влияния системы ордынского ига на политическую жизнь Руси
Заказать уникальный доклад- 24 24 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 19.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Альтернативный взгляд на монголо-татарское иго 6
2. Отрицательное влияние моноголо-татарского иго на политическую жизнь Руси 9
3. Положительное влияние монголо-татарского иго на политическую жизнь Руси 18
Заключение 23
Список использованных источников и литературы: 25
историк отмечает, что иго внесло изменения в политический быт княжеств Руси. "Удельные князья и великий князь остались. Прежде они садились на престол сами собой...Но ханам были чужды родовые расчеты... По ним, тот князь, кто им более угоднее, кто ревностно исполнял их волю. Это были личные качества... Так появляется новое мерило, чуждое древней Руси".Историк пишет, что монгольское иго усилило власть великого князя и тем воссоздало видимый центр политического единства Руси. Великий князь выполняет волю хана, действует от его имени, в его распоряжении монгольская конница для наказания ослушников. "Монголы разрушают удельную систему в самом основании, воссоздают политическое единство - словом, действуют в наших интересах, сами того не подозревая!"Положительно воспользовались всеми выгодами монгольского ига московские князья.Л. Н. Гумилев положительно оценивает влияние монгольского ига на политическую жизнь Руси. Он считает, что Александр Невский заключил оборонительный союз с ханом Берке (приемником Сатрака) обезопасил русскую землю от наступления католиков. Военный авторитет монголов был в рассматриваемый нами период непререкаемым. Стоило только монголам послать по просьбе Александра Невского тысячу воинов в Новгород и немецкие псы-рыцари прекратили наступление на новгородские земли. Он отвергал понятие монгола–татарское иго, утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Александра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой и татаро-монголов можно считать защитниками Руси от крестоносцев. В общем, по его мнению, было мирное сосуществование Руси и татаро – монголов.В 1261 году в Сарае была создана православная епархия. Монголы хотели использовать русское духовенство для связей с Византией и поставить под свой контроль связи Руси с Византией. Несмотря на восстание 1262 года в Северо-Восточной Руси, монголы не послали на Русь карательную экспедицию - Александр смог убедить хана, что пострадали только откупщики - среднеазиатские купцы, которым монголы поручали сбор дани. "Зависимость в конечном итоге, свелась к выплате дани - это и становится основным элементом русско-монгольских отношений на многие последующие десятилетия. Возможно, что деятельность Александра Невского привела к такому исходу". Великий шелковый путь был надежно защищен монголами, в Золотую Орду с Руси поступала древесина, меха, зерновые культуры.Русский и американский историк Георгий Владимирович Вернадский так же считает, что татаро-монгольское нашествие в долгосрочной перспективе принесло пользу Руси-России. Старая Киевская Русь была захвачена Литвой, а Северо-Восточная выстояла и превратилась в Россию. "Прямо или косвенно монгольское нашествие способствовало падению политических институтов Киевского периода и росту абсолютизма и крепостничества".Политику компромисса с Ордой стал активно проводить в жизнь Александр Невский. Считая гибельным открытое противостояние монголам, он надеялся использовать их мощь в борьбе с западной католической опасностью, которая в сознании людей той эпохи воспринималась как более серьезная угроза православной вере, а следовательно, и существованию самой Руси. Запад же подталкивал Русь к борьбе с Ордой, способной полностью истощить ее силы, из-за опасений новых походов монголов, не собираясь при этом оказывать ей реальную военную помощь."Нас главным образом должен занимать вопрос о степени влияния татар на политический и социальный строй... порядок наследования великокняжеского престола при татарах, в первое столетие их власти (1240 - 1340), оставался тем же, каким был до татар, это - родовой порядок. Очевидно, что татарская власть ничего не изменила в старом проявлении этого обычая".Он задается вопросом о том, как могли татары влиять на русскую жизнь, если завоевания Руси они не остались в русских областях. Главная мысль С. Ф. Платонова состоит в том, что если и находят следы татарской администрации во внешних приемах управления, то они невелики.Рассмотрим на историческом примере, как порою делается история. До 1936 года Казахстан назывался Казакстаном, в том году Постановлением Президиума ЦИК и СНК букву "к" заменили на букву "х", мотивируя тем, что нововведение необходимо для правильного произношения на русском языке. На самом деле советская власть всячески пыталась стереть слово "казак". Хотя в действительности такой национальности как казахи не существовало - местное население именовали киргизами, а вот среди киргизов существовал небольшой род, носивший название "казах". Так появился новый народ, получивший свою государственность, а земли сибирских, оренбургских и уральских казаков стали называться Казахстаном. Порочная национальная политика большевиков привела в 1991 году к тому, что русские земли стали казахскими и отделились от России. Выводы1. Тот факт, что Русь ко времени нашествия монголо-татар не представляла из себя единого государства ни у кого из историков не вызывает сомнения. Удельные князья вели бесконечные войны между собой. Спасаясь от них население мигрировало на северо-восток, где впоследствии возникли новые центры силы. Монголо-татары поработив Русь прекратили междоусобицы, чем способствовали восстановлению хозяйства удельных княжеств.2. Передача права собирать для хана дань московским князьям способствовала усилению Московского княжества, которое впоследствии стало центром собирания земли русской. Монголы не вмешивались в вопросы религии, ни в вопросы культуры, даже после принятия их ханами мусульманства. Русские торговали посредством Золотой орды с Китаем.3. Непревзойденное военное искусство монголов остановило натиск католиков на Русь, бывшую частью монгольского улуса. А это было очень важно для последующей российской государственности.Русь приняла христианство по восточному исповедованию. Великое княжество Московское и его приемник – Россия ставила резкую черту между православным русским человеком и соседом его на востоке. Между русскими и их соседями на западе, единоплеменными и чужеплеменными прошла также резкая нравственная граница, вследствие различия католической и православной веры.4. Русские оказывали свое влияние на Орду. Они служили в войске хана, через коррумпированных монгольских чиновников проводили политику в интересах своих княжеств, привлекали татарские отряды к себе на службу. Происходил взаимный культурный обмен между русскими и жителями Орды. Анализ аргументов "против" и "за" склоняют к тому, что несмотря на эмоциональный протест против монголо-татарского ига, последнее позволило сохранить и развить русскую государственность. Имея своим сюзереном Золотую Орду, Русь-Россия избежала католического крестового похода объединенной Западной Европы.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель исследования - выяснить влияние системы ордынского ига на политическую жизнь Руси выполнена. Был рассмотрен альтернативный взгляд на взаимоотношения Руси с монголо-татарами.Если прав Е. П. Савельев, то татаро-монгольское нашествие - заговор папы римского против православной Руси. Альтернативный взгляд нататаро-монгольское нашествие имеет права на существование. Если правы сторонники альтернативной истории, то и Русь и Степь были частью единого государства - Великой Тартарии, а значит военные столкновения между ними были исключены, а значит никакого татаро-монгольского нашествия не было. О том насколько можно доверять истории, описывающей дела давно минувших лет, покажем на следующем примере.Все знают, что 2800 лет назад жил в древней Греции слепой неграмотный пастух по фамилии Гомер. Он пас скот, а в свободное от работы время писал стихи. Так родились на свет божий знаменитые Илиада и Одиссея. 500 лет никому в голову не приходило записать эти шедевры – их распевали только пастухи. 2300 лет тому назад кто-то записал шедевры, но на 2000 лет они пропали для всех. Нашлись они совершенно случайно в затрапезном немецком монастыре в 17 веке. И теперь их знают сотни миллионов людей. Справка: сии шедевры мелким шрифтом занимают около 700 листов, папирус через 200 лет становится трухой, пергамент изобрели в 4 века н.э., бумага появилась в 10 веке. Еще раз хочется обратить внимание на то, что никто и никогда из историков нового и новейшего времени не видел никаких древних летописей.Было рассмотрено отрицательное влияние монголо-татарского ига на политическую жизнь Руси.Ряд авторитетных историков считает, что даннические отношения с Золотой ордой были сведены к выплате дани (подушный налог) и определении главного сборщика этой дани - великого князя Владимирского. Ордынское иго, с точки зрения ряда историков, поддерживало раздробленность русских земель, так как конкурирующими между собой князьями легче было управлять. Но при всем при этом монголы не вмешивались ни в религию ни в культуру русского народа.Было рассмотрено положительное влияние монголо-татарского ига на политическую жизнь Руси.Непревзойденное военное искусство монголов остановило натиск католиков на Русь, бывшую частью монгольского улуса. А это было очень важно для последующей российской государственности.Русь приняла христианство по восточному исповедованию. Великое княжество Московское и его приемник – Россия ставила резкую черту между православным русским человеком и соседом его на востоке. Между русскими и их соседями на западе, единоплеменными и чужеплеменными прошла также резкая нравственная граница, вследствие различия католической и православной веры.Исследование показало, что монголо-татарское иго (если оно было вообще) оказало больше положительное влияние на создание единого русского государств, чем отрицательное.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:1. Вернадский Г. В. Монголы и Русь: https://www.litmir.me2. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая орда и ее падение: https://www.litmir.me3. Кавелин К. Д. Государство и община: http://rusinst.ru4. Ключевский В. О. Курс русской истории: https://www.litmir.me5. Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь: https://litresp.ru6. Коллектив авторов Всемирная история в 6 томах Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока: https://www.litmir.me7. Костомаров Н. И. история России. Полный курс в одной книге: https://www.litmir.me8. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы: исследование по истории - http://intelbook.org9. Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Александр Невский. Эпоха и память. Исторические очерки: https://www.litmir.me10.Мединский В. Р. особенности национального пиара: PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра: http://rubooks.net11. Насонов А. Н. Монголы и Русь: http://bookre.org12. Орбини Мавро Славянское царство: https://e-libra.ru13. Платонов С. Ф. Учебник истории: https://www.litmir.me14. Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке: https://www.booksite.ru
2. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая орда и ее падение: https://www.litmir.me
3. Кавелин К. Д. Государство и община: http://rusinst.ru
4. Ключевский В. О. Курс русской истории: https://www.litmir.me
5. Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь: https://litresp.ru
6. Коллектив авторов Всемирная история в 6 томах Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока: https://www.litmir.me
7. Костомаров Н. И. история России. Полный курс в одной книге: https://www.litmir.me
8. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы: исследование по истории - http://intelbook.org
9. Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Александр Невский. Эпоха и память. Исторические очерки: https://www.litmir.me
10.Мединский В. Р. особенности национального пиара: PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра: http://rubooks.net
11. Насонов А. Н. Монголы и Русь: http://bookre.org
12. Орбини Мавро Славянское царство: https://e-libra.ru
13. Платонов С. Ф. Учебник истории: https://www.litmir.me
14. Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке: https://www.booksite.ru