Влияние конкисты на культуру майя в XVI-XVII вв.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 16.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 3. РелигияРелигиозная жизнь майя с приходом испанцев претерпела значительные изменения. Для колонизаторовбыловажнораспространить не толькосвою власть, но и христианскую религию. Болеетого, христианизация земель Америкипровозглашаласьглавной целью конкисты [2, c. 49]. В «Сοοбщении» рассказывается ο том, как знаменитый испанский мореплавательЭрнандоКортес, высадившись на берегаКοсумеля, стал проповедовать среди завоеванного им населения. Он убедил индейцев «поклоняться кресту, которыйпоместил в их храмах... и этим прекратил публичноеидолопоклонство» [1, с. 108]. Из этого отрывкаможно сделать вывод, что силами Кортесабылопрекращеноименнопубличноеидолопоклонство и, хотяпроповедиКортесадействительнопроизводили на них сильное впечатление [1, с. 108], староеязыческоемировоззрение еще сохранялось в умах индейцев. Францисканский монахХороним де Μендиета (1524 – 1594) в своей «Церковнойистории индейцев» сообщает, что индейцы хранили изображение Христа среди своихидолов и прятали идоловпод крестами, которыепораспоряжениюмонаховвозводились всюду на перекрестках дорог [8]. Таким образом, можно сделать вывод ο возникшем среди индейцев в те времена такого явления как двоеверие.Описанная выше практика, когда храмы южноамериканского культа переделывались под нужды католической Церкви, была распространённой [3, c. 58]. Примечательно, чтоавтор «Церковнойистории индейцев» также рассказывает, что индейцы в 1549 г. испросили у испанцев сделать монастырь в одном из своих языческих храмов [1, с. 112], чтоподтверждаетдвустороннююзаинтересованностьвовхождениикоренного населения ЮжнойАмерики в католическуюцерковь. Немногимпозднее испанцы также стали обучать индейских детей, в результате чегопоявилосьпоколение, из которого вышли индейцы, знавшие основыхристианской веры и испанский язык. Они стали принимать участие в богослужениях [4, с. 58].Следует подчеркнуть, что в деле христианизации конкистадоры сыграли οсοбую рοль: οни воочию явили индейцам «слабость» их бοгοв. Когда индеец видел, как рушатся егоидолы и оскверняютсяего алтари, а святотатец остается безнаказанным — οн испытывал сильнейший психологический шοк, его вера давала трещину. Так меч прокладывал путь проповеди. [1]Главным божеством среди огромного их количества был Ицамна. По преданию, он являлся создателем мира и творцом человека и главным среди богов неба. Он также был изобретателем письма и наук, покровителем жрецов.Мир, по представлениям индейцев майя, создавался много раз и каждый раз уничтожался всемирными потопами. Боги посылали потопы за провинности людей и отсутствие должного почтения к верховному божеству. Человека бог Ицамна сотворил несколько раз: в первый раз из дерева, но деревянные люди случайно сгорели от огня, во второй раз бог вылепил людей из глины, но забыл их обжечь, в результате глиняных людей смыло дождем, в третий раз он создал людей из кукурузной муки, и они получились достаточно жизнеспособными.Археологические раскопки свидетельствуют, что в городах майя (Майяпан, Копан, Чичен-Ица) располагались многочисленные ступенчатые храмы, типа египетских пирамид, но с плоской верхушкой. На этих верхушках осуществлялись жертвоприношения, нередко и человеческие.Обычно жертвоприношения состояли из молитвы и еды для богов (маиса, мяса, рыбы), но в случаях голода, войны, эпидемий в жертву приносились люди, обычно – пленные.Культовые памятники майя – это сложные церемониальные комплексы с пирамидами, храмами, вымощенными площадками, стелами и статуями богов. Дошедшие до нас храмы Солнца, Ягуаров, Воинов и Пирамида Кукулькана, пирамида Солнца (высотой 64,5 м) и Луны сохранились великолепно.Для племени майя Крещение являлось обязательным ритуалом. Оно обозначало «родиться снова или второй раз». Обряд крещения выполнял жрец. Еще один ритуал – исповедь. Исповедоваться должны все, если вдруг кто-то забывал об исповеди, то ему (ей) напоминали, и тогда исповедовались перед жрецом или родственниками публично. Индейцы соблюдали посты, ограничивали себя от соли в мясе, перце и женщин. Во время острой нужды в чем-то индейцы были преданы идолопоклонническим молитвам, и чтобы сдержать нужду жгли курения и умоляли Бога сдержать демона. Курения носили с собой и путники в дороге. Мероприятия очищения, такие как пост, сексуальное воздержание и (особенно в до-Испанском прошлом) исповедь в основном предваряют крупные ритуальные события. В Юкатане 16-го века очищение (изгнание злых духов) часто являлось начальной фазой ритуала. Ритуалы кровопускания также могли иметь функцию очищения. Вообще очищение требовалось перед входом в зоны обитания божеств.У индейцев было множество храмов и идолов. Главным храмом былКосумень и колодец Чичен-Ицы, где они оставляли дары. Жертвоприношения были повсеместны: в жертву приносили собственную кровь, разрезая уши кругом лоскутками и оставляя их в качестве жертвы или протыкали щёки или губу, или надрезали части своего тела. Женщины были набожны, но участия в кровопролитии не принимали. Более жестоким было жертвоприношение на пьедестале или на лестнице храма. Живой жертве вырывали сердце и мазали лица свежей кровью, либо с мертвого сдирали кожу, а остатки погребали путем поедания и передачи костей сеньору. В иных случаях живых людей бросали в колодец Чичен-Ицы, полагая, что на третий день они выйдут. Люди, принесенные в жертву индейцами, считались святыми.[1]По этому поводу пишет в своей работе русский и советский американист, исследователь цивилизации доколумбовой Америки Кузьмищев В.А. «Мрачная и жестокая, не признающая компромиссов религия ацтеков с массовыми человеческими жертвоприношениями не знала пределов в своем ревностном служении правящей кастовой аристократии.» [11]В период завоевания индейцев испанцы кололи, рубили, топтали копытами лошадей наползавшую на них массу незащищенных людей, но ни одна отравленная ядом стрела, царапины которой было достаточно, чтобы наступила мгновенная смерть - в те времена некоторые племена индейцев уже варили знаменитый яд кураре, так и не была выпущена из меткого лука стрелков. Врага нужно брать в плен только живым, неустанно твердили воинам жрецы, поскольку таково «требование» самих богов.БернальДиас де Кастильо, испанский конкистадор, прошедший вместе с Эрнаном Кортесом весь долгий, грязный и тяжелый путь этого авантюриста и отважного завоевателя, прославившегося изощренной хитростью, коварством и нечеловеческой жестокостью не меньше, чем блистательными военными победами, в дневнике, написанном на склоне лет, рассказывает о невероятном ликовании и восторге жителей, когда им удалось пленить и принести в жертву не только испанцев, но и их лошадей.Никак не оправдывая ужасов испанского завоевания Америки, все же следует признать, что человеческие жертвоприношения, которых непрестанно и неукоснительно требовала индейская религия, несомненно, способствовали укреплению морального состояния основной массы конкистадоров. Они позволяли им находить для себя (и только для себя) оправдания своим зверствам и жестокостям, особенно если учесть, что среди жрецов и индейской аристократии довольно широко практиковалось людоедство, непосредственно связанное с актами жертвоприношений.Еще раз нужно подчеркнуть, что нельзя допускать и мысли о том, что жертвоприношения и людоедство, как бы отвратительны ни были эти «спутники» религии майя, могут служить оправданием для испанских конкистадоров, уничтоживших выдающиеся американские цивилизации, превосходившие некоторыми своими достижениями тогдашний культурный и научный уровень европейских народов. Ведь «заодно» испанцы вырезали миллионы аборигенов Америки! Но для самих испанцев, оба эти отвратительных явления, к сожалению, свойственных вообще определенному уровню общественного развития (и в этом смысле майя не являли собой исключения), несомненно, сыграли положительную роль, поскольку укрепляли их веру в свою правоту.Военное завоевание сопровождалось духовным порабощением народа майя. Первыми на Юкатан прибыли францисканцы, за ними последовали иезуиты. В Чьяпасе и Гватемале действовали главным образом доминиканцы и в меньшей мере иезуиты. Между монахами и священниками бывали частые распри из-за духовного контроля над той или иной территорией и, разумеется, из-за материальных выгод, которые давал такой контроль. Среди монахов встречались люди, пытавшиеся умерить алчность конкистадоров и обличавшие их произвол и преступления. Но подавляющее большинство духовенства было занято собственным обогащением.Епископ Юкатана Диего де Ланда защищал юкатанских индейцев от произвола энкомендеро, а также от мирского духовенства и гражданских властей. Но прежде всего он посвятил себя борьбе против старых верований индейцев. Фанатизм епископа привел его к совершению преступного аутодафе в Мани, где тысячи людей были подвергнуты пыткам, при этом 150 из них умерли, и где он заставил вырыть из могил более 100 трупов предполагаемых идолопоклонников. Ланда велел разрушить тысячи идолов, алтарей и стел, сжечь более 20 рукописных старинных кодексов и множество других ценных предметов культуры майя.Влияние периода конкисты на религию майя определенно просматривается. Сознание индейцев было полностью перепрограммировано на христианство и уход от язычества. Конечно, прежние вожди и касики пытались сохранить верования, да и среди индейцев находились те, кто в тайне веровал в своего бога, имел своего идола и по-прежнему ему поклонялся, то есть присутствовало двоеверие. Но вот основная масса индейцев вынуждена была подчиниться воле конкистадоров и принять христианство. Хотя по своей сути идея с христианизацией населения неплоха, так как в первую очередь она гуманна, так как прекращала бесконечные жертвоприношения и поклонения идолам.ЗаключениеПодводя итог сказанного можно сделать следующий вывод: европейская цивилизация, в частности завоевание индейцев майя испанцами, прервала естественный ход развития индейцев. Культура майя полностью была видоизменена под испанским влиянием. Изменения коснулись административного устройства территории и социального деления, образа жизни индейцев, экономической составляющей и религиозных устоев. В период конкисты испанская власть под давлением конкистадоров поддерживала подчинение индейцев, а католическая церковь признавала за индейцами право на свободу, но, в то же время, не усматривала в их угнетении ничего плохого.В материальной культуре произошли изменения, коснувшиеся в первую очередь процессу создания тех или иных предметов, так как в помощь ручному труду пришли иные способы обработки продукции. Испанцам колонизация индейцев была необходима в большей степени экономически, так как это новые территории, это дешевая рабочая сила и новые товары, которые можно поставлять в другие страны.Динамично ли происходит развитие культуры майя в период вхождения испанцев? Возможно, на этот вопрос можно дать положительный ответ. Основной источник, по которому я проводила исследование, пишет: «Индейцы не потеряли даже в том, что незначительно, но многое приобрели с приходом испанской нации; и прибавилось у них множество вещей, к употреблению которых они неизбежно должны прийти со временем, и они уже начали пользоваться и употреблять многие из них.» [1] и «Бог дал индейцам не только указанные вещи с приходом нашей испанской нации, столь необходимые для службы человеку, что одни они стоят больше той платы, которую индейцы дают и будут давать испанцам, но индейцы получили также без оплаты то, чего нельзя ни купить, ни заработать, а именно: правосудие, и христианство, и мир, в котором они уже живут, поэтому они обязаны гораздо более Испании и её испанцам и, главное, тем очень католическим королям её, которые с непрерывной заботой и столь по-христиански снабдили их и снабжают этими вещами, чем своим первым наставникам, дурным отцам, которые ихпородили в грехе и детьми гнева, тогда как христианство их возродило в милосердии и для радостной вечной жизни.» [1] Поэтому, можно сказать, что влияние конкисты на культуру майя в XV-XVI веках можно назвать положительным, а последующее исчезновение цивилизации майя, предположительно, могло возникнуть по иным причинам, например, природного характера (засуха) или иным причинам, пока неизвестным науке.Если говорить об образе жизни индейцев и их материальной культуре, то можно увидеть определенную положительную динамику в процессе колонизации.Во-первых, образ жизни индейцев изменился в лучшую сторону, хотя бы по тому, что прекратились жертвоприношения и насилие, пьянство и распутство.Во-вторых, появилась возможность более широкого товарообмена с другими странами, даже не смотря на то, что импорт преобладал над экспортом. В-третьих, опыт майя в области селекции растений стал важным в торговых отношениях. Если говорить о культуре майя в целом, то большинство исследователей придерживаются точки зрения, суть которой в том, что именно испанское завоевание уничтожило огромные цивилизации, не исключением стала и цивилизация майя. Разумеется, нельзя отрицать, что испанцы завезли в новые земли много домашних животных и птиц прежде не известных туземцам: лошадей, мулов, ослов, коров, свиней, овец, коз, кур, голубей, кошек. Кроме того, из-за океана было завезено много различных деревьев и растений (апельсины, лимоны, виноградная лоза, фиговое дерево, дыня и другие овощи), а также сельскохозяйственные орудия.Испания, а затем и весь мир получили отмайя кукурузу, помидоры, какао, ваниль, ананасы и другие не менее ценные сельскохозяйственные культуры. Да, бесспорно, в плане экономического развития это имеет огромное значение, но это не умаляет того, что результатом этого, возможно, могло послужить исчезновение целой культуры, источников уникальности и неповторимости цивилизации майя. Таким образом, в своей курсовой работе я провела описательный анализ влияния испанского завоевания на культуру майя по существующим источникам, в первую очередь по тексту Диего де Ланга «Сообщения о делах в Юкатане» и пришла к выводу, что последствия завоеваний нельзя трактовать однозначно.Список используемых источников и литературыДиего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. М. Ладомир. 1994Законы Бургоса// Библиотека документов средневековья и древних веков.Лас Касас Б., де, Кратчайшее сообщение о разрушении Индий//Восточная литература библиотека текстов. http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Las_Kasas/kratk_soobsc.phtml?id=797 (Дата посещения 15.10.2019)Булла Александра VI, http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Italy/XV/AlexandrVI/1493.04.05.bullapred.htm (дата посещения 15.10.2019)Булла Павла III, https://www.indiansworld.org/sublimis-deus-novye-zakony.html#.XaYK35IzbIU (Дата посещения 15.10.2019)https://history.wikireading.ru/273966 (Дата посещения 15.10.2019)"Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе)", В. И. Гуляев. - "Наука", 1979.https://cyberleninka.ru/article/v/harakter-vliyaniya-evropeyskoy-kultury-na-aborigennuyu-kulturu-indeytsev-yuzhnoy-ameriki-v-xvi-vЕ.Ю.Волкова Статья Характер влияния европейской культуры на аборигенную культуру индейцев.Григулевич И.Р. 'Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI-XVIII вв.' - Москва: Наука, 1977.Кузьмищев В.А. Тайна жрецов майя. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000080/st057.shtml
2. Законы Бургоса// Библиотека документов средневековья и древних веков.
3. Лас Касас Б., де, Кратчайшее сообщение о разрушении Индий//Восточная литература библиотека текстов. http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Las_Kasas/kratk_soobsc.phtml?id=797 (Дата посещения 15.10.2019)
4. Булла Александра VI, http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Italy/XV/AlexandrVI/1493.04.05.bullapred.htm (дата посещения 15.10.2019)
5. Булла Павла III, https://www.indiansworld.org/sublimis-deus-novye-zakony.html#.XaYK35IzbIU (Дата посещения 15.10.2019)
6. https://history.wikireading.ru/273966 (Дата посещения 15.10.2019)
7. "Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе)", В. И. Гуляев. - "Наука", 1979.
8. https://cyberleninka.ru/article/v/harakter-vliyaniya-evropeyskoy-kultury-na-aborigennuyu-kulturu-indeytsev-yuzhnoy-ameriki-v-xvi-v
9. Е.Ю.Волкова Статья Характер влияния европейской культуры на аборигенную культуру индейцев.
10. Григулевич И.Р. 'Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI-XVIII вв.' - Москва: Наука, 1977.
11. Кузьмищев В.А. Тайна жрецов майя. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000080/st057.shtml
Вопрос-ответ:
Как изменилась религиозная жизнь майя после прихода испанцев?
Религиозная жизнь майя после прихода испанцев претерпела значительные изменения. Испанцы стремились не только распространить свою власть, но и христианскую религию. Христианизация земель Америки была объявлена главной целью конкисты.
Какую роль играл испанский мореплаватель Эрнандо Кортес в христианизации майя?
Испанский мореплаватель Эрнандо Кортес сыграл важную роль в христианизации майя. После высадки на берега Юкатанского полуострова он стал проповедовать среди завоеванного им населения и распространять христианскую религию.
Что стало главной целью конкисты при испанской колонизации Америки?
Главной целью конкисты при испанской колонизации Америки стала христианизация земель. Испанцы стремились не только распространить свою власть, но и внедрить христианскую религию среди завоеванных народов.
Какие изменения произошли в религиозной жизни майя под влиянием испанцев?
Под влиянием испанцев в религиозной жизни майя произошли значительные изменения. С приходом конкистадоров была провозглашена христианизация земель, что привело к проповеди христианства среди завоеванного населения и изменению обрядов и верований майя.
Какую религию стремились распространить испанцы среди майя?
Испанцы стремились распространить христианскую религию среди майя. Они хотели, чтобы завоеванный народ принял и исповедовал христианство, и поэтому проповедовали и внедряли эту религию после своего прихода на территорию майя.
Какие изменения произошли в религиозной жизни майя под влиянием испанцев?
С приходом испанцев религиозная жизнь майя претерпела значительные изменения. Была провозглашена христианизация земель Америки как главная цель конкисты. Майя были вынуждены принимать христианство и отказываться от своих предыдущих религиозных верований.
Какую роль играл знаменитый испанский мореплаватель Эрнандо Кортес в распространении христианской религии среди майя?
Когда Эрнандо Кортес высадился на берегах Мексики, он начал проповедовать среди завоеванного им населения. Он стал влиять на майя с целью внедрения христианства и отказа от их прежних религиозных практик.
Какую цель преследовали испанцы, распространяя христианство среди майя?
Испанцы стремились распространить свою власть и христианскую религию среди майя. Они видели христианизацию земель Америки как главную цель конкисты. Им было важно изменить вероисповедание майя и установить христианство как основную религию.
Какие последствия имела христианизация майя под властью испанцев?
Под властью испанцев майя были вынуждены отказаться от своих предыдущих религиозных практик и принять христианство. Это привело к значительным изменениям в религиозной жизни майя. Многие традиции и обычаи были заменены христианскими извержениями.
Каким образом испанцы влияли на религиозную жизнь майя?
Испанцы влияли на религиозную жизнь майя путем внедрения христианства и подавления их прежних религиозных верований. Майя были вынуждены принять новую религию и отказаться от своих предыдущих религиозных практик под воздействием испанцев и их проповедей.
Какие изменения произошли в религиозной жизни майя после прихода испанцев?
Религиозная жизнь майя с приходом испанцев претерпела значительные изменения. Колонизаторы старались распространить христианскую религию, поэтому христианизация земель Америки была главной целью конкисты.