Работа над артикуляции в классе Академического вокала
Заказать уникальную дипломную работу- 85 85 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 02.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования артикуляции у студентов-вокалистов 9
1.1. Теоретические особенности профессиональной подготовки вокалистов. 9
1.2. Сущность и содержание вокальной артикуляции 25
1.3. Специфика развития артикуляции у студентов-вокалистов в классе академического вокала 38
Глава 2. Методика развития вокальной артикуляции у студентов-вокалистов в классе академического вокала 56
2.1. Диагностика состояния артикуляции у студентов-вокалистов в процессе профессиональной подготовки. 56
2.2. Апробация методики развития вокальной артикуляции 58
2.3 Анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Использование метода визуального моделирования – это способ формирования артикуляции внутри коммуникации учитель-ученик, где визуальные средства способствуют целенаправленной активизации нужных участков артикуляционного аппарата, корректируя процесс звукообразования, что влечет совершенствование вокальной техники обучаемого в целом.Суть предложенного метода состоит в замене слова жестом в преобладающем сегодня ассоциативно-эмпирическом аудиально-вербальном образовательном пространстве. Этот метод– доказательство процесса существенного обновления процесса образования, выводящего профессиональную вокальную педагогику в сферу невербальной коммуникации. Именно метод визуального моделирования добавляет в привычную номенклатуру методик «подражания» научную обоснованность, системность принципов, открывая необходимость применения визуальных образов-жестов.Известно, что формирование артикуляции в классе академического вокала посредством визуального моделирования происходит на трех уровнях:- наглядного восприятия и осознанного запоминания техники работы артикуляционного аппарата;- уровне применения знаний и способов вокализации по образам-жестам;- уровне творческой реализации в комплексе с техническими, физиологическими и психологическими особенностями студентов. Основным средством визуализации на занятиях является жест, передающий студенту характер технологической задачи. Жест можно рассматривать как инструмент, при помощи которого создаются различные комбинации для невербального описания механизмов работы артикуляционного аппарата. Жесты – это информационные модели, обращающие внимание обучаемых на суть процесса правильной дикции.Теория языковых систем понимает под языком (в том числе и под языком жестов) знаковую систему, использующуюся в целях коммуникации и познания. И естественный, и искусственный языки выступают способом формализации. Разницу можно наблюдать лишь в том, язык формул, программирования и т. п. являются строго формализованными системами, а естественный язык – разговорный, язык искусства, мимики и жестов и т.п. – частично формализованными системами.В нашем случае, зашифрованная в языке визуализированная информация является важным компонентом процесса ее осознания. Причем этот процесс можно рассматривать:- как часть общего учения о научном методе познания артикуляционного аппарата, - как знания, воспринимаемые, осознаваемые в качестве значимой информации, приобретающие, с точки зрения педагогических измерений, конкретный смысл. Получаем, что подобная обучающая образовательная информация как раз и способствует организации образовательной деятельности и решению технических задач формирования артикуляции и дикции у вокалистов, развивая одновременно, познавательную деятельность студентов. Как нами уже ранее было отмечено, голосовой аппарат имеет динамическую структуру. Его движущими составляющими выступают язык, задняя стенка глотки, нёбо, трахея, которые, исходя из задач вокализации, могут изменять поведение объекта. Соответственно, сам метод визуального моделирования может корректировать поведение объекта, управляя им при помощи жестов-моделей. Именно поэтому моделирование динамических процессов и имитационное моделирование на практике очень актуальны. Помня о том, что любая модель сможет замещать оригинал лишь в строго ограниченном смысле, педагоги-вокалисты в своей индивидуальной работе с каждым студентом должен выстраивать несколько «специализированных» моделей, концентрируя внимание на нужных сторонах объекта воздействия. При этом педагогическое управление механизмами артикуляционного процесса открывает здесь весьма многообразные, существенные и эффективные резервы. Поэтому для реализации метода визуального моделирования необходимо:- понимание, что визуальная модель может замещать оригинал в строго ограниченном смысле;- понимание, что при переносе знаний «с модели на оригинал», именно визуальные жесты провоцируют «ответ» артикуляционного аппарата на зрительные сигналы «специализированной» модели мышечными импульсами;- сформировать согласованность визуальных жестов с той образовательной средой, где ей предстоит функционировать;Отметим, что использование приемов визуального моделирования открывает достаточно широкие перспективы в процессе формирования артикуляции, т.к. развивает творческое мышление, его образную сферу, что приводит к техническому совершенствованию и расширению технических и художественных зон творчества, формирующих тезаурусное сознание. Последнее как раз и выполняет функцию сохранения информации, что приводит к закреплению той визуальной образности, того кода знака, которые обеспечивают результативность формирования дикции и артикуляции. Таким образом, соединив объективные данные о работе артикуляционного аппарата с конкретным исполнительскими возможностями студентов, современная теория пения, использующая средства невербальной коммуникации, формирует новое знание, способное эффективно и качественно обеспечить реализацию поставленных задач в области формирования артикуляции и дикции. Визуальное моделирование сегодня рассматривается как важный компонент профессионального обучения, открывающее новые резервы для его модернизации.В ходе нашего эксперимента и в процессе обучения студентов МГУКИ?? при помощи невербального «словаря жестов», были использованы важнейшие принципы:- организация совместной деятельности педагога и студентов в процессе обучения;- развитие в обучении необходимых артикуляционных навыков посредством восприятия визуального моделирования;- наглядность обучения выступала в качестве инструмента информационного насыщения невербального образа, активизирующего степень воздействия на кинетическую реактивность при формировании артикуляционного аппарата и др.Цель эксперимента по использованию метода визуального моделирования при формировании артикуляции и дикции у студентов-вокалистов – проверка эффективности обучения с его использованием. Исходя из этого, были поставлены задачи:- изучить состояние изучаемой проблемы в музыкальном образовательном процессе; - рассмотреть особенности формирования визуальной модели, ее информационности; - проанализировать эффективные способы преподавания при помощи визуального моделирования, позволяющего педагогам существенно активизировать степень получения обучающей информации;Таким образом, цель процесса апробации по использованию методики вербальной коммуникации в образовательном процессе вузов состоит:В утверждении аксиомы о том, что жест, вербальный образ – один из основных аппаратоформирующих инструментов педагога-вокалиста при формировании артикуляции и дикции студентов.Жесты при помощи выработки ассоциаций помогают создавать функциональные модели в сознании учеников. Интеллектуальный образ жестов способны воздействовать на психофизический аппарат студентов, заставляют их исполнять произведение нужным образом, с тем, чтобы фонационный процесс происходил так, как его представляет педагог-вокалист в соответствии с требованиями норм современного общеевропейского академического пения. Вербальный ряд при этом, выступает в качестве связующего звена для разного вида творчества. То есть, у студентов-вокалистов должно вырабатываться умение интегрировать в зрительные образы главные, необходимые функциональные качества артикуляционного процесса. Методика визуального моделирования способна реально помочь студентам-вокалистам в активизации моторики вокального аппарата, что, в конечном итоге должно привести к ускорению процесса обучения, обогащению педагогического процесса новыми дидактическими единицами.2.3 Анализ и обобщение опытно-экспериментальной работыВ организации формирующей части эксперимента на базе вокальных классов были созданы две экспериментальные группы: 10 студентов 201 группы, вошедшие в экспериментальную группу (ЭГ), 10 студентов из 202 группы – контрольную группу (КГ).Цель экспериментальной работы явилось исследование процесса постановки артикуляции у студентов посредством метода визуального моделирования, а также овладение навыками выразительного пения и сценического поведения.Содержание и структура занятий в контрольной и экспериментальной группах были неодинаковы. Выборка респондентов для проведения экспериментальной работы осуществлялась из числа ранее опрошенных студентов. Общее количество респондентов формирующего этапа эксперимента составило 20 человек. Их общий уровень соответствовал полученным ранее данным. Данная методика реализовывалась на двух уровнях педагогической реализации, взаимосвязанных друг с другом:- подготовительном уровне;-уровне активного использования.На каждом уровне внедрения визуального моделирования в образовательном процессе реализовались свои методические характеристики и педагогические задачи.Подготовительный уровень не имел четко выраженных границ проведения. Его содержание состоит в обеспечении необходимой подготовки студентов к эффективному овладению основным тезаурусом визуальных моделей. Педагогическими задачами являются: процессы освоения основополагающих коммуникативных сигналов (моделей), их содержательных и ассоциативных значений; внедрение идей системного подхода в учебную практику и идей проблемно-ориентированной организации учебно-познавательной деятельности.Здесь же была проведена предварительна диагностика артикуляционного аппарата студентов – Таблица 1.Таблица 1 – Протокол оценки состояния развития речевой моторики у студентов экспериментальной группыСодержание работыЭГЭГ, средний показательОбследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса- 3- 4-4-3-3-3-4-5-4-43,7Обследование кинетического орального праксиса1.-42.-43.-44.-45.-46.-47.-48.-49.-510.-44,1Обследование динамической координации артикуляционных движений1.- 42.- 43.- 44. -45.-56. -47.-48. -59.-510.-44,2Обследование мимической мускулатуры-4-4-4-5-4-4-5-5-5-54,5Итоговая оценка4,1Таблица 2 – Протокол оценки состояния развития речевой моторики у студентов контрольной группыСодержание работыКГКГ, средний показательОбследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса-4-3-4-4-3-3-4-4-3-53,7Обследование кинетического орального праксиса1.-52.-43.-54.-45.-56.-47.-48.-59.-510.-54,6Обследование динамической координации артикуляционных движений1.- 42.- 53.- 44. -45.-56. -47.-58. -59.-510.-44,5Обследование мимической мускулатуры-4-4-5-5-5-4-3-4-3-54,2Итоговая оценка4,3Рисунок 4 – Сравнительная диаграмма оценки состояния развития речевой моторики студентов ЭГ и КГКак показывают Таблицы 2, 3 а также Рисунок 4 состояние развития артикуляционной моторики в группах почти одинаковое:- кинестический оральный (артикуляционный) праксис по показателям выше в ЭГ;- уровень кинетического орального праксиса выше в КГ;- уровень динамической координации артикуляционных движений выше в КГ;- уровень развития мимической мускулатуры немного вышевЭГ.Далее было проведен опрос студентов, который подтвердил актуальность исследуемой проблемы и недостаточную эффективность процесса обучения в формировании артикуляции и дикции. Анкетирование осуществлялось по заранее разработанной программе. Вопросы способствовали выяснению у студентов не только отношения к профессии, но и выявлению наиболее проблемных моментов обучения, что помогло выяснить спектр трудностей в процессе формирования певческих умений. Нами были получены следующие результаты:наиболее трудным для 19 студентов, оказалось, научиться правильному дыханию, звуковедению с опорой ( 99 %).18 студентов отметили трудности с развитием артикуляции и дикции, что «приводит к напряжению и скованности при исполнении сложных по технике произведений» - (90 %). Из общего числа респондентов, лишь 2 указали на отсутствие трудностей в процессе обучения.Из 100 % опрошенных несколько вариантов выбрали всего 21 % респондентов. Их неопределенность вызвана скорее невнимательным отношением к процессу опроса.Для студентов старших курсов не вызвали трудности умения, связанные с певческой установкой и звукообразованием. 3% студентов 3-4 курсов отметили данные умения певческой установки (правильное положение корпуса, головы, рта). Неустойчивость умений связанных с дыханием отмечали чаще студенты 1-2 курсов (дыхание). Певческие умения, связанные со звукообразованием и звуковедением, вызывали затруднения у всех респондентов независимо от года обучения, также как артикуляция и дикция.Данные анкетирования студентов подтвердили актуальность исследуемой проблемы и неустойчивость, нестабильность и неэффективность процесса обучения и формирования артикуляционных умений. Результаты анкетирования показали, что большинство студентов отмечают несформированность умений, связанных с дикцией (60 %).Уровень активного использования выражался в закреплении опыта выполнения заданий педагога по применению коммуникативных визуальных моделей. Педагогической задачей здесь выступала реализация идей управления в обучении.Также отметим, что уровень характеризовался большей свободой при выборе приемов визуализации, что приводило к расширению коммуникативного пространства. Визуальное моделирование представлялось в активной фазе коммуникационного процесса «учитель – ученик». На занятиях были использованы разнообразные приемы по закреплению информации, в частности, модификации привычных моделей с корректирующими целями, решающими те или иные вновь возникшие технические задачи, по отработке стабильности выполнения, закреплению слухового качества произношения и т. д. Данные приемы применялись совместно с процессом акцентирования внимания студентов на основных базовых «моделях», что обеспечивало контроль над процессом формирования и овладения новыми методиками визуального моделирования. Это также позволило скорректировать процесс обучения, выработать индивидуальную «частоту» введения новых жестов-моделей в профессиональный тезаурус студентов. На занятиях также индивидуально учитывался темп изложения нового материала в соответствии с возможностями его восприятия и усвоения студентами. Предоставление студентам разнообразных возможностей обсуждения с преподавателями вопросов техники в целом, и конкретных проблем в частности, позволила сформировать индивидуальный «словарь» жестов, что также способствовало корректировке технических проблем его активного использования. Кроме того, такая работа способствовала организации и оптимизации времени урока, углублению и расширению теоретических знаний студентов и приобретению умений пользоваться средствами визуализации. Основными задачами данного уровня выступали:- пополнение оперативной памяти студентов новыми моделями-жестами, развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов; формирование умения адекватного восприятия модели, закрепления ее в ассоциативной и зрительной памяти.Главными функциями активного уровня были развивающая и результирующая, рассматриваемые в качестве необходимых составляющих единства теории и практикиВ начале реализации данного уровня начался с осуществления диагностики исходного уровня сформированности артикуляционных умений студентов.В педагогическом эксперименте приняли участие те же студенты, 20 человек, из которых были сформированы две группы студентов по 10 человек. Одна группа – контрольная, в которую вошли студенты 205 группы, и вторая – экспериментальная, в которую вошли студенты 206 группы.Согласно многим исследованиям, описанным выше, формирование индивидуального стиля деятельности студентов-вокалистов, для развития и совершенствования у них артикуляционных навыков, является личностно ориентированная система обучения. Отметим, что под выработкой умений и навыков будем подразумевать способы организации студентами своей деятельности по работе над музыкальным произведением. При диагностике уровня сформированности артикуляционных умений использовались следующие критерии:1) вокально-техническая готовность к овладению артикуляцией и дикцией;2) знание анатомо-физиологических основ артикуляции;3) система контроля и самоконтроля исполнительской деятельности.Высокий уровень владения артикуляцией отмечался в ситуации, когда исполнение вызывало интерес и было понятно и доступно студентам. Средний уровень – при действии одного из перечисленных параметров. Низкий уровень – при отсутствии указанных параметров.Высокий уровень владение знаниями анатомо-физиологических основ был отмечен у студентов, которые владеют знаниями о строение и работе голосового аппарата, в частности, о функционировании мышц гортани, артикуляционного аппарата, резонаторов, о создании опоры певческого голоса; крое того, такие студенты владеют навыками управления перечисленными параметрами в исполнительской практике. Ощущая работу дыхательных мышц, студенты отмечали чувство легкости голосообразования. Средний уровень знаний отмечался, если выражен один из указанных параметров. Низкий уровень – когда ни один параметр не был применен в исполнительской практике. Высокий уровень контроля и самоконтроля отмечался, если студент мог регулировать дикцию, включенность резонаторов, плотность смыкания связок, а также дыхание. Средний уровень – выраженность одного из указанных параметров. Низкий – отсутствие параметров.Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень владения артикуляционным аппаратом при исполнении музыкальных произведений из 10 человек экспериментальной группы имеют 2, а в контрольной группе 3 (из 10). Средний уровень в экспериментальной группе имеют 3 студентов и в контрольной – 2. Низкий уровень показали 10 студентов в двух группах - Рисунок 5Рисунок 5 – Уровень владения артикуляционным аппаратомВысокий уровень знаний об анатомии и физиологии артикуляционного аппарата показали 3 студента в экспериментальной группе и 3 студента в контрольной. Средний уровень – 6студентов контрольной группы и 5 – экспериментальной. Низкий уровень знаний показали 1 студентэкспериментальной группы и 2 студентов контрольной - Рисунок 6.Рисунок 6 – Уровень знаний об анатомии и физиологии артикуляционного аппаратаВысокий уровень контроля и самоконтроля в процессе формирования дикции и артикуляции не проявился ни в одной группе. Средний уровень определен у 6 студентов экспериментальной группы и у 3 человек в контрольной группе. Низкий уровень самоконтроля был определен у 4 студентов в экспериментальной группе и 7 – в контрольной – Рисунок 7.Рисунок 7 – Уровень контроля и самоконтроля в процессе формировании артикуляцииДля обоснования исходного уровня сформированности дикции и артикуляции была применена бальная система оценки. Высокий балл артикуляционной готовности к исполнительской деятельности, владения анатомо-физиологическими знаниями, контроля и самоконтроля – 3 балла, средний – 2 балла и низкий –1 балл. Соответственно, студенты, которые набрали суммарно 11–13 баллов, проявляют высокий уровень артикуляционных умений – Таблица 3.Таблица 3 – Итоги диагностики исследования артикуляционных умений студентов-вокалистов (перед внедрением метода визуального моделирования)Уровни сформированности артикуляционных уменийКоличество студентов экспериментальной группы (в %)Количество студентов контрольной группы (в %)Высокий20 %30%Средний30 %20 %Низкий50 %50 %Кроме того, в диагностических исследованиях исходного уровня сформированности артикуляционных умений применялись также методы анкетирования, экспертной оценки причин несформированности артикуляции у студентов, творческие задания. Кроме того, была разработана карта наблюдения результативности формирования артикуляционных умений. В бланке были зафиксированы наиболее значимые для исследования показатели.Творческие задания выявили уровень самостоятельности студентов в процессе работы над артикуляций и дикцией. Результаты творческого задания выявили, что студенты очень часто оказываются в затруднительных ситуациях, им трудно справляться с поставленными учебными задачами. Хотя стоит отметить, что среди студентов контрольной и экспериментальной групп были те, которые хотя и неидеально, но справлялись с заданиями: в контрольной группе – 5 студентов (25%), в экспериментальной – 3 студента (15%).Дополнительно проводился тест по исследованию личности «Дом – дерево – человек» (по Дж. Буку), которая выявила значимость художественного, эстетического начала в жизни 17 студентов обеих групп, что составило 85 %.Далее занятия по развитию артикуляции начали проводиться с использованием метода визуального моделировании. На данном уровне проходила совместная разработка педагогов и студентов индивидуального набора визуального моделирования, его жестов, необходимых упражнений для развития конкретных участков артикуляционного аппарата. Все эти упражнения должны составить арсенал профессиональных знаний студентов.В это время велся целенаправленный и планомерный поиск и анализ визуальной информации, которая должна способствовать решению технических задач. При постепенном освоении тезауруса и адаптации его на практике, был объяснен алгоритм моделирования, который в мануальном движении раскрывает особенности артикуляционного аппарата, созданию его свободного и комфортного положения. Активизация «оригинала» – артикуляционного аппарата – при помощи средств моделирования способствовала переводу педагогического процесса обучения в координаты разработки дидактических основ невербальной коммуникации в классе академического вокала. Связь между произношением и жестом означала, что с помощью изучения свойств системы невербальной коммуникации возможно разработка и выявление свойств другой системы, в конкретном случае, визуальной системы. Однако, как показала практика, развивая это положение необходимо было добиваться конкретизации представлений о работе моделируемого объекта и умения переносить это представление в область самого процесса произношения, качественно воздействуя на него.Форма занятий на этом этапе – проблемная, т. к. здесь отражалась характеристика профессиональной значимости излагаемой образовательной информации, ее новизна и степень важности в формировании артикуляционного аппарата. Задачи индивидуальных занятий: - обеспечение смысловой основы для освоения знаний в рамках визуального моделирования;- формирование профессионального кругозора студентов;- оптимизация форм организации учебного процесса посредством внедрения приемов визуального моделирования.Основу занятий составил апробированный материал, состоящий из базовых моделей-жестов; материал соответствует новым требованиям к реализации образовательного процесса, в частности, принципам научности, интеграции и т. д.Таблица 4 – Критерии уровней развития артикуляционной моторики у студентов-вокалистов (после применения метода визуального моделирования)УровниКритерии уровнейЭГКГвысокий3,5-430%40 %средний2,5-3,450%50 %низкий0-2,420%10 %Как показывает таблица 4 уровень владения артикуляционными навыками вырос в двух группах незначительно:- высокий уровень - на 10 % (ЭГ и КГ)- средний уровень - показатели остались на прежнем уровне- низкий уровень - уменьшение на 30 % (ЭГ) и на 40 % (КГ). Это можно объяснить тем, что студенты, которым были присущи плохие навыки артикуляции перешли на более высокий уровень.Итоговые результаты:Проведенное исследование позволило проанализировать методы работы преподавателей со студентами, в частности, специфику применения методов «показ», «подражание».Использование интеграционного подхода, включающий в занятия учебный материал более широкого профессионального значения, помогало педагогам активизировать весь багаж знаний студентов, их общую культуру и т.д.В ходе апробации были получены наглядные результаты, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии всех показателей у студентов, обучение которых строилось с включением визуального моделирования в образовательный процесс. Скорость результативного исполнения, длительность закрепления полученного качества звучания и стабильность транслируемых рефлексов в экспериментальной группе показала значительное преимущество по сравнению с данными контрольной группы, занимавшейся, главным образом, в режиме вербальной коммуникации «подражание», «делай как я». Эксперимент подтвердил, что системная образовательная деятельность, включающая средства визуального моделирования в процесс учебных занятий, может привести к положительному результату.Вывод по Главе 2.Констатирующее исследование, которое проводилось на базе МГУКи???Выявил:Средний уровень развития артикуляции и дикции у студентов класса академического вокала, что потребовало применение инструментов специального коррекционного воздействия.Ход исследования показал, что в качестве факторов, влияющих на эффективность восприятия визуальной модели, могут рассматриваться две психологические особенности –- художественная и мыслительная, определяющие, каждая по-своему, степень кинетического воздействия визуальной модели. Эксперимент доказал, что при осмыслении невербальных образов (жествов) и переводе их в визуальный ряд, начинают работать динамические силы идеомоторики, которые приводят к наиболее успешному, точному выполнению артикуляционной технической задачи. В связи с этим обоснование получила осуществление совместной работы педагога и студента по повышению их образно-эмоционального мышления.Исследование доказало существование причинной зависимости между визуальной моделью и динамикой мышечных процессов в артикуляционном аппарате, что позволило сформулировать ряд основных тезисов при реализации метода визуального моделирования, в частности:- обязательное владение педагогом-вокалистом определенным уровнем научных знаний о формах и законах функционирования артикуляционного аппарата;- метод визуализации происходит на основе использования жеста;- жесты не выражают реальные физиологические процессы артикуляционного аппарата, а лишь являются образно-ассоциативным аналогом;- процесс перевода вербальной модели в визуальную не должен отличаться спонтанностью или одномоментностью - необходима комплексная и систематическая работа; - метод визуального моделирования может сопровождаться вербальными моментами.Представляется, что интеграция в образовательном процессе традиционных методов формирования артикуляции и дикции с методом вербального моделирования будет способствовать расширению педагогических возможностей, изменяя качество содержания профессионального обучения вокалистов.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ вопросов формирования артикуляционного мастерства студентов-вокалистов в классе академического вокала в процессе их профессиональной подготовки и результаты практической работы подтвердили положения выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:1.Изучение современной теории и практики музыкального образования позволило утверждать, что владение артикуляцией поднимается до уровня мастерства при условии его понимания как средства художественно-творческого интонирования музыки. С этих позиций артикуляционное мастерство представляет интеграцию ценностных установок, эстетических принципов, знаний и технических приемов исполнения. Основными компонентами артикуляционного мастерства выступают аксиологические, технические и творческие принципы, формируемые в ходе работы над музыкальном произведением.2. Мастерство артикуляции предполагает владение специальной техникой. В связи с этим, в работе было обоснована необходимость применения как традиционной системы упражнений, так и новейших методик, способствующих формированию артикуляционного аппарата студентов-вокалистов. Одним из инновационных методик, внедряемых в современный музыкально-образовательный процесс является метод «визуального моделирования», подразумевающий невербальную организацию обучающей информации средствами зрительного (визуального) ряда. При решении конкретных педагогических задач, арсенал данной методики составляют жесты-символы, призванные помогать студентам легче воспринимать новую информацию, систематизировать, упорядочивать, качественно запоминать ее и оперировать ей на практике.В работе, метод визуального моделирования рассматривается в контексте противопоставления с традиционными методиками «как будто», делай как я», которые в профессиональной вокальной педагогике выступают средством формирования артикуляционного аппарата посредством воспроизведения в мышлении и закреплении в мышцах голосообразующей системы механизмов работы вокального аппарата. Причем, в работе подчеркивается, что метод визуального моделирования выступает в качестве инструмента познания и преобразования.3. Основной особенностью метода визуального моделирования как многоуровневой системы способов и приемов развивающих и совершенствующих артикуляционный аппарат, является то, что он анализируется в пространстве коммуникационного процесса. Именно его «диалогическая суть» (учитель-ученик) способствует наиболее точному отражению содержания процесса формирования дикции и артикуляции, а также обеспечивает достижение их большей эффективности. Визуализация как основной фактор метода обеспечивает наглядность и быструю корреляцию восприятия информации, проецирующая ее в сферу двигательной мышечной системы строения голосового аппарата. Таким образом, визуальное моделирование интенсифицирует процессы освоения приемов, нацеленных на формирование артикуляции. Благодаря использованию средств визуализации сложнейшая и необычайно тонкая педагогическая и психофизическая работа педагога и ученика становится более мотивированной и результативной.4. На основе теоретической проработки было проведено практическое исследование степени эффективности применения метода визуального моделирования в педагогическом процессе со студентами класса академического вокала. При помощи методов наблюдения за реализацией образовательного процесса и опроса, автор работы пришел к выводу: сознательное формирование качественной дикции и артикуляции у студентов с применением творческой установки на визуально-эмоционально-образные представления выступает одним из эффективнейших способов воспитания певческой техники сегодня. Критерием эффективности данного метода служит непосредственная установка на взаимообусловленность теоретического знания и практического умения. Соединяя объективные данные о работе артикуляционного аппарата с конкретным техническими возможностями и опытом, современная теория пения формирует новое знание, способное обеспечивать возможность успешной артикуляционной реализации необходимых задач во время звучания, и, в известной степени, спрогнозировать достоверные результаты. Визуальное моделирование в каждом конкретном случае выступает важным компонентом профессионального обучения, открывающим новые резервы для его модернизации.Полученные сведения практического исследования свидетельствуют о том, что проведенная опытно-поисковая работа подтвердила результативность предложенной педагогической модели развития артикуляционного мастерства музыканта-вокалиста.Вышеизложенное позволяет констатировать, что применение метода визуального моделирования, жестов и символов как инструментов косвенного воздействия на артикуляционный аппарат студентов, является не только сопроводителем вербального образа, но выступает самостоятельным мощным инструментом управления образовательным процессом. Метод визуального моделирования способен оказывать наиболее эффективное влияние на формирование артикуляции и дикции студентов, их фонационные процессы. Ведь кинетический аспект визуального воздействия на биомеханику артикуляционного аппарата, что дает право понимать его в качестве резерва, обладающего большими перспективами для дальнейшего практического воплощения. Материалы работы открывают перспективы дальнейших исследований в выявлении выразительной сущности музыкально-исполнительского артикулирования в классе академического вокала. Полученные данные могут быть применены в образовательном процессе вузов, использованы при разработке и совершенствовании современных педагогических технологий подготовки вокалистов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев //Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998. – С. 8-38.Андгуладзе Н.Д. Homo cantor: Очерки вокального искусства / Н. Д. Андгуладзе. – М.: Аграф, 2003.– 239 с.Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. – М. : Наука, 1983. – 258сАсафьев Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьев. – СПб.: Музыка, 2001. – 130 с.Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики / В. А. Багадуров. – М.: Сфера, 2016. – 268 с.Барсова Л. Итальянец в России / Л. Барсова // Нева. – СПб, 2005. – № 10. – С. 196-199.Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М. П. Блинова. – СПб.: 2014. – 144 с.Блох O.A. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся музыкантов. Дис. д-ра пед. наук : 13.00.02. – Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2004. – 625 с.Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. – СПб. : Музыка, 2000. – 378 с.Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. О. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1989. – 187 с.Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио с фортепиано / М. И. Глинка. – М.: Музгиз, 1950.– 53 с.Голдобина Е. Г., Азарова Т. А. Музыка и развитие личности ребенка / Е. Г. Голдобина // Образование и воспитание.– 2015.– №4.– С. 28-31.Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащегося / А. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1990. – С. 11-24.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2006. – 240с.Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. – 336 с.Дмитриев Л. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов / Л. Дмитриев. – М.: Клевер, 2008. – 675 с. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Просвещение, 1989. – 367 с.Додонов A.M. Современное преподавание пения / А. М. Додонов. –. М.: Юргенсон, 2004. – 57 с.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Краснодар: Лань, 2003. – 192 с.Емельянов В.В. Фонопедическое формирование звукообразования/ В. Емельянов. - Новосибирск: наука, 1991. – 39с.Ефимова Н.И. Теория музыкального содержания для вокалистов: дидактический аспект / Н. И. Ефимова //Вокальное образование XXI века. Сборник научных статей МГУКИ. – Вып. 5.– М.: Изд-во МГУКИ, 2008. –С. 79-83.Жижина М.В. Формирование исполнительского внимания студентов-музыкантов / М. В. Жижина. – Саратов. 2001. – 220 с.Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. – М.: ОГИЗ-Музгиз, 2017. – 114 с.Кравченко A.M. Секреты бельканто / А. М. Кравченко. – М.: Софт Эрго, 1993. –160с.Лаврова Е.В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Академия, 2006. – С. 95-102.Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям / Ф. Ламперти. – М.: Планета музыки, 2009. – 192 с.Либерман Е. Творческое отношение к авторскому тексту как педагогическая проблема / Е. Либерман // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: сб. трудов. – Вып. 68. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1993. – 168 с.Менабени А. Г.Методика обучения сольному пению/ А. Г. Менабени. –М.: Сфера, 2007. - 156 с.Морозов В. П. Музыка как средство невербального психологического воздействия на человека/ В. П. Морозов // Труды института психологии РАН. – Вып. 1. – М., 1997. – 476 с.Назаренко И.К. Искусство пения / И. К. Назаренко. – М. : Музыка, 1998. – 622 с.Петров А.П. Основные методы и принципы вокального обучения / А. П. Петров //Вокальное образование начала XXI века.– М.: МГУКИ, 2004. – С.226-239.Прянишников И. П. Советы обучающимся пению / И. П. Пряшников. – М.: Музгиз, 1958. –112 с.Ржевкин С. Некоторые результаты анализа певческого голоса / С. Ржевкин // Акустический журнал. – Т. 2.– Вып. 2.– М., 2006. – С. 18-26.Сборник докладов, прочитанных членами секций на первой всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. – М: МузГиз, 1926. – 125 с.Скребков С. Развитие слуха студентов-вокалистов / С. Скребков // Советская музыка. – 1951. – № 7. – С. 68-70.Сладкопевец Р. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения Bell canto / Р. Сладкопевец // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 1 (63). – С. 187-193.Сонки С. М. Как преподают пение? / С. М. Сонки // Жизнь искусства.– М., 1925. – С. 15.Сонки С. М. Как преподают пение? / С. М. Сонки // Жизнь искусства.– М., 1925. – 102 с. Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1953.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992. – 196 с.Сухомлинский В. А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3 Т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1979. – С. 513.Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / В. К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М., 1982. – 289 с.Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание» / Н. А. Терентьева. – М.: Просвещение, 2016. – 175с.Федор Иванович Шаляпин : сборник / сост. Е. Грошева. – М.: Искусство, 1999. – Т. 1. – 768 с. Чаплин B. Л. Физиологические основы формования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости / В. Л. Чаплин. – М., 2009. – 180 с.Черников Л. А. Рояль и голоса великих / Л. А. Черников. – М. : Отдельное издание, 2017. – 224.с.Шарма Е. Ю. С. М. Сонки в истории русского вокального искусства / Е. Ю. Шарма. – Р/н-Дону, 2008. – 220 с.Шишова С. Некоторые актуальные проблемы вокального исполнительства и их взаимосвязь с учебно-педагогической практикой вузов/ С. Шишова // Вокальное образование начала XXI в. – М.: МГУКИ, 2004. – С. 201-205.Школа пения: постановка голоса – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcantomobile.ru/school.php (Дата обращения: 02.10.2019)Юдин С. П. Формирование голоса певца / С. П. Юдин. – М.: Музгиз, 1999. – 150 с.Яковенко С. Б. Актуальные проблемы исполнения современной вокальной музыки / С. Б. Яковенко. – М., 1997. – 57 с.Яковлева А.С. Вопросы развития вокального мастерства педагогики профессора Г.И. Тица / А. С. Яковлева // Проблемы воспитания музыкантов-исполнителей. М.:МГК, 1984.- С. 32-49.Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы / Л. К. Ярославцева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 181 с.
1. Алиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев //Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998. – С. 8-38.
2. Андгуладзе Н.Д. Homo cantor: Очерки вокального искусства / Н. Д. Андгуладзе. – М.: Аграф, 2003.– 239 с.
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. – М. : Наука, 1983. – 258с
4. Асафьев Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьев. – СПб.: Музыка, 2001. – 130 с.
5. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики / В. А. Багадуров. – М.: Сфера, 2016. – 268 с.
6. Барсова Л. Итальянец в России / Л. Барсова // Нева. – СПб, 2005. – № 10. – С. 196-199.
7. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М. П. Блинова. – СПб.: 2014. – 144 с.
8. Блох O.A. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся музыкантов. Дис. д-ра пед. наук : 13.00.02. – Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2004. – 625 с.
9. Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. – СПб. : Музыка, 2000. – 378 с.
10. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. О. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1989. – 187 с.
11. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио с фортепиано / М. И. Глинка. – М.: Музгиз, 1950.– 53 с.
12. Голдобина Е. Г., Азарова Т. А. Музыка и развитие личности ребенка / Е. Г. Голдобина // Образование и воспитание.– 2015.– №4.– С. 28-31.
13. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащегося / А. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1990. – С. 11-24.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2006. – 240с.
15. Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. – 336 с.
16. Дмитриев Л. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов / Л. Дмитриев. – М.: Клевер, 2008. – 675 с.
17. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Просвещение, 1989. – 367 с.
18. Додонов A.M. Современное преподавание пения / А. М. Додонов. –. М.: Юргенсон, 2004. – 57 с.
19. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Краснодар: Лань, 2003. – 192 с.
20. Емельянов В.В. Фонопедическое формирование звукообразования/ В. Емельянов. - Новосибирск: наука, 1991. – 39с.
21. Ефимова Н.И. Теория музыкального содержания для вокалистов: дидактический аспект / Н. И. Ефимова //Вокальное образование XXI века. Сборник научных статей МГУКИ. – Вып. 5.– М.: Изд-во МГУКИ, 2008. –С. 79-83.
22. Жижина М.В. Формирование исполнительского внимания студентов-музыкантов / М. В. Жижина. – Саратов. 2001. – 220 с.
23. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. – М.: ОГИЗ-Музгиз, 2017. – 114 с.
24. Кравченко A.M. Секреты бельканто / А. М. Кравченко. – М.: Софт Эрго, 1993. –160с.
25. Лаврова Е.В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Академия, 2006. – С. 95-102.
26. Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям / Ф. Ламперти. – М.: Планета музыки, 2009. – 192 с.
27. Либерман Е. Творческое отношение к авторскому тексту как педагогическая проблема / Е. Либерман // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: сб. трудов. – Вып. 68. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1993. – 168 с.
28. Менабени А. Г.Методика обучения сольному пению/ А. Г. Менабени. –М.: Сфера, 2007. - 156 с.
29. Морозов В. П. Музыка как средство невербального психологического воздействия на человека/ В. П. Морозов // Труды института психологии РАН. – Вып. 1. – М., 1997. – 476 с.
30. Назаренко И.К. Искусство пения / И. К. Назаренко. – М. : Музыка, 1998. – 622 с.
31. Петров А.П. Основные методы и принципы вокального обучения / А. П. Петров //Вокальное образование начала XXI века.– М.: МГУКИ, 2004. – С.226-239.
32. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению / И. П. Пряшников. – М.: Музгиз, 1958. –112 с.
33. Ржевкин С. Некоторые результаты анализа певческого голоса / С. Ржевкин // Акустический журнал. – Т. 2.– Вып. 2.– М., 2006. – С. 18-26.
34. Сборник докладов, прочитанных членами секций на первой всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. – М: МузГиз, 1926. – 125 с.
35. Скребков С. Развитие слуха студентов-вокалистов / С. Скребков // Советская музыка. – 1951. – № 7. – С. 68-70.
36. Сладкопевец Р. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения Bell canto / Р. Сладкопевец // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 1 (63). – С. 187-193.
37. Сонки С. М. Как преподают пение? / С. М. Сонки // Жизнь искусства.– М., 1925. – С. 15.
38. Сонки С. М. Как преподают пение? / С. М. Сонки // Жизнь искусства.– М., 1925. – 102 с.
39. Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1953.
40. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992. – 196 с.
41. Сухомлинский В. А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3 Т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1979. – С. 513.
42. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / В. К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М., 1982. – 289 с.
43. Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание» / Н. А. Терентьева. – М.: Просвещение, 2016. – 175с.
44. Федор Иванович Шаляпин : сборник / сост. Е. Грошева. – М.: Искусство, 1999. – Т. 1. – 768 с.
45. Чаплин B. Л. Физиологические основы формования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости / В. Л. Чаплин. – М., 2009. – 180 с.
46. Черников Л. А. Рояль и голоса великих / Л. А. Черников. – М. : Отдельное издание, 2017. – 224.с.
47. Шарма Е. Ю. С. М. Сонки в истории русского вокального искусства / Е. Ю. Шарма. – Р/н-Дону, 2008. – 220 с.
48. Шишова С. Некоторые актуальные проблемы вокального исполнительства и их взаимосвязь с учебно-педагогической практикой вузов/ С. Шишова // Вокальное образование начала XXI в. – М.: МГУКИ, 2004. – С. 201-205.
49. Школа пения: постановка голоса – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcantomobile.ru/school.php (Дата обращения: 02.10.2019)
50. Юдин С. П. Формирование голоса певца / С. П. Юдин. – М.: Музгиз, 1999. – 150 с.
51. Яковенко С. Б. Актуальные проблемы исполнения современной вокальной музыки / С. Б. Яковенко. – М., 1997. – 57 с.
52. Яковлева А.С. Вопросы развития вокального мастерства педагогики профессора Г.И. Тица / А. С. Яковлева // Проблемы воспитания музыкантов-исполнителей. М.:МГК, 1984.- С. 32-49.
53. Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы / Л. К. Ярославцева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 181 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретико-методологические основы необходимы для формирования артикуляции у студентов вокалистов?
Основные теоретико-методологические основы для формирования артикуляции у студентов вокалистов включают в себя изучение теоретических особенностей профессиональной подготовки вокалистов, понимание сущности и содержания вокальной артикуляции, а также специфику ее развития у студентов в классе академического вокала.
Что входит в основные теоретические особенности профессиональной подготовки вокалистов?
Основные теоретические особенности профессиональной подготовки вокалистов включают в себя изучение физиологии голосового аппарата, методик дыхания, артикуляции и интонации, а также развитие музыкально-вокальной эрудиции и слухового восприятия.
В чем сущность и содержание вокальной артикуляции?
Сущность вокальной артикуляции заключается в правильной и четкой дикции при исполнении вокальных произведений. Содержание включает в себя развитие речевых органов артикуляции (губ, языка, ротовой полости) и умение правильно формировать звуковое произношение слов и фраз в пении.
Какова специфика развития артикуляции у студентов вокалистов в классе академического вокала?
Специфика развития артикуляции у студентов вокалистов в классе академического вокала связана с особенностями тренировки дыхания и системы речевых органов, а также с индивидуальными особенностями каждого студента. Важно учитывать музыкальную и певческую совместимость, а также умение использовать артикуляцию для передачи эмоций и музыкальной интерпретации.
Какова методика развития вокальной артикуляции у студентов вокалистов в классе академического вокала?
Методика развития вокальной артикуляции у студентов вокалистов в классе академического вокала включает в себя комплекс упражнений, направленных на разработку речевых органов, тренировку правильного произношения звуков, слов и фраз, а также научение правильной дикции и интонации. Важно также проводить диагностику и корректировку артикуляции в процессе обучения.
Какие особенности есть в методике развития вокальной артикуляции у студентов вокалистов?
Методика развития вокальной артикуляции у студентов вокалистов включает в себя использование диагностических методов для определения уровня развития артикуляции, разработку специальных упражнений и техник, направленных на ее улучшение, а также проведение систематических тренировок в классе артикуляции.
Каким образом происходит формирование артикуляции у студентов вокалистов в классе академического вокала?
Формирование артикуляции у студентов вокалистов в классе академического вокала осуществляется через использование специальных упражнений, направленных на развитие артикуляционной мускулатуры и научение правильного произношения звуков. Также особое внимание уделяется работе с дикцией и логопедическими задачами.
В чем заключается специфика развития артикуляции у студентов вокалистов в классе академического вокала?
Специфика развития артикуляции у студентов вокалистов в классе академического вокала заключается в том, что для достижения высокого уровня артикуляции необходимо сочетать работу над техникой дыхания и фонацией с тренировкой артикуляционных органов, таких как губы, язык и небо.