Роль куратора в музее современного искусства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 37 37 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 03.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Кураторство как феномен культуры ХХ - начала XXI века 5
1.1 Истоки происхождения кураторства 5
1.2 Типы кураторов 10
1.3 Предпосылки возникновения и развития кураторства 11
Глава 2. Переход первичного авторства от художника к куратору 15
2.1 Феномен кураторства 15
2.2 Роль куратора в искусстве 22
2.3 Кураторство как профессиональная деятельность 30
Заключение 34
Список литературы 37

Фрагмент для ознакомления

Наконец, мы подходим к еще одной фигуре художественного процесса, без которого кураторский проект будет неполным (если вообще будет). Это художник, в том числе художник - автор данной статьи. Здесь можно предложить ряд субъективных соображений, основанных на личном участии в некоторых проектах и более чем 40-летнем опыте творческой жизни.Как аккуратно пишет М. В. Бирюкова, «Современное искусство, не обладающее качествами традиционной художественной формы и с трудом поддающееся эстетической оценке, способно восприниматься как смысловое и визуальное целостное явление по преимуществу в рамках выставочного проекта и выставочной концепции, предлагающей необходимый контекст для восприятия и интерпретации искусства новейших течений. Положение искусства постмодернизма “вне эстетики” определило неизбежность преимущественной роли идеи и смысла перед художественной формой, что нашло выражение в концептуальных основах работы кураторов». В переводе на понятный практикующему художнику язык это означает, что художник, не владеющий традиционными техниками живописи или скульптуры, не умеющий внятно выразить средствами своего искусства ту или иную мировоззренческую или эстетическую идею, неспособный создать произведение- послание, остро нуждается в кураторе. Именно куратор может придать форму пустоте, наделить звуком молчание, озарить смыслом отсутствие мысли в том или ином художественном произведении, соединить художественное произведение (часто далекое от собственно художественной деятельности) с музыкой, танцем, средствами мультимедиа, снабдить поясняющим текстом, разместить рядом с известным произведением (эффект ореола), включить некоторое количество краски, нанесенной на холст или бумагу, в контекст так называемого современного искусства и сделать в итоге товар, за который человек с деньгами, опираясь на мнение эксперта, готов выложить немалые средства. Попросту говоря, художник, чье творчество не может быть оценено в рамках сложившихся эстетических категорий, поскольку он не обладает внятной художественной формой, остро нуждается в кураторе, а порой и сам становится им.Что касается художника, который владеет техникой (ами) живописи, перспективой, цвето- и светописью, имеет мысли и умеет донести их до аудитории средствами своего искусства, то он в кураторе чаще всего не нуждается. В отдельных случаях куратор может помочь ему сформулировать идею персональной выставки, отобрать картины, развесить их определенным образом и тем самым сделать более внятным диалог с посетителями. В других случаях полотно малоизвестного художника, включенное в большой кураторский проект, может пробудить интерес у аудитории и специалистов к его творчеству, что станет стартом успешной жизни на арт-рынке.Подводя итоги, отметим, что мы живем, выражаясь словами В. Беньямина, в условиях «мессианского времени», протекающего в пространстве незавершенного прошлого и одновременно неполного настоящего. Поэтому, с одной стороны, любые категоричные суждения о происходящих процессах, логичные и обоснованные сегодня, могут завтра оказаться наивными и абсурдными. Современное искусство - это многослойное явление, имеющее два вектора - в прошлое и в будущее. Оно отражает стремительно меняющийся мир и не может остаться в стороне от развития технологий, урбанизации, информатизации, многообразия и массовизации стилей и образов жизни человека. Под влиянием модных философских течений оно все чаще ориентируется на символические формы познания, у которых отсутствует конкретный объект.С другой стороны, рухнул рожденный постмодернизмом миф о «смерти автора», вызвавший к жизни «культурный перевертыш» (Ю. Лотман), выражающийся в смене ролей в триаде «автор - текст - читатель», где главная роль перешла от автора к читателю. В контексте современного, более позднего, постмодернизма наблюдается осознание ряда крайностей «классического» постмодернизма. В дискуссии по поводу «Большого проекта для Рос-сии», происходившей в ЦДХ на Крымском валу в 2002 г., «отец-основатель» всей современной науки и практики кураторства Харальд Зееман на вопрос: «Возможен ли “большой проект” вообще без художников?» ответил утвердительно. Сегодня же, именно благодаря кураторам, складываются новые формы авторского присутствия в искусстве. Личность автора вновь становится значимой и порой определяет основные смыслы кураторского проекта.Возвращаясь к началу, отметим, что рождению кураторства предшествовали «смерть автора» и «смерть искусства». Жизнь показала, что, выражаясь словами Марка Твена, «слухи о... смерти сильно преувеличены». Возможно, именно рождение кураторства спасло искусство от некоторых негативных перспектив. Ясно одно: кураторство - это новое, синтетическое явление в искусстве XX - XXI вв., само ставшее искусством, формой самовыражения художника- куратора, способом презентации его художественного высказывания.Ясно и другое: кураторству суждена долгая история, новые открытия и направления, которые будут обусловлены развитием науки и техники, новых технологий выставочной деятельности и музейной работы, внутренними за-кономерностями модификации кураторства.Исследования кураторства практически совпали по времени с его зарождением и первыми этапами развития. Это создает условия для более полного и глубокого познания данного феномена, не отделенного от исследователя временными пластами, а данного в непосредственном восприятии.Тезис о том, что прошлое незавершено, а настоящее неполно, имеет к кураторству самое непосредственное отношение, что делает его весьма привлекательным как в научно-познавательном плане, так и в контексте художественной практики нашей актуальной реальности. Кураторство удивительным образом объединяет художников, историков, искусствоведов, специалистов в области экранных искусств и новых информационных технологий и главное - различные категории зрительской аудитории, что в итоге повышает его значимость. У всех нас, благодаря кураторству, есть реальная перспектива наблюдать и участвовать в интересных процессах в искусстве.2.3 Кураторство как профессиональная деятельностьТем не менее кураторство становится все более профессиональной деятельностью, и возможности обучения ему быстро множатся. Стандартный путь можно начать с курсов истории искусства или визуальной культуры (а может быть, и собственно курирования: такой предмет появляется в вузах все чаще), культурологии, языка, затем перейти к критической теории и/или письму: так вы можете дойти до создания кандидатской или даже докторской работы. На пользу пойдет и изучение истории искусства, других гуманитарных дисциплин, менеджмента в сфере искусства и т. п. Некоторые знаменитые кураторы XX — начала XXI века пришли в профессию из других областей: Каспер Кениг, куратор и директор Музея Людвига в Кельне, изучал антропологию, а швейцарец Харальд Зееман, с именем которого связаны первые «великие выставки», начинал в театре.Один из первых курсов кураторства был открыт в 1987 году во французском Гренобле усилиями Национального центра современного искусства (Le Magasin). Этот девятимесячный курс читается до сих пор, причем совершенно бесплатно. Снискала известность кураторская программа, запущенная в 1990 году нью-йоркским Бард-колледжем. Работающий там Центр кураторских исследований разработал первый интенсивный курс в этой области, сочетающий элементы истории современного визуального искусства и выставочного дела с художественной теорией и критикой. Студенты проходят практическое обучение, организованное в сотрудничестве с университетом и Музеем искусств Хессель.Примеру Бард-колледжа последовал в 1992 году Королевский колледж искусств в Лондоне, разработавший магистерскую программу менеджмента, курирования и заказа современного искусства (теперь она называется «Курирование современного искусства»). В этом двухгодичном курсе теория критики и история визуальной культуры переплетены с основами кураторской деятельности. Студенты получают практические навыки в области редактуры, издательского дела и организации заказов на современное искусство. Экзаменационная работа включает подготовку выставки с каталогом и защиту диссертации. Это серьезное испытание, весьма напоминающее обычай, сложившийся в большинстве музеев, где кураторы параллельно руководят сразу несколькими проектами.Еще через два года открылась кураторская программа Центра искусств Де Аппель в Голландии. Здесь студентам предлагается годичный цикл семинаров, мастер-классов и экскурсий (в том числе трехнедельная исследовательская поездка за пределы Западной Европы), практические занятия, встречи с художниками и другими профессионалами мира искусства. Саския Бош, первый директор кураторской программы Де Аппель, отмечает, что кандидаты «завязывают ценные контакты» за время учебы. А это, как мы убедимся далее, очень важный аспект кураторской деятельности.В лондонском Институте искусств Курто действует магистратура по курированию в художественном музее, также включающая семинары, практику и стажировки, отражающие расширение поле деятельности куратора в XXI веке. Институт Курто, как, впрочем, и Королевский колледж искусств, привлекает к преподаванию академические силы факультета, а также использует свои музейные возможности, в частности собственный отдел консервации произведений искусства. Как и многие другие, эта программа предполагает подготовку студентами проекта выставки. В лондонском Голдсмит-колледже есть кураторская программа для специалистов в других областях, состоящая из семинаров, проводимых самими студентами, и поощряющая эксперименты и поиски.ЗаключениеПостмодернистское искусство воплощает в себе и отражает контекст современной реальности, формирует новую культурную парадигму, с присущими ему образами действительности, тем самым создавая почву для нового формата репрезентации и появления такого феномена как институт кураторства. Многие черты, присущие постмодернистскому искусству воплощают в себе общую культурную парадигму современности. Именно в этот период возникают новые направления, и происходит распад традиционных искусств. Художники постмодерна пытаются максимально снять авторское давление, используя совершенно новые приемы творчества, пытаются доверить зрителю самому завершить творческий процесс. Искусство постмодерна формирует новое представление о мире, меняет стереотипы восприятия и мышления. Тем самым, искусство действует не только на эстетические структуры, но и воспитывает в современном человеке способность к самовыражению. Таким образом, искусство второй половины ХХ века ставит проблему репрезентации. Самоограничение искусства, подсознательный запрет на то, чего уже нельзя показать, основывались, на сознании уникальности и ценности всей предыдущей традиции искусства, повторение форм которого в иной ситуации уменьшало бы значение традиционных форм, делало их пустыми. Появление независимой выставочной деятельности куратора следствие переосмысления всей истории искусства второй половины ХХ века, попытка найти новые формы репрезентации, наполнить их иным, совершенно новым смыслом. Проследив эволюцию западной художественной практики, следует отметить тенденцию выхода искусства за рамки традиционной музейной репрезентации, начатую еще Зеемоном и активно развивающуюся и в наши дни. Тем не менее, передовые кураторские проекты сегодня действительно связаны не столько с ярким авторским началом, которое всегда пропагандировал Зееман, сколько с коллективными проектами и другими находками, сделанными в 1990-е годы. Большинство современных кураторов склонны считать идею единоличного формирования концепции выставки, исчерпанной. Актуальными кажутся принципы групповой работы над выставкой: сетевые. На данный момент, кураторская профессия находится в сложной системе различных противоречий и зависимостей. Так, например, удачный кураторский проект зависит от денег и тех, кто их обеспечивает, от локальных интересов, от политической корректности, от актуального международного дискурса, и от собственных убеждений и знаний. Тем не менее, на западе высказывание художника является своеобразным политическим дискурсом, искусство существует в пространстве гражданского общества (чего нельзя сказать о российской ситуации), а следовательно выстраивает векторы общественного развития. Таким образом, куратор выполняет функцию некого посредника, он организует диалог между обществом и художником, направляет и формирует общественное мнение. В первую очередь, западная ситуация определяется сегодня - производством неких смыслов, идей, а не художественных объектов. В России общественная дискуссия отсутствует, а искусство может развиваться лишь на уровне галерейного бизнеса. Неясность фигуры куратора в российском контексте следствие того, что старая схема функционирования искусства являет собой отживший сегмент, несоответствующий духу времени и затормаживающий развитие современного искусства в нашей стране. В первую очередь, куратор автор идей, концепций художественных проектов с ярко выраженной позицией, а не столько арт-менеджер или организатор выставочной деятельности художника. Куратор - это полноправный творец, который участвует в формировании художественного процесса наряду с художником. Таким образом, кураторская деятельность, в том виде, в котором она реализуется в западной практике, в российском контексте блокируется по средствам феномена современного российского арт-рынка. В настоящее время, очевидна тенденция свести куратора к менеджеру, администратору, арт-дилеру, то есть человеку, обладающему или административным или финансовым ресурсом. Но, тем не менее, на сегодняшний день у современного русского искусства нет серьёзного рынка и серьёзных покупателей. Попытки продвигать его на международной рыночной арене воспринимают со сдержанным интересом, но какого-то особого успеха, мировой моды, пока незаметно. Современные выставочные проекты в России рассчитаны, как правило, на достаточно подготовленную публику, требуют утонченного художественно-эстетического чувства и определенной открытости для художественного опыта. В России, зачастую они далеки от общественного восприятия. По сути, это сугубо элитарное искусство дистанцинированное от повседневного массового контекста. Художественный проект не должен воспроизводить художественный рынок, он должен быть акцентирован на том искусстве, которое в условиях капиталистического доминирования не имеет шанса на репрезентацию. В подобных условиях существования российского арт-рынка, ненужность фигуры куратора, трансформация куратора в галериста, вполне логичный и очевидный процесс. Наш арт-рынок просто не предоставляет возможности кураторам стать частью профессиональной международной среды. На данный момент, есть выставки, имеющие хорошую концепцию, сделанные знающими исторический материал или современный художественный процесс специалистами, имеющие отличный каталог, но это не кураторские выставки, они не несут в себе позиции куратора, а скорее просто репродуцируют то или иное искусство.Список литературыБеньямин, В. О понятии истории / В. Беньямин // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 46. - С. 81-90.2.Бирюкова, М. В. Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры : автореф. дис. ... д-ра культурологии / М. В. Бирюкова. - Санкт-Петербург, 2017.3.Дарья Пыркина: «Куратор - это интеллектуальная движущая сила» [Электронный ресурс] // Арт- узел. Все о современном искусстве. - Режим доступа: http://artuzel.com.4.Дёмкина, Д. В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Д. В. Дёмкина. - Барнаул, 2012.5.Карлова, А. И. Музей современного искусства в культуре XX века : автореф. дис. ... канд. культурологии / А. И. Карлова. - Санкт-Петербург, 2009.6.Костриц, Ф. А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Ф. А Костриц. - Санкт-Петербург, 2009.7.Макарова, К. С. Формирование визуальной грамотности зрительской аудитории современного искусства: магистерская дисс. по напр. Культурология / К. С. Макарова. - Екатеринбург, 2017.8.Прилашкевич, Е. Е. Кураторство в современной художественной практике : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Е. Прилашкевич. - Санкт-Петербург, 2009.9.Федина, Е. В. Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Е. В. Федина. - Санкт-Петербург, 2009.10.Шахно, Н. В. Неакадемические формы современного художественного творчества в визуальной культуре Санкт-Петербурга : автореф. дис. ... канд. культурологии / Н. В. Шахно. - Санкт- Петербург, 2015.11.Lippard L. 1973. Six Years: The Dematerialization of the Art Object from 1966 to 1972. New York: Praeger.12.Rotman B. 1993. Signifying Nothing. The Semiotics of Zero. Stanford: Stanford University Press.


1. Беньямин, В. О понятии истории / В. Беньямин // Новое литера-турное обозрение. - 2000. - № 46. - С. 81-90.
2. Бирюкова, М. В. Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры : автореф. дис. ... д-ра культурологии / М. В. Бирюкова. - Санкт-Петербург, 2017.
3. Дарья Пыркина: «Куратор - это интеллектуальная движущая сила» [Электронный ресурс] // Арт- узел. Все о современном искусстве. - Режим доступа: http://artuzel.com.
4. Дёмкина, Д. В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Д. В. Дёмкина. - Барнаул, 2012.
5. Карлова, А. И. Музей современного искусства в культуре XX века : автореф. дис. ... канд. культурологии / А. И. Карлова. - Санкт-Петербург, 2009.
6. Костриц, Ф. А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты : автореф. дис. ... канд. искусствове-дения / Ф. А Костриц. - Санкт-Петербург, 2009.
7. Макарова, К. С. Формирование визуальной грамотности зрительской аудитории современного искусства: магистерская дисс. по напр. Культурология / К. С. Макарова. - Екатеринбург, 2017.
8. Прилашкевич, Е. Е. Кураторство в современной художественной практике : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Е. Прилашкевич. - Санкт-Петербург, 2009.
9. Федина, Е. В. Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Е. В. Федина. - Санкт-Петербург, 2009.
10. Шахно, Н. В. Неакадемические формы современного художест-венного творчества в визуальной культуре Санкт-Петербурга : автореф. дис. ... канд. культурологии / Н. В. Шахно. - Санкт- Петербург, 2015.
11. Lippard L. 1973. Six Years: The Dematerialization of the Art Object from 1966 to 1972. New York: Praeger.
12. Rotman B. 1993. Signifying Nothing. The Semiotics of Zero. Stanford: Stanford University Press.

Вопрос-ответ:

Какова роль куратора в музее современного искусства?

Роль куратора в музее современного искусства заключается в организации и представлении художественных выставок и проектов. Куратор отвечает за выбор и экспозицию произведений искусства, создание концепции выставки, организацию мероприятий и образовательных программ.

Какие истоки происхождения кураторства в музеях?

Истоки происхождения кураторства в музеях можно отследить до конца XIX века. В то время кураторы впервые начали появляться в музеях, чтобы помогать в организации и экспозиции коллекций. Однако, с развитием искусства и изменением подходов кураторы стали играть более активную роль в создании искусствоведческих концепций и программ выставок.

Каковы типы кураторов в музее современного искусства?

В музее современного искусства существует несколько типов кураторов. Одни занимаются организацией временных выставок и проектов, другие отвечают за постоянную экспозицию и коллекции, третьи занимаются кураторской деятельностью в образовательных программ, а также есть исследовательские кураторы, которые занимаются исследованием и анализом искусства.

Какие предпосылки привели к возникновению и развитию кураторства в музее современного искусства?

Предпосылки возникновения и развития кураторства в музее современного искусства связаны с изменением художественных практик и подходов к осмыслению искусства. С появлением новых искусственных форм и выражений, художникам стало сложнее самостоятельно организовывать и представлять свои работы, поэтому возникла необходимость в кураторах, которые могли бы помочь в этом процессе.

Какова роль куратора в переходе первичного авторства от художника к куратору в современном искусстве?

Роль куратора в переходе первичного авторства от художника к куратору в современном искусстве заключается в выборе искусственных работ, создании концепции выставки, установлении взаимосвязей между произведениями и организации пространства экспозиции. Куратор также может анализировать искусство и предлагать свою интерпретацию произведений.

Какова роль куратора в музее современного искусства?

Роль куратора в музее современного искусства очень важна. Кураторы отбирают и организуют произведения искусства, создают выставки, проводят исследования и разрабатывают концепции выставочных проектов. Они играют ключевую роль в коммуникации между художниками, зрителями и музеем.

Какие типы кураторов существуют?

Существует несколько типов кураторов в музее современного искусства. Это кураторы-искусствоведы, которые имеют глубокие знания искусства и проводят исследования в этой области. Также есть кураторы-практики, которые сами являются художниками и имеют опыт создания произведений искусства. Еще одни тип кураторов - это кураторы-специалисты, которые имеют узкую специализацию в определенной области искусства.

Каковы предпосылки возникновения и развития кураторства в современном искусстве?

Предпосылки возникновения и развития кураторства в современном искусстве могут быть разными. Одной из них является изменение представлений об искусстве и его роли в обществе. Также значительную роль сыграло развитие массовых коммуникаций и информационных технологий, которые позволили кураторам привлекать внимание к произведениям искусства и организовывать масштабные выставки и проекты.

Каким образом кураторы в музее современного искусства влияют на авторство произведений?

Кураторы в музее современного искусства влияют на авторство произведений, особенно в ситуациях, когда кураторы создают групповые выставки или объединяют работы художников в единую концепцию. Они могут выбирать произведения, определять их место и порядок размещения и даже изменять их контекст и значение. Таким образом, кураторы становятся соавторами искусства и вносят свой вклад в его интерпретацию и восприятие.