Образ природы в античной философии и культуре

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История зарубежного искусства
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 19.11.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПРИРОДА КАК КОСМОС 5
1.1 Архаический образ космоса 5
1.2 Природа как разумный порядок 11
ГЛАВА II ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 16
2.1 Человек — часть священного порядка природы 16
2.2 Способы единения со священным порядком: от магических обрядов — к умственному созерцанию 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29


Фрагмент для ознакомления

Ибо нигде достоинство и значение человеческой жизни не проявляется так ярко, как в ее способности страдать. Человек знает свою трансцендентную ценность, потому что он способен так ужасно страдать. Страстная душа может сильно страдать, в боли и смерти трансформировать эту боль и смерть и увидеть более глубокую и окончательную реальность, чем та, в которой мы живем. Таким образом, Эсхил видел, что страдание имеет свою цель: это высокая дорога человека к знанию.2.2 Способы единения со священным порядком: от магических обрядов — к умственному созерцаниюЦеремонии Древней Греции охватывают те практики формального религиозного характера, которые отмечают определенные моменты в жизни общины или отдельного человека в Греции от периода греческого средневековья (около 1000 г. до н. э.) до средневековья (около 500 г. до н. э.). Древнегреческая религия не была стандартизирована и не имела формализованного канона религиозных текстов, ни единой жреческой иерархии, а практики сильно различались. Однако церемониальная жизнь в дохристианской Греции обычно включала подношения различных форм богам и героям, а также множество общественных праздников, таких как свадьбы, погребальные обряды и фестивали.Возлияние — это подношение, включающее ритуальное изливание жидкости. В Древней Греции такие возлияния чаще всего состояли из разбавленного вина, но иногда и из чистого вина, меда, оливкового масла, воды или молока.Это был основной аспект религии в Древней Греции, и, возможно, самая распространенная религиозная практика. Было принято совершать возлияния в начале и в конце каждого дня, а также в начале трапезы, и обычно они сочетались с молитвой к богам, которая совершалась стоя, а иногда и с поднятыми вверх руками.Возлияние обычно включало в себя наливание вина из ручного сосуда. Затем часть вещества была вылита из Фиале в качестве подношения, а остальное потребляется.Этот ритуал повторялся всякий раз, когда подавалось вино. Во время симпозиума было принято подавать три последовательных чаши вина, где возлияния из первой чаши обычно посвящались либо олимпийцам, либо АгатосуДаймону, возлияния из второй обычно посвящались героям греческого мифа, а возлияния из третьей чаши посвящались либо Зевсу Телеосу, либо Гермесу. Люди также могли совершать дополнительные посвящения богам по своему выбору.Было распространено также совершать возлияния в рамках жертвоприношений животных, где вино выливалось на животного во время подготовки к его жертвоприношению. Кроме того, как только животное было убито и сожжено, вино было вылито в огонь.Ключевым аспектом обрядовой жизни было принесение в жертву домашних животных. Это совершалось на алтаре, обычно расположенном за пределами храмов. Жертвоприношения животных также сопровождались пением и молитвой. Животное должно было иметь хорошее происхождение и хорошее здоровье, жертвы могли включать коров, овец, коз, свиней и птиц, однако овцы были самым распространенным животным, которое было принесено в жертву. Животное украшалось гирляндами и велось девушкой к алтарю. Эта девушка прятала жертвенный нож в корзине, которую держала над головой. Возлияния также лились на животное. Пели различные гимны и говорилимолитвы, когда животное убивали, и как только животное убито, женщины должны были громко кричать. Животное разделывалось, и его компоненты использовались для различных целей. Однако при почитании богов подземного мира жертвоприношения животных были совсем другими, и все животное сжигалось.Жертвоприношения животных практиковались на праздниках в связи с забоем животных и потреблением их мяса. Тем не менее, жертвоприношения животных также использовались для того, чтобы завоевать благосклонность богов, и поэтому использовались во времена бедствий или перед отправкой на какую-то важную миссию, такую как военный конфликт.Фармакос относится к ритуальной жертве человеческого козла отпущения. Эта практика использовалась особенно во времена бедствий, чтобы умилостивить богов и очистить общину. Тем не менее, она также практиковалась на регулярной основе, например, в первый день Таргелии в Афинах. Гиппонакс из Колофона описывает этот процесс, где два самых уродливых человека, которые могут быть найдены, были выбраны для принесения в жертву. Затем, в начале Таргелии, мужчины были выставлены напоказ в фиговых ожерельях и избиты в гениталии палками из фиговых деревьев. Их приводили на берег моря, где они должны были быть принесены в жертву и забиты камнями до смерти, затем трупы сжигали, а пепел либо бросали в море, либо разбрасывали по полям. Тем не менее, существовали некоторые споры о том, насколько достоверным был рассказ Гиппонакса.Со временем этот жертвенный ритуал сменился менее суровой формой искупления преступного деяния. Поэтому в таких местах, как Лефкас, преступников иногда брали и сбрасывали вниз со скалы, но за ним следили и ловили внизу. Это отражало отчетливо нелетальную форму ритуала козла отпущения, который некоторые ученые использовали, чтобы поддержать идею, что церемония фармакоса никогда не практиковалась как казнь, и даже в ее более ранней форме, только включала побивание камнями и жестокие избиения, но никогда до смерти.Были и более мелкие ритуалы, которые должны были совершаться перед самой свадьбой, такие как очищающая ванна, подношения и жертвоприношения в храме и брачный пир. Среди различных городов-государств Древней Греции, это было наиболее распространенным после наступления сумерек. И в это время невесту сопровождала ее семья на спине колесницы, которая медленно двигалась к дому жениха. Данный процесс, когда невеста покидала дом своего отца и присоединялась к дому своего мужа, означался снятием вуали невесты. Другим важным ритуалом в свадебной церемонии было подношение яблока семьей жениха, что быть съеденным невестой. Свадебная церемония была оформлена невестой, переезжающей в дом своего мужа, а также отцом невесты, дающим приданое жениху. Брачные церемонии в Спарте сильно отличались от остальных греческих городов-государств. В отличие от остальной Греции, спартанские женщины должны были дать согласие на брак, чтобы он был действительным, в других частях согласие давали родители невесты. Погребальные церемонии. Перед смертью человек должен был позаботиться о своих семьях и имуществе, попрощаться и помолиться. После того, как человек умер, тело омывали и помазывали маслом, и часто надевали венок на шею умершего. Затем на глаза человека клали монеты, считалось, что это позволит ему заплатить Харону, перевозчику мертвых, чтобы перевезти тело через реку Стикс в загробную жизнь. В некоторых случаях вместо этого на рот надевали амулет, а в некоторых мистических культах использовали золотое украшение, иногда известное как «паспорт умершего», которое несло важную информацию, помогающую покойному найти свой путь в подземном мире.На следующий день тело было выставлено на всеобщее обозрение. В это время близкие родственницы покойного вели траур, громко причитая, нанося себе удары и разрывая одежду и волосы. Рано утром следующего дня, обычно до восхода солнца, тело будет приведено в процессии туда, где оно будет похоронено.В этот момент скорбящие отрезали кусок своих волос и предлагали их вместе с возлияниями покойному. Иногда совершались и кровавые жертвоприношения. Молитвы были важной частью процесса погребения после жертвоприношений. После самого погребения имущество покойного очищалось пряной соленой водой, обычно их ближайшими родственницами, и устраивался пир в честь всех участников погребения. Однако погребальные обряды различались как на протяжении всей истории Древней Греции, так и между различными городами-государствами. Например, кремация была обычной практикой в городе-государстве Афины.Мистические культы были особым аспектом религии в Древней Греции, названным так из-за большого уровня секретности, связанной с ними. В отличие от остальной религиозной жизни в Древней Греции, ритуалы, практики и знания тайных культов были доступны только тем людям, которые были посвящены в них, известные как Mystai и поэтому по сей день мало что известно о тайных культах Древней Греции.Некоторые из основных школ включали Элевсинские мистерии, Дионисийские мистерии и Орфические мистерии.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ античности природа есть космос, сосредоточение логоса, идеал смысловой упорядоченности и совершенства, к которому принадлежит и сам человек. Природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней.Так, например Эмпедокл (ок. 484-421 гг. до н.э.) говорил о любви и ненависти, как о движущих космических силах. Четыре начала — вода, воздух, земля и огонь ведомы двумя космическими силами — Любовью и Ненавистью. Эти четыре начала соединяются в различные комбинации силой Любви, а разрушаются под действием Вражды. В конце IV в. до н.э. Зеноном была основана школа Стоя (Стоя — Портик; не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике). Как и досократики, стоики видели мир возникшим, а значит, и разрушимим. На исходе времени придет мировой пожар, в огне которого сгорит космос, и мир очистится. На пепле возродится новый мир, все повторится снова: тот же космос, обреченный на разрушение и на репродукцию. Выходит, нечто вроде теории «вечного возвращения»: всякий человек вновь родится на земле и будет таким же, как в предыдущей жизни, вплоть до мельчайших черт. Человек, занимает доминирующую позицию, ибо он, как никто другой, участвует в божественном Логосе. Человек состоит не только из тела, но и из души, которая является фрагментом космической души, душа же телесна. Плотин (родился в 205 году), говорил, что материя нуждается в Душе, формирующей ее, связывающей ее с бытием. Физический мир рождается, следовательно, так: 1) сначала Душа полагает материю, которая находится на периферии световой окружности, где наступают сумерки; 2) затем этой материи дается форма, которая освещает, насколько это возможно, материю. Рождение и смерть становятся не чем иным, как подвижной игрой души. Человек рождается не тогда, когда он появляется в физическом мире, но предсуществует в состоянии чистой души: «Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже Богами, чистыми душами».Человек — это фундаментальным образом душа, и все виды активности жизни зависят от его души.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАндре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., 64 с.Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 2. От Антигоны до Сократа / Пер. с фр. О. Бремер Д. Ритуалы козла отпущения в Древней Греции. Гарвардские исследования в области классической филологии, 1983, 87 с.Зайдман и Пантел. Религия в древнегреческом городе. Издательство Кембриджского Университета. 1989 год. с. 40.Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие / А.Е. Петракова – СпбКО, 2009 – 100 с.История Древней Греции: Учеб. / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 39 с.Кессиди Ф.Х., "От мифа к логосу", М., 1972, с. 68.Литература Древней Греции и Древнего Рима: учебное пособие / Т.В. Морозова, М.К. Попова – Воронеж: Воронежский ГУ, 2007. – 82 с.Туи Д. Смерть и погребение в Древнем мире. 2003. 63 с.Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 26.Белох К.Ю. Греческая история. [Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/beloh/index.phpВолкова В.; предисл. Ф. А. Петровского. -- М.: Искусство, 1991 г. [Электронныйресурс]http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/-- History/Bonn2/index.phpКсенофонт. Греческая история (пер.С.Я. Лурье). - С.-Пб., 2000 г. [Электронныйресурс] //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Ksenof/index.phpAristotle, On the Heavens (De Caelo). The Loeb Classical Library, with an English Translation by W.K.C. Guthrie, M.A., William Heinemann Ltd. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, MCMLIII (First printed 1933, reprinted 1936, 1947, 1956). Hippolytus, 1857-1866, Philosophumena or Kata PasonAireseonelegchos (A Refutation of all Heresies). MignePatrologiaGraeca, P.G. X. Migne, J.-P., Patrologiae cursus completus, series Graeca, Parissiis. Theodossiou, E. 2007, The abdication of the Earth - The struggle between the geocentric and the heliocentric system, Diavlos publ., Athens [in Greek]

1) Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., 64 с.
2) Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 2. От Антигоны до Сократа / Пер. с фр. О.
3) Бремер Д. Ритуалы козла отпущения в Древней Греции. Гарвардские исследования в области классической филологии, 1983, 87 с.
4) Зайдман и Пантел. Религия в древнегреческом городе. Издательство Кембриджского Университета. 1989 год. с. 40.
5) Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие / А.Е. Петракова – СпбКО, 2009 – 100 с.
6) История Древней Греции: Учеб. / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 39 с.
7) Кессиди Ф.Х., "От мифа к логосу", М., 1972, с. 68.
8) Литература Древней Греции и Древнего Рима: учебное пособие / Т.В. Морозова, М.К. Попова – Воронеж: Воронежский ГУ, 2007. – 82 с.
9) Туи Д. Смерть и погребение в Древнем мире. 2003. 63 с.
10) Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 26.
11) Белох К.Ю. Греческая история. [Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/beloh/index.php
12) Волкова В.; предисл. Ф. А. Петровского. -- М.: Искусство, 1991 г. [Электронный ресурс]http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/-
- History/Bonn2/index.php
13) Ксенофонт. Греческая история (пер.С.Я. Лурье). - С.-Пб., 2000 г. [Электронный ресурс] // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Ksenof/index.php
14) Aristotle, On the Heavens (De Caelo). The Loeb Classical Library, with an English Translation by W.K.C. Guthrie, M.A., William Heinemann Ltd. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, MCMLIII (First printed 1933, reprinted 1936, 1947, 1956).
15) Hippolytus, 1857-1866, Philosophumena or Kata Pason Aireseon elegchos (A Refutation of all Heresies). Migne Patrologia Graeca, P.G. X. Migne, J.-P., Patrologiae cursus completus, series Graeca, Parissiis.
16) Theodossiou, E. 2007, The abdication of the Earth - The struggle between the geocentric and the heliocentric system, Diavlos publ., Athens [in Greek

Вопрос-ответ:

Какой образ природы был в античной философии и культуре?

В античной философии и культуре природа рассматривалась как космос, разумный порядок, священный порядок.

Что означал образ космоса в античной философии?

Образ космоса в античной философии символизировал упорядоченность и гармонию мирового порядка.

Как природа связана с человеком в античной философии?

В античной философии человек рассматривался как часть священного порядка природы.

Как люди стремились единиться со священным порядком природы в античной философии?

В античной философии существовали разные способы единения с природой, от магических обрядов до умственного созерцания.

Какое значение имела способность человека страдать в античной философии?

Способность человека страдать в античной философии была рассматриваема как выражение его трансцендентной ценности и значимости.

Какой образ космоса был в античной философии и культуре?

Архаический образ космоса в античной философии и культуре представлял его как упорядоченный и гармоничный мир, где все элементы соединены и подчинены единому разумному порядку.

Как природа рассматривалась в античной философии?

В античной философии природа рассматривалась как разумный порядок, организующий вселенную. Ее законы были основой для понимания мира и человека.

Каким образом человек был связан с природой в античной философии?

Человек был рассматриваем как часть священного порядка природы в античной философии. Он был неразрывно связан с природой и должен был следовать ее законам и гармонии.

Какие способы единения человека со священным порядком природы существовали в античной философии?

В античной философии существовали различные способы единения человека со священным порядком природы. Это могли быть магические обряды, ритуалы, медитации и умственное созерцание.

Где проявляется достоинство и значение человеческой жизни в античной философии?

В античной философии достоинство и значение человеческой жизни проявляются ярко в ее способности страдать. Человек понимает свою трансцендентную ценность и способность переживать и преодолевать страдания.