Методы и формы налогового контроля. Система ответственности за нарушение налогового законодательства.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 29.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика налогового контроля 5
1.1.Понятие и принципы налогового контроля 5
1.2.Формы налогового контроля 9
1.3.Методы налогового контроля 12
Глава 2.Ответственность за нарушение налогового законодательства 16
2.1.Общие положения об ответственности за нарушение налогового законодательства 16
2.2.Проблемы и перспективы развития привлечения к налоговой ответственности 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Во время осуществления контроля в налоговой сфере могут быть установлены факты, которые прямо свидетельствуют о совершении должностными лицами юридического лица, индивидуальным предпринимателем и других действий, бездействия, за совершение которых действующим уголовным законодательством определена ответственность, по этой причине функцией органов контроля в налоговой сфере в этом случае будет являться подготовка в течение 10 дней с момента выявления вышеперечисленных обстоятельств материалов для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении.Налоговая система РФ, к нашему сожалению, далеко от своего идеала. Возможно, это можно связать с тем, что современный налоговый механизм в России существует небольшой период времени, однако факт остается фактом – в ней есть большое количество проблем, требующих скорейшего разрешения. Одной из самых острых и тяжело разрешимых проблемы является уклонение от уплаты налогов и сборов.Несомненно, важной причиной уклонения от уплаты обязательных налогов и сборов выступают мотив экономического характера (сохранение и упрочение собственного положения в материальной сфере).Решением данной проблемы может стать использование и определение оптимального размера налоговой нагрузки, при которой в некоторой мере будут удовлетворены государственные потребности в ресурсах финансовой сферы, и в то же время не будет подрываться финансовое благосостояние плательщика налогов. К следующей причине уклонения от уплаты от налогового обложения следует отнести сложность и несовершенство действующего налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ, в качестве базового источника законодательства в налоговой сфере, содержит в себе большое количество «трудных» и «проблемных» мест для того, чтобы провести однозначное толкование. Большинство выражений сами по себе имеют спорные моменты. Так, к примеру, спорный момент образуется во время определения срока, за который может осуществляться проверка в налоговой сфере.Для того, чтобы повысить эффективность контроля в налоговой сфере, сократить длительность налоговых проверок выездного характера на время судебного разбирательства, где противоборствующие стороны в лице плательщиков налогов и органов налоговой службы, представительным властным органам необходимо пересмотреть большинство положений действующего Налогового кодекса Российской Федерации.К проблемам налогового контроля также следует отнести проблемы, которые образуются во время проверки малых предприятий.Область малого бизнеса относится к категории тех сфер предпринимательской деятельности, которые менее всего поддаются налоговому контролю. Если потоки организации в финансовой сфере, выступающей в качестве крупного налогоплательщика, всегда находятся под вниманием органов налоговой службы, а текущие налоги являются объектом постоянной слежки, то по отношению к малым предприятиям контроль в налоговой сфере объективным образом не может обладать столь всеобъемлющим и глобальным характером.Важным фактором увеличения эффективности контрольной деятельности органов налоговой службы является совершенствование существующих процедур проведения контрольных проверок. Также одной из эффективных форм налогового контроля признаются перепроверки предприятий, которые допустили скрытие налогов в крупном объеме в течение года с момента подобного сокрытия. Такие повторные проверки дают возможность проконтролировать исполнение предприятиями актов прежней проверки, а также достоверность текущего учета.Сложившаяся практика отчетливо показала, что полезно в деятельности налоговой службы проводить рейды в ночное и вечернее время, также существенно повышается эффективность контроля при использовании перекрестных проверок, содержание которых заключается в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию иной налоговой инспекции.Проблема рационального отбора плательщиков налогов для осуществления контрольных проверок получает особое значение в условиях массовых нарушений норм налогового законодательства, свойственных для России на современном этапе развития.Необходимо существенно изменить действующую методику планирования контрольных мероприятий. В целях эффективного планирования контрольной работы нужна современная, отвечающая требованиям сегодняшнего дня система отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, учитывающая, в том числе, особенности конкретных регионов и конкретных налогоплательщиков. Очевидно, что главный путь совершенствования системы налогового контроля заключается в переходе к информационным технологиям, которые дают возможность полностью автоматизировать процедуру отбора плательщиков налогов с наиболее характерными отклонениями динамики, уровней, соотношений разных отчетных показателей от допустимых для организаций экономических отраслей значений, предоставить оценку действительного размера налоговых обязательств плательщика налога.Для того, чтобы повысить эффективность контрольных мероприятий органов налоговой службы требуется эффективных механизм отбора плательщиков налогов для осуществления контрольных мероприятий.Следует отметить, что в условиях современности для того, чтобы повысить эффективность контроля и надзора наравне с фискальной системой требуется использовать систему повышения налоговой дисциплины, а также грамотности плательщиков налогов. На данный период времени зачастую при проведении выездных проверок обнаруживаются схемы при участии фирм-однодневок. Сократить использование данных схем возможно при помощи внесения поправок в нормы действующего законодательства, которые касаются государственной регистрации. Так, следует приостанавливать процедуру государственной регистрации в том случае, если существуют основания предполагать, что информация о плательщике налога недостоверна, расширить список оснований для отказа в государственной регистрации, усилить ответственность руководителей и учредителей данных фирм. Еще одним направлением повышения эффективного налогового контроля выступает улучшение качества взаимодействия органов налоговой службы с плательщиками налогов.Для того, чтобы улучшить обслуживание плательщиков налогов, выработан официальный портал Федеральной налоговой службы РФ, включающий в себя большое количество сервисов, при помощи которых плательщик налогов может узнать о размерах начисленных налогов, размерах задолженности, объектах налогового обложения, которые принадлежат плательщику налога, подать декларацию в органы налоговой службы и т.д.Важнейшим компонентом налогового контроля признается взаимодействие органов налоговой службы РФ с аналогичными органами зарубежных стран. Это сотрудничество основано на обмене точными и достоверными сведениями согласно законодательству данных стран. Подобные отношения основаны на оперативном обмене сведениями, на осуществлении расследования по отношению к плательщикам налогов, если имеются объективные подозрения о причастности их к совершению налоговых правонарушений либо преступных деяний. Следовательно, международное сотрудничество предоставит возможность наиболее эффективно и оперативно установить налоговые правонарушения, после чего привлечь виновных лиц к юридической ответственности.ЗаключениеПодводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что наиболее важным фактором повышения эффективности контрольной деятельности органов налоговой службы считается совершенствование действующих процессов налогового контроля:- механизм отбора плательщиков налогов для осуществления проверок;- применение механизма оценки деятельности налоговых инспекторов;- методов и форм налоговых проверок. Совершенствование каждого из данных компонентов предоставит возможность улучшить систему налогового контроля в целом. Наличие оптимального механизма отбора плательщиков налогов позволит избрать самое эффективное направление использования материальных и кадровых ресурсов налоговой службы. Во время совершенствования деятельности с кадрами довольно перспективным здесь может стать переход на балльную систему оценку деятельности налоговых инспекторов. Совершенствование методов и форм налогового контроля должно проходить по следующим направлениям:- увеличение численности совместных проверок с правоохранительными органами;- повторные проверки организаций, которые допустили сокрытие налогов в крупном объеме;- осуществление перекрестных проверок;- применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии соответствующих законодательных норм.Субъекты налогообложения должны вносить налоговые платежи в регламентированных размерах и в предусмотренные сроки в российский бюджет. Уплачиваемые налоги представляют из себя особый вид инвестиций в социальную сферу и обладают возвратным характером. Их не стоит рассматривать в качестве акции по конфискации части собственности, т.к. они должны вернуться предпринимателю в виде расширения потребительского спроса, в качестве новых технологий, товаров, а также более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса.Можно выделить четыре основных причины уклонения от уплаты налогов: моральные, экономические, политические и технические.Одной из основных причин уклонения от уплаты налогов признается нестабильный финансовый статус плательщика налога, и чем оно более неустойчиво, тем сильнее стремление скрыть налоги. Еще одной причиной уклонения от налогов является противоречивость и сложность налогового законодательства. Результаты сбора налогов прямо зависят от точности изложения методов налогообложения, технического оснащения налоговых органов, профессиональной компетенции их сотрудников, а также от уровня знаний граждан и юридических лиц в сфере налогового законодательства. Следовательно, можно прийти к выводу, что главным образом следует совершенствовать законодательную базу, регламентирующую организацию и осуществление налогового контроля. Вместе с тем, следует взять самое лучшее и подходящее для российских условий из зарубежного опыта в данной сфере.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019)(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // Российская газета, N 148-149, 06.08.19982. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996Научная и учебная литература:1.Алтасина А.Д., Шелихова К.А., Жутаев А.С. Современные тенденции развития налогового контроля в РФ // Журнал «Вестник науки и образования». – 2018. – С. 832.Белых О.И. Формы и методы налогового контроля // Журнал «Молодой ученый». - 2016. - № 21 (125). - С. 311-3143. Брылев А. А. Налоговый контроль в условиях качественных преобразований системы налогового администрирования в России // Журнал «Научные записки молодых исследователей». – 2019. – С.7-84. Быкова Н.Н. Классификация форм и методов налогового контроля в РФ // Карельский научный журнал. - № 4. – 2017. – С.1425. Гасымов А.Б. Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля // Журнал «Theoretical & AppliedScience». - 2019. - № 1 (69). - С. 187-190.6. Долгобаева Д.А. Формы налогового контроля: мониторинг как современная форма налогового контроля // Журнал «Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности». -2019.- С. 117-121.7. Иксанов Р.А., Гараев А.Г., Янгазина А.Э. Налоговые преступления: понятие и механизм привлечения к юридической ответственности // Журнал «Международный журнал гуманитарных и естественных наук». – 2018. – С. 2688. Каитова Д. Х. Актуальные проблемы налогового контроля в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 106-107.9. Минеева В.М., Давлетова Э.Ф. Налоговый контроль как форма финансового контроля, сложности его осуществления и пути их решений // Журнал «Экономика и социум». -2016. -№ 6-2 (25). - С. 137-141.10. Передернин А. В. Правовые проблемы исполнения налоговыми органами государственных функций по контролю и надзору // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018.- № 1 (10). - С. 12711. Петрюк О.А., Белорусова Е. Проблемы организации налогового контроля в современной России и пути их решения //Журнал «Вестник ИМСИТ». -2015. -№ 1 (61). - С. 16.12. Решетняк А. В. Налоговый контроль как правовая категория // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 13313. Сайдулаев Д. Д., Агаева И. Х. Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2018. – С. 6714. Сахибов К.В. О месте налоговой ответственности в системе юридической ответственности // Журнал «Аллея науки». - 2018. Т. 3.- № 10 (26). - С. 73615. Смагина А.Ю. Налоговая ответственность как вид юридической ответственности // Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки». - 2016.- № 3 (26). - С. 98-102.16. Тедеев, А. А. Налоговое право России : учебник для академического бакалавриата / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 390 с.17. Федоров Е. А., Баранова Л. Г., Федорова В. С. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования // Журнал «Известия Петербургского университета путей сообщения».-Выпуск № 3 (40) / 2018. – С. 5418. Щербаков Ю.С. Виды, формы, методы налогового контроля // Журнал «Актуальные проблемы правоведения». - 2016. - № 3 (51). - С. 39-42.19. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2 - е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2016- 576 с.
Нормативные правовые акты:
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019)(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996
Научная и учебная литература:
1.Алтасина А.Д., Шелихова К.А., Жутаев А.С. Современные тенденции развития налогового контроля в РФ // Журнал «Вестник науки и образования». – 2018. – С. 83
2.Белых О.И. Формы и методы налогового контроля // Журнал «Молодой ученый». - 2016. - № 21 (125). - С. 311-314
3. Брылев А. А. Налоговый контроль в условиях качественных преобразований системы налогового администрирования в России // Журнал «Научные записки молодых исследователей». – 2019. – С.7-8
4. Быкова Н.Н. Классификация форм и методов налогового контроля в РФ // Карельский научный журнал. - № 4. – 2017. – С.142
5. Гасымов А.Б. Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля // Журнал «Theoretical & Applied Science». - 2019. - № 1 (69). - С. 187-190.
6. Долгобаева Д.А. Формы налогового контроля: мониторинг как современная форма налогового контроля // Журнал «Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности». -2019.- С. 117-121.
7. Иксанов Р.А., Гараев А.Г., Янгазина А.Э. Налоговые преступления: понятие и механизм привлечения к юридической ответственности // Журнал «Международный журнал гуманитарных и естественных наук». – 2018. – С. 268
8. Каитова Д. Х. Актуальные проблемы налогового контроля в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 106-107.
9. Минеева В.М., Давлетова Э.Ф. Налоговый контроль как форма финансового контроля, сложности его осуществления и пути их решений // Журнал «Экономика и социум». -2016. -№ 6-2 (25). - С. 137-141.
10. Передернин А. В. Правовые проблемы исполнения налоговыми органами государственных функций по контролю и надзору // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018.- № 1 (10). - С. 127
11. Петрюк О.А., Белорусова Е. Проблемы организации налогового контроля в современной России и пути их решения //Журнал «Вестник ИМСИТ». -2015. -№ 1 (61). - С. 16.
12. Решетняк А. В. Налоговый контроль как правовая категория // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 133
13. Сайдулаев Д. Д., Агаева И. Х. Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2018. – С. 67
14. Сахибов К.В. О месте налоговой ответственности в системе юридической ответственности // Журнал «Аллея науки». - 2018. Т. 3.- № 10 (26). - С. 736
15. Смагина А.Ю. Налоговая ответственность как вид юридической ответственности // Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки». - 2016.- № 3 (26). - С. 98-102.
16. Тедеев, А. А. Налоговое право России : учебник для академического бакалавриата / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 390 с.
17. Федоров Е. А., Баранова Л. Г., Федорова В. С. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования // Журнал «Известия Петербургского университета путей сообщения».-Выпуск № 3 (40) / 2018. – С. 54
18. Щербаков Ю.С. Виды, формы, методы налогового контроля // Журнал «Актуальные проблемы правоведения». - 2016. - № 3 (51). - С. 39-42.
19. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2 - е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2016- 576 с.
Вопрос-ответ:
Что такое налоговый контроль?
Налоговый контроль - это система мер, применяемых налоговыми органами для проверки правильности уплаты налогов и соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.
Какие принципы лежат в основе налогового контроля?
Основными принципами налогового контроля являются принцип законности, принцип пропорциональности, принцип организованности и принцип предоставления налогоплательщику возможности защиты своих прав и интересов.
Какие формы налогового контроля существуют?
Существуют следующие формы налогового контроля: плановая проверка, внеплановая проверка, документарная проверка, комплексная проверка и налоговая проверка с применением контрольных закупок.
Какие методы налогового контроля применяются?
К наиболее распространенным методам налогового контроля относятся: проверка деклараций, анализ бухгалтерской отчетности, аудит налогового учета, сбор и обработка информации о налогоплательщиках, проведение внеплановых проверок и выездных налоговых проверок.
Какова ответственность за нарушение налогового законодательства?
За нарушение налогового законодательства возлагается административная, налоговая и уголовная ответственность, которая может включать штрафы, уплату неустоек, обязательное исправление налоговых деклараций, арест имущества и даже лишение свободы.
Как можно описать налоговый контроль?
Налоговый контроль - это комплекс мер, применяемых налоговыми органами для проверки исполнения обязанностей налогоплательщиками и контроля правильности регистрации, учета и уплаты налогов.
Какие принципы лежат в основе налогового контроля?
Основными принципами налогового контроля являются законность, объективность, своевременность, полнота, конфиденциальность и иные принципы, установленные законодательством Российской Федерации.
Какие формы налогового контроля существуют?
Формы налогового контроля могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые формы включают налоговые проверки, аудиторские проверки и налоговые проверки с использованием компьютерных программ. Внеплановые формы включают выездные налоговые проверки и налоговые проверки по фактам налогового правонарушения.