игра как средство коррекции речи у дошкольников с ФФН ОНР

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 14 14 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 18.11.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
1.История изучения процесса 4
2. Методологическая основа 5
3. Характеристика детей с ФФН и ОНР 6
4. Коррекционное значение игры в системе преодоления ФФН и ОНР у дошкольников 10
5. Особенности и основные звенья игры 11
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Каждая дидактическая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, в дидактических играх дошкольниках активизируется познавательная деятельность, проявляется интерес к окружающим предметам, совершенствуется опыт детей, формируются речевые навыки и умения.Для развития и коррекции звукопроизношения используются дидактические игры [1, 8]: «На приеме у врача» Цель: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом – выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох носом – выдох носом.).Ход игры: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. «Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом» и так далее. «А теперь послушаю спинку». Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции логопеда. «Дополни предложение» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Ход игры. Логопед говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - ...книжки, тетради, портфель», - продолжают дети. «Похоже - не похоже» Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: Мак-бак-так-бананСом-ком-индюк-домЛимон-вагон-кот-бутонПятка-ватка-лимон-кадкаВетка-диван-клетка-сеткаКаток-дом-моток-поток.ЗаключениеТаким образом, анализ литературных источников позволяет отметить, что проблеме правильного произношения у детей уделялось большое внимание как западными, так и российскими основоположниками педагогики. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение их наследия помогает раскрыть исторически сложившиеся Общепедагогические основы логопедии.Фонетическое и фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования системы произношения родного языка у детей с различными нарушениями речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Общее недоразвитие речи – различные речевые нарушения, при которых у детей нарушается формирование абсолютно всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, в то время как слух и интеллект находятся в норме. У детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием фонетической и фонематической стороны речи в картине недоразвития речи на первый план выходит несформированная звуковая сторона. Характерной особенностью этих детей является незавершенность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи не ограничиваются неправильным произношением звуков, а выражаются их недостаточным различением и трудностью в звуковом анализе речи. Лексическое и грамматическое развитие часто задерживается. В дошкольном учреждении игра – это основная деятельность каждого дошкольника. Неправильная речь детей и специфика их поведения вольно или невольно отражаются на их участии в играх. Все это указывает на потребность и оригинальность использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи.Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи необходимо включать игры, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.Дидактическая игра развивает язык, а язык организует игру. Основной целью дидактических игр является развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявляется, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звуковое произношение, фонематические процессы, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.Самое главное место в дидактической игре необходимо занять звуку, букве, предложению. Необходимо уделять достаточно времени звуковому восприятию слова, формированию фонетического и речевого слуха ребенка. Наличие даже слабо выраженных дефектов фонематического развития создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала для чтения и письма, поскольку практические обобщения о звуковом составе слова недостаточно сформированы.Список литературыАгранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей – СПб: Детство-пресс, 2009. – 48 . Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР : учебно-методическое пособие / Т. Ю. Аксанова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 40 с. Алексеева М.М., Яшина, Б.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования /М.М. Алексеева,Б.И.Яшина, под общ.ред. В. И. Яшиной– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 30 с.Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы /под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В.- М.: Просвещение, 1967.- 235с.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 254 с.Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова ; под ред. Г. А. Волковой. – СПб. : КАРО, 2010. – 103 с.Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. - М.: Академия, 2007. - 56 с.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение,- 1991.Дубровина Т.И. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина, И. Ю. Левченко // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 45-52. Дубровина Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников: дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Дубровина Татьяна Ивановна. – Москва, 2010. – 176 с. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М., 2008.Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. // Дефектология. — 2014. — № 1. С.74 - 80.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2007.Москалец А.В. Недоразвитие слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / А. В. Москалец // Студент и наука (гуманитарный цикл) : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2017. – С. 710-712.

Список литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей – СПб: Детство-пресс, 2009. – 48 .
2. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР : учебно-методическое пособие / Т. Ю. Аксанова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 40 с.
3. Алексеева М.М., Яшина, Б.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования /М.М. Алексеева,Б.И.Яшина, под общ.ред. В. И. Яшиной– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 30 с.
4. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы /под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В.- М.: Просвещение, 1967.- 235с.
5. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 254 с.
6. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова ; под ред. Г. А. Волковой. – СПб. : КАРО, 2010. – 103 с.
7. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. - М.: Академия, 2007. - 56 с.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение,- 1991.
9. Дубровина Т.И. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина, И. Ю. Левченко // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 45-52.
10. Дубровина Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников: дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Дубровина Татьяна Ивановна. – Москва, 2010. – 176 с.