Развитие временных представлений у младших школьников с лёгкой умственной отсталости
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 06.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы развития временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 5
2. Состояние временных представлений у учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости 9
Заключение 14
Список использованной литературы 16
». Следующий вопрос предлагался только школьникам 2-4 классов: «Что ты можешь сделать за один час?». На вопрос: «Что ты можешь сделать за одну минуту?» следовало отвечать испытуемым 3-4 классов. Последний вопрос был адресован только четвероклассникам: «Что ты можешь сделать за одну секунду?».В качестве критериев успешности выполнения заданий были выбраны следующие: правильность и полнота ответов; самостоятельность и заинтересованность в выполнении заданий; принятие помощи. Ответ считался верным, если задание учащимися принималось и выполнялось самостоятельно, без помощи экспериментатора. Ответ считался частично правильным, если испытуемые принимали задание, но допускали при его выполнении негрубые ошибки нестойкого характера. С помощью наводящих вопросов экспериментатора исправляли свои ошибки. Неверным считался ответ, если учащиеся плохо ориентировались в задании, при его выполнении допускали грубые ошибки стойкого характера, отказывались от помощи экспериментатора. Отказ от ответа, когда школьники не принимали задание, мотивируя отказ незнанием ответа. Помощь экспериментатора не помогала найти им правильный ответ [11].Результаты изучения состояния временных представлений у учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости позволяют сделать следующие выводы:Представления о времени у учащихся МБОУ «Школа равных возможностей», как показали результаты проведенного эксперимента, от 1-го к 4-му классу недостаточно совершенствовались.Трудности формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта обусловлены не только особенностями их познавательной деятельности, спецификой изучаемой категории, но и несовершенством методики обучения, используемой учителями без учета самого содержания материала и потенциальных возможностей школьников;Трудности формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта и несовершенство существующей методики в специальной школе определили необходимость разработки модели формирования временных представлений на основе интегрированного, межпредметного подходов.ЗаключениеФормирование временных представлений у детей младшего школьного возраста имеет очень важное значение для их дальнейшего развития. Понятно, что успешная реализация этой задачи возможна благодаря целенаправленной работе и применению соответствующих методов обучения детей различению и правильному употреблению временных сроков, определенных программой для каждой возрастной группы. Работу, прежде всего, следует начинать с расширения и углубления чувственной основы в повседневной жизни. Чтобы вызвать у учащихся чувство продолжительности и последовательности определенных событий, а также текучести времени, их внимание следует сосредоточить на собственных ощущениях во время выполнения ими определенных движений и действий, на восприятии звуков, движений и действий других объектов в их ритме, темпе, скорости, на восприятии явлений в их развитии.Развитие ребенка включает две взаимосвязанных стороны: усвоение представлений о различных свойствах и отношениях предметов или явлений и овладение новыми действиями восприятия. Такие действия позволяют более полно и отдельно воспринимать внешний мир.В ходепроведенного эксперимента выяснилось, во-первых, что представления о времени у учащихся МБОУ «Школа равных возможностей» от 1-го к 4-му классу недостаточно совершенствовались; во-вторых, трудности формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта обусловлены не только особенностями их познавательной деятельности, спецификой изучаемой категории, но и несовершенством методики обучения, используемой учителями без учета самого содержания материала и потенциальных возможностей школьников; в-третьих, трудности формирования временных представлений у учащихся с нарушением интеллекта и несовершенство существующей методики в специальной школе определили необходимость разработки модели формирования временных представлений на основе интегрированного, межпредметного подходов.Список использованной литературыАббасов М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М.Г. Аббасов // Дефектология. – 1983. – №2. – С. 18–23.Аббасов, М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М.Г. Аббасов // Дефектология. - 1994. - № 5. - С. 35-41.Архипова С.В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2008. – №6. – С. 24–30.Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы / М.В. Воронина // Дефектология. – 1996. – №3. – С. 28–30.Ералиева, С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Ералиева // Дефектология. — 1983. — №2. -С. 63-66.Лисенкова В.П. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени // Психологический журнал. 2006. т. 27 (3). Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.Рязанова А. А. Формирование временных представлений у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / А. А. Рязанова // Студенческая наука XXI века : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 137–140.Сурнина О.Е. Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития / О.Е. Сурнина, В.И. Лупандин // Дефектология. – 2000. – №4. – С. 32–36.Финкельштейн И.Н. Представления и понятие о времени у детей-олигофренов / И.Н. Финкельштейн. – М.: Просвещение, 1998. – 294 с.Цуканов В.И. Особенности восприятия времени у умственно отсталых учащихся / В.И. Цуканов // Дефектология. – 1990. – №3. – С. 28–32.Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени //Дошкольное воспитание, 2000, №1, с. 14-15.
Список использованной литературы
1. Аббасов М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М.Г. Аббасов // Дефектология. – 1983. – №2. – С. 18–23.
2. Аббасов, М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М.Г. Аббасов // Дефектология. - 1994. - № 5. - С. 35-41.
3. Архипова С.В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2008. – №6. – С. 24–30.
4. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы / М.В. Воронина // Дефектология. – 1996. – №3. – С. 28–30.
5. Ералиева, С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Ералиева // Дефектология. — 1983. — №2. - С. 63-66.
6. Лисенкова В.П. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени // Психологический журнал. 2006. т. 27 (3).
7. Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
8. Рязанова А. А. Формирование временных представлений у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / А. А. Рязанова // Студенческая наука XXI века : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 137–140.
9. Сурнина О.Е. Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития / О.Е. Сурнина, В.И. Лупандин // Дефектология. – 2000. – №4. – С. 32–36.
10. Финкельштейн И.Н. Представления и понятие о времени у детей-олигофренов / И.Н. Финкельштейн. – М.: Просвещение, 1998. – 294 с.
11. Цуканов В.И. Особенности восприятия времени у умственно отсталых учащихся / В.И. Цуканов // Дефектология. – 1990. – №3. – С. 28–32.
12. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени //Дошкольное воспитание, 2000, №1, с. 14-15.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе развития временных представлений у младших школьников с легкой умственной отсталостью?
Развитие временных представлений у младших школьников с легкой умственной отсталостью базируется на таких теоретических основах, как понимание времени как последовательности событий, установление временных интервалов, освоение понятий прошлого, настоящего и будущего, формирование представлений о временных рамках и временных ориентирах.
Каково состояние временных представлений у учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости?
Ученики младших классов с легкой степенью умственной отсталости обычно имеют ограниченные временные представления. Они могут знать понятия "сегодня", "завтра", "вчера", но их понимание времени может быть поверхностным. У них часто возникают трудности с установлением временных интервалов и ориентацией во времени.
Какие вопросы задавались школьникам 2-4 классов на тему, что они могут сделать за одну минуту?
Школьникам 2-4 классов задавался вопрос: "Что ты можешь сделать за одну минуту?"
Какие понятия времени могут быть запутанными у младших школьников с легкой умственной отсталостью?
У младших школьников с легкой умственной отсталостью могут быть запутанными понятия "прошлое", "настоящее" и "будущее". Они могут испытывать трудности с пониманием последовательности событий и определением временных рамок.
Какие основные теоретические основы используются для развития временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями?
Основные теоретические основы для развития временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями включают понимание времени как последовательности событий, установление временных интервалов, формирование представлений о временных рамках и ориентирах, а также развитие понятий прошлого, настоящего и будущего.
Какие теоретические основы лежат в основе развития временных представлений у младших школьников с легкой умственной отсталостью?
Развитие временных представлений у младших школьников с легкой умственной отсталостью основывается на различных теоретических подходах, таких как психологическая теория Виготского, теория пиаже и культурно-исторический подход. Эти подходы утверждают, что развитие временных представлений происходит через взаимодействие с окружающей средой и социальными контекстами.
Каково состояние временных представлений у учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости?
Учащиеся младших классов с легкой степенью умственной отсталости могут испытывать определенные трудности с формированием и осознанием временных представлений. Они могут иметь проблемы с определением продолжительности времени, пониманием последовательности событий и установлением временных рамок. Однако, с помощью специальной психологической и педагогической поддержки эти дети могут достичь определенного уровня развития временных представлений.
Что школьники могут сделать за одну минуту?
За одну минуту школьники могут выполнить различные задачи, такие как решить простую математическую задачу, прочитать несколько предложений, написать несколько слов, нарисовать простую картинку или пройти несколько шагов в игре. Конкретные действия будут зависеть от возраста и способностей каждого школьника.