Афганская война 1979-1989 гг.: обзор новейшей историографии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 47 47 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 27.11.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Исторические предпосылки афганского военно-политического конфликта 5
2. Виды советских войск в Афганистане 21
3. Вывод советских войск и решение проблемы Афганской войны 31
Заключение 42
Список используемых источников 45
Фрагмент для ознакомления

Политика национального примирения (ПНП) была первоначально с энтузиазмом воспринята народом, уставшим от многолетней войны. Некоторые из руководителей антиправительственных сил начали колебаться и сомневаться в целесообразности продолжения боевых действий. Обострились разногласия и соперничество между лидерами внешней оппозиции, а также противоречия между военачальниками различных партийных объединений и их руководством за рубежом. Наджибулла развернул усилия по укреплению вооруженных сил, местной администрации, расширению социальной базы народной власти. Афганское руководство решает социально-экономические проблемы, удовлетворяя потребности всего народа. Позиции государственной власти стали соответственно укрепляться. В это время советские войска пытались прекратить активные боевые действия, сместить акцент на службу прикрытия, охрану коммуникаций, оборону важнейших стратегических пунктов. Принимал активное участие в работе ПНП [11]. По решению Советского правительства осенью 1986 года из Афганистана были выведены шесть боевых частей. Однако даже в этот период подразделениям 40-й армии, по просьбе афганского руководства, в ряде случаев все же приходилось участвовать в совместных операциях против непримиримой вооруженной оппозиции (Кандагар, "шоссе", вокруг Кабула), а также вести боевые действия против караванов, доставлявших оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана для контрреволюционных отрядов. Самым крупным событием в жизни партии на данном этапе стала конференция по национальному примирению, состоявшаяся 18-20 октября 1987 года, на которой было утверждено новое издание "программы действий". Конференция резко поставила вопрос о единстве партийных рядов, показала сквозь призму острых практических проблем, что если НДПА не укрепит свои ряды, то она не выдержит давления вооруженной оппозиции. Провозглашение политики национального примирения. Афганское руководство стремилось создать коалиционное правительство на широкой основе, которое могло бы потушить пожар братоубийственной войны. В то же время было выражено желание сотрудничать со всей политической, в том числе внутренней и внешней оппозицией, а также с афганской эмиграцией (Захир-Шах). Руководители Республики выступили с заявлениями о своей готовности, при условии прекращения войны, разделить власть с теми, с кем ранее велись или даже продолжались боевые действия. Оппозиции были предложены посты премьер-министра, председателя Верховного суда, председателя Народного Совета, половина министерских портфелей, а также посты заместителей министра обороны и губернаторов ряда провинций. Однако лидеры оппозиции, надеясь захватить власть сразу же после ухода из РАО, не пошли на компромисс с НДПА и президентом. В этих условиях на первый план вышли самостоятельные действия политического лидера Республики Армения [12]. В апреле 1988 года при посредничестве ООН Женевские соглашения были подписаны министрами иностранных дел Афганистана, Пакистана и в качестве гарантов их выполнения - СССР и США. Самое главное в этих соглашениях заключалось в том, что они в принципе позволяли решить главный вопрос афганской ситуации-прекращение вооруженного или иного вмешательства в дела Афганистана извне. Двустороннее соглашение о принципах отношений определило, что Афганистан и Пакистан обязуются обеспечить, чтобы их территория никоим образом не использовалась для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и социальной стабильности другой стороны; воздерживаться от влияния, поощрения или поддержки, прямо или косвенно, повстанческой или сепаратистской деятельности или любых других действий, направленных на подрыв единства или свержение политического порядка другой стороны; не допускать на своей территории подготовки, оснащения, финансирования и вербовки наемников любого происхождения с целью совершения враждебных актов или направления таких наемников на территорию другой стороны и соответственно отказывать в помощи, включая финансирование подготовки, оснащения и транзита таких наемников; не допускать никакой помощи, использования или терпимости в отношении террористических групп, диверсантов или диверсантов; не допускать на своей территории присутствия, укрытия в лагерях и базах, организации обучения, финансирования, оснащения и вооружения лиц и политических, этнических и любых других групп в целях ведения подрывной деятельности, создания беспорядков или беспорядков, использования средств массовой информации и перевозки такими лицами и группами оружия, боеприпасов и снаряжения. Двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о добровольном возвращении беженцев обязывает обе стороны принять необходимые меры для решения этой сложной проблемы. В соответствии с этими договоренностями Советский Союз обязался вывести свои войска из Афганистана в течение девятимесячного периода, начиная с 15 мая 1988 года [13]. В то же время половина всех войск должна была быть выведена в течение первых трех месяцев. Пакистан и США должны были прекратить всякое вмешательство во внутренние дела Афганистана. Пакистан также обязался не создавать на своей территории военных баз и лагерей враждебных Афганистану сил, не обучать, не вооружать и не финансировать их, не передавать оружие, технику и боевые части через пакистанскую территорию в Афганистан и не принимать никаких других мер по дестабилизации внутренней обстановки там. Для контроля за выполнением обязательств сторон был создан механизм мониторинга, финансируемый ООН. СССР всячески поддерживал политику национального примирения в Армении [42, С. 195-197]. В апреле 1988 года министр обороны СССР подписал директиву, которая гласила:"...вывод войск в случае подписания Женевских соглашений между Афганистаном и Пакистаном должен осуществляться в соответствии с утвержденным планом с 15 мая 1988 года по 15 февраля 1989 года в два этапа..."Далее был определен порядок вывода войск и обеспечения их безопасности. На основании этой директивы командование ОКСВ решило и спланировало вывод соединений и частей из состава РА. После подписания документов в Женеве началось практическое осуществление этих планов. Советские войска из Афганистана были выведены в двух направлениях-через Кушку и Термез. При этом соблюдались этапы и последовательность. В период с 15 мая по 15 августа 1988 года 50,2 тысячи военнослужащих из Джелалабада, Газни, Гардеза, Файзабада, Кундуза, Лашкар-Гаха и Кандагара были доставлены домой. Были заранее предусмотрены: усиление охраны коммуникаций путем выставления дополнительных блокирующих групп за счет ряда военно-десантных частей, других соединений и частей; упреждающие огневые удары авиации и артиллерии по обнаруженным районам развертывания огневой мощи противника [4]. Прилегающие к местам ночного отдыха войск участки местности интенсивно и постоянно освещались авиацией, что исключало скрытое проникновение повстанческих группировок. Принятые меры позволили обеспечить организационную эффективность марша без инцидентов. Нападения и провокации контрреволюции были исключены. Во время вывода войск из гарнизонов и на маршрутах в Джелалабад, Кабул и Хайратон по инициативе афганской стороны были проведены массовые митинги. В Кабуле в митинге приняли участие все члены Политбюро ЦК НДПА и члены правительства РА во главе с президентом Наджибуллой. В проводах войск в Джелалабаде участвовало 10-12 тысяч человек, в Кабуле (на улицах и митингах) - около 100 тысяч, вывод войск прикрывали 212 корреспондентов. Из них 22 капстрана из 10 (Австралия, Англия, Италия, Испания, Канада, США, Швеция, Финляндия, Германия, Япония) и 15 советских (Гостелерадио, АПН и ТАСС) сопровождали советскую колонну до Кабула, а затем до государственной границы СССР. Остальные были доставлены в район Хайратон-Термез. Корреспонденты действовали без ограничений, им было дано все для полного и правдивого освещения событий. Советский Союз и Афганистан полностью и точно выполнили свои обязательства в Женеве. В то же время США и Пакистан существенно попрали эти договоренности. Механизм мониторинга, созданный ООН, оказался неэффективным. Представителям контрольных органов союза наций не разрешалось даже входить на базы и учебные центры вооруженных оппозиционных группировок в Пакистане [5]. После 1-го этапа вывода советских войск остались только 6 провинций Афганистана. Они сосредоточили свои усилия на оказании помощи Вооруженным силам РА в удержании важнейших административных центров, авиабаз и коммуникаций, а также поддержке афганской армии в борьбе с непримиримой оппозицией в различных частях страны. Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) был сокращен вдвое. С началом вывода советских войск вооруженная оппозиция усилила давление на существующий режим, активизировала боевые действия, эффективно начала вести пропагандистскую работу по разложению и деморализации НДПА, государственного аппарата и вооруженных сил Армении, а также предприняла ряд действий по захвату власти в провинциях Кунар, Нангархар, Пактия, Пактика, Логар, Вардак и Кандагар. Однако все эти попытки были сорваны. С завершением первого этапа вывода 40-й армии противник вновь проводил массированное наступление, пытаясь захватить ряд населенных пунктов. На этот раз ему удалось захватить Кундуз (на короткое время), Ханабад, Бамиан и Талукан. Основной причиной поражения правительственных войск во всех случаях была низкая их сопротивляемость и предательство, переход на сторону контрреволюции отдельных подразделений, а также отказ от борьбы с оппозицией и прохождение блокпостов безопасности без боя [4].Реально оценивая свои возможности на перспективу, оппозиция не ставила задачу немедленного захвата власти. Главной для нее была подготовка к решительным действиям после завершения вывода советских войск. В бандформирования поступали приказы, чтобы они не препятствовали возвращению из Афганистана 40-й армии, а создавали запасы вооружения, боеприпасов, снаряжения и продовольствия, воздерживались от столкновения между собой и проводили совместные операции против правительственных войск только в тех случаях, если была гарантия достижения успеха. В этих условиях афганское руководство активизировало свои действия по налаживанию контактов с оппозицией. На этом направлении были достигнуты некоторые успехи. На завершающем этапе вывода советских войск из Афганистана руководители республик не хотели привлекать свои вооруженные силы к борьбе с непримиримой оппозицией. Они пытались задействовать для этих целей в основном части 40-й армии, надеясь вовлечь их в широкомасштабные, длительные боевые действия (особенно против формирований Ахмад Шаха) и тем самым задержать в Афганистане [12]. Неоднократно со стороны афганского руководства следовали обращения к Советскому правительству: "Прекратить вывод войск в связи с тем, что Пакистан и США не выполняют женевские соглашения". К примеру, в конце 1988 - начале 1989 гг. были просьбы оставить добровольцев из состава советских войск для обеспечения безопасности кабульского международного аэропорта и магистрали Кабул - Хайратон (12 тыс. чел.), но позиция Советского союза относительно полного вывода ОКСВ оставалась твердой и неизменной. Настаивали на неукоснительном соблюдении установленного срока вывода также руководитель Оперативной группы МО СССР в РА генерал армии Валентин Иванович Варенников и командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Подписание Женевских соглашений по Афганистану с самого начала с особым чувством удовлетворенности было встречено ими, да и всеми военными советниками, всей 40-й армией. Ведь это касалось судьбы каждого "афганца". А именно эти генералы, офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты несли основные тяготы и лишения афганской войны. Они, прежде всего, и были самыми ярыми сторонниками ее окончания. Подтвердим данный вывод конкретными, теперь уже историческими фактами. Еще в 1987 году по предложению совпредставителей на постоянной основе была организована работа Ставки Верховного Главного Командования. Заседания Ставки ВГК проводились под руководством Наджибуллы практически ежедневно (кроме праздничных дней и пятницы - в Афганистане выходной день). В ее работе, как правило, принимали участие вице-президент Рафи, министры вооруженных сил РА (МО, МГБ, МВД), начальник Генерального штаба, руководитель Оперативной группы Министерства обороны СССР и Главный военный советник в РА [2]. Кроме того, на заседании Ставки ВГК, в зависимости от обсуждаемых вопросов, приглашались и другие должностные лица. Рассматривались как текущие задачи, требующие незамедлительного решения, так и намечались действия на перспективу. Это позволяло координировать деятельность всех военных ведомств, направляя их основные усилия на разрешение первоочередных проблем. В 1988 году, по мере вывода соединений и частей 40-й армии из Афганистана, решать многие задачи стало, естественно, еще сложнее. Чем быстрее приближался срок второго этапа вывода, тем большее беспокойство проявлялось афганским руководством. В Москву снова шли тревожные телеграммы с просьбами оставить часть советских войск, или, если на это СССР не пойдет, хотя бы попозже выводить их из страны. ОКСВ не оставался, но было решено выдвижение колонн вспомогательных частей и учреждений из Кабула начать 2 января 1989 года, а боевых частей и подразделений - 15 января. Это означало: на завершение вывода отводится всего один месяц, что вынуждало войска двигаться к государственной границе практически сплошным потоком по двум направлениям: Кабул - Термез; Шинданд - Кушку. Колонны с техникой и личным составом шли к границе Советского Союза в исключительно сложных погодных условиях (низкие температуры, туманы, обледенение дорог). В высокогорных районах. Особенно на перевале саланг, затрудняли движение автотранспорта снежные лавины. Они часто сходили с гор, образуя многокилометровые снежные и каменные завалы на дороге [11]. Командование 40-й армии не ослабляло наблюдения за противником, никто не ослаблял бдительности. Но оппозиция за некоторым исключением не препятствовала выводу советских войск, а также занятию режимных зон, застав и постов безопасности вооруженными силами РА. И только в результате недальновидности отдельных главарей некоторых отрядов оппозиции против них пришлось применить оружие. В частности это имело место на Южном Саланге - была применена сила против отрядов Ахмад Шаха Масуда. Советские войска уходили. Афганистан для многих стал близким, и офицеры, прапорщики, сержанты, солдаты, служащие Советской Армии переживали за дальнейшую судьбу его народа. Надо ведь всем понять: эти девять долгих лет советские воины не только участвовали в совместных боевых операциях. Основное внимание они уделяли оказанию помощи афганскому населению. Строили мосты, ремонтировали и восстанавливали дома, школы, мечети, помогали нуждающимся хлебом, керасином, одеждой, спичками, чаем, сахаром и другими предметами первой необходимости, разминировали дороги. Рискуя жизнью, выносили раненых детей с минных полей, оборудовали площадки в детских домах "Ватан" для сирот. Таков далеко не полный перечень задач, которые выполнили за все эти годы воины-интернационалисты на земле Афганистана [7]. Последнее подразделение Советской Армии покинуло Кабул 4 февраля. Практически все войска были выведены на Родину 14 февраля 1989 года. Последним 15 февраля 1989 года покинул Афганистан командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. В Термезе и Кушке были проведены митинги. Так закончилась для советских войск эта тяжелая, изнурительная и долгие годы засекреченная война в Афганистане [8].ЗаключениеВпервые в истории советская армия не смогла сломить политическое сопротивление в другой стране. Например, в начале и в конце сороковых годов Советский Союз пресек попытки партизанских действий в Прибалтике и присоединил к себе Литву, Латвию, Эстонию. В сороковых годах и начале пятидесятых годов подавил националистическое военное движение на Западной Украине. В 1956 году подавил венгерское военное восстание. В 1968 году подавил политическую оппозицию в Чехословакии. Примеры можно продолжить. Стратегическая линия советского военного присутствия в Афганистане была определена все-таки расплывчато и неконкретно. Это дает основание всякого рода злопыхателям периодически говорить о поражении советских войск, которое они якобы потерпели, участвуя во внутреннем конфликте на стороне афганского правительства. Так ли это? Перед войсками 40-й армии стояла задача оказать интернациональную помощь дружественному афганскому народу и стабилизации обстановки в стране окружении агрессии извне. И эти задачи она выполнила. Подчеркнем, боевые действия в Афганистане велись обычно в сложных географических и климатических условиях. Горно-пустынная местность, высокие и низкие температуры воздуха, резкие их перепады, недостаток кислорода, отсутствие воды и многие другие трудности. Как уже отмечалось, советские войска все активные действия вели совместно с правительственными силами. Самостоятельно они только устраивали засады на караванных маршрутах, обеспечивали проводку колонн с грузами, а также выполняли задачи по охране коммуникаций, режимных зон, аэродромов и других важных объектов. Разгром наиболее крупных группировок мятежников и базовых районов оппозиции осуществлялся проведением крупномасштабных операций. Длительное умалчивание в советских средствах информации о событиях в Афганистане и отсутствие объективного освещения действий советских войск в этой стране, а также активное воздействие западной пропаганды привело к формированию искаженного общественного мнения относительно миссии ОКСВ в ДРА и оказываемой ими интернациональной помощи.Конечно, среди сотен тысяч военнослужащих, прошедших через Афганистан, попадались и преступники, мародеры. Но не они определяли лицо советской армии. Главными характеристиками советских солдат и офицеров были гуманизм, доблесть и интернационализм. Приведем факт, который наше пресса затушевала, что ли, сказав о нем вскользь и наспех. На втором этапе вывода ОКСВ из РА многие солдаты и сержанты, которые должны были увольняться из рядов Советской Армии, добровольно изъявили желание на несколько месяцев остаться в Афганистане. Цель одна - не подвергать опасности за эти последние месяцы войны молодых, необстрелянных воинов. Ведь кто-кто, а "афганцы"-ветераны лучше других знали, что от пуль, гранат, мин, снарядов моджахедов чаще всего погибают молодые, неопытные, из пополнения. Этот факт говорит о многом. И о гуманизме советских солдат, и о массовом мужестве. Но особенно ярко он показывает ту атмосферу братства и войскового товарищества, которая царила в подавляющем большинстве частей и подразделений 40-й армии. Уже сам этот поступок сотен, тысяч людей, когда за ним могла стоять жизнь или смерть, можно расценить как благородство высшей пробы. Нет, совсем не случайно в песне известного композитора и певца А. Розенбаума, видевшего советских ребят именно там, в Афгане, есть и такие слова: "…прости, мой друг, что ты погиб, а я всего лишь ранен в горах Афгана…". Советские воины, как истинные интернационалисты и патриоты Родины, выполнили свой долг до конца и не могут быть объектами некомпетентной критики любителей поупражняться в нагнетании страстей, разного рода советчиков, пытающихся задним числом подсказать, чего не надо было делать. Но это старый прием. Ведь еще более 800 лет тому назад Шота Руставели подчеркивал, что каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Каким бы ни было личное мнение каждого из нас относительно решения о вводе войск - наше отношение к тем, кто служил в Афганистане, должно быть пронизано глубочайшим уважением. Повторяем, не только воевал. Даже когда они уходили, в январе-феврале 1989 года, все еще помогали мирному населению. Современное общество может твердо положиться на "афганцев", они не подведут в трудное для страны время. Однако государство тоже не должно бросать их на произвол судьбы, в противном случае они не будут той опорой для правительства, которой могли бы стать. Обладая боевым опытом и высоки моральным духом, "афганцы" представляют собой реальную силу, и этого нельзя забывать. Надо только, чтобы эта сила была направлена на укрепление общества, борьбу с преступностью, а не использовалась в межнациональных конфликтах экстремистскими элементами. Нельзя их отдавать на откуп стихии. Так уже сложилось, что многих людей советская война непосредственно не коснулась (впрочем, это очень хорошо), не затронула она и тех чиновников, которые во многих местах занимаются проблемами "афганцев", поэтому нередко наблюдается равнодушное отношение к их нуждам и запросам. Зачастую установленные правительственные льготы остаются только на бумаге. И если для здоровых ребят это как-то еще можно стерпеть, то совершенно нетерпимо такое отношение к инвалидам и семьям погибших. Список используемых источниковАмиров, Р. З. Война в Афганистане 1979 – 1989: истоки и уроки в контексте обеспечения безопасности Российского государства // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2019Артыкбаев А.А. Неизвестные страницы истории. Об участии воинов авиаторов ПВКГБ СССР в афганской войне. - Вестник Каз НУ им. Аль-Фараби. Серия историческая №1 (44) 2007, - с. 11-13. Гревцова, Т. В. Повседневность Афганской войны (1979 – 1989 гг) в воспоминаниях её участников // НОВОЕ ПРОШЛОЕ. - № 3. - 2019Джонс Джеффри У. Накануне войны: национальная советская выставка в Кабуле, апрель – май 1979 // Новейшая история России - 2014Керекеш А.С., Лукьянова Л.А. Лексика Афганской войны // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum. – 2009Керекеш А.С., Лукьянова Л.А. Письма советских солдат с Афганской войны как источник по изучению фронтового быта // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum– 2010Никитенко Е.Г. Афганистан: от войны 80-х до прогноза новых войн. М.: Астрель, 2004. - 368 с. Поляков, О. Ю. Афганская война как геополитическая проблема в изображении современных отечественных и зарубежных писателей // Вестник Вятского государственного университета, - № 2 – 2016Рабуш, Т. В. Джихад и пропаганда в афганском вооружённом конфликте // Исламоведение.- 2016Рабуш, Т. В. Афганская война и военная доктрина администрации Р. Рейгана // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. – 2018Рабуш, Т. В. Роль США и СССР в процессе урегулирования регионального вооружённого конфликта в Афганистане (1979 – 1989) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017Рубцов, Ю. А. Советский союз в необъявленной войне в Афганистане (1979 – 1989 гг) // Россия и мусульманский мир. – 2009Сивов, А. Н. Формирование и эволюция оценочных суждений средств массовой информации в отношении участия СССР и России в локальных конфликтах (на примере Афганистана в 1979 – 1989) // Universum: общественные науки.- 2018Спальников В.Н. "Афганистан: борьба и созидание" М.: ЭКСМО, 2004. - 448 с.Стрельникова, А. М. Коллективная память в городском пространстве: места памяти об афганской войне // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2011Топорков, В. М. К истокам Афганской политики США в годы советского военного присутствия в Афганистане // Вестник Чувашского университета. - 2011Топорков, В. М. Категория военное присутствие и её применение к периоду пребывания советских войск в Афганистане (1979 – 1989) // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки - №3. – 2014Топорков, В. М. Третья стратегия США в Афганистане 1979 – 1989 гг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012Храмова, М. А. Образ солдата Афганской войны в публицистике и кинематографе // Огарёв-Online. – 2014Чикишев А. Спецназ в Афганистане. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 317 с.Шило, Н. И. Афганистан 30 лет спустя: последствия ввода советских войск в ДРА для страны и региона // Вестник МГИМО. - 2010Якупова, Д. В. Советское общество и война в Афганистане в оценках центрального разведывательного управления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки - 2019

1. Амиров, Р. З. Война в Афганистане 1979 – 1989: истоки и уроки в контексте обеспечения безопасности Российского государства // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2019
2. Артыкбаев А.А. Неизвестные страницы истории. Об участии воинов авиаторов ПВКГБ СССР в афганской войне. - Вестник Каз НУ им. Аль-Фараби. Серия историческая №1 (44) 2007, - с. 11-13.

3. Гревцова, Т. В. Повседневность Афганской войны (1979 – 1989 гг) в воспоминаниях её участников // НОВОЕ ПРОШЛОЕ. - № 3. - 2019
4. Джонс Джеффри У. Накануне войны: национальная советская выставка в Кабуле, апрель – май 1979 // Новейшая история России - 2014
5. Керекеш А.С., Лукьянова Л.А. Лексика Афганской войны // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum. – 2009
6. Керекеш А.С., Лукьянова Л.А. Письма советских солдат с Афганской войны как источник по изучению фронтового быта // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum – 2010
7. Никитенко Е.Г. Афганистан: от войны 80-х до прогноза новых войн. М.: Астрель, 2004. - 368 с.
8. Поляков, О. Ю. Афганская война как геополитическая проблема в изображении современных отечественных и зарубежных писателей // Вестник Вятского государственного университета, - № 2 – 2016
9. Рабуш, Т. В. Джихад и пропаганда в афганском вооружённом конфликте // Исламоведение.- 2016
10. Рабуш, Т. В. Афганская война и военная доктрина администрации Р. Рейгана // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. – 2018
11. Рабуш, Т. В. Роль США и СССР в процессе урегулирования регионального вооружённого конфликта в Афганистане (1979 – 1989) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017
12. Рубцов, Ю. А. Советский союз в необъявленной войне в Афганистане (1979 – 1989 гг) // Россия и мусульманский мир. – 2009
13. Сивов, А. Н. Формирование и эволюция оценочных суждений средств массовой информации в отношении участия СССР и России в локальных конфликтах (на примере Афганистана в 1979 – 1989) // Universum: общественные науки.- 2018
14. Спальников В.Н. "Афганистан: борьба и созидание" М.: ЭКСМО, 2004. - 448 с.
15. Стрельникова, А. М. Коллективная память в городском пространстве: места памяти об афганской войне // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2011
16. Топорков, В. М. К истокам Афганской политики США в годы советского военного присутствия в Афганистане // Вестник Чувашского университета. - 2011
17. Топорков, В. М. Категория военное присутствие и её применение к периоду пребывания советских войск в Афганистане (1979 – 1989) // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки - №3. – 2014
18. Топорков, В. М. Третья стратегия США в Афганистане 1979 – 1989 гг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012
19. Храмова, М. А. Образ солдата Афганской войны в публицистике и кинематографе // Огарёв-Online. – 2014
20. Чикишев А. Спецназ в Афганистане. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 317 с.
21. Шило, Н. И. Афганистан 30 лет спустя: последствия ввода советских войск в ДРА для страны и региона // Вестник МГИМО. - 2010
22. Якупова, Д. В. Советское общество и война в Афганистане в оценках центрального разведывательного управления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки - 2019

Вопрос-ответ:

Какие были исторические предпосылки афганского военно-политического конфликта?

Историческими предпосылками афганского военно-политического конфликта были сложности, связанные с политической нестабильностью в Афганистане, военными столкновениями между различными группировками, национально-религиозными разногласиями и активной поддержкой внешних сил.

Какие виды советских войск были задействованы в Афганистане?

В Афганистане были задействованы различные виды советских войск, включая воздушно-десантные войска, моторизированные и танковые дивизии, а также специальные подразделения, такие как разведывательные группы и саперные отряды.

Каким образом было осуществлено вывод советских войск и решение проблемы Афганской войны?

Вывод советских войск и решение проблемы Афганской войны было осуществлено путем проведения политики национального примирения (ПНП). Эта политика включала в себя меры по установлению контроля над территорией, реконструкции экономики, обеспечению безопасности и проведению политических реформ.

Как население Афганистана отнеслось к политике национального примирения?

Политика национального примирения была первоначально с энтузиазмом воспринята народом, уставшим от многолетней войны. Некоторые из руководителей антиправительственных сил начали колебаться и сомневаться в целесообразности продолжения вооруженной борьбы.

Какие источники были использованы при написании статьи?

Источниками при написании статьи были использованы различные научные исторические источники, включая монографии, статьи в журналах, а также архивные материалы.

Какие были исторические предпосылки афганского военно-политического конфликта?

Предпосылками афганского военно-политического конфликта были нарастающие внутренние противоречия и борьба за власть в Афганистане, а также беспокойство Советского Союза по поводу укрепления исламистского движения на границе.

Какие виды советских войск присутствовали в Афганистане?

В Афганистане присутствовали различные виды советских войск, включая воздушно-десантные, мотострелковые, танковые, артиллерийские и другие.

Какие были причины вывода советских войск и как решалась проблема Афганской войны?

Причинами вывода советских войск были неудачи в борьбе с афганскими повстанцами, международное давление, экономические трудности и необходимость разрешить конфликт политическими средствами. Проблема Афганской войны решалась путем подписания Советским Союзом и Афганистаном Дженинского соглашения, которое предусматривало урегулирование ситуации в стране и постепенный вывод советских войск.

Как народ воспринимал политику национального примирения?

Политика национального примирения была первоначально воспринята народом с энтузиазмом, так как люди были уставшими от долгой войны. Однако некоторые руководители антиправительственных сил начали сомневаться и колебаться в отношении целесообразности этой политики.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники, включая историческую литературу, документы, мемуары, а также результаты исследований историков и специалистов по афганистанской войне.

Какие были исторические предпосылки афганского военно-политического конфликта?

Афганский конфликт был предопределен рядом исторических предпосылок. Во-первых, сложившаяся политическая обстановка в Афганистане после свержения монархии в 1973 году, а затем и последующий государственный переворот в 1978 году, вызвали обострение социально-политической ситуации в стране. Во-вторых, растущая активность антиправительственных сил, среди которых были коммунистическая Партия народной демократии Афганистана (ПДПА) и исламистские группировки, привела к эскалации насилия и борьбы за власть. В-третьих, разрыв внешнеполитических связей с СССР и приближение Афганистана к США и Западу стал фактором, который не позволял Советскому Союзу оставаться безучастным к ситуации в регионе. Все эти предпосылки привели к военному вмешательству Советского Союза в Афганистан в 1979 году.

Какие виды советских войск были задействованы в Афганистане?

В период афганской войны в Афганистане были задействованы различные виды советских войск. Основными силами были Советские войска и войска ХиДВ (основное военизированное соединение Советской армии). Кроме того, в составе Советского Союза были задействованы такие виды войск, как ВДВ (воздушно-десантные войска), ВМФ (военно-морской флот) и тактическая авиация. Все эти виды войск выполняли различные задачи в Афганистане, включая охрану объектов, поддержку афганских правительственных войск и борьбу с антиправительственными силами.