Сотворение мира или случайность природы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Богословие
  • 33 33 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 19.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Сотворение мира как результат природной случайности: философские поиски первоначала мира 4
1.1.Философия Фалеса, Гераклита, Парменида 4
1.2.Начало перехода к Божественному осмыслению возникновения мира в философии (концепция Аристотеля) 10
Глава 2.Творение мира в христианстве 15
2.1. Сущность догмата о творении мира из ничего 15
2.2. Критика догмата о творении мира из ничего 29
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Данные слова основаны на истинах Божественного Откровения, опыте святых отцов, которые прославились своими духовными подвигами. Данные рассуждения есть смысл дополнить словами св. Исаака Сирина, который говорил о том, что душа человека восходит к Богу благодаря собственному духовному опыту: «И отсюда уже возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мира, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему, внезапно привел все из небытия в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве».Согласно православному учению, которое исходит от Божественного созерцания, природа Адама в раю отличалась от нынешней человеческой природы, как в телесном, так и в духовном аспекте, данную возвышенную природу оживляла Божественная благодать. А согласно латинской доктрине, основанной на рационалистических дедукциях из нынешнего падшего естества, человек по природе является тленным и смертным, каким он является и сейчас, тогда как его состояний в раю – это особый сверхъестественный дар. Все это показывает искажение святоотеческого видения Адама и первозданного мира, когда подходят к этому с позиции мудрости падшего мира. Ни наука, ни логика ничего не могут нам сказать о рае; «и все же многие православные настолько обмануты современной наукой и ее рационалистической философией, что боятся прочесть серьезно первые главы Книги Бытия, зная, что современные «мудрецы» находят там столько «сомнительного» или «запутанного», или такого, что подлежит «новой интерпретации», или что можешь получить репутацию «фундаменталиста», если посмеешь читать этот текст просто «как написано», как все святые отцы читали».Многие христианские богословы указывают, что христианину не следует полностью воспринимать точку зрения, согласно которой человек произошел от обезьяны или любого другого низшего создания. Поэтому справедливо, когда св. отцами выражается гнев на тех, кто пытается доказать, что человек – это обезьяна, от которой, как они хвалятся, они произошли. Такова точка зрения православной святости, которая знает, что творение не таково, как им его описывают современные мудрецы с их пустой философией, но как Господь открыл его Моисею «не гадательно», и как святые отцы видели его в Божественном созерцании. Человеческая природа отлична от обезьяньей и никогда с ней не смешивалась. Если бы Господь Бог, ради нашего смирения, пожелал бы произвести такое смешение, то святые отцы, которые видели самый «состав видимых вещей» в Божественном созерцании, знали бы это. «Сколько еще православным оставаться в плену у этой пустой западной философии? взывает к нам величайший подвижник современности иеромонах Серафим (Роуз). Изощренные в мирском мудровании смеются над теми, кто называет эволюционизм «ересью». Действительно, эволюционизм, строго говоря, не ересь, но эволюционизм это идеология, глубоко чуждая православному христианскому учению, и она втягивает в такое множество неверных учений и мнений, что было бы намного лучше, если бы это была просто ересь, которую можно было бы легко опознать и обличить. Эволюционизм тесно сплетен со всею апостасийною ментальностью секуляризованного «западного христианства», он является орудием «новой духовности» и «нового христианства».Христиане полагают, что современная наука знает только то, что наблюдает, и что можно разумно вывести из наблюдений: ее догадки о самых ранних временах творения имеют значение не большее и не меньшее, чем мифы и басни древних язычников. Истинное знание об Адаме и первозданном мире, насколько нам полезно знать, доступно только через Божественное Откровение и в Божественном созерцании святых.В целом, христианский креационизм представлен множеством разных течений, которые расходятся в плане толкования данных естественных наук. По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них принято различать основные течения, а именно, речь идет о:- буквалистском (младоземельном) креационизме – настаивает на том, что Книгу Бытия необходимо толковать дословно и буквально, в частности, положение о создании мира за 6 дней и около 6000 (согласно утверждению протестантов) или 7500 (согласно позиции православных христиан) лет назад.- метафорическом (староземельном) креационизме – в нём «шесть дней творения» является своего рода универсальной метафорой, адаптированной к уровню восприятия людей, имеющих различный уровень знаний; в действительности же один день творения соответствует миллионам или миллиардам реальных лет (слово день (евр. «йом»), то есть, здесь речь идет не о сутках, а неопределенном отрезке времени. Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:креационизм постепенного творения, сторонники которого считают, что Богом непрерывно направляется процесс трансформации биологических видов и их появления. Представителями данного направления осуществляется принятие геологических и астрофизических данных и датировок, однако полностью отвергается теория эволюции и видообразования через естественный отбор;теистический эволюционизм (эволюционный креационизм ), в рамках которого не отрицается теория эволюции, однако эволюция здесь предстает в качестве орудия Бога-Творца в осуществлении его божественного замысла. Теистическим эволюционизмом принимаются все или почти все идеи, являющиеся общепринятыми в науке, тем самым осуществляется ограничение чудесного вмешательства Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека, случайность трактуется как проявление промысла Бога. Как правило, креационизм не признает концепцию макроэволюции (изменения видов под действием мутации), но микроэволюция (адаптация к средовым условиям) им допускается. Католической церковью признается в энциклике папы Пия XII, что теория эволюции может служить для объяснения происхождения тела человека, но не его души, теория эволюция же требует осторожности, является гипотезой. В 1996 г. папой Иоанном Павлом II в послании к Папской академии наук было подтверждено, что теистический эволюционизм – это есть допустимая для католицизма позиция, теория эволюции – это гипотеза. Поэтому в католицизме можно говорить о малой распространенности буквального, младоземельного креационизма редок. Тем не менее, католицизмом также отвергаются положения материалистического эволюционизма.Православные церкви не выработали единую официальную позицию относительно теории эволюции. Здесь важно обратить внимание на высказывание православного богослова диакона Андрея (Кураева). Он считает, что «…при непредвзятом чтении Писания нельзя не заметить, что оно оставляет за тварным миром толику активности. Не говорится «И создал Бог траву», но «произвела земля». И позднее Бог не просто создает жизнь, но повелевает стихиям ее проявить: «да произведет вода пресмыкающихся… да произведет земля душу живую. «И лишь человека Бог никому не поручает создать. Человек – исключительное творение Бога. Самодеятельность земли не безгранична: человека она произвести не может, и решающий переход от животного к антропоморфному существу происходит не по повелению Бога, а через прямое его действие – «бара» (и этого будет еще не достаточно для создания человека: после того, как особый творческий акт Бога создаст физиологический сосуд, способный быть вместилищем сознания и свободы, понадобится еще второй акт библейского антропогенеза – вдыханиеДуха). Возникновение жизни по книге Бытия – это и эволюция (ибо земля «произвела» растения и простейшие организмы), но в то же время и «скачок к жизни», который произошел по повелению Божию. … в Православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма. … отрицание эволюции в православной среде является скорее новшеством, нежели традицией. … Спокойное отношение к эволюционизму – это традиция православного академического богословия». Согласно мнению профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова, богословие может принимать положения как креационной, так и эволюционной гипотезы, при условии, что в качестве Законодателя и Устроителя всего бытия выступает Бог.2.2. Критика догмата  о творении мира из ничего   Конечно, догмат о творении мира из ничего вызывал также и возражения, которые основывались на логических умозаключениях.   В первую очередь, критики данного догмата утверждали, что exnihilonihilfit, «из ничего ничего не бывает». Однако критиками догмата о сотворении мира эта древняя философская истина была понята буквально, а значит, истинный её смысл оказался для них скрытым. На самом деле здесь речь идет о том, что ничто не возникает без причины. В христианском учении нет утверждений о том, что мир возник без причины. У мира есть причина, а точнее абсолютная причина – Сам Бог. Во-вторых, критики данного догмата опираются на несовершенство нашего мира, на то, что в мире есть зло. Если мир был сотворен по Божьей воле, значит, Бог не был ограничен в своем действии, то по какой причине в мире появилось зло? В христианской теодицее (учении об оправдании Бога) говорится, что Бог не является творцом зла. Зло появляется в мире вследствие двух причин. Во-первых, мир, как бытие тварное, характеризуется конечностью и ограниченностью, т.е. он не совершенен. Во-вторых, мир населен свободными и разумными существами. Свобода и ограниченность вкупе создают условия для появления зла. Разумные существа начинают злоупотреблять свободой, отчего зло появляется в этом мире и процветает.  Божественное Откровение гласит, что созданный Богом мир является совершенным: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Однако здесь необходимо пояснить, что совершенный означает тот, который в полной мере соотносится с целями и задачами, ради которых этот и был сотворен. После грехопадения мир по-прежнему для Бога имеет ценность, ведь сам мир нельзя назвать злом, хотя и пребывает во зле. Наконец, любое творение согласно Священному Писанию является благом, даже если какие-то причины привели к изменению способа существования твари. Позитивисты полагают, что важна возможность повторения опыта, что истинным следует считать только то, что возможно проверить путем эксперимента и воспроизвести. Конечно же, проверить опытным путем мы можем только те явления, которые носят естественный характер и обусловлены естественной закономерностью. Сотворение мира – это чудо, а чудо не может быть необходимостью или естественной закономерностью.ЗаключениеВ заключение мы можем сделать следующие выводы. Догмат о сотворении мира из ничего является основой христианского вероучения о сотворении мира. Согласно ему, Бог выступает в качестве Первопричины появления нашего мира. Мир рождается из ничего благодаря силе Божественного волеизъявления. Возможность сотворения мира из ничего объясняется тем, что Бог является абсолютной Личностью, которой не нужны материалы для совершения акта творения. Несмотря на то, что мир был создан Богом без зла, зло родилось в нем за счет того, что мир населен сущностями, обладающими свободой и разумом, кроме того, мир ограничен, так как лишен Божественной природы. Тем не менее, в Божьих очах этот грешный мир все равно имеет большую ценность. Наконец, важно отметить, что если бы Бог создал изначально совершенный и лучший из миров, то в нем было бы невозможно нравственное и духовное развитие человека, ради которых человек и приходит в этот мир.В философии также предпринимались попытки осмысления и выявления первопричины и первоосновы мира. Древнегреческими философами (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) осуществлялось рассмотрение первоначала вещей — вода, апейрон, воздух, огонь, атомы — подчеркивалось, что они пребывают в состоянии постоянного движения и изменения.Гераклитом (ок. 530 – ок. 470 г. до н. э.) подчеркивался факт универсальности движения в аспекте мирового бытия. Реальное бытие вещей понимается как процесс вечного движения, изменения. Процесс развития состоит в том, что единое раздваивается на противоположности, которые враждуют. Любое развитие внутренне является противоречивым, и это противоречие предполагает, что отрицается одно, а устанавливается другое качество. Аристотель приходит к осмыслению Божественного возникновения мира.Мировые религии провозглашают нематериалистический взгляд на проблему происхождения мира и человека. Как отмечают многие христианские мыслители современности, представители ислама и иудаизма, эволюционная научная теория возникновения человека не противоречит религиозным канонам, однако эволюционная теория должна быть лишена атеистического содержания. В частности, христианское и мусульманское миропонимание основано на том, что Бог является Творцом всего сущего, Творцом человека. А все христианское вероучение базируется на идее личностного совершенствования человека, его постоянного духовного развития. Христианская антропология делает больший акцент на развитии нравственных и духовных сторон личности. Истинность происхождения человека в результате Божественного акта сотворения мира в религии не подвергается никакому сомнению.Список литературыАйрапетян В.В. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4-х т. Т. 1 .- М., 1975. С. 67-69Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. – М., 1976.// http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/asmus_metafisika/Гриненко Г.В. История философии. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 688 с. Давыденков О. Догматическое богословие: Курс лекций. В 3-х ч. – М., 1997./Электронный ресурс: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»// http://www.sedmitza.ru/text/431685.htmlИоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.— М., 1992./Электронный ресурс// http://www.orthlib.ru/Кураев А., диакон. Православие и эволюция. Режим доступа: http://vsemolitva.ru/b4/evolution_r_ext.htmlЛосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М., 1991.// http://www.vehi.net/vlossky/Ляшевский С., прот. Библия и наука о сотворении мира. Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/stephan1/Main.htmМельков А. Происхождение человека: творение или эволюция. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/1708.htmРассел Б. История западной философии.// http://socioline.ru/_seminar/library/phil/russel/russel_020.phpРеале Д., Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.//http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/_02.phpСв. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.— М., 1992./Электронный ресурс// http://www.orthlib.ru/Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. – М., 1992./Электронный ресурс// http://krotov.info/libr_min/f/fio/filetov00.htm

Список литературы

1. Айрапетян В.В. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41).
2. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4-х т. Т. 1 .- М., 1975. С. 67-69
3. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. – М., 1976.// http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/asmus_metafisika/
4. Гриненко Г.В. История философии. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 688 с.
5. Давыденков О. Догматическое богословие: Курс лекций. В 3-х ч. – М., 1997./Электронный ресурс: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»// http://www.sedmitza.ru/text/431685.html
6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.— М., 1992./Электронный ресурс// http://www.orthlib.ru/
7. Кураев А., диакон. Православие и эволюция. Режим доступа: http://vsemolitva.ru/b4/evolution_r_ext.html
8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М., 1991.// http://www.vehi.net/vlossky/
9. Ляшевский С., прот. Библия и наука о сотворении мира. Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/stephan1/Main.htm
10. Мельков А. Происхождение человека: творение или эволюция. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/1708.htm
11. Рассел Б. История западной философии.// http://socioline.ru/_seminar/library/phil/russel/russel_020.php
12. Реале Д., Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.//http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/_02.php
13. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.— М., 1992./Электронный ресурс// http://www.orthlib.ru/
14. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. – М., 1992./Электронный ресурс// http://krotov.info/libr_min/f/fio/filetov00.htm




Вопрос-ответ:

Может ли мир быть результатом природной случайности?

Да, существуют философские теории, согласно которым мир возник как результат случайных природных процессов. Например, древнегреческий философ Фалес считал, что вода является первоначальным элементом мира, и его появление объясняется случайностью. Также философ Гераклит полагал, что все в мире происходит в результате беспорядочных процессов и противоречий. Однако, эти теории имеют своих противников и не являются всеобщепризнанными.

Какую роль сыграла философия в осмыслении возникновения мира?

Философия сыграла важную роль в поиске первоначала мира и объяснении его происхождения. Например, философ Парменид разработал теорию о независимом и непроизводимом бытии, где мир рассматривается как нерушимый и постоянный. В концепции Аристотеля, мир возникает не из случайности, а из причинности и необходимости. Философия помогла людям размышлять о смысле и цели сотворения мира.

Какое место занимает учение христианства о творении мира?

Учение христианства о творении мира занимает центральное место в вероучении этой религии. В христианстве считается, что мир был сотворен Богом из ничего. Этот догмат является одним из фундаментальных положений христианской веры и формирует базис для понимания мира и человека.

Можно ли критиковать догмат о творении мира из ничего?

Да, догмат о творении мира из ничего не лишен критики. Некоторые философы и ученые считают, что такое творение не может произойти без причины и подразумевает наличие некоего первоначала или первичной материи. Критика догмата более распространена среди представителей науки, которые основываются на эмпирических данных и рациональных объяснениях.

Какие философские поиски предшествовали концепции сотворения мира?

Перед концепцией сотворения мира существовали философские поиски первоначала мира, которые проводили философы Фалес, Гераклит и Парменид.

Какие идеи внес Аристотель в концепцию сотворения мира?

Аристотель развил концепцию сотворения мира, осмысляя возникновение мира с помощью понятийного аппарата Божественного.

Какая сущность имеет догма о творении мира из ничего в христианстве?

Догма о творении мира из ничего в христианстве утверждает, что Бог создал мир из ничего, не используя ничьи материальные ресурсы.

Есть ли критика догмы о творении мира из ничего в христианстве?

Да, существует критика данной догмы, основанная на различных философских и научных аргументах.

Какие источники литературы можно использовать для более глубокого изучения данной темы?

Для более глубокого изучения темы "Сотворение мира или случайность природы" можно воспользоваться списком литературы, который приведен в конце статьи.

Какие философские взгляды можно найти в работах Фалеса, Гераклита и Парменида?

Фалес полагал, что основой всего является вода, Гераклит утверждал, что все переменчиво и все течет, а Парменид придерживался идеи о постоянстве и неразрушимости бытия.

Какую концепцию природы представлял Аристотель в своей философии?

Аристотель считал, что все в природе имеет свою причину и основу, и описывал первоначало мира как нечто неподвижное и возможно божественное.