Этническое происхождение правящей династии на Руси
Заказать уникальный доклад- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 03.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Происхождение государственности у славян: общая характеристика процесса 4
Глава 2.Варяги как основатели правящей династии на Руси: норманнская теория 10
Глава 3.Критика норманнской теории и иные версии этнического происхождения правящей династии на Руси 15
Заключение 25
Список литературы 26
.. и роздая мужем своим волости и городырубити: овомуПольтеск, овому Ростов, другомуБелоозеро". Очевидно, что это была единая и согласованная акция, когда представителями княжеской администрации в союзе с племенной верхушкой было осуществлено возведение подчиненных центральной власти укреплений во всех главных политических центрах верхней Руси. Спустя несколько лет, в 870 г., Рюрик возвращается на Запад, ради урегулирования владельческих отношений с франкским и немецким королями.Скорее всего, в этом время произошло формирование в Новгороде оппозиции во главе с Вадимом Храбрым.После возвращения не позднее 874 г., Рюрик смог подавить сопротивление части племенной старейшины, а ради закрепления собственного положения, вступает в брак с представительницей одного из местных знатных семейств ("Ефанда" в известиях, которые извлек В.Н. Татищев из "Иоакимовой летописи"). Смерть Рюрика, согласно летописной хронологии, произошла в 879 г.Нельзя не сказать о соответствии его деятельности интересам местной славянской племенной верхушки. Эта верхушка стремилась к обеспечению прочного контроля над центрами и путями, равным образом как и стабильности экономических отношений в Балтийском регионе. Приведенная точка зрения — это всего лишь возможный вариант исторического развития событий. Она базируется на Иоакимовской летописи. Но все же, она не сохранилась до современности, соответственно, мы довольствуемся теми выписками, которые содержатся в «Истории России» В.Н. Татищева. Согласно его позиции, летопись была создана первым новгородским епископом ИоакимомКорсуняниным (приехал на Русь в 991 г., скончался в 1030 г.). Далее было установлено, что те материалы Иоакимовской летописи, которые имеют отношение к ранней истории Руси, вряд ли могут быть истинными. Этот памятник составили при патриархе Иоакиме (1674—1690 гг.), когда тот находился в сане новгородского митрополита. Преимущественно текст Иоакимовской летописи является результатом компиляции русских и иностранных известий с присоединением литературных,часто безусловно фантастических «дополнений», которые имеют отношение к XVI или XVII вв. То есть, можно говорить об отсутствии достаточных оснований для того, чтобы вплетать в ткань научного исторического повествования Вадима Храброго и Ефанды, восстаний новгородской знати против варяжского князя и других подобных сведений...Итак, Иоакимовская летопись – это летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик - сын неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричейВелиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.Одна из жен Рюрика быляЕфанда, дочь «урманского» (норвежского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.Также можно сказать о косвенном подтверждении скандинавского происхождения Рюрика одной из версий этимологии слова «русь». Согласно ей, русьявляется славянским произношением финского Ruotsi, то есть шведов в современном финском языке. Согласно гипотезе, в IX веке финнамитак назывались все викинги-варяги, собирающие дань с местного населения, что также указано в «Повести временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [голландцы]». Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племен) стоит на первом месте после варягов и перед словенами.Как уже отмечалось ранее, Б. Рыбаков не считал, что правомерно говорить о славянском происхождении Рюрика, кроме того, историк считает, что братьев Рюрика – Синеуса и Трувора, не существовало. А точнее, произошло некоторое недоразумение:«В летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а новгородец, плохо знавший шведский, принял традиционное окружение конунга за имена его братьев».И это несмотря на то, что ономастические изыскания немецкого профессора XVIII в. уже давно рассматриваются как характерный пример так называемой ложной, или народной, этимологии. В.Я. Петрухин пишет:«Существует "народная этимология" имен Рюрика, Синеуса и Трувора, приписывающая образы братьев Рюрика домыслу летописца, неверно понявшего предполагаемый скандинавский текст легенды: Рюрик пришел "со своим домом" ("сине хус") и "верной дружиной" ("труворинг"). Однако древнерусская легенда соотносится со сказаниями других народов о переселении части (обычно трети) племени во главе с тремя (или двумя) братьями в далекую страну...».Итак, вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришел на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы. Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.Древнескандинавское имя Hrorekr является производным от форм староскандинавского «HrooiR» («слава») и «-rikR» («знатный», также толкование как измененное заимствование из латинского – rex, правитель). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:• Hrodric – старо-германский язык;• Hreric и Hroiricus – старо-английский язык;• Rorik – восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки;• Hrirekr – западный старо-норманский язык;• rorikR, ruRikr, hruRikR – из рунических надписей.Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rorik (Hrrekr):• Hreiric – сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»;• Рорик – датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира;• Rudereiks (Рудерих) – король вестготов в Испании в 710–711 гг.;• РерикЮтландский – датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках;• Хререк, сын Хринга – норвежский конунг, ослепленный в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об ЭймундеХрингссоне».Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.ЗаключениеИтак, норманнская теория основана на том, что на Русь государственность была привнесена извне, тогда как славянские народы находились на низкой ступени развития. Правящая династия на Руси была основана варягами. Однако исторические факты, исследования говорят об ограниченности и радикальности норманнской теории.Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.Альтернативой норманнской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян.Ломоносову была близка версия, изложенная ещё в Никоновской летописи при Иване Грозном – что Рюрика с братьями призвали из Пруссии.Согласно позиции Ломоносова, русы - это искажённое пруссы, и что они имели славянское происхождение. Таким образом, он использовал только одно летописное сказание, которое относится к более позднему времени.Список литературыАмальрик А. А. Норманны и Киевская Русь / Науч. ред. О. Л. Губарев. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 232 с.Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси //http://janaberestova.narod.ru/anohin.htmБеляев, Н. Т. Рорикютландский и Рюрик Начальной летописи // SeminariumKondakovianum. — Prague, 1929. — Вып. 3. — С. 215−270.Блейк С. Рюриковичи. Семь веков правления.// https://history.wikireading.ru/247203 Гринев H. H. Легенда о призвании варяжских князей (об источниках и редакциях в Новгородской первой летописи) // История и культура древнерусского города / Фёдоров-Давыдов Г. А. (отв. ред.). — М.: Издательство МГУ, 1989. — С. 31−43Георгиева Т.С. История русской культуры. – М.: Юрайт, 2018. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2013. Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб.: Евразия, 2009. Кузьмин А. Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды // Новое о прошлом нашей страны. Памяти М. Н. Тихомирова. — М., 1967. — С. 42−53.Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв.// http://www.rusarch.ru/kuchkin2.htmМельникова Е. А. Рюрик, Синеус, Трувор // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 702—704.Николаев Д. С. Легенда о призвании варягов и проблема легитимности власти в раннесредневековой историографии // Именослов: история языка, история культуры / Отв. ред. Ф. Б. Успенский. — М., 2011. — С. 183—198.Пчелов Е. В. Происхождение династии Рюриковичей // Труды Историко-архивного института. — М., 2000. — Т. 34. — С. 139−183. Табейкина Е.К. Концепция «норманнизма» и ее критика.// www.na-journal.ru/1-2015-gumanitarnye-nauki/551-koncepcija-normanizma-i-ee-kritika Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики. // Вопросы языкознания, 1982, № 4 — 5.Формозов А.А. К спорам о Ломоносове-историке. // А. А. Формозов. Классики русской литературы и историческая наука. М., Гриф и К, 2012. С. 25-49Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. — 1991. — № 6. — С. 3−15.Хачатуров Р.Л. Несостоятельность норманской теории происхождения древнерусского права.// http://naukarus.com/nesostoyatelnost-normanskoy-teorii-proishozhdeniya-drevnerusskogo-pravaХейвуд Дж. Люди Севера: История викингов, 793–1241 = JohnHaywood: NORTHMEN. TheVikingSaga. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016.Язычество и Древняя Русь / Е.А. Аничков. – М.: Изд-во Индрик, 2018.
2. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси //http://janaberestova.narod.ru/anohin.htm
3. Беляев, Н. Т. Рорик ютландский и Рюрик Начальной летописи // Seminarium Kondakovianum. — Prague, 1929. — Вып. 3. — С. 215−270.
4. Блейк С. Рюриковичи. Семь веков правления.// https://history.wikireading.ru/247203
5. Гринев H. H. Легенда о призвании варяжских князей (об источниках и редакциях в Новгородской первой летописи) // История и культура древнерусского города / Фёдоров-Давыдов Г. А. (отв. ред.). — М.: Издательство МГУ, 1989. — С. 31−43
6. Георгиева Т.С. История русской культуры. – М.: Юрайт, 2018.
7. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2013.
8. Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб.: Евразия, 2009.
9. Кузьмин А. Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды // Новое о прошлом нашей страны. Памяти М. Н. Тихомирова. — М., 1967. — С. 42−53.
10. Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв.// http://www.rusarch.ru/kuchkin2.htm
11. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус, Трувор // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 702—704.
12. Николаев Д. С. Легенда о призвании варягов и проблема легитимности власти в раннесредневековой историографии // Именослов: история языка, история культуры / Отв. ред. Ф. Б. Успенский. — М., 2011. — С. 183—198.
13. Пчелов Е. В. Происхождение династии Рюриковичей // Труды Историко-архивного института. — М., 2000. — Т. 34. — С. 139−183.
14. Табейкина Е.К. Концепция «норманнизма» и ее критика.// www.na-journal.ru/1-2015-gumanitarnye-nauki/551-koncepcija-normanizma-i-ee-kritika
15. Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики. // Вопросы языкознания, 1982, № 4 — 5.
16. Формозов А.А. К спорам о Ломоносове-историке. // А. А. Формозов. Классики русской литературы и историческая наука. М., Гриф и К, 2012. С. 25-49
17. Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. — 1991. — № 6. — С. 3−15.
18. Хачатуров Р.Л. Несостоятельность норманской теории происхождения древнерусского права.// http://naukarus.com/nesostoyatelnost-normanskoy-teorii-proishozhdeniya-drevnerusskogo-prava
19. Хейвуд Дж. Люди Севера: История викингов, 793–1241 = John Haywood: NORTHMEN. The Viking Saga. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016.
20. Язычество и Древняя Русь / Е.А. Аничков. – М.: Изд-во Индрик, 2018.
Вопрос-ответ:
Какое происхождение правящей династии на Руси описывается в статье?
В статье описывается норманская теория, согласно которой правители Руси имели скандинавское происхождение.
Какие аргументы предлагаются в статье в поддержку норманской теории?
В статье упоминается факт, что правители Руси получали волости и города в дар от своих мужей, что указывает на их иностранное происхождение. Также упоминается нахождение этих правителей во Владимире, которая была основана варягами.
Какие альтернативные версии происхождения правящей династии на Руси рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные версии, отличные от норманской теории. Некоторые ученые предлагают гипотезу о славянском происхождении правителей Руси, основываясь на общей характеристике этнического происхождения славян. Также рассматриваются другие версии, но подробности не указаны.
Что можно сказать о государственности у славян по общей характеристике процесса, описанной в статье?
Статья не дает подробной информации о государственности у славян, вместо этого применяется общая характеристика процесса. Возможно, в дальнейшем в статье будут представлены более детальные сведения на эту тему.
Какие аргументы приводятся в статье в критике норманской теории?
Статья не описывает подробно аргументы против норманской теории. Она только указывает на то, что существуют иные версии происхождения правителей Руси. Для получения подробной информации следует обратиться к оригинальным источникам.
Какое происхождение имела правящая династия на Руси?
Происхождение правящей династии на Руси неоднозначно. Одна из теорий, называемая норманнской теорией, утверждает, что династия происходит от варягов. Однако существуют и другие версии, которые подразумевают различные этнические корни правящей династии.
Как происходило формирование государственности у славян?
Процесс формирования государственности у славян был постепенным и неоднозначным. Руси, как государства, сначала существовали древнерусские княжества, которые объединялись и разделялись на протяжении многих лет. Этот процесс включал в себя множество политических и военных событий, а также взаимодействие славян с другими народами.
Каковы основные аргументы норманнской теории, утверждающей, что варяги являются основателями правящей династии на Руси?
Норманнская теория основана на предположении о том, что варяги, скандинавские викинги, пришли на Русь и стали править. Аргументы в пользу этой теории включают археологические находки, такие как предметы, сходные по стилю с северными артефактами, а также упоминания о варягах в древних хрониках. Однако эта теория имеет своих оппонентов, которые указывают на недостатки в доказательствах и предлагают альтернативные версии этнического происхождения династии на Руси.