Основные подходы и теории ощущений и восприятия
Заказать уникальный реферат- 38 38 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 25.11.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения ощущений 5
1.1. Общее понятие о процессе ощущения 5
1.2.Теории ощущений 7
Глава 2. Теоретические основы изучения восприятия 10
2.1. Проблема восприятия в зарубежной и отечественной психологии 10
2.2. Основные свойства и виды восприятия 15
2.3. Механизм и закономерности процесса восприятия 28
Заключение 35
Список литературы 37
[2]
Временные нервные связи могут быть двух видов:
Связи в пределах одного анализатора. Он имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Межанализаторные связи. Эти связи образуются при воздействии комплексного раздражителя, в пределах разных анализаторов.
Избирательность восприятия:
апперцепция
В процессе восприятия человек одни аспекты среды выделяет больше, чем другие. Это происходит в соответствии с его целями и намерениями, особенностями деятельности, личностной характеристикой. Совокупность этих факторов определяется как опыт человека. Зависимость процесса восприятия от прошлого опыта получила название апперцепция. Человек как бы прикладывает свой опыт к восприятию, что дает возможность наполнить чувственный материал образа определенным смыслом. Сегодня есть большой фактический материал, который иллюстрирует явления, связанные с избирательностью восприятия и с апперцепцией. Еще в прошлом веке многие из этих фактов были хорошо известны.
Американский психолог У. Джемс этот феномен поясняет примером:
впервые увидев лошадей, жители Полинезии стали называть их свиньями, потому что в их опыте это была наиболее подходящая рубрика. Мальчик, играя с апельсином целую неделю и впервые его увидевшим, стал называть его мячиком. Впервые увиденное цельное яйцо всмятку и вылитое в стакан, ребенок назвал картошкой, потому что видел и ел картофель без кожуры и знал его название. В современной психологии феномены, вязанные с избирательностью восприятия, тоже широко изучались. Открытый К. Черри «эффект вечеринки» стал одним из интересных явлений, связанных с этим феноменом и известным многим людям. Суть в следующем – гости разбиваются на группы и каждая обсуждает ту или иную тему. Человеку, зашедшему в комнату случайно, кажется, что разговаривающие должны мешать друг другу. Но стоит только присоединиться к разговору, как все остальное просто не замечается. Этот феномен изучался с помощью методики дихотического прослушивания. [14]
2.3. Механизм и закономерности процесса восприятия
Человек постоянно получает информацию о каких-то ситуационных моментах. Рассмотрим вопрос о ее преобразовании в цельное и осмысленное. В психологии существуют основные закономерности организации восприятия, выделенные учеными путем проведения многочисленных экспериментов. Некоторые закономерности могут быть проявлены не только при восприятии, но и при механизмах общения, взаимодействия.[20]
Основные закономерности перцепции
Первый закон восприятия гласит о том, что любой предмет или образ воспринимается человеком как фигура, возникающая на определенном фоне. Человеческий мозг выстраивает структуру сигналов так, что всё, имеющее значение, выстраивается как фигура, то есть ясно и отчетливо осознается. Человек может описать, что он воспринимает посредством слуха, зрения, тактильного контакта.
Понятия фигуры и фона относительны. При переключении внимания фон может быть воспринят как фигура и наоборот. Приведем пример двойственных изображений, где фигура и фон меняются местами. В рисунке 2можно увидеть два профиля черного цвета на белом фоне или вазу белого цвета на черном фоне.
Рисунок 2. Иллюстрация двойственности изображения Э. Рубина
Это свойство относится не только к зрению, но и к другим чувствам. При общем шуме в аудитории, вдруг кто-то произносит вашу фамилию, она мгновенно становится фигурой на фоне шума. Присутствие аромата духов среди группы курильщиков тоже фигура. То есть фигурой является то, что имеет для человека смысловую нагрузку и связано с его прошлым опытом или ожиданиями, намерениями и желаниями.
Данный закон применим при восприятии человека на фоне других людей, на социальном фоне. Образ формируется в зависимости от того, на фоне каких людей воспринимается человек, их поведения, внешнего вида. А.Маслоу, психолог, родоначальник гуманистической психологии, проводил эксперименты, доказывая это положение. Они связаны с перцепцией прекрасного и отталкивающего.
Пример 1
Он показывал испытуемым фотографии обычных людей, но сняты они были в неприглядной, иногда, страшной обстановке. Испытуемые характеризовали их как психотиков, параноиков или преступников.
Это доказывает то, что в уродливом окружении, люди воспринимаются в соответствии с этим окружением как плохие, неприглядные.
Второй закон восприятия гласит о целостности, которая проявляется в том, что человеческий мозг сводит отдельные фрагменты в фигуру, имеющую простой или полный контур. Предмет, музыка, фраза, представленные в виде отдельных фрагментов, будут собираться мозгом в одно целое, то есть будет происходить добавление частей, которых не хватает. Когда формируется образ другого человека, он достраивается, если не хватает информации для создания его полного образа, информация додумывается.
Третий закон восприятия гласит о влиянии на восприятие ожиданий и предположений. Ведь мир воспринимается человеком, в зависимости от своих ожиданий. При проведении исследований испытуемым предложили изображение, которое одинаково может быть воспринято как цифра 13 и как буква В. Если этот знак появлялся в числовом ряду, все воспринимали его как цифру 13, если в буквенном ряду, как букву В. То есть, человек воспринимает информацию так, как ожидает. Это относится не только к предметам, но и к восприятию других людей, информации. Человек строит образ партнера по общению после телефонного звонка. Он придумывает его внешность, приписывает ему качества, которых ждет. При встрече выясняется соответствует партнер его ожиданиям или нет.
Для ситуаций общения важны такие свойства восприятия как активность, константность, контекстность, осмысленность, апперцептивность.
Активность. Когда наше внимание сосредоточено только на одном стимуле или группе объединенных стимулов, они воспринимаются активно, остальные объекты окружающего мира являются фоном и не находят активного отражения в нашем сознании.[13]
Константность. У человека присутствует понимание мира как явления организованного, постоянного и неизменного. Например, белая бумага воспринимается как белая даже при свете луны, отблесках огня. Если смотреть на велосипедное колесо под углом, то человеческий глаз видит эллипс, но воспринимается оно все равно как круглое. На константность влияет прошлый опыт. При общении это свойство проявляется постоянно, образ человека константен. Человек может меняться в зависимости от возраста или условий, а восприниматься он будет все равно в соответствии с тем образом, который сложился.
Контекстность. На процесс восприятия всегда влияет какой-то контекст. Ни один акт поведения, ни одна мыслительная операция не происходит в физическом и психологическом вакууме. В процессе общения важна ситуация, в которой взаимодействуют партнеры.
Осмысленность. Восприятие имеет тесную связь с общением, языком. Сознательно воспринимающийся предмет выделяется, мысленно называется, то есть относится к конкретной группе, классу, разряду, связывается с определенной словоформой, осуществляется осознанный поиск наиболее приемлемого толкования. Далее, имеющиеся данные определяют ситуацию, и человек определяет место для себя в этой ситуации. Восприятие образа человека осмысленно. Через слова, которыми обозначают воспринимаемого (учитель, врач, художник, больной, клиент) в его образ включаются знания общего характера о данной групповой принадлежности, которые сложились в процессе жизнедеятельности.
Апперцептивность. Восприятие зависит от общего содержания психической жизни. Важна роль предшествующего перцептивного опыта, так как особенности восприятия вытекают как раз из практического и жизненного опыта человека. Человеческая деятельность неотделима от процесса восприятия. Восприятие зависит не только от раздражителя, характера и степени раздражения, но и от субъекта. Восприятие принадлежит не глазу и уху, а конкретному человеку. На точность и ясность восприятия, влияют иллюзии (эффекты) перцепции и личностные особенности индивида: знания, мотивации, интересы, установки, эмоции.
Стадии или фазы перцепции сменяют друг друга: обнаружение, различение, идентификация, категоризация, узнавание, опознание. Все фазы сохраняются в процессе общения, благодаря им, обеспечивается адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешнего информационного контура. Участники общения формируют чувственный опыт. Например, избирательность восприятия позволяет выделить наиболее важные ситуативные моменты. Структурность дает возможность воспринимать ситуацию в определенном порядке. Апперцептивность позволяет увязывать воспринимаемую информацию с опытом и декодировать ее.[4]
Подпороговое восприятие
При исследовании ощущений установлена необходимость достижения вызывающим сигналом определенной величины, чтобы возникло действие раздражителя на органы чувств. Такая величина носит название абсолютного нижнего порога ощущения или порога чувствительности.
Сигнал, поступивший из внешнего мира, должен преодолеть физиологический порог для того, чтобы быть воспринятым. На сознательном уровне воспринимаются не все сигналы, преодолевшие физиологический порог. Сознательное опознание наступит только в том случае, если будет превышен третий порог – порог восприятия.
Физиологический порог может изменяться только с возрастом, вообще, это явление генетическое. А порог восприятия может изменяться в зависимости от уровня бодрствования мозга, внимания мозга к сигналу, преодолевшему физиологический порог.
Информация, остающаяся за порогом восприятия, попадает в зону чувствительности, в которой возбуждающиеся рецепторы не передают сообщение сознанию. Существует гипотеза о том, что в подсознательной зоне сигналы обрабатываются какими-то системами человеческого мозга. Эти сигналы синтезируются в неосознаваемые образы и составляют резерв – хранилище спонтанно возникших образов и свободных ассоциаций. Они проявляются в сновидениях, проявлении интуиции.[2]
Подпороговое восприятие дает возможность организму человека отвечать на поступающие сигналы иначе, чем на сигналы, принятые и оцененные сознанием. Именно эти особенности подпорогового сознания используются в сфере рекламы и воздействии на психику СМИ. Зная особенности подпорогового восприятия, можно повысить коммуникативные навыки. Множество микросигналов (изменение тонуса мышц лица, изменение цвета кожи, вздрагивание ресниц) не доходят до уровня сознания, а сосредотачиваются на уровне подсознания. Их восприятие на подпороговом уровне позволяют интуитивно чувствовать ложь, обман, волнение и выстраивать свое поведение соответственно.
Разнообразные виды восприятия обладают своими специфическими свойствами. Но кроме этих характеристик существуют закономерности восприятия.
Рассмотрим подробнее основные из них:
Предметность. Связана с психическими образами предметов, осознаваемыми не в качестве образов, а в качестве реальных предметов. Точнее говоря предметность отражает степень адекватности восприятия образов в реальности.
Избирательность. Отражает вычленение одного из объектов общего фона. Здесь он является системой отсчета, которая дает оценку другим качествам воспринимаемого объекта. Избирательному восприятию сопутствует качество центрации — это субъективное расширение фокуса внимания и при этом сокращение периферийной зоны. При уровне значимости объекта человек чаще всего выделяет основной объект и объект большего размера.
Целостностью восприятия называют отражение предметов в совокупном качестве элементов, даже при отсутствии подобных качеств в отдельных ее частях.
Константность. Показывает отражение основных качеств объектов независимо от измененных условий восприятия. Например, восприятия формы предмета при различной освещенности и или в зависимости от расстояния до объекта. Данный показатель отражает наблюдаемый объект независимо от точки наблюдения. Структурность. Показывает целостность и устойчивость некоторых компонентов перцептивных образов. Данная закономерность означает, что восприятие не является суммой ощущений. Например, при звучании мелодии человек слышит различные звуки музыкальных инструментов, а не общие показатели. [5]
Категориальность. Восприятие связано с осмысленностью и обобщенностью. Объекты воспринимаются не как данность, а соответствуют некоторым классам объектов. Здесь выявляется взаимосвязь восприятия и мышления, а в случае обобщенности, проявляется взаимосвязь мышления и памяти. Самым простым способом осмысливания является узнавание. Так проявляется взаимосвязь восприятия с памятью.
Процесс узнавания означает восприятие данного предмета и сравнение его с предыдущим опытом. Узнавание бывает обобщенного плана, когда объект принадлежит к общим категориям и дифференцированного плана, когда объект соотносится с единичным предметом. Для подобного узнавания важно присутствие специфических признаков, его уникальных характеристик. В процессе узнавания человек не может выделить все признаки предмета, он использует их характерные свойства. Для материальных предметов имеют значение контуры, либо характерные сочетания линий. Узнавание осложняется при малом количестве характерных признаков объекта. Апперцепция. Восприятие связано с зависимостью человека от его предыдущего опыта, от присутствия у него знаний, увлечений и пристрастий. Так проявляется постоянная апперцепция. При временной апперцепции восприятие человека зависит от его эмоциональных состояний.
Заключение
Процесс ощущения является основным источником поступления информации для человека. Именно на основе полученной информации в процессе ощущений выстраиваются основные психические процессы человека, такие как сознание, деятельность и мышление. Современные исследования в области психологии утверждают, что именно психический процесс ощущения лежит в основе познавательной деятельности человека в целом.
Восприятие – отражение в сознании человека непосредственных воздействий на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных свойств предметов.
Процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах, центральной нервной системе, являются физиологической основой восприятия. В окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств под действием раздражителей, возникает нервное возбуждение, передающееся в нервные центры по проводящим путям и в кору головного мозга. Возбуждение поступает в сенсорные зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Определенная сенсорная информация формируется в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона. Это, в принципе, механизм возникновения ощущений, которые являются отражением окружающей действительности. На уровне предложенной схемы, действительно, формируются ощущения, а это значит, что ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Процесс восприятия начинается с ощущений. [9]
На последующих этапах в процесс формирования целостного образа объекта включаются собственные физиологические механизмы. Возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Интегративные зоны коры головного мозга называют перцептивными зонами, функция которых отличается от функций проекционных зон.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Наука, 2011. – 113 с.
Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 2012. – 97 с.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2012. – 37 с.
Веккер Л.М. Психологические процессы. - М.: Мир, 2014. – 207 с.
Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.: 2012. – 112 с.
Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. - М.: Владос, 2014. – 117 с.
Восприятие и деятельность. / Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 2013. – 227 с.
Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2014. – 28 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.– М.: АСТ, 2015. – 47 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2012. – 76 с.
Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. — М. : 2014. – 164 с.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 2012. – 207 с.
Логвиненко А.Д. Психология восприятия. - М.: Наука, 2013. – 117 с.
Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М.: МГУ, 2016. – 224 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015. – 118 с
Мымрин А.В. ЭЛ. УЧ. Общая психология, 2016
Немов Р. С. Психология. – Книга 1 М.: Просвещение, 2006. – 212 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2013. – 237 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.: Мир, 2015. – 128 с.
Чудинова Е.В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. - М.: 2011. - 857 c.
Эльконин Ф.Б. Психическое развитие в детских возрастах. сс- М.: 2012. – 74 с.
2
3
1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Наука, 2011. – 113 с.
2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 2012. – 97 с.
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2012. – 37 с.
4. Веккер Л.М. Психологические процессы. - М.: Мир, 2014. – 207 с.
5. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.: 2012. – 112 с.
6. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. - М.: Владос, 2014. – 117 с.
7. Восприятие и деятельность. / Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 2013. – 227 с.
8. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2014. – 28 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.– М.: АСТ, 2015. – 47 с.
10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2012. – 76 с.
11. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. — М. : 2014. – 164 с.
12. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 2012. – 207 с.
13. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. - М.: Наука, 2013. – 117 с.
14. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М.: МГУ, 2016. – 224 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015. – 118 с
16. Мымрин А.В. ЭЛ. УЧ. Общая психология, 2016
17. Немов Р. С. Психология. – Книга 1 М.: Просвещение, 2006. – 212 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2013. – 237 с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.: Мир, 2015. – 128 с.
20. Чудинова Е.В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. - М.: 2011. - 857 c.
21. Эльконин Ф.Б. Психическое развитие в детских возрастах. сс- М.: 2012. – 74 с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы и теории изучают ощущения и восприятие?
Основные подходы и теории, изучающие ощущения и восприятие, включают общее понятие о процессе ощущения, теории ощущений, проблему восприятия и основные свойства и виды восприятия.
Что означает понятие процесса ощущения?
Понятие процесса ощущения означает восприятие и обработку сигналов, поступающих к нервной системе от рецепторов. Это первичная стадия восприятия, когда воспринимаются непосредственные физические стимулы из окружающей среды.
Какие теории ощущений существуют?
Существует несколько теорий ощущений, включая теорию детектирования сигнала, теорию безопасного приспособления и теорию различия порога. Теория детектирования сигнала утверждает, что ощущения зависят от сигнала и шумов в системе восприятия. Теория безопасного приспособления объясняет, как нервная система адаптируется к изменениям в окружающей среде. Теория различия порога утверждает, что восприятие основано на различии между стимулами.
Что изучается в проблеме восприятия?
Проблема восприятия включает изучение механизмов, закономерностей и свойств восприятия, а также факторов, влияющих на восприятие. Она изучается как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Какие свойства и виды восприятия существуют?
Основными свойствами восприятия являются качественный и количественный аспекты восприятия, его стабильность и изменчивость. Виды восприятия включают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Каждый вид восприятия имеет свои особенности и механизмы.
Что такое ощущения?
Ощущения - это элементарные формы психической деятельности, которые возникают в результате воздействия на органы чувств внешних и внутренних раздражителей.
Какие теории ощущений существуют?
В психологии существует несколько основных теорий ощущений, такие как контактная теория, ретинитивная теория и голлистическая теория.
Чем отличается ощущение от восприятия?
Ощущение - это элементарный процесс познания, который возникает в результате воздействия на органы чувств. Восприятие - это комплексная психическая операция, которая включает в себя не только ощущения, но и их интерпретацию и смысловое образование.
Какие есть свойства и виды восприятия?
Восприятие имеет такие свойства, как селективность, целостность и активность. Основные виды восприятия - это зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
Какие механизмы и закономерности процесса восприятия существуют?
Механизмы восприятия включают сенсорные органы, передачу информации через нервные пути и обработку информации в мозге. Закономерности процесса восприятия включают законы фигура-фон, законы группировки и законы восприятия размеров и форм.
Что такое ощущение?
Ощущение - это элементарное психическое явление, возникающее при стимуляции органов чувств.