Учебная миграция из стран СНГ в РФ: мотивы, истоки, современное состояние
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 25.02.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
1.1. Управление интеллектуальными миграциями
1.2. Прогнозирование миграционных процессов
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
2.1. Первичные статистики миграции иностранных граждан для получения российского образования
2.2. Результаты корреляционного анализа
2.3. Результаты факторного анализа
2.4. Результаты исследования способности к миграционному прогнозированию у российской молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Осознание этапов процесса прогнозирования при установлении причинно-следственных связей — показатель отражает уровень осознания этапов процесса прогнозирования (перечисление известных навыков либо указание мыслительных операций, которые необходимо выполнить для установления причинно-следственных связей). 60 % студентов вузов имеют данное качество, а учащихся ПУ только 25 %.
Широта ассоциативного поля — показатель того; насколько полно, многопланово, всесторонне испытуемыми может проанализировать один и тот же предмет, о чем свидетельствует количество возникающих ассоциативных связей. 70% студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ 40 %.
Вариативность ассоциаций — показатель фиксирует различные варианты развития ассоциативных связей, разнонаправленность ассоциаций. 30 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ 45 %.
Пластичность представлений — показатель отражает различные уровни преобразования представлений (представления не преобразуются, а просто воспроизводятся, либо известные представления дополняются, комбинируются, придумываются новые назначения неизвестных предметов; известный предмет включается в новую систему связей). 50 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ только 35 %.
Уровень вербального обобщения причин — показатель, фиксирующий умение отразить установленные причины в соответствующей словесной форме. 19 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ — 12 %.
Полнота причинно-следственных связей — показатель, отражающий выделение максимального числа возможных причинно-следственных связей в заданной ситуации. 59 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ только 22 %.
Существенность причинно-следственных связей — умение выделить существенное общее в установлении причинно-следственных связей (указываются случайные, несущественные связи, либо берутся отношения повторяющиеся, существенные, обобщенные). 65 % студентов вузов имеют данное качество, а из только учащихся ПУ 20 %.
Перспективность причинно-следственных связей — показатель, измеряющий временную перспективу выделенных причинно-следственных связей (близкие или далекие во времени). 45 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ 59 %.
Осознание цели плана — показатель, определяющий, осознается ли цель планирования, формулируется ли она в ответе, а также существует или нет соответствие между сформулированной целью и содержанием плана. 70 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ только 15 %.
Полнота операций планирования — показатель, отражающий уровень владения операциями умственного действия планирования — формулировкой цели, выделением всех необходимых и достаточных действий в соответствии с целью, установлением последовательности действий в соответствии с целью. 40 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ только 25 %.
Широта поиска при выдвижении гипотез — показатель, отражающий различную логику гипотетических суждений при выдвижении всех возможных гипотез в отношении тех или иных событий (одно направление развития гипотезы, либо ряд гипотез; появление или не появление новых гипотез в связи с предыдущими). 15 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ 35%.
Учет требований условий при выдвижении гипотез — показатель того, насколько в ответе фиксируется анализ условий задачи, и при этом факты используются для формулирования гипотез (учитываются многие или не все требования). 45 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ 25 %.
Гибкость гипотез — по этому показателю фиксируются различия испытуемых в умении изменить ранее сформулированные гипотезы или отказаться от них, если они оказались неверными, и высказать новые. 30 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ только 20 %.
Обоснованность гипотез — показатель, отражающий уровень обоснования правильности гипотез (единичными, случайными фактами, либо ссылаясь на известные случаи, либо доказывая правильность, пытаясь найти или устанавливая закономерности). 45 % студентов вузов имеют данное качество, а из учащихся ПУ 25 %.
2.3. Результаты факторного анализа
В качестве интегральной шкалы методики используется шкала оценки миграционных процессов. У студентов вузов и учащихся ПУ этот показатель находится на среднем уровне. Установленный круг показателей можно рассматривать как подробную качественную и репрезентативную характеристику мыслительных процессов, отражающих индивидуальные уровни их про явления при прогнозировании. Показатели охватывают все многообразие проявлений мыслительных процессов при прогнозировании миграции.
Рисунок 1.
Как видно на рисунке 1 уровень способности к миграции по результатам теста «Прогностическая миграционная задача» у студентов вузов на высоком уровне в 15 % случаев, на среднем в 55 % случаев, на низком в 30 % случаев.
Рисунок 2.
Как видно на рисунке 2 уровень способности к миграционным процессам по результатам теста у учащихся ПУ на высоком уровне в 5 % случаев, на среднем в 25 % случаев, на низком в 15 % случаев, на очень низком в 55 % случаев.
Рисунок 3.
Как видно на рисунке 3 уровень способности к миграции по результатам теста у студентов вузов на высоком уровне в 35 % случаев, на среднем в 65 %.
Рисунок 4.
Как видно на рисунке 4 уровень способности к уровню миграции по результатам теста у учащихся ПУ на высоком уровне в 60 % случаев, на среднем в 35 %, на низком в 5 % случаев.
2.4. Результаты исследования способности к миграционному прогнозированию у российской молодежи
Таблица 4.
t ст.св. Знч. (2-сторон) уровень вербального обобщения следствий 2,177324 28 0,038042 2,157096 17,6679 0,045032 обоснованность выделенных следствий 1,595448 28 0,121839 1,544683 16,65162 0,141215 перспективность следствий -0,82639 28 0,415567 -0,78476 15,86458 0,444156 логика построения следствий 2,309401 28 0,028513 2,135416 14,87888 0,049769 осознание вероятностного характера следствий -0,75593 28 0,456005 -0,75289 17,91536 0,461293 осознание этапов процесса прогнозирования 1,928252 28 0,06402 1,831104 15,86458 0,085931 широта ассоциативного поля 1,595448 28 0,121839 1,705656 21,63789 0,102388 вариативность ассоциаций -0,75593 28 0,456005 -0,75289 17,91536 0,461293 пластичность представлений 1,928252 28 0,06402 1,831104 15,86458 0,085931 уровень вербального обобщения причин 0,335335 28 0,739872 0,319515 15,99708 0,753471 полнота причинно-следственных связей 1,928252 28 0,06402 1,831104 15,86458 0,085931 существенность причинно-следственных связей 2,309401 28 0,028513 2,135416 14,87888 0,049769 перспективность причинно-следственных связей -0,50568 28 0,617042 -0,49746 17,34716 0,625111 осознание цели плана 4,35936 28 0,000159 4,153689 15,99708 0,000748 полнота операций планирования 1,928252 28 0,06402 1,831104 15,86458 0,085931 широта поиска при выдвижении гипотез -0,29534 28 0,769911 -0,30071 18,99282 0,7669 учет требований гипотез при выдвижении гипотез 1,055665 28 0,300145 1,014949 16,36008 0,324906 гибкость гипотез 1,283378 28 0,20988 1,05337 11,60056 0,313618 обоснованность гипотез 0,259126 28 0,797434 0,25436 17,24942 0,802225 общий уровень решения прогностической задачи 1,41611 28 0,167772 1,680195 27,14714 0,104393 общий уровень способности к прогнозированию 0,550598 28 0,586276 0,657842 27,38355 0,516132
Как видно из таблицы 4 статистически достоверные отличия по показателям способности к миграционным процессам у студентов вузов и учащихся ПУ получены по переменным: уровень вербального обобщения следствий, логика построения следствий, существенность причинно-следственных связей и осознание цели плана. Показатели студентов вузов выше показателей учащихся ПУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В формировании населения России одной из самых важных составляющих является миграционное движение населения. Прирост населения за счет миграции является объективной необходимостью демографического развития города. Приток мигрантов может помочь восполнить уменьшение общей численности населения.
1) Статистический анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности данной выборки исследования:
Получены следующие показатели оценки качеств мышления у студентов вузов и учащихся ПУ, подверженных миграционным процессам состоит в следующем:
Уровень вербального обобщения следствий — показатель, отражающий умение отразить выделенные общие признаки следствий в соответствующей словесной форме. У 70 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 30 %.
Обоснованность выделенных следствий — показатель, фиксирующий умение обосновать выделенные следствия (единичными примерами, фактами, либо через установление закономерностей, выделение системы связей). У 60 % студентов вузов выражен данный компонент прогностической способности, а у учащихся ПУ только 30 %.
Логика построения следствий — данный показатель измеряет различия в качественной структуре логических суждений (выдвигается одно или несколько следствий; развитие выдвинутых следствий происходит однолинейно или многолинейно; разветвляются ли выдвинутые следствия). У 60 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 20 %.
Осознание этапов миграционных процессов при установлении причинно-следственных связей — показатель отражает уровень осознания этапов процесса прогнозирования (перечисление известных навыков либо указание мыслительных операций, которые необходимо выполнить для установления причинно-следственных связей). У 60 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 25 %.
Пластичность представлений — показатель отражает различные уровни преобразования представлений (представления не преобразуются, а просто воспроизводятся, либо известные представления дополняются, комбинируются, придумываются новые назначения неизвестных предметов; известный предмет включается в новую систему связей). У 60 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 25 %.
Полнота причинно-следственных связей — показатель, отражающий выделение максимального числа возможных причинно-следственных связей в заданной ситуации. У 60 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 25 %.
Существенность причинно-следственных связей — умение выделить существенное общее в установлении причинно-следственных связей (указываются случайные, несущественные связи, либо берутся отношения повторяющиеся, существенные, обобщенные). У 60 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 20 %.
Осознание цели плана — показатель, определяющий, осознается ли цель планирования, формулируется ли она в ответе, а также существует или нет соответствие между сформулированной целью и содержанием плана. У 80 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 15 %.
Полнота операций планирования — показатель, отражающий уровень владения операциями умственного действия планирования — формулировкой цели, выделением всех необходимых и достаточных действий в соответствии с целью, установлением последовательности действий в соответствии с целью. У 60 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 25 %.
Учет требований условий при выдвижении гипотез — показатель того, насколько в ответе фиксируется анализ условий задачи, и при этом факты используются для формулирования гипотез (учитываются многие или не все требования). У 50 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ 30 %.
Гибкость гипотез — по этому показателю фиксируются различия испытуемых в умении изменить ранее сформулированные гипотезы или отказаться от них, если они оказались неверными, и высказать новые. У 20 % студентов вузов выражено данное свойство мышления, а у учащихся ПУ только 5 %.
Уровень способности к миграционным процессам по результатам теста у студентов вузов на высоком уровне в 10 % случаев, на среднем в 60 % случаев, на низком в 30 % случаев.
Уровень способности к миграционным процессам по результатам теста у учащихся ПУ на высоком уровне в 50 % случаев, на среднем в 40 %, на низком в 10 % случаев.
2) Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности данной выборки исследования:
Статистически достоверные отличия по показателям способности к миграции у студентов вузов и учащихся ПУ получены по переменным: уровень вербального обобщения следствий, логика построения следствий, существенность причинно-следственных связей и осознание цели плана. Показатели студентов вузов выше показателей учащихся ПУ.
3) Таким образом, гипотеза нашего исследования, что способность к учебной миграции у студентов вузов выше способности к миграционным процессам у учащихся ПУ, можно считать доказанной.
Поэтому в настоящее время перед Россией стоит задача преодоления демографического кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика. — М., 2003.
Бурцева С. А. Статистика финансов. — М., 2004.
Громыко Г. Л. Теория статистики. — М., 2007.
Елисеева И. И., Силаева С. А., Щирина А. Н. Практикум по макроэкономической статистике. — М., 2007.
Елисеева И. И. Общая теория статистики: Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2004.
Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
Ефимова М. Р., Бычкова С. Г. Практикум по социальной статистике. — М., 2005.
Теория статистики: Учебник. / Под ред. Р. А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Назаров М. Г. Курс социально-экономической статистики. — М., 2003.
Палий И. А. Прикладная статистика. — М., 2007.
Практикум по социальной статистике: Учеб.пособие / Под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002.
Рыбаконский Л. Л. Исследование миграции в России // Социология в России. — М., 2001.
Кибанов А. Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2003.
Липсиц И. В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006.
Моисеенко В. М. Внутренняя миграция населения. — М., ТЕИС, 2004.
Интернет-источники
http://www.kmk.ru/ Комитет миграционного контроля
http://www.zig-migracia.ru
http://www.migratsia.ru/
Рыбаконский Л. Л. Исследование миграции в России // Социология в России. — М., 2001. С. 67-68.
Моисеенко В. М. Внутренняя миграция населения. — М., ТЕИС, 2004. С. 87.
http://www.migratsia.ru
http://www/zig-migracia.ru
http://www.migratsia.ru
http://www.migratsia.ru
http://www.migratsia.ru
http://www.migratsia.ru
http://www.migratsia.ru
http://www.migratsia.ru
Рыбаконский Л. Л. Исследование миграции в России // Социология в России. — М., 2001. C. 118.
Рыбаконский Л. Л. Исследование миграции в России // Социология в России. — М., 2001. C. 75-76.
Рыбаконский Л. Л. Исследование миграции в России // Социология в России. — М., 2001. C. 91.
Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. – М., 1992.
Курашвили Б. П. Куда идет Россия? – М., 2005. – С. 776.
Общая и прикладная политология: Учебное пособие./Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 2007. – с. 772.
Общая и прикладная политология: Учебное пособие./Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – с. 773.
2
Показатели теста «Миграция»
студентов вузов
0%
30
55%
15%
0%
очень низкий
низкий
средний
высокий
очень высокий
Показатели теста «Миграция»
у учащихся ПУ
55%
15%
25%
5%
0%
очень низкий
низкий
средний
высокий
очень высокий
Уровень способности к миграционным процессам у студентов вузов
35 %
65%
0%
высокий
средний
низкий
Уровень способности к миграционным процессам у учащихся ПУ
60%
35%
5%
высокий
средний
низкий
1.Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика. — М., 2003.
2.Бурцева С. А. Статистика финансов. — М., 2004.
3.Громыко Г. Л. Теория статистики. — М., 2007.
4.Елисеева И. И., Силаева С. А., Щирина А. Н. Практикум по макроэкономической статистике. — М., 2007.
5.Елисеева И. И. Общая теория статистики: Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2004.
6.Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
7.Ефимова М. Р., Бычкова С. Г. Практикум по социальной статистике. — М., 2005.
8.Теория статистики: Учебник. / Под ред. Р. А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2002.
9.Назаров М. Г. Курс социально-экономической статистики. — М., 2003.
10.Палий И. А. Прикладная статистика. — М., 2007.
11.Практикум по социальной статистике: Учеб.пособие / Под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002.
12.Рыбаконский Л. Л. Исследование миграции в России // Социология в России. — М., 2001.
13.Кибанов А. Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2003.
14.Липсиц И. В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006.
15.Моисеенко В. М. Внутренняя миграция населения. — М., ТЕИС, 2004.
Интернет-источники
1.http://www.kmk.ru/ Комитет миграционного контроля
2.http://www.zig-migracia.ru
3.http://www.migratsia.ru/
Вопрос-ответ:
Что такое учебная миграция из стран СНГ в РФ?
Учебная миграция из стран СНГ в РФ - это процесс, когда студенты из стран СНГ переезжают в Россию для получения образования.
Какие мотивы у студентов из стран СНГ для учебной миграции в РФ?
Мотивы у студентов из стран СНГ для учебной миграции в РФ могут быть разными: лучшие учебные возможности, больше перспектив для будущей карьеры, доступность образования в России, культурные и языковые связи, экономические преимущества и т.д.
Какую роль играет управление интеллектуальными миграциями в учебной миграции из СНГ в РФ?
Управление интеллектуальными миграциями играет важную роль в учебной миграции из СНГ в РФ, так как помогает разрабатывать и реализовывать стратегии привлечения студентов из стран СНГ, создавать условия для успешного обучения и интеграции студентов в российскую систему образования.
Какие результаты были получены в ходе корреляционного и факторного анализа учебной миграции из СНГ в РФ?
Результаты корреляционного и факторного анализа учебной миграции из СНГ в РФ позволили выявить связь между различными факторами и миграционными процессами, а также выделить основные факторы, которые влияют на решение студентов из стран СНГ переезжать в Россию для обучения.
Каково современное состояние учебной миграции из стран СНГ в РФ?
Современное состояние учебной миграции из стран СНГ в РФ характеризуется ростом числа студентов из стран СНГ, приезжающих в Россию для обучения. Это связано с улучшением условий обучения и привлекательностью российского образования для студентов из стран СНГ. Однако также существуют проблемы, связанные с адаптацией и интеграцией студентов, а также с вопросами правового статуса и трудоустройства.
Какие проблемы связаны с современной интеллектуальной миграцией из стран СНГ в РФ?
Современная интеллектуальная миграция из стран СНГ в РФ сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, это проблема управления интеллектуальными миграциями, так как требуется эффективное регулирование и контроль этого процесса. Во-вторых, проблема прогнозирования миграционных процессов, чтобы иметь возможность предсказать и адекватно реагировать на изменения в этой сфере.
Какие предпосылки мотивируют учебную миграцию из стран СНГ в РФ?
Учебная миграция из стран СНГ в РФ мотивируется несколькими предпосылками. Во-первых, российское образование имеет признанное значение и высокую академическую репутацию, что привлекает студентов из разных стран. Во-вторых, доступность образования в России, включая низкие стоимости обучения и возможность получения стипендии для иностранных студентов.
Какие результаты получены в исследовании перспектив интеллектуальной миграции из стран СНГ в РФ?
В исследовании были получены результаты корреляционного и факторного анализа, которые позволили выявить связи и зависимости между различными факторами и интеллектуальной миграцией. Также были получены результаты о способности к миграционному процессу и его влиянии на образовательную среду в России.
Какие данные предоставляют первичные статистики миграции иностранных граждан для получения российского образования?
Первичные статистики миграции иностранных граждан для получения российского образования содержат данные о количестве и составе иностранных студентов, поступающих в вузы России. Эти данные позволяют анализировать тенденции и изменения в миграционных процессах и определять популярные направления обучения для иностранных студентов.