Органы дознания их компетенция

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоохранительные органы
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.12.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Понятие органов дознания и их компетенция 4
2.Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания 9
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Исходные нормы данного института можно выразить в следующем: - право на подачу жалобы согласно статье 123 УПК РФ имеет широкий перечень лиц. Жалобы могут подаваться как участниками судебного процесса, так и другими лицами. Правда, подобное право последних ограничено указанием на то, что они имеют право подать жалобу исключительно действия (бездействие) либо решения, «затрагивающие их интересы»; по-другому установлен объем права на обжалование участников уголовного процесса. По изложенному в части 1 статьи 125 УПК РФ можно прийти к выводу, что он несколько шире, но не допускает подачи жалобы на все действия (бездействие) либо решения прокурора, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.Они (участники уголовного процесса) могут подать жалобу, как было определено в названной части статьи 125 УПК РФ, «постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие)», но обязательно при одном из двух условий: в первую очередь, при условии, что действия либо решения могут нанести ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного процесса или, во-вторых, при условии, что они могут осложнить доступ граждан к правосудию.Относительно детальной регламентации подвержен и процесс подачи и исследования судом жалоб. Жалобы подобного рода могут быть поданы в районный суд по месту производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). Возможно обращение с жалобой и в военный гарнизонный суд в тех случаях, когда автором жалобы на действия следователя военной прокуратуры или военного прокурора является военнослужащий [8, c. 39-43].Судья такого суда обязан в течение пяти суток со дня поступления жалобы осуществить ее проверку, как правило, в открытом судебном заседании с участием лица, подавшего ее, и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в производстве по делу, а также иных лиц, интересы которых затрагиваются в связи с разбирательством жалобы. О времени и месте созыва судебного заседания по рассмотрению жалобы уведомляется и прокурор как представитель государственного органа, призванного осуществлять надзор за соблюдением законов при расследовании преступлений. Неявка уведомленных лиц не препятствует проведению заседания; в ходе заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляет себя явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает свою жалобу. После этого заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой;по результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;2) об оставлении жалобы без удовлетворения.Приведенный порядок подачи и разбирательства жалоб подлежит соблюдению не только в стадии возбуждения уголовного дела, при судебной проверке законности и обоснованности принимаемых решений или выполняемых действий, но и при последующем производстве - в стадии предварительного расследования [10, c. 258-259].ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.Дознание – это форма предварительного расследования, которая выражается в виде деятельности уголовно-процессуального характера органа дознания по делам, где производство предварительного следствия не является обязательным, иначе – его процессуальная компетенция, которая реализуется дознавателем в структуре органов дознания. Она имеет различие от предварительного следствия по субъекту, которые осуществляет производство, кругу исследуемых преступлений и объему прав каждого из участников уголовного процесса.Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.К органам дознания относятся:1) органы внутренних дел Российской Федерации;2) органы Федеральной службы судебных приставов;3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.На органы дознания возлагаются:1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Российская газета, N 249, 22.12.20013.Федеральный закон от 09.03.2010 N 19-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета, N 51, 12.03.2010Научная и учебная литература:4.Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант: . - М.; ЮРМИС, 2016. - № 7.- С.375. Жукова Н.А., Диденко О.В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // Журнал «Проблемы правоохранительной деятельности». – 2017. – С. 836. Курбанов М. И. Проблемы организации и осуществления предварительного расследования в РФ // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». – 2016. – С. 1047.Нургалиев Д. Р. Отличительные черты дознания от предварительного следствия // Журнал «Юридические науки».- №85.- 2018.- С.368. Рыжаков А.П. Орган дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2015. - № 1. - С.39-439. Уголовный процесс : учебник / В.А. Лазарева. — Москва : Юстиция, 2017. — 367 с.10. Федоров П. Р. Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 258-259.

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Российская газета, N 249, 22.12.2001
3.Федеральный закон от 09.03.2010 N 19-ФЗ О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета, N 51, 12.03.2010

Научная и учебная литература:

4.Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант: . - М.; ЮРМИС, 2016. - № 7.- С.37
5. Жукова Н.А., Диденко О.В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // Журнал «Проблемы правоохранительной деятельности». – 2017. – С. 83
6. Курбанов М. И. Проблемы организации и осуществления предварительного расследования в РФ // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». – 2016. – С. 104
7.Нургалиев Д. Р. Отличительные черты дознания от предварительного следствия // Журнал «Юридические науки».- №85.- 2018.- С.36
8. Рыжаков А.П. Орган дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2015. - № 1. - С.39-43
9. Уголовный процесс : учебник / В.А. Лазарева. — Москва : Юстиция, 2017. — 367 с.
10. Федоров П. Р. Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 258-259.

Вопрос-ответ:

Каково понятие органов дознания и их компетенция?

Понятие органов дознания отражает их роль и значение в уголовном процессе. В соответствии с УПК РФ, органы дознания - это органы дознания уголовного судопроизводства, которые осуществляют деятельность по сбору, проверке и расследованию уголовных дел. Компетенция органов дознания заключается в праве применять принудительные меры медицинского характера, прописанные УПК РФ, для осуществления следствия.

Какой контроль и надзор осуществляется за процессуальной деятельностью органов дознания?

За процессуальной деятельностью органов дознания осуществляется контроль и надзор следующими органами и должностными лицами: руководители органов дознания и следствия, прокуроры, судебные приставы, старший адвокат. Они могут производить проверку законности и обоснованности проведения дознания, а также предлагать свои мнения и предложения по его деятельности.

Какие лица имеют право на подачу жалобы по статье 123 УПК РФ?

Право на подачу жалобы согласно статье 123 УПК РФ имеет широкий перечень лиц. Жалобы могут подаваться как участниками судебного процесса (обвиняемым, потерпевшим, защитником, потерпевшей), так и другими лицами. Правда, подобное право последних ограничено указанием на то, что их жалобы рассматриваются органами прокуратуры, а не судебными органами.

Какие меры медицинского характера могут применять органы дознания в ходе расследования?

Органы дознания в ходе расследования имеют право применять следующие меры медицинского характера: принудительную госпитализацию, обязательное лечение, медико-психологическую экспертизу, наркологическую экспертизу и другие. Однако применение этих мер требует соответствующих оснований, прописанных в УПК РФ, и соблюдения процедуры.

Что такое органы дознания и какая у них компетенция?

Органы дознания - это специализированные учреждения, которые занимаются сбором, проверкой и установлением обстоятельств уголовно-правовых фактов. Их компетенция включает проведение следственных действий, допрос подозреваемых и свидетелей, осуществление оперативно-розыскной деятельности, проведение перевыполнения наказания и контроль за его исполнением.

Кто осуществляет контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания?

Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания осуществляют прокуроры. Они проверяют законность и обоснованность решений, принимаемых в процессе дознания, а также контролируют соблюдение прав граждан и законных интересов участников уголовного процесса.

Какие органы могут подавать жалобы в отношении деятельности органов дознания?

Согласно статье 123 УПК РФ, право на подачу жалобы имеет широкий перечень лиц, включая участников судебного процесса и других заинтересованных лиц. Однако, право на подачу жалобы у последних ограничено указанием на то, что их жалобы подлежат рассмотрению только в пределах компетенции органа, против действий или бездействия которого они направлены.

Какие действия могут осуществляться органами дознания в рамках их компетенции?

Органы дознания могут проводить следственные действия, такие как обыски, осмотры, следственные эксперименты, допросы подозреваемых и свидетелей. Они также могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, включающую контроль и надзор за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений. Органы дознания также имеют право на проведение перевыполнения наказания и контроль за его исполнением.