Организация индивидуальной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Биология
  • 52 52 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 20.02.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Особенности организации индивидуальной работы с детьми с инвалидностью 8
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы 16
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Организация индивидуальной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии 32
2.1. Технология индивидуального обучения школьников в рамках инклюзивного биологического образования 32
2.2. Разработка и апробация программы индивидуального обучения школьника с инвалидностью на уроках биологии 37
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А 58
Приложение Б 59

Фрагмент для ознакомления

В освоении биологии ребенок испытывает трудности. Необходимо достижение следующих индивидуальных целей обучения:заполнение пробелов в области начального естественнонаучного образования;обогащение личного опыта изучения природы, активизация предметно-практической деятельности;выработка положительной мотивации по изучению биологии.Место курса в учебном плане общеобразовательного учреждения: программа обучения по биологиисоставлена на основе программы курса «Животные» для 7-го класса, авторы которой являютсяВ.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева, рассчитанной на 70 часов (2 часа в неделю). Индивидуальная программа обучения рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) обучения в учебном классе и 35 часов (1 час в неделю) обучения в домашних условиях.Таблица 2Учебно-тематическое планирование№ п.пТемаКоличество часов1Общие сведения о животном мире32Строение тела животных23Подцарство«Простейшие (одноклеточные) животные»24Общая характеристика подцарства«Многоклеточные животные». ТипКишечнополостные15Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви36Тип Моллюски27Тип Членистоногие38Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные19Подтип Черепные. Надкласс Рыбы310Класс Земноводные211Класс Пресмыкающиеся212Класс Птицы413Класс Млекопитающие514Развитие животного мира2Итого35Требования к знаниям и навыкам обучающегося: Учащийся должен знать:отличительные черты внешнего строения животных, связь внешнего строения и среды обитания;общие черты строения опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, нервной, покровной, выделительной, половой систем органов, системы крови животных;особенности функционирования организма животных;особенности поведения животных;взаимосвязь между живой и неживой природой в природных сообществах;значение животных для природы, человека.У учащегося должны быть сформированы следующие навыки:узнавание некоторых домашних и диких животных;оставление цепи питания;определение места обитания животного по его внешнему виду;наблюдение за животными;соблюдение техники безопасности при взаимодействии с природой.Таким образом, составленная программа соответствует целям и задачам инклюзивного образования, особенностям конкретного ребенка.Конспект индивидуального урока «Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц»Тема урока: «Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц». Цель урока: ознакомить ученика с внешним строением птиц. Задачи урока: Образовательная: дать общую характеристику строения птиц, познакомиться с формой тела птиц, раскрыть особенности внешнего строения птиц в связи с их обитанием в воздушной среде, провести лабораторную работу «Внешнее строение птицы. Строение перьев».Развивающая: продолжить работу по формированию умений по выделению главного, сравниванию изученных объектов между собой, работе с натуральными объектами живой природы, использованию дополнительных источников информации, обобщать, анализировать, классифицировать, синтезировать, делать выводы, выводить причинно-следственные связи. Воспитательная: продолжать формирование ответственного отношения ребенка к выполнению заданий педагога, воспитанию усидчивости, пробуждению интереса к самостоятельному поиску подходов к решению проблем, воспитанию бережного отношение к природе в целом и к птицам в частности. Тип урока:открытие нового знания.Форма урока:индивидуальное обучение.Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частично-поисковый, опережающего обучения, объяснительно иллюстративный.Оснащение урока: карточки, учебник, муляж «Внешнее строение птицы», «Внешнее строение пресмыкающихся», перья.ХОД УРОКА:Организационный момент – 1-2 минуты.Приветствие учащегося. Помощь учащемуся в расположении учебных материалов, размещении на своем рабочем месте.Подготовка к изучению нового материала – 5-7 минут.Сегодня мы познакомимся с новых классом позвоночных животных – Птицами. Давай вспомним каково внешнее строение рептилий? Какие внешние признаки рептилий позволили им приспособиться к жизни на суше?Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности учащегося – 1-5 минут.Тема нашего урока - «Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц». Целью нашей с тобой работы сегодня является изучение внешнего строения птиц. Птицы – очень интересный класс животных, они обитают по всей планете, сегодня их насчитывается более 8,5 тысяч видов (демонстрация карточки – «Разнообразие птиц», рисунок Б1, Приложение Б). Птицы очень разнообразны по окраске, они радуют нас своим пением, могут быть очень полезны для человека. Давай вспомним, какую пользу приносят человеку птицы (карточка – «Значение птиц для человека», рисунок Б2, Приложение Б). Ознакомление с новым материалом – 20 минут.Птицы произошли от пресмыкающихся, поэтому у них должны быть общие признаки строения. Давай рассмотри внешнее строение птицы (муляж «Внешнее строение птицы», «Внешнее строение пресмыкающихся»). Укажи, какие части птиц отличают их от пресмыкающихся (клюв, цевка, крылья, перья). Какие признаки схожи? (чешуя на цевке, ороговевающий покров клюва, острые когти, сухая кожа).В отличие от пресмыкающихся, птицы теплокровны, т.е. они могут поддерживать постоянную температуру тела в районе 410С. Эта температура не зависит от внешней среды. Теплокровные животные относятся к высшим животным. Кроме птиц сюда можно отнести еще и млекопитающих.Самыми главными отличиями внешнего строения птиц от других классов животных являются крылья и перьевой покров. Как ты думаешь, почему летучая мышь не может называться птицей (карточка «Летучие мыши», рисунок Б3, Приложение Б).Тело птиц яйцевидное, это обеспечивает обтекание тела воздушным потоком. У птиц нет зубов, они исчезли в ходе эволюции для облегчения массы черепа птицы, что важно при полете. На передней части головы птиц расположен клюк, необходимый птицам для питания, защиты. Птицы имеют ноздри, уши, они расположены так, чтобы не мешать полету. Кожа у птиц сухая, в ней нет желез. Тело птиц покрыто перьями, их передние конечности превращены в крылья. Перо птицы имеет общее строение (карточка «Строение пера птиц», рисунок Б4, Приложение Б).Давай назовем все его части и покажет где они расположены (стержень, опахало, бородка, очин).У птиц есть несколько типов перьев (карточка «Типы перьев птиц», рисунок Б5, Приложение Б):Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.На рисунке найти все типы перьев птиц.Предлагаю тебе выполнить лабораторную работу. Лабораторная работа «Строение перьев птиц»Возьми набора перьев (набор перьев – контурные, пуховые, пух). Перед тобой лежат лупа, игла. Игла острая, будь осторожнее. Я предлагают тебе рассмотреть перья, указать где у них ствол, очин, опахало. Возьмем лупу и рассмотрим перо ближе. Найди бородки первого порядка. Определи тип предложенных перьев.Первичное осмысление и применение изученного материала – 10 минут.Давай ответим на вопросы:Зачем птицам перья?Из каких элементов состоит перо птиц?Какие типы перьев бывают? Для чего лни служат?Чем они отличаются?Какие внешние признаки птиц способствуют облегчению их полета?Подведение итогов урока – 3 минуты.Молодец! Мы сегодня хорошо поработали – познакомились с классом птиц. Давай подведем итог:Птиц произошли от пресмыкающихся.Птицы очень разнообразны, отличаются большим числом видов.Птицы – это теплокровные животные.Птицы приспособлены кполеты, для чего у них есть цевка, крылья, перья, отсутствуют зубу, форма тела яйцевидная.Птиц имеют несколько типов перьев. Все они имеют свои функции.Птицы очень полезны для человека, они используются как домашние животные, дают человеку мясо, яйца, перья, птицы защищают человека, например работают в аэропортах. Птицы могут быть вредными, например уничтожать урожай, попадать в двигатели самолетов, переносить инфекционные болезни.Сообщение домашнего задания и инструктаж – 5 минут.Домашнее задание: Оформить лабораторную работу.Используя информацию из параграфа 43 учебника (с. 195-197) и материал, изученный на уроке, заполни таблицу. Давай для примера заполним первую строчку.ПризнакХарактеристика признакаДля чего нуженФорма телаЯйцевиднаяДля лучшего обтекания тела воздушным потоком Наличие зубовКлювОрганы обоняния (нос)Органы слуха (уши)Кожа Апробация программы индивидуального обучения школьника с инвалидностью на уроках биологииПредложенная программа была апробирована при изучении школьниками с ОВЗ биологии в 7 классе, обучающихся в КАКОЙ ШКОЛЕ??? НАЗВАНИЕ ШКОЛЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛНОЕ, и показала высокую эффективность. В качестве метода оценки эффективности разработанной нами индивидуальной программы обучения биологии детей с ОВЗ (умственная отсталость легкой степени) был использован метод оценки объема усвоения учебного материала.Для понимания связи программы, инклюзивного образования и индивидуальных успехов ребенка с ОВЗ на фоне здоровых сверстников были использованы не балльные оценки, а следующая шкала оценки объема усвоения учебного материала:очень высокий (95-100%);высокий (80-94%);средний (70-79%);ниже среднего (50-69%);слабый (30-49%);очень слабый (10-29%);практически не усвоен (менее 10%).В таблице 3 можно наблюдать динамику усвоения материала у детей, не имеющих ограничения здоровья. Графическое отображение полученных результатов указано на рисунке 2.Из полученных данных видно, что постепенно повышается число детей, которые усваивают знания на «отлично» и «очень хорошо». В среднем, это 35,1% детей с очень высоким объемом знаний и 40,9% детей с высоким объемом знаний. Средний уровень знаний продемонстрировали 12,9% детей, ниже среднего – 5,7% детей, слабый – 3,4% детей, очень слабый – 1,4% детей, практическое отсутствие знаний – 0,3% детей. Т.е. отмечается положительная динамика в части освоения детьми новых знаний и навыков, что говорит об эффективности образовательной программы.Рисунок 2. Динамика усвоения материала у детей основной группыТаблица 3Динамика усвоения материала у детей основной группыТемаОчень высокийВысокийСреднийНиже среднегоСлабыйОчень слабыйПр. отсутствуетВСЕГООбщие сведения о животном мире1164211 25Строение тела животных983121125Подцарство Простейшие (одноклеточные) животные1252312 25Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные135511  25Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви88612  25Тип Моллюски101032   25Тип Членистоногие5123211 24Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные143512  25Подтип Черепные. Надкласс Рыбы812311  25Класс Земноводные91321   25Класс Пресмыкающиеся1114     25Класс Птицы515131  25Класс Млекопитающие51622   25Развитие животного мира3166    25СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ8,810,23,51,71,31,31,027,7Данные, которые были получены у воспитанника с ОВЗ, представлены в таблице 4 и на рисунке 3.Таблица 4Динамика усвоения материала воспитанником с ОВЗТемаОбъем усвоения материалаИнтерпретацияОбщие сведения о животном мире30%СлабыйСтроение тела животных35%СлабыйПодцарство Простейшие40%СлабыйПодцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные40%СлабыйТип Плоские, Круглые, Кольчатые черви35%СлабыйТип Моллюски50%Ниже среднегоТип Членистоногие55%Ниже среднегоТип Хордовые. Подтип Бесчерепные60%Ниже среднегоПодтип Черепные. Надкласс Рыбы70%СреднийКласс Земноводные70%СреднийКласс Пресмыкающиеся75%СреднийКласс Птицы80%ВысокийКласс Млекопитающие85%ВысокийРазвитие животного мира85%ВысокийСРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ58%Рисунок 3. Динамика усвоения материала воспитанником с ОВЗИз рисунка следует, что ребенок с ОВЗ с трудом справлялся с программой в рамках первых пяти тем («Общие сведения о животном мире», «Строение тела животных», «Подцарство Простейшие», «ПодцарствоМногоклеточные.Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви»). Затем уровень его знаний начал увеличиваться, вплоть до высокого уровня в последних трех темах курса. Нет сомнений в том, что на рисунке мы видим процесс адаптации ребенка к процессу изучения нового предмета, новым методам и подходам к обучению. Педагог проводил работу по подбору индивидуальной программы обучения, методов и средств, которые подошли бы ребенку лучше всего. Постепенное накопление таких наработок отразились на успеваемости ребенка.Таким образом, предложенная программа эффективна как у детей с нормальным уровнем развития, так и у детей с отклонениями, в частности у ребенка с нарушением интеллектуального развития.Важно, что дети с отклонениями при этом обучаются в обычном классе, что повышает их шансы на социализацию, их навыки в области коммуникации, безопасности жизнедеятельности, дает им шанс в будущем существовать в обществе без ежеминутной посторонней помощи, опеки, выполнять трудовые функции, поддерживать адекватный уровень своего материального положения.Подводя итоги, отметим, что в рамках реализации составленной программы была получена положительная динамика усвоения тем по биологии. Выводы по главе 2Изучив практические аспекты индивидуального обучения детей с ОВЗ на уроках биологии,нами были сделаны следующие выводы:Существует целый ряд технологий индивидуального обучения, которые могут быть эффективны при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Индивидуальная работа с такими детьми носит творческий характер, при организации которой не существует общей схемы, позволяющей выделить наиболее подходящие алгоритмы для конкретного обучающегося.Разработанная нами программа индивидуального обучения детей с инвалидностью биологии, охватывает весь курс «Животные», позволяет не только сформировать у них базовые биологические знания, оценить их, но и провести коррекцию.Приводимые нами индивидуальные уроки по биологии с детьми с инвалидностью эффективны, они могут использоваться как в рамках основного, так и в рамках дополнительного образования.На практическом примере мы доказали, что программа индивидуального обучения биологии детей, страдающих легкой степенью умственной отсталости эффективна и может быть применена для работы преподавателей в общеобразовательной и коррекционной школах. ЗаключениеВ своем исследования мы стремились выявить теоретические и практические аспекты индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии. Для этого нами были решены все поставленные задачи.Полученные данные позволяют нам сделать следующие общие выводы: Выявлены определенные методы и приемы организации индивидуальной работы с детьми-инвалидами исходя из особенностей их заболеваний. Это могут быть как физические, психические отклонения в целом, так и отдельные нарушения, ограничивающие познавательную деятельность ребенка, требующихдальнейшей коррекции.Анализ современного опыта психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках образовательного процесса в общеобразовательном учреждении показал, что существует несколько проблем, среди которых - проблема построения инклюзивной образовательной среды, алгоритма психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации обучения, в том числе средствами дистанционного обучения.Изучение технологии индивидуального обучения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного биологического образования позволило сделать вывод об исключительно большом наборе средств и методов обучения и о сложности подбора специальных технологий, которые бы наилучшим образом удовлетворялиобразовательным потребностямтаких обучающихся.В процессе выполнения работы была разработана и апробирована программа индивидуального обучения детей с ОВЗ на уроках биологии, реализация которой доказала свою эффективность.Полученные результаты позволили намразработать рекомендации по организации индивидуального обучения детей с ОВЗ на уроках биологии, а именно:обучение необходимо начинать с общения с психологами, медицинскими работниками с целью комплексной оценки состояния ребенка;очень важным этапом организации индивидуального обучения должно стать консультативное взаимодействия с родителями ребенка. Преподаватель при этом получает информацию о ребенке, а родители – информацию и навыки по организации обучения ребенка с ОВЗ в домашних условиях;поиск технологий, средств и методов обучения детей с ОВЗ может быть длительным и сложным. В результате должен сложиться комплекс индивидуальных мер, которые должны фиксироваться в деле ребенка,что позволит обеспечить преемственность в обучении и существенно снизить трудозатраты преподавателей на дальнейших ступенях обучения;следует вовлекать детей с ОВЗ в обучение вне рамок школьного курса, поскольку основная проблема чаще всего состоит не в непонимании материала по биологии, а в когнитивных дефектах как таковых. Развитие мышления, памяти, внимания и т.д., например, в рамках летнего лагеря, факультатива, позволяет достичь лучших результатов и в рамках школьной программы.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.Список использованных источниковАстапов,В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. М.: ООО «ПЕР СЭ», 2006. – 177 с.Бекшаев, И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ОВЗ (ОВЗ) / Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. – Сб. статей: - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. – С. 26-28.Волобоева, Т.В., Смагина. Т.Н., Плапюнихина, А.М. Дистанционное образование детей-инвалидов в Оренбургской области/ Т.В. Волобоева, Т.Н. Смагина, А.М. Плапюнихина// Медицина экстремальных состояний, 2012. – №3 (41). – С. 59-63.Гаджимурзаева, Г.Ш. Создание условий для работы с детьми с ОВЗ/ Г.Ш. Гаджимурзаева// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «наука и социум», 2017. – №2. – С. 14-18. Гамаюнова, А.Н., Пискайкина, А.Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования/ А.Н. Гамаюнова, А.Е. Пискайкина// Специальное образование, 2013. – №4. – С. 20-27. Лейкина, Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе/ Ю.В. Лейкина// Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 83-85. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. – Балашов: Николаев, 2012. – 80 с.Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе/ С.Д. Забрамная. – М., 2013. – 115 с.Зубаилова, П.Ф., Феталиева, Л.П. Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта/ П.Ф. Зубалиева, Л.П. Феталиева// Вестник Социально-педагогического института, 2016. – №4 (20). – С. 63-68. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 315 с.Казакова, Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшая составляющая дистанционного образования/ Т.Ю.Казакова// Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 292-299.Калинина, Н.В., Калинин И.В. Социальная адаптация школьников в инклюзивной школе: ресурсы и возможности / Н.В. Калинина, И.В. Калинин// Общество: социология, психология, педагогика, 2016. – С. 34-36. Кондрашкина, И.В. Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МОУ СОШ №6/ И.В. Кондрашкина// Язык, история, общество. Международная научно-практическая виртуальная конференция. Сборник статей и тезисов, 2018. – С. 57-59.Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. 2004. – 306 с.Лукьяненко, М.А., Михайлова, Н.Б. Роль психологического сопровождения в инклюзивном образовании / М.А. Лукьяненко, Н.Б. Мизайлова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. – №5-3. – С. 105-108.Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2014. – 385 с.Минакова, О.А. Организация психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве/ О.А. Минакова// Трудоустройство и занятость людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 27 конвенции о правах инвалидов ООН: опыт России, Германии, Беларуси и других стран. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2017. – С. 174-180. Посещение общеобразовательных организаций детьми в возрасте от 9-ти до 15-ти лет [Электронный ресурс]: Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/tab8-16.htm (дата обращения: 31.10.2019).Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 года №1024н «О классификации и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс]: Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71309914/ (дата обращения: 27.10.2019).Приходько, О.Г. и др. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ: Метод, материалы для специалистов сопровождения: руководителей и специалистов ПМПК. – М.: МГЛУ, 2014. – 108 с.Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Методические указания. – Сыктывкар, 2015. – 90 с.Распределение инвалидов по полу и возрасту [Электронный ресурс]: Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/populat (дата обращения: 27.10.2019). Рачковская, Н.А. Обучение ребенка с ОВЗ в массовой щколе: возможности и проблемы индивидуализации/ Н.А. Рачковская// Вестник московского государственного областного университета.серия: педагогика, 2016. – №4. – С. 53-61.Семенова, И.Н., Маркелова, Е.С. Основы моделирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ОВЗ при дистанционном обучении/ И.Н. Семенова, Е.С. Маркелова// Педагогическое образование в России, 2016. – №7. – С. 77-81. Смолярчук, И.В., Толстошеина, В.М., Вязовова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей винклюзивном образовании / И.В. Смолярчук, В.М. Толстошеин, Н.В. Вязовова // Приволжский педагогический вестник, 2014. – №1 (2). – С. 113-119.Суворова,И.В. Дистанционное образование детей-инвалидов в России: возможности и проблемы/ И.В. Суворова// Инновационные проекты и программы в образовании, 2015. – №1. – С. 64-67. Суворова, И.В. Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России/ И.В. Суворова// Мир науки, культуры и образования, 2013. – №5(42). – С. 19-22. Суворова, И.В. Региональная система образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Томской области/ И.В. Суворова// Вестник ТГПУ, 2014. – №6 (147). – С. 131-138.Тихолоз, Т.А., Сажина, Н.М. Использование дистанционных технологий в инклюзивном образовании (на примере деятельности Центра дистанционного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края/ Т.А. Тихолоз, Н.М. Сажина// Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. – Т.8. – №5-3. – С. 159-162. Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons(дата обращения: 27.10.2019).Федорцева, М.Б., Литвинова, Ю.А., Кречетова, Н.М. Иклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями/ М.Б.Федорцева, Ю.А. Литвинова, Н.М. Кречетова, Н.В. Фрезе// Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2017. – №3 (75). – С. 18-23.Чеснокова,М.А. Педагогические технологи на уроках биологии в рамках инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://educontest.net/ru/84012/статья-педагогические-технологии-на/ (дата обращения: 31.10.2019).Шаяхметова, Н.Н., Ишембитова, З.Б., Саитгалиева, Г.Г. Профессиональная ориентация и социальная адаптацию обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного профессионального образования/ Н.Н. Шаяхметова, З.Б. Ишембитова, Г.Г. Саитгалиева// Europeansocialsciencejournal, 2015. – №12. – С. 347-352. Приложение АРисунок А1. Численность инвалидов 0-18 лет мужского и женского пола (составлено автором по данным Росстата [22])Приложение БРАЗНООБРАЗИЕ ПТИЦРисунок Б1. Карточка «Разнообразие птиц»ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКАРисунок Б2. Карточка «Значение птиц для человека»ЛЕТУЧАЯ МЫШЬРисунок Б3. Карточка «Летучая мышь»СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦЫРисунок Б4. Карточка «Строение пера птицы»ТИПЫ ПЕРЬЕВ У ПТИЦРисунок Б5. Карточка «Типы перьев у птиц»

Список использованных источников
1. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. М.: ООО «ПЕР СЭ», 2006. – 177 с.
2. Бекшаев, И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ОВЗ (ОВЗ) / Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. – Сб. статей: - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. – С. 26-28.
3. Волобоева, Т.В., Смагина. Т.Н., Плапюнихина, А.М. Дистанционное образование детей-инвалидов в Оренбургской области/ Т.В. Волобоева, Т.Н. Смагина, А.М. Плапюнихина // Медицина экстремальных состояний, 2012. – №3 (41). – С. 59-63.
4. Гаджимурзаева, Г.Ш. Создание условий для работы с детьми с ОВЗ/ Г.Ш. Гаджимурзаева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «наука и социум», 2017. – №2. – С. 14-18.
5. Гамаюнова, А.Н., Пискайкина, А.Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования/ А.Н. Гамаюнова, А.Е. Пискайкина // Специальное образование, 2013. – №4. – С. 20-27.
6. Лейкина, Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе/ Ю.В. Лейкина// Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 83-85.
7. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. – Балашов: Николаев, 2012. – 80 с.
8. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе/ С.Д. Забрамная. – М., 2013. – 115 с.
9. Зубаилова, П.Ф., Феталиева, Л.П. Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта/ П.Ф. Зубалиева, Л.П. Феталиева // Вестник Социально-педагогического института, 2016. – №4 (20). – С. 63-68.
10. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 315 с.
11. Казакова, Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшая составляющая дистанционного образования/ Т.Ю. Казакова// Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 292-299.
12. Калинина, Н.В., Калинин И.В. Социальная адаптация школьников в инклюзивной школе: ресурсы и возможности / Н.В. Калинина, И.В. Калинин// Общество: социология, психология, педагогика, 2016. – С. 34-36.
13. Кондрашкина, И.В. Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МОУ СОШ №6/ И.В. Кондрашкина// Язык, история, общество. Международная научно-практическая виртуальная конференция. Сборник статей и тезисов, 2018. – С. 57-59.
14. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. 2004. – 306 с.
15. Лукьяненко, М.А., Михайлова, Н.Б. Роль психологического сопровождения в инклюзивном образовании / М.А. Лукьяненко, Н.Б. Мизайлова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. – №5-3. – С. 105-108.
16. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2014. – 385 с.
17. Минакова, О.А. Организация психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве/ О.А. Минакова// Трудоустройство и занятость людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 27 конвенции о правах инвалидов ООН: опыт России, Германии, Беларуси и других стран. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2017. – С. 174-180.
18. Посещение общеобразовательных организаций детьми в возрасте от 9-ти до 15-ти лет [Электронный ресурс]: Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/tab8-16.htm (дата обращения: 31.10.2019).
19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 года №1024н «О классификации и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс]: Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71309914/ (дата обращения: 27.10.2019).
20. Приходько, О.Г. и др. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ: Метод, материалы для специалистов сопровождения: руководителей и специалистов ПМПК. – М.: МГЛУ, 2014. – 108 с.
21. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Методические указания. – Сыктывкар, 2015. – 90 с.
22. Распределение инвалидов по полу и возрасту [Электронный ресурс]: Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/populat (дата обращения: 27.10.2019).
23. Рачковская, Н.А. Обучение ребенка с ОВЗ в массовой щколе: возможности и проблемы индивидуализации/ Н.А. Рачковская // Вестник московского государственного областного университета. серия: педагогика, 2016. – №4. – С. 53-61.
24. Семенова, И.Н., Маркелова, Е.С. Основы моделирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ОВЗ при дистанционном обучении/ И.Н. Семенова, Е.С. Маркелова// Педагогическое образование в России, 2016. – №7. – С. 77-81.
25. Смолярчук, И.В., Толстошеина, В.М., Вязовова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании / И.В. Смолярчук, В.М. Толстошеин, Н.В. Вязовова // Приволжский педагогический вестник, 2014. – №1 (2). – С. 113-119.
26. Суворова, И.В. Дистанционное образование детей-инвалидов в России: возможности и проблемы/ И.В. Суворова// Инновационные проекты и программы в образовании, 2015. – №1. – С. 64-67.
27. Суворова, И.В. Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России/ И.В. Суворова// Мир науки, культуры и образования, 2013. – №5(42). – С. 19-22.
28. Суворова, И.В. Региональная система образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Томской области/ И.В. Суворова// Вестник ТГПУ, 2014. – №6 (147). – С. 131-138.
29. Тихолоз, Т.А., Сажина, Н.М. Использование дистанционных технологий в инклюзивном образовании (на примере деятельности Центра дистанционного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края/ Т.А. Тихолоз, Н.М. Сажина// Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. – Т.8. – №5-3. – С. 159-162.
30. Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 27.10.2019).
31. Федорцева, М.Б., Литвинова, Ю.А., Кречетова, Н.М. Иклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями/ М.Б. Федорцева, Ю.А. Литвинова, Н.М. Кречетова, Н.В. Фрезе// Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2017. – №3 (75). – С. 18-23.
32. Чеснокова, М.А. Педагогические технологи на уроках биологии в рамках инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://educontest.net/ru/84012/статья-педагогические-технологии-на/ (дата обращения: 31.10.2019).
33. Шаяхметова, Н.Н., Ишембитова, З.Б., Саитгалиева, Г.Г. Профессиональная ориентация и социальная адаптацию обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного профессионального образования/ Н.Н. Шаяхметова, З.Б. Ишембитова, Г.Г. Саитгалиева // European social science journal, 2015. – №12. – С. 347-352.

Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические основы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности организации индивидуальной работы с детьми с инвалидностью и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Выводы по первой главе статьи говорят о том, что индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода и специализированного психолого-педагогического сопровождения в школе.

Как организуется индивидуальная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии?

Организация индивидуальной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии предусматривает адаптацию учебного материала, использование специальных методик и обеспечение психолого-педагогической поддержки.

Какое значение имеет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе?

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе имеет большое значение, так как помогает создать комфортное и безопасное обучающее окружение и обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Какие еще главы содержит статья?

В статье содержатся главы про особенности организации индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, а также выводы по главам.

Какие особенности имеет организация индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Организация индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода и учета их индивидуальных особенностей. Необходимо создать комфортные условия для обучения и адаптировать материалы и методики, чтобы учесть специфические потребности каждого ребенка. Это может включать применение различных технологий, индивидуальных заданий и поддержку специалистов.

Какое психолого-педагогическое сопровождение требуется для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе?

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют социальной, психологической и педагогической поддержки в образовательной среде. В школе должны быть предоставлены условия для индивидуального обучения и развития каждого ребенка, дополнительные ресурсы и специальные программы, а также сотрудничество с родителями и специалистами для обеспечения полноценного образования и социализации.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной теоретическим основам индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

По результатам главы можно сделать выводы, что организация индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода и учета их особенностей. Это включает создание комфортных условий для обучения, психолого-педагогическую поддержку и сотрудничество со специалистами и родителями. Такой подход позволяет обеспечить эффективное образование и развитие каждого ребенка.

Как можно организовать индивидуальную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии?

Организация индивидуальной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии может включать применение различных методов и технологий. Например, использование визуальных материалов, интерактивных заданий, аудио- и видеоматериалов. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его способности и потребности, чтобы обеспечить его активное участие и понимание учебного материала.