технология обучения социально-правовым дисциплинам на основе когнитивных моделей.
Заказать уникальный доклад- 10 10 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 08.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Антропометрическими данными пользуются и в криминалистике для описания и опознания преступников.7. Антропоскопический метод (греч.anthropos - человек + skopeo - рассматривать, исследовать) - совокупность методических приемов описания особенностей строения тела человека,основанная на оценке в баллах степени выраженности отдельных признаков.Признаки описательного характера в антропоскопии оценивают баллами, характеризующими степень выраженности признака. Это относится,например, к описанию пигментации кожи, радужки, волос, особенностям осанки, форме отдельныхчастей тела, вторичных половых признаков.Антропоскопия широко используется при судебно-медицинских и дерматоглифических, одонтологических и иных исследованиях. Конечно, в судебной (правовой) этнологии могут применяться и другие методы, свойственные классической этнологии, например, археологический метод и др.Поскольку за последнее время существенно расширились методологические возможностиразных наук и сблизились применяемые при исследовательской работе методики, теперь при проведении правовых исследований широко используются методы психологического тестирования, эксперимента и др.Так, при рассмотрении общих вопросов преступности используется статистический метод, заключающийся в накапливании и обработке (анализе) статистических материалов (прежде всего, материалов следственно-судебной и административной практики, различного родаотчетов, итогов переписей населения и др.),объективно отражающих состояние, динамику итенденции развития этносоциальных процессов иявлений. В числе вопросов, устанавливаемых посредствам данного метода в судебной (правовой)этнологии, главным является социально-демографический блок: возраст, социальное положение, образование, профессия, тип жилища, время проживания в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке, прежде всего, отражает самоидентификацию человека стой или иной этнической или языковой группой,позволяет установить общую этническую картину, определить динамику этнических процессов путем сравнивания материалов нескольких переписей, разрабатывать и реализовывать этносоциальную и этноправовую, миграционную и правотворческую политику региона и государства, прогнозировать обострения межэтнических отношений и предпринимать меры по их недопущению иразрешению и т.д.При изучении этнопсихологических особенностей поведения личности в условиях межэтнического конфликта, формирования делинквентного поведения и других вопросов в судебной (правовой) этнологии активно используются методы юридической психологии.В рамках социально-антропологического метода изучения жизни современного общества,взаимоотношений его субъектов основное внимание акцентируется, во-первых, на выявлении и описании “высших” родовых сил человека какосновы его вне институциональных изменений ипроцессов, коренящихся в глубинах человеческойприроды. Во-вторых, антропологический ракурсизучения жизни современного общества, его институциональных и вне институциональных элементов означает рассмотрение культуры как способа саморегуляции и самореализации. Поскольку человек выражает и реализует свою родовую сущность при помощи универсальных способови образцов деятельности, понять социальнуюорганизацию определенного народа, его обычаии социальные институты можно только путемвыявления и изучения вне институциональныхфеноменов человеческой жизни.Конечно же, в судебной (правовой) этнологии могут использоваться и многие другие научные методы, применение которых обусловлено целями и задачами научных исследований.Название данного когнитивного научного направления составлено из слов “этнология” (образовано из греческих слов etnos (народ) и logos (слово, наука)) и “судебная” (правовая), указывает на то, что получаемые знания нацелены на решение задач правоприменительного характера.В рамках судебной (правовой) этнологии должен быть сконцентрирован теоретический и эмпирический материал, источником которого станет научное переосмысление и переоценка уже имеющихся, получение и обработка новых данных о традициях, обычаях, образе жизни и самосознании различных этнических групп, влияющихна их социальное поведение, особенностях правонарушений, характерных для их членов, с целью научного изучения и объяснения причин и содержания девиантного (социально отклоняющегося) поведения субъектов конкретного этноса и выработки мер по их преодолению; изучения особенностей совершения и сокрытия “традиционных” этнических правонарушений для определения способов и методов их раскрытия и расследования и т.д.Сегодня систематизированные рекомендации и знания юристов, этнологов, этологов, психологов, лингвистов и представителей других наук в самых разных сферах социальной жизни различных этнических групп необходимы для решения социально-правовых проблем. Таким образом, судебная (правовая) этнология - это когнитивная система научных знаний о роли процессов социально-правовой жизнедеятельности этнических общностей, закономерностей правовойжизни этнических сообществ, возникновения,функционирования и взаимодействия этническихправовых систем, особенностей правовой культуры этносов, индивидуального и коллективного поведения представителей этнических групп, направленная на решение задач правоприменительной практики.Судебная (правовая) этнология является только одним примером развития когнитивнойюриспруденции, но, безусловно, это направлениеимеет большой научный и практический потенциал.Подход к праву как к установленной законодателем системе отраслей привел к узкопредметной, отраслевой изолированности научных исследований в праве и, как результат, к противоречивости представлений и выводов об одних и тех же правовых явлениях в целом и непринятии теории юридического процесса в частности. Поэтому только когнитивное восприятие права предоставляет возможность развития юридической науки, позволяющую системно взглянуть на разрозненные и по форме, и по содержанию элементы юриспруденции, предписанные правовыми установлениями.В настоящее время отказ от позитивизма висследовании права и правоприменительной практике подвел ученых к осмыслению и пересмотруновых методологических возможностей юридической науки, в результате чего на основе когнитивного подхода стали формироваться новыетипы правопонимания, развиваться новые методологические подходы и системы.Развитие различных направлений когнитивной юриспруденции позволит открыть новые горизонты отечественной науки и занять подобающее ей место в мировом юридическом сообществе.Список литературы:Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения //Вестник ТГПУ. – 2009. – № 9 (87). – С. 108–115.Бершадский М. Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникационных технологий // Педагогические технологии. – 2006. – №1. – С. 29–50.Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 408 с.Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения/Серия: Библиотека журнала «Директор школы», Директор +, Эксперт, Издатель: Издательская фирма «Сентябрь», Москва, 2011. – 256с.Григорьева, В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: Монография/В.С. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 288 с. Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарер. – М.: Изд-во ИПРАН, 1997. – С. 17–33.Технология обучения социально-правовым дисциплинам на основе когнитивных моделей / Е. Ю. Левина, Р. Р. Шархемуллина // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 6. – С. 44–48. Солсо Р. Когнитивная психология. – М.: Триволла. 1996. – 600 с.
1. Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения //Вестник ТГПУ. – 2009. – № 9 (87). – С. 108–115.
2. Бершадский М. Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникационных технологий // Педагогические технологии. – 2006. – №1. – С. 29–50.
3. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 408 с.
4. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения/Серия: Библиотека журнала «Директор школы», Директор +, Эксперт, Издатель: Издательская фирма «Сентябрь», Москва, 2011. – 256с.
5. Григорьева, В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: Монография/В.С. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 288 с.
6. Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарер. – М.: Изд-во ИПРАН, 1997. – С. 17–33.
7. Технология обучения социально-правовым дисциплинам на основе когнитивных моделей / Е. Ю. Левина, Р. Р. Шархемуллина // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 6. – С. 44–48.
8. Солсо Р. Когнитивная психология. – М.: Триволла. 1996. – 600 с.