Понятие и виды неценовой конкуренции

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономическая теория
  • 20 20 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 16.11.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Основное назначение и функции конкуренции в рыночной экономике…...…5
Сущность неценовой конкуренции………………………………………….….10
Виды неценовой конкуренции………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемых источников……………………………………………..19
Фрагмент для ознакомления

Недобросовестная конкуренция предполагает, что участники хозяйственных отношений используют элементы рынка для реализации собственных интересов, намерено искажая информацию. То есть, недобросовестная конкуренция предполагает нарушение общепринятых правил взаимодействия субъектов хозяйствования. Она происходит в случае нарушения законов и негласно установленных правил. Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государственного вмешательства. Однако, именно для обеспечения справедливой конкуренции необходимо участие государственной власти в рыночном механизме. Считается, что встроенный рыночный механизм способен приводить экономическую систему к равновесию. Могут происходить ситуации, называемые «провалами рынка», когда механизм не способен выровнять происходящее в системе. В этом случае так же необходимо вмешательство государственного аппарата управления. В России недобросовестная конкуренция определяется законом «О защите конкуренции». Он определяет недобросовестную конкуренцию, как использование субъектами хозяйственной деятельности неправомерных и запрещенных законом действий для достижения собственной коммерческой выгоды. К формам недобросовестной конкуренции относят[1]: Искажение рыночной информации путем распространения заведомо ложных данных о субъектах хозяйствования с целью причинения экономического ущерба. Введение в заблуждение покупателей относительно качества товаров и услуг, цен на них, объемов сбыта и так далее. Проведение некорректного сравнения производимых и реализуемых благ субъектами хозяйствования. Осуществление незаконной продажи благ, являющихся интеллектуальной собственностью третьих лиц. Присвоение результатов труда других субъектов хозяйствования. Разглашение коммерческой тайны, либо иной информации, связанной с последними достижениями науки и техники. Многие страны запрещают ценовую конкуренцию путем снижения цен на товары и услуги. Этот подход относится к недобросовестной конкуренции. Особое внимание уделяется отраслям народного хозяйства, где производители практически не сталкиваются с конкуренцией и могут использовать эту ситуацию для распространения своей власти. Так, большинство стран мира ведет антимонопольную борьбу. Ее цель заключается в обеспечении прав потребителей пользоваться товарами и услугами, производимыми монополистами. Часто монополии складываются в отраслях народного хозяйства, связанных с добычей полезных ресурсов, а также с оказанием коммунальных услуг населению. Олигополии могут вступать в тайный сговор с целью поднятия цен. Ранее существовали целые картели, предполагавшие объединение компаний для получения совместной выгоды. В современных условиях действие картелей запрещено. Однако, поведение олигополий на рынке может привести к естественному сговору участников такого рынка.На законодательном уровне запрещаются такие методы недобросовестной конкуренции, как искажение рыночной информации, реклама, способная нанести урон другому продавцу и так далее.Еще одним элементом недобросовестной конкуренции является коррупция. С ее помощью неконкурентные, но имеющие связи субъекты способны проводить некачественные товары или услуги на массовый рынок. Коррупция возникает как продолжение недобросовестного участия в политической жизни страны, когда чиновники начинают пользоваться властными полномочиями для получения незаконного дохода [1].ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современном экономическом понимании рынок представляет собой механизм, лежащий в основе саморегуляции хозяйственных систем. Он подразумевает взаимовыгодный обмен между субъектами отношений. Облегчению сделок купли-продажи в свое время послужило введение единого эквивалента ценности, а именно, денег. Рынок невозможен без свободы экономических агентов. В ходе эволюции хозяйственных отношений стало понятным, что независимость субъектов оказывает положительное влияние на экономический рост. Предприниматели определяют род своей деятельности, отрасль, сегмент рынка, продукт, методы распоряжения доходами. Покупатели свободны в выборе. Они руководствуются лишь собственной выгодой или потребностью на текущий момент времени. Государственное вмешательство в экономику так же показало себя неэффективным методом воздействия. Современная рыночная система предполагает ограниченную роль государства, сводящуюся к управлению за счет трансфертов, государственных закупок и фискальной политики.Можно сказать, что конкурентная борьба оказывает благотворное влияние на развитие экономических отношений. Она стимулирует производителей к внедрению новых технологий, снижению производственных издержек, поиску новых новаторских идей в области маркетинга, управления, оказания сервисного обслуживания. Ориентированность на потребителя, желание его заинтересовать, заставляет продавцов модифицировать свой товар, адаптировать его под нужды покупателя. Относительно потребительского рынка конкуренция создает широкое разнообразие товаров и услуг. Покупатель имеет возможность выбирать тот товар или услугу, которые смогут удовлетворить его потребности на текущий момент времени [6].Таким образом, рыночные отношения невозможны без конкурентной борьбы. В совокупности они формируют соревновательные взаимоотношения между субъектами. Такая среда способствует экономическому росту и развитию хозяйственных связей.Свободная рыночная конкуренция создает условия, при которых каждый субъект имеет равные права. Это равноправие поддерживается за счет свободы экономических агентов. Имея выбор, покупатель может воздействовать на качество предлагаемых товаров и услуг путем отказа. Производитель имеет возможность менять род своей деятельности, сужать направленность своей работы, либо наоборот масштабировать бизнес в случае успеха. То есть, конкурентная борьба позволяет потребителю воздействовать на продавцов.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАмедиева Э.А. Особенности экономической конкуренции в России // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 87-89.Бессчетнова С.С. Конкуренция и монополия в рыночной экономике // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 16. – С. 242-246. Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2018. - 191 c.Горина А. П. Дифференциация товара и неценовая конкуренция [Электронный ресурс] / А. П. Горина, Н. Н. Якомаскина // Системное упр. : электрон. изд. / Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. - 2015. - № 4.Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2017. - 696 c.Ларионов, И.К. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: Учебник для магистров / И.К. Ларионов, С.Н. Сильвестров. - М.: Дашков и К, 2017. - 876 c.Рубин Ю.Б. Конкуренция в экономике. Как противостоять и противодействовать соперникам и нужно ли это делать? / Ю.Б. Рубин, О.Н. Потапова // Соврем. конкуренция. – 2016. – Т. 10, № 6 (60). – С. 107-142.Тарануха Ю. В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурнологических схемах): учебно-методическое пособие / Ю. В. Тарануха. М.: Дело и сервис, 2018. 272 с.Философова Т.Г.Конкуренция.Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие/ Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 295 с.Хайкин М.М. Естественные монополии в российской экономике: выбор модели регулирования / М.М. Хайкин, В.А. Кныш // Управленческое консультирование. – 2017. – № 5 (101). – С. 44-55.Хруцкий В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. М.: Финансы и статистика, 2015. 560 с.Шакирова Р.К. О несовершенной конкуренции, антимонопольной политике государства и налогах в ее составе // Гос. упр. и экономика: соврем. состояние и перспективы развития. – 2016. – С. 454-467.

1. Амедиева Э.А. Особенности экономической конкуренции в России // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 87-89.
2. Бессчетнова С.С. Конкуренция и монополия в рыночной экономике // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 16. – С. 242-246.
3. Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2018. - 191 c.
4. Горина А. П. Дифференциация товара и неценовая конкуренция [Электронный ресурс] / А. П. Горина, Н. Н. Якомаскина // Системное упр. : электрон. изд. / Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. - 2015. - № 4.
5. Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2017. - 696 c.
6. Ларионов, И.К. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: Учебник для магистров / И.К. Ларионов, С.Н. Сильвестров. - М.: Дашков и К, 2017. - 876 c.
7. Рубин Ю.Б. Конкуренция в экономике. Как противостоять и противодействовать соперникам и нужно ли это делать? / Ю.Б. Рубин, О.Н. Потапова // Соврем. конкуренция. – 2016. – Т. 10, № 6 (60). – С. 107-142.
8. Тарануха Ю. В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурнологических схемах): учебно-методическое пособие / Ю. В. Тарануха. М.: Дело и сервис, 2018. 272 с.
9. Философова Т.Г.Конкуренция.Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие/ Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 295 с.
10. Хайкин М.М. Естественные монополии в российской экономике: выбор модели регулирования / М.М. Хайкин, В.А. Кныш // Управленческое консультирование. – 2017. – № 5 (101). – С. 44-55.
11. Хруцкий В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. М.: Финансы и статистика, 2015. 560 с.
12. Шакирова Р.К. О несовершенной конкуренции, антимонопольной политике государства и налогах в ее составе // Гос. упр. и экономика: соврем. состояние и перспективы развития. – 2016. – С. 454-467.

Вопрос-ответ:

Какое основное назначение и функции конкуренции в рыночной экономике?

Основное назначение конкуренции в рыночной экономике заключается в стимулировании предпринимательской активности и экономического развития. Конкуренция способствует повышению качества товаров и услуг, снижению цен, улучшению инноваций и технологий. Она также способствует эффективному использованию ресурсов и распределению доходов.

Какова сущность неценовой конкуренции?

Сущность неценовой конкуренции заключается в том, что участники рыночных отношений используют различные инструменты, кроме изменения цен, для привлечения клиентов и увеличения своей доли на рынке. Неценовая конкуренция может осуществляться с помощью рекламы, скидок, акций, программ лояльности, улучшения качества товаров и услуг, разработки новых продуктов и многих других методов.

Какие виды неценовой конкуренции существуют?

Существует несколько видов неценовой конкуренции. Одним из них является рекламная конкуренция, при которой участники рынка используют различные рекламные и маркетинговые стратегии для привлечения внимания потребителей. Еще одним видом является технологическая конкуренция, где компании конкурируют по разработке и внедрению новых технологий в своей деятельности. Также существует конкуренция по качеству, где фирмы стараются предлагать наиболее качественные товары и услуги на рынке.

Что предполагает недобросовестная конкуренция?

Недобросовестная конкуренция предполагает то, что участники рыночных отношений используют недопустимые методы для достижения своих целей. Они могут искажать информацию, распространять клевету о конкурентах, совершать неправомерные действия для устранения конкурентов с рынка. Недобросовестная конкуренция нарушает принципы свободной и честной игры на рынке и является недопустимой практикой для развития здоровой конкуренции.

Какие источники использовались при написании статьи?

В статье использовались следующие источники: [список используемых источников]

Что такое неценовая конкуренция?

Неценовая конкуренция - это форма конкуренции между предприятиями, при которой они стремятся привлечь и удержать клиентов, не изменяя цен на свою продукцию или услуги. Она основана на использовании различных маркетинговых и рекламных методов.

Каково назначение и функции конкуренции в рыночной экономике?

Основное назначение конкуренции в рыночной экономике заключается в стимулировании предприятий к развитию и совершенствованию своей продукции или услуг. Конкуренция способствует повышению качества товаров, снижению цен и увеличению выбора для потребителей. Также она способствует эффективному распределению ресурсов и стимулирует инновации.

В чем суть неценовой конкуренции?

Сущность неценовой конкуренции заключается в использовании различных маркетинговых стратегий и методов для привлечения и удержания клиентов. Она основана на создании уникального имиджа бренда, предоставлении дополнительных услуг или гарантий, улучшении качества обслуживания и т.д. Целью неценовой конкуренции является создание преимуществ перед конкурентами и установление долгосрочных отношений с клиентами.

Какие виды неценовой конкуренции существуют?

Существует несколько видов неценовой конкуренции. Одним из них является конкуренция на основе качества продукции или услуг. Предприятия стремятся предложить более высокое качество товаров или услуг, чем у конкурентов. Также есть конкуренция на основе инноваций, когда компании предлагают новые и уникальные решения на рынке. Кроме того, существуют конкуренция на основе имиджа бренда, конкуренция на основе лояльности клиентов и т.д.

Где можно найти информацию о неценовой конкуренции?

Информацию о неценовой конкуренции можно найти в специализированных журналах и изданиях по маркетингу и рекламе. Также можно обратиться к специалистам в области маркетинга и рекламы, которые могут предоставить подробную информацию о различных стратегиях и методах неценовой конкуренции.

Какое основное назначение и функции конкуренции в рыночной экономике?

Основное назначение и функции конкуренции в рыночной экономике заключаются в стимулировании предпринимательства и инноваций, снижении цен, повышении качества товаров и услуг, увеличении выбора для потребителей и эффективности производства.