Внешнеполитические аспекты реализации проекта «Северный поток 2» в концепции энергетической политики Польши и Прибалтики
Заказать уникальную курсовую работу- 58 58 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 08.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК 2» В КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ И ПРИБАЛТИКИ 6
1.1 Энергетическая политика Польши и Прибалтики 6
1.2 Текущее взаимное состояние энергетической безопасности РФ и ЕС 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК 2» В КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ И ПРИБАЛТИКИ 22
2.1 Проблемы реализации проекта «Северный Поток 2» 22
2.2 Международная оценка ввода в эксплуатацию проекта «Северный Поток 2» 28
2.3 Перспективы совместного инвестиционного развития проекта «Северный Поток 2» со стороны российских и европейских инвесторов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
В 1891 одного из потомков Сэмюэля судьба привела в город Батуми, а в 1896 году первый танкер компании SSMurex отправился из России с грузом 4000 тонн керосина в Сингапур и Бангкок. Официально RDS ведет отсчет существования компании с 1907 года, когда произошло объединение RoyalDutchPetroleumCompany и The«Shell»TransportandTraidingCompanyLtd.Для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования энергетического сектора экономики и международных транзитных маршрутов необходимо формирование соответствующей международно–правовой базы не только на двусторонней, но и многосторонней основе.В практике энергетической дипломатии проблемы международного транзита возникают все чаще и чаще. Значительная доля энергоресурсов, поставляемых на европейский рынок, пересекает несколько государственных границ. В этой связи возникает вопрос о регулировании проблем, связанных с транзитом энергоресурсов на основе международного права.Исследование процессов, влияющих на состояние энергетической безопасности, представляет научно–теоретический интерес, поскольку дает возможность спрогнозировать взаимоотношения между Россией и Европейским союзом в области стабильных поставок энергоресурсов. Евросоюз продолжает рассматривать Россию как своего основного стратегического партнера в обеспечении энергетической безопасности, что объясняется наличием в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, требующего значительных долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений, модернизацию существующей и ввод в эксплуатацию новой энерготранспортной инфраструктуры.Выгоду от реализации «Северного потока – 2» для Европы сложно переоценить, а гипотетический отказ от строительства газопровода способен нанести серьезный удар по всей европейской энергетике.Первые и самые очевидные потери понесут нефтегазовые компании, вложившие средства в его создание. Наряду с российским «Газпромом», инвесторами «Северного потока – 2» стали французская Engie, англо–голландская RoyalDutchShell, немецкие Uniper и Wintershall, а также австрийская OMV. На долю каждой европейской компании пришлось по 950 миллионов евро, а в сумме – 4,75 миллиарда.Помимо этого, покинувшие проект будут обязаны выплатить ПАО «Газпром» неустойку, которая в подобных крупных контрактах может доходить до 100%. Иными словами – это еще до 4,75 миллиарда евро, так как инвестиции российской компании в строительство газопровода составляют половину его общей стоимости. Но это только краткосрочные потери, а еще есть долгосрочные.Проектное финансирование в России применяется в основном в энергетической отрасли страны, включая нефтегазовую. Всего было осуществлено около 120 проектов общей стоимостью заимствований около 250 млрд. долл. Самыми крупными нефтегазовыми проектами, финансирующимися по схеме проектного финансирования, помимо «Северный поток – 2», являются:Голубой поток – газопровод, проложенный по дну Черного моря, соединяющий Россию и Турцию. Стоимость проекта составила 3,2 млрд. долл. США, из которых 1,76 млрд. долл. были предоставлены японскими, британскими и итальянскими банками.Сахалин 2 – проект по освоению нефтегазового шельфа острова Сахалин. Стоимость проекта составила 20 млрд. долл. Акционерами являются ПАО «Газпром»–50% плюс одна акция, Shell–27,5% минус одна акция, Mitsui–12,5%, Mitsubishi–10%.Доктрина либеральной экономики исходит из основного постулата: частный собственник всегда эффективнее государства, частные компании быстрее реагируют на изменения на рынках, быстрее внедряют технические новшества, полнее и лучше удовлетворяют запросы потребителей. Поэтому государство не должно заниматься непосредственной предпринимательской деятельностью, его дело – регулировать рынок при помощи налогов, пошлин и прочих лицензий для того, чтобы обеспечивать высокую конкурентность. А дальше все произойдет «само по себе» – рынок все решит, все расставит по своим местам, неудачников вышвырнет прочь, оставит только самых лучших, самых эффективных, что принесет радость и благодать всем потребителям. Нефтегазовые компании России продолжают финансировать новые проекты по разработке и добыче нефтегазовых ресурсов, несмотря на нестабильность цен на рынке сырья. Разведка и освоение месторождений, в особенности шельфовых, добыча нефти и газа – все это требует ощутимых затрат. Также компаниям приходиться вкладывать средства в модернизацию НПЗ (нефтеперерабатывающий завод), с целью повышения качества и объемов добываемого сырья, прокладку магистральных трубопроводов и развитие нефтепромысловых объектов.В нефтегазовой промышленности часто используется схема финансирования под будущие поставки. В схеме участвует как минимум три стороны: банковский пул, проектная компания, посредники (покупатели продукции). В контракте предусматривается неоспоримое обязательство покупателя приобретать продукцию. Банковский пул, финансирующий проектную компанию, предоставляет средства в кредит компании посреднику, которая в свою очередь выплачивает аванс за будущую поставку продукта по фиксированной цене. Погашение такого кредита идет из денежных потоков от реализации данного продукта.Стоит выделить основные преимущества применения проектного финансирования. Ответственность копании–заемщика ограничена, она не отвечает своим собственным имуществ, лишь будущими финансовыми поступлениями от реализации проекта. Долговое финансирование составляет около 80%, в районе 20% вносит проектная компания. Каждый проект уникален и есть возможность применения различных вариантов сотрудничества. Вдобавок ко всему у инвесторов есть возможность использовать налоговые льготы во время реализации проектов в нефтегазовом комплексе. Такие льготы распространяются, в особенности на проекты с государственным участием. Например, в Российской Федерации ряд компаний освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации проектов НИОКР, от уплаты налога на прибыль при целевом финансировании.Как при любом виде кредитования, при реализации проектного финансирования также возникают различного рода риски, они подразделяются на: финансовые, строительные, сбытовые, производственные, управленческие, территориальные, экологически и природные. Компании и кредиторы разрабатывают стратегии по страхованию рисков и возможности их минимизации. Распространенным методом страхования рисков, являются гарантии.В ЕС и в США в настоящее время нет государственных компаний, ведущих деятельность на газовом рынке. Исключения сделаны для польской нефтегазовой компании PGNiG и французской EDF, но для Польши исключение – временное, до приватизации осталось совсем немного. С EDF все несколько иначе – эта компания владеет и управляет всеми АЭС и ГЭС Франции, убедить французов в необходимости передать в частные руки ядерную, радиационную и экологическую безопасность страны не способен ни Евросоюз, ни Еврокомиссия. В законодательствах ЕС и США нет никаких механизмов принуждения частных компаний к действиям, которые могут привести к нарушению их экономических интересов.«Газпром» в 2019 году направит в общей сложности 102 млрд рублей на реализацию проекта «Турецкий поток», сообщается в материалах АО. В том числе 26 млрд рублей пойдет на морскую часть, 17,717 млрд рублей – на транзитный сухопутный участок газопровода «Турецкий поток» и 58,793 млрд рублей – на проектирование, строительство и эксплуатация газопровода на территории Сербии.Нефтяная промышленность на сегодняшний день производит 12–14% промышленной продукции, обеспечивает 17–18% дохода федерального бюджета и более 35% валютных поступлений. Формирующиеся сейчас противоречия между газопроводами и СПГ, между долгосрочными поставками и спотом, между инвестиционным и биржевым ценообразованием – это не просто контригра США против газового экспорта России и Ирана в Европу и Азию. По своей сути эти противоречия являются современными формами выражения древнего геополитического конфликта между сушей и морем. В данный момент сущность этого конфликта заключена в выборе будущей модели функционирования глобального газового рынка. В зависимости от того, будет ли эта модель создаваться на основе интеграции ЕС и АТР через трубопроводные системы транспортировки газа или морских поставок СПГ, зависит обеспечение в дальнейшем режима безопасности и вид валюты, в которой будут страховаться риски.На данный момент сырьевая база насчитывает в районе двух тысяч нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Около 80% запасов располагается в 1/2 эксплуатируемых месторождений. В большей части все месторождения сосредоточены на Дальнем Востоке, в Сибирской области и шельфах дальневосточных и северных морей. Ожидается освоение новых шельфовых месторождений, но тут присутствует проблема их труднодоступности и это приводит к увеличению затрат по разведке и эксплуатации таких месторождений.Магистральные трубопроводы являются основным видом транспортировки. В настоящее время на территории России эксплуатируется около 48 тыс. км нефтепроводов, 24 тыс. км нефтепродуктопроводов и 400 насосных станций. Больше половины магистральных трубопроводов имеют возраст более 20–ти лет, а треть из них эксплуатируются уже более 30 лет. Дефицит собственных средств и отсутствие постоянного финансирования компаний, осуществляющих транспортировку нефтепродуктов, обуславливают заторможенность в развитии системы.Направление газовой промышленности сегодня, является самой устойчивой и эффективной отраслью в составе топливно–энергетического комплекса. Газовая отрасль осуществляет несколько важнейших задач для государства: во–первых, газификация множества районов на территории всей страны; во–вторых, пополнение государственного бюджета, около 25% от всех налоговых поступлений; в–третьих, стабильное снабжение государства валютными поступлениями.«Северный поток–2» дополнит существующие маршруты транспортировки газа и поможет снизить транзитные риски, предоставляя современные, высокоэффективные мощности и обеспечивая доступ к обширным запасам газа на севере России.В регионах с работающим газовым рынком потребители могут получать выгоду не только от надежных и конкурентных поставок газа, но также и от экологичности природного газа по сравнению с другими видами ископаемого топлива. Исследования показали, что в Германии, где газ уже играет значимую роль в структуре энергопотребления и половина домов отапливается с его помощью, природный газ – это наиболее дешевый способ снижения уровня выбросов СО2 в таких сферах, как энергетика, отопление и транспорт.Данные социально–экологического мониторинга строительства и эксплуатации действующего газопровода «Северный поток» показывают, что в ходе строительства отсутствовало какое–либо непредвиденное воздействие на экологию Балтийского моря, и подтверждают положительную тенденцию восстановления. Результаты мониторинга свидетельствуют, что воздействие строительства было минимальным, локальным и преимущественно краткосрочным. Опираясь на успешный опыт строительства и эксплуатации газопровода «Северный поток» и взаимовыгодное и долгосрочное партнерство ЕС и России в энергетической сфере, высокотехнологичный проект «Северный поток–2» обеспечит надежные, экономичные и экологичные поставки природного газа на десятилетия.Существуют значительные возможности для дальнейшего взаимного и полного открытия энергетических рынков. При условии улучшения инвестиционного климата в России можно ожидать притока огромных инвестиций, в том числе в газодобычу и газовую инфраструктуру, добычу и переработку нефти, а также повышение экологических и технических стандартов в этой области. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:В практике энергетической дипломатии проблемы международного транзита возникают все чаще и чаще. Значительная доля энергоресурсов, поставляемых на европейский рынок, пересекает несколько государственных границ. В этой связи возникает вопрос о регулировании проблем, связанных с транзитом энергоресурсов на основе международного права.Исследование процессов, влияющих на состояние энергетической безопасности, представляет научно–теоретический интерес, поскольку дает возможность спрогнозировать взаимоотношения между Россией и Европейским союзом в области стабильных поставок энергоресурсов. Создание внутреннего рынка электроэнергии ЕС на современном этапе осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, создается система регулирующих и контролирующих публичных органов, обеспечивающих функционирование внутреннего свободного конкурентного рынка, с другой стороны, происходит сокращение государственного регулирования цен на электроэнергию. ЕС потребляет 16–17% мирового объема потреблении энергии, при доле населения равной 6% от общей численности населения на планете. Зависимость Евросоюза от импорта ископаемого топлива велика –54% в 2009 году; при этом, зависимость от угля составляет 62%, от нефти – 83,5%, от природного газа – 64%. В частности ожидается увеличение степени зависимости от природного газа до 73–79% в 2020 и примерно до 81–89% в 2030 году. В электроэнергетике Прибалтийских стран наблюдаются две ключевые тенденции. Во–первых, это растущая конкуренция внутренних и внешних игроков. Во–вторых – консолидация отрасли, выражающаяся в поиске общих путей решения энергетических проблем. Импорт электроэнергии в регионе растет до 30% в год, а издержки производства выше стоимости импорта из Скандинавии или России. Польша стремится сократить импорт газа из России, но ее спрос на энергоресурсы продолжит расти. Сопротивляются проекту «Северный Поток 2» Польша и страны Прибалтики. Весной 2018 года Европейская комиссия решила поставить ПАО «Газпром» условия, чтобы позволить газу свободно поступать в страны на востоке союза. Они должны были получать газ по конкурентным ценам не выше рыночных в Западной Европе. Кроме того, ПАО «Газпром» не следовало использовать свое доминирующее положение на рынке или запрещать перепродажу газа третьей стороне. Российский газовый гигант согласился на требования ЕС.Также в ЕС против трубопровода выдвигались аргументы из области политики безопасности. Правление «Северного потока – 2» рассчитывает, что в ближайшие 20 лет нехватка газа в Европейском союзе составит 120 миллиардов кубометров. Компания указывает на то, что покроет только часть этой нехватки. «Северный поток – 2» предлагает дополнительные объёмы российского газа европейскому рынку. Учитывая сравнительно низкий мировой спрос на СПГ, оптовые цены на газ в среднем будут на уровне 1,6 евро / МВтч, или на 8% ниже в 2020 году, если «Северный поток – 2» будет построен, по сравнению со сценарием без «Северного потока – 2». В 2020 году, конечные потребители в ЕС будут платить на 7,9 млрд евро меньше за свой газ (при построенном газопроводе «Северный поток – 2») при низком спросе на СПГ. Прогнозируя высокий глобальный спрос на сжиженный газ, исследователи указывают, что «Северный поток – 2» позволит сэкономить в 2020 году странам ЕС в три раза больше – 24,4 млрд евро.Проект«Северный поток–2» финансируется за счет частных инвестиций, которые станут существенным экономическим стимулом для многих секторов европейской экономики: 670 компаний из 25 стран поставят материалы и предоставят услуги в таких сферах, как металлургия, инжиниринг, строительство, трубоукладка, логистика, экологические исследования и мониторинг. Евросоюз продолжает рассматривать Россию как своего основного стратегического партнера в обеспечении энергетической безопасности, что объясняется наличием в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, требующего значительных долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений, модернизацию существующей и ввод в эксплуатацию новой энерготранспортной инфраструктуры.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫДорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050г.// https://russiaeu.ru/sites/default/files/user/Roadmap%20Russia–EU%20Energy%20Cooperation%20until%202050_Rus.pdfОбобщающий доклад Энергетический диалог Россия–ЕС 2000–2010: Возможности для нашего будущего партнерства в области энергетики // https://russiaeu.ru/sites/default/files/user/2010–EnergyDialog%20–report11–10th%20anniversary–ru.pdfМеморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе между министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Европейской комиссией //https://russiaeu.ru/userfiles/file/memorandum_on_industrial_cooperation_in_energy_sector_1999_russian.pdfСоглашение о партнерстве и сотрудничестве учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами, и их государствами–членами, с другой стороны //https://russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_1997_russian.pdfПротокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами–членами, с другой стороны, учитывающий присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу // https://russiaeu.ru/userfiles/file/protocol_to_the_pca_2004_russian.pdfФедеральный закон от 31.03.1999 N 69–ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) // «Российская газета», N 67, 08.04.1999Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 31.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально–экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, N 18 (часть IV), ст. 2207Постановление Правительства РФ от 09.08.2014 N 785 «Об утверждении Правил предоставления информации об экспорте газа» // «Собрание законодательства РФ», 18.08.2014, N 33, ст. 4592Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715–р Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года // «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, N 48, ст. 5836Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662–р (ред. от 28.09.2018) О Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2014 N 987–р Об утверждении плана комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части дна Каспийского моря // «Собрание законодательства РФ», 16.06.2014, N 24, ст. 3134Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.06.2014 N 987–р «Об утверждении Плана комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря» // СЗ РФ. 2014. N 24. Ст. 3134«Прогноз социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года» (разработан Минэкономразвития России) // «Вестник ценообразования и сметного нормирования», вып. 11, ноябрь, 2018Council Directive 90/377/EEC of 29 June 1990 concerning a Community procedure to improve the transparency of gas and electricity prices charged to industrial end–users // Official Journal L 185, 17/07/1990. P. 0016 – 0024.Directive 2003/54/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 96/92/EC // OJ L 176 of 15.07.2003.Regulation (EC) No 1228/2003 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 on conditions for access to the network for cross–border exchanges in electricity // OJ L 176 of 15.07.2003.Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC.Regulation N 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions of access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) N 1775/2005.Regulation N 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions of access to the networks for cross–border exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) N 1228/2003.Regulation N 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators.Decision (EU) 2017/884 of the European Parliament and of the Council on establishing an information exchange mechanism with regard to intergovernmental agreements and non–binding instruments between Member States and third countries in the field of energy and repealing Decision No 994/2012/EU // OJ L 99. 12.04.2017. P. 1.Decision of the Commission on OPAL pipeline of 12.06.2009. URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2009_ opal_decision_de.pdf. Para. 89. На сайте Комиссии данное решение доступно только на немецком языке.Communication from the Commission to the European Parliament and the Council «European Energy Security Strategy» 28.05.2014 // COM (2014) 330 final . P. 2.Communication from the Commission «A Framework Strategy for a Resilent Energy Union with a Forward–Looking Climate Change Policy», 25.02.2015 // COM (2015) 80 final .Communication from the Commission «A Framework Strategy for a Resilent Energy Union with a Forward–Looking Climate Change Policy», 25.02.2015 // COM (2015) 80 final . P. 7; Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank «State of the Energy Union 2015», Brussels. 18.11.2015 // COM (2015) 572 final .P. 10.Белицкая А.В. Понятие и правовые основы проектного финансирования // Юрист. 2015. N 11. С. 31 – 36.Белова О.С. Создание внутреннего рынка электроэнергии в Европейском союзе: уровни и сферы регулирования // Международное право и международные организации. 2016. N 4. С. 465 – 479.Бессель В. и др. Смена парадигмы на мировом энергетическом рынке // Газовая промышленность. 2017. № 4. С. 28 – 33.Бирюков М.М. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.Боголюбов С.А. Признание и обоснование суверенитета России на ее природные ресурсы // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 141 – 152.Голованов Г.Р., Езерский М.Ю. Россия как гарант баланса интересов в энергетическом секторе: соотношение правовых систем Евразийского экономического союза и Европейского союза // Правовой энергетический форум. 2015. N 3. С. 7 – 11.Гудков И.В. Новые законодательные меры Европейского союза в сфере международного энергетического сотрудничества // Международное экономическое право. 2017. N 2. С. 16 – 22.Гудков И.В. Изъятия из общего правового режима как средство привлечения инвестиций в новые проекты газовой инфраструктуры на территории Европейского союза // Правовой энергетический форум. 2016. N 2. С. 15 – 24.Гудков И.В., Лахно П.Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно–правовые аспекты // Энергетическое право. 2010. N 1. С. 7 – 23.Кашкин С.Ю., Интеграционное право в современном мире: сравнительно–правовое исследование: монография / В.А. Жбанков, П.А. Калиниченко, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. Москва: Проспект, 2015. 416 с.Корепанов К.В. Правовое регулирование транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам по законодательству государств – членов Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2016. N 3. С. 9 – 12.Криницкий К. Энергетика Франции: ставка на атом // М.: Энергополис, 2011. С. 10 – 13.Краснушкина Н. Энергоэффективности не хватает поддержки // Коммерсантъ. 6 октября 2017 г. С. 2.Кузнецов К.Б., Карабанов О.В. Комментарий к Федеральному закону от 31 марта 1999 г. N 69–ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.Ю. Москвичева. М.: Юстицинформ, 2016. Серия «Комментарий специалиста». 152 с.Ласкина, О.И. Экономика энергетики . практикум: Учебное пособие / О.И. Ларина. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 251 с.Никифоров О. Антироссийские санкции затрагивают и мировой ТЭК // Независимая газета. НГ–Энергия. 12 сентября 2017 г. С. 9 – 10.Мосашвили В.В. Имплементация основных положений третьего энергетического пакета Европейского союза на примере Венгрии // Международное публичное и частное право. 2015. N 3. С. 29 – 32.Никифоров О. Устранит ли новая энергетическая цивилизация противоречия между Востоком и Западом // Независимая газета. НГ–Энергия. 14 ноября 2017 г. С. 9 – 10.Орлова Е. Американский СПГ в Европе. Влияние сланцевой революции США на рынки газа ЕС // OilandGasJournal. Russia. 2017. № 6. С. 22 – 25.Пахомов А.А., Сарымсаков Е.Г., Костылев С.В. Энергетическое сотрудничество с Европейским союзом: проблема или решение? // Правовой энергетический форум. 2015. N 3. С. 19 – 23.Системный анализ в экономике – 2018: сборник трудов V Международной научно-практической конференции-биеннале (21–23 ноября 2018) / Под общ. ред. Г.Б. Клейнера, С.Е. Щепетовой. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Прометей, 2018. – 520 с.Eddy M. Germany's Approach to Reducing Fossil Fuel Use May Be Global Model // The New York Times. 2015. December 4. P. A8.Pirani S., Yafimava K. Russian Gas Transit Across Ukraine Post–2019: pipeline scenarios, gas flow consequences, and regulatory constraints . OIESPAPER: NG 105, February 2016. P. 30.Иванов А., Матвеев И. Мировая энергетика на грани структурной аритмии. На торговлю ресурсами и ценообразование все сильнее влияет межгосударственная политика // Независимая газета. НГ–Энергия. 12 сентября 2017 г. С. 11 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/energy/2017–09–12/11_7071_aritmiya.html?id_user=YИнформационной портал https://baltnews.lt/authors/20180603/1018115826.htmlPolskaiStowacjapodpisaty list intencyjny w sprawiebudowypot^czeniagazowego // MinisterstwoGospodarki // http://www.mg.gov.pl/node/17092 Информационной портал https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/03/812704–polsha–otkazivatsyaИнформационной портал https://regnum.ru/news/economy/2388580.htmlИнформационной портал http://www.foreignpolicy.ru/analyses/energetika–baltiyskih–gosudarstv–i–vliyanie–rossii/Кавешников Н. Энергетический союз ЕС как ответ на «российский вызов». 11.09.2015. URL: http://ieras.ru/newspub.htm.Минэнерго: Россия договорилась с ЕС об исключении Opal из Третьего энергопакета. 17 сентября 2013 года. URL: http://www.newsru.com/finance/17sep2013/opalpipeline.html.http://ec.europa.eu/eurostat – Служба статистики Евростатhttp://europa.eu/pol/ener/index_en.htm – Официальная энергетическая статистика ЕС
1. Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050г.// https://russiaeu.ru/sites/default/files/user/Roadmap%20Russia–EU%20Energy%20Cooperation%20until%202050_Rus.pdf
2. Обобщающий доклад Энергетический диалог Россия–ЕС 2000–2010: Возможности для нашего будущего партнерства в области энергетики // https://russiaeu.ru/sites/default/files/user/2010–EnergyDialog%20–report11–10th%20anniversary–ru.pdf
3. Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе между министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Европейской комиссией //https://russiaeu.ru/userfiles/file/memorandum_on_industrial_cooperation_in_energy_sector_1999_russian.pdf
4. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами, и их государствами–членами, с другой стороны //https://russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_1997_russian.pdf
5. Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами–членами, с другой стороны, учитывающий присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу // https://russiaeu.ru/userfiles/file/protocol_to_the_pca_2004_russian.pdf
6. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69–ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) // «Российская газета», N 67, 08.04.1999
7. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 31.08.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально–экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, N 18 (часть IV), ст. 2207
8. Постановление Правительства РФ от 09.08.2014 N 785 «Об утверждении Правил предоставления информации об экспорте газа» // «Собрание законодательства РФ», 18.08.2014, N 33, ст. 4592
9. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715–р Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года // «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, N 48, ст. 5836
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662–р (ред. от 28.09.2018) О Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489
11. Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2014 N 987–р Об утверждении плана комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части дна Каспийского моря // «Собрание законодательства РФ», 16.06.2014, N 24, ст. 3134
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.06.2014 N 987–р «Об утверждении Плана комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря» // СЗ РФ. 2014. N 24. Ст. 3134
13. «Прогноз социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года» (разработан Минэкономразвития России) // «Вестник ценообразования и сметного нормирования», вып. 11, ноябрь, 2018
14. Council Directive 90/377/EEC of 29 June 1990 concerning a Community procedure to improve the transparency of gas and electricity prices charged to industrial end–users // Official Journal L 185, 17/07/1990. P. 0016 – 0024.
15. Directive 2003/54/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 96/92/EC // OJ L 176 of 15.07.2003.
16. Regulation (EC) No 1228/2003 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 on conditions for access to the network for cross–border exchanges in electricity // OJ L 176 of 15.07.2003.
17. Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.
18. Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC.
19. Regulation N 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions of access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) N 1775/2005.
20. Regulation N 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions of access to the networks for cross–border exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) N 1228/2003.
21. Regulation N 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators.
22. Decision (EU) 2017/884 of the European Parliament and of the Council on establishing an information exchange mechanism with regard to intergovernmental agreements and non–binding instruments between Member States and third countries in the field of energy and repealing Decision No 994/2012/EU // OJ L 99. 12.04.2017. P. 1.
23. Decision of the Commission on OPAL pipeline of 12.06.2009. URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2009_ opal_decision_de.pdf. Para. 89. На сайте Комиссии данное решение доступно только на немецком языке.
24. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council «European Energy Security Strategy» 28.05.2014 // COM (2014) 330 final . P. 2.
25. Communication from the Commission «A Framework Strategy for a Resilent Energy Union with a Forward–Looking Climate Change Policy», 25.02.2015 // COM (2015) 80 final .
26. Communication from the Commission «A Framework Strategy for a Resilent Energy Union with a Forward–Looking Climate Change Policy», 25.02.2015 // COM (2015) 80 final . P. 7;
27. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank «State of the Energy Union 2015», Brussels. 18.11.2015 // COM (2015) 572 final . P. 10.
28. Белицкая А.В. Понятие и правовые основы проектного финансирования // Юрист. 2015. N 11. С. 31 – 36.
29. Белова О.С. Создание внутреннего рынка электроэнергии в Европейском союзе: уровни и сферы регулирования // Международное право и международные организации. 2016. N 4. С. 465 – 479.
30. Бессель В. и др. Смена парадигмы на мировом энергетическом рынке // Газовая промышленность. 2017. № 4. С. 28 – 33.
31. Бирюков М.М. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.
32. Боголюбов С.А. Признание и обоснование суверенитета России на ее природные ресурсы // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 141 – 152.
33. Голованов Г.Р., Езерский М.Ю. Россия как гарант баланса интересов в энергетическом секторе: соотношение правовых систем Евразийского экономического союза и Европейского союза // Правовой энергетический форум. 2015. N 3. С. 7 – 11.
34. Гудков И.В. Новые законодательные меры Европейского союза в сфере международного энергетического сотрудничества // Международное экономическое право. 2017. N 2. С. 16 – 22.
35. Гудков И.В. Изъятия из общего правового режима как средство привлечения инвестиций в новые проекты газовой инфраструктуры на территории Европейского союза // Правовой энергетический форум. 2016. N 2. С. 15 – 24.
36. Гудков И.В., Лахно П.Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно–правовые аспекты // Энергетическое право. 2010. N 1. С. 7 – 23.
37. Кашкин С.Ю., Интеграционное право в современном мире: сравнительно–правовое исследование: монография / В.А. Жбанков, П.А. Калиниченко, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. Москва: Проспект, 2015. 416 с.
38. Корепанов К.В. Правовое регулирование транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам по законодательству государств – членов Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2016. N 3. С. 9 – 12.
39. Криницкий К. Энергетика Франции: ставка на атом // М.: Энергополис, 2011. С. 10 – 13.
40. Краснушкина Н. Энергоэффективности не хватает поддержки // Коммерсантъ. 6 октября 2017 г. С. 2.
41. Кузнецов К.Б., Карабанов О.В. Комментарий к Федеральному закону от 31 марта 1999 г. N 69–ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.Ю. Москвичева. М.: Юстицинформ, 2016. Серия «Комментарий специалиста». 152 с.
42. Ласкина, О.И. Экономика энергетики . практикум: Учебное пособие / О.И. Ларина. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 251 с.
43. Никифоров О. Антироссийские санкции затрагивают и мировой ТЭК // Независимая газета. НГ–Энергия. 12 сентября 2017 г. С. 9 – 10.
44. Мосашвили В.В. Имплементация основных положений третьего энергетического пакета Европейского союза на примере Венгрии // Международное публичное и частное право. 2015. N 3. С. 29 – 32.
45. Никифоров О. Устранит ли новая энергетическая цивилизация противоречия между Востоком и Западом // Независимая газета. НГ–Энергия. 14 ноября 2017 г. С. 9 – 10.
46. Орлова Е. Американский СПГ в Европе. Влияние сланцевой революции США на рынки газа ЕС // Oil and Gas Journal. Russia. 2017. № 6. С. 22 – 25.
47. Пахомов А.А., Сарымсаков Е.Г., Костылев С.В. Энергетическое сотрудничество с Европейским союзом: проблема или решение? // Правовой энергетический форум. 2015. N 3. С. 19 – 23.
48. Системный анализ в экономике – 2018: сборник трудов V Международной научно-практической конференции-биеннале (21–23 ноября 2018) / Под общ. ред. Г.Б. Клейнера, С.Е. Щепетовой. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Прометей, 2018. – 520 с.
49. Eddy M. Germany's Approach to Reducing Fossil Fuel Use May Be Global Model // The New York Times. 2015. December 4. P. A8.
50. Pirani S., Yafimava K. Russian Gas Transit Across Ukraine Post–2019: pipeline scenarios, gas flow consequences, and regulatory constraints . OIES PAPER: NG 105, February 2016. P. 30.
51. Иванов А., Матвеев И. Мировая энергетика на грани структурной аритмии. На торговлю ресурсами и ценообразование все сильнее влияет межгосударственная политика // Независимая газета. НГ–Энергия. 12 сентября 2017 г. С. 11 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/energy/2017–09–12/11_7071_aritmiya.html?id_user=Y
52. Информационной портал https://baltnews.lt/authors/20180603/1018115826.html
53. Polska i Stowacja podpisaty list intencyjny w sprawie budowy pot^czenia gazowego // Ministerstwo Gospodarki // http://www.mg.gov.pl/node/17092
54. Информационной портал https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/03/812704–polsha–otkazivatsya
55. Информационной портал https://regnum.ru/news/economy/2388580.html
56. Информационной портал http://www.foreignpolicy.ru/analyses/energetika–baltiyskih–gosudarstv–i–vliyanie–rossii/
57. Кавешников Н. Энергетический союз ЕС как ответ на «российский вызов». 11.09.2015. URL: http://ieras.ru/newspub.htm.
58. Минэнерго: Россия договорилась с ЕС об исключении Opal из Третьего энергопакета. 17 сентября 2013 года. URL: http://www.newsru.com/finance/17sep2013/opalpipeline.html.
59. http://ec.europa.eu/eurostat – Служба статистики Евростат
60. http://europa.eu/pol/ener/index_en.htm – Официальная энергетическая статистика ЕС
Вопрос-ответ:
Какие аспекты внешней политики Польши и Прибалтики влияют на реализацию проекта Северный поток 2?
Одним из основных аспектов внешней политики Польши и Прибалтики, влияющим на реализацию проекта Северный поток 2, является стремление к диверсификации поставок энергоресурсов и снижение зависимости от России. Они выражают опасения относительно усиления политического и экономического влияния России за счет данного проекта и считают его угрозой для энергетической безопасности стран региона.
Какую энергетическую политику осуществляют Польша и Прибалтика?
Польша и Прибалтика осуществляют энергетическую политику, направленную на диверсификацию поставок энергоресурсов и снижение зависимости от России. Они активно развивают региональные проекты, такие как инфраструктура для приема сжиженного природного газа (СПГ), а также ищут альтернативные источники энергии, включая возобновляемые источники, чтобы укрепить свою энергетическую безопасность.
Какие проблемы и перспективы реализации проекта Северный поток 2 в концепции энергетической политики Польши и Прибалтики?
Реализация проекта Северный поток 2 в концепции энергетической политики Польши и Прибалтики вызывает определенные проблемы и вызовы. Они опасаются усиления политического и экономического влияния России за счет данного проекта, а также считают его угрозой для энергетической безопасности региона. Однако, учитывая сложность и масштабность проекта, его реализация может иметь перспективы для всего европейского региона в плане обеспечения энергетической стабильности и доставки газа в больших объемах.
Какие аспекты внешней политики Польши и Прибалтики оказывают влияние на реализацию проекта Северный поток 2?
Внешнеполитические аспекты Польши и Прибалтики, такие как их отношения с Россией, позиция по отношению к энергетической безопасности и государственная политика, оказывают влияние на реализацию проекта Северный поток 2. Польша и Прибалтика выступают против строительства газопровода, считая его угрозой для своей энергетической безопасности и политической независимости.
Какова позиция Польши и Прибалтики по проекту Северный поток 2?
Польша и Прибалтика критически относятся к проекту Северный поток 2. Они считают, что данный газопровод укрепляет экономическую и политическую зависимость от России и угрожает их собственной энергетической безопасности. Они выражают опасения по поводу уязвимости Европы перед Россией и стремятся диверсифицировать источники энергоснабжения.
В каком состоянии находится взаимная энергетическая безопасность России и Евросоюза?
Текущее взаимное состояние энергетической безопасности России и Евросоюза вызывает нараспашку множество спорных моментов и проблем. Вопросы поставок газа и зависимость от России являются ключевыми проблемами. Евросоюз стремится уменьшить свою зависимость от газопроводов, проходящих по территории России, и разработать альтернативные источники энергоснабжения.
Почему проект Северный поток 2 вызывает опасения в Польше и Прибалтике?
В Польше и Прибалтике существуют опасения по поводу реализации проекта Северный поток 2. Они считают, что данный газопровод будет способствовать увеличению энергетической и экономической зависимости от России. Они также опасаются, что это позволит России использовать газопровод в качестве политического инструмента для оказания давления на Европу.
Какую роль играет энергетическая политика Польши и Прибалтики в реализации проекта Северный поток 2?
Энергетическая политика Польши и Прибалтики играет важную роль в реализации проекта Северный поток 2. Они выступают противниками этого проекта, поскольку видят в нем угрозу для своей энергетической безопасности и политической независимости. Польша и Прибалтика активно поддерживают альтернативные проекты, направленные на развитие северных газопроводов, которые обеспечивают связь с черезатлантическими государствами и Европой.