теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность страны

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 39 39 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 27.12.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты теневой экономики ее влияние на экономическую безопасность 6
1.1 Сущность теневой экономики. Причины и факторы, влияющие на развитие теневой экономики 6
1.2 Эволюция теневой экономики 13
1.3 Виды теневой экономики 14
2. Анализ теневой экономики и методы борьбы с ней 20
2.1 Анализ теневого сектора российской экономики 20
2.2 Сравнительный анализ теневой экономики Европы и США 25
2.3 Методы борьбы с теневой экономикой 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Фрагмент для ознакомления

Последствия деятельности теневой экономики сказываются на многих государствах, кроме того, в условиях глобализации сформировалась транснациональная организованная преступность, борьба с которой не по силу одному государству и поэтому большинству государств приходится действовать сообща. Развитие многих государств свидетельствует о том, что благосостояние народа, эффективность и независимость экономики, устойчивость экономической формации зависят от экономической системы государства на данный момент. Стабильность и высокий прогресс развития системы экономики становятся одними из необходимых условий, с помощью которых можно будет реализовать стратегии экономической безопасности. Последнее упомянутое понятие означает, что государство ставит в приоритет, прежде всего, защиту коренных национальных целей (духовное развитие общества, социально-экономическая стабильность общества, территориальная целостность) и приоритетов, разумеется, в экономической сфере. Есть два пути борьбы с теневой экономикой: -первый – радикально-либеральный; -второй – репрессиями. Радикально-либеральная борьба подразумевает собой пакет документов, существенно ограничивающих незаконную деятельность. Репрессивный метод борьбы подразумевает применение жестких карательных мер. Как бы кому ни хотелось применять репрессии, это приведёт только к тому, что большие объёмы финансовых ресурсов безвозвратно потеряются для государства. Цель другая – заставить работать «теневые деньги» на экономику страныПоэтому, в июле 2017 года Минфин представил проект документы «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2018-2020 годы, большая часть которого посвящена обелению экономики и борьбе с теневым сектором[18]. Минфин собирается повысить доходы бюджета, увеличив собираемость налогов. Также предлагается интегрировать информационные системы таможенной, налоговой служб и других органов, чтобы было проще отслеживать денежные потоки и потоки товаров. Ещё одним пунктом Минфина является введение маркировки на различные виды товаров, так же, как это уже сделано в системе ЕГАИС – система, ведущая учёт производства алкоголя. Также предлагается снизить прямые налоги на труд и повысить косвенные налоги.Для уменьшения негативного влияния теневого сектора на российскую экономику приоритетным направлением государственной политики должна стать разработка эффективных мероприятий, позволяющих снизить уровень теневой экономики не только в пределах отдельного региона, но и по всей стране.Комплекс мероприятий, проводимых в рамках борьбы с теневой экономической деятельностью, можно оптимизировать следующим образом:1) формированием добросовестной конкуренции;2) совершенствованием деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ;3) проведением постоянного государственного контроля за соблюдением оптимальной ставки налоговых платежей и таможенных пошлин;4) формированием прозрачной финансово-хозяйственной деятельности предприятий;5) повышением качества государственного контроля за соблюдением упрощенных форм регистрации и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций;6) достижением значительного снижения кредитных рисков;7) ежегодным повышением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;8) оказанием постоянной финансовой помощи малому и среднему бизнесу; улучшением условий их вхождения в новые рынки сбыта;9) совершенствованием мер, направленных на снижение уровня коррупции чиновников, деятельность которых связана с теневым сектором экономики;10) осуществлением контроля за соблюдением морально-нравственных принципов всеми гражданами российского общества;11) совершенствованием средств массовой информации;12) осуществлением тесного взаимодействия правоохранительных органов со всеми социальными институтами общества для предупреждения коррупционных преступлений;13) расширением сотрудничества с международными организациями по обмену опытом, касающимся вопросов борьбы с теневой экономикой.Для борьбы с теневой экономикой главными направлениями государства должны стать: 1. повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках; 2. совершенствование денежно-кредитной политики; 3. реформирование управленческой системы; 4. создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу о том, что теневая экономика, в особенности криминальная («черная»), наносит огромный вред всему обществу. Некриминальная («серая») оказывает негативное влияние на экономическую структуру, деформирует рынок в случае утраты динамического равновесия между законной экономикой и экономикой вне закона. Главная задача государства – сдерживать теневую экономическую деятельность в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Поэтому изучение теневой структуры экономики необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая в настоящее время сложилась в России.ЗАКЛЮЧЕНИЕПод теневой экономикой следует понимать хозяйственную деятельность, развивающуюся вне государственного контроля, и имеющая большие масштабы в экономической сфере общества. Теневая экономика в тех или иных формах присуща любой социально-экономической системе и может погибнуть только вместе с этой системой и государством, регулирующим социально-экономические отношения правовыми нормами. По мнению многих исследователей, полностью ликвидировать теневую экономику невозможно. Хотя возможно эффективно уменьшать ее масштабы и ликвидировать наиболее опасные для государства и общества проявления теневой экономики.Развитие теневой экономика, как правило, способствуют две причины: -вмешательство государства в экономику;кризис или депрессивное состояние национальной экономики. Существует различная классификация теневой экономики, наиболее распространенная следующая:-Вторая (беловоротничковая); -Серая (неформальная); -Черная (подпольная) теневая экономика. Наибольший вред из всех трёх для государства несёт в себе подпольная теневая экономика, так как она связана с незаконной экономической деятельность, отрицательно влияющей на состояние государственных финансов, сокращает возможности формирования государственного бюджета, деформирует его структуру, негативно сказывается на всей бюджетной сфере, приводит к искажениям в инвестиционных отношениях.В неформальном секторы занято 20,1% рабочих в 2018 году. Данный показатель изменяется незначительно в анализируемый период. Средний возраст неформально занятых в 2018 году составляет 40,4 лет. Данная структура присуща всем анализируемому периоду. Таким образом, в неформально секторе экономики занято трудоспособное население.В 2018 году 32% неформально занятого населения работают в торговле, 17% в сельском хозяйстве, 11% в строительстве. По остальным видам деятельности 10 % и менее занятого населения. Таким образом, проведенное исследование показало, что на сегодняшний день занятость населения РФ в теневом (неформальном) секторе экономики достигла значительных масштабов. Одной из основных причин роста численности неформально занятых является низкий уровень доходов населения и невозможность в силу определенных обстоятельств (например, низкий уровень образования и квалификации, недостаточность вакантных мест) повысить уровень своего благосостояния, не прибегнув к помощи теневого рынка. Оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности общества, теневая экономика отказывает отрицательное воздействие на экономическую безопасность нашей страны. Теневая экономика в России - многогранное явление современного общества, всеобъемлюще охватывающее все сферы жизни (социальную, финансово-кредитную, политическую, экономическую и др.), а также влияющее на общественный порядок и общественную безопасность, уровень криминализации общества в целом. Противодействие проявлениям теневой экономики - это сложный многоуровневый процесс, затрагивающий все сферы российского общества, в который включены органы внутренних дел, прокуратура, налоговые и таможенные органы, ФСБ, Росфинмониторинг и другие ведомства и службы.Для борьбы с теневой экономикой главными направлениями государства должны стать: 1. повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках; 2. совершенствование денежно-кредитной политики; 3. реформирование управленческой системы; 4. создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в России, на данный момент, не удалось сформировать эффективную систему экономической безопасности государства. Национальная экономика должна стать конкурентоспособна на мировом рынке. Достигнуть этого можно путём создания комфортной макроэкономической среды. Важно отметить, что теневая экономика живёт только вместе с государством. Есть государство – есть теневая экономика. Полностью уничтожить её невозможно, так как это грозит разрушением всей экономической системы. Логично и продуктивно вести речь об уменьшениях её масштабом и уничтожении наиболее опасных для общества форм. Теневая экономика может влиять на национальную экономику как положительно, так и отрицательно. Ее позитивное воздействие так же распространяется на социальную сферу общества, так как она дает возможность предпринимателям оставаться на плаву. Безусловно, нельзя полностью оправдывать данное экономическое явление, так как оно, по праву, считается негативным проявление эволюции. Оно несет в себе снижение экономического развития и является следствием коррупции. Что само собой сильно бьет по экономике страны. Для Российской Федерации данный экономический феномен встает большой проблемой, которая требует решения. Они кроются в причинах, и при их устранении ситуация будет стремиться к нормализации. При всей своей противоречивости теневой сектор сдерживает массовые волнения в народе, дает людям работу и видимость небольшой свободы, о которой многие мечтают. Теневой сектор является неотъемлемой частью любой экономической системой, так как люди скрывали определенные экономические сделки во все времена и это напрямую связано с развитием меркантильного начала в человеке.В заключение следует отметить, что теневые экономические процессы, а также пути и способы противодействия им по-прежнему представляют значительный интерес для научного исследования и требуют глубоко осмысления, на базе которого возможна разработка научно-практических рекомендаций для сотрудников структур, осуществляющих такое противодействие.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВУказ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультатПлюсАвдеева И.А., Юнева Е.А. Фактор доверия в формировании институционального климата российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5 (69). С. 9-13.Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. – 2012. - №2. - С. 99–111Бурмистрова А.А., Кондрашова И.С., Родионова Н. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства // Социально- экономические явления и процессы. – 2016. – №2. – С. 5-8. Гимпельсон В.Е., Шарунина А.В. Потоки на российском рынке труда: 2000-2012 гг. // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2015. - Т. 19. - № 3 - с. 313-348Грязнова А.Ю. Основные факторы, способствующие развитию неформальной занятости // Контентус. – 2018. - № 2(67). – с. 72-Данилова М.Н. и др. Борьба с неформальной занятостью на территории Томской области // Приоритетные направления развития науки и образования / под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С. 176–183.Камарова Т.А. выявление предпочтений в формах занятости современных работников // HUMAN PROGRESS. – 2018. - №4. – с 3Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства. В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-94., Котляров И.Д. Нестандартные формы занятости: позитивные, негативные, нейтральные // JournalofEconomicRegulation- Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6, №4. C. 31.Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М. Норма. 2006. 336 сМордовец В.А. Теневая экономика как угроза инновационному развитию России // Технико-экономические проблемы сервиса. – 2018. - №2 (44). – с 76-78Попов А.В. Работники стандартной и нестандартной форм занятости на региональной рынке труда // Социальное пространство. – 2017. - №1 (8). – с 7Притворова Т.П., Пестунова Г.Б., Бектлеева Д.Б. Специфика неформальной занятости как одной из форм нестандартной занятости в условиях постиндустриальной экономики // Академия менеджмента и бизнес-администрирования. – 2016. – № 2. – С. 154–161Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). – 2016: Стат.сб. // Росстат. – M., 2016. – 146 cСанинский Р.А. Теневая экономика –механизмы правового ограничения: теория, практика , техника. // Юридическая техника. – 2018. - №12. – с 607-609Солдаткина Л.С., Никитин К.А. Проблемы существования теневой экономики и возможность ее решения // Моя профессиональная карьера. – 2019. – том 2. - №4. – с. 157-160Ступина Т.А., Седых Е.А. Проблема теневой экономики в России // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. - № 10 (15). – 30-31Ступина Т.А., Седых Е.А. Проблема теневой экономики в России // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. - № 10 (15). – 30-31Хусяинов Т.М. Социально-правовой анализ трудовых соглашений с занятыми в сети Интернет (на примере Нижегородской области) // Политика и Общество. – 2015. – № 3. – С. 294–302Цепелев О.А., Колесникова О.С. Оценка влияния теневой экономики на величину налоговых доходов бюджета: региональный аспект / О.А. Цепелев, О.С. Колесникова // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. – Т. 15, Вып. 5. – С. 832–844Цыганкова И. В. Виртуальная занятость — форма занятости будущего // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 2. С. 128–132Черепашкин А.С., Комлева А.Д. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2017. – №1. – С. 13-16. Юнева Е.А.. Авдеева И.А. Методы борьбы с теневой экономикой в странах ЕС Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета// . – 2018. - № 2(71). – с 36-39Юшаева Р.С.-Э., Дебиева И.И. Теневая экономика современной России // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. - №3-19. - с. 290-294Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. Омск. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/file/196024/ Калошина А.Я. Масштабы теневой экономики за рубежом // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(36).[Электронный ресурс].URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(36).pdf По данным АССА Россия вошла в 5-ку стран с крупнейшей теневой экономикой (4 место 39% от ВВП), РБК, [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9840519 Россия занимает первое место в мире по заболеванию героиновой наркоманией по данным Управления ООН по наркотикам, Исаев И. И., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/84/15747Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/Федеральная служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedsfm.ru/Beckert J., Wehinger F. In the Shadow: Illegal Markets and Economic Sociology // MPIfG Discussion Paper 11/9 Max-Planck-InstitutfürGesellschaftsforschung, Cologne. 2011. 27 p.

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультатПлюс
2. Авдеева И.А., Юнева Е.А. Фактор доверия в формировании институционального климата российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5 (69). С. 9-13.
3. Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. – 2012. - №2. - С. 99–111
4. Бурмистрова А.А., Кондрашова И.С., Родионова Н. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства // Социально- экономические явления и процессы. – 2016. – №2. – С. 5-8.
5. Гимпельсон В.Е., Шарунина А.В. Потоки на российском рынке труда: 2000-2012 гг. // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2015. - Т. 19. - № 3 - с. 313-348
6. Грязнова А.Ю. Основные факторы, способствующие развитию неформальной занятости // Контентус. – 2018. - № 2(67). – с. 72-
7. Данилова М.Н. и др. Борьба с неформальной занятостью на территории Томской области // Приоритетные направления развития науки и образования / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – С. 176–183.
8. Камарова Т.А. выявление предпочтений в формах занятости современных работников // HUMAN PROGRESS. – 2018. - №4. – с 3
9. Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства. В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-94.,
10. Котляров И.Д. Нестандартные формы занятости: позитивные, негативные, нейтральные // Journal of Economic Regulation- Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6, №4. C. 31.
11. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М. Норма. 2006. 336 с
12. Мордовец В.А. Теневая экономика как угроза инновационному развитию России // Технико-экономические проблемы сервиса. – 2018. - №2 (44). – с 76-78
13. Попов А.В. Работники стандартной и нестандартной форм занятости на региональной рынке труда // Социальное пространство. – 2017. - №1 (8). – с 7
14. Притворова Т.П., Пестунова Г.Б., Бектлеева Д.Б. Специфика неформальной занятости как одной из форм нестандартной занятости в условиях постиндустриальной экономики // Академия менеджмента и бизнес-администрирования. – 2016. – № 2. – С. 154–161
15. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). – 2016: Стат.сб. // Росстат. – M., 2016. – 146 c
16. Санинский Р.А. Теневая экономика –механизмы правового ограничения: теория, практика , техника. // Юридическая техника. – 2018. - №12. – с 607-609
17. Солдаткина Л.С., Никитин К.А. Проблемы существования теневой экономики и возможность ее решения // Моя профессиональная карьера. – 2019. – том 2. - №4. – с. 157-160
18. Ступина Т.А., Седых Е.А. Проблема теневой экономики в России // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. - № 10 (15). – 30-31
19. Ступина Т.А., Седых Е.А. Проблема теневой экономики в России // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. - № 10 (15). – 30-31
20. Хусяинов Т.М. Социально-правовой анализ трудовых соглашений с занятыми в сети Интернет (на примере Нижегородской области) // Политика и Общество. – 2015. – № 3. – С. 294–302
21. Цепелев О.А., Колесникова О.С. Оценка влияния теневой экономики на величину налоговых доходов бюджета: региональный аспект / О.А. Цепелев, О.С. Колесникова // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. – Т. 15, Вып. 5. – С. 832–844
22. Цыганкова И. В. Виртуальная занятость — форма занятости будущего // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 2. С. 128–132
23. Черепашкин А.С., Комлева А.Д. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2017. – №1. – С. 13-16.
24. Юнева Е.А.. Авдеева И.А. Методы борьбы с теневой экономикой в странах ЕС Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета// . – 2018. - № 2(71). – с 36-39
25. Юшаева Р.С.-Э., Дебиева И.И. Теневая экономика современной России // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2017. - №3-19. - с. 290-294
26. Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. Омск. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/file/196024/
27. Калошина А.Я. Масштабы теневой экономики за рубежом // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(36). [Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(36).pdf
28. По данным АССА Россия вошла в 5-ку стран с крупнейшей теневой экономикой (4 место 39% от ВВП), РБК, [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9840519
29. Россия занимает первое место в мире по заболеванию героиновой наркоманией по данным Управления ООН по наркотикам, Исаев И. И., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/84/15747
30. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
31. Федеральная служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedsfm.ru/
32. Beckert J., Wehinger F. In the Shadow: Illegal Markets and Economic Sociology // MPIfG Discussion Paper 11/9 Max-Planck-Institut für Gesellschaftsforschung, Cologne. 2011. 27 p.