность информации, а также влияние государственной политики и правительства.
Что такое маркетинг в образовании?
Маркетинг в образовании - это применение маркетинговых инструментов и подходов в сфере образования для привлечения и удержания клиентов, улучшения качества образовательных услуг и достижения поставленных целей.
В чем особенности применения маркетинга в отечественной системе образования?
Особенности применения маркетинга в отечественной системе образования заключаются в специфике рынка образовательных услуг, государственном регулировании, сильном конкурентном давлении, а также в необходимости учитывать особенности потребностей и предпочтений целевой аудитории.