Древнерусское искусство 14-15 веков

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 29 29 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 29.11.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Реферат на тему "Древнерусское искусство 14-15 веков"
Фрагмент для ознакомления

И).На иконе на престоле, где обычно в иконописи восседает Иисус Христос, восседает Бог-Отец. Невидимый и непостижимый, здесь он наделен чертами Спаса, но при этом у него белоснежно-седые волосы и борода. Основой для такого изображения послужили упомянутые в Библии видения, бывшие некоторым пророкам. Как и у Спаса, у него в благословении поднята правая десница, а левой рукой он сжимает свиток.На коленях у Бога-Отца изображен Христос-отрок. Точно так, как изображают его на груди Богородицы в иконах «Богоматерь Знамение». А в руках отрок Христос держит голубую сферу с голубем (образ Духа Святого). В этой иконе чувствуется влияние западного искусства. Тем не менее, автор создает свой образ, используя традиционные элементы древнерусского искусства:ясный строй композиции, величие Бога-Отца, таинственность Спаса-отрока. Все это делает образ по-своему выразительным и впечатляющим.«Страшный суд» - сюжет, отражающий представление о вселенском суде, который осуществит Иисус Христос во время второго пришествия, над живыми и мертвыми. Эта композиция традиционно включает большое количество изображений, сводимых, во-первых, к изображению ада и рая, во-вторых, к изображению страшного суда.Наиболее раннее известноеизображение этого сюжета в русской иконописи относится к 15 в. Это икона перв.пол.15 в. в Успенском соборе Московского Кремля (прил. К).В центре композиции изображается Христос - судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча - ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева - первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шесть с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы. Под апостолами народы идут на суд. Справа от Христа - праведники, слева - грешники. Вверху изображены ангелы света, низвергающие с небес ангелов тьмы (дьяволов) и как символ конца мира - небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Ниже Христа - судьи мира, пишется престол. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Еще ниже - весы «мера дел человеческих». Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая присутствует тут же в виде обнаженного юноши. В нижней части композиции - сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Сошествие в ад – событие, последовавшее за Воскресение Спасителя: Христос сошел в ад и извел оттуда ветхозаветных праведников и пророков вместе с Адамом и Евой. Оно является еще одним распространенным сюжетом в иконописи.Икона «Сошествие в ад» (прил. Л) из г. Тихвина по четкости композиции и силе цвета представляет собой классическое произведение новгородской живописи. Сцена представлена в одном из типов, сложившихся в византийском искусстве: она симметрична, в центре - Христоc с крестом, попирающий врата ада, а по сторонам от Христа - группа ветхозаветных персонажей, Адам и Ева с праведным Авелем. Если в других изводах Христос изображен или в позе триумфатора - симметричной и фронтальной, или энергично повернувшимся в момент вывода Адама, то в этой иконе подчеркнут другой момент. Христос взял за руку Адама и сказал: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек».Частым сюжетом икон является изображение святых – людей, прославившихся служением Богу. Это праотцы, пророки, апостолы, евангелисты, Иоанн Предтеча, монахи и иерархи церкви, мученики за веру. Первые русские святые представлены на иконе «Борис и Глеб» (прил. М). Святые изображенына ней крупным планом, стоящие в парадных одеждах из драгоценных тканей, в княжеских шапках, с мечами и крестами в руках. Это сыновья киевского князя Владимира, убитые в ходе династической борьбы их старшим братом Святополком, затем объявленные святыми и считавшиеся покровителями русского государства. Считается, что их лица воспроизводят подлинные черты. Молодые князья - воплощение патриотической преданности, воинской доблести и стойкости. Икона - жемчужина древнерусского искусства и по силе художественного образа, и по удивительной красоте живописи. Цвет доведен здесь до такой чистоты звучания, а плоскостной силуэт приобрел такую графическую выразительность, что икону можно рассматривать как пролог ко всей позднейшей русской иконописи.Как видно, иконография предписывала устойчивый набор сюжетов, типов изображения, композиционных схем, утвержденных традицией и церковью, чтобы избежать искажения вероучения. Одним из канонов иконографии было использование условного цвета.Византийское влияние с его приглушенными тонами, выражавшими покаянное настроение, не получило распространение в древнерусской иконописи.Уже на рубеже 14 в. в русской иконописипробивается любовь к чистым и ярким цветам, незамутненным пробелами. Благодаря этому иконы получают способность светиться в полутемных интерьерах храмов. Нередко чистые цвета сопоставляются друг с другом по контрасту: красные - синие, белые - черные. Они плотны, вещественны, почти осязаемы, что несколько ограничивает их светозарность. Вместе с тем они сообщают иконе большую силу выражения.Отношение к цвету русских иконописцев было гораздо более непосредственным и импульсивным, хотя им и приходилось считаться с традиционным цветовым каноном в одеждах Христа и Богоматери. В 15 в.русские иконописцыиспользовали пламенную киноварь и сияющее золото, золотистую охру и изумрудную зелень,чистые, как подснежники, белые цвета и ослепительную ляпис-лазурь, нежные оттенки розового, фиолетового, лилового и серебристо-зеленого. Они пользовались краской по-разному, соответственно своему замыслу, то прибегая к контрастным противопоставлениям, то - к светлым полутонам.В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски стали обладать драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости, приобретая свечение. Так происходит окончательный разрыв с византийской традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели.Иконы 15 в.отличаетнемногосложность и ясность композиций. В них нет ничего лишнего, ничего второстепенного. Преобладают изображения евангельских сцен и фигур святых, часто окруженных клеймами, повествующих об их жизни. Иконы дидактического содержания, со сложными аллегориями, полностью отсутствуют. Многофигурные сцены в количественном отношении уступают более простым композициям. Даже в житийных иконахлиния повествования не затемняется частностями, благодаря чему ее всегда можно охватить одним взглядом. Не считаясь с последовательностью во времени, в иконахтого времени смело и свободно объединялись те эпизоды, которые казались наиболее существенными. Причем они изображались не как момент, а как некое бесконечно длящееся состояние, что позволяет приблизить события к зрителю. По своей образности и пластической ясности композиции иконы 15 в. не уступают самым совершенным композиционным решениям других эпох.ПриложенияПриложение АРис. 1. Богоматерь Одигитрия (Ярославская школа, к.13 – нач. 14 в.)Рис. 2. Малая икона Толгской Богоматери (Ярославская школа,ок. 1314г.)Приложение БРис. 1. Спас Нерукотворный из церкви Введения в Ростове Великом (первая половина 14 в.)Рис. 2. Никола Зарайский с житием(Ростовская школа,перв.Пол. 14 в.)Рис. 3. Богоматерь из деисусного чина из церкви Покрова с. Гуменец (Ростовская школа, вторая половина 15 в.)Приложение ВРис. 1. Богоматерь Одигитрия (Псковская школа,начало 14 в.)Рис. 2. Собор Богоматери (Псковская школа, последняя четверть 14 в.)Рис. 3. Параскева Пятница, Варвара и Ульяна (Псковская школа, последняя четверть 14 в.)Рис. 4. Сошествие во ад (Псковская школа, последняя четверть 14 в.)Приложение ГРис.1. Спас Нерукотворный (Успенский собор Московского Кремля)Рис.2. Спас Вседержитель (Вторая четверть 15 в., Тверь)Рис.3. Спас на престоле (из Софийского собора в Новгороде, 1362 г.)Рис.4. Спас в силах 15 в.(Из деисусного чинаПокровской церкви с.Чернокулова)Приложение ДРис. 1.Богоматерь Донская (написана для Успенского собора в Коломне,1390-е гг. )Рис. 2. Дионисий. Богоматерь Одигитрия (1482 г.)Рис. 3. Богоматерь Знамение (из пророческого чина г. Тверь, сер.15 в.)Приложение ЕРис.1. Богоматерь (Из деисусного поясного чина г. Тверь, перв.пол. 15 в.)Рис.2. Деисус (Государственная Третьяковская галерея, втор.пол. 15 в.)Приложение ЖРис. 1. Рождество Богоматери (Новгород, кон.15 – нач.16 вв.)Рис.2. Тайная вечеря (из праздничного чинаТроицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1425–1427 гг.)Приложение ЗРис.1. Архангел Михаил с деяниями (Архангельский собор Московского Кремля, 1410-е годы)Приложение ИРис. 1. Троица (Клеймо иконы «Архангел Михаил с деяниями» Московского кремля, 1410-е гг.)Рис. 2. Отечество с избранными святыми(Троица Новозаветная,Новгород , 15 в.)Приложение КРис. 1. Страшный суд (Успенский собор Московского Кремля,кон.14- нач.15 вв.)Приложение ЛРис. 1. «Сошествие в ад» (из г.Тихвин, 14 в.)Приложение МРис. 1. «Борис и Глеб» (14 в.)

Отсутствуют

Вопрос-ответ:

На иконе, где обычно восседает Иисус Христос, почему восседает Бог Отец?

На иконе 14-15 веков Древнерусского искусства, Бог Отец изображается на месте Иисуса Христа. И соответственно, Бог Отец восседает на престоле, как обычно изображается Христос. Это изменение в иконописи связано с особым символическим значением, которое привносит в изображение Бог Отец.

Почему на иконе Бог Отец изображается с белоснежной седой бородой и волосами?

Изображение Бога Отца с белоснежно седыми волосами и бородой на иконе 14-15 веков Древнерусского искусства имеет основание в библейских текстах и видениях пророков. Эти атрибуты символизируют мудрость, бессмертие и вечность Бога Отца, а также его непостижимость и невидимость для человеческого разума.

Какое значение имеет поднятая правая десница Бога Отца на иконе?

Поднятая правая десница Бога Отца на иконе 14-15 веков Древнерусского искусства символизирует благословение и милость Бога. Этот жест представляет собой дар божественной силы и помощи верующим. Он также является знаком доброжелательности и милосердия Бога Отца к своему народу.

Что символизирует свиток, сжимаемый левой рукой Бога Отца на иконе?

Свиток, сжимаемый левой рукой Бога Отца на иконе 14-15 веков Древнерусского искусства, представляет собой символ слова Божьего и божественной мудрости. Это указывает на то, что Бог Отец является источником истины и духовного просвещения для верующих. Свиток также может указывать на божественный закон и заповеди, которые Бог Отец дарует своему народу.

Какие изображения присутствуют на иконе?

На иконе присутствуют изображения Иисуса Христа и Бога Отца.

Как выглядит образ Бога Отца на иконе?

На иконе Бог Отец изображен с белоснежными седыми волосами и бородой.

Основано ли изображение Бога Отца на Библейских текстах?

Да, образ Бога Отца на иконе основан на тех видениях, которые описаны в Библии у некоторых пророков.

Какие особенности характерны для изображения Бога Отца на данной иконе?

У Бога Отца на иконе есть черты Спаса, но при этом его волосы и борода белоснежно седые. Он также имеет правую десницу, поднятую в благословение, и в левой руке сжимает свиток.

Кто еще присутствует на иконе, помимо Иисуса Христа и Бога Отца?

Помимо Иисуса Христа и Бога Отца, на иконе присутствуют и другие изображения, которые не указаны в данном тексте.